Научная статья на тему 'Влияние отношений личности к прошлому, настоящему и будущему на развитие личностного самоопределения специалиста в процессе профессионального становления'

Влияние отношений личности к прошлому, настоящему и будущему на развитие личностного самоопределения специалиста в процессе профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
768
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРЕМЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ЛОКУС-КОНТРОЛЬ / ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ / TEMPORARY RELATIONS / INDIVIDUAL SELF-DETERMINATION / THE PROFESSIONAL MAKING / I-CONCEPTION / LOCUS-CONTROL / COMPREHENSION OF LIFE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Михаил Иванович

Статья посвящена исследованию временных отношений личности в качестве фактора развития личностного самоопределения. Описана специфика влияния временных отношений на развитие личностно-субъективных характеристик специалиста на различных этапах профессионального становления. Рассматриваются критерии развития личностного самоопределения: Я-концепция, локус-контроль, осмысленность жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effect of person's attitude to the past, the present and the future on development of individual specialist's self-determination in the professional making

The article devotes to research of temporary person's relations as the factor of individual selfdetermination's development. It is described specific character of the temporary relation's effect on development of individual subjective characterizations of specialist et various stages of the professional making. It is examined the criterions of individual selfdetermination's development, namely, I-conception, locus-control, comprehension of life.

Текст научной работы на тему «Влияние отношений личности к прошлому, настоящему и будущему на развитие личностного самоопределения специалиста в процессе профессионального становления»

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 371.08

Михаил Иванович Яковлев

Ассистент кафедры психологии развития, акмеологии Астраханского государственного университета, [email protected], Астрахань

ВЛИЯНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ К ПРОШЛОМУ, НАСТОЯЩЕМУ И БУДУЩЕМУ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Mihael Ivanovich Yakovlev

А assistant of chair of development psychology and akmeology of the Astrakhan State University, [email protected], Astrakhan

THE EFFECT OF PERSON’S ATTITUDE TO THE PAST,

THE PRESENT AND THE FUTURE ON DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL SPECIALIST’S SELF-DETERMINATION IN THE PROFESSIONAL MAKING

Понимание человека как активного по отношению к самому себе субъекта жизни, имеющего представления о прошедшей части жизни, проживающего настоящее и проектирующего будущее, невозможно без обращения к проблеме психологического времени.

Проблема субъективности восприятия времени ни осталась не замеченной среди отечественных и зарубежных психологов, в разное время к ней обращались С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, В. И. Ковалев, Е. И. Головаха, В. В. Нуркова, Х. Томэ, К. Левин, Ж. Нюттен и многие другие.

Совокупность отношений личности к своему прошлому, настоящему и будущему может быть выражена в таких понятиях как временная перспектива (Ф. Зимбардо), временной синтез (Ж. Делез), временная трансспектива (В. И. Ковалев). Общим для всех указанных понятий является неразрывная связь всех трех временных компонентов в сознании субъекта и совокупное влияние на его поведение.

В частности, К. Левин указывает на то, что, несмотря на хронологическую разновременность, прошлое, настоящее и будущее субъективно переживаются как одновременные и в равной мере определяют поведение человека [3]. Более того в ситуации несогласованности временных компонентов возникает феномен «временной некомпетентности», который негативно ска-

зывается на степени адаптированности личности к конкретным условиям жизнедеятельности.

Совокупное влияние прошлого, настоящего и будущего на поведение личности обусловлено тем, что каждый из них наполнен своим содержанием: прошлое представляет собой воплощение опыта, настоящее создает условия для действия, будущее мотивирует и определяет перспективу развития.

В исследованиях посвященных проблеме психологического времени установлена зависимость временных отношений от возраста и пола (Л. В. Бороздина, И. А. Спиридонова), доказано детерминирующее влияние временных отношений на способность субъекта совладать со стрессовыми ситуациями (Л. И. Анцыферова, Ф. Е. Василюк, К. Муздыбаев, В. В. Нуркова). Отношение личности к времени стало одним из критериев разработки типологии личности К. А. Абульхановой-Славской.

В целом идея о том, что система временных отношений детерминирует развитие личности, не нова. Целый ряд исследователей определяют время как важный фактор развития “Я-концепции” (И. С. Кон, В. С. Мухина, П. Р. Чамата, Л. А. Регуш). Так, при осмыслении прошлого и планировании будущего происходит расширение области представлений о самом себе -существующая потребность в сохранении устойчивости собственного “Я” приводит к тому, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках “Я и другой человек”, а в рамках “Я и Я”. Значение временных отношений в развитии индивида отражено в составляющих “Я-концепции”: “Я-ретрос-пективное”, “Я-актуальное”, “Я-потенциальное” и “Я-идеальное” [4].

Основная гипотеза данного исследования: развитие личностного самоопределения специалиста зависит от его отношений к своему прошлому, настоящему и будущему.

Исследование проводилось на базе Астраханского государственного университета, в роли испытуемых выступили специалисты преподавательского состава (178 чел.). На основе периодизации профессионального становления Д. Н. Завалишиной [1] было выделено три группы испытуемых. В первую группу вошли специалисты со стажем работы до 5-ти лет (73 чел.) - стадия адаптации, во вторую со стажем до 10-ти лет (40 чел.) - стадия идентификации, в третью со стажем работы более 10-15-ти лет (65 чел.) - стадия выбора субъектом способа существования в профессии.

Стадии профессионального развития, предложенные Д. Н. Завалишиной, соотносятся в некоторой степени с периодизацией развития субъектности человека В. И. Слободчикова [5]. Первая стадия профессионального становления соответствует стадии молодости, получившей обозначение - синтез субъекта социальной жизни (19,0-28,0 лет), вторая стадия соответствует кризису молодости - становление субъекта собственной жизнедеятельности (27,0-33,0 года), третья - взрослости - синтез уникального самобытия человека (32,0-42,0 года).

Личностное самоопределение (ЛС) является одним из тех конструктов, который позволяет нам рассмотреть специфику развития индивида

с учетом личностно-субъективных характеристик. ЛС мы рассматриваем как совокупность отношений личности к себе, окружающим и к миру в целом, определяющее готовность к совершению поступка, выбору совершаемого субъектом, с последующей реализацией принятого решения и принятием ответственности за его результаты.

Развитие ЛС непосредственно связано с развитием представлений личности о самой себе, что может быть рассмотрено через “Я-концепцию”, удовлетворенность жизнью (в работах Д. А. Леонтьева выражено показателем осмысленности жизни), а также развитие ЛС связанно с развитием саморегуляции личности, которая в нашем исследовании представлена локусом контроля-я и локусом контроля-жизни.

Итак, “Я-концепция” отражает систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относиться к себе.

Осмысленность жизни включает в себя смысложизненные цели и в целом является показателем удовлетворенности человеком своей жизнью.

Локус контроля-Я отражает представления человека о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, уверенность человека в собственных силах контролировать события собственной жизни.

Локус контроля-жизни отражает способность человека контролировать, осознавать не только текущие события, но и жизнь в целом, а также характеризует способность индивида свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Таким образом, компоненты “Я-концепции”: “Я-ретроспективное”, “Я-ак-туальное”, “Я-потенциальное”, “Я-идеальное”, “Я-специалист” и “Я-граж-данин” (характеризуют развитие профессиональной и гражданской составляющей “Я-концепции”) - методика личностного дифференциала, а также показатель осмысленности жизни (ОЖ), локус контроля-я (ЛК-Я) и локус контроля-жизни (ЛК-Ж) - методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, представляют собой критерии развития ЛС и рассматриваются нами в качестве зависимых переменных.

Составляющие “Я-концепции” испытуемые оценивали в соответствии с процедурой проведения методики личностного дифференциала. В результате каждый из компонентов был представлен с позиции ценности (Ц), активности (А) и потенциала развития (П).

В качестве независимых переменных выступили компоненты психологического времени: прошлое, настоящее и будущее. В целях выявления специфики отношения испытуемых к психологическому времени (прошлому, настоящему и будущему) использовалась методика семантического дифференциала Ч. Осгута. На основе среднего значения и стандартного отклонения по каждому временному компоненту были определены три уровня развития отношений: низкий, средний и высокий.

При статистической обработке данных был использован однофакторный дисперсионный анализ (ОДА), позволяющий установить влияние системы временных отношений на компоненты ЛС.

Для определения нормальности распределения эмпирических данных использовался критерий Колмогорова-Смирнова для одной выборки, проверка гомогенности дисперсий проводилась с помощью критерия Левена. Для зависимых переменных, для которых требования ОДА не выполнялись (нормальность распределения, гомогенность дисперсии) использовался критерий Крускула-Уоллиса.

На следующем этапе обработке полученных результатов, с целью их систематизации применялся контент-анализ, позволивший нам определить частоту встречаемости зависимых переменных с последующим сравнением полученных результатов в трех группах.

Результаты, полученные в группе специалистов со стажем до 5-ти лет, отражены в табл.1, 2. В первой группе система временных отношений влияет на развитие представлений испытуемых о себе связанных с такими составляющими “Я-концепции” как “Я-актуальное” и “Я-специалист”. Развитие данных компонентов “Я-концепции” осуществляется в направлении активности, которая характеризуется общительностью, открытостью.

Специалист первой группы находится на стадии адаптации. Основная задача, которую решает субъект на этой стадии - это задача познавательного и действенного овладения новыми для него условиями, средствами, режимами труда, освоением нормативно одобренного стиля деятельности, и зарекомендовать себя как перспективного, инициативного специалиста. Отсюда и ориентация на настоящее на текущий процесс освоения профессиональной деятельности. Активность проявляется как экстровертированность, направленная на освоение системы отношений в трудовом коллективе, освоение новой социальной роли, приобретение профессионального опыта.

Согласно модели развития личности в группе по концепции А. В. Петровского, первая стадия вхождения личности в трудовой коллектив предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. “Начинающим специалистом” движет стремление охватить как можно больше в области решения профессиональных задач.

В табл. 3 приведены результаты группы специалистов со стажем работы до 10-ти лет. Согласно полученным результатам в данной группе временные отношения влияют на развитие таких компонентов “Я-концепции” как “Я-ретроспективное” и “Я-гражданин”, с проявлением ярко выраженного ценностного аспекта. Также влияние оказывается на развитие осмысленности жизни, локуса контроля-Я.

Таблица 1

Зависимость ЛС специалистов от прошлого, настоящего и будущего со стажем работы до 5-ти лет

Переменные Средние значения Значения критерия Уровень значимости

низкий средний высокий

Прошлое

Я-ретроспективное (Ц) 4,2257 5,6329 5,7657 12,04362 0,000217

Я-актуальное(Ц) 4,5529 5,5314 5,8464 12,30386 0,000190

Я-специалист(Ц) 4,7643 5,7543 5,8764 5,66873 0,009329

Я-специалист(А) 4,2043 4,9693 5,1614 4,42626 0,022613

Настоящее

Я-актуальное (А) 4,1720 4,6756 5,4020 6,154686 0,006707

Осмысленность жизни 91,000 111,29 108,20 3,999643 0,031685

Будущее

Я-идеальное(Ц) 4,8580 6,1433 6,2355 4,71094 0,018358

Я-потенциальное (А) 4,5140 5,6205 6,1433 11,10381 0,000354

Я-специалист(А) 4,3980 4,7930 5,7600 4,07548 0,029380

Я-актуальное (А) 4,1160 5,0790 5,4261 5,86434 0,008160

Таблица 2

Зависимость ЛС специалистов от прошлого, настоящего и будущего со стажем работы до 5-ти лет (критерий Крускала-Уоллиса)

Переменные Значение медианы Значения критерия Уровень значимости

низкий средний высокий

Прошлое

Я-потенциальное (А) 4,7 5,5 5,8 6,481 0,0391

Будущее

Я-идеальное (А) 4 5,7 6,2 10,272 0,0059

Специалисты, вошедшие во вторую группу, находятся на стадии профессионального становления, обозначенная Завалишиной как стадия идентификации. Основная задача субъекта на этой стадии - освоение и принятие ценностей, традиций, норм своей профессии, в результате чего специалист более или менее глубоко - ценностно и эмоционально - отождествляет себя со своим профессиональным сообществом. Средний возраст специалистов находящихся на данной стадии профессионального становления составляет около 30 лет. В этом возрасте человек переживает кризис, обозначенный в психологии как кризис тридцатилетия. К тридцати годам человек обычно утверждается во взрослой жизни - определяется в профессии, достигает первых результатов. И по социальным и по психологическим меркам человек к тридцати годам завершает определенный этап своего развития. Происходит стабилизация профессиональной ситуации, которая воспринимается

как остановка развития. Отсюда возникает необходимость (социальная и личная) подвести предварительные итоги и определить перспективы дальнейшей жизни. Первые жизненные успехи уже позади и в результате происходит снижение чувства осмысленности, удовлетворенности жизнью. Неудовлетворенность собой и своим профессиональным статусом стимулирует рефлексию прошедшего этапа жизни (отсюда ориентация на прошлое), которая приводит к переосмыслению себя, достигнутых результатов и своего места в мире.

Переоценка, переосмысление требует анализа уже имеющихся ценностей (выражение прошлого) и освоение социальной деятельности и реализация гражданской позиции. Происходит глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей.

Как указывает В. И. Слободчиков, такая внутренняя работа необходима для осознания человеком своей профессиональной и жизненной позиции в целом. Если человек не сумеет вовремя переоценить и при необходимости исправить сложившийся образ жизни, ему не удается реально изменить себя и развиваться дальше. Степень профессионализма субъекта на этой стадии определяется как “опытный специалист”, который стремиться решить противоречие, возникшее между ценностями, традициями профессионального сообщества и их избирательное опосредствование субъектом (вторая стадия развития личности в малой группе согласно концепции

А. В. Петровского).

Таблица 3

Зависимость ЛС специалистов от прошлого, настоящего и будущего со стажем работы до 10-ти лет

Переменные Средние значения Значения Уровень

низкий средний высокий критерия значимости

Прошлое

Я-актуальное (А) 3,5700 4,8567 5,0000 10,00914 0,004103

Настоящее

Я-ретроспективное (Ц) 4,2800 5,4911 6,7850 10,70705 0,003269

Я-настоящее А 3,5700 4,8244 5,1450 11,51700 0,002542

Я-специалист(П) 4,3600 4,7300 5,8550 4,54227 0,039499

Осмысленность жизни 95,000 107,78 133,00 5,62215 0,023109

Будущее

Я-ретроспективное (Ц) 3,8600 5,3789 6,4267 7,074571 0,012176

Я-актуальное(Ц) 4,5700 5,4133 6,7133 7,782080 0,009159

Я-потенциальное (Ц) 5,0000 5,7622 6,9033 4,173692 0,048098

Я-гражданин (Ц) 5,1400 4,9200 6,4300 8,396538 0,007242

Локус контроля Я 21,000 21,889 30,333 4,359269 0,043515

Осмысленность жизни 96,000 104,89 128,67 5,067528 0,030216

Результаты третьей группы (табл.4) указывают на то, что временные отношения также оказывают влияния на развитие ЛС, главным образом через изменение таких компонентов “Я-концепции” как “Я-потенциальное” и “Я-идеальное”. Особенностью развития компонентов “Я-концепции” на этом этапе профессионального становления являются характеристики, отражающие потенциал, возможности дальнейшего развития субъекта, выражающиеся в представлениях о себе как о субъекте деятельности, демонстрирующего уверенность, независимость, ориентированного на собственные силы.

Третья стадия профессионального развития, согласно концепции Д. Н. Завалишиной - это стадия выбора субъектом способа существования в профессии. Специфику развития автор видит в том, что на этой стадии человек выступает подлинным субъектом своего профессионального пути, решая задачу, стоит ли ему вкладывать все свои силы и жизненные потенциалы в профессиональный рост и совершенствование своего труда, то есть, следует ли избрать ему творческий «стиль» своего профессионального развития, или же ограничиться социально-приемлемым, нормативным выполнением своих непосредственных профессиональных функций, то есть избрать адаптивный стиль.

Полученные нами результаты в некоторой степени подтверждают выше сказанное. Специалист со стажем работы более 10-15 лет, с определенной точки зрения, находиться на вершине своих творческих сил. На предыдущей стадии профессионального развития произошло освоение “нормы” профессиональной деятельности, а также переоценка достигнутого. Развитие представлений о себе в рамках “Я-потенциальное” и “Я-идеальное”, ориентированных на будущее, позволяют ему выйти за рамки конкретной ситуации и перейти от модели адаптивного развития к творческой модели (Митина Л. М.). В частности осуществить переход на инновационный уровень выполнения деятельности (творчество, изобретательство, новаторство).

Как указывает Э. Ф. Зеер [2] к этому времени работник еще полон сил, у него накопился определенный опыт, а его отношения с коллегами и начальством нередко позволяют ему “экспериментировать” и “рисковать” без сильного ущерба для дела, что зачастую приводит к сверхнормативной социально-профессиональной деятельности. Эта фаза жизни, в которой человек, в зависимости от индивидуальных свойств личности, более всего ориентирован на достижение общественно значимых целей, на достижение материального благополучия. Специалист обладает навыками рефлексии, в частности профессиональной, он хорошо осознает себя, знает свои силы и способности и уверен в своем будущем.

Взрослость характеризуется, как оптимум для профессиональных и интеллектуальных достижений, как период интеграции многообразных связей и отношений с другими людьми, лидерство в различных видах деятельности.

Взрослость - время упрочения своего положения в обществе и вместе с тем время стремления к успеху в своей работе, происходит повышение личной ответственности и самостоятельности. Отвечая не только за себя, но и за других людей (например, ответственность за детей), человек ставит перед собой ряд жизненных задач: стать, возможно, лучшим родителем, достичь совершенства в профессии, и т. д.

Завалишина степень профессионализации субъекта определила, как “профессионал”, “зрелый специалист”, профессиональным развитием которого движет стремление к самосовершенствованию.

Таблица 4

Зависимость ЛС специалистов от прошлого, настоящего и будущего со стажем работы более 10-15-ти лет

Переменные Средние значения Значения критерия Уровень значимости

низкий средний высокий

Прошлое

Я-актуальное (А) 4,4533 5,0440 5,0933 3,86171 0,042810

Я-специалист(А) 4,5000 5,1560 5,8567 3,77772 0,045314

Я-ретроспективное (П) 3,8100 5,3270 5,6200 10,83166 0,001061

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Настоящее

Я-гражданин (П) 3,7825 4,6558 5,2900 3,698222 0,047837

Будущее

Я-потенциальное (Ц) 4,7600 5,8567 6,4650 4,23855 0,033333

Я-идеальное (Ц) 4,3800 5,9392 6,6800 7,47226 0,005108

Я-специалист(А) 3,9033 5,3575 5,0325 5,79518 0,012791

Я-потенциальное (П) 3,7133 4,9392 4,9300 16,84610 0,000116

Я-идеальное(П) 3,7167 4,7750 5,1425 4,90450 0,021817

Анализ средних значений уровня представленности временных отношений в каждой группе специалистов позволяет нам также утверждать, что существует прямая зависимость между уровнем развития временных отношений личности и уровнем развития компонентов ЛС, т. е. чем больше выражены временные отношения субъекта профессиональной деятельности, тем большее влияние они оказывают на развитие ЛС.

Так, например, зависимость “Я-концепции” специалиста, со стажем работы более 10-15 лет, от отношения к своему прошлому (табл. 4), показывает нам что, чем выше уровень развития данного временного отношения, связанного с осмыслением, переоценкой опыта, принятием достигнутых результатов, тем выше уровень развития представлений личности о себе как о специалисте с позиции активности, уверенности и целеустремленности.

Специалист приобретает уверенность, что своими действиями он способен достичь желаемых результатов, что подтверждается в частности теорией самоэффективности А. Бандуры.

В качестве вывода отметим, что в рамках настоящего исследования нам удалось эмпирически подтвердить поставленную гипотезу. Временные отношения личности оказывают влияния на развития ее субъектных характеристик, что в целом определяет развития ЛС в процессе профессионального становления. Выделенные особенности также подтверждаются существующими концепциями личностного и профессионального развития.

Библиографический список

1. Завалишина, Д. Н. Модели профессионального развития человека [Текст] // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход / Под ред.

В. А. Бодрова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 390 с.

2. Зеер, Э. Ф. Психология профессий. [Текст] / Э. Ф. Зеер. - М.: Академический Проект, 2003. - 336 с.

3. Левин, К. Теория поля в социальных науках. [Текст] / К. Левин. - СПб. 2000. - 357 с.

4. Регуш, Л. А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. [Текст] / Л. А. Регуш. - СПб., Речь, 2003. - 352 с.

5. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. [Текст] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.

6. Куликова, Л. Н. Аутодиагностика личностного саморазвития студента как фактор продуктивности высшего профессионального образования [Текст] / Л. Н. Куликова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 44-58.

7. Ефимова, Е. А. Модель формирования творческой самореализации будущего педагога [Текст] / Е. А. Ефимова // Сибирский педагогический журнал. -2007. - № 3. - С. 5-12.

8. Бырдина, О. Г. Модель формирования профессионально-ценностного само-отношения личности будущего учителя [Текст] / О. Г. Бырдина // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 162-169.

9. Гончаров, С. А. Герменевтика как культурофилософская и прикладная проблема современного университетского образования [Текст] / С. А. Гончаров // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 1. - С. 76-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.