Научная статья на тему 'Влияние отношений с отцом на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста'

Влияние отношений с отцом на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
208
101
Поделиться
Ключевые слова
ОТЕЦ / РЕБЕНОК / САМООЦЕНКА / АДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Пастухова Марина Владимировна

Статья посвящена одной из самых актуальных психологических проблем воспитанию ребенка в семье, а именно психологическим аспектам детско-родительских отношений в диаде «отец-ребенок». Автором рассматривается процесс формирования самооценки ребенка в зависимости от особенностей взаимоотношений с отцом. Данные, полученные в результате исследования, обработаны методами математической статистики. Информация, представленная в работе, может быть полезна для системы воспитания детей в семье и может применяться в консультативной работе психолога.

INFLUENCE OF RELATIONS WITH FATHER ON DEVELOPMENT OF SELF-CONCEPT OF A PRIMARY SCHOOLCHILD

The report is devoted to one of the most topical problem child upbringing in a family, namely, psychological aspects of father-child relationships. The process of child's self-rating formation, depending on the peculiarity of the mutual relations with a father, is considered by the author. The data, which have been received in consequence of the investigation, are treated by mathematical methods. The given information of this report may be useful in the system of children upbringing in a family and in the consultative work of a psychologist

Текст научной работы на тему «Влияние отношений с отцом на развитие самооценки ребенка младшего школьного возраста»

© Пастухова М.В., 2010 УДК 159. 923

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ОТЦОМ НА РАЗВИТИЕ САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

М.В. Пастухова

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань

Статья посвящена одной из самых актуальных психологических проблем - воспитанию ребенка в семье, а именно психологическим аспектам детско-родительских отношений в диаде «отец-ребенок». Автором рассматривается процесс формирования самооценки ребенка в зависимости от особенностей взаимоотношений с отцом. Данные, полученные в результате исследования, обработаны методами математической статистики. Информация, представленная в работе, может быть полезна для системы воспитания детей в семье и может применяться в консультативной работе психолога.

Ключевые слова: отец, ребенок, самооценка, адекватная самооценка, неадекватная самооценка, младший школьный возраст.

Проблематика отцовства и влияния роли отца на развитие личности ребенка чрезвычайно актуальна на современном этапе развития общества и с недавнего времени стала достаточно широко разрабатываться в различных аспектах: отцовство как компонент родительства [6], психологическая готовность к отцовству и девиация [4], групповая работа с отцами [2], отношение отца к новорожденному [3], специфика отцовства [1] и другие работы.

Автором данной работы изучается влияние роли отца на самооценку ребенка младшего школьного возраста.

Материалы и методы

В процессе работы нами были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ специальной литературы, тестирование, анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности детей, качественный анализ результатов исследования, статистические методы обработки полученных данных (коэффициенты контингенции и ассоциации [10] и биноминальный критерий т [9]).

В качестве диагностического инструментария нами были использованы следующие методики: тест «Рисунок семьи» [8] , методика «Лесенка» [5], метод «Незаконченные предложения» (Шкала. «Отношения с отцом») [7].

В качестве материалов применялись бланки для ответов, бумага для рисования, карандаши, фломастеры, шариковые ручки.

Результаты и их обсуждение

В нашем исследовании приняли участие 115 детей младшего школьного возраста (первые и третьи классы). Среди них: 89 человек из полных семей, 26 - из неполных. База исследования: средняя школа № 63 г. Рязани.

При анализе эмпирических данных по методикам «Рисунок семьи» и «Лесенка», обращает на себя внимание тот факт, что характеристики самооценки детей, такие как адекватность - неадекватность имеют некоторую взаимосвязь с особенностями взаимоотношений между отцом и ребенком.

При этом среди 24 мальчиков (100 %) из полных семей, имеющих адекватную самооценку - 21 ребенок (87,5 %) имеет эмоционально близкие взаимоотношения с отцом, а 3 детей (12,5 %) не имеют эмоционально близких взаимоотношений с отцами. Из 12 девочек (100 %) из полных семей - 11 (91,7 %) имеют адекватную самооценку и эмоционально близкие взаимоотношения с отцами, у одной девочки (8,3 %) из данной группы детей, обнаружено отсутствие эмоционально близких взаимоотношений с отцом.

Также у детей из полных семей встречается и неадекватная самооценка. Обращает на себя особое внимание то, что у большинства из них отсутствуют эмоционально близкие взаимоотношения с отцами. А именно: из 21 мальчика (100 %) - 18 (85,7 %) не имеют эмоционально близких взаимоотношений с отцами, а у 3 (14,3 %) обнаружено наличие эмо-

ционально близких отношений с отцом. В семьях девочек из полных семей, имеющих неадекватную самооценку, отмечается та же тенденция: из 32 девочек (100 %), у 28 (87,5 %) выявлено отсутствие эмоционально близких отношений с отцами, а у 4 (12,5 %) - эмоционально близкие взаимоотношения с отцом присутствуют.

У 26 детей (100 %) из неполных семей доминирует неадекватная самооценка (из 12 мальчиков у 8 (66,7 %); из 14 девочек у 12 (85,7 %) девочек, а также - и у девочек, и у мальчиков - отсутствуют эмоционально близкие отношения с отцами (проценты те же). Интересным является факт, что среди детей из неполных семей выявлена адекватная самооценка только у 4 мальчиков (66,7 %) и 2 девочек (33,3 %), которые имеют эмоционально близкие отношения с лицом, заменяющим отца - дедушкой. Это еще раз доказывает то, что специфика проявления любви отца или лица, заменяющего его, выражается во взаимодействии с ребенком и способствует формированию адекватной самооценки при эмоционально близких взаимоотношениях с ним.

Данные о самооценке детей отображены в диаграмме 1: в первом и втором столбцах - данные о самооценке детей из полных семей; в третьем и четвертом столбцах - данные о самооценке детей из неполных семей (рис. 1).

□ 40,4% - адекватная самооценка детей из полных семей (36 чел.)

□ 59,6% - неадекватная самооценка детей из полных семей (53 чел.)

□ 23,1% - адекватная самооценка детей из неполных семей (6 чел.)

□ 76,9% - неадекватная самооценка детей из неполных семей (20 чел.)

Самооценка детей Самооценка детей

из полных семей

из неполных семей

Рисунок 1. Самооценка детей младшего школьного возраста

Анализируя диаграмму, можно сделать вывод, что и в полных, и в неполных семьях преобладают дети с неадекватной самооценкой, однако в неполных семьях эта разница наиболее значительна.

Сведения о взаимоотношениях между отцами и детьми отображены в диаграмме 2: в первом и втором столбцах - данные о наличии или отсутствии эмоционально близких взаимоотношений между отцом и ребенком в полных семьях, в третьем и четвертом столбцах - в неполных (рис. 2).

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ 43,8 % эмоциональная близость между детьми и отцами в полных семьях (39 чел.)

□ 56, 2% отсутствие эмоциональной близости между детьми и отцами в полных семьях (50 чел.)

□ 23,1 %- эмоциональная близость между детьми и близкими взрослыми, заменяющими отца в неполных семьях (6 чел.)

□ 76,9 % - отсутствие эмоциональной близости между детьми и отцами в неполных семьях (20 чел.)

Наличие/отсутствие эмоциональной Наличие/отсутствие эмоциональной бли-

близости между детьми и их отцами зости между детьми и их отцами (лицами,

в полных семьях заменяющими отца) в неполных семьях

Рис. 2. Данные об эмоциональной близости между детьми младшего школьного возраста и их отцами (или близкими взрослыми, заменяющими отца)

Анализируя диаграмму 2, можно сделать вывод о том, что в большинстве семей доминирует отсутствие эмоционально близких отношений между отцом и ребенком. Это касается как неполных, так и полных семей.

По нашему мнению, это взаимосвязано с формированием неадекватной самооценки у доминирующей части младших школьников, что было отображено в диаграмме.

Установлено, что в неполных семьях, у детей, принявших участие в исследовании, эмоционально близких отношений с отцами нет, и имеет место наличие эмоционально близких взаимоотношений у сравнительно небольшой части детей с дедушками (т.е. близкими взрослыми, заменяющими отца).

Исследование также позволило установить (метод «Незаконченные предложения» -шкала «Отношение к отцу»), что у доминирующей части детей, как из полных, так и из неполных семей сформирован положительный образ отца. Из 115 детей, принявших участие в исследовании, только у 18 (15,6 %) не сформирован положительный образ отца.

Данные по образу отца в младшем школьном возрасте представим в диаграмме 3 (рис. 3).

□ 85,3% - сформирован положительный образ отца у детей из полных семей (76 чел.)

□ 14,6% - не сформирован положительный образ отца у детей из полных семей (13 чел.)

□ 80,8% - сформирован положительный образ отца у детей из неполных семей (21 чел.)

□ 19,2% - не сформирован положительный образ отца у детей из неполных семей (5 чел.)

Образ отца у детей Образ отца у детей

из полных семей из неполных семей

Рис. 3. Представленность психологических особенностей образа отца у младших школьников

С помощью коэффициентов контингенции и ассоциации определялась теснота связи двух признаков - самооценки детей младшего школьного возраста и их взаимоотношений с отцами [10]. Взаимосвязь отношений и самооценки представлена в таблице 1.

Таблица 1

________________________Взаимосвязь отношений с отцом и самооценки____________________________

Отношения Число детей Самооценка

адекватная неадекватная

эмоционально близкие 45 38 (а) 7 (Ь)

эмоционально неблизкие 70 4 (с) 66 (а)

Итого 115 42 73

После произведенных вычислений получены следующие величины: Кк ~ 0,798; Ка ~

0,978. Далее соотнесем полученные значения коэффициентов контингенции и ассоциа-

ции с неравенствами: Ка > 0,5, К к > 0,3. Так как в нашем случае коэффициенты намного превышают значения, заданные в неравенствах, то можно сделать вывод об очень тесной связи между отношениями с отцом и самооценкой ребенка младшего школьного возраста.

В процессе обработки результатов исследования с помощью биноминального критерия m на уровне значимости p < 0,01 подтвердилось то, что зависимость самооценки детей и эмоциональной близости во взаимоотношениях с отцом не случайна [9].

Выводы

1. Нами выявлена связь между взаимоотношениями с отцом и формированием самооценки ребенка младшего школьного возраста

2. По результатам исследования было выявлено, что эмоциональная близость между отцом и ребенком является одним из главных механизмов в развитии адекватной самооценки младшего школьника. Отсутствие эмоциональной близости с отцом препятствует формированию адекватной самооценки и способствует развитию неадекватной самооценки.

3. В доминирующем количестве случаев у детей развивается неадекватная самооценка, что связано с недостаточно гармоничными отношениями с отцами, в которых отсутствует эмоциональная близость.

4. Рассматривая детально особенности самооценки детей из полных и неполных семей необходимо подчеркнуть следующее: у детей из неполных семей обнаруживается как завышенная самооценка, так и заниженная; у детей из полных семей, не имеющих близких отношений с отцами, также выявлена и завышенная, и заниженная самооценка.

5. Отсутствие эмоционально близких отношений с отцом (или лицом, заменяющим его) отражается на самооценке ребенка и проявляется в ее неадекватности. В то время как эмоционально близкие взаимоотношения с отцом являются существенным фактором в формировании адекватной самооценки ребенка младшего школьного возраста.

6. В большинстве семей (как в полных, так и в неполных) у детей формируется положительный образ отца.

Изучение проблематики детско-родительских отношений чрезвычайно актуально на современном этапе развития общества и имеет широкие перспективы развития, как в нашей стране, так и за рубежом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борисенко Ю.В. Модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства / Ю.В. Борисенко // Семейная психология и семейная терапия. - 2006. - № 2. - С. 44-55.

2. Евсеенкова Ю.В., Дмитриева Н.В. Опыт исследования феномена отцовства в рамках групповой работы / Ю.В. Евсеенкова, Н.В. Дмитриева // Семейная психология и семейная терапия. - 2004. - № 4. - С. 55 - 68.

3. Крюкова В.И. Отношение отца к новорожденному / В.И. Крюкова // Материалы второй Всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» в 3 ч. - Ч.2 / под общ. ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005 - С. 241-243.

4. Манеров Р.В. Психология отцовства / Р.В. Манеров // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 5.- СПб.: Изд. - во С-Петерб. ун-та, 2003. - С. 284 - 288.

5. Нижегородцева Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Владос, 2001. - 256 с.

6. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен / Р.В. Овчарова, М.О. Ермихи-на // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-его Всероссийского съезда психологов. 25 - 28 июня 2003 года: В 8 т. Т. 6. - СПб.: Изд.- во С-Петерб. ун-та, 2003. - С. 136 - 137.

7. Психологические тесты: в 2 т. Т.1/ под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 312 с.

8. Психологические тесты: в 2 т. Т.2/ под ред. А.А. Карелина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 248 с.

9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. -СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350 с. (С. 177 - 186).

10. Теория статистики: Учебник / Под ред. Р.А. Шмойловой, - 3-е изд., переработанное. - М.; Финансы и статистика, 2001. - 560 с. (С. 314 - 315)

INFLUENCE OF RELATIONS WITH FATHER ON DEVELOPMENT OF SELF-CONCEPT OF A PRIMARY

SCHOOLCHILD

M.V. Pastuhova

The report is devoted to one of the most topical problem - child upbringing in a family, namely, psychological aspects of father-child relationships. The process of child’s self-rating formation, depending on the peculiarity of the mutual relations with a father, is considered by the author. The data, which have been received in consequence of the investigation, are treated by mathematical methods. The given information of this report may be useful in the system of children upbringing in a family and in the consultative work of a psychologist.

Key words: father, child, self-concept, adequate self-concept, inadequate self-concept, primary school age.

Пастухова Марина Владимировна ассистент кафедры общей психологии Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина, Института психологии, педагогики и социальной работы marinapastuhova@mail.ru