Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
младший школьник / учитель / учебная оценка / самооценка / учебная самооценка / учебная деятельность / junior high school / teacher / educational assessment / self-assessment / educational self-assessment / educational activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анаев М.А., Таова Л.А.

В статье рассматривается проблема влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников, а также даются рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF TEACHER EVALUATION ON SELF-ESTEEM OF YOUNGER STUDENTS

The article examines the problem of the influence of teacher assessment on the formation of self-esteem of younger schoolchildren, and also provides recommendations on the formation of adequate self-esteem of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.31 Анаев М.А., Таова Л.А.

Анаев М.А.

кандидат педагогических наук, доцент ИППиФСО, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)

Таова Л.А.

студентка 4 курса очной формы обучения, направление 44.03.01 Педагогическое образование Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова (г. Нальчик, Россия)

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ УЧИТЕЛЯ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация: в статье рассматривается проблема влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников, а также даются рекомендации по формированию адекватной самооценки младших школьников.

Ключевые слова: младший школьник, учитель, учебная оценка, самооценка, учебная самооценка, учебная деятельность.

В современном мире на фоне идей личностно-ориентированного образования, вопрос оценивания учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях ставится более остро. В учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений оценка выступает основным, авторитетным, средством оценивания учителем результатов учебной деятельности ученика и важным фактором формирования самооценки учащихся.

Для изучения актуального уровня развития самооценки младших школьников в МКОУ СОШ № 1 с.п. Шалушка на первом этапе в процессе исследования нами была использована методика «Лесенка». Уровень самооценки учебных способностей определяли с помощью А.И. Липкиной «Три оценки», в эксперименте участвовали учащиеся 3 класса в количестве 38 человек.

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная, завышенная и занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Влияние оценки учителя на самооценку младших школьников несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Большинство неуспевающих детей переоценивают или недооценивают результаты своей учебной деятельности. Многие из учеников 3 класса имеют адекватную самооценку.

Организуя учебно-воспитательную работу учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Рекомендации для учителей по формированию самооценки младших школьников:

1) оценка должна служить главной целью - стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

2) в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

3) необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

4) предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

5) необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

6) необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

7) необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания на которых строят самооценку дети и показатели по которым оценивает учитель.

8) необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

У детей с заниженной и низкой самооценкой часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, к негативным последствиям приводят присутствие у детей чувства неполноценности, ущербности, и принятие ими позиции отстающего. Поэтому процессу оценивания в начальных классах учителю следует уделить особое внимание. Ученикам необходимо получать от учителя эмоциональную, позитивную словесную оценку. Такая оценка будет стимулировать и направлять их учебно-познавательную деятельность. Для гармоничного и правильного

развития самооценки у детей в классе учитель должен приложить свои максимальные усилия.

Отметки, которые выставляет учитель, должны соответствовать действительным знаниям детей. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не нужно захваливать хороших учеников, особенно тех, которые достигают высоких результатов без особого труда. Зато необходимо поощрять малейшее продвижение в учении, хоть и слабого, но трудолюбивого и старательного ребенка. Главное, что должно определять отношение учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это вера в ребенка и его возможности.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что вопрос развития самооценки занимает важное место в жизни ребенка младшего школьного возраста. Для развития у детей правильной самооценки необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя должны стремиться не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения), но и донести свои положительные ожидания до каждого ученика, создать положительный эмоциональный фон при любой, даже низкой оценке.

Таблица 1. Протокол сводных данные по результатам исследования развития самооценки в учебной деятельности у младших школьников.

№ Имя ученика Методика 1 Методика 2 Методика 3

1 Ира К. Адекватная Адекватная Адекватная

2 Марина Ч. Заниженная Заниженная Адекватная

3 Евгения Ю. Адекватная Адекватная Заниженная

4 Александр П. Завышенная Заниженная Заниженная

5 Анзор М. Завышенная Завышенная Завышенная

№ Имя ученика Методика 1 Методика 2 Методика 3

6 Софья Р. Заниженная Заниженная Завышенная

7 Инна К. Адекватная Адекватная Адекватная

8 Алла Р. Заниженная Заниженная Заниженная

9 Аслан А. Адекватная Завышенная Завышенная

10 Ренат П. Завышенная Завышенная Завышенная

11 Махти В. Завышенная Заниженная Адекватная

12 Махмут Р. Адекватная Адекватная Адекватная

13 Камилла М. Адекватная Завышенная Завышенная

14 Мухарбий И. Заниженная Заниженная Заниженная

15 Наиля Г. Заниженная Адекватная Адекватная

16 Настя К. Адекватная Адекватная Адекватная

17 Яна У. Заниженная Заниженная Заниженная

18 Амира Р. Завышенная Завышенная Завышенная

19 Наташа К. Заниженная Заниженная Заниженная

20 Кирилл Л. Адекватная Адекватная Завышенная

21 Асхат А Заниженная Заниженная Адекватная

22 Роберт В Заниженная Заниженная Заниженная

23 Алим Р Завышенная Заниженная Заниженная

24 Амина К Завышенная Завышенная Завышенная

25 Альбина А Заниженная Заниженная Завышенная

26 Райана О Адекватная Заниженная Адекватная

27 Жамиля К Заниженная Заниженная Заниженная

28 Малика С Адекватная Завышенная Завышенная

29 Артут Д Завышенная Завышенная Завышенная

30 Айдемир К Завышенная Заниженная Адекватная

31 Тембот А Адекватная Адекватная Адекватная

32 Омар Б Адекватная Завышенная Завышенная

33 Залим Т Заниженная Заниженная Заниженная

№ Имя ученика Методика 1 Методика 2 Методика 3

34 Салим Т Заниженная Адекватная Адекватная

35 Зульфия С Адекватная Заниженная Заниженная

36 Милена Р Завышенная Завышенная Завышенная

37 Дарина Д Завышенная Завышенная Завышенная

38 Ахмед Н Заниженная Заниженная Заниженная

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Звягина, А. Н. Исследовательская деятельность младших школьников/ А. Н. Звягина // Начальное образование. - 2010. - № 1. - С. 14-18;

2. Казанская, К. О. Детская и возрастная психология : конспект лекций/ К. О. Казанская. - Москва : А-Приор, 2010. -160 с;

3. Касицина, Н. Ю. Тактики педагогической поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика : монография / Н. Ю. Касицина, С. Т. Юсфин. - Москва : Агентство образовательного сотрудничества, 2010. - 145 с;

4. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учеб. пособие для студентов пед. вузов / О. Н. Молчанова. -Москва : Флинта, 2010. - 392 с;

5. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология : учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Л. Ф. Обухова. - Москва : Юрайт, 2010. - 143 с.

Anaev M.A., Taova L.A.

Anaev M.A.

Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov (Nalchik, Russia)

Taova L.A.

Kabardino-Balkarian State University named after Kh.M. Berbekov (Nalchik, Russia)

IMPACT OF TEACHER EVALUATION ON SELF-ESTEEM OF YOUNGER STUDENTS

Abstract: the article examines the problem of the influence of teacher assessment on the formation of self-esteem of younger schoolchildren, and also provides recommendations on the formation of adequate self-esteem of younger schoolchildren.

Keywords: junior high school, teacher, educational assessment, self-assessment, educational self-assessment, educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.