Научная статья на тему 'Влияние органических поверхностно-активных веществ на ресурс прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры'

Влияние органических поверхностно-активных веществ на ресурс прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
227
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
РЕСУРС / ПРЕЦИЗИОННЫЕ ПАРЫ / ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / АДГЕЗИЯ / РАПСОВОЕ МАСЛО / RESOURCE / PRECISION STEAMS / SURFACE-ACTIVE SUBSTANCES / ADHESION / RAPEOIL

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Быченин Александр Павлович, Володько Олег Станиславович

Освещены теоретические предпосылки улучшения режима трения в прецизионных парах дизельной топливной аппаратуры применением смесевого минерально-растительного топлива, содержащего органические ПАВ. Приведены результаты исследования влияния концентрации рапсового масла на коэффициент трения в соединениях и ресурс плунжерных пар.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Быченин Александр Павлович, Володько Олег Станиславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF ORGANIC SURFACE-ACTIVE SUBSTANCES ON A RESOURCE OF PRECISION PAIRS DIESEL FUEL EQUIPMENT

In article lit theoretical premiseses improvements of the mode of friction in pairs of the diesel fuel equipment by using mixed mineral-vegetable fuel, containing organic superficially-active material. The Broughted results of the study of the influence to concentrations vegetable oil on factor of friction in interfacing and resource plungers.

Текст научной работы на тему «Влияние органических поверхностно-активных веществ на ресурс прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры»

10. Михин, Н.П. Наблюдение аномально быстрого диффузионного процесса в твердых растворах 3Не-4Не вблизи ОЦК-ГПУ перехода / Н.П. Михин, А.Н. Полев, Э.Я. Руданский // Письма в ЖЭТФ. — Т. 73. — Вып. 9. — С.531-535.

11. Решение о выдаче патента РФ по заявке № 2007101061 от 08.01.2007. Способ ускоренной цементации

стальных деталей / Л.А. Голдобина, В.П. Гусев, Г.Ф. Мок-шанцев, П.С. Орлов, В.С. Шкрабак.

12. Семенова, Л.М. Химико-термическая обработка стали 20Х в условиях циклического изменения температуры / Л.М. Семенова, С.В. Семенов, С.Н. Крайнова // Материаловедение и химико-термическая обработка металлов. — 2003. — № 1. — С. 3-7.

УДК 620.179.112/075.8/

А.П. Быченин, канд. техн. наук, доцент О.С. Володько, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Самарская государственная сельскохозяйственная академия»

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТНО-АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ НА РЕСУРС ПРЕЦИЗИОННЫХ ПАР ДИЗЕЛЬНОЙ ТОПЛИВНОЙ АППАРАТУРЫ

Развитие современной сельскохозяйственной техники характеризуется повышенными требованиями к качеству машин, напрямую связанному с долговечностью их пар трения. Актуальной является задача совершенствования существующих технологий ремонта, технического обслуживания и повышения ресурса деталей машин на базе последних разработок в области триботехнологий, позволяющих в значительной мере повышать надежность узлов и агрегатов машин за счет управления процессами в зонах трения.

На большинстве с.-х. предприятий РФ применяются гусеничные и колесные тракторы различных тяговых классов, оснащенные дизельными двигателями. Многочисленные исследования показали, что до 70...80 % отказов машин происходит из-за износа узлов трения. Наибольшему отказу подвержены прецизионные детали топливной аппаратуры (до 54 %) [1]. Наиболее частыми дефектами ТНВД и форсунок являются соответственно заклинивание и износ плунжера, зависание иглы распылителя и разгерметизация нагнетательного клапана по запирающему конусу [1].

Рациональным способом повышения ресурса прецизионных пар топливной аппаратуры является снижение изнашивания сопрягаемых деталей. Такого эффекта можно добиться несколькими способами:

• увеличением твердости плунжера и втулки;

• улучшением фильтрования топлива;

• повышением смазывающей способности топлива.

С точки зрения простоты применения, наиболее перспективным является последний способ. В работе Н.И. Итинской [2] сказано о положительном влиянии увеличения вязкости топлива на уменьшение величины изнашивания прецизионных пар.

В то же время чрезмерное увеличение вязкости ведет к нарушению работы топливной аппаратуры. Повысить смазывающую способность можно применением альтернативных видов топлива биологического происхождения, в частности, на основе рапсового масла.

В рапсовом масле в значительных количествах содержатся органические кислоты (2.4 % пальмитиновой кислоты, до 1 % стеариновой кислоты, 15.60 % олеиновой кислоты, 15.20 % линолевой кислоты, в зависимости от сорта), которые являются поверхностно-активными веществами, способными вступать в реакцию с адгезионными связями молекул и атомов, расположенных в поверхностных слоях деталей машин с последующим образованием защитной демпферной пленки. Плунжерные пары дизельной топливной аппаратуры являются примером соединения, в котором смазывание осуществляется за счет дизельного топлива, поэтому добавление в его состав органических ПАВ оказывает существенное влияние на режим смазывания.

Процесс трения в соединении в присутствии поверхностно-активных веществ характеризуется наличием граничного слоя, состоящего из пространственно-ориентированных молекул. Этот слой может быть как моно-, так и полимолекулярным. Образовавшаяся на поверхности твердого тела адсорбционная пленка обладает весьма ценными свойствами. По данным [3], монослои карбоновых кислот обладают истинной упругостью формы и механической прочностью. Такие слои представляют наибольший технический интерес. На рис. 1 представлена схема взаимодействия адсорбционных слоев в соединении при сдвиге (а, б, в) и при сжатии (г, д).

Рассмотрим процесс взаимодействия абразивной частицы с поверхностями деталей прецизионной пары дизельной топливной аппаратуры в при-

7777777771

У///////////////Ш

б

сти; — предел текучести материала; в — пьезокоэффициент, характеризующий увеличение прочности на срез от нормального давления; ^кин — глубина внедрения абразивной частицы; Лвн — радиус внедряющегося выступа.

Величина —— + в — адгезион-

сО§

ная составляющая коэффициента трения, а величина 0,4

К

г д

Рис. 1. Схема взаимодействия адсорбционных слоев

сутствии демпферной пленки из поверхностно-активных веществ.

При вращательном движении абразивной частицы в зазоре прецизионной пары слой поверхностно-активных веществ (жирных кислот рапсового масла) на поверхностях трения оказывает смягчающее действие на абразивную частицу, в результате чего снижается глубина внедрения неровностей абразива в материал детали. Происходит деформация сдвига адсорбированного молекулярного слоя и часть энергии воздействия абразивной частицы тратится на преодоление сопротивления защитной пленки.

При скольжении абразивной частицы в зазоре происходит деформация сдвига молекулярного защитного слоя и воздействие зерна абразива на поверхность трения снижается.

Учитывая предыдущие примеры, можно сказать, что вероятность возникновения третьего случая — закрепления абразивного зерна на неподвижной поверхности — снижается вследствие противодействия демпфирующей пленки внедрению частицы в материал детали на достаточную для закрепления глубину, так как сопротивление демпфирующей пленки сжатию максимально.

По данным некоторых литературных источников [1], поверхность абразивной частицы также может служить поверхностью адсорбции. В этом случае за счет образования пленки ПАВ увеличиваются геометрические размеры частицы, и такая частица либо будет отсеяна в фильтре тонкой очистки, либо не поместится в зазор прецизионной пары, что приведет к снижению износа деталей.

Для пластического контакта коэффициент трения рассчитывают по формуле [1]

К

— его

(1)

где т0-зей; с

/ = — + Р + 0,4'К ^ V *вн

предел прочности на срез адгезионных свя-коэффициент формы единичной неровно-

деформационная составляющая.

Из формулы (1) можно выразить глубину внедрения частицы

Ккин = 6,25Квн

/ ( \ \

К - +в

V V с°0 У )

(2)

Согласно (2), глубина внедрения частицы в поверхность трения зависит от коэффициента трения и формы абразивной частицы.

При добавлении рапсового масла в топливо коэффициент трения в соединении снижается, следовательно, должна уменьшаться йкин, так как на форму абразивной частицы рапсовое масло не влияет. Поэтому можно сделать вывод: снижение коэффициента трения при абразивном взаимодействии происходит за счет уменьшения глубины внедрения частицы в поверхность металла в результате образования на поверхности трения демпфирующей пленки из молекул органических ПАВ.

Износ поверхности трения в процессе абразивного изнашивания прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры представим в виде функции

(3)

где I — объемный износ поверхности трения, мм3; Т — время работы соединения, ч; V — объем материала, удаленного одной абразивной частицей, мм3; п — количество абразивных частиц, проходящих через соединение в единицу времени, шт./ч.

Здесь V зависит от глубины внедрения абразивной частицы в поверхность трения.

Характерны два случая внедрения абразивной частицы в поверхность трения:

• частица под давлением внедряется в поверхность трения, происходит пластическая деформация (рис. 2а);

• частица под давлением внедряется в поверхность трения и перемещается, оставляя царапину (рис. 26).

При этом принимаем следующие ограничения:

• абразивная частица имеет форму шара со сферической поверхностью внедрения;

• объемный износ равен объему внедренной части абразивной частицы;

• внедрение абразивной частицы является постоянным на всем пути ее перемещения. Рассмотрим первый случай.

Объем внедренной части абра-

3

зивной частицы, мм , можно рассчитать по формуле

R - H

3

(4)

V /

где Я — радиус внедряемой частицы, мм; Н — высота внедренной части, мм.

I /

-#■

Рис. 2. Схема внедрения абразивной частицы в поверхность трения

Приняв Н = ^ин, запишем формулу (4) в виде h

V = Пки

R--

мм.

(5)

Запишем выражение для определения изно-

3

са, мм ,

i = xVnT,

где х — коэффициент пропорциональности.

Подставив в (б) выражение (5), получим h„

(б)

i = xnT nhv

R--

мм3.

(7)

Для пластического контакта коэффициент трения рассчитывают по формуле (1), из которой можно выразить значение глубины внедрения частицы

Кин = 6,25Rb:

/ / \ \

/ - +р

V V С°0 ) )

2

(8)

Таким образом, зависимость (8) показывает, что глубина внедрения частицы в поверхность трения зависит от коэффициента трения, определяемого смазочным материалом, и формы абразивной частицы.

В условиях постоянного смазывания поверхностей трения смесевым минерально-растительным топливом поверхностные адгезионные связи вступают в реакцию с поверхностно-активными частицами органического происхождения, поступающими в смазочную среду из рапсового масла, в результате чего образуется демпферная пленка. Эта пленка будет препятствовать адгезионному контакту трущихся поверхностей, следовательно, адгезионной составляющей можно пренебречь.

Отсюда

Йкин = 6,25/ мм- (9)

Подставим (9) в (7) и после ряда преобразований получим

i = 122,656xnTB?fA(1 - 2,08/2), мм3. (10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Преобразуем выражение (10), введя коэффициент

i = У/4(1 — 2,08/2), мм3, (11)

где = 122,656xnTR3, мм3.

Коэффициент ^1 характеризует влияние на параметры трения геометрических размеров абразивных частиц, их количество, попадающее в соединение в единицу времени, и время работы соединения.

Аналогично рассмотрим второй случай (рис. 26), представив суммарный износ от внедрения частицы и ее перемещения с образованием царапины в виде

i = i1 + i2, (12)

где ij = (1 - 2,08/2), мм3 — износ при внедрении ча-

стицы в поверхность трения и пластической деформации; i2 — износ при перемещении частицы с образованием царапины.

После ряда преобразований суммарный износ от внедрения частицы в поверхность трения и ее перемещения с образованием царапины выражен формулой

i = /4[^(1 - 2,08/) + ¥/4], мм3.

(13)

Коэффициент

трения

Концентрация рапсового масла, %

----- Смесевое топливо с добавлением 0,025 % абразива по массе

Смесевое топливо с добавлением 0,05 % абразива по массе

___— Смесевое топливо с добавлением 0,1 % абразива по массе

-----Смесевое топливо с добавлением 0,15 % абразива по массе

Рис. 3. Зависимость коэффициента трения в соединении от концентрации рапсового масла и абразивных частиц

Коэффициент характеризует влияние на параметры трения геометрических размеров абразивных частиц, их количество, попадающее в соединение в единицу времени, и время работы соединения при движении абразивных частиц в соединении, сопровождающемся микрорезанием.

Из формул (1) и (13) видно, что на величину износа соединения влияют не только условия работы деталей (количество и размер частиц, время работы), но и условия смазывания соединения.

С целью сравнительной оценки смазывающей способности смесевых видов топлива различных составов был определен коэффициент трения в паре сталь-сталь. Поверхность образцов была обработана до шероховатости, соответствующей 11 клас-

су, с целью имитации поверхности трения деталей прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры. Как видно из графиков (рис. 3), добавление рапсового масла в состав смесевого топлива приводит к значительному снижению (до 10.15 %) коэффициента трения. Данный эффект наблюдается также и при значительном содержании в топливе абразивных примесей.

Анализируя зависимости, представленные на рис. 3, можно сделать вывод, что добавление в состав смесевого минерально-растительного топлива до 30 % по объему рапсового масла приводит к снижению коэффициента трения при смазывании сме-севым минерально-растительным топливом в отсутствии абразива — с 0,127 до 0,1, что свидетельствует о лучшей смазывающей способности смесевого топлива. При наличии в смесевом минерально-растительном топливе абразивных частиц в количестве 0,15 % по массе коэффициент трения снизился с 0,21 до 0,16.

Ресурсные испытания плунжерных пар позволили установить, что срок службы соединения при использовании смесевого минерально-растительного топлива увеличился на 1252 ч по сравнению с дизельным топливом, или в 1,27 раза.

Отсюда следует вывод: присутствие в смесевом топливе органических поверхностно-активных веществ приводит к улучшению режима трения и снижению величины износа поверхностей деталей прецизионных пар дизельной топливной аппаратуры.

Список литературы

1. Быченин, А.П. Повышение ресурса плунжерных пар топливного насоса высокого давления тракторных дизелей применением смесевого минерально-растительного топлива: дис. ... канд. техн. наук. — Пенза.: ПГСХА, 2007. — 173 с.

2. Итинская, Н.И. Справочник по топливу, маслам и техническим жидкостям / Н.И. Итинская, Н.А. Кузнецов. — М.: Колос, 1982. — 208 с.

3. Ахматов, А.С. Молекулярная физика граничного трения / А.С. Ахматов. — М.: Физматгиз, 1963. — 472 с.

УДК 621.78:621.8

Р.Н. Сайфуллин, канд. техн. наук, доцент

В.С. Наталенко, аспирант

И.Р. Гаскаров, канд. техн. наук, доцент

ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»

СВОЙСТВА АРМИРОВАННЫХ СПЕЧЕННЫХ ЛЕНТ

С

печенные порошковые ленты обычно приме- новлении изношенных деталей машин. Проведен-

няются в качестве упрочняющих наплавоч- ные исследования направлены на изучение тех-

ных материалов и фильтров, менее изученным нологических свойств армированных спеченных

является использование данных лент при восста- лент, применяющихся для восстановления изно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.