Научная статья на тему 'Влияние организационной культуры на эффективность деятельности вуза'

Влияние организационной культуры на эффективность деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
574
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ТИП ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВУЗА / ORGANIZATIONAL CULTURE / ENTREPRENEURIAL TYPE OF ORGANIZATIONAL CULTURE / STRENGTHS AND WEAKNESSES OF ORGANIZATIONAL CULTURE / EFFECTIVENESS OF THE UNIVERSITY PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масилова Марина Григорьевна

Статья посвящена анализу влияния организационной культуры на результаты деятельности вуза. Рассматриваются особенности организационной культуры высших учебных заведений в условиях модернизации системы профессионального образования, обосновывается значимость формирования культуры предпринимательского типа. Показано, что именно данный тип культуры обеспечивает вузу конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of organizational culture on the effectiveness of the University performance

The article deals with the analysis of the influence of organizational culture on the University performance. The features of the organizational culture of higher educational organization in conditions of modernization of the system of professional education are considered, the importance of the formation of the entrepreneurial University culture is substantiated. It is shown that this type of culture provides the University with the competitive edge.

Текст научной работы на тему «Влияние организационной культуры на эффективность деятельности вуза»

УДК 378.4

Масилова Марина Григорьевна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Влияние организационной культуры на эффективность деятельности вуза

Статья посвящена анализу влияния организационной культуры на результаты деятельности вуза. Рассматриваются особенности организационной культуры высших учебных заведений в условиях модернизации системы профессионального образования, обосновывается значимость формирования культуры предпринимательского типа. Показано, что именно данный тип культуры обеспечивает вузу конкурентные преимущества.

Ключевые слова и словосочетания: организационная культура, предпринимательский тип организационной культуры, сильные и слабые стороны организационной культуры, результативность вуза.

В настоящее время возрастает интерес к изучению взаимосвязи организационной культуры и эффективности деятельности. Значительное число публикаций посвящено стратегическим аспектам развития организации, в них культура рассматривается как ее конкурентное преимущество (В.В. Козлов, Дж.П. Коттер, Р.Л. Кричевский).

В то же время недостаточно работ, отражающих анализ влияния организационной культуры на различные аспекты эффективности. И практически нет подобных работ относительно организационной культуры высшей школы.

Понятие «организационная культура» исследователи определяют различным образом в зависимости от мировоззрения, концепций, подходов к рассмотрению данного феномена. Традиционным является понимание организационной культуры как набора целей, ценностей, норм и правил, носящих относительно стабильный характер и разделяемых большинством сотрудников [14]. Типичная структура организационной культуры включает в себя перечисленные элементы.

Специфические особенности организационной культуры задаются такими факторами, как отраслевая принадлежность, форма собственности, размер организации, характер профессиональной деятельности и др. Они приводят к появлению отличий в направленности целей, ценностной основе деятельности, наличии и объеме ресурсов для формирования ор-

ганизационной культуры, стиле управления и способах применения технологий, квалификационных требованиях к персоналу и др. [3].

На организационную культуру в вузе влияют характеристики высшей школы как социального института и динамичный характер ее развития. Российская высшая школа сегодня претерпевает значительные трансформации: появляются новые структурные элементы, изменяются нормы и ценности, в целом характер системообразующих связей. Так, по словам М. Воскобойниковой: «.Высшая школа модифицировалась, она «приспосабливается» к рыночной экономике, сохраняя свою целостность, ищет пути соответствия новым требованиям общества.» [4].

Оказавшись в новых экономико-правовых условиях, вузы стали полноправными субъектами рыночных отношений, по сути, учреждениями, оказывающими широкий спектр образовательных услуг. Повышение требований к качеству профессиональной подготовки и практически полное отсутствие государственной поддержки приводят вузы к необходимости брать на себя ответственность за поиск источников финансирования, инициировать интеграцию со средними специальными и другими типами учебных заведений, развивать предпринимательскую активность.

Изучение исследований, посвященных организационной культуре вузов (Н.П. Макаркин, Ю.Г. Семенов, Н.Л. Яблонскене, Н.Н. Могутнова, А.Б. Зигаленко, М.Б. Сокуренко и др.), показывает, что она может быть типологизирована в соответствии с выделенными различными авторами типами. Так, в современных высших учебных заведениях присутствуют клановый, адхократический, иерархический, рыночный типы организационной культуры (по типологии К. Камерона и Р. Куинна).

Складывающаяся в условиях модернизации профессионального образования в системе высшей школы ситуация обусловливает превалирование организационной культуры рыночного типа, или предпринимательской организационной культуры. Вуз с доминированием предпринимательского типа культуры ориентирован в большей степени на рост и возможности, чем на контроль над ресурсами. Структура управления предпринимательским вузом характеризуется сетевым построением и гибкостью, а деятельность оценивается не на основе производительности, а на основе эффективности. Мотивация предпринимательской деятельности строится на поиске возможностей и достижении результата, на индивидуальной инициативе. Сконцентрированное развитие заменяется развитием по многим направлениям.

Эффективность вуза можно рассматривать как способность разрешать противоречия внутренней интеграции и внешней адаптации. На ее формирование влияют:

1) адаптивность - состояние, при котором организация гибко реагирует на требования своих клиентов, поставщиков и общества в целом, принимает риски, учится на своих ошибках и способна к изменениям;

2) вовлеченность - такое эмоционально-оценочное состояние работников и одновременно характеристика поведения, при которой сотрудники чувствуют, что их деятельность тесно связана с целями организации, они наделены полномочиями, ценится работа в команде и приоритет отдается развитию их профессиональных и личностных качеств;

3) согласованность - координация деятельности на всех уровнях, единство понимания и принятия ключевых ценностей.

Соотношение в вузе рассмотренных выше типов организационной культуры образует профиль, отражающий ее своеобразие. При этом на основе выявления предпочтений работников, студентов и требований общества можно составить профили реальной, предпочитаемой и требуемой организационной культуры. Наглядное отображение профилей показывает, в каком направлении в вузе следует развивать культуру, какого рода ценности и нормы отношений культивировать (рис. 1).

Рис. 1. Типичные профили организационной культуры вуза

Для формирования в вузе организационной культуры предпринимательского типа как основополагающего необходимо отражение данного принципа в миссии, стратегии развития, политике вуза; это должно стать основной задачей и ценностью для руководства, работников вузов и студентов. Только при этом условии в вузе возможно стратегическое разви-

тие, внедрение инноваций, реализация принципов социальной ответственности и достижение высоких результатов.

Нами на протяжении последних 10 лет ведется мониторинговое исследование организационной культуры Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС) и ее влияния на результативность деятельности.

ВГУЭС - один из наиболее динамично развивающихся вузов Дальнего Востока, фактически сегодня является многопрофильным университетским комплексом, реализующим разноуровневые образовательные программы - от дошкольных до докторантуры. О динамике развития вуза можно судить по множеству показателей, однако основным является рост численности работников и обучающихся. За последние 10 лет численность персонала университета выросла на 39% и составляет более 2500 сотрудников, из которых более 1100 человек - преподаватели.

Число обучающихся за этот период выросло более чем в 2 раза и по всем формам и уровням обучения сегодня составляет более 22000 человек, из них по программам ВПО - более 14 000 человек.

Формирование в вузе организационной культуры предпринимательского типа в последние 10 лет осуществлялось целенаправленно по программе, разработанной в рамках стратегического планирования развития университета. Результаты данной деятельности периодически анализировались и подвергались научному осмыслению [1].

Обобщение исследований позволяет выделить несколько этапов в развитии организационной культуры вуза, совпадающих с основными периодами стратегических организационных изменений:

- первый этап (2000 - 2004) - осознание важности целенаправленного формирования организационной культуры, проведение диагностики сложившейся системы ценностей и отношений, формулирование корпоративных ценностей, кадровой политики, создание фирменного стиля, традиций, системы поощрения и др.;

- второй этап (2004 - 2009) - осуществление программы развития организационной культуры, внедрение системы ценностей и отношений в практику повседневной деятельности, формализация процессов, поиск стратегических преимуществ, формулирование стратегических амбиций, вовлечение вузовского сообщества в реализацию инициатив во всех направлениях работы;

- третий этап (2009 г. - по настоящее время) - развитие университета как социально ответственной предпринимательской организации.

К настоящему времени можно говорить о том, что в университете сформирована сильная предпринимательская организационная культура (рис. 2), что находит свое выражение во всех ее элементах1.

Рис. 2. Профиль организационной культуры ВГУЭС

Как известно, основным элементом оргкультуры является миссия -описание целей и направлений стратегического развития организации исходя из сложившегося в организации представления о ее будущем. В миссии ВГУЭС заявлено: «ВГУЭС - предпринимательский инновационный университет, центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни!».

Стратегические приоритеты университета:

1. Развитие динамичной научной среды, интегрированной с реальным сектором экономики.

2. Интеграция в образовательное и социокультурное пространство стран АТР.

3. Обеспечение лидерства в области информационных технологий.

4. Создание условий для возможности обучения через всю жизнь.

5. Становление университета как саморазвивающейся организации.

1 Профиль составлен по результатам опроса студентов и сотрудников, проведенного в 2011 - 2012 гг.

Нормы и ценности корпоративной системы отношений находят свое отражение в Кодексе корпоративного поведения работников ВГУЭС, в котором, в частности, провозглашено, что работник ВГУЭС дорожит деловой репутацией университета, формирует его достойный имидж в профессиональной деятельности, публичных выступлениях, личных беседах; в полной мере использует свои силы и способности, что является залогом процветания университета, приносит сотруднику моральное удовлетворение и материальную выгоду [5].

Однако в большей степени на формирование ценностей культуры предпринимательского типа влияет разработанная в вузе система материального стимулирования и морального поощрения за достижение качества и результатов деятельности. Так, в число критериев установления многочисленных стимулирующих надбавок и премий входят следующие:

- индивидуальные результаты работы и результаты работы структурного подразделения;

- результаты работы университета;

- результаты достижения стратегических приоритетов;

- высокие результаты в научно-исследовательской деятельности;

- итоги участия в конкурсах «Преподаватель года»;

- высокие достижения в учебной, учебно-методической и воспитательной работе и др.

С введением стимулирующих выплат по результатам труда среднее ежегодное увеличение заработной платы в университете составило 43%.

Для поощрения работников, помимо представления к государственным и отраслевым наградам, предусмотрены собственные виды награждения, среди которых - вручение ценного подарка с фирменной символикой, занесение на Доску Почета «ВГУЭС Вами гордится», Почетный нагрудный знак «Золотой фонд ВГУЭС» и др.

Существенное влияние на формирование организационной культуры вуза оказывают развитие предпринимательской активности, инициативы сотрудников и студентов. Этому способствует широкое приобщение работников к управлению различными направлениями деятельности, прежде всего, стратегическому планированию развития университета. Ежегодно в различных формах коллективной работы (сессиях, деловых играх, мозговых штурмах и т.п.) принимает участие до 200 человек - от рядовых преподавателей и студентов до руководства вуза.

ВГУЭС стимулирует развитие инновационно-предпринимательской активности не только в вузе, но и в регионе, вуз является центром генерации и поддержки лучших предпринимательских идей, внедрения инноваций, развития территории Владивостока и Приморского края. В 2009 г. в университете начал работу первый на Дальнем Востоке бизнес-инкубатор для поддержки предпринимателей.

Важным элементом организационной культуры ВГУЭС является фирменный стиль. Это мощное средство визуального воздействия на вузовское сообщество и внешнее окружение не только способствует формированию организационной идентичности, но и формирует бренд вуза. К основным элементам графического оформления фирменного стиля ВГУЭС относятся логотип, эмблема, шрифт, цветовая гамма, вспомогательные элементы, которые используются в дизайне различного рода информационной и рекламной продукции (визитные карточки, каталоги, буклеты, плакаты, проспекты и т.п.), деловой документации (бланки письма, конверты и др.). В фирменном стиле оформляется поздравительная и наградная (папка-адрес, благодарности, дипломы, нагрудный знак) сувенирная и канцелярская продукция (брелки, календари, флеш-карты, пакеты, авторучки, ежедневники и пр.).

Наиболее яркой характеристикой фирменного стиля университета является продуманный дизайн, смысловая нагрузка, динамизм и цветовая гамма, что способствует росту его узнаваемости, формированию приверженности сотрудников и студентов своему вузу.

Изучая воздействие организационной культуры предпринимательского типа на деятельность вуза, можно выделить три уровня результатов в зависимости от влияния отдельных подсистем или направлений на общие показатели. При этом необходимо учитывать как динамику различных показателей деятельности (рост заработной платы работников, увеличение объектов инфраструктуры), так и внешние объективные оценки, отраженные в аккредитационных показателях, рейтингах и др.

Первый уровень включает результаты формирования и развития материально-технической основы деятельности, функционально-коммуникационных условий образовательного процесса.

Материальная база ВГУЭС - учебные корпуса, общежития, библиотека, спортивные и развлекательные комплексы - за последние 10 лет претерпела существенные изменения. Так, общая площадь зданий увеличилась почти в 18 раз и составляет более 78 тыс. м2, площадь спортивных залов выросла в 14 раз (с 1,66 до 24 тыс. м2).

Сегодня ВГУЭС представляет собой университетский кампус с развитой инфраструктурой, которая предназначена не только для сотрудников и студентов, но и жителей города.

Важнейшее значение для современного образовательного учреждения имеет информатизация как учебного процесса, так и управленческой деятельности. По показателям информатизации ВГУЭС находится на 3 месте в рейтинге высших учебных заведений страны, на одном уровне с таким престижным вузом, как МГИМО.

Второй уровень обеспечивают результаты качества образовательных услуг, включающие показатели эффективности процесса создания «ко-

нечного продукта» - студента, обладающего требуемой профессиональной и социальной компетентностью.

В 2009 г. университету присуждена премия Правительства РФ за достигнутые значительные результаты в области качества продукции и услуг и внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества.

ВГУЭС стал единственным вузом на Дальнем Востоке, выигравшим право готовить волонтёров для XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-олимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году.

Участвуя на протяжении десяти лет в конкурсных программах Благотворительного фонда В. Потанина, четыре раза ВГУЭС занимал I место в рейтинге среди вузов Дальневосточного федерального округа (2007, 2009, 2011, 2012 гг.). Такие результаты свидетельствуют не только о высоком качестве подготовки студентов, но и их социальной активности.

Третий уровень отражают конечные результаты деятельности вуза, степень реализации заявленной миссии. О достигнутых в этом направлении результатах свидетельствует победа университета в конкурсе Ми-нобрнауки РФ по поддержке программ стратегического развития в числе 55 вузов России, которые будут получать государственные субсидии на поддержку стратегии развития на 2012 - 2016 гг. Кроме того, университет получил государственное задание на выполнение научно-исследовательских работ «Разработка методологических основ обеспечения устойчивости развития предпринимательского вуза в условиях реформирования системы образования» (2012 - 2014).

Таким образом, целенаправленное формирование в вузе организационной культуры предпринимательского типа приводит к достижению высоких результатов и приобретению конкурентных преимуществ.

Наиболее важными характеристиками организационной культуры, влияющими на эффективность деятельности, являются адаптивность, вовлеченность и согласованность. При этом они по-разному влияют на достижение результатов. Адаптивность, характеризующая внешнюю направленность вуза, оказывает существенное влияние на рост объемов услуг и долю рынка; вовлеченность и согласованность, характеризующие внутреннюю направленность, оказывают влияние на качество продукции и удовлетворенность сотрудников и общества в целом.

Все рассмотренные факторы с очевидностью доказывают высокую значимость целенаправленного формирования в вузе требуемого типа организационной культуры.

1. Богдан Н.Н. Кадровый менеджмент в вузе: монография / Н.Н. Богдан, Е.А. Могилевкин. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 244 с.

2. Богдан Н.Н. Организационная культура вуза в условиях реформ / Н.Н. Богдан, И.Ю. Парфенова // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - №6(64). - С. 23 - 30.

3. Воскобойникова М. Качество образования как фактор конкурентоспособности вуза / М. Воскобойникова, Н. Пугачева, И. Чепурышкин // Высшее образование в России. - 2008. - № 5. - С. 139 - 143.

4. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры (Diagnosing and Changing Organizational Culture: Based on Competing Values Framework) / К. Камерон, С. Куинн.- СПб.: Питер, 2001. Сер. «Теория и практика менеджмента».

5. Кодекс корпоративного поведения [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://www.prometeus.nsc.ru/biblio/newrus/egrowth.ssi (дата обращения: 12.02.2013).

6. Масилова М.Г. Персонал вуза как объект социальной политики / М.Г. Масилова // Социальные взаимодействия в транзитивном обществе: сб. науч. тр. / под ред. д-ра экон. наук М. В. Удальцовой. - Новосибирск: НГУЭУ, 2006. Вып. 8. - 366 с.

7. Масилова М.Г. Корпоративная социальная политика вуза как фактор эффективности управления персоналом: автореф. дис. ... канд. социол. наук / М. Г. Масилова. - Новосибирск, 2006. - 20 с.

8. Масилова М.Г. Социальная ответственность вуза в условиях реформ / М.Г. Масилова, Н.Н. Богдан, Е.В. Балганова // Философия образования. - 2011. - №6(39). - С. 89 - 99.

9. Социальный отчет 2010 - 2012 [Электронный ресурс] / Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Режим доступа: http://www.vvsu.ru/about/report/ (дата обращения: 12.02.2013).

10. Управление современным университетом: кол. монография / под общ. ред. Г.И. Лазарева. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. - 324 с.

11. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Э.Х. Шейн; пер. с англ.; под ред. В. А. Спивака. - СПб.: Питер, 2002. - С. 330.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.