Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
141
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Спирин И.А., Миронов Д.С., Трубецкая Т.Н., Санников А.Л., Кубасов Р.В.

Актуальность: количество активных интернет-пользователей в мире составляет в разных странах колеблется от 80 до 90%. При этом их количество ежегодно возрастает на 3-5%. В этой связи серьёзно обсуждаются вопросы чрезмерного времяпровождения в глобальных сетях, вплоть до возникновения интернет-зависимого состояния и вытекающих из-за этого проблем. Решение этой задачи заметно усложнилось в последние годы в связи с COVlD-19 пандемией, когда повсеместно были введены вынужденные режимные ограничительные меры, которые резко снизили прямые коммуникационные взаимоотношения между людьми с переводом таковых в дистанционные. Цель исследования -изучение влияния пандемии COVlD-19 на наличие предрасположенности и формирования к интернет-зависимости среди студентов для разработки мер по их профилактике. Проведено анкетирование среди студентов, обучающихся в медицинском университете, на тему «Оценка интернет-зависимости». Вопросы относились к временным промежуткам: в период пандемии COVlD-19 и вне её. Результаты исследования и обсуждение: в допандемийный COVlD-19 период абсолютное большинство пользователей Интернета имели умеренными потребность в нём. В период пандемии COVlD-19 резко возросло количество людей, ощущающих большую потребность нахождения в интернет-сетях, вплоть до патологической зависимости, необходимости практически постоянного пребывания в сети, коммуникации с посредством её, просмотра всевозможной информации и т.п. Полученные результаты сопоставлены с подобными исследованиями других авторов. Выявлены некоторые схожие моменты, но, в то время как имелись и определённые различия. Сделано заключение об аддиктивности чрезмерной бесконтрольной увлечённости пользованием Интернета, усиленной ограничительными мероприятиями от пандемии COVID-19. Внесён ряд предложений по недопущению возникновения таких зависимых состояний или снижения их влияния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Спирин И.А., Миронов Д.С., Трубецкая Т.Н., Санников А.Л., Кубасов Р.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COVID-19 PANDEMIC IMPACT ON THE FORMATION AND PROGRESSION OF INTERNET ADDICTION AMONG MEDICAL STUDENTS

The number of active Internet users in the world ranges from 80 to 90% in different countries. At the same time, their number increases by 3-5% annually. In this regard, the issues of excessive spending time on global networks are seriously discussed, up to the emergence of an Internet-dependent state and the problems resulting from this. Solving this problem has become noticeably more complicated in recent years due to the COVID-19 pandemic, when forced regime restrictive measures were introduced everywhere, which sharply reduced direct communication relationships between people with the transfer of such to remote. The aim is to study the impact of the COVID-19 pandemic on the presence ofpredisposition and formation of Internet addiction among students to develop measures for their prevention. A survey was conducted among students studying at a medical university on the topic "Assessment of Internet addiction". The questions related to the time interval: during the COVID-19 pandemic and beyond. Results and discussion: in the pre-pandemic COVID-19 period, the absolute majority of Internet users had a moderate need for it. During the COVID-19 pandemic, the number of people who feel a great need to be on Internet networks has increased dramatically, up to pathological dependence, the need for almost constant online presence, communication with it, viewing all kinds of information, etc. The results obtained are compared with similar studies by other authors. Some similar points were identified, but, while there were certain differences. The conclusion is made about the additivity of excessive uncontrolled enthusiasm for using the Internet, reinforced by restrictive measures from the COVID-19 pandemic. A number ofproposals have been made to prevent the occurrence of such dependent states or to reduce their influence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ»

Educational bulletin "Consciousness "/ | 2022. Vol. 24. n 11 Образовательный вестник "Сознание" '_https://e-pubmed.org

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

RESEARCH ARTICLE | НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

© Spirin I.A., Mironov D.S., Trubetskaya T.N., Sannikov A.L., Kubasov R.V., 2022

И*1 ] 1 http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-ll-20-26

Ч Принята 20.11.2022 | ***

1 УДК 1 159.9.072.43

THE COVID-19 PANDEMIC IMPACT ON THE FORMATION AND PROGRESSION OF INTERNET ADDICTION AMONG MEDICAL STUDENTS

SpirinI.A., MironovD.S., Trubetskaya T.N., SannikovA.L., KubasovR.V.

Northern State Medical University, Archangelsk, Russian Federation

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ

Спирин И.А., Миронов Д.С., Трубецкая Т.Н., Санников А.Л., Кубасов Р.В.

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, Российская Федерация

Abstract. The number of active Internet users in the world ranges from 80 to 90% in different countries. At the same time, their number increases by 3-5% annually. In this regard, the issues of excessive spending time on global networks are seriously discussed, up to the emergence of an Internet-dependent state and the problems resulting from this. Solving this problem has become noticeably more complicated in recent years due to the COVID-19 pandemic, when forced regime restrictive measures were introduced everywhere, which sharply reduced direct communication relationships between people with the transfer of such to remote. The aim is to study the impact of the COVID-19 pandemic on the presence ofpredisposition and formation of Internet addiction among students to develop measures for their prevention. A survey was conducted among students studying at a medical university on the topic "Assessment of Internet addiction". The questions related to the time interval: during the COVID-19 pandemic and beyond. Results and discussion: in the pre-pandemic COVID-19 period, the absolute majority of Internet users had a

Аннотация. Актуальность: количество активных интернет-пользователей в мире составляет в разных странах колеблется от 80 до 90%. При этом их количество ежегодно возрастает на 3-5%. В этой связи серьёзно обсуждаются вопросы чрезмерного времяпровождения в глобальных сетях, вплоть до возникновения интернет-зависимого состояния и вытекающих из-за этого проблем. Решение этой задачи заметно усложнилось в последние годы в связи с COVlD-19 пандемией, когда повсеместно были введены вынужденные режимные ограничительные меры, которые резко снизили прямые коммуникационные

взаимоотношения между людьми с переводом таковых в дистанционные. Цель исследования -изучение влияния пандемии COVlD-19 на наличие предрасположенности и формирования к интернет-зависимости среди студентов для разработки мер по их профилактике. Проведено анкетирование среди студентов, обучающихся в

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

moderate need for it. During the COVID-19 pandemic, the number of people who feel a great need to be on Internet networks has increased dramatically, up to pathological dependence, the need for almost constant online presence, communication with it, viewing all kinds of information, etc. The results obtained are compared with similar studies by other authors. Some similar points were identified, but, while there were certain differences. The conclusion is made about the additivity of excessive uncontrolled enthusiasm for using the Internet, reinforced by restrictive measures from the COVID-19 pandemic. A number ofproposals have been made to prevent the occurrence of such dependent states or to reduce their influence.

Keywords: internet-addiction, medical-students, COVID-19.

REFERENCES

медицинском университете, на тему «Оценка интернет-зависимости». Вопросы относились к временным промежуткам: в период пандемии COVlD-19 и вне её. Результаты исследования и обсуждение: в допандемийный COVlD-19 период абсолютное большинство пользователей Интернета имели умеренными потребность в нём. В период пандемии COVlD-19 резко возросло количество людей, ощущающих большую потребность нахождения в интернет-сетях, вплоть до патологической зависимости, необходимости практически постоянного пребывания в сети, коммуникации с посредством её, просмотра всевозможной информации и т.п. Полученные результаты сопоставлены с подобными исследованиями других авторов. Выявлены некоторые схожие моменты, но, в то время как имелись и определённые различия. Сделано заключение об аддиктивности чрезмерной бесконтрольной увлечённости пользованием Интернета, усиленной ограничительными мероприятиями от пандемии COVlD-19. Внесён ряд предложений по недопущению возникновения таких зависимых состояний или снижения их влияния.

Ключевые слова: интернет-зависимость, студенты-медики, COVlD-19.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

[1] [2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

[10]

DATAREPORTAL - Режим доступа: ■ Risk-behavior or psychopathology? //

Digital 2022: Global Overview Report [Электронный ресурс] // https://datareportal.com/reports/digital-2022-global-overview-report Kaess M., Klar J., Kindler J. et al. Excessive and pathological Internet use Addict Behav. 2021. 123. 107045. doi: 10.1016/j.addbeh.2021.107045

Nascimento S, Silva M, Oliveira J, Reis J. Utilizagao Problemática de Internet Durante a Pandemia COVID-19: Um Novo Paradigma? [Internet Addiction During the Pandemic COVID-19: A New Paradigm?] // Acta Med Portuguese. 2021. 34(5). 402. doi: 10.20344/amp.15888.

González-Padilla DA, Tortolero-Blanco L. Social media influence in the COVID-19 Pandemic // Int Braz J Urol. 2020. 46 (suppl.1). 120-124. doi:10.1590/S1677-5538

Young, K. Internet Addiction Test (IAT); Stoelting: Wood Dale, IL, USA, 2016.

Shehata WM, Abdeldaim DE. Internet addiction among medical and non-medical students during COVID-19 pandemic, Tanta University, Egypt // Environ Sci Pollut Res Int. 2021. 28(42). 59945-59952. doi:10.1007/s11356-021-14961-9

Tahir M.J., Malik N.I., Ullah I. et al. Internet addiction and sleep quality among medical students during the COVID-19 pandemic: A multinational cross-sectional survey // PLoS One. 2021. 16(11). e0259594. doi: 10.1371/journal.pone.0259594.

Mboya I.B., Leyaro B.J., Kongo A. et al. Internet addiction and associated factors among medical and allied health sciences students in northern Tanzania: a cross-sectional study // BMC Psychology. 2020. 8.73. doi: 10.1186/s40359-020-00439-9

Taha MH, Shehzad K, Alamro AS, Wadi M. Internet use and addiction among medical students in Qassim University, Saudi Arabia // Sultan Qaboos University Med J. 2019. 19(2). 142-147.

Li Y.Y., Sun Y., Meng S.Q. et al. Internet Addiction Increases in the General Population During COVID-19: Evidence from China // Am J Addict. 2021. 30(4). 389-397. doi: 10.1111/ajad.13156

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Spirin I.A. - ORCID ID: 0000-0002-3232-6887

Mironov D.S. - ORCID ID: 0000-0002-2403-1712

Trubetskaya T.N. - ORCID ID: 0000-0001-6594-473X

Sannikov АХ. - SPIN ID: 7418-0025; ORCID ID: 0000-0003-0405-659X

Kubasov R.V. - SPIN ID: 8780-4464; ORCID ID: 0000-0003-1698-6479

Спирин И.А. - ORClD Ю: 0000-0002-3232-6887

Миронов Д.С. - ORClD Ю: 0000-0002-2403-1712

Трубецкая Т.Н. - ORClD Ю: 0000-0001-6594-473Х

Санников А.Л. - SPlNЮ: 7418-0025; ORClD Ю: 0000-0003-0405-659Х

Кубасов Р.В. - SPlNЮ: 8780-4464; ORClD Ю: 0000-0003-1698-6479

For citation: Spirin I.A., Mironov D.S., Trubetskaya T.N., Sannikov A.L., Kubasov R.V. THE COVID-19 PANDEMIC IMPACT ON THE FORMATION AND PROGRESSION OF INTERNET ADDICTION AMONG MEDICAL STUDENTS // Educational bulletin "Consciousness". - 2022. Vol.24. №11. P. 20-26. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-20-26.

Для цитирования: Спирин И.А., Миронов Д.С., Трубецкая Т.Н., Санников А.Л., Кубасов Р.В. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОГРЕССИРОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИКОВ // Образовательный вестник "Сознание". - 2022. Т.24. №11. С. 20-26. Doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-11-20-26.

Введение. Согласно статистическим исследованиям, на начало 2022 года около 5 млрд людей (62,5% мирового населения) являлись активными пользователями Интернета. С каждым годом количество интернет-пользователей возрастает на 4-5 %. Около 95% из них в тоё или иной мере являются пользователями социальных сетей. В России 124 миллиона человек (85% населения страны) пользуются всемирной сетью Интернет (по состоянию на 2021 год). Самая большая возрастная категория жителей, которая пользуются Интернетом - это молодёжь в возрасте от 12 до 24 лет [1].

Интернет-зависимость (интернет-аддикция) впервые, как самостоятельный феномен, была описана в середине 1990-х гг., отдельно друг от друга, психиатром Айвеном Голдбергом и психологом Кимберли Сью Янг. До сих пор нет единого мнения можно ли выделить Интернет-зависимость, как отдельную нозологическую единицу, но уже в МКБ-11 и в DSM-5 выделяют игровую зависимость [2].

С 2020 года по причине введения социального дистанцирования и самоизоляции, а также других видов ограничений на перемещение во время пандемии, вызванной вирусом SARS-CoV-2 (COVID-19), увеличилось времяпрепровождение в on-line всего населения планеты [3].

В ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, так же как и во всех других образовательных организациях РФ, более чем на год было приостановлено проведение очных занятий, лекций и производственной практики. Весь учебный процесс был переведён в on-line режим, что неизбежно увеличило время использования Интернета как у студентов-медиков, так и у их преподавателей. Для того чтобы качество медицинского образования не ухудшалось, использовались различные современные технологии дистанционного обучения, во время которых студенты большую часть времени проводили on-line на образовательных порталах и вебинарах. Помимо

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

~ 22 ~

этого, социальная изоляция подтолкнула проводить достаточно продолжительную часть времени в различных социальных сетях и развлекательных онлайн-платформах [4].

В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования явилось изучение влияния пандемии COVГО-19 на наличие предрасположенности и формирования к интернет-зависимости среди студентов для разработки мер по их профилактике.

Материалы и методы. В Северном государственном медицинском университете г. Архангельска (СГМУ) среди обучающихся проведен онлайн-опрос на тему «Оценка интернет-зависимости среди студентов медиков».

Анонимное анкетирование было выложено на онлайн-платформе опросов Google. Ссылка на опрос распространялась через социальные сети (ВКонтакте и Telegram), а также другими способами, включая рассылку по электронной почте среди студентов СГМУ В опросе приняли участие 203 студента СГМУ всех факультетов: лечебный (44%), педиатрический (21%), стоматологический (13%), фармацевтический, медико-профилактический и медицинской биохимии (18%), клинической психологии, адаптивной физической работы, социальной работы (4%). Возраст участников исследования от 17 до 28 лет (средний возраст 20,1±2,94 лет). Среди них лица женского пола составили 68%, а мужского - 32%. Сбор данных проведён с 1 марта по 1 апреля 2022 года.

Проходя анкетирование, респонденты подтверждали свое добровольное согласие на участие в исследовании. Никаких дополнительных вознаграждений за участие в опросе предусмотрено не было.

Опрос, используемый нами для сбора данных, впервые был разработан и апробирован в 1995 году американским психологом Кимберли Янг [5]. Опросник содержит 20 закрытых вопросов, каждый вариант ответа которого оценивается по 5-балльной шкале. Суммировав полученные баллы, определяется итоговое значение, характеризующее вероятность отнесения опрашиваемого к интернет-зависимым лицам: 1. «обычный пользователь сети Интернет», 2. «есть проблемы, связанные с патологически долгим пребыванием в сети», 3. «интернет-зависимость».

Отвечать на каждый вопрос необходимо было дважды - опрашиваемые должны его сопоставить сначала к временному промежутку до пандемии COVID-19, а затем к периоду её разгара во время введения режимных ограничительных мероприятий с дистанционным обучением. Помимо этого, в анкету нами были добавлены вопросы демографического и социального характера, результаты которых не влияли на итоговое значение теста. Статистическая обработка полученных результатов, оценка распределения показателей, сравнительный анализ выборок проведены с помощью компьютерного пакета прикладных программ SPSS for Windows. В связи с тем, что в исследуемых группах распределение отличалось от нормального, для анализа показателей между обследованными группами использованы непараметрические критерии: McNemar для сравнения относительных показателей, Колмогорова-Смирнова и Mann-Whitney для сравнения абсолютных значений. Критический уровень значимости (p) при проверке статистических гипотез принимали за 0,05.

Результаты исследования- Анализ полученных результатов показал наличие статистически значимых различий степени интернет-зависимого поведения между временными промежутками до пандемии COVID-19 и в период её разгара (табл. 1).

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВаАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Таблица 1

Распределение респондентов по степени интернет-зависимого поведения до и во время пандемии COVID-19 (абсолютное количество (%)).

Категория интернет-пользователя Временной промежуток COVID-19 пандемии Стат. уровень значимости между сравниваемыми периодами (р)

До пандемии Во время пандемии

Обычный пользователь сети Интернет 124 (61,1) 106 (52,2) <0,001

Пользователь, у которого есть проблемы, связанные с чрезмерно долгим пребыванием в сети Интернет 79 (38,9) 92 (45,3) <0,001

Абсолютно интернет-зависимый пользователь 0 (0) 5 (2,5) -

Всего: 203 (100) 203 (100) -

Так, в допандемийный COVID-19 период абсолютное большинство пользователей Интернета, согласно анкетированию, были определены к обычным лицам, с умеренными потребностями в нём. В период пандемии COVID-19 их количество статистически значимо уменьшилось (р<0,001) и составило около половины от общего числа респондентов. Соответственно, резко изменилось соотношение лиц, у которых наблюдались проблемы, связанные с чрезмерно долгим пребыванием в сети Интернет. Если в обычное время их число составляло чуть больше 1/3 от общего числа анкетируемых, то в период действия режимных ограничительных мероприятий процент таковых статистически значимо увеличился, достигнув почти половины от всей выборки. Более того, в период ковидных ограничительных мероприятий появились лица с абсолютной интернет-зависимостью, т.е. те, что имеют признаки патологической необходимостью практически постоянного пребывания в сети. У них имелись проблемы с учебой и коммуникационными потребностями.

уменьшилась

не изменилась

возросла

Рис. 1. Динамика приверженности студентов медицинского университета к времяпровождению в Интернете (сравнение допандемийного и пандемийного периодов).

При анализе частот распределения категорий интернет-пользователей среди студентов в зависимости от пола нами не было выявлено статистически значимых различий

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

между мужчинами и женщинами. Более того, в динамике пандемии COVID-19 изменения количественного состава по каждой категории как среди мужчин, так и среди женщин также не имели статистически значимых различий.

Проследив индивидуальную динамику приверженности респондентов (по их личному признанию) к времяпровождению в Интернете до и во время пандемии выявлено, что только у 24% лиц она совершенно не изменилась в то время, как у 8% - уменьшилась, а у 68% -возросла. (Рис.1)

При анализе структуры времяпровождения в сети Интернет среди студентов обнаружено, что обследуемые лица более всего увеличили своё пребывание в социальных сетях и различных мессенджерах. Так, по их признанию, наибольшей популярностью пользовалась социальная сеть «В контакте», которая указывалась более чем в 90% ответов. Среди мессенджеров самым популярным в ответах значился WhatsApp и У1Ьег (более 85% ответов). У более 60% респондентов эти приложения находятся постоянно включенными в гаджетах. Среди развлекательных приложений самым популярными признан Т1кТок, УоиТиЬе (40% всех ответов). Около 40% отвечающих отметили, что используют эти приложения при «любом свободном времени». Наиболее популярные причины использования социальных медиа: поддержание коммуникации с семьей/друзьями/знакомыми - 80%, развлечения и мемы — 52%, отслеживание новостей из шоу-мира -34%.

На фоне пандемии и, соответственно, применения дистанционных форм обучения все студенты стали использовать электронные образовательные программы. Согласно результатам исследования 76% респондентов отметили, что они стали проводить значительно больше времени на образовательных порталах, а 24% опрошенных посчитали, что по этому показателю за прошедшее время в их жизни ничего не изменилось.

Обсуждение результатов - Сопоставляя полученные нами результаты с подобными исследованиями, проведёнными другими авторами, выявлены некоторые схожие моменты, в то время как имелись и определённые различия.

В исследовании Shehata WM et а1. отмечено во время пандемии СОУШ-19 увеличение числа интернет-зависимых студентов-медиков с 43,4% до 51,7%, что схоже с нашими результатами. Эти же авторы отметили, что такой высокий процент интернет-зависимости характерен именно для студентов медицинских образовательных организаций. В то же время среди студентов естественно-научного или технического профиля процент подверженных интернет-зависимости оказался почти в 2 раза ниже. Авторы связывают такие особенности со спецификой обучения на медицинских факультетах и своеобразным «психологическим портретом» студента-медика [6].

Другие авторы составили модель распространения интернет-зависимости во время пандемии СОУГО-19 у студентов-медиков. Они отметили высокую степень корреляционной взаимосвязи между пандемией СОУГО-19 и формированием интернет-зависимости [7]. Считается, что основной группой риска интернет-зависимости - холостые мужчины в возрасте 21 года, имеющие какие-либо аффективные расстройства или аддикции. Среди авторов существует расхождение данных о гендерной принадлежности студентов-медиков и приверженности их к интернет-зависимости. Так в одних исследованиях отмечена большая приверженность студентов-медиков к интернет-зависимости, чем у студенток [8]. В других исследованиях наоборот, обнаружено, что студентки-медики больше привержены к интернет-зависимости, чем студенты [9]. В нашем исследовании не было обнаружено каких-либо статистически значимых различий по подверженности к интернет-зависимости между мужчинами и женщинами.

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

Одно из самых масштабных исследований на предмет выявления влияния пандемии COVID-19 на формирование интернет-зависимости среди студентов проведено в Китае. Там проведен онлайн-опрос с использованием той же методики, что и в нашем исследовании более 20 тысяч респондентов. Результаты его показали схожие с нашими результаты. Сделано заключение, что пандемия COVID-19 значительно усугубила кризис интернет-зависимости в Китае, при этом большинство респондентов отмечает, что стали больше времени проводить именно на развлекательных платформах [10].

Заключение. Пандемия COVID-19 резко повлияла на повседневную жизнь людей во всем мире, а режимные и изоляционные меры значительно увеличили времяпрепровождение в сети Интернет. Аддиктивное поведение может стать проблемой в период ограничительных мероприятий и, впоследствии, интернет-зависимость может стать важной проблемой для молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В нашем исследовании прослеживается чёткая взаимосвязь пандемии COVID-19 со злоупотреблением Интернета: значительная часть студентов имели проблемы, связанные с чрезмерным пребыванием в сети Интернет ещё до пандемии; их общее количество выросло с её приходом, а у некоторых перешло в стойкую зависимость.

Как и любая другая аддикция, интернет-зависимость влияет на все сферы жизнедеятельности студента: академическая успеваемость, межличностные отношения, физическое и ментальное здоровье, поэтому необходима разработка соответствующих стратегий профилактики, призванных остановить чрезмерное использование Интернета среди обучающихся университетов и защитить их от его вредных последствий. Студентов следует мотивировать к использованию других методов времяпрепровождения, чтобы помочь им адекватно справляться со стрессом, паникой и ограничениями, вызванными пандемией COVID-19.

Вследствие всего вышесказанного, можно говорить о том, что использование Интернета играет положительную роль в профилактике и борьбе с пандемией, но важно формировать стратегии общественного здравоохранения, направленные на предотвращение роста интернет-зависимости.

Поскольку этот отчет является предварительным, необходима дальнейшая стратификация и последующие исследования для выявления индивидуальных уязвимостей и долгосрочных последствий пандемии при формировании аддиктивного поведения.

Corresponding Author: Kubasova Elena Dmitrievna - candidate of biological sciences, Associate Professor, Dean of the Pharmacy faculty, Northern State Medical University, Archangelsk, Russian Federation, e-mail: lapkino@mail.ru

Ответственный за переписку: Кубасова Елена Дмитриевна -кандидат биологических наук, доцент, декан фармацевтического факультета, ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет», г. Архангельск, Российская Федерация, e-mail:

lapkino@mail.ru

Номер свидетельства: ЭЛ№ ФС 77 — 7634 7 от 02.08.2019, выдан Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и

изданий ВАК при Министерстве образования и науки Российской Федерации —--—

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.