ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИНАНСОВОГО ЦИКЛА НА УСТОЙЧИВЫЙ
РОСТ КОМПАНИИ
Е.Е. Кузьмина, студент С.М. Мундусова, студент
Новосибирский государственный университет экономики и управления (Россия, г. Новосибирск)
Аннотация. Достижение устойчивого роста является одной из ключевых задач, стоящих перед компанией. Данному направлению посвящен ряд публикаций, в которых рассматриваются особенности определения темпов устойчивого роста, а также основные факторы, влияющие на него. При этом в числе выделяемых факторов в основном фигурируют показатели, непосредственно используемые для его вычисления. В данной статье предлагается рассмотреть влияние политики компании в области финансового цикла на устойчивый рост компании.
Ключевые слова: устойчивый рост, финансовый цикл, рентабельность активов, рентабельность продаж, финансовый рычаг.
В современных условиях произошла смена корпоративных приоритетов, с критерия максимизации прибыли на корпоративный рост, измеряемый посредством рыночной стоимости бизнеса, добавленной стоимости, численности работников, размера активов и т.д. [1, ^12]
В условиях жесткой конкуренции и неопределенности проблема обеспечения устойчивого роста операционной деятельности чрезвычайно актуальна для компаний. О чем свидетельствует
рост числа банкротств в различных отраслях.
По оценкам ЦМАКП (центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования), на фоне продолжающейся стагнации экономики число банкротств продолжает расти, так число банкротств в ноябре 2017 года (1181) превзошло максимальные значения кризисного 2015 года (1130) [6]. Аналогичные выводы позволяет сделать динамика числа банкротств в целом, представленная на Рисунке 1.
Рис. 1. Динамика числа банкротств в России [3]
Видим, что число банкротов по отраслям в 2015 году увеличилось в среднем на 15% по отношению к 2014 году. Это достаточно высокий процент.
Учеными и практиками предлагаются различные модели определения ус-
тойчивого роста, в ходе которых были выдвинуты ряд показателей и моделей. Широкое распространения получила модель, предложенная компанией Boston Consulting Group (BCG):
g = ROSx AT xFLxb, (1)
где ROS (return on sale) - рентабельность продаж (отношение чистой прибыли к выручке);
AT (asset turnover) - оборачиваемость активов (отношение выручки к суммарной стоимости активов);
FL (financial leverage) - финансовый рычаг (отношение активов к собственному капиталу);
b - коэффициент реинвестирования.
В трактовке BCG устойчивый рост представляется собой скорость увеличения объема продаж при условии неизменности операционной и финансовой политик. Для оценки операционной политики используются следующие коэффициенты: рентабельность продаж, оборачиваемость активов; для финансовой политики - коэффициент реинвестирования (капитализации) прибыли и финансовый рычаг.
Показатели, используемые в формуле, представляют собой факторы устойчивого роста компании, то есть изменения каждого из факторов находят отражение в величине устойчивого роста. Следовательно, выявление взаимосвязи между устойчивым ростом и финансовым циклом возможно через сравнение значений данных показателей для компаний с отрицательным и положительным финансовым циклом.
Величина (продолжительность) финансового цикла компании является традиционным показателем деловой активности, характеризующим деятельность компании по управлению оборотным капиталом. Финансовый цикл компании может быть определен как:
FC = ITP + ARP - APP, (2)
где ITP - период оборачиваемости запасов,
ARP - период оборачиваемости дебиторской задолженности,
APP - период оборачиваемости кредиторской задолженности [2, c.8].
Исходя из определения финансового цикла как периода, в течение которого для финансирования своей текущей
деятельности, компания должна привлекать платные источники финансирования, компания с отрицательным финансовым циклом не нуждается в оборотном капитале, но и располагает свободными денежными средствами [1].
Таким образом, исходя из рассмотренного выше, можно выдвинуть следующую гипотезу: компании, имеющие отрицательный финансовый цикл, будут более рентабельными, чем компании с положительным финансовым циклом.
Для измерения рентабельности будут использованы следующие коэффициенты рентабельности: коэффициенты рентабельности продаж, рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.
На базе данных СКРИН [4] была сформирована выборка из 720 компаний, осуществляющих свой основной вид экономической деятельности в пищевой промышленности, за период 2014 - 2015 г. Были очищены данные компаний, имеющих убытки, в результате в выборке осталось 386 компаний. Далее, для дальнейшего расчета продолжительности финансового цикла были рассчитаны следующие показатели: коэффициенты оборачиваемости запасов, дебиторской задолженности и кредиторской задолженности, и на их основе - соответствующие периоды оборачиваемости. Применив приведенную выше формулу, была рассчитана продолжительность финансового цикла компаний за 2015 год. Было выявлено, что из 386 компаний имеют отрицательный цикл - 80, что составляет 20,73% от выборки, соответственно, положительный финансовый цикл - 306 компаний.
Для сравнения уровня рентабельности компаний с положительным и отрицательным финансовым циклом, были рассчитаны указанные выше коэффициенты рентабельности. В таблице 2 приведены средние значения данных коэффициентов по каждой из выделенных групп.
Таблица 2. Коэффициенты рентабельности компаний с отрицательным и положительным финансовым циклом____
Рентабельность активов Рентабельность продаж Рентабельность собственного капитала
Компании с отрицательным финансовым циклом 0,134430992 0,099730978 0,279115216
Компании с положительным финансовым циклом 0,116278916 0,080064225 0,232410975
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что компании, имеющие отрицательный финансовый цикл, имеют в среднем более высокие значения коэффициентов рентабельности. Таким образом, выдвинутая гипотеза была подтверждена. Такое положение дел представляется достаточно логичным, так как компания, имеющая отрицательный финансовый цикл, рас-
полагает свободными денежными средствами.
Но стоит отметить, что положение таких компаний сопряжено с большими рисками в части превышения текущих обязательств над активами. Таким образом, были рассчитаны значения финансового рычага для компаний с отрицательным и положительным финансовым циклом, результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3. Значения финансового рычага для компаний с отрицательным и положительным финансовым циклом.
Финансовый рычаг (Заемный капитал/собственный капитал)
Компании с отрицательным финансовым циклом 3,28
Компании с положительным финансовым циклом 2,62
Исходя из данных таблицы, можно устойчивый рост, и продолжительно-подтвердить наше предположение о стью финансового цикла. Компании с том, что компании с отрицательным отрицательным финансовым циклом финансовым циклом будут более оказались более рентабельными и склонным к рискам в целом, что отра- склонными к риску, что в общем под-жают более высокие значения финансо- тверждает известное положение о ком-вого рычага. пенсации большего риска большей до-
Исследование подтвердило взаимо- ходностью. связь между факторами, влияющими на
Библиографический список
1. Хотинская Г.И. Корпоративный рост: теория, финансовые индикаторы, эмпирические закономерности // Управленец - № 4 (56) - 2015 - С. 12-17.
2. Волков Д.Л., Никулин Е.Д. Управление оборотным капиталом: анализ влияния финансового цикла на рентабельность и ликвидность компаний// Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2012. - №2. - С. 3-32.
3. Официальный сайт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования - Электронный ресурс [URL]: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Analitics/PROM/2017/Bnkrpc-4-17.pdf
4. База данных по российским компаниям, отраслям и регионам [Электронный ресурс]. URL: http://kontragent.skrin.ru/dbsearch/dbsearchru/
5. Алексеев М.А., Уланова Н.К. Роль адаптационных механизмов в обеспечении экономической безопасности организации // Экономика и предпринимательство. -2016. - № 1 (ч. 2) - С. 1066-1069.
6. Алексеев, М. А. Фрейдина Е.В. Методологические основы развития теории робастного управления экономическими системами // Вестник НГУЭУ. - 2017. - №2 - С. 19-39.
THE IMPACT OF THE FINANCIAL CYCLE ON THE SUSTAINABLE GROWTH
OF THE COMPANY
E.E. Kuzmina, student C.M. Mundusova, student
Novosibirsk state university of economics and management (Russia, Novosibirsk)
Abstract. Achieving sustainable growth is one of the key challenges facing the company. This direction is devoted to a number of publications, which consider the features of determining the rate of sustainable growth, as well as the main factors affecting it. At the same time, the number of allocated factors mainly includes indicators that are directly used for its calculation. In this article we propose to consider the impact of the company's financial cycle policy on sustainable growth of the company.
Keywords: sustainable growth, financial cycle, return on assets, return on sales, financial leverage.