Научная статья на тему 'Влияние органической присадки к дизельному топливу на снижение дымности и выброс твердых частиц с отработавшими газами двигателя'

Влияние органической присадки к дизельному топливу на снижение дымности и выброс твердых частиц с отработавшими газами двигателя Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Шкаликова В. П., Митин М. А.

Приводятся результаты рабочего процесса дизеля 8ЧН 130/140 при работе на топливе с добавкой вторичного продукта с присадкой карбамида по сравнению с работой двигателя на обычном дизельном топливе. Испытания показали, что выброс твёрдых частиц с отработавшими газами уменьшается, а дымность падает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Шкаликова В. П., Митин М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Organic Additive to Diesel Fuel to Reduce Amount Carbon Black and Hard Particless With Engine out Gases

The article examines problem of use organic additive to diesel fuels as a method of reducing amount of carbon black and hard particles with engine going out gases.

Текст научной работы на тему «Влияние органической присадки к дизельному топливу на снижение дымности и выброс твердых частиц с отработавшими газами двигателя»

78

Вестник РУДН, сер. Инженерные исследования, 2001, № 1, с. 78-79

УДК.621.436.629.

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРИСАДКИ К ДИЗЕЛЬНОМУ ТОПЛИВУ НА СНИЖЕНИЕ ДЫМНОСТИ И ВЫБРОС ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ ДВИГАТЕЛЯ

В.П.Шкаликова, М.А.Мигин

Кафедра Комбинированных ДОС Российского университета дружбы народов Россия, 117198 Москва, ул. Миклухо-Маклая, б,

Приводятся результаты рабочего процесса дизеля 8ЧН 130/140 при работе на топливе с добавкой вторичного продукта с присадкой карбамида по сравнению с работой двигателя на обычном дизельном топливе. Испытания показали, что выброс твёрдых частиц с отработавшими газами уменьшается, а дымность падает.

Современные ГОСТ 305-82 и ТУ на дизельные топлива не указывают на содержание в своем составе легкого газойля каталитического крекинга, состоящего преимущественно из большого количества ароматических углеводородов. Этот вторичный продукт является главным виновником увеличения в отработавших газах твердых частиц, в том числе альдегидов, кетонов и полициклических соединений, вредно влияющих на здоровье человека. Так, акролеин, являющийся альдегидом, вызывает сильное раздражение верхних дыхательных путей и воспаление слизистых оболочек глаз. Наибольшую опасность для здоровья человека из полициклических ароматических углеводородов представляет бенз(а)пирен. Накапливаясь до критических концентраций в организме человека, он вызывает раковые заболевания.

Выделение сажи с отработавшими газами само по себе безобидно, но на её поверхности могут аккумулироваться вредные вещества, в том числе и бенз(а)пирен. Кроме бенз(а)пирена по степени вредности влияния на здоровье человека относят еще бенз(а)антрацен, дибензантрацен и некоторые другие. Поэтому в настоящее время за рубежом и в России обращают большое внимание на дымность и выброс твердых частиц с отработавшими газами дизеля, поскольку в мире все большее количество автомобилей снабжается двигателями с воспламенением от сжатия, то есть дизелями, как наиболее экономичными двигателями.

Известно, что наиболее эффективным фактором, снижающим дымность и выброс твердых частиц, является применение металлоорганических присадок, а эффективность действия таких присадок связана с количеством и характером воздействия на окислительные процессы металлов, в них содержащихся. Однако применение их в топливе повышает его зольность, ограниченную ГОСТ 305 -82 до 0,01%.

Однако многие органические соединения, в том числе и карбамид, содержащий в молекуле две аминные группы, но не имеющий в своем составе металла, обладают способностью уменьшать количество продуктов неполного сгорания. Являясь нестойкими соединениями, органические присадки способны распадаться на активные радикалы. Так, карбамид содержит две аминные группы №12, активно атакующие межуглеродные связи углеводородов. Процесс распада такой присадки начинается ещё в предпламенный период, интенсифицируя процесс окисления углеводородов топлива при низких температурах. Самое большое количество несгоревших углеводородов выделяется при пуске и малых нагрузках дизеля. Уменьшение этого выброса зависит от активности присадки и её способности активизировать процесс окисления углеводородов топлива. Кроме того, вероятно, чгго аминные группы карбамида диспергируют сажистые частицы, внедряясь в них, и вступая с ними в химические реакции. Это приводит к разрыхлению сажи, что способствует лучшему проникновению кислорода внутрь конгломератов сажи.

Дымность (К%) отработавших газов и выброс твердых частиц на установившихся режимах работы дизеля 8ЧН 130/140 в зависимости от содержания в топливе ароматических углеводородов и присадки карбамида при п=2000 мин"* представлены в таблице 1.

Шкалшова В.П., Митин М.А. Влияние.

79

Таблица 1

Дизельное топливо Ароматические углеводороды Присадка карбамида, % К, % Кмин, % Кмакс, % Выброс тв. частиц. г/кВт-ч

Базовое топливо (ДГ) 8 — 6 5 35 0.048

ДТ+25%Ар.Угл. 33 - 11 9 47 0,082

ДГ+25%Ар.Угл. + 0,2% карбамида 33 0,2 8 6 38 0,051

ДТ+25%Ар.Угл. + 0,5% карбамида 33 0,5 5 5 34 0,046

Являясь инициатором воспламенения, присадка карбамида интенсифицирует процесс окисления на всех режимах работы дизеля. Следует отметить, что в сравнительных испытаниях дизеля 8ЧН 130/140 все смесевые топлива с добавкой 25% ароматических углеводородов отличались по своему составу только добавкой карбамида. Регулировка топливной аппаратуры была настроена на работу двигателя на дизельном топливе и была постоянной. Исходные цетановые числа всех дизельных топлив были равны 45 единицам. Однако добавка присадки увеличивала цетановое число, что уменьшало период задержки воспламенения. При одинаковой регулировке топливной аппаратуры это приводило к снижению Pz и, следовательно, мощности. Такая интенсификация окисления снижает количество твердых частиц в отработавших газах за счет снижения количества недоокислевшихся углеводородных соединений. Особенно это касается удельного выброса твердых частиц (г/кВт-ч).

При работе дизеля на топливе с присадкой, являющейся инициатором воспламенения, требуется обязательная перерегулировка топливной аппаратуры двигателя, связанная с уменьшением угла опережения впрыска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чулков П.В. Моторные топлива: ресурсы, качество, заменители. Справочник.

М.:"Политехника", 1998. - 416с.

2. Данилов А.М. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. - М.: Химия, 1996. - 232с.

3. Лазарев Д.В., Шкаликова В.П. Применение спиртовых растворов металлоорганических присадок в дизельном топливе.// Актуальные проблемы теории и практики инженерных исследований. Сб. науч. тр. - М.: Машиностроение, 1999. - С. 134 - 137.

INFLUENCE OF ORGANIC ADDITIVE TO DIESEL FUEL TO REDUCE AMOUNT CARBON BLACK AND HARD PARTICLESS WITH ENGINE OUT GASES.

V.P.Shkalikova, M. A. Mitin

Russian Peoples’ Friendship University Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, 117198, Russia

The article examines problem of use organic additive to diesel fuels as a method of reducing amount of carbon black and hard particles with engine going out gases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.