Научная статья на тему 'Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности'

Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
847
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социально-психологическая адаптация / подростковый возраст / ранняя юность / перинатальный период развития / нежеланность рождения ребенка / social psychological adaptation / teenage / early youth / prenatal period of development / lack of desire to have children

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толчинская Лариса Витальевна

Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issue of the mother's attitude to the child in prenatal period and its infl uence on the social psychological adaptation of the youngster is discussed.

Текст научной работы на тему «Влияние отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности»

насыщенный событиями и переживаниями, чувствами и эмоциями, при этом для них характерны низкая осмысленность жизни, отсутствие целеустремленности, тотальное неверие в свои собственные силы, в возможность контролировать ход собственной жизни, а также низкая удовлетворенность прожитым отрезком жизни. Все вышеперечисленное указывает на низкую осмысленность жизни в целом, а также на отсутствие базовых, принципиальных смыслов и ценностей. В этом отношении мы присоединяемся к логотерапии В. Франкла [4] и к его положению об экзистенциональном вакууме: это глубинное чувство характеризуется ощущением утраты смысла, соединенного с ощущением пустоты и проявляющегося в состоянии скуки. Жизнь без смысла означает, что человек лишен глубокой внутренней мотивации, внутреннего стержня и мощного «мотора», которые позволили бы ему взять

собственную судьбу в свои руки. В результате он становится слабым, теряет опору, любая неблагоприятная жизненная ситуация, любая проблема выводит его из равновесия. Отсутствие смысла лишает его прочных жизненных критериев и устремлений, в результате чего страдает его индивидуальность, не раскрываются его способности, таланты и потенциалы.

Проведенное исследование выявило особенности ценностно-смысловой сферы интеллектуально одаренных подростков, а также позволило выделить их основные проблемы. Все вышесказанное определило необходимость организации целенаправленной психологической работы с подростками со скрытой формой интеллектуальной одаренности, в основу которой должно быть положено осознание и обретение смысла в жизни и обогащение жизненной системы ценностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Рабочая концепция одаренности. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1998. 68 с.

2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.

REFERENCES

1. Rabochaja koncepcija odarennosti. M.: IChP Izd-vo «Magistr», 1998. 68 s.

2. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti. 2-e izd. M.: Smysl, 2003.

3. Frankl V Chelovek v poiskah smysla: Sbornik / Obshch. red. L. Ja. Gozmana i D. A. Leont'eva. M.: Progress, 1990.

Л. В. Толчинская

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЯ МАТЕРИ К РЕБЕНКУ В ПЕРИНАТАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ РАЗВИТИЯ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ АДАПТАЦИЮ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Статья посвящена проблеме влияния отношения матери к ребенку в перинатальном периоде развития на социально-психологическую адаптацию в ранней юности (подростковом возрасте).

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, подростковый возраст и ранняя юность, перинатальный период развития, нежеланность рождения ребенка.

L. Tolchinskaya

THE IMPACT OF THE MOTHER’S ATTITUDE TO THE CHILD DURING PRENATAL PERIOD OF DEVELOPMENT ON THE SOCIAL PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN THE EARLY YOUTH (OF TEENAGERS).

The issue of the mother's attitude to the child in prenatal period and its influence on the social psychological adaptation of the youngster is discussed.

Keywords: social psychological adaptation, teenage and early youth, prenatal period of development, lack of desire to have children.

Актуальность проблемы связана с повышением в настоящее время негативных социальных проявлений в обществе: это и экономическая нестабильность, и кризис семьи, и др. Таким образом, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, изменение ценностей осложняет процесс адаптации подростков в современном мире и создает для них часто непреодолимые проблемы. Эти трудности становятся источниками массовой фрустрации, способствуют росту эмоциональных расстройств, повышенной тревожности, агрессивности, провоцируют рост преступности. Существует множество взглядов на истоки девиантного поведения.

На сегодняшний день большинство ученых, анализируя отклоняющееся поведение, считает продуктивным социальноличностный подход, объединяющий биологические, психологические и социальные причины девиаций. Детерминирующими являются личностные факторы, а ситуативными — средовые. Таким образом, девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Безусловно, сложные жизненные обстоятельства, негативное семейное воспитание, низкий общеобразовательный и культурный уровень окружения влияют на многих детей. Однако, находясь в одинаковых неблагоприятных условиях, далеко не каждый подросток совершает нарушения дисциплинарного порядка. Вопрос о причинах изучаемых явлений — всегда один из самых сложных для любой науки.

В современных зарубежных и отечественных научных изданиях все большее значение придается изучению факторов, обусловливающих развитие психогенных психических расстройств и, как следствие, нарушение процессов адаптации. В этой связи очень важно обратить внимание на исследования в области перинатальной психологии, которые указывают на огромное значение внутриутробного периода жизни в становлении человеческой психики. При этом особое внимание отводится отношению матери к своему еще не родившемуся ребенку (А. С. Батуев, А. И. Брусиловский, И. В. Добряков, А. И. Захаров, Т. И. Ко-миссаренко, Н. В. Малютина, Ж. В. Цареградская, Д. Чемберлен и другие). В соответствии с положением о необходимости целостного подхода к изучению человека в системе его взаимосвязей с миром мать является посредником между окружающим миром и ребенком. Поэтому ребенок еще в утробе непрерывно улавливает чувства матери к окружающей действительности и к нему самому, что откладывает соответствующий отпечаток на дальнейшее отношение ребенка к миру в форме доверия или недоверия, а также на отношения с матерью после рождения.

Если мать сознательно вынашивает дитя, чувствует симбиотическую связь с ним, посылает ему позитивные эмоции, то ребенок воспринимает такое поведение матери как поток любви, идущий из окружающего пространства. При этом в блоках памяти бессознательной сферы, на уровне чувственного опыта ребенок приобретает интуитивное доверие к миру и начинает жить позитивно.

Если же мать во время беременности сама находится в стрессовом состоянии, с ужасом думает о рождении ребенка и даже допускает в мыслях варианты его смерти, то ребенок ощущает агрессию окружающего его мира, испытывает интуитивное недоверие к миру. Эмоциональное отвержение ребенка, крайним вариантом которого является материнская депривация, традиционно делят на первичное и вторичное. Первичное отвержение может быть вызвано нежеланием иметь данного ребенка или, например, попыткой решить за счет него какие-либо проблемы. На самых ранних этапах вторичное эмоциональное отвержение ребенка матерью проявляется в «неадекватной расшифровке» эмоциональных реакций ребенка. Это означает, что мать является фрустра-тором базисной потребности в безопасности и доверии к миру.

Таким образом, нежеланность рождения ребенка определяется как негативное субъективное эмоциональное отношение матери к своему ребенку в период внутриутробного развития, выражающееся в его отвержении.

Гипотеза исследования: одним из факторов, детерминирующих особенности социально-психологической адаптации в ранней юности (в подростковом возрасте), является отношение матери к ребенку в перинатальном периоде развития.

Методологической основой исследования являются: принцип детерминизма, принцип развития психики в деятельности, теория отношений В. Н. Мясищева, получившие подтверждение в работах многих психологов и психотерапевтов.

Достоверность полученных результатов обеспечена непротиворечивостью исходных теоретических положений, а также количественной и качественной обработкой эмпирических данных, использованием системы взаимодополняющих апробированных методик, математической обработки (критерий среднеквадратичного отклонения, критерий Фишера, критерий ранговой корреляции Спирмена).

На первом этапе для определения отношения матери к рождению ребенка использовалась анкета для матерей, составленная Д. Л. Зеленцовой на основе исследований

А. И. Захарова и Г. Г. Филипповой, и беседа, в процессе которой выявлялись социальные и биологические факторы, особенности отношения к беременности, эмоциональное состояние матери в перинатальном периоде развития ребенка.

Для выявления субъективного отношения матери к ребенку и для подтверждения достоверности результатов анкетирования использовался проективный метод: ретроспективное интервью на основе модифицированного варианта психобиографического метода каузометрического опроса А. А. Кро-ника, который предполагал ограничение субъективной картины жизни матери интервалом за год до рождения ребенка и первым годом его жизни.

В соответствии с подходом причинноцелевой концепции А. А. Кроника и Е. И. Го-ловахи единицей анализа жизненного пути личности выступает событие — момент, который может иметь подготовительную фазу и длительные последствия. Таким образом, момент в нашем исследовании определялся рождением ребенка. В предложенном временном промежутке матери старшеклассников определяли значимые для них события. Использовался цветовой тест отношений (Л. Н. Собчик), события соотносились с определенным цветом. В результате мы получили цветовую палитру субъективного отношения матери к рождению ребенка. Переведя цветовую палитру в соответствие с цепочкой индивидуальных цветовых предпочтений, мы получаем знаковую систему (невербальный эмоциональный знак — НЭЗ) либо с отрицательным восприятием периода жизни, либо с положительным, либо точку «ноль». Мы сопоставили результаты анкетирования с результатами, полученными в ходе каузометрического метода опроса матерей с помощью ранговой корреляции Спирмена. В результате этого исследования пришли к выводу, что отрицательные параметры невербального эмоционального знака (НЭЗ) соотносятся с нежеланностью рождения ребенка по результатам анкетирования матерей. Уровень статистической значимости — р<0,01 для данной выборки.

По результатам каузометрического метода были выявлены наиболее значимые

события, названные матерями нежеланных детей:

1. Нерешенные жизненные задачи (отсутствие собственного жилья, незаконченная учеба в учебном заведении и др.).

2. Отсутствие супруга.

3. Нежелание создавать семью (в связи с ранним возрастом, успешной карьерой, с определенными жизненными принципами).

4. Недостаточное материальное обеспечение в семье (экономический кризис, потеря работы).

5. Неудовлетворительные отношения с супругом (отсутствие взаимопонимания и любви).

В результате обследования матерей учащихся 9-11 классов Центра образования №117 и ГОУ СОШ №102 г. Москвы из 377 старшеклассников было выявлено 280 желанных детей (принимаемых, любимых, соответствующих ожиданиям матери) и 97 человек из числа тех, кто испытал на себе в той или иной степени момент нежеланности (отвержения) со стороны матери. Анкетирование выявило наиболее распространенные мотивы нежеланности рождения ребенка (по А. И. Захарову): 1) преждевременный ребенок, помешавший реализовать запланированное (закончить обучение, построить карьеру); 2) лишний ребенок; 3) нежеланный по полу ребенок и 4) случайный ребенок.

На втором этапе проводилось исследование психологических особенностей желанных и нежеланных старшеклассников. Рассматривался общий (интегральный) уровень социально-психологической адаптации и отдельно — качества, способствующие адаптации. На эмоциональном уровне адаптационные параметры составили такие характеристики, как самооценка психических состояний: тревожности, агрессии, фрустрации, ригидности. Были использованы следующие методики: «Диагностика социально-психологической адаптации» (СПА) (К. Роджерс, Р. Даймонд); тест-опросник самооценки психических состояний (Г. Айзенка).

По итогам нашего исследования установлена связь между нежеланностью рождения ребенка и дезадаптацией в двух группах: старшеклассников группы №1 (п=97), группы №2 «желанных» старшеклассников (п=280). С помощью статистического критерия ф* — углового преобразования

Фишера — определена статистическая значимость данной связи (р<0,01, ф*=8,19). Значимая корреляционная связь (ф*=9,69) выявлена между нежеланностью и параметром «внешний контроль». Мы объясняем это тем, что, в отличие от желанных детей, у которых развита способность к самоконтролю, нежеланный ребенок-старшеклассник испытывает в большинстве случаев необходимость в руководстве, в регламентации его деятельности потому, что не уверен в своих силах. Также существует положительная корреляция нежеланности рождения и ведомости (ф*=9,64) этих старшеклассников: в отличие от желанных, эти дети не склонны занимать лидерскую позицию, зависимы от мнения окружающих. Выявлена значимая связь с параметром «эскапизм» (ф*=8,50). Старшеклассники группы №1 избегают решения проблем и трудных ситуаций. Обнаружена связь нежеланности с параметрами «эмоциональный дискомфорт» (ф*=9,03) и «конфликтность» (ф*=6,54). Нежеланные дети-старшеклассники испытывают негативные чувства и вступают в конфликты.

Для конкретизации параметра «эмоциональный дискомфорт» мы исследовали опросник самооценки психических состояний у старшеклассников в двух группах. По итогам нашего исследования установлена связь между нежеланностью рождения ребенка с высоким и с низким уровнем фрустрации. С помощью многофункционального статистического критерия ф* — углового преобразования Фишера — определена статистическая значимость данной связи (р<0,01, ф*=10,2 и ф*=3,40). Отрицательная корреляционная связь ф*=-0,2 выявлена между не-желанностью и средним уровнем фрустрации. Мы объясняем это тем, что нежеланный подросток испытывает в большинстве случаев высокий уровень фрустрации потому, что он боится трудностей, не готов их преодолевать, у него нет поддержки со стороны значимых людей. Либо, наоборот, — низкий уровень фрустрации в ситуации избегания неудач: уход от деятельности, когда он готов избегать трудностей, отрицание наличия проблемы. Обнаружена значимая корреляционная связь между нежеланностью рождения ребенка и состояниями агрессии и тревожности. Статистическая значимость данной связи — р<0,01.

Таким образом, полученные результаты подтверждают данные ученых, что у нежеланных детей отсутствует чувство уверенности в себе, в своих силах и возможностях.

Изначальная мотивация беременной женщины и дальнейшее отвержение ребенка оказывают значительное влияние на развитие агрессивности, тревожности и низкой фру-страционной толерантности. В результате формируется пассивная жизненная позиция,

СПИСОК ЛИТЕРТУРЫ

1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб.: Речь, 2005.

2. Захаров А. И. Ребенок до рождения и психотерапия последствий психических травм. СПб.: Союз, 1998.

3. Кроник А. А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2008.

4. Цареградская Ж. В. Ребенок от зачатия до года. М.: Астрель: АСТ, 2005.

5. Чемберлен Д. Разум вашего новорожденного ребенка / Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 2005.

REFERENSES

1. Anan'ev V A. Osnovy psihologii zdorov'ja. Kniga 1: Konceptual'nye osnovy psihologii zdorov'ja. SPb.: Rech', 2005.

2. Zaharov A. I. Rebenok do rozhdenija i psihoterapija posledstvij psihicheskih travm. SPb.: Sojuz, 1998.

3. Kronik A. A., Ahmerov R. A. Kauzometrija: Metody samopoznanija, psihodiagnostiki i psihoterapii v psihologii zhiznennogo puti. M.: Smysl, 2008.

4. Caregradskaja Zh. V Rebenok ot zachatija do goda. M.: Astrel'; AST, 2005.

5. CHemberlen D. Razum vashego novorozhdennogo rebenka / Per. s angl. M.: Nezavisimaja firma «Klass», 2005.

Фи Тхи Хиеу

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДЕТЕРМИНАНТАХ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ

(НА МАТЕРИАЛЕ ВЬЕТНАМА)

Проблема детерминации способностей рассматривается с позиций соотношения генотипических и средовых факторов. Представления о роли этих факторов в развитии одаренности оказывают влияние на учебный процесс. В работе анализируются представления вьетнамских респондентов (710 человек), полученные с помощью опросников. Результаты показали, что большая часть респондентов отводит ведущую роль средовым детерминантам («восточный подход»), однако стихийно сложившиеся представления о роли генотипических и средовых факторов — противоречивы. Они зависят от наличия опыта практической работы респондентов с одаренными детьми и от характера их профессиональной деятельности. Автор приходит к выводу о необходимости научнообоснованной подготовки педагогического персонала к работе с одаренными учащимися и просвещения населения.

Ключевые слова: одаренность, способности, представления, наследственность, среда, обучение одаренных.

снижается ответственность за происходящие события, что проявляется в дезадаптации старшеклассников. В противовес нежеланным детям, желанные — являются более доброжелательными, позитивными, эмоционально уравновешенными, они уверены в себе и контактны, что находит проявление в особенностях их социальнопсихологической адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.