Научная статья на тему 'Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности'

Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3036
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ / ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПЕРСОНАЛ / ТЕХНОЛОГИИ / МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАПАСЫ / СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности»

Влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности

о

см

О Ш

т

X

<

т о х

X

Сулимова Елена Александровна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», Sulimova.EA@rea.ru

Мазур Эллина Олеговна

студент, ФГБОУ ВО «РЭУ имени Г.В. Плеханова», natasha3004@yandex.ru

В статье рассматривается влияние основных элементов внутренней среды организации на эффективность ее деятельности. Все организации существуют благодаря среде, как внешней, так и внутренней. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, а внутренняя её потенциалом, источником её жизненной силы. Организация и внешняя среда находятся в постоянном взаимообмене. А внутренняя среда оказывает колоссальное влияние на каждый процесс внутри организации, на эффективность и прибыльность её деятельности.

Внутренняя среда предприятий в современном мире характеризуется сложностью, многогранностью и огромным влиянием на всю деятельность компании. Поэтому умение её анализировать, планировать, сопоставлять со стратегией и целями компании, а также вносить в неё корректировки так важно для современных управленцев, ведь от этого зависит будущее всей компании.

Ключевые слова: организация, внутренняя среда организации, цели и задачи предприятия, организационная культура, организационная структура, персонал, технологии, материальные запасы, стратегия организации.

Существует множество подходов к пониманию внутренней среды организации. В некоторых источниках под ней понимают: «... совокупность факторов, определяющих внутреннее состояние данной организации» [4, с. 36]. Также в учебной литературе можно встретить утверждение о том, что внутренняя среда организации - это «.внутренние элементы и подсистемы организации, которые обеспечивают выполнение протекающих в ней процессов» [1, с. 19]. Доктор экономических наук М.Л. Разу приводит следующую характеристику: «Внутренняя среда (микросреда) — это часть общей среды, которая находится внутри организации и контролируется ею. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени» [5, с. 37]. Е.Г. Михалкина и Р.Г. Мум-ладзе определяют внутреннюю среду как: «...элементы организации, объединённые культурой предприятия» [3, с. 23]. Проанализировав предложенные выше понятия внутренней среды, можно сформулировать следующее определение: «Внутренняя среда - это совокупность факторов и характеристик организации, ее внутренних субъектов, их взаимосвязей, влияющих на положение, функционирование и перспективы организации».

Внутренняя среда не является статичным явлением, она и её элементы непрерывно видоизменяются и развиваются, поэтому ее можно рассматривать только в динамике, следовательно, её элементы будут являться не константами, а переменными.

Внутренняя среда организации является источником её энергии и главным фактором её жизнеспособности. Она включает в себя потенциал, необходимый для функционирования организации, но также может быть причиной её неэффективности, сбоев и трудностей в ней.

На данный момент, выделяют несколько подходов к пониманию внутренних составляющих организации. Например, Д. Бодди и Р. Пэйтон определяют основными элементами внутренней среды организации людей, власть, технологию, внутренние процессы, цели, культуру и структуру организации. А вот М. Альберт, М. Мес-кон и Ф. Хедоури считают, что основными составляющими внутренней среды организации являются ее структура, задачи, цели, технология и персонал. Также нельзя не упомянуть подход, описанный А. Г. Поршневым, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатиным, по их мнению, ключевыми элементами внутренней среды организации являются ее структура, культура и ресурсы. Обобщая все вышеизложенное можно выделить такую совокупность ключевых внутренних факторов: персонал, цели, задачи, организационная культура и структура, технология, материальные запасы.

Составляющие внутренней среды можно классифицировать следующим образом: ресурсы, которые в свою очередь могут быть как объективными (финансы, информация, а также организационная и технологическая системы), так и субъективными (стиль управления, навыки персонала); процессы, которые также могут быть объективными (целеполагание, разработка задач, стратегий) и субъективными (система связей и коммуникаций); результаты тоже бывают объективными (достижение целей, следование миссии) или субъективными (культура и имидж организации).

Рассмотрим более подробно ключевые составляющие внутренней среды организации.

Первая составляющая это цели. Под целью в данном случае подразумевается желаемый результат. Практика показывает, что правильное целеполагание оказывает немалое влияние на успешность организации и ее элементов. Направление целей определяют: направления развития предприятия; приоритетные сферы; уровни оценивания результата, а также предопределяют действия. Глобальная цель организации является базой для создания основных целей по функциональным подсистемам, таким как маркетинг, персонал, финансы, производство. Реализация целей подсистемы «Маркетинг» направлена на детальное изучение спроса на выпускаемую и новую продукцию. А также на увеличение объема продаж, улучшение имиджа организации с помощью различных маркетинговых инструментов. Подсистема «Производство» реализует цели по улучшению показателей, связанных с объемами и качеством продукции, производительностью работников. Подсистема «Персонал» устанавливает цели в области работы с кадрами, решая вопросы рекрутинга, повышения квалификации, оплаты труда работников предприятия. Финансовая подсистема связана составлением бюджетных планов для организации в целом и для её подсистем, определением налоговых отчислений.

Следующая составляющая, которую необходимо рассмотреть это организационная культура. Существуют различные точки зрения, характеризующие понятие организационной культуры. Так, по К. Штольу организационная культура - это «... неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и в свою очередь само формируется под воздействием их поведения» [2, с. 50]. В. Карлофф пишет, что это «.определённые позиции, точки зрения, манеры поведения, в которых воплощаются основные ценности, выражение этих ценностей претворено в организационной структуре и в кадровой политике» [2, с. 51]. Обобщив все вышеизложенное, можно сказать, что организационная культура - это сама суть организации, представленная в виде системы ценностей и норм, определяющих поведение индивидов в ней, а также в виде разделяемого членами организации набора значений, ритуалов и идеологических установок, необходимых для правильного интерпретирования и решения различных ситуаций, возникающих внутри организации. Ф. Харрис и Р. Морган выделяют такие основные определяющие организационной культуры: система передачи информации (жаргон, профессиональные аббревиатуры); стиль одежды, имидж; организация и привычки питания; восприятие времени как ресурсы; отношения между людьми, их восприятие друг друга, дистанция власти, авторитет; ценностные ориентации и нормы; мировоззрение; развитие и самореализация работников; система мотиваций и стимулов; трудовая

этика. На данный момент есть несколько подходов к классификации организационных культур. Разделение на индивидуалистическую (сотрудники сами защищают свои интересы, организация слабо влияет на них, общение характеризуется дистанционностью, успешность предприятия зависит от инициативы каждого его члена) и коллективистскую (сотрудники ждут, что предприятие будет защищать их интересы, организация оказывает на них сильное влияние, общение близкое и сплоченное, успешность предприятия опирается на преданность и чувство долга сотрудников). Р. Куинн и К. Камерон предложили свою типологию организационных культуру на основе таких критериев: дискретность и гибкость, контроль и стабильность, интеграция и фокус на внутреннюю среду организации, дифференциация и фокус на внешнюю среду организации. Основные черты клановой организационной структуры - дружеский коллектив, работники очень близки, лидеры организации воспринимаются как опекуны. Основа организации в данном случае - это преданность работников, почитание традиций. Ад-хократическая организационная культура характеризуется динамичностью и творческим потенциалом. Лидеры-новаторы, работники готовы к риску. Ориентация на новые ресурсы и рост. Главный критерий успеха -предоставление уникальной продукции. Иерархическую организационную культуру определяют - формализо-ванность и структурированность. Лидеры-хорошие координаторы. Главная ценность: правила и политика организации, предсказуемость и понятность будущего организации. Основные черты рыночной организационной культуры - это ориентация на результат. Лидеры используют жесткий тип руководства, работники являются соперниками. Главная ценность: успех и хорошая репутация организации.

Далее рассмотрим организационную структуру, которая представляет собой определенную иерархию, порядок взаимосвязь подразделений организации, обеспечивающих её функционирование и развитие. В рамках структуры организации четко определены основные обязанности, задачи и состав этих подразделений.

Также нужно сказать и о персонале. Под ним подразумеваются все человеческие ресурсы, имеющиеся у организации. Исходя из теории человеческого капитала, именно от него напрямую зависит эффективность и доходы организации. В него входят: здоровье, творческие способности, образование, профессиональные навыки, присущие нравственные ценности и нормы, мобильность и предприимчивость персонала. Из-за важности всех этих факторов менеджеры должны уделять рекру-тингу, обучению и развитию работников, созданию для них комфортных условий особое внимание. Понимание и управление человеческой переменной - сложная задача для любого управленца.

Далее рассмотрим задачи организации. Задачей можно назвать предписанную (не работнику, а его должности) работу, которая должна быть выполнена в определенные сроки и определенным способом. Задачи принято разделять на три типа: задачи по работе с людьми, задачи по работе с сырьем, инструментами, техникой и задачи по работе с информацией. С каждым годом задачи все более детализируются и усложняются, порождая необходимость в координации действий и управлении.

Понятие такой внутренней переменной как технология довольно широкое. По мнению Люиса Дейвиса, пи-

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

о

сч

О Ш

m

X

<

m о х

X

савшего о проектировании работ, она представляет собой сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации или людях [6, с. 95]. Социолог Джеймс Томпсон предложил другую классификацию: многозвенные технологии (последовательные задачи, зависящие друг от друга); посреднические технологии (связывает людей, клиентов); интенсивная технология (применение специальных приёмов для изменения производимого материала).

Следующая составляющая внутренней среды это материальные запасы. Под материальными запасами подразумевается основной и оборотный капитал. Финансы - это все денежные средства, находящиеся в распоряжении организации или которые организация способна привлечь для своих целей. Функции финансов в организации можно разделить на: комплекс денежно-финансовых действий (взаимоотношения с банками, распоряжение денежными средствами, вопросы, связанные с налогами и страхованием); комплекс учетно-контрольных действий (бухгалтерский учет, внутренний аудит). К ключевым функциям финансов обычно относят распределительную, стимулирующую и контролирующую. Эти функции имеют наибольшее значение, т.к. от них напрямую зависит эффективность деятельности организации. К основному капиталу относятся средства (станки, машины, конвейеры), участвующие в производстве не один его цикл. К оборотному можно отнести сырье, электроэнергию, которые проходят лишь один цикл производства.

Для формирования будущей стратегии организации важны как её сильные стороны, так и слабости. Анализировать их проще всего сравнивая внутренние факторы организации с аналогичными факторами других компаний отрасли. Анализ внутренней среды является составляющей SWOT-анализа, который помогает выявить сильные и слабые стороны организации. Основой его является рассмотрение влияющих на организацию факторов, представленных в четырех аспектах: внутреннем и внешнем; положительном и отрицательном. Анализ внутренней среды организации необходим для: развития стратегии предприятия; определения конкурентоспособности и управления ей; оценки привлекательности организации для инвесторов; выявления запасов и возможностей компании; улучшения адаптации к изменениям во внешней среде. Методологическая проблема анализа внутренней среды заключается в невозможности выработки конкретного списка показателей анализа ресурсов и самой деятельности организации так как он постоянно изменяется в процессе её функционирования. Если выделить из SWOT-анализа то, что относится к внутренней среде, то останется S (потенциальные внутренние сильные стороны) и W (потенциальные внутренние слабости). К потенциальным внутренним сильным сторонам можно отнести такие факторы, как: высокая компетентность, доступность финансовых источников, высокая способность к конкурентной борьбе, понимание нужд и желаний потребителей, чёткая стратегия, экономия от масштаба производства, высокий уровень НИОКР, эффективная реклама. К потенциальным внутренним слабостям можно отнести такие факторы, как: недостаточная компетентность, недоступность необходимых финансовых источников, неспособность к конкурентной борьбе, непонимание потребителей, расплывчатость стратегии, слабая разви-

тость НИОКР, неэффективная реклама. Как было сказано выше анализ внутренней среды раскрывает потенциал и перспективы организации, а также позволяет четче определить миссию, цели и стратегию данной организации в будущем. Часть экспертов полагает, что при анализе внутренней среды организации целесообразно рассматривать ее так называемые «срезы». Среди них обычно выделяют финансовый, кадровый, маркетинговый, производственный и организационный. Финансовый срез включает в себя такие процессы, как сохранение прибыльности и ликвидности организации, формирование бюджета, учёт издержек, обеспечение эффективного движения денежных средств организации. Кадровый срез связан с такими процессами, как рекрутинг и обучение персонала, взаимодействие менеджеров и работников, оценка итогов работы, стимулирование, сохранение отношений внутри коллектива. Маркетинговый срез представляет собой процессы, связанные с продажей продукции, а именно: политика ценообразования, стратегия продвижения товара, выбор рынков для его реализации. В производственный срез входят такие процессы, как создание продукта; управление складским хозяйством, обслуживание оборудования. Организационный срез охватывает систему коммуникаций внутри организации, организационную структуру и культуру, нормы, правила и принципы в ней, распределение прав и обязанностей. Можно сделать вывод о том, что рассмотрение срезов внутренней среды организации позволяет системно выявить максимальное число факторов, связанных с поставленными целями организации и отобрать наиболее значимые из них с точки зрения достижения главных целей. А также помогает определить, в каком состоянии находятся эти факторы в данный момент и как их можно в дальнейшем развить для эффективного функционирования организации.

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что для организации важно и необходимо постоянно осуществлять мониторинг внутренней среды компании для обеспечения разработки и принятия правильных управленческих решений, ведь от них зависит существование и выживание организации на рынке.

Литература

1. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Теория организации и организационное поведение (теория и практика): учебное пособие / А.О. Блинов, Н.В. Угрюмова. — М.: КНО-РУС, 2016. — 284 с.

2. Казначевская Г.Б. Менеджмент: учебник / Г.Б. Казначевская. — М.: КНОРУС, 2016. — 240 с.

3. Лозик Н.Ф., Кузина М.Н., Царегородцев Д.В., Семёнова А.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / Н.Ф. Лозик, М.Н. Кузина, Д.В. Царегородцев; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.А. Семеновой. — М.: РУСАЙНС», 2017. — 152 с.

4. Мумладзе Р.Г., Парамонов В.С., Литвина Н.И. Основы экономики, менеджмента и маркетинга: учебное пособие / Р.Г. Мумладзе, В.С. Парамонов, Н.И. Литвина. - М.: РУСАЙНС, 2016. - 352 с.

5. Новичков Н.В. Теория организации: учебник / Н.В. Новичков. — 2-е изд., М.: КНОРУС, 2017. — 232 с.

6. Шапиро С.А. Организационная культура: учебное пособие / С. А. Шапиро. — М.: КНОРУС, 2019. — 256 с.

The influence of the main elements of the internal environment

of the organization on the effectiveness of its activities Sulimova E.A., Mazur E.O.

Plekhanov Russian University of Economics

The article considers the influence of the basic elements of the organization's internal environment on the effectiveness of its activities.

All organizations exist due to their environment, both external and internal. The external environment is the source that nourishes the organization with resources, and the internal with its potential, the source of its life force. Organization and the environment are in constant exchange. The internal environment has a tremendous impact on every process within the organization, on the effectiveness and profitability of its activities.

The internal environment of enterprises in the modern world is characterized by complexity, versatility and a huge impact on all the activities of the company. Therefore, the ability to analyze, plan, compare it with the strategy and goals of the company, as well as make adjustments to it, is so important for modern managers, because the future of the whole company depends on it.

Keywords: organization, internal environment of the organization, goals and objectives of the enterprise, organizational culture, organizational structure, personnel, technology, inventories, organization strategy.

References

1. Blinov A.O., Ugryumova N.V. Organization theory and organizational behavior (theory and practice): a training manual / A.O. Blinov, N.V. Ugryumova. - M.: KNORUS, 2016 . - 284 p.

2. Kaznachevskaya G.B. Management: textbook / G.B. Kaznachevskaya. - M.: KNORUS, 2016 . - 240 p.

3. Lozik N.F., Kuzina M.N., Tsaregorodtsev D.V., Semenova A.A.

Strategic management: a training manual / N.F. Lozik, M.N. Cousin, D.V. Tsaregorodtsev; under the general. ed. Dr. econ. sciences, prof. A.A. Semenova. - M.: RUSAINS, 2017. - 152 p.

4. Mumladze R. G., Paramonov V. S., Litvina N. I. Fundamentals of

economics, management and marketing: a training manual / R.G. Mumladze, V.S. Paramonov, N.I. Litvin. - M .: RUSAINS, 2016 .-- 352 p.

5. Novichkov N.V. Organization Theory: Textbook / N.V. Beginners.

- 2nd ed., Moscow: KNORUS, 2017 . - 232 p.

6. Shapiro S.A. Organizational culture: a training manual / S.A.

Shapiro. - M.: KNORUS, 2019 . - 256 p.

X X O 00 A c.

X

00 m

o

ho o

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.