Научная статья на тему 'Влияние организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта'

Влияние организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
59
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
альтернатива / организационно-технологические схемы / структура работ / цели проекта / сетевой график / параметры

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Е А. Снитко

Исследовано влияние организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта. Традиционная методология подготовки организационно-технологической схемы строительного проека проанализирована на возможность минимизации длительности проекта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ORGANIZATION-TECHNOLOGY SCHEMES ON THE BUILDING PROJECT REALIZATION PARAMETERS

Influence of different organization-technology schemes on the building project realization parameters is searched. Traditional methodology to prepare the building project organization-technology scheme is analyzed on possibility to minimizeу the project duration.

Текст научной работы на тему «Влияние организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта»

Посилання на статтю_

Снитко Е.А. Влияние организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта/Е.А. Снитко// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2007 - №4(24). С. 108-113._

УДК 658.512:624.04

Е.А. Снитко

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ НА ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

Исследовано влияние организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта. Традиционная методология подготовки организационно-технологической схемы строительного проека проанализирована на возможность минимизации длительности проекта. Рис. 3, табл. 1, ист. 3.

Ключевые слова: альтернатива, организационно-технологические схемы, структура работ, цели проекта, сетевой график, параметры.

Е.О. Сштко

ВПЛИВ ОРГАН1ЗАЦ1ЙНО-ТЕХНОЛОГ1ЧНИХ СХЕМ НА ПОКАЗНИКИ РЕАЛ1ЗАЦП БУД1ВЕЛЬНОГО ПРОЕКТУ

Дослщжено вплив оргаызацмно-технолопчних схем на показники реал1зацп буд1вельного проекту. Традицмна методолопя пщготовки оргаызацмно-технолопчно'Т схеми буд1вельного проекту проанал1зована на можливють м1н1м1зацп терм1ну проекту. Рис. 3, табл. 1, дж. 3.

Y.A. Snitko

INFLUENCE OF ORGANIZATION-TECHNOLOGY SCHEMES ON THE BUILDING PROJECT REALIZATION PARAMETERS

Influence of different organization-technology schemes on the building project realization parameters is searched. Traditional methodology to prepare the building project organization-technology scheme is analyzed on possibility to minimizey the project duration.

Постановка проблемы. Одним из факторов, определяющих альтернативность проектов, являются различные последовательности действий, посредством которых достигаются цели проекта. Каждое действие в свою очередь характеризуется рядом переменных. В результате мы имеем различные организационно-технологические схемы реализации строительного проекта. Поэтому возникает вопрос, как при разработке проекта определить структуру, наиболее оптимально соответствующую заданной цели проекта. Необходимо также решить вопрос позволяет ли существующая традиционная методология организационно-технологической подготовки решить эту задачу.

Целью статьи является оценка влияния различных организационно-технологических схем на показатели реализации строительного проекта, а также оценка традиционной методологии организационно-технологической подготовки "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24) 1

строительного проекта для решения задачи оптимизации альтернативных вариантов проекта.

Для достижения поставленной цели были намечены следующие задачи: рассмотреть влияние различных организационно-технологических схем на продолжительность и стоимость реализации проекта строительства, влияние количества и технических характеристик грузоподъемных механизмов, количества и качества трудовых ресурсов, используемых в различных организационно-технологических схемах, на продолжительность реализации проекта.

Основная часть исследования. Альтернативные варианты организационно-технологических схем реализации проекта влияют на показатели реализации проекта.

Альтернатива - это возможности различной последовательности действий, посредством которых реализуются цели проекта. При этом в качестве переменных можно использовать параметры:

- содержание одной работы;

- продолжительность одной работы;

- потребности в ресурсах (материалах) по времени и качеству для одной работы;

- затраты на одну работу.

При планировании структуры работ в качестве целей могут быть заданы:

- в качестве временной цели - минимальная длительность выполнения работ и реализации проекта или максимальное соблюдение сроков, выполнения работ;

- в качестве ресурсной цели - эффективное использование мощностей;

- в качестве стоимостной цели - минимизация затрат.

Рассмотрим влияние организационно-технологических схем на конкретном примере возведения одноэтажного промышленного двухпролетного корпуса из сборных железобетонных конструкций.

На основании спецификации железобетонных конструкций по ДБН и РЭСН [1,2,3] данных затрат машинного времени, затрат труда, рекомендуемого грузоподъемного механизма разработаны организационно-технологические схемы производства работ [2] и рассчитаны продолжительности и стоимости производства строительно-монтажных работ и проекта в целом по традиционной методике. Результаты расчета сведены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты расчета продолжительности и стоимости выполнения работ

№ п\ п № с х е м Наименование работ Возможные схемы разбивки здания на захватки Ко-во элементов Затраты времени Стои г «ость, рн Суммарная стоимость, грн Продолжительность работ Продолжительность на захватке

Маш.-час Чел.-час Эксп. маш ЗП раб.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

1 1 Укладка фундамен тов под колонны (25) 1 -2 - з- 78 78,83 314,4 2906 720 362 6 10 34

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

Установка колонн:

- крайних (16)

- средних (40)

56 22

90.94 75,25

725,1 2

577,4

2345 3073

1726 1374

407 1

444

7

12 10

Установка подкрано вых балок (25)

84

147,38

1132

5432

2828

826 1

19

Установка стропильных ферм _(25)

44

135,89

918,7 2

5009

2398

740 7

17

25

Укладка плит

покрытия

т

75 6

258,7

2258, 2

9536

5239

147 75

33

25

Укладка

фундамен

тных

балок (16) Установка панелей наружных стен (25)

56

55 3

19,81

672,34

304,5

450,6 2

511

2478 2

734

11266

124

5

360 48

84

42

Итого

1479,4

1073 6

4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

5

4

6

7

4

2

5

8

При расчете стоимости не учтены другие машины, механизмы и аппараты, такие как бортовой автомобиль грузоподъемностью до 5 т, установка для дуговой сварки, вибраторы для всех видов работ, так как они присутствуют при любой схеме производства работ и при различных грузоподъемных механизмах. В графе 3 в скобках указана рекомендуемая грузоподъемность.

На основе данных табл. 1 (схема разбивки 4 здания на захватки по видам работ и продолжительности выполнения работ на захватках) построим сетевую модель строительства объекта (сетевой график) традиционным методом исходя из односменного режима работы. При этом предполагается (принимается), что на одной захватке работает только один кран с косвенно рекомендуемым ДБН к нему количеством рабочих, а также в предположении отсутствия технологического совмещения разнородных работ на одной захватке и отсутствие пространственного совмещения однородных работ на захватках.

Исходя из вышеизложенных условий и данных табл. 1, построен сетевой график, в котором рассчитаны временные параметры и отмечены критические работы (рис.1). На графике над отрезками приведены грузоподъемность крана, рекомендуемого ДБН, а под стрелками - продолжительность выполнения работ.

Как видно из графика, при вышеприведенных данных и условиях, а также рекомендуемых для каждого вида работ грузоподъемных механизмах с соответствующим им количеством рабочих проект строительства объекта реализуется за 139 дней.

Анализ использования кранов показывает: кран грузоподъемностью 16 т работает на площадке 16 дней с тремя перерывами, 10 дней, 28 дней и 23 дня соответственно. Кран грузоподъемностью 25 т работает на площадке 112 дней с двумя перерывами 5 дней и 22 дня соответственно; кран грузоподъемностью 40 т работает на площадке 60 дней с перерывом 9 дней. При этом два крана

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

3

работают одновременно 42 дня соответственно: 6 дней с 3 по 9 день 16 т и 25 т; 5 дней с 9 по 14 день 25 т и 40 т;6 дней с 19 по 25 день 16 т и 25 т; 2 дня с 53 по 55 день 16 т и 40 т и 23 дня с 55 по 78 день 25 т и 40 т. Все остальные 6 дней на площадке работает один кран с соответствующей грузоподъемностью для выполнения той или иной работы.

Рис. 1. Сетевой график возведения здания

В принципе если такая продолжительность в 139 дней и график использования грузоподъемных механизмов удовлетворяет всех участников реализации проекта (заказчиков, подрядчиков), то вопросов не возникает, если исключить вопросы эффективного использования ресурсов и в целом эффективности процесса строительства. А если нет, то могут возникнуть различные вопросы, требующие ответа.

Во-первых, по продолжительности. Если расчетная продолжительность реализации проекта в 139 дней не удовлетворяет и требуется значительное сокращение. Какие тут есть пути сокращения продолжительности?

Как видно из сетевого графика критический путь проходит через вторую захватку при укладке фундаментов под колонны (3), установке колонн (10 дней) и установке подкрановых балок (9 дней.), а также через работы по монтажу стропильных ферм на первой захватке, укладке плит покрытия (25 дней) на первой захватке и установке стеновых панелей (84 дня) на обои захватках.

Если на самых трудоемких работах монтаже стропильных ферм, плит покрытия и установке стеновых панелей произвести пространственное совмещение, так как ширина пролета 18 м это позволяет, и начать работу со 11-ой захватки, то получается следующий сетевой график, представленный на рис. 2.

Как видно из рис. 2, проект строительства реализуется в 101 день, что на 38 дней меньше чем по предыдущему расписанию. При этом 70 дней одновременно работают два крана, в том числе три дня три крана одновременно. При этом перерывы в работе кранов составляют 70 дней, тогда как в предыдущем графике только 40 дней одновременно работают два крана и перерывы в работе кранов составляют 97 дней.

4

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

0Х0 3Х3 6Х15 9Х21

Рис. 2. Сетевой график возведения объекта при другой организационно-технологической схеме

Еще один вариант, в котором последовательность выполнения работ как в первом варианте, а все остальное по второму варианту. Тогда проект строительства реализуется в 94 дня. Сетевой график реализации проекта по этому варианту представлен на рис. 3.

Как видно из рассмотренных различных вариантов, а варианты различаются организационно-технологическими схемами и количеством одновременно используемых механизмов, стоимость реализации проекта в этих вариантах различна. Возникает вопрос, как найти организационно-технологическую схему с минимальной продолжительностью или какое количество одновременно используемых грузоподъемных механизмов должно быть, чтобы реализовать проект с минимальной продолжительностью?

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

5

0Х0 3Х3 6Х6

Рис. 3. Сетевой график возведения здания при комбинации первого и второго вариантов

Максимально возможная продолжительность определяется просто - это использование одного крана для реализации проекта строительства, т.е. суммарную ресурсоемкость грузоподъемных механизмов необходимо разделить на длительность смены, а именно:

_ Z M х r T max =-,

t

см

где М - количество грузоподъемных механизмов; г - затраты машинного времени; ^ - длительность смены.

В нашем примере это:

T max =-= 185 см.

8

Минимально возможная продолжительность строительства на основе существующих методик не определяется. Поэтому возникает потребность разработки таких методик, учитывающих различные варианты организационно-технологических схем и различное количество и качество используемых для их реализации ресурсов.

Выводы. Из рассмотренных вариантов возможно сделать следующие выводы:

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

1. Структура работ, т.е. последовательность работ и их взаимосвязь влияют на продолжительность и стоимость реализации проекта. Заданная структура работ проекта определяет необходимое количество одновременно используемых ресурсов. Заданное количество одновременно используемых ресурсов определяет структуру работ проекта, т.е. организационно-технологическую схему. Какая структура будет удовлетворять заданной цели проекта, трудно сказать заранее. Из рассмотренных вариантов последний вариант имеет минимальную продолжительность. Может, есть вариант еще с меньшей стоимостью и меньшей продолжительностью и как его найти?

2. Качество и количество ресурсов (трудовые ресурсы, машины и механизмы) по-разному влияют на продолжительность и стоимость реализации проекта. Изменение количества машин и механизмов меньше влияет, чем изменение количества трудовых ресурсов. При достаточном количестве трудовых ресурсов продолжительность будет определяться затратами машинного времени, а при недостаточном (против рекомендуемого ДБН) количестве трудовых ресурсов оно будет определять продолжительность и стоимость.

3. При ориентации проекта на соблюдение или сокращение продолжительности необходимо остановиться на трех важных моментах. Во-первых, на выборе метода выполнения работ не только технически правильного, но и требующего минимального времени, а может и стоимости. Во-вторых, на увеличении количества трудовых и технических ресурсов, количества смен или того и другого. В-третьих, на улучшение организации и управления.

4. Существующая традиционная методология организационно-технологической подготовки (разбивка на захватки, построение сетевого графика) не позволяет решать вышесформированные задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. ДБН Д.1.1.-2000. Правила определения стоимости строительства. - К: Укрархбудшформ, 2002. - 115 с.

2. ДБН А.3.1-5-2001. Оргашза^я будiвельного виробництва. - К: Укрархбудшформ, 2002. - 152 с.

3. ДБН Д.2.2.-2000. РЭСН. - К: Укрархбудшформ, 2000. - 123 с.

Стаття надмшла до редакцп 19.11.2007 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2007, № 4(24)

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.