Научная статья на тему 'Влияние оценки оперативного управления предприятием на процесс корректировки стратегии'

Влияние оценки оперативного управления предприятием на процесс корректировки стратегии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
438
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / OPERATIONAL MANAGEMENT / ЦЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / CRITERIA OF THE MANAGEMENT EFFICIENCY / TARGETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артёмова Анастасия Николаевна, Зубкова Ольга Владимировна

Статья посвящена описанию цикла стратегического и оперативного управления промышленным предприятием, объектов стратегиче ского и оперативного управления. Исследована система целей контрагентов предприятия, а также показатели, диагностирующие степень достижения данных целей (целевые показатели деятельности предприятия). На основе целевых показателей предложены критерии оценки эффективности оперативного управления предприятием, исследована их сочетаемость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the enterprise operational management estimation on the strategy correction process

The article is dedicated to the description of the cycle of the industrial enterprise strategic and operative management, of the objects of strategic and operative management. The target system of the enterprise stakeholders is analyzed, and the indicators diagnosing the degree of achievement of these targets are investigated. On the basis of the target indicators of the estimation of the enterprise operational management efficiency criteria are offered and their compatibility is investigated.

Текст научной работы на тему «Влияние оценки оперативного управления предприятием на процесс корректировки стратегии»

ВЛИЯНИЕ ОЦЕНКИ ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРОЦЕСС КОРРЕКТИРОВКИ СТРАТЕГИИ

УДК 338.2 (075.8)

Повышение эффективности управления бизнес-процессами промышленных предприятий предполагает разработку комплексной методологии и адекватных инструментов управления. Известно, что эффективное управление промышленным предприятием влияет на рост оборота, увеличение объемов прибыли, осуществление масштабных реинвестиций и, как следствие, обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта. В этой связи представляется актуальным проводить оценку управленческих решений, принимаемых на оперативном и стратегическом уровнях. Специалисты полагают, что для этого традиционного финансового анализа недостаточно. Целесообразно расширить набор ключевых показателей, адаптированных к отечественной бизнес-практике.

Поскольку система управления любым предприятием содержит императивные элементы: прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию, координацию, учет и анализ, имеются основания говорить о создании универсального инструментария для оценки их эффективности. Вместе с тем, понятно, что особенности производственно-хозяйственной деятельности создают специфические требования к стратегическому и оперативному уровням управления конкретным предприятием. Поиск диалектического взаимодействия этих двух обстоятельств обусловил актуальность разработки системы показателей, являющейся основой оценки эффективности оперативного управления промышленным предприятием.

В отечественной практике эффективность управления деятельностью промышленного предприятия оценивалась с использованием трех групп показателей, относящихся к производственной эффективности, эффективности хозяйственной деятельности и финансово-экономической эффективности.

К зарубежным методикам оценки эффективности управления предприятием в первую очередь следует отнести модель Дюпон, французскую концепцию управления эффективностью - tableau de bord (фр.

А.Н. АРТЁМОВА, О.В. ЗУБКОВА

«панель управления»), современные представители которой- Ив Чеапелло, Мишель Лебас, сбалансированную систему показателей Лоренца Мейсела, Модель ЕР2М Кристофера Адамса и Питера Робертса, Ключевые показатели эффективности (КР|) западных компаний, а также пользующуюся повышенным интересом в последнее время сбалансированную систему показателей С. Каплана и Д.П. Нортона.

Тем не менее, на основе использования указанных отечественных и западных методик результаты оценки эффективности оперативного управления предприятием не в полной мере позволяют выявить необходимость корректировки стратегии ведения бизнеса.

С позиции менеджмента организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Однако формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Большинство организаций являются не только группами людей, целенаправленных в своей деятельности и имеющих определенный набор взаимосвязанных целей, они также характеризуются общими для всех сложных организаций параметрами: ресурсы; зависимость от внешней среды; горизонтальное разделение труда; вертикальное разделение труда; необходимость управления.

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации [3, с. 58].

К настоящему времени известны четыре основных подхода к управлению:

1. Подход с позиций выделения различных школ в управлении.

2. Процессный подход, рассматривающий управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

3. Системный подход, в котором подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (персонал, структура, задачи, технологии), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Рис. 1. Функциональная структура деятельности предприятия

4. Ситуационный подход, концентрирующийся на том, что пригодность различных методов управления определяется текущей ситуацией.

По нашему мнению, по отношению к средним и крупным промышленным предприятиям наиболее подходящим является системный подход. Причем системой признается как само предприятие, так и процесс управления им как некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Причем и предприятие (организация), и процесс управления являются открытыми системами, то есть системами, характеризующимися взаимодействием с внешней средой.

Говоря об управлении организацией или предприятием, подразумеваем управление деятельностью предприятия. Для характеристики деятельности предприятия в экономических науках используются сотни категорий, о чем можно судить по содержанию многочисленных словарей, справочников, глоссариев, посвященных прикладной экономике. Однако содержание конкретной экономики предприятия может быть описано минимумом базовых экономических категорий [4, с. 10], представленных на рис. 1.

Крупные составляющие сложных систем, таких, как деятельность предприятия, называются подсистемами, которые в свою очередь могут состоять из более мелких подсистем. Управляя всей системой деятель-

ности, необходимо управлять ее подсистемами, поскольку они все взаимозависимы, и неэффективное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. А, следовательно, отрицательно повлиять на степень достижения цели предприятия. Итак, в общем виде, управление - это деятельность, направленная на достижение определенных целей.

Процесс управления предприятием включает в себя стратегический, оперативный и текущий (диспозитивный) уровни. Цикл управления предприятием представлен на рис. 2.

Стратегическое управление представляет собой деятельность по разработке миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегическое управление - это непрерывный процесс выбора и реализации целей и стратегий организации. Эффективность стратегического управления зависит от трех стратегических макроустановок организации: на рост, защиту и развитие. В зависимости от среды возможно преобладание той или иной установки. В современных условиях кардинального изменения экономики страны, ее попыток преодоления экономического кризиса и интеграции в мировую экономику, преобладающее значение могут получить установки на повышение конкурентоспособности организации.

Анализ внешнего окружения

Миссия предприятия

I

К

Стратегические цели

А

У

/

Анализ портфеля бизнесов

Выбор стратегии

.—стратегии _ цикл регенерации стратегии

Стратегический план

Оперативные планы (бюджеты)

Организация бизнес-процессов

Учет хозяйственных операций

Мотивация (персонала, поставщиков, покупателей)

Координация деятельности

Текущее (диспозитивное) управление

Рис. 2. Цикл стратегического, оперативного и диспозитивного управления предприятием

Теория стратегического управления также основывается на общих методологических подходах к управлению: системном, организационном, процессном и др.

При системном подходе главным является рассмотрение экономического объекта как части внешней среды. В стратегическом управлении пространство деятельности организации становится более объемным и включает в себя элементы как внутренней, так и внешней среды.

При организационном подходе во главу угла ставятся человеческие, социальные факторы и необходимость горизонтальной и вертикальной стратегической координации их деятельности.

При процессном подходе выделяются повторяющиеся процедуры, фазы, то есть функции стратегического управления. Этапы стратегического управления представляют собой функции стратегического управления: стратегический анализ, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, стратегическая организация, стратегический контроль и мотивирование. Каждая фаза (функция) стратегического управления заканчивается определенным результатом:

- стратегический анализ среды - оценкой существующего положения организации, ее конкурентоспособности;

- прогнозирование - прогнозом ее будущего состояния;

- выбор миссии, целей и стратегий -запланированной и адаптированной стратегией, стратегическим планом, программой;

- реализация стратегий, контроль и корректирование связаны с разработкой программ, механизмов функционирования, мотивации,финансирования, организационного и инвестиционного проектирования, контроля, регулирования.

В стратегическом управлении традиционно выделяют три этапа:

- подготовительный, служащий основой информационного обеспечения выбора и разработки стратегий;

- основной этап - этап разработки стратегии;

- заключительный этап - этап реализации стратегии, корректировки и обратной связи.

На каждом этапе реализуются определенные функции:

- на первом этапе - это стратегический анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды организации;

- на втором этапе - стратегическое планирование;

- на третьем этапе - стратегическая организация и мотивация, контроль и регулирование.

Таким образом, основные функции выполняются в процессе определенных взаимосвязанных действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) - прогноз - стратегия - стратегический план - программа - проект - оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом).

Основными содержательными результатами стратегического управления являются:

1) разработка стратегии организации;

2) определение ее стратегического потенциала;

3) построение организационной структуры.

Оперативное управление деятельностью предприятия включает ряд стандартных функций управления, которые реали-

зуются через элементы управленческого цикла: прогнозирование, планирование, организацию,координацию, стимулирование выполнения, учет и анализ. Уровень и содержание оперативного управления деятельностью предприятия (экономикой предприятия) регламентирован, в том числе и финансовой политикой предприятия.

Финансовая политика организации (предприятия) - составная часть ее экономической политики, она выражает совокупность мероприятий по организации и использованию финансов для осуществления своих функций и задач, качественно определенного направления развития, касающегося сфер, средств и форм его деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиций по внешней среде [5, с. 6].

К объектам оперативного управления предприятием традиционно относят: ресурсы, затраты, результаты, финансовые потоки и эффективность деятельности.

Деятельность предприятия связана с удовлетворением интересов различных субъектов (стейкхолдеров) (табл. 1).

Таблица 1

Связь целей контрагентов предприятия с видами оценки эффективности

\Что оцени-\ вается Кто \ оценивает Цель РЕСУРСЫ ЗАТРАТЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

персонал капитал активы продукция выручка чистая прибыль

Собственники Получить отдачу на вложенный в бизнес собственный капитал Фина нсовая рента! ельност

Инвесторы Обеспечить прибыльное вложение средств в активы, а также их возврат в срок Коэфс )ициент дело Норма приб вой акти >ши. вности.

Кредиторы (банки) Обеспечить прибыльное вложение средств в активы, а также их возврат в срок Эконо Ре лическая рен нтабельносгь "абельн< оборот сть. а.

Поставщики Получить плату за поставленные материальные ресурсы в срок и в полном объеме Цикл оборо "а кредиторс Текущая лик ой задо видност лженнос "и.

Персонал Получить плату за затраченные усилия в полном объеме и в срок Произ водите льность труд Зарплатоемк а в дене ость жной оц енке.

Клиенты (покупатели) Получить в оговоренный срок качественную продукцию за уплаченные денежные средства Скидки за ко Це пичество на. в % от цены.

Менеджмент Обеспечить максимально возможную реализацию целей перечисленных контрагентов С Плат овокупность 1 ежеспособно оказате сти, фин лей. ансовой

устойч ивости , эффективно сти деят ельносп.

В таблице 1 основные,заинтересованные в деятельности предприятия, стороны представлены в столбце 1, а их целевые ориентиры перечислены в столбце 2. Цели контрагентов представлены с использованием базовых экономических категорий: ресурсы, затраты, результаты и отражают эффективность деятельности предприятия и степень достижения целей. Любая цель имеет стоимостное, а, в конечном счете, денежное выражение.

Основная задача менеджеров - обеспечить максимально возможное удовлетворение целей стейкхолдеров и их непротиворечивость.

В деятельности предприятия, при стремлении к удовлетворению целей различных стейкхолдеров возникают финансово-экономические противоречия, влияющие, в конечном счете, на объемы входящих и исходящих денежных потоков. Все эти противоречия возникают одновременно и включают:

1. Противоречие между минимизацией стоимости капитала и возможностью масштабных инвестиций.

В условиях кризиса предприятия с одной стороны стремятся минимизировать затраты, включая и стоимость привлечения финансовых ресурсов, чтобы их объем и динамика соответствовали стагнирующему и падающему спросу. С другой стороны, видя в кризисе возможности для качественного изменения бизнеса, менеджеры стремятся реструктурировать бизнес, что требует масштабных инвестиций.

2. Противоречие между максимизацией рентабельности и максимизацией ликвидности.

Если предприятие поддерживает достаточно большой резерв ликвидных средств (для поддержания гарантированной платежеспособности), это, во-первых, приводит к замедлению оборачиваемости капитала, а, во-вторых, к возникновению упущенной выгоды от их прибыльного альтернативного вложения. Анализ зависимости, регламентированной формулой Дюпона,позволяет выявить отрицательное влияние снижения коэффициента деловой активности (возникающее при замедлении оборота капитала) и снижение рентабельности оборота (при возникновении упущенной выгоды) на динамику экономической рентабельности.

3. Противоречие между максимизацией маржинального дохода и минимизацией операционного риска.

Рост маржинального дохода напря-

мую ведет к росту операционного риска деятельности, выражаемого показателем операционного рычага, если не обеспечивается превышение темпов роста прибыли над темпами роста маржинального дохода.

4. Противоречие между минимизацией налогов и максимизацией стоимости бизнеса.

В условиях кризиса предприятия стремятся обеспечить достаточный уровень платежеспособности, что требует поддержания резерва ликвидных средств. Минимизация налоговых платежей с одной стороны решает проблему экономии денежных средств, но, с другой, сопровождается как сокращением прибыли до налогообложения, так и стоимости имущества. Снижение данных показателей, в свою очередь, ведет к снижению стоимости бизнеса. Минимизация прибыли до налогообложения приводит к соответствующему сокращению чистой прибыли (и реинвестиций из нее), что ведет к замедлению темпов роста собственного капитала предприятия. Сокращение стоимости основных средств, с одной стороны, ведет к снижению налога на имущество, а с другой - к снижению стоимости фирмы (при оценке ее активов).

5. Противоречие между максимизацией реинвестиций и максимизацией дивидендов.

В условиях кризиса существует две разнонаправленные тенденции. С одной стороны при усложнении получения кредитного финансирования (его удорожание, ухудшение финансового состояния предприятий - потенциальных заемщиков) предприятиям для пополнения финансовых источников необходимо наращивать долю реинвестиций из чистой прибыли. С другой стороны, акционеры стремятся компенсировать возросший риск своих вложений в данный бизнес большей ставкой дивидендов.

Каждое противоречие содержит в себе два взаимоисключающих показателя, которые выступают при разных стратегиях - в качестве критериев оценки эффективности оперативного управления предприятием. При оценке пяти противоречий анализируем десять критериев оперативного управления предприятием, которые представлены в таблице 2 в виде матрицы. Матрица позволяет определить сочетаемость 10 критериев оперативного управления между собой. Обоснование сочетаемости критериев между собой проведено в диссертационном исследовании.

Таблица 2

Сочетаемость критериев оперативного управления предприятием

Противоречия Противоречие между минимизацией стоимости капитала и максимизацией возможностей инвестирования капитала Противоречие между рентабельностью и ликвидностью Противоречие между максимизацией маржинального дохода и минимизацией операционного риска Противоречие между минимизацией налогов и максимизацией стоимости бизнеса Противоречие между максимизацией реинвестиций и максимизацией дивидендов

Противоречия между Критерии min стоимость капитала (кол-ва источников финансирования) max инвестиции max рентабельность max ликвидность max маржинальный доход min операционный риск (рычаг) min налоги max стоимость бизнеса max реинвестиции max дивиденды

минимизацией стоимости капитала и максимизацией возможностей инвестирования капитала min стоимость капитала (кол-ва источников финансирования) X +/- -/+ + +/- +

max инвестиции X +/- -/+ + +/- + + -/+

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рентабельностью и ликвидностью max рентабельность +/- +/- X - + +/- + +/- -/+

max ликвидность -/+ -/+ - + + +/- +/- -/+

максимизацией маржинального дохода и минимизацией операционного риска max маржинальный доход + + -/+ + + -/+

min операционный риск (рычаг) + +/- +/- + -/+ X + +/- +/-

минимизацией налогов и максимизацией стоимости бизнеса min налоги +/- + + X -

max стоимость бизнеса + + +/- + +/- +/- -/+

максимизацией реинвестиций и максимизацией дивидендов max реинвестиции + + +/- +/- + +/- +/- X

max дивиденды -/+ -/+ -+ -/+ X

Поиск вариантов решения противоречий (оптимизация взаимоисключающих критериев) может помочь избежать цикла регенерации стратегии, являющегося объектом

научного интереса и отраженного на рис. 2. Часто влияние внешних факторов приводит к тому, что результаты деятельности не соответствуют выбранной стратегии, возникает два варианта действий:

1) корректировать цикл оперативного управления (за счет оптимизации представленных в табл. 1 критериев);

2) если качественное изменение внутренних факторов не приводит к желаемым результатам, то есть внешнее давление играет преимущественную роль, возникает цикл регенерации стратегии.

Цикл регенерации стратегии, таким образом, - это установление последовательности управленческих воздействий, направленных на достижение целей предприятия, скорректированных с учетом преобразований во внешней и внутренней среде предприятия.

Таким образом, влияние эффективности оперативного управления предприятием на процесс регенерации стратегии, выявляемое по результатам стратегического контроля, дает ответ на вопрос: «Ведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей?»

Возможность получить ответ на этот вопрос предопределяет суть системы стратегического контроля, включающего четыре этапа:

1) установление показателей, по которым будет проводиться оценка реализации стратегии. В авторской трактовке

представлены десятью критериями (табл. 2). Мы согласны с О.С. Виханским, что при установлении показателей стратегического контроля важно отразить в структуре этих показателей структуру интересов отдельных групп влияния (табл. 1);

2) создание системы измерения и отслеживания состояния параметров контроля. В авторской интерпретации - по пяти системным противоречиям;

3) сравнение реального состояния параметров контроля с их желаемым состоянием;

4) четвертый, заключительный элемент - оценка результата сравнения и принятие решения по корректировке.

Данные критерии эффективности оперативного управления промышленным предприятием характеризуют степень выполнения целей контрагентов. Учет сочетаемости и несочетаемости критериев при управлении деятельностью предприятия позволит избежать стремления к несовместимым целям, выявить приоритетные и второстепенные цели. А оптимизация противоположных целевых критериев позволит разрешить указанные выше пять системных противоречий, что приведет, в свою очередь, к повышению эффективности оперативного управления и позволит избежать процесса регенерации стратегии, который является достаточно напряженным с позиции взаимоотношений с основными контрагентами (стейкхолдерами) предприятия.

1. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / О.С. Виханский. - М.: Гардарики, 2002. - 296 с.

2. Зубкова, О.В. Системное управление промышленным предприятием [Текст] / О.В. Зубкова. - Челябинск: Типография «Сити Принт», 2009. - 494 с.

3. Мескон, М. Основы менеджмента [Текст] / М. Мескон. - М.: Дело, 1993. - С. 58.

4. Черевко, А.С. Эффективность работы предприятия [Текст] / А.С. Черевко. - Челябинск: УрСЭИ, 2001. - С. 10.

5. Чернов, В.А. Финансовая политика организации: учеб. пособие для вузов [Текст] / В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ, 2003. - С. 6.

6. Шеховцева, Л.С. О некоторых понятиях стратегического управления [Текст] / Л.С. Шеховцева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2002. - № 6. - С. 34-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.