Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНОСТЬ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ (АТТРАКТИВНОСТЬ) / ПРИВЫЧКА / СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА / APPEARANCE / ATTRACTIVENESS / HABIT / SOCIAL ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андреева И.Н., Бесполенова Ю.В.

Представлены результаты экспериментального исследования влияния особенностей внешности и привычек, реализуемых в деятельности, на социальные установки в отношении внешней привлекательности представителей противоположного пола у студентов. Использовалась факторная схема 3*3 (две независимые переменные: «внешность» и «привычка, реализуемая в деятельности», каждая имеет по три уровня). Испытуемым предъявлялись видеоролики, которые демонстрировали деятельность «моделей» (трех юношей и трех девушек), связанную со следованием определенным привычкам: общественно полезным (помощь другому человеку), полезным в первую очередь для себя и своих близких (приготовление пищи), вредным (курение). Внешность «моделей» отличалась по уровню аттрактивности (самая привлекательная - привлекательная - менее привлекательная). В каждой из групп испытуемых осуществлялась демонстрация конкретной «модели» только в одной из экспериментальных ситуаций. Респонденты после просмотра видео должны были оценить привлекательность внешних данных «моделей» противоположного пола. Установлено, что аттрактивность юноши на достоверном уровне оценивается девушками выше в том случае, если он имеет привлекательную внешность и следует полезным для общества, себя и своих близких привычкам (готовит пищу, оказывает помощь), и ниже - если он менее привлекателен и привержен вредным привычкам (курит). У девушек совместного влияния данных факторов не обнаружено, зато выявлено влияние каждой из независимых переменных в отдельности. Выявлены значимые различия в оценке внешней привлекательности «моделей». Обнаружено, что респонденты на достоверном уровне оценивают внешние данные всех девушек-«моделей» наиболее низкими баллами в том случае, когда наблюдают их в процессе курения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андреева И.Н., Бесполенова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF FEATURES OF APPEARANCE AND HABITS REALIZED IN ACTIVITY, ON ASSESSMENT OF EXTERNAL ATTRACTIVENESS OF REPRESENTATIVES OF OPPOSITE SEX FOR STUDENTS

The results of an experimental study of the influence of features of appearance and habits, realized in activity, on social attitudes toward the external attractiveness of representatives of the opposite sex among students are presented. We used the factor scheme 3*3 (two independent variables: “appearance” and “habit realized in activity”, each has three levels). The subjects were presented with videos that demonstrated the activity of “models” (three young men and three girls) associated with following certain habits: socially useful (helping another person), useful primarily for themselves and their loved ones (cooking), harmful (smoking). The appearance of the “models” differed in the level of attractiveness (the most attractive - attractive - less attractive). In each of the groups of subjects, a specific “model” was demonstrated only in one of the experimental situations. Respondents after viewing the video had to evaluate the attractiveness of external data “models” of the opposite sex. It is established that the attractiveness of a young man at a reliable level is estimated by the girls above if he has an attractive appearance and should be useful to society, himself and his close habits (cooks, assists) and lower - if he is less attractive and committed to bad habits smokes). Girls did not have a common influence of these factors, but the effect of each of the independent variables was revealed separately. Significant differences in the evaluation of the external attractiveness of “models” were revealed. It was found that respondents at a reliable level assess the external data of all female models with the lowest scores in the case when they are observed during smoking.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВНЕШНОСТИ И ПРИВЫЧЕК, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА СОЦИАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ В ОТНОШЕНИИ ВНЕШНЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА У СТУДЕНТОВ

д-р психол. наук, доц. И.Н. АНДРЕЕВА, Ю.В. БЕСПОЛЕНОВА (Полоцкий государственный университет)

Представлены результаты экспериментального исследования влияния особенностей внешности и привычек, реализуемых в деятельности, на социальные установки в отношении внешней привлекательности представителей противоположного пола у студентов. Использовалась факторная схема 3*3 (две независимые переменные: «внешность» и «привычка, реализуемая в деятельности», каждая имеет по три уровня). Испытуемым предъявлялись видеоролики, которые демонстрировали деятельность «моделей» (трех юношей и трех девушек), связанную со следованием определенным привычкам: общественно полезным (помощь другому человеку), полезным в первую очередь для себя и своих близких (приготовление пищи), вредным (курение). Внешность «моделей» отличалась по уровню аттрактивно-сти (самая привлекательная - привлекательная - менее привлекательная). В каждой из групп испытуемых осуществлялась демонстрация конкретной «модели» только в одной из экспериментальных ситуаций. Респонденты после просмотра видео должны были оценить привлекательность внешних данных «моделей» противоположного пола.

Установлено, что аттрактивность юноши на достоверном уровне оценивается девушками выше в том случае, если он имеет привлекательную внешность и следует полезным для общества, себя и своих близких привычкам (готовит пищу, оказывает помощь), и ниже - если он менее привлекателен и привержен вредным привычкам (курит). У девушек совместного влияния данных факторов не обнаружено, зато выявлено влияние каждой из независимых переменных в отдельности. Выявлены значимые различия в оценке внешней привлекательности «моделей». Обнаружено, что респонденты на достоверном уровне оценивают внешние данные всех девушек-«моделей» наиболее низкими баллами в том случае, когда наблюдают их в процессе курения.

Ключевые слова: внешность, привлекательность (аттрактивность), привычка, социальная установка.

Введение. Психология привлекательности (аттрактивности) является новой, но актуальной для современного общества областью исследований [1, 2]. В социальной психологии под аттрактивностью (от лат. аигаНвгв привлекать) понимается свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у других людей [3].

Среди факторов аттрактивности особое внимание уделяется внешним данным индивида. Физическая привлекательность вызывает симпатию окружающих благодаря атрибуции личностных свойств [4]: обычно красивому человеку приписывают и другие достоинства: выраженную сексуальность, развитые социальные навыки. Привлекательных внешне людей считают более социализированными, доминантными и душевно здоровыми [2].

Возникает вопрос, каковы физические характеристики привлекательного индивида. Интерес представляют эталоны, в соответствии с которыми люди оценивают друг друга как более либо менее привлекательных, а также причины изменений этих стандартов. Так, в некоторых традиционных культурах красота женщины связывалась с полнотой ее фигуры - признаком плодовитости. Однако в ходе исторического развития представления о привлекательности женского тела изменялись от очень пышных «песочных часов» до фигуры с меньшим количеством изгибов. Причинами данных метаморфоз стали различные экономические и социально-культурные факторы. В частности, существует гипотеза о связи привлекательности определенных женских форм и доступности пищи. Согласно этой гипотезе, при наличии постоянных и надежных пищевых ресурсов стандартом женской красоты должна быть стройная фигура. У мужчин на протяжении длительного времени считается привлекательной V-образная фигура, т.к. она свидетельствует об оптимальном здоровье и, возможно, более высоком уровне ресурсов [5].

Современными исследователями установлено, что на оценку привлекательности лица (в первую очередь женского [4]) в наибольшей степени влияют глаза [4, 6]. Преимущество этой области обеспечивается с помощью особого эмоционального эффекта глаз, притягивающего к ним внимание наблюдателя, благодаря чему она становится «смысловым центром лица» [7]. Внешняя привлекательность мужчины ба-

зируется на маскулинности и обаянии. Маскулинность образа физического «Я» воспринимается женщинами как сила и способность мужчины защитить ее, а мужчинами - как способ привлечения внимания противоположного пола. Обаяние мужчины для женщин основывается на высокоразвитых коммуникативных навыках, внешней привлекательности, оформительских особенностях образа физического «Я», подчеркивающих маскулинность., а для мужчин - на чувстве стиля и спортивности индивида, а также, кроме маскулинности, и на фемининных особенностях внешности [8].

Следует отметить, что суждения о привлекательности индивида могут изменяться не только в связи с историческим преобразованием стандартов красоты, но и под влиянием ситуативных переменных. Так, известен «эффект закрытия», который проявляется в том, что люди в баре оценивают лица противоположного пола на протяжении вечера как все более привлекательные, при этом оценка посетителей своего пола не изменяется. По мнению Дж. Пенебейкера (1979), люди «понижали» свои критерии привлекательности по мере того, как с течением времени увеличивался риск отправиться домой в одиночестве [5]. Можно предположить, что на оценку привлекательности индивида оказывает влияние и такая ситуационная переменная, как деятельность, в которую он включен. В соответствии с пословицами «Труд украшает человека», «Красота приглядится, а труд пригодится», «Красота увянет, а труд-то не обманет» можно предположить, что занятия полезной для общества деятельностью делают индивида в глазах окружающих более привлекательным. Однако исследований влияния выполняемой деятельности на оценку аттрактивности включенного в нее индивида не обнаружено, что и обусловливает актуальность нашего исследования.

Ценностное отношение к тому или иному объекту, оценка чего-то или кого-то по шкалам «приятно - неприятно», «полезно - вредно», «хорошо - плохо» (в нашем случае «привлекательно - непривлекательно») характеризуется понятием установки. Под социальной установкой (аттитюдом) понимается определенная диспозиция индивида, в соответствии с которой тенденции его мыслей, чувств и возможных действий организованы с учетом социального объекта [9]. Если социальная установка сформировалась, то индивид предрасположен определенным образом воспринимать, оценивать социальный объект и, как итог, действовать по отношению к нему [10].

Цель исследования - выявить гендерные различия в характере влияния особенностей внешности и привычек, реализуемых в деятельности, на социальные установки в отношении внешней привлекательности индивидов противоположного пола у студентов.

Гипотеза исследования: на социальные установки в отношении внешней привлекательности индивида в юношеском возрасте совместно влияют особенности его внешности и привычки, реализуемые в деятельности.

Выборка испытуемых составила 108 человек (студенты Полоцкого государственного университета в возрасте от 18 до 22 лет; среди них - 57 юношей и 51 девушка). Испытуемые составили 6 экспериментальных групп с гомогенным в отношении пола составом (в три из них вошли юноши, в три -девушки).

Метод исследования. Для проведения констатирующего эксперимента нами была разработана авторская экспериментальная методика «Нравится, потому что...». Она включала в себя 6 блоков видеофрагментов. Юноши и девушки с различными особенностями внешности (лицо, тип фигуры и т.д.) выступали в них в качестве «моделей». Все они реализовывали в своей деятельности три типа привычек, т.е. усвоенных действий [11]: общественно полезную (помощь другому человеку), полезную в первую очередь для себя и своих близких (приготовление пищи), вредную (курение). Каждая «модель» снималась соответственно в трех видеофрагментах.

Предварительная подготовка к исследованию. На подготовительном этапе эксперимента был проведен предварительный опрос студентов-экспертов, которым были предъявлены фотографии «моделей» с целью оценки их внешней привлекательности по 10-балльной шкале. Количество экспертов - 10 человек: 5 юношей и 5 девушек.

Для того чтобы объективно оценить вредность/ полезность исследуемых нами привычек, десяти экспертам-преподавателям психолого-педагогических дисциплин Полоцкого государственного университета была предложена анкета с целью оценки ими характера исследуемых нами привычек по шкале от -3 (очень вредная) до +3 (очень полезная). Характер привычек оценивался по трем параметрам: в целом, для общества, для индивида и его близких.

Процедура эксперимента состояла в следующем. Каждой из групп испытуемых, гомогенной по признаку пола, предоставлялись соответствующие блоки с видеозаписями «моделей» противоположного пола, чтобы они могли рассмотреть их внимательно. Блоки были сформированы так, чтобы в каждой из групп испытуемых определенный «актер» играл только одну роль (т.е. если одна из групп видела его в процессе приготовления пищи, то в другой он курил, в третьей - оказывал помощь). Юношам демонстрировались блоки видеозаписей, в которых в качестве «моделей» выступали девушки, девушкам -

юноши. После просмотра видеофрагментов экспериментатор предлагал испытуемым оценить внешнюю привлекательность каждой из «моделей» на всех трех видеозаписях по 10-балльной шкале, а также обосновать поставленную им оценку.

Эксперимент проводился по факторной схеме 3*3 (две независимых переменных, каждая имеет по три уровня). По этой причине для обработки данных использовался многофакторный дисперсионный анализ - с целью изучения влияния двух независимых переменных (внешних характеристик «модели» и привычек, реализуемых в деятельности) на зависимую переменную (оценку противоположным полом внешней привлекательности «модели»). Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием пакета компьютерных программ «31аЙ8Йса 8.0».

Результаты и их обсуждение. Первоначально были проанализированы экспертные оценки внешней привлекательности «моделей». Средние экспертные оценки у девушек-«моделей» варьировались от 6,8 до 8,2 баллов. По мнению экспертов-юношей, им нравятся девушки с природной красотой, без пирсинга на лице, с цветом волос, близким к естественному, скромной улыбкой.

Средние экспертные оценки внешней привлекательности юношей-«моделей» варьировались от 6,6 до 8,6 баллов. Эксперты-девушки объясняли свои предпочтения тем, что у наиболее аттрактивной, по их мнению, «модели» (С.; 8,6) более «правильные», симпатичные черты лица, смуглая кожа, красивые губы и глаза, густые ресницы.

Далее были оценены результаты опроса экспертов-педагогов, которые оценили рассматриваемые привычки по критерию их полезности или вредности (табл. 1).

Таблица 1. - Оценка педагогами-экспертами привычек с точки зрения их полезности/ вредности

Привычка Полезность/вредность, балл

в целом для общества для человека и его близких

Курение -2,6 -2,3 -2,9

Приготовление пищи 2,4 2,4 2,5

Помощь другому человеку 2,8 2,7 2,0

Из таблицы 1 видно, что к полезным в целом привычкам эксперты отнесли приготовление пищи и помощь другому человеку, к вредным - курение. С их точки зрения, для общества наиболее вредной привычкой является курение, а помощь другому человеку в этом отношении наиболее полезна. Для самого человека и его близких курение также оценивается как самая вредная привычка. Следует отметить, что помощь другому человеку рассматривается как менее полезная привычка для самого человека и его близких, чем приготовление пищи. Действительно, индивид порой помогает другому в ущерб самому себе. Итак, результаты опроса экспертов соответствуют нашим предположениям, что среди исследуемых привычек наиболее общественно полезная - помощь другому человеку, наиболее вредная в целом -курение, а полезной в первую очередь для себя и своих близких является приготовление пищи.

На следующем этапе исследования изучалось влияние двух независимых переменных (внешних характеристик «модели» и привычек, реализуемых в деятельности) на зависимую переменную (оценку индивидами противоположного пола внешней привлекательности «модели»).

У девушек совместного влияния независимых переменных на зависимую не обнаружено (р > 0,05). При этом было выявлено влияние на оценку внешней привлекательности «моделей» каждого из факторов в отдельности. Сопоставив средние оценки внешней привлекательности девушек, мы убедились, что между ними существуют значимые различия (р < 0,05) (табл. 2).

Таблица 2. - Различия в оценках внешней привлекательности у девушек

Участница Оценка внешней привлекательности, балл Уровень значимости р

М 5,9

В 6,4

А 7,4 0,00013

Очевидно, что оценки респондентов практически соответствуют экспертным у «модели» М. (6,6) -и те, и другие оценивают ее как менее привлекательную. При этом эксперты одинаково оценивают внешние данные остальных «моделей» (8,6; 8,6), а участники на достоверном уровне более высоко оценивают «модель» А, чем В.

Далее было изучено, как влияют на оценку привлекательности у девушек привычки, реализуемые в деятельности. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

3-■-1-1-

курение помощь другому человеку

приготовление пищи

привычки, реализуемые в деятельности

Рисунок 1. - Влияние привычек, реализуемых в деятельности, на оценку привлекательности у девушек

На рисунке 1 представлено, что наиболее высокую оценку привлекательности респонденты поставили девушкам-«моделям» в ситуации приготовления пищи и помощи постороннему человеку, а в процессе курения их, напротив, оценили наиболее низкими баллами. Достоверность приведенных выше различий была проверена с использованием апостериорного критерия Дункана (табл. 3).

Таблица 3. - Влияние привычек, реализуемых в деятельности, на оценку привлекательности у девушек (апостериорный критерий Дункана)

Вид деятельности (1) М = 4,6140 (2) М = 7,7368 (3) М = 7,3333

Курение (1) 0,000011 0,000009

Приготовление пищи (2) 0,000011 0,282604

Помощь другому (3) 0,000009 0,282604

Из таблицы 3 видно, что средние показатели привлекательности у девушек на достоверном уровне являются более низкими, когда они курят, чем в тех случаях, когда они заняты приготовлением пищи и помощью другим людям. Последние два вида привычек не различаются на достоверном уровне в отношении оценки привлекательности, т.е. одна и та же девушка будет обладать для юноши приблизительно одинаковой привлекательностью и в ситуации, когда она готовит, и тогда, когда она оказывает помощь.

При оценивании привлекательности девушек в ситуации помощи юноши обращали внимание на общественно полезный характер деятельности: готовность помочь другому человеку (34%), ценность хорошего поступка, который повышает привлекательность девушки (32%). При этом 29% юношей уделяли внимание внешности девушек («красивое лицо», «длинные волосы», «естественная красота», «нравятся/ не нравятся тоннели в ушах, пирсинг»). Оценивая привлекательность девушек в процессе приготовления пищи, 54% юношей ответили, что им нравится, когда девушка умеет готовить; 17% - обратили внимание на внешние данные девушек, посчитав, что им нужно быть более естественными («пирсинг лишний», «лучше натуральный цвет волос»).

Характеризуя аттрактивность «модели» в ситуации курения, юноши в основном акцентировали внимание на ее вредной привычке («курение не делает девушку привлекательнее», «внешне красивая, но жалко, что курит») - 51%. Вместе с тем отмечалось, что по наличию вредной привычки нельзя судить о характере («курение - не показатель характера девушки», «сейчас многие курят») - 25%. Интересно,

что только 2% юношей обратили внимание на внешние данные девушек («красивые глаза», «стрижка необычная»).

У юношей, как это показано на рисунке 2, на достоверном уровне обнаружено влияние исследуемых независимых переменных на зависимую (р < 0,05).

11

10

<

Т

г" 1

- < >

курение

помощь другому человеку приготовление пищи

^ с

¡= А

>•■ В

привычки, реализуемые в деятельности

9

8

7

6

5

4

3

2

0

-1

Рисунок 2. - Оценка внешней привлекательности юношей в зависимости от их внешних данных

и привычек, реализуемых в деятельности

Результаты исследования показывают (см. рис. 2), что девушки отдают предпочтение юношам, умеющим готовить. 57% девушек посчитали, что умеющий готовить мужчина - это «редкость», «необычно» и «довольно мило»; 15% - что им нравятся «хозяйственные», «домашние», «воспитанные» и «семейные» мужчины. В будущем муж, умеющий готовить, может подменить жену у плиты, взяв на себя часть семейных обязанностей.

Внешняя привлекательность всех юношей-«моделей» оценивается наиболее низкими показателями, когда они курят. При этом участник, получивший наиболее высокую оценку студентов-экспертов (С.), даже в этой ситуации оценивается как самый привлекательный. Обосновывая свои оценки, 37,5% респонденток выразили в целом негативное отношение к курению у юношей, объясняя его вредом для здоровья как для самого курящего, так и для его окружения («юноши симпатичные, но плохо, что курят», «курение вызывает отвращение», «курение уже не модно»). Однако 18% респонденток отметили, что на привлекательность юношей-«моделей» не влияют их вредные привычки, т.к. «сейчас многие курят».

Заключение. Таким образом, гипотеза исследования частично подтвердилась. На социальные установки в отношении привлекательности индивида мужского пола совместно влияют особенности его внешности и привычки, реализуемые в деятельности. Внешняя привлекательность юноши на достоверном уровне оценивается девушками более высоко, если он обладает привлекательными физическими данными и занимается полезной для общества, себя и своих близких деятельностью (готовит пищу, оказывает помощь), и более низко - если он менее привлекателен внешне и следует своим вредным привычкам (курит).

У девушек совместного влияния данных факторов не обнаружено, зато выявлено влияние каждой из независимых переменных в отдельности. Выявлены значимые различия в оценке внешней привлекательности «моделей». Респонденты на достоверном уровне оценили ее наиболее низко, когда наблюдали девушек в процессе курения.

Перспективы исследования состоят в уточнении процедуры и инструментария экспериментального исследования и проведении исследования испытуемых другой возрастной группы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хьюстон, М. Введение в социальную психологию. Европейский подход / М. Хьюстон, В. Шребе. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 622 с.

2. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2002. - 752 с.

3. Аттрактивность [Электронный ресурс] // Большая психологическая энциклопедия. - Режим доступа: https://psychology.academic.ru. - Дата доступа: 25.05.2018.

4. Мещеряков, Б.Г. Глаза как предикторы воспринимаемой физической аттрактивности женских лиц / Б.Г. Мещеряков, Д.В. Ющенкова // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 1. - С. 48 -56.

5. Суэми, В. Психология красоты и привлекательности / В. Суэми, А. Фернхем. - СПб. : Питер, 2009. - 240 с.

6. Ющенкова, Д.В. Опознание и оценка привлекательности человеческого лица на основе его частей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Д.В. Ющенкова ; Междунар. ун-т природы, общества и человека «Дубна». - М., 2011. - 24 с.

7. Барабанщиков, В.А. Восприятие выражений лица / В.А. Барабанщиков. - М. : Ин-т психологии РАН, 2009. -448 с.

8. Варлашкина, Е.А. Внешняя привлекательность мужчины в массовом сознании: гендерный аспект / Е.А. Вар-лашкина, С.В. Козубенко // Вестн. Ом. ун-та. Сер. Психология. - 2011. - № 2. - С. 11-18.

9. Smith, М.В. Attitude Change / М.В. Smith // International Encyclopedia of the Social Sciences. - D.L. Sills, Crowell, 1986.

10. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 672 с.

11. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер. - М. : ВЕЧЕ ; АСТ, 2000. - С. 109.

Поступила 14.08.2018

INFLUENCE OF FEATURES OF APPEARANCE AND HABITS REALIZED IN ACTIVITY, ON ASSESSMENT OF EXTERNAL ATTRACTIVENESS OF REPRESENTATIVES OF OPPOSITE SEX FOR STUDENTS

I. ANDREYEVA, Yu. BESPOLENOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The results of an experimental study of the influence of features of appearance and habits, realized in activity, on social attitudes toward the external attractiveness of representatives of the opposite sex among students are presented. We used the factor scheme 3*3 (two independent variables: "appearance " and "habit realized in activity", each has three levels). The subjects were presented with videos that demonstrated the activity of "models" (three young men and three girls) associated with following certain habits: socially useful (helping another person), useful primarily for themselves and their loved ones (cooking), harmful (smoking). The appearance of the "models" differed in the level of attractiveness (the most attractive - attractive - less attractive). In each of the groups of subjects, a specific "model" was demonstrated only in one of the experimental situations. Respondents after viewing the video had to evaluate the attractiveness of external data "models" of the opposite sex.

It is established that the attractiveness of a young man at a reliable level is estimated by the girls above if he has an attractive appearance and should be useful to society, himself and his close habits (cooks, assists) and lower - if he is less attractive and committed to bad habits smokes). Girls did not have a common influence of these factors, but the effect of each of the independent variables was revealed separately. Significant differences in the evaluation of the external attractiveness of "models" were revealed.. It was found that respondents at a reliable level assess the external data of all female models with the lowest scores in the case when they are observed during smoking.

Keywords: appearance, attractiveness, habit, social attitude.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.