Научная статья на тему 'Влияние осложненного горевания на процесс адаптации вынужденных переселенцев из мест боевых действий'

Влияние осложненного горевания на процесс адаптации вынужденных переселенцев из мест боевых действий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / МИГРАНТЫ / ОСЛОЖНЕННОЕ ГОРЕВАНИЕ / ЭТАПЫ АДАПТАЦИИ / ADAPTATION / REFUGEES / MIGRANTS / COMPLICATED MOURNING / STAGES OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Руонала (Сиделева) Лидия Александровна

В статье анализируются теоретические предпосылки для выявления проблем адаптации вынужденных переселенцев из мест боевых действий. Процесс адаптации мигранта это многоступенчатый процесс переосмысления личной и социальной идентичности. Он связан с переживанием скорби, разочарования и фрустрации, расставанием с прежними убеждениями и формированием новых. На каждом из этапов адаптации мигрант сталкивается с необходимостью работы горя. У вынужденных переселенцев из мест боевых действий этот процесс осложняется.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние осложненного горевания на процесс адаптации вынужденных переселенцев из мест боевых действий»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЛИЯНИЕ ОСЛОЖНЕННОГО ГОРЕВАНИЯ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ИЗ МЕСТ

БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ Руонала (Сиделева) Л.А. Email: Ruonala659@scientifictext.ru

Руонала (Сиделева) Лидия Александровна - студент магистратуры, специализация: социальная психология, факультет психологии, Российский государственный социальный университет, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются теоретические предпосылки для выявления проблем адаптации вынужденных переселенцев из мест боевых действий. Процесс адаптации мигранта - это многоступенчатый процесс переосмысления личной и социальной идентичности. Он связан с переживанием скорби, разочарования и фрустрации, расставанием с прежними убеждениями и формированием новых. На каждом из этапов адаптации мигрант сталкивается с необходимостью работы горя. У вынужденных переселенцев из мест боевых действий этот процесс осложняется.

Ключевые слова: адаптация, вынужденные переселенцы, мигранты, осложненное горевание, этапы адаптации.

INFLUENCE OF COMPLICATED MOURNING TO THE REFUGEES ADAPTATION PROCESS Ruonala (Sideleva) L.A.

Ruonala (Sideleva) Lydia Alexandrovna - Magister Degree Student, SPECIALIZATION: SOCIAL PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGICAL DEPARTMENT, RUSSIAN STATE SOCIAL UNIVERSITY MOSCOW

Abstract: the article analyzes the theoretical background for identifying the problems of refugees' adaptation. The process of adaptation of the migrant is a multi-stage process of changing one's points of views to his/her personal and social identity. It associated with the experience of grief, disappointment and frustration, parting with the old beliefs and the formation of new ones. At each stage of adaptation, the migrant is faced with the need for grief. For forced migrants from the battlefield, this process is complicated. Keywords: adaptation, refugees, migrants, complicated mourning, stages of adaptation.

УДК 316.6

Каждая личность, попадая в новую среду, будет проходить процесс адаптации, то есть приведения к общему знаменателю своих установок и личных особенностей восприятия и социокультурных ожиданий общества. Любая миграция сталкивает человека со сменой социальной роли и социальных норм, а значит вынуждает человека выстраивать новую идентичность в соответствии с изменившимися условиями. Проблема социально-психологической адаптации человека относится к кругу важнейших общетеоретических проблем современной социологии.

Различным аспектам проблемы адаптации посвятили свои работы такие ученые как Б. Ананьев, Ю. Александровский, П. Анохин, Л. Анциферова, Ф. Березин, А.

Брушлинский, А. Захаров, А. Леонтьев, Г. Ложкин, Б. Ломов, М. Макаренко, В. Медведев, Ж. Пиаже, А. Реан, С. Рубинштейн, Г. Селье и др. Однако, несмотря на значительный интерес исследователей к ней, определенные аспекты проблемы остаются малоисследованными. Это касается особенностей социально-психологической адаптации.

В психологической литературе социально-психологическую адаптацию трактуют следующим образом:

• процесс приспособления к качественным изменениям внешней среды [1];

• способ взаимодействия личности и социальной среды, процесс активного приспособления личности к среде, освоение относительно стабильных условий среды [2];

• многоплановый процесс активного приспособления психики и поведения личности к условиям социальной среды, опосредованный ведущей деятельностью личности на определенном этапе ее развития [3];

• взаимодействие человека и социальной среды, что приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности или группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознания собственного социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности или группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятия ею норм, ценностей и традиций социальной группы [3].

Исследуя развертывание социально-психологической адаптации во времени, Н.В. Прокушева выделила три основных ее этапа [5]:

Первый этап - ознакомление. На когнитивном и эмоциональном уровнях происходит усвоение личностью норм, ценностей, установок, представлений, стереотипов и т.п. Когнитивный уровень позволяет сделать внешние нормы и требования внутренними (собственными). Это явление получило название интериоризации. Эмоциональный уровень ознакомления позволяет с помощью чувств подкрепить и усвоить нормы, ценности, стереотипы этой группы, а, следовательно, присоединиться к ней. Это подкрепление ученые назвали идентификацией.

Второй этап - это этап ролевой ориентации, во время которого происходит принятие форм социального взаимодействия, сложившихся в обществе (формальные/неформальные связи, стиль руководства и т.д.), принятие форм предметной деятельности (способов профессионального выполнения определенной деятельности). Во время второго этапа социально-психологическая адаптация приводит к формированию социально и профессионально значимых средств общения, поведения и деятельности, принято в группе, и с помощью которых личность могла бы реализовать потребности, склонности, умения.

Третий этап - это самоутверждение. Во время этого этапа сначала происходит индивидуализация, а затем интеграция личности, которая адаптируется к новым условиям. Процесс индивидуализации предполагает сочетание усвоенных личностью социальных требований, норм, ожиданий со спецификой потребностей, свойств и стиля деятельности.

Широко распространена теория адаптации Педерсена [6], который выделяет 5 этапов адаптации:

- Первый этап: фаза эйфории или «медового месяца»,

- Второй этап: фаза начинающегося разочарования;

- Третий этап: ориентационная фаза;

- Четвертый этап: фаза преодоления депрессии;

- Пятый этап: деятельная фаза.

На Рис. 1 наглядно представлены задачи, которые решает мигрант на каждом этапе процесса адаптации, переживая последовательно взлёты и подъемы.

5

н и

0

1

Кривая социокультурной адаптации

I

ш а о со н (и с; со о

Все в новинку. Внешнее приспособление

щВатыяятмсеи ивл^миыпв

родная ! чужая V ! родная

XI

г

ш со О

а >

культура

Время и место

культура

культура

Рис. 1. Кривая социокультурной адаптации

Каждый этап разворачивает перед мигрантом необходимость переосмысливать привычные поведенческие паттерны, атакует привычные смыслообразующие опоры, вынуждает пересматривать свое место в обществе. Мигрант вынужден проводить полную инвентаризацию когнитивных установок и их связи с эмоциональным опытом. Этот процесс адаптации к изменениям в аналитической психологии называют гореванием.

Верена Каст [4] выделяет четыре этапа прохождения горевания, которые я использую в работе с мигрантами любого типа.

Первый этап - отрицание. Здесь человек теряет контакт со своим телом, и прохождение его направлено на восстановление возможности функционировать как единый организм. Необходимо соблюдать режим труда и отдыха, правильно питаться, одеваться по погоде. Эти простейшие навыки могут быть утеряны из-за требований мигранта самому к себе быть более результативным.

Второй этап - этап проживания ядерных чувств. В отличие от Кюблер-Кросс, Каст не ограничивает человека переживанием агрессии как результата собственной беспомощности контролировать новую реальность. Она говорит о том, что в процессе своего взросления человек мог выработать и другие чувства, помогающие ему компенсировать беспомощность или справляться с тревогой и, соответственно, усиление базовых защит, стремящихся сохранить гомеостаз. Человеку приходится восстанавливать или формировать заново переживать стыд, вину, гнев, беспомощность.

Третий этап горевания - этап формирования новых опор. Если в случае потери значимого человека горюющий учится давать сам себе то, что получал от ушедшего, то есть восполнять пробелы в умении заботиться о себе, то мигрант учится давать себе что-то важное, к чему он привык на родине и привык как к самому собой разумеющемуся. Например, мигранты из стран Ближнего Востока переживают европейский менталитет как несоциальный, слишком индивидуалистический, дистантный.

Наконец, четвертый этап горевания - это этап выхода в социум и функционирования на более высоком уровне.

Таким образом, адаптация мигранта становится похожей на матрёшку, где необходимо творить новую сущность внутри существующей сущности, а внутри этой сущности снова творить новую, опускаясь таким образом до глубины собственной

идентичности и возвращаясь к проживанию собственной целостности, «перекрашивая» каждую из матрёшек в новые цвета. Сохраняя собственную структуру и индивидуальность и добавляя, формируя новые привычки, пересматривая образ мыслей, действий и реакций.

Скорбь - это та эмоция, с помощью которой человек переживает прерывание, расставание, потерю. Но адаптация вынужденных переселенцев осложнена наличием ПТСР, депрессий, тревожных и панических расстройств, то есть горевание осложнено тем, что мигрант проживает одну утрату за другой (спокойствия, дома, близких и друзей, социальной идентичности), интенсивность переживаний, страх смерти. Работа горя в таких случаях протекает осложненно.

Отрицание горевания приводит к психосоматическим заболеваниям. Согласно психоаналитической теории, психосоматика - это проживание горя на бессознательном уровне, когда когнитивная сфера отказывается принимать факт потери, и тогда тело вынуждено брать на себя отщепленные чувства и презентовать их через болезни, панические атаки, странную утомляемость, страх успеха, сопротивление интеграции.

У человека появляется разочарование в собственных способностях, он испытывает острый дискомфорт, он не соответствует своим ожиданиям, может испытывать стыд, его главной мотивацией к адаптации становится попытка соответствовать своим же внутренним стандартам, на которые он может реагировать самосаботажем. Как результат - человек стремится к внешней или внутренней изоляции, замыкается на общении внутри диаспоры, или, наоборот, пытается отказаться от своей идентичности и вытесняет её, функционируя таким способом на пограничном уровне, даже если он в родной стране был здоровым невротиком.

Список литературы /References

1. Витковская Г.В. Вынужденные переселенцы из ближнего зарубежья: проблемы интеграции в российский социум / Г.В. Витковская // Миграционные процессы после распада СССР. М., 1994. Вып. 5. С. 53-69.

2. Габдрахманова Г.Ф. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в республике Татарстан: Монография / Г.Ф. Габдрахманова. Казань: Институт истории АН РТ, 2003. 148 с.

3. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России / В.В. Гриценко. Ин-т психологии РАН. М., 2002. 252 с.

4. Каст Верена. Горевание. Фазы и возможности психологического процесса. Москва, 2017. 148 с.

5. Прокушева Н.В. Социальная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в современном российском обществе: дис. ... канд. соц. наук : 22.00.04 / Н.В. Прокушева. Улан-Удэ, 2007. 204 с.

6. Pedersen, P. The Five Stages of Culture Shock: Critical Incidents around the World. London: Greenwood press, 1995.

7. Ruonala (Sideleva) L.A. Influence od perceprion of the concept "tolerance" be the localpopulation onto refugees' social and psychological adaptation process in Russia and Sweden // XLIX international correspondence scientific and practical conference «European research: innovations in science, education and technology». London. United Kingdom, 2019. P. 80-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.