Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ'

ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАРИЙНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / НАЧИНАЮЩИЕ ВОДИТЕЛИ / ДОПУСК К УЧАСТИЮ В ДОРОЖНОМ ДВИЖЕНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новикова М.Н.

В статье рассматривается дорожно-транспортная аварийность начинающих водителей через призму отдельных условий, в которых произошли дорожно-транспортные происшествия. Наиболее подробно рассмотрены погодные условия и освещенность. На основе аналитических сведений сделаны выводы, которые могут указывать на направления подготовки водителей, требующие совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CERTAIN CONDITIONS ON THE ROAD SAFETY OF NOVICE DRIVERS

This article examines the road traffic accident rate of novice drivers through the prism of individual conditions in which road accidents occurred. The weather conditions and illumination are considered in the most detail. Based on the analytical data, conclusions are drawn that may indicate areas of driver training that require improvement.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ»

- SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY -

УДК 34 © М.Н. Новикова 2021

NIION: 2021-0084-4/21-030 MOSURED: 77/27-026-2021-4-229

ВЛИЯНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

НАЧИНАЮЩИХ ВОДИТЕЛЕЙ

Марина Николаевна Новикова,

старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Брянского филиала Федерального государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования «Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» Контакты: пер. 2-й Советский, д. 2 А, Брянск, Россия, 241050

mnovikova15@mvd.ru

Аннотация. В статье рассматривается дорожно-транспортная аварийность начинающих водителей через призму отдельных условий, в которых произошли дорожно-транспортные происшествия. Наиболее подробно рассмотрены погодные условия и освещенность. На основе аналитических сведений сделаны выводы, которые могут указывать на направления подготовки водителей, требующие совершенствования.

Ключевые слова: аварийность, безопасность дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие, начинающие водители, допуск к участию в дорожном движении

Для цитирования: Новикова М.Н. Влияние отдельных условий на безопасность дорожного движения начинающих водителей // Безопасность дорожного движения. 2021. № 4. С. 49-52.

THE IMPACT OF CERTAIN CONDITIONS ON THE ROAD SAFETY OF NOVICE DRIVERS

Marina N. Novikova,

senior lecturer of the department of general legal disciplines Bryansk branch of the Federal State Institution of Additional Professional Education «All-Russian Institute for Advanced Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation» Contacts: 2nd Sovetsky lane, d. 2 A, Bryansk, Russia, 241050

Abstract. This article examines the road traffic accident rate of novice drivers through the prism of individual conditions in which road accidents occurred. The weather conditions and illumination are considered in the most detail. Based on the analytical data, conclusions are drawn that may indicate areas of driver training that require improvement.

Keywords: accident rate, road safety, traffic accident, novice drivers, admission to participation in road traffic For quotation: Novikova M.N. The impact of certain conditions on the road safety of novice drivers // Road safety. 2021. № 4. P. 49-52.

В Российской Федерации в период с 2014 по 2020 год более чем вдвое снизились основные показатели аварийности1 с участием водителей, имеющих стаж управления транспортными средствами2 менее двух лет3 [1-7].

В 2020 году с участием начинающих водителей произошло 13195 дорожно-транспортных происшествий4, в которых погибли и (или) были ранены люди. В данных ДТП погибли 1152 человека и 18619 получили ранения различной степени тяжести [6].

Несмотря на снижение основных показателей аварийности, удельный вес таких ДТП составил практически десятую часть (9,1%) от всех зарегистрированных ДТП.

Вместе с тем обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой одну из наиболее острых социально-экономических проблем современной России, в связи с чем государству и институтам гражданского общества необходимо

уделять внимание каждой составляющей, включая систему подготовки водителей транспортных средств.

Вопросы совершенствования системы подготовки водителей ТС на протяжении долгого времени являются предметом исследований специалистов в различных областях науки [8]. Одними авторами отдельно рассматривались проблемные вопросы сдачи экзаменов на право управления ТС [9], другими - вопросы качества подготовки педагогического состава автошкол [10, 11].

В то же время за рамками этих исследований остались вопросы, связанные с условиями, влияющими на дорожно-транспортную аварийность начинающих водителей. Восполнение данной составляющей предлагается в рамках нашего исследования.

В данной статье наиболее подробно остановимся на таких условиях совершения ДТП, как состояние погоды и освещенность.

1 Речь идет о количестве дорожно-транспортных происшествий, числе погибших и раненных в них людей.

2 Далее также - «ТС».

3 Далее - «начинающие водители».

4 Далее также - «ДТП или происшествия».

Проведенный анализ аварийности свидетельствует о том, что в 2020 году более половины ДТП (57,8%) с участием начинающих водителей произошло в ясную погоду, примерно треть ДТП (32,9%) - в пасмурную. Следует отметить, что в условиях дождя с участием начинающих водителей происходит менее 5% ДТП [6] (рис. 1).

Сравнивая удельный вес погибших в ДТП с участием начинающих водителей с общим числом погибших в ДТП при определенных погодных условиях, можно сделать вывод о том, что в процессе подготовки водителей к участию в дорожном движении особое внимание необходимо уделять управлению ТС в условиях тумана, снегопада и дождя (рис. 2).

Рис. 1. Распределение ДТП с участием начинающих водителей и погибших в зависимости от погодных условий

Рис. 2. Удельный вес погибших в ДТП с участием начинающих водителей от всех погибших в конкретных погодных условиях

При этом наибольшая тяжесть последствий ДТП с участием начинающих водителей характерна для происшествий, совершенных в условиях тумана, поскольку превышает тяжесть последствий ДТП в других погодных условиях в среднем более чем в 2 раза (рис. 3).

Сравнение значений показателя тяжести последствий позволяет судить о том, что профессиональная подготовка водителей транспортных средств, определенно, оказывает положительное

влияние на состояние безопасности дорожного движения. Так, к примеру, при рассмотрении аварийности при различных погодных условиях удалось установить, что тяжесть последствий ДТП с участием начинающих водителей имеет наименьшие значения по сравнению с аналогичным показателем для водителей, не имеющих права управления, а также для водителей, имеющих стаж управления транспортными средствами более двух лет (рис. 4).

Рис. 3. Значения показателя тяжести последствий ДТП с участием начинающих водителей

в зависимости от погодных условий

SCIENTIFIC RESEARCH, DEDICATED TO ROAD SAFETY

Рис. 4. Соотношение значений показателя тяжести последствий ДТП в зависимости от наличия и продолжительности наличия права управления ТС при различных погодных условиях в 2020 году

Рассмотрим такое условие, при котором происходили ДТП с участием начинающих водителей, как состояние освещенности. По результатам анализа состояния аварийности водителей, имеющих стаж управления ТС менее двух лет, удалось установить, что больше половины происшествий приходится на светлое время суток. Остальные ДТП происходят в темное время суток, в том числе в сумерки.

При этом необходимо отметить, что в 7 из 10 ДТП, произошедших в темное время суток, искусственное освещение было включено.

Говоря о распределении погибших в ДТП с участием начинающих водителей в зависимости

от условий освещенности, возможно установить обратную закономерность их распределения. Так, 57,7% погибших в таких ДТП приходится на темное время суток. Вполне логично, что основная часть погибших в ДТП, произошедших в темное время суток, зафиксирована на участках автомобильных дорог, на которых отсутствовало либо не было включено искусственное освещение (31,2% от всех погибших в ДТП с участием начинающих водителей в 2020 году), хотя ДТП, произошедшие в таких же условиях, в общей структуре аварийности начинающих водителей составили чуть более десятой части (10,4%) [6] (рис. 5).

Рис. 5. Распределение ДТП с участием начинающих водителей и числа погибших в них в 2020 году

в зависимости от условий освещенности

Тяжесть последствий ДТП, при которых ис- чение, характерное для светлого времени суток, в кусственное освещение отсутствовало, остается среднем в 3 раза (рис. 6). по-прежнему на высоком уровне и превышает зна-

14,5 14,4

.■.II

светлое сумерки темное темное темное

время суток время суток, время суток, время суток,

освещение освещение освещение

включено выключено отсутствует

Рис. 6. Соотношение тяжести последствий ДТП с участием начинающих водителей в зависимости от условий освещенности

По сравнению с ДТП с участием других групп водителей (не имеющих права на управление транспортными средствами и опытных) происшествия с участием начинающих водителей, как правило, характеризуются наименьшими значениями тяжести последствий в различных условиях освещенности.

Вместе с тем тяжесть последствий ДТП с участием начинающих водителей, произошедших

в темное время суток при выключенном освещении, превышает значения данного показателя для двух других групп.

Возможно предположить, что места, не оборудованные освещением, воспринимаются начинающими водителями как потенциально опасные и требующие повышенного внимания, что находит отражение в показателях состояния аварийности (рис. 7).

Рис. 7. Соотношение тяжести последствий ДТП с участием начинающих водителей в зависимости от условий освещенности

В целом необходимо отметить, что в настоящее время качество профессиональной подготовки водителей находится на уровне, позволяющем безопасно осуществлять самостоятельное управление транспортным средством в реальных условиях дорожного движения. Вместе с тем данная составляющая обеспечения безопасности дорожного движения не лишена направлений, требующих совершенствования, отдельные из которых на основании анализа состояния аварийности с участием начинающих водителей выделены в рамках данной статьи.

Таким образом, рассмотрена аварийность с участием начинающих водителей в зависимости от состояния погоды и условий освещенности. По результатам анализа установлено, что в условиях тумана начинающие водители имеют наибольший риск совершения ДТП. В зависимости от освещенности в качестве наиболее аварийно-опасного условия представляется возможным выделить темное время суток, когда участок дороги оборудован искусственным освещением, но оно выключено.

Приведенные аналитические сведения и сделанные на их основе выводы целесообразно принимать во внимание при организации образовательного процесса в рамках профессиональной подготовки водителей транспортных средств.

Список источников:

1. Дымберов А.Д., Князев А.С., Бородина С.Г., Бурмистров А.О., Дедюлин Е.В. Анализ структуры, тенденций и закономерностей дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации за 2015 год // Отчет о НИР (МВД России).

2. Князев А.С., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД

МВД России. 2017. 18 с.

3. Князев А.С., Линник Т.М., Бурмистров А.О. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России. 2017. 18 с.

4. Линник Т.М., Боронина В.С., Галаева О.В. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2018 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2018. 18 с.

5. Боронина В.С., Линник Т.М., Наумов С.Б., Шестериков Н.А. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 12 месяцев 2019 года: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2020. 21 с.

6. Баканов К.С., Ляхов П.В., Наумов С.Б., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Шестериков Н.А., Князев А.С., Ивлев В.С., Мохов А.Г. Дорожно-транспортная аварийность в Российской Федерации за 2020 год: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 79 с.

7. Баканов К.С., Ляхов П.В., Лопарев Е.А., Ермаганбетов А.С., Исаев М.М., Коблов П.С., Шестериков Н.А. Правоприменительная деятельность в области безопасности дорожного движения в 2020 году: информационно-аналитический обзор. М.: ФКУ «НЦ БДД МВД России». 2021. 75 с.

8. Якимов А.Ю. Совершенствование системы подготовки водителей автомототранспортных средств на основе оптимального определения категорий (видов) водителей (с учетом отечественного и зарубежного опыта) // Безопасность дорожного движения: сборник научных трудов. 2013. № 13. С. 11.

9. Антонов С.Н., Никитин М.И., Коблов П.С. Влияние изменений требований допуска на результаты сдачи экзаменов на право управления транспортным средством // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5.

10. Антонов С.Н., Исаев М.М., Коблов П.С. Проблемы формирования профессиональной компетентности педагогических работников автошкол // Современная наука. 2021. № 6. С. 68.

11. Шмелькова Л.В. О кадровом обеспечении подготовки водителей транспортных средств // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. 2016. № 1-2 (24). С. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.