Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕХАНИЗМ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухотерин Дмитрий Александрович

В статье исследованы вопросы совершенствования организационной структуры управления предприятия, и влияние организационной структуры на управление компанией. Определено понятие «организационная структура» как инструмента формирования конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе. Акцентированно внимание на том, что успешно функционирующая компания должна выгодно отличаться от аналогичных рыночных структур и иметь эффективную организационную структуру. Организационная структура предприятия - основа управленческой деятельности. С целью совершенствования организационной структуры, необходимо проводить ее оценку и принимать меры к оптимизации внутренних связей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сухотерин Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE ON THE RESULTS OF THE COMPANY'S ACTIVITIES

The article examines the issues of improving the organizational structure of the enterprise management, and the impact of the organizational structure on the management of the company. The concept of organizational structure as a tool for the formation of competitive advantages of an enterprise in the long term is defined. Attention is focused on the fact that a successfully functioning company should differ favorably from similar market structures and have an effective organizational structure. The organizational structure of the enterprise is the basis of management activities. In order to improve the organizational structure, it is necessary to evaluate it and take measures to optimize the internal relations of the enterprise.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ»

УДК 332

DOI 10.23672/w8955-2757-4351 -r

Сухотерин Дмитрий Александрович

директор,

ТОО «ROSS-COMPUTERS» [email protected]

Dmitriy A. Sukhoterin

Director,

«ROSS-COMPUTERS» LLP [email protected]

Влияние организационной

структуры на результаты деятельности предприятия

The impact of the organizational

structure on the results of the company's activities

Аннотация. В статье исследованы вопросы совершенствования организационной структуры управления предприятия, и влияние организационной структуры на управление компанией. Определено понятие «организационная структура» как инструмента формирования конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе. Акценти-рованно внимание на том, что успешно функционирующая компания должна выгодно отличаться от аналогичных рыночных структур и иметь эффективную организационную структуру. Организационная структура предприятия - основа управленческой деятельности. С целью совершенствования организационной структуры, необходимо проводить ее оценку и принимать меры к оптимизации внутренних связей предприятия.

Ключевые слова: управление, предприятие, механизм, организационная структура.

Annotation. The article examines the issues of improving the organizational structure of the enterprise management, and the impact of the organizational structure on the management of the company. The concept of organizational structure as a tool for the formation of competitive advantages of an enterprise in the long term is defined. Attention is focused on the fact that a successfully functioning company should differ favorably from similar market structures and have an effective organizational structure. The organizational structure of the enterprise is the basis of management activities. In order to improve the organizational structure, it is necessary to evaluate it and take measures to optimize the internal relations of the enterprise.

Keywords: management, enterprise, mechanism, organizational structure.

Предпринимательская деятельность является одной из важнейших отраслей, от которой зависит эффективность функционирования всей экономики страны. Но для того, чтобы оно было успешным, предприятие должно иметь совершенную организационную структуру управления [1], ведь производственный процесс характеризуется сложными и многочисленными хозяйственными связями предприятия с другими участниками экономической деятельности. Кроме того, любое предприятие должно пройти достаточно сложный и длительный путь общения с государственными институтами на предмет получения необходимых разрешений, лицензий и других решений и т.д. Налаженная работа структур всех уровней на предприятиях позволяет быстро реагировать и адаптироваться к изменениям.

Проблемам формирования и совершенствования организационных структур предприятий посвящены работы авторов, а именно: С.О. Ященко, В.Г. Поляков, Т.А. Сабитова, В.А. Николаева, И.Ю. Еремина, О.М. Алексеева, А.С. Абдулкады-ров, А.А. Груднева и др.

При исследовании в системе управления предприятием применен общий прием анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.

Кадровая политика - это мощный инструмент воздействия на формирование трудового коллектива предприятия. Она включает всю совокупность инструментов и методов управленческого воздействия, выработанных теорией менеджмента и практическим опытом [5]. От эффективности формирования кадровой политики самым непосредственным образом зависит эффективность функционирования предприятия, в целом. Значение кадровой политики в современных условиях хозяйствования сложно переоценить. Уже давно доказано, что кадры решают все, от эффективного управления человеческими ресурсами зависит успех любого мероприятия. При этом цель кадровой политики предприятия - обеспечение бесперебойного функционирования и поступательного развития организации за счет эффективной системы управления человеческими ресурсами.

Механизм эффективной кадровой политики невозможен без управления организационной структурой предприятия.

Организационная структура предприятия - основа управленческой деятельности, организационный вопрос управленческой деятельности. В зависимости от организационной структуры предприятия возникают и внутренние связи делегирования обязанностей и ответственности [2].

Организационные структуры, несмотря на достаточно большое количество их видов, обычно, не бывают «чистыми» в системе управления, т.е., на одном и том же предприятии может уживаться на различных управленческих уровнях несколько организационных структур. Соответственно, для предприятия существует множество вариантов синтеза различных организационных структур, что дает возможность организовать работу предприятия так, чтобы оно работало наиболее эффективно при существующем наборе кадров.

На крупных предприятиях со временем возникают такие ситуации, когда для того, чтобы принять управленческое решение, возникает необходимость согласования со многими должностными лицами. Эта ситуация мешает основной работе предприятия, тормозит производственный процесс и провоцирует различного рода простои как на производственных объектах, так и в других службах предприятия.

С целью совершенствования организационной структуры необходимо проводить ее оценку и принимать меры к оптимизации внутренних связей предприятия. Выбор формы, методов и средств реорганизации организационных структур связаны с организационными особенностями современных предприятий (реструктуризация, реинжиниринг бизнес-процессов, виртуальный бизнес и другие новые организационные типы) и спецификой их интеграционной деятельности.

Мировой опыт формирования корпоративных отношений и развития интегрированных корпоративных структур свидетельствует о том, что форма привлечения капитала и организации бизнеса является сегодня наиболее перспективной. Вместе с тем, функционирование организационной структуры характеризуется противоречиями, обусловленными конфликтами между интересами компании и ее корпоративных предприятий [3].

Организация бизнеса предполагает владение, пользование и распоряжение корпоративными пакетами акций, которое должно базироваться на сочетании централизованного финансового контроля за деятельностью х предприятий и обеспечения их хозяйственной независимости. Необходимость решения задач согласования и координации интересов предприятий, создание прозрачной системы их конкуренции за ресурсы центра, поиск компромиссных решений по получению комбинаторных преимуществ требуют формирования организационно-экономического механизма корпоративного управления компаниями.

Существует ли такая вещь, как «единая идеальная организационная структура», которую можно определить, как особенно успешную?

Результаты исследования пока не позволяют сделать однозначный вывод. Скорее, текущее состояние исследований предполагает, что «идеальное совпадение» между организационной структурой и стратегией способствует эффективности в корпоративной среде и, следовательно, успеху.

Организационная структура будет иметь разные характеристики в зависимости от области бизнеса и стратегии, чтобы действительно добиться успеха. Компании, ориентированные на рынок, особенно успешны, когда они ориентируются на «внешнее» со своими культурными особенностями (например, с высокой степенью ориентации на клиента). Организации для выполнения своей основной задачи, особенно важна согласованность внутренних процессов и структур , которые являются более выраженными культурными характеристиками при внутренней оптимизации (например, совместные внутренние стандарты качества).

Как правило, все типы организаций или компаний имеют свои культурные особенности. Эти характеристики помогают или часто помогают обеспечить собственное выживание или адаптироваться к корпоративной среде, например, ожиданиям клиентов.

Не редкость встретить организации, чьи культурные адаптации из прошлого стали бременем в настоящем, потому что условия окружающей среды тем временем изменились. Таким компаниям может быть поставлена задача осуществить так называемые «культурные изменения первой степени», то есть отбросить культурные особенности, которые в то же время стали мешающими, и разработать новые, ориентированные на цель особенности.

Изменение организационной структуры может быть необходимо, когда рыночная среда развивалась настолько динамично, что способность постоянно адаптироваться к новым вещам должна стать новой культурной характеристикой, чтобы таким образом обеспечить собственное выживание. Такие компании обычно работают на технологических рынках, на которых быстрое развитие продуктов и услуг является нормой дня.

«Измени музыку, измени танец», - пишет Роберт Куинн, директор Центра позитивных организаций. Он утверждает, что не имеет смысла начинать непосредственно с поведения сотрудников, но речь идет об изменении организационной структуры, ценностей и управления компанией. Это создает позитивную организацию. На первом этапе компания и руководители обязаны заложить фундамент для позитивной организации. На втором этапе сотрудники сами несут ответственность за использование созданной среды и работу для их счастья или благополучия [3].

Как это часто бывает, путь к позитивной организации - это индивидуальное дело, для которого нет общей книги рецептов.

При изучении текущей ситуации цель состоит в том, чтобы сделать видимыми движущие силы, проблемы, сильные стороны, ресурсы, препятствия, эмоции, модели и конфликты, которые важны на пути к видению будущего, и найти способ справиться с ними. Целью этого процесса является укрепление сильных сторон и устранение препятствий и «пожирателей энергии». Сильный позитивный образ будущего может иметь

огромное влияние. Поэтому формирование позитивного имиджа будущего часто является хорошей отправной точкой для процесса построения позитивной компании. Это видение будущего должно разрабатываться при участии сотрудников на уровне руководства. Работа над общими ценностями в этой сфере деятельности также занимает центральное место. В частности, уровень управления играет центральную роль, когда дело доходит до воплощения этих ценностей в жизнь и постоянного их включения в свои действия. Руководящим принципом является принцип, согласно которому в компании имеется весь необходимый потенциал для того, чтобы стать позитивной организацией.

Переход к положительной организации происходит в основном через множество небольших положительных действий. Благодарная обратная связь, активное слушание, благодарность, забота о себе, внимательность или оптимизм - вот лишь

Литература:

1. Груднева А.А. Создание организационной структуры при интеграции бизнеса / А.А. Груднева // Проблемы теории и практики управления. 2021. № 3. С. 131-143.

2. Еремина И.Ю. Принципы и индикаторы формирования организационной структуры на современном предприятии / И.Ю. Еремина, О.М. Алексеева, А.С. Абдулкадыров // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. 2021. № 1(59). С. 98-104.

3. Николаева В.А. Порядок взаимодействия при формировании и согласовании организационной структуры / В.А. Николаева // Инновационная наука. 2021. № 5. С. 112-114.

4. Ященко С.О. Анализ принципов построения организационных структур крупных добывающих компаний / С.О. Ященко, В.Г. Поляков, Т.А. Сабитова // Финансовая экономика. 2021. № 3. С. 292294.

несколько примеров. Если эти положительные действия будут выполняться снова и снова многими людьми в компании, это может иметь большой эффект. Эта сфера деятельности направлена на повышение чувствительности сотрудников, их вдохновение и создание импульсов.

Путь к счастливым сотрудникам - это не «план из шести шагов» и не обязательство, которое завершится через год. Процесс позитивной, успешной организации должен разрабатываться и сопровождаться индивидуально. Это путь, который окупается: для компании, для клиентов и для всех, кому посчастливилось ощутить, насколько полноценной и обогащающей жизнь является работа в качестве сотрудника или менеджера в такой среде. В заключение остается сделать вывод о том, что организации не статичны. Они постоянно развиваются. Либо отрицательно, либо положительно.

Literature:

1. Grudneva A.A. Creation of an organizational structure in the integration of business / A.A. Grudneva // Problems of theory and practice of management. 2021. № 3. P. 131-143.

2. Eremina I. Yu. Principles and indicators of the formation of the organizational structure in a modern enterprise / I.Yu. Eremina, O.M. Alekseeva, A.S. Abdul-kadyrov // Information and economic aspects of standardization and technical regulation. 2021. № 1 (59). P. 98-104.

3. Nikolaeva V.A. The order of interaction in the formation and coordination of the organizational structure / V.A. Nikolaeva // Innovative Science. 2021. № 5. P. 112-114.

4. Yashchenko S.O. Analysis of the principles of building organizational structures of large mining companies / S.O. Yashchenko, V.G. Polyakov, T.A. Sabitova // Financial Economics. 2021. № 3. P. 292-294.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.