Научная статья на тему 'Влияние особенностей исторического развития России на специфику демократических процессов в стране'

Влияние особенностей исторического развития России на специфику демократических процессов в стране Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1257
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОКРАТИЯ / ИСТОРИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЛИДЕР / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / МЕНТАЛИТЕТ / DEMOCRACY / HISTORY / NATIONAL MENTALITY / NATIONAL LEADER / POLITICAL GEOGRAPHY / MENTALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новиков Максим Владимирович

Анализируются исторические, географические и ментальные факторы, оказавшие прямое влияние на эволюцию государственности в России и определившие характер политического режима в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA ON THE SPECIFICS OF DEMOCRATIC PROCESSES IN THE COUNTRY

The article analyzes the historical, geographical, and mental factors that have a direct impact on the evolution of statehood in Russia and in determining the nature of the political regime in the country

Текст научной работы на тему «Влияние особенностей исторического развития России на специфику демократических процессов в стране»

УДК 321

ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ НА СПЕЦИФИКУ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В СТРАНЕ

М.В. Новиков

Анализируются исторические, географические и ментальные факторы, оказавшие прямое влияние на эволюцию государственности в России и определившие характер политического режима в стране.

Ключевые слова: демократия, история, национальная ментальность, национальный лидер, политическая география, менталитет.

После серии относительных и существенных неудач, связанных с попытками построения в России демократического государства западного типа, многие теоретики и практики политического перехода искали объяснения причин, по которым западные модели демократизации оказались для нашей страны неприемлемыми. Говорилось о природной несовместимости российского народа и либеральных ценностей, о сложностях переходного периода, об отсутствии исторического опыта осуществления подобных преобразований. Между тем Россия - это государство с более чем тысячелетней историей и с самой большой территорией в мире. Сочетание этого, а также целого ряда других факторов привело к возникновению в России уникальной политической системы, которую нельзя отнести ни к одной универсальной модели. Скорее, здесь можно говорить о самостоятельной и полноценной российской модели государственного строительства, куда входят также демократические институты. На конкретных примерах проанализируем, какие факторы повлияли на характер эволюции политических институтов России.

Особенности исторического развития. За всю свою более чем тысячелетнюю историю у России никогда не было периодов устойчивого демократического развития. Россия всегда была страной с очень сильной государственной властью, которая при такой огромной территории является обязательным атрибутом сохранения целостности. Демократические ценности западного образца не были бы эффективны в обществе, постоянно находящемся под угрозой внешнего вторжения и проживающего в тяжелейших климатических условиях. Россия исторически была вынуждена развиваться мобилизационным путем, постоянно догонять другие страны в технологическом развитии, а такой путь эффективен только при мощной государственной власти.

Политическая история. В политической истории России существует поворотный момент, после которого, на наш взгляд, ее развитие изменилось коренным образом. Речь идет о монголо-татарском нашествии на Русь в XIII веке и установившемся по его итогам иге. До вторжения протодемократические институты на Руси развивались параллельно с европейскими. В политической системе страны важнейшую роль играл такой институт народной демократии, как вече. Власть князя, как правило, тем или

иным способом ограничивалась. Вече же представляло собой протодемократический институт с вполне реальными полномочиями, особенно в северных русских городах Новгороде и Пскове. На вече избирался князь, причем зачастую не как правитель, а как военачальник, неугодных же чиновников просто могли изгнать из города. В вече мы можем наблюдать многие зачатки такого современного демократического института, как парламент. Однако более чем двухсотлетнее иго и порожденная им принципиально новая модель политического развития, по сути, уничтожила зарождающиеся демократические элементы. Монголо-татары, завоевав Русь, стали внедрять традиционные для себя элементы управления. Русь как покоренное государство была вынуждена все эти элементы применять в повседневной практике. Монгольский же тип государства - плоть от плоти восточный, основой которого служила китайская модель государства, являющаяся полной противоположностью западной. Частная инициатива, права человека, индивидуальность - все эти современные составляющие правового государства неприемлемы в восточной модели, где преобладает абсолютный приоритет интересов государства. Именно такую систему выстроили завоеватели на Руси, что и положило начало мощнейшему, централизованному, авторитарному, самодержавному государству. Демократическим нормам и практикам в таких условиях выжить было крайне проблематично. Нет, они не исчезли полностью из политической жизни России. Однако монголо-татарское иго оказало на нее колоссальное влияние - в последующие века российское государство развивалось, прежде всего, в авторитарном ключе, а демократические институты приживались в нем крайне тяжело. Во многом именно поэтому многие историки определяют дату рождения российской государственности не IX веком, а XIV - XV, т.е. во время и после свержения ига. Завоеватели принесли на Русь множество восточных черт, которые стали неотъемлемой частью нашего государства.

География. Многие философы, в частности Ш.-Л. Монтескье, увязывали политический строй страны с размерами ее территории. Государствам с большой площадью соответствовала авторитарная форма правления. Философ связывал это с тем что, чем больше страна, тем труднее ее защищать, соответственно всегда присутствует военная угроза, а военизированные общества прямо противоположны демократическим. Такая логика вполне применима к России. Это не говорит о том, что в нашей истории совсем не было демократических институтов, однако традиции авторитаризма в России гораздо сильнее.

Также стоит отметить и связанный с географическим положением культурный момент. Россия - государство, располагающееся одновременно и в Европе, и в Азии. Помимо всего прочего это ведет к начинающимся на бытовом уровне контактам с представителями самых разных стран и народов. В глобальном плане Россия находится на пересечении сразу нескольких цивилизаций - европейской, исламской, восточноазиатской. Долгие века подобного многостороннего культурного обмена в конечном итоге создали совершенно уникальную страну и новый тип цивилизации - российскую, или

евразийскую, впитавшую в себя черты и особенности сразу нескольких мировых культур, в том числе и в сфере государственного строительства. Именно поэтому российская политическая модель отличается и от европейской, и от любой другой.

Менталитет. Столетия существования сильного и авторитарного государства вкупе с особенностями исторического развития выработали у россиян специфический менталитет. Россияне в большинстве своем на психологическом уровне очень трепетно относятся к государственной власти. Опять же, если обратиться к историческим аналогиям, то в наиболее тяжелые периоды нашей истории на арену неизменно выходил сильный лидер, который своим авторитетом и харизмой вел за собой весь народ. Долгие столетия абсолютной монархии наложили на психологию русского человека неизгладимый отпечаток. В минуту опасности народ страны надеялся, в первую очередь, на мудрость ярко выраженного лидера, воплощающего в себе всю мощь государства. Характерен также следующий момент. В России исторически коллективистские ценности, «соборность», ценились на порядок выше, чем частная инициатива. Интересы общества ставились выше интересов конкретного человека. Государство - превыше всего. Данное свойство, совершенно не присущее демократическому западному мировоззрению, прочно укоренилось в сознании россиян. Соответственно вся совокупность данных психологических качеств оказывает мощнейшее влияние на характер политической системы России. Ведь характер государства определяется именно его народом.

Рассмотрев комплекс факторов, оказавших существенное влияние на развитие политических институтов, выделим наиболее актуальные, на наш взгляд, проблемы и угрозы, с которыми может столкнуться Россия.

Экономический кризис. Экономика - важнейшая сфера в жизнедеятельности государства, которая имела огромное значение все исторические эпохи, но приобрела ключевое значение в современном мире. Без развитой, сильной и стабильной экономики страна не способна нормально функционировать и играть существенную роль в международных отношениях. Россия обладает богатейшими в мире запасами природных ресурсов и колоссальным экономическим потенциалом. Однако отметим, что за всю свою историю наша страна не отличалась сильной экономикой. Экономические проблемы возникали у России во все исторические эпохи. Гигантские размеры страны и постоянная необходимость поддерживать обороноспособность на самом высоком уровне, растянутые коммуникации, суровые природные условия, всегда напряженная для России международная обстановка до предела усложняют процесс построения сильной и эффективной экономики. К тому же богатство природных ресурсов страны оказало негативное влияние на ее экономическую политику - руководство государства делало слишком большой акцент на экспорт энергоносителей. В результате Россия оказалась в прямой зависимости от ситуации на мировом энергетическом рынке, поставив себя в крайне уязвимое положение. Именно поэтому после обострения кризиса на Украине западные санкции были нацелены именно на российский

энергетический сектор, что вкупе с падением цен на нефть привело к экономическому кризису. Это заставило правительство страны обратить внимание на другие, более перспективные аспекты экономической политики. Однако Россия находится только в начале этого пути, и избавиться от энергетической зависимости сможет очень не скоро. Все это указывает лишь на одну из слабых сторон. На деле же можно назвать также дефицит современных технологий, низкую производительность труда, резкий дисбаланс в развитии ряда регионов, неэффективную систему налогообложения, отсутствие условий для массового развития малого и среднего бизнеса. Это - главные проблемы в структуре экономики России, от эффективности решения которых зависит поступательное развитие страны. Сильному государству необходима опора в лице мощного экономического базиса, построение и модернизация которого является первоочередной задачей для России.

Межэтнические конфликты. Россия - не просто многонациональное государство. В России проживают сотни и даже тысячи народов, народностей и этнических групп. Многие из них самобытны, имеют богатую историю и даже опыт построения государственности в прошлом. Такая этническая пестрота несет в себе крайне опасный потенциал. Невероятно трудно учесть интересы абсолютно всех народов, проводить устраивающую всех политику. Между тем от ее успешности и эффективности напрямую зависит единство страны. История знает множество примеров, когда этнически разнородные государства раскалывались из-за конфликтов между населяющими ее народами, что приводило к катастрофическим процессам - гражданской войне и дальнейшему распаду государства. Россия за время своего более чем тысячелетнего существования практически всегда являлась этнически сложным государством, на ее территории вспыхивали конфликты между населяющими ее народами, дважды страна в конечном итоге распадалась. Последствия неверных шагов в сфере национальной политики способны привести к катастрофическим последствиям, причем в масштабах не только лишь одной страны, но и всего мира, ведь Россия - ядерная сверхдержава. Обеспечение стабильности межэтнических отношений - задача, от успешности выполнения которой напрямую зависит будущее России как единого и сильного государства.

Раскол в обществе. Национальное единство - ключевой момент для государства. Консолидированное общество, объединенное национальной идеей, является залогом сильной и успешной страны, разъединенное же, напротив, представляет собой реальную угрозу государственной безопасности. В масштабах России потенциальная дезинтеграция в чрезвычайно разнородном социуме грозит самыми серьезными последствиями. Раскол в России теоретически возможен во многих сферах - этнической, конфессиональной, политической и т.д. Последствия этого могут быть самыми фатальными, вплоть до гражданской войны и распада страны. Со всем этим Россия уже сталкивалась в своей истории.

Кризис власти. Во всех исторических примерах распада государства всегда имел место политический кризис. Россия в 1917 г., Германия и Австро-Венгрия в 1918 г., СССР и Югославия в 1991 г., Украина сегодня - разные

страны, разные эпохи, но все эти государства объединяет один фактор -коллапс власти. В решающий момент политическая элита не смогла найти эффективного решения, способного сохранить единство. В государствах же, тяготевших к единоличной системе управления, исторически нуждавшихся в сильных руководителях, данный аспект приобретает особое значение, поскольку возникает острая необходимость в преемственности власти, особенно после сильного и харизматичного лидера. Югославия в этом плане выступает показательным примером - долгие годы страной успешно управлял Иосип Броз Тито, сумевший построить эффективную модель «мягкого социализма» в условиях многонационального общества. Однако главным уязвимым местом этой системы было то, что она фактически замыкалась на ее руководителя. В Югославии слишком многое зависело от Тито, от его харизмы и воли, способной сплотить такие разные народы его страны. После же его смерти в Югославии не нашлось человека, хотя бы отдаленно соответствовавшего ему по уровню политической прозорливости. В итоге государство начало разваливаться буквально на глазах.

Данный пример особенно показателен для России с ее многовековыми традициями единоначалия. Российское государство всегда крайне сильно нуждалось в сильном лидере, способном своей политической волей решать многочисленные государственные проблемы. Наиболее выдающиеся периоды истории России неизменно были связаны с яркой и сильной личностью, находившейся во главе страны. Аналогичная ситуация сложилась и в наше время. Россия крайне сильно зависит от качеств своего нынешнего лидера Владимира Путина, являющегося по многим оценкам самым влиятельным политиком в мире.

Однако такая ситуация потенциально крайне опасна. Ведь рано или поздно, но Путину придется покинуть президентский пост. Найдется ли у него достойный преемник? На этот вопрос сейчас нет ответа, его скажет только история. Однако примеры, когда на смену сильному лидеру приходил гораздо менее способный сменщик, хватает в мировой истории. Один из самых свежих - как раз югославский. В сложных и многонациональных странах от фактора лидера зависит очень многое.

Внешний фактор. Резкое обострение геополитической ситуации в мире на фоне внутриукраинского конфликта заметно повысил международную напряженность. Однако отметим, что для России международная обстановка никогда не была простой. Во все исторические периоды стране приходилось справляться с внешними угрозами. И в будущем в этом плане ничего не изменится. Император Александр Третий говорил: «У России нет друзей, нашей огромности боятся... У России только два надежных союзника -её армия и её флот». Россия - слишком большая и богатая ресурсами страна, которые всегда будут объектами повышенного интереса со стороны других государств. И у России всегда будут опасные враги, которые будут ставить своей целью эти ресурсы получить. Поэтому государство всегда должно быть во всеоружии, чтобы в любой момент быть готовым отразить потенциальную угрозу.

Таким образом, по результатам проделанного исследования можно сделать следующие выводы:

• Особенности исторического развития и географических условий оказали заметное влияние на политическую систему России. Регулярные иноземные вторжения, сложный этнический состав, характер отношений с соседними народами, огромная территория - все это предопределило резкую централизацию власти в стране, обусловленную необходимостью постоянно мобилизовываться перед лицом внешней угрозы. Отдельно отметим формирование ряда факторов уникального менталитета российского народа, основанного в том числе на сакральном отношении к сильной государственной власти

• Главными угрозами для российской государственности являются потенциальные структурные проблемы в экономике, межэтнические конфликты, возможная конфронтация в обществе, делигитимизация и потеря авторитета руководством страны, а также внешнеполитический фактор.

Россия - это не просто уникальная страна, Россия - это уникальная цивилизация с неповторимыми особенностями, в том числе политическими. Именно поэтому не нужно пытаться построить в России государство западного или какого-либо иного типа. Необходимо постоянно учитывать эти особенности, опираясь на их сильные стороны и реформируя слабые, для дальнейшего развития и укрепления российской государственности, в том числе и его демократических институтов.

Список литературы

1. Батанина И.А., Бродовская Е.В., Лаврикова А.А., Шумилова О.Е. Достижение базового ценностного консенсуса как фактор стабилизации политической системы современной России: монография. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. 204 с.

2. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах. М.: Прогресс - Традиция, 2004. 480 с.

3. Абдуллаев Г. Условия построения социального порядка в модернизируемом обществе// Власть. 2013. №2. С.69-72.

4. Арзамаскин Н.Н. Соотношение понятий «переходность», «модернизация», «демократический транзит» и «трансформация» в исследованиях переходной государственности // Право и политика. 2007. № 5. С. 17-21.

5. Баранов Н.А. Современные трансформации демократии: выбор России // ПОЛИТЭКС. 2006. №1. С.280-300.

6. Гельман В.Я. Из огня да в полымя (динамика постсоветских режимов в сравнительной перспективе)? // Полис. 2007. № 2. С. 81-108.

References

1. Batanina 1.А., Brodovskaya E.V., Lavrikova А.А., SHumilova O.E. Dostizhenie bazovogo tsennostnogo konsensusa kak faktor stabilizatsii politicheskoj sistemy sovremennoj Rossii: monografiya. Tula: Izd-vo TulGU, 2012. 204 s.

2. KHantington S. Politicheskij poryadok v menyayushhikhsya obshhestvakh. M.: Progress - Traditsiya, 2004. 480 c.

3. Аbdullaev G. Usloviya postroeniya sotsial'nogo poryadka v moderniziruemom obshhestve// Vlast'. 2013. №2. S.69-72.

4. Аrzamaskin N.N. Sootnoshenie ponyatij «perekhodnost'», «modernizatsiya», «demokraticheskij tranzit» i «transformatsiya» v issledovaniyakh perekhodnoj gosudarstvennosti // Pravo i politika. 2007. № 5. S. 17-21.

5. Baranov NA. Sovremennye transformatsii demokratii: vybor Rossii // POLITEHKS. 2006. №1. S.280-300.

6. Gel'man V.YA. Iz ognya da v polymya (dinamika postsovetskikh rezhimov v sravnitel'noj perspektive)? // Polis. 2007. № 2. S. 81-108.

Новиков Максим Владимирович, аспирант, Maxim-noviko@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

THE INFLUENCE OF HISTORICAL DEVELOPMENT OF RUSSIA ON THE SPECIFICS OF DEMOCRATIC PROCESSES IN THE COUNTRY

The article analyzes the historical, geographical, and mental factors that have a direct impact on the evolution of statehood in Russia and in determining the nature of the political regime in the country

Key words: democracy, history, national mentality, national leader, political geography, mentality

NovikovMaxim Vladimirovich, graduate student, Maxim-noviko@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.