Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ'

ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
204
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ / УЛУЧШЕНИЕ / ИМИДЖ КИТАЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юй Хунянь

Проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине несомненно улучшило национальный имидж Китая. Это событие вошло в историю и позволяет улучшать имидж Китая и дальше. Проведение Олимпийских игр повлияло не только на средства массовой информации, но и на глобальное культурное развитие в мире. Данное исследование предполагает рассмотрение материалов печатных СМИ Республики Беларусь о проведении Олимпийских игр в Пекине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ»

3 К О Н О М И

4 Е С К И Е

НАУКИ

УДК 330.3

Хунянь Юй

ВЛИЯНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР НА ФОРМИРОВАНИЕ ИМИДЖА СТРАНЫ

Проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине несомненно улучшило национальный имидж Китая. Это событие вошло в историю и позволяет улучшать имидж Китая и дальше. Проведение Олимпийских игр повлияло не только на средства массовой информации, но и на глобальное культурное развитие в мире. Данное исследование предполагает рассмотрение материалов печатных СМИ Республики Беларусь о проведении Олимпийских игр в Пекине.

Ключевые слова: Олимпийские игры, улучшение, имидж Китая, исследование, печатные СМИ, Республика Беларусь.

Проблема формирования позитивного имиджа Китая при событии проведения Олимпийских игр. Эта тема вызвала закономерный интерес научного сообщества, что обусловило появление большого числа публикаций, активизацию работы конференций, круглых столов, других форумов.

Проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине несомненно улучшило национальный имидж Китая. Это событие вошло в историю и позволяет улучшать имидж Китая и дальше. Хотя Олимпийские игры уже прошли, но Китаю и дальше будет уделяться внимание средствами массовой информации. И, в ближайшие несколько лет, Пекин и Китай будут находиться в центре внимания средств массовой информации. Проведение Олимпийских игр повлияло не только на средства массовой информации, но и на глобальное культурное развитие в мире.

Олимпийские игры относятся к наиболее влиятельным международным событиям. К городу и стране, которые принимали или будут принимать Олимпийские игры, привлекается большое внимание различных средств массовой информации. В момент сообщения информа-

© Хунянь Юй, 2012.

ции о спортивных состязаниях, далеко за пределы Китая распространялась различная информация об этой стране и о ее жителях.

Средства массовой информации Республики Беларусь активно освещали проходившие в Китайской Народной Республике (КНР) 29 Олимпийские игры. Информация по этой тематике появлялась в местных и республиканских периодических изданиях, на радио и телевидении. Данное исследование предполагает рассмотрение материалов печатных СМИ Республики Беларусь о проведении Олимпийских игр в Пекине. В исследовании использовались газеты «СБ. Беларусь Сегодня», «Комсомольская правда в Беларуси», «Прессбол», в которых достаточно широко освещались Олимпийские игры в Пекине. В исследовании был произведен анализ всех статей перечисленных изданий за период с августа 2006 г. по декабрь 2008 г., где упоминалась КНР и его жители. Проанализировав количество материалов, их заголовки, жанры, стили, мы получили образ Китая, представленный в этих СМИ.

Современная газета «СБ. Беларусь Сегодня» существует на территории Беларуси с периода СССР и называлась в то время - «Советская Белоруссия». Сегодня она является одной из ведущих ежедневных общественно-политических газет Беларуси. Это динамичная, современная газета, которая предоставляет читателям самую разнообразную информацию. Периодичность издания - 5 раз в неделю, кроме воскресенья и понедельника, газета входит тиражом более 500 тысяч экземпляров [1].

«Комсомольская правда в Беларуси», сегодня представляет собой ежедневную газету-таблоид. В ней представлены свежие новости Беларуси, России и регионов, мира, СНГ. В издании широко используются различные рубрики: «Фото и видео», «Актуальные материалы», «Политика», «Экономика», «Общество», «Происшествия», «Культура», «Звезды». Сегодня газета занимает первое место по количеству читателей по России. В Беларуси тираж «Комсомолки» составляет 54670 экземпляров. Тираж издания на территории России и стран СНГ на 2008 год составил 35 миллионов экземпляров. За рубежом газета выходит тиражом один миллион экземпляров в 48-и странах мира. В Европе не уступает по тиражам и даже обгоняет такие русскоязычные издания, как «Аргументы и Факты», «Новое русское слово», «Известия» [2].

Газета «Прессбол» является самым популярным спортивным изданием Беларуси. Газета о белорусском спорте и спортсменах. Основными ее рубриками являются: «Новости», «Аналитика», «Легионеры», «Интервью», в издании представлены все виды спорта. Ее недельный тираж достигает 65 тысяч экземпляров [3].

В данной работе будет проанализировано, как указанные издания представляют образ КНР белорусским читателям. В работе в качестве основных единиц исследования выступили заголовки статей этих газет в период с августа 2006 г. до декабря 2008 г., в которых содержались слова и словосочетания «Китай», «китаец», «китайский народ», «олимпийский» и другие, которые семантически относится к Китаю.

Эмпирическая база исследования: периодические издания «СБ. Беларусь сегодня», «Комсомольская правда в Беларуси», «Прессбол» за указанный выше период, который можно условно разделить на три части: первая предшествует Олимпийским играм 2008 г. в Пекине, вторая -охватывает непосредственно период Олимпийских игр, третья - после окончания 29 Олимпиады вплоть до конца 2008 г.

Таблица 1

Статистика количества статей в исследуемых изданиях

«СБ. Беларусь Сегодня» «Комсомольская правда в Беларуси» «Прессбол»

08.2006 г.-07.08.2008 г. 167 206 119

Время проведения Олимпийских игр (08.80.2008-24.08.2008) 24 68 99

Завершение Олимпиады - конец (25.08.2008 г.-2008г.) 72 64 52

Всего 263 338 270

После проведения эмпирического исследования за необходимый период можно составить статистику, основные выводы которой: «СБ. Беларусь сегодня» - 263 статей о Китае, «Комсомольская правда в Беларуси» - 338 статей, «Прессбол» - 270 статей.

Очевидно, что у «Комсомольской правды в Беларуси» самое большое количество публикаций по исследуемой теме, являющаяся ведущим периодическим изданием СНГ, она оказывает огромное влияние на белорусских читателей. В то же время «Комсомолка» не является самостоятельным белорусским изданием, освещение некоторых событий отражает мнение России, а это, в свою очередь, может повлиять и на мнение белорусского читателя. В период Олимпийских игр в Пекине газета открыла специальную рубрику под названием «Новости из Пекина», в которой ежедневно в форме дневника освещались новости олимпиады.

Что касается «СБ. Беларусь сегодня», то стоит отметить, что количество статей по необходимой тематике и за время проведения Олимпийских игр совсем невелико - 24 публикации. После окончания олимпиады, их количество заметно возросло и составило 72 публикации.

«Прессбол» - это типичная спортивная газета. Это выражается в количестве публикаций: в течение олимпиады - 99 статьей (больше, чем у «Комсомольской правды в Белоруссии» и «СБ. Беларусь сегодня» вместе взятых за необходимый период). Если сравнивать «Комсомольскую правду в Беларуси» и «Прессбол», то у «Комсомольской правды в Беларуси» в течение Олимпиады 68 публикаций, после Олимпиады 64 статьей, а «Прессбол» опубликовал 99 и 52 статьи соответственно.

Исследование показывает, что с 25 августа 2008 г. до конца 2008 г. «СБ. Беларусь сегодня» в течение четырех месяцев публиковала 72 статьи о Китае, а с августа 2006 по август 2008 г. за два года вышло 167 публикаций.

С 25 августа 2008 г. до конца 2008 г. «Комсомольская правда в Беларуси» в течение четырех месяцев опубликовала 64 статьи о Китае, а с августа 2006 г. по август 2008г. в течение двух лет, вышло 206 статей.

С 25 августа 2008 г. до конца 2008 г. «Прессбол» в течение четырех месяцев опубликовал 52 статьи о Китае, а с августа 2006 г. по август 2008 г. - 119 статей.

Все вышеприведенные данные наглядно показывают, что с момента назначения Пекина столицей 29-х Олимпийских игр, КНР стала привлекать больше внимания мировой общественности. С момента открытия Игр количество сообщений с упоминанием Китая существенно увеличилось. Уже после церемонии закрытия Олимпийских игр в Пекине (25.08.2008 г.-31.12.2008 г.), «СБ. Беларусь сегодня» и «Комсомольская правда в Беларуси» почти каждые два дня печатали один материал о КНР. Если сравнивать с первым этапом (08.2006 г.-07.08.2008 г.), у «СБ. Беларусь сегодня» выход таких публикаций примерно - раз в 4-5 дней, у «Комсомольской правды в Беларуси» - раз в 3-4 дня. У «Прессбола» на третьем этапе количество сообщений в 2,5 раза меньше, чем на первом этапе.

Проводящиеся раз в четыре года, Олимпийские игры являются крупнейшей платформой международных спортивных достижений, так как в них участвуют почти все страны мира. 29 Олимпийские игры в Пекине стали важным шагом в развитии международного сотрудничества Китайской Народной Республики. Церемония открытия 29 Олимпийских игр, по заверениям экспертов, стала одной из самых пышных в истории Олимпиады, в этот день в церемонии открытия приняли участие более 80 глав государств.

Китай, как принимающая страна, создал для международных делегаций абсолютно все условия, чтобы зарекомендовать себя на международной арене. Внимание уделялось не только организации 29 Олимпийских игр, но и развитии инфраструктуры, строительстве спортивных объектов и сооружений, развитию сфер туризма и отдыха. Кроме того, гостям хотели показать обычаи местных жителей, а также сам город Пекин.

Церемония открытия 29 Олимпийских игр в Пекине продолжалась четыре часа. В ней гостям представили основные элементы исконной китайской культуры, что вызвало признание самих китайцев, а также восхищение и похвалу иностранных гостей. В четыре часа были вложены все пять тысяч лет развития китайской культуры.

Благодаря Олимпийским играм, Китай и китайская культура вновь завоевали всемирное признание, а сообщения об Олимпийских играх в Пекине содействовали лучшему пониманию традиционной китайской культуры. Человечество свидетельствовало современное возрождение великой древней нации, и мирное развитие страны с глубоким культурным наследием.

Создание имиджа государства является важной частью в проявлении «мягкой силы страны», которая через дипломатию, экономику, науку, культуру, выпускаемую продукцию, межличностное общение, СМИ и т.д., влияет на международную обстановку. В условиях глобализации важная особенность внешней политики любого государства заключается в использовании средств массовой информации, чтобы объяснить и содействовать интересам национальной идентичности и национальной репутации в международном сообществе.

В распространении культурных особенностей, одним из важных способов является освещение спортивных мероприятий - это быстрое и эффективное средство повышения имиджа государства. Обмен и сотрудничество в спорте могут происходить, несмотря на языковые, религиозные, политические и межкультурные различия. Поэтому, не оставляет сомнений, что спортивный образ государства является важной частью в формировании всего имиджа страны.

Библиографический список

1.ЫФ:/^Ь.ЬУ.

2.http://www.kp.by.

3.http://www.pressbaU.by.

ХУНЯНЬ ЮЙ - аспирант института журналистики Белоруского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.