Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЕШБЭК / ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТЕЛЯ / ДИНАМИКА БРОНИРОВАНИЯ / СТРУКТУРА БРОНИРОВАНИЯ / ADR / REVPAR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вишталюк А.А.

Развитие экономики РФ до 2020 года было размеренным и стабильным процессом, а предприятия гостеприимства, работающие на территории страны, функционировали в устоявшихся и изученных механизмах, которые показывали доходность своим собственникам, при грамотном подходе управления. После возникновения вирусной инфекции covid-19 и ее стремительного распространения по всем континентам и странам, участники экономических взаимоотношений перешли на новый режим взаимодействий, который был обусловлен новыми реалиями. Жизненный цикл пандемии давал прямое влияние на отрасль гостеприимства в самом начале ее появления. Гостиничные предприятия, напрямую зависевшие от потока людей из разных регионов, в условиях возникновения ограничений, остались с низкой загрузкой, многие были вынуждены закрыться. Туристская отрасль была признанной одной из самой пострадавшей от возникшей ситуации, которая напрямую зависела от потока путешественников в ту или иную дестинацию. Потребовалось около полугода, для того, чтобы перестроить работу и встать на рельсы программ поддержки от государства. Цель статьи - показать динамику развития событий, развивавшихся в период 2020 - 2022 гг, которые разворачивались на арене гостеприимства, и, были продиктованными влиянием пандемии, а также проанализировать итоги масштабных программ стимулирования от государства, в частности от Ростуризма, которые, в итоге позволили отельерам повысить загрузку и внедрить новые технологии в отрасль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вишталюк А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО

УДК 338.48

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вишталюк А.А.

Магистрант Высшей школы туризма и гостеприимства

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, Российская Федерация

vishnana@yandex. ru

Научные руководители:

Коновалова Е.Е.

Канд. экон. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация eekmgus@mail.ru Юдина Е.В.

Канд. соц. наук, доцент Высшей школы туризма и гостеприимства ФГБОУ ВО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва, Российская Федерация elenayudina13@yandex. ru

Аннотация. Развитие экономики РФ до 2020 года было размеренным и стабильным процессом, а предприятия гостеприимства, работающие на территории страны, функционировали в устоявшихся и изученных механизмах, которые показывали доходность своим собственникам, при грамотном подходе управления. После возникновения вирусной инфекции covid-19 и ее стремительного распространения по всем континентам и странам, участники экономических взаимоотношений перешли на новый режим взаимодействий, который был обусловлен новыми реалиями. Жизненный цикл пандемии давал прямое влияние на отрасль гостеприимства в самом начале ее появления. Гостиничные предприятия, напрямую зависевшие от потока людей из разных регионов, в условиях возникновения ограничений, остались с низкой загрузкой, многие были вынуждены закрыться. Туристская отрасль была признанной одной из самой пострадавшей от возникшей ситуации, которая напрямую зависела от потока путешественников в ту или иную дестинацию. Потребовалось около полугода, для того, чтобы перестроить работу и встать на рельсы программ поддержки от государства. Цель статьи - показать динамику развития событий, развивавшихся в период 2020 -2022 гг, которые разворачивались на арене гостеприимства, и, были продиктованными влиянием пандемии, а также проанализировать итоги масштабных программ стимулирования от государства, в частности от Ростуризма, которые, в итоге позволили отельерам повысить загрузку и внедрить новые технологии в отрасль.

Ключевые слова: гостиничный бизнес, пандемия covid-19, федеральное агентство по туризму, туристический кешбэк, основные показатели эффективности отеля, динамика бронирования, структура бронирования, ADR, RevPar.

В марте 2020 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила глобальную пандемию коронавирусной инфекции COVID-19, результатом стала волна отмен спортивных, религиозных, политических и культурных мероприятий и закрытия

национальных границ для выезда собственных граждан, и въезда иностранцев на территорию других государств.

В России от ограничений, введенных по всему миру для сдерживания распространения коронавирусной инфекции, больше других пострадали гостиничные предприятия, традиционно принимавшие основные потоки постояльцев. Загрузка стремительно падала, а количество отмен поражала собственников и сотрудников отелей своими масштабами. Многие отели принимали решение о «консервации» или, о прекращении деятельности, особенно те, которые были на арендованных площадях. К 2022 году средства размещения адаптировались к новым реалиям ведения бизнеса, и те, кто смог остаться на плаву, внедрил новые механизмы продаж для того, чтобы сохранить гостевой поток. Пандемия сделала переворот в бизнес-процессах современного гостиничного бизнеса РФ, но, до конца не ясно, что еще ждет мир впереди. Таким образом, отельеры живут по принципу «здесь и сейчас», внедряя все новые и новые методы продаж, повышения спроса и проявления лояльности к гостям. Статья позволяет проследить эволюцию нового гостеприимства, с его ключевыми показателями, процессами и инновациями, которые породила эра СOVID-19.

Согласно исследованию, проведенному компанией СВЯЕ, в первом полугодии 2020 года, гостиничный рынок г. Москвы и г. Санкт-Петербурга продемонстрировал падение доходности на 54% и 78% соответственно (рисунок 1).

100-й

75% 50% 25% 0%

январь февраль маат агре,гь май июнь

201 9 - 2020

Рисунок 1 - Помесячная динамика загрузки гостиничного рынка Москвы в первом

полугодии 2020 года [2]

На фоне пандемии и сокращения потока иностранных туристов до нуля в Санкт-Петербурге по итогам первого полугодия 2020 г. средняя суточная цена за номер (ADR) снизилась на 45%, в Москве в среднем по рынку - на 5% [4].

10 ООО руб 7 500 руб

5 000 руб 2 G00 руб 0 руб

2018 2019 2020

ADR Rev PAR

Рисунок 2 - Показатели по гостиничному рынку г. Москвы, 2018-2020 [2] Средний тариф в первом полугодии продемонстрировал снижение на 5% относительно аналогичного периода прошлого года, составив порядка 7 тыс. рублей. Максимальное падение на московском рынке продемонстрировал верхний предел среднего ценового сегмента, где ADR сократился на 16,6% до 4 тыс. рублей. Единственным сегментом, где тариф вырос, стал сегмент люкс, продемонстрировавший 5-процентный рост по сравнению с 6 месяцами 2019 года.

В первом полугодии произошла беспрецедентная в мировых масштабах ситуация: практически полностью прекратилось международное авиасообщение и приостановились туристические путешествия, до минимума свелось количество деловых поездок. Число гостей отелей резко началось стремиться к нулю, что привело к падению загрузки и закрытию гостиниц: в Москве к концу апреля было закрыто 40% номерного фонда, в Санкт-Петербурге - более 20%. Загрузка столичных отелей по итогам 6 месяцев составила 35%, что на 38 п.п. (или на 52%) ниже аналогичного периода прошлого года [2].

Апрель стал анти-рекордсменом не только в рамках 2020 года, но всего периода развития российского гостиничного рынка России. Если гостиничные рынки США и

Китая уже сталкивались с обвалом рынка после теракта 9 сентября 2001 года (загрузка снизилась на 45%) и эпидемии SARS (атипичной пневмонии) в 2003 году, когда снижение заполняемости отелей составило порядка 85%, то для России такое падение рынка произошло впервые.

В среднем за полугодие доходность на номер по каждому из сегментов сократилась на 52-62%. Для сравнения: в абсолютных величинах RevPAR московского рынка в первом полугодии 2019 года составлял 5,4 тыс. руб., в 2020 году - 2,5 тыс. руб. В первом квартале снижение доходности составило 15,5%, во втором - минус 87%, что привело к снижению на 54% в целом за полугодие. Максимальное снижение на уровне 62% наблюдается в сегменте люкс [2].

Но в июне гостиничный рынок стал проявлять признаки «оживления»: наиболее оптимистичные результаты показали гостиницы и отели верхнего предела среднего ценового сегмента (upper midscale) и среднего ценового сегмента (midscale), что оправдало ожидания многих экспертов. Уже в июне в объектах размещения, которые соответствуют вышеперечисленным сегментам, загрузка восстановилась до 23-26%. Отели более высокого ценового сегмента и люксовые отели восстанавливаются немного медленнее из-за отсутствия «деловых» путешественников, корпоративных мероприятий (MICE), и несомненно, обеспеченных туристов [4].

С началом летнего отпускного сезона ситуация на некоторых объектах характеризовалась загрузкой на уровне 23-26%. Отели более дорогих сегментов восстанавливаются медленнее в связи с отсутствием деловых путешественников, туристов и MICE- мероприятий. Не менее драматичный сценарий событий разворачивался и на рынке гостиничного бизнеса Крыма и Краснодарского края.

Так, ситуацию, сложившуюся на момент весны 2020 г. в Крыму, можно охарактеризовать рядом следующих негативных факторов:

- сокращение потока туристов на начало весны в Крым фиксировалось на уровне 950 тыс. человек;

- объем выпадающих доходов оценивался в 1.5 триллиона рублей;

- около 120 тыс. человек потеряли работу;

- общая сумма возвратов за апрель-май составила 1.3 миллиарда рублей;

- загрузка гостиниц фиксировалась на уровне 5-10%, а некоторые объекты были закрыты.

Тем не менее, в связи с поэтапным запуском летнего туристского сезона, начавшимся в Республике Крым с 15 июня 2020 г. и проходившем в условиях достаточно жестких требований Роспотребнадзора с 1 по 31 июля в Крыму отдохнули более 1,4 млн

путешественников (1 млн 432,8 туристов). За второй месяц курортного сезона, с 1 по 31 августа, в Крыму отдохнуло более 2,1 млн туристов (2 106,3 тыс.). Общее число туристов за весь летний сезон превысило 3,5 млн человек [5].

Как видно из исследования СВЯЕ в начале 2020 до 2021 гг., пандемия очень сильно повлияла на гостиничный бизнес в России, произошли глобальные изменения конъюнктуры рынка. Гостиницы и отели пытаются адаптироваться к тому, что происходит в мире, и стараются менять свой сервис для того, чтобы сделать пребывание гостей более безопасным, а отклики на их просьбы более быстрыми. Этот период характеризовался большим спросом на внутренний туризм. Гости удовлетворяли базовую потребность на отдых в условиях закрытых границ. Люди ушли в онлайн. В 2020-м они получили первый успешный опыт покупок и теперь повторяют его. В том числе при бронировании гостиниц.

Статистика бронирований — 2021

Компанией ТгеуеШие в конце 2021 года был сделан срез по аналитике бронирования, который показал:

- городские отели увеличили показатель бронирований через официальный сайт на 43% и на 10% с по броням с каналов по сравнению с 2019 годом

- загородные отели увеличили показатель бронирований через официальный сайт на 249% и на 98% с по броням с каналов по сравнению с 2019 годом

- курортные отели увеличили показатель бронирований через официальный сайт на 203% и на 102% с по броням с каналов по сравнению с 2019 годом

- санатории увеличили показатель бронирований через официальный сайт на 281% и на 146 % с по броням с каналов по сравнению с 2019 годом [8].

Таким образом увеличение спроса в 2021 году показали загородные, курортные отели и санатории, особенно, в такие периоды, когда загрузка в низкие сезоны (октябрь -декабрь) до-пандемийных годов составляла 30%, в 2021 составляла 70-80%. Гости бронировали номера через онлайн каналы продаж, привлекая внимание к модулям бронирования на официальных сайтах отелей. Получила всеобщее распространение модель удаленной работы, а также виртуальных встреч с друзьями и родственниками, посещения музеев и театров, дистанционного обучения т.д. Владельцы и менеджеры компаний, включая отельеров, которые ранее зачастую даже не рассматривали возможность управления своими объектами на расстоянии, во время пандемии осознали, что технологические решения, позволяющие сотрудникам получить удаленный доступ к ресурсам, необходимым для работы, имеют решающее значение для поддержания функционирования в условиях социального дистанцирования [13]. Пандемия

способствовала активному использованию передовых информационно коммуникационных технологий. Так, облачные PMS-системы позволяют управлять бизнес-процессами, находясь на изоляции, в отличие от старых локальных систем, доступ к которым сотрудники могут получить только непосредственно на стационарных компьютерах, размещенных в гостинице [3].

В сложившихся условиях возникла острая необходимость в реализации следующих мер, направленных на поддержку и дальнейшее восстановление отрасли:

- значительная фокусировка усилий, ресурсов и мер поддержки государства на развитии приоритетных туристских территорий, на фоне повышения их инвестиционной привлекательности;

- дальнейшая популяризация местных туристических направлений;

- облегчение налоговой политики для наиболее пострадавших секторов экономики;

- введение льгот и стимулов для обеспечения поддержания бизнеса;

- продление срока действия виз, полученных до пандемии иностранными туристами в рамках мер, направленных на восстановление въездных потоков после открытия государственных границ и восстановления авиасообщения между странами [1].

В 2020 г. Ростуризмом и платежной системой «Мир» была введена программа стимулирования внутренних туристических поездок, которая получила название «Туристический кешбэк». Целью акции являлась стимуляция доступных внутренних туристических поездок через возмещение части стоимости оплаченной туристом туристской услуги в рамках «Программы лояльности» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2020 г. № 1200. Гости отелей могли получить субсидию - 20% от стоимости бронирования. Бронирование должно быть от 2 ночей и совершено через официальный сайт с оплатой картой «Мир».

Программа проходила следующими этапами:

- 1 этап: оплатить проживание нужно было с 21 по 28 августа 2020 года. Сроки поездки зависели от регионов;

- 2 этап: Оплата с 15 октября по 5 декабря 2020 года. Путешествие должно было закончиться не позднее 10 января 2021 года;

- 3 этап прошёл в две волны: оплата с 18 марта по 15 июня 2021 года, окончание путешествия не позднее 30 июня 2021, оплата с 16 июня по 14 сентября 2021 года. Сама поездка должна начаться не раньше 1 октября и закончиться не позднее 24 декабря 2021 года. Исключение — круизы: с 1 сентября по 24 декабря.

- 4 этап: продажи по акции с 18 января до 12 апреля. Отправиться в поездку можно с первого дня продаж и до 30 апреля включительно.

Программой возврата средств за туры по России за три этапа ее проведения в 2020 и 2021 годах воспользовались 1,5 млн российских граждан. Первые два этапа распродажи прошли в 2020 году, по их итогам было продано туров на 6,5 млрд рублей. Оставшиеся средства были перенесены на 2021 год [7].

Результаты программ дали положительный и оздоровительный эффект для сферы гостеприимства, привлекая большое количество гостей в отели по всей стране, стимулируя таким образом еще и внутренний туризм. Анализируя результаты первого, второго и третьего этапов «Туристического кешбека» можно с уверенностью сказать, что 2021 год стал более «плодородным» и принес больше гостей отелям, которые учувствовали со своей стороны в программе.

Так, в 2020 с январь по сентябрь в гостиницы РФ были заселены - 52 898 729 человек, в 2021 в этот же период - 81 218 682 человек, что подтверждает вышесказанное (рисунок 3).

50 000 000 -10 000 000 30 000 000 20 000 000 10 000 000 о

январь март январь июнь январь-сентябрь январь декабрь

2020 2021

Рисунок 3 - Численность граждан РФ, размещенных в коллективных средствах

размещения (человек) 2020-2021 гг.

По данным компании Travelline во втором этапе программы 1 616 объектов подали заявку на участие в акции через них. За весь период акции через модуль бронирования TL прошло 62 302 брони на сумму больше двух миллионов рублей. В таблице 1 отражено, как сегменты отелей бронировались во время второго этапа туристического кешбэка» [8].

Таблица 1- Результаты второго этапа туристического кешбэкау отелей РФ

Сегмент Участники Количество броней Сумма акционных броней

Отели 1 106 25 611 673 533 334 Р

Санатории 198 23 644 1 085 286 515 Р

Загородные объекты 144 12 746 436 414 525 Р

Мини-отели 168 1 299 37 924 129 Р

Самые актуальные данные относятся к последней волне акции. Где, в среднем путешественники потратили на размещение 19 900 рублей за четыре ночи, что на 7% выше среднего чека по итогам весеннего этапа 2021 года (в период с 18 марта по 16 июня средний чек составил 18 600 рублей за четыре ночи). Как правило, туристы совершают бронирование за 20 дней до заезда.

По данным Ostrovok.ru, самое дорогое размещение за первый месяц акции россияне забронировали в гостиницах на горнолыжных курортах: в Красной Поляне они выбирали номера на четыре дня стоимостью 60 000 рублей, в Терсколе в среднем платили 34 000 за четыре дня, а в Шерегеше - 30 000 рублей за три ночи.

Самый низкий средний чек зафиксирован в отелях Владимира (2 800 рублей за две ночи), Рязани (5 000 рублей за две ночи), Махачкалы (5 200 рублей за две ночи), Астрахани (5 700 рублей за две ночи), Волгограда (7 700 рублей за три ночи).

Наибольшей популярностью у путешественников, совершающих бронирования по программе, пользуются отели категории четыре звезды (36%), три звезды (32%), а также объекты без звезд (21%). Около 6% туристов резервируют проживание в пятизвездочных гостиницах. На долю двухзвездочных средств размещения приходится 4% бронирований. В рамках акции туристы чаще всего выбирают номера для двоих (57%) или одного взрослого гостя (31%). На долю путешественников с детьми приходится 8% бронирований (рисунок 4).

5 звезд

Рисунок 4 - Структура бронирования отелей 3 этапа «Туристического кешбэка» 2021 г. научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 16. 2022 / №1

Приведенные выше факты говорят о наличии высокого спроса на услуги внутреннего туризма в России. Значит именно внутренний туризм способен стать тем драйвером, который может стать катализатором восстановления всей отрасли в стране, а в ряде случаев за счет своего мультипликативного эффекта стимулировать развитие других отраслей экономики. В настоящее время только Российская Федерация и КНР смогли выйти на прошлогодние показатели развития внутреннего туризма, в том числе и благодаря поддержке государства. Высокий потенциал развития внутреннего туризма в России подтверждается показателем «RecoveryIndex» (индекс отображает в реальном времени процесс восстановления туристской отрасли после пандемии COVID-19) - 60, в то время как среднемировое значение составляет - 43 [1].

Ситуация на гостиничном рынке в 2022 г. будет очень сильно зависеть от темпов вакцинации, снижения темпов роста инфицирования, дальнейшей мутации штаммов не только в России, но и во всем мире. Международный туризм будет восстанавливаться больше времени, чем ожидалось: аналитики туристического бизнеса не исключают наиболее пессимистичного прогноза, который говорит о восстановлении в течение 510 лет [10]. Высказываются предположения о том, что поездкам на небольшие расстояния, т. е. в ближайшие города и страны, буду отдаваться предпочтения в сравнении с более длительными путешествиями. Перспективным также может стать авто мобильный туризм, который потянет за собой развитие автокемпингов, мини-хостелов, экоотелей на природе и других. Никто не сможет поспорить с тем, что восстановительный период будет очень сложным и продолжительным.

Доходные показатели объектов размещения еще в первые месяцы пандемии показали критическое снижение, но помимо этого прогнозируется рост операционных расходов, которые, несомненно, негативно отразятся на валовой операционной прибыли субъектов гостиничного бизнеса. Отели и гостиницы будут вынуждены ужесточать правила размещения постояльцев. Наибольшее ужесточение ожидается для санитарно-курортных средств размещения: им потребуется более частая уборка и дезинфекция, размещение гостей по одному, сокращение посадочных мест в точках питания и т.д. Ожидается бум спроса на внутренний туризм во всем мире. Уже сегодня наблюдается увеличение спроса на средства размещения, находящиеся в 1 -3 часах от больших городов, повышается спрос на так называемый туризм выходного дня. В России, скорее всего, увеличится желание людей воспользоваться в выходные санитарно-курортными услугами. Однако текущий спад спроса на гостиничном рынке приведет к снижению ввода нового предложения [6], так как привлекательность гостиничной индустрии в ближайшие 5 лет

стоит под вопросом. Эксперты также ожидают, что быстрее смогут восстановиться гостиницы эконом и среднего ценового сегмента.

Анализ статистических показателей Федерального агентства по туризму, компаний CBRE и Trevelline демонстрирующих резкое сокращение потока туристов, снижение ценового уровня и дохода отелей с 2020, позволяет проследить тенденции развития гостиничного бизнеса и сделать вывод об изменении конъюнктуры рынка. Полученные показатели дают возможность выстроить порядок действий, способных наиболее быстро и рационально покрыть убытки и восстановить развитие гостиничного бизнеса в целом. Благоприятное влияние было оказано государственной программой поддержки туризма «Туристический кешбэк» (как одной из пострадавшей сферы от пандемии), результаты которой были представлены, как «отложенный отдых» и в структуре показателей имели пиковые значения в периоды проведения этапов. Переориентация на внутренний туризм может сопровождаться разработкой новых предложений от гостиничного бизнеса, ростом онлайн продаж и появления новых рыночных ниш.

Литература

1. Воронцова М.Г., Васильева А.Д. Развитие предприятий гостиничной индустрии в условиях кризиса туризма // Журнал правовых и экономических исследований. 2020. №3.

2. В первом полугодии гостиничный рынок Москвы и Санкт-Петербурга показал падение доходности на 54% и 78% соответственно/ CBRE, первое полугодие. 2020 URL:https://www.cbre.ru/ru-ru/about-cbre/media-centre/hotel-market-h1-2020. (дата обращения: 25.01.2022).

3. Кабелкайте-Вайткене Ю.А. Мобильные устройства как инструмент взаимодействия поставщика и потребителя туристских услуг // XXXII Международные Плехановские чтения. Сборник статей аспирантов и молодых ученых. 2019.

4. Кабелкайте-Вайткене Ю.А. Проблемы и возможности индустрии гостеприимства в условиях распространения коронавирусной инфекции. Цифровая наука. 2020; (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ Дарья Алексеевна Вдовкина, Хазар Йылмаз. Научные записки молодых исследователей № 3/2021 problemy-i-vozmozhnosti-industrii-gostepriimstva-v-usloviyah-rasprostraneniya-koronavirusnoy-infektsii (дата обращения: 27.01.2022).

5. Масалова Д.Ю., Кациель С.А., Жигулин И. Тенденции развития гостиничного бизнеса в условиях пандемии коронавируса // Современное состояние и потенциал развития туризма в России: Мат. XVII Междунар. науч.-практ. конф. Под ред. Е В. Кулагиной. 2020.

6. Осипова Л.Б., Прокопьев В.Н. Гостиничный и туристический бизнес во время пандемии коронавируса COVID-19. Молодой ученый. 2020;23(313):429-433. URL: https://moluch.ru/archive/313/71336/ (дата обращения: 09.02.2022).

7. Ростуризм подвел итоги программы туристического кешбэка в 2020 и 2021 годах/Журнал о гостиничном бизнесе WelcomeTimes. URL: https://welcometimes.ru/news/rosturizm-podvel-itogi-programmy-turisticheskogo-keshbeka-v-2020-i-2021 -godah (дата обращения: 10.02.2022).

8. Статистика и тренды гостиничного бизнеса 2022/Блог компании Travelline/ URL:https://www.travelline.ru/blog/statistika-i-trendy-gostinichnogo-biznesa-2022/ (дата обращения: 05.02.2022).

9. Статистические данные по Российской Федерации за 2020 год, 2021 год / Федеральное агентство по туризму. URL: https://tourism.gov.ru/contents/analytics/statistics (дата обращения: 05.02.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Тарасенко Э.В., Розанова Т.П., Ильина Е.Л., Кошелева А.И., Латкин А.Н. Трансформация международного гостиничного бизнеса в эпоху COVID-19: новые риски и возможности на примере гостиничных групп. Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2021;l(65). ISSN 1999-2645. URL: https://eee-region.ru/article/6512/. _(дата обращения: 05.02.2022).

11. Шумакова Е.В. Проблемы гостиничного бизнеса в условиях пандемии (коронавируса) // Экономика. Серия: Экономика и Право. №6, июнь 2020 г.

12. Число бронирований отелей в первый месяц нового этапа программы кешбэка выросло на 30%/ ТАСС - российское новостное агентство. URL: https://tass.ru/ekonomika/13724133 (дата обращения: 17.02.2022).

13. DzhandzhugazovaE.A., DusenkoS.V.,Kabelkaite-VaitkieneJ.A.,Morozova M.A.,AvilovaN.I. Hotel Indusrty in the Context of Russia's Emerging Digital Economy // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Vol. 8. № 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.