УДК 159.96
Биссинг Наталья Алексеевна
Аспирант, Кемеровский государственный университет, [email protected], ORCID 00000003-0880-1091, Кемерово
влияние ольфакторных стимулов на эмоциональное состояние
Аннотация. В статье отражена проблема регуляции эмоционального состояния у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Разбираются различные трудности, с которыми встречаются дети, родители и педагоги в образовательном и социально-культурном пространстве. Рассматривается диагностика, которая позволила сопоставить ольфакторные стимулы с эмоциональными реакциями ребенка. Цель статьи -изучить влияние ольфакторных стимулов на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Методология. Исследование базируется на концепции зоны ближайшего развития Л. С. Выготского: индивидуально подобранные ольфакторные стимулы будут той самой небольшой помощью, которая является ключевой в концепции зоны ближайшего развития, ведь концепция формирования зоны ближайшего развития ориентирована не только на человеческий фактор, но и на предметы и условия, созданные человеком для развития ребенка.
Психолого-педагогические условия, основанные на ольфакторных стимулах, в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ корректируют эмоциональное состояние ребенка в положительную сторону, при этом время на регуляцию эмоционального состояния значительно уменьшается.
В заключении делаются выводы об успешности эксперимента, который доказывает, что эмоциональное состояние ребенка с ОВЗ возможно положительно настроить с помощью индивидуально подобранных ольфакторных стимулов.
Ключевые слова: ольфакция, эмоциональное состояние, ольфакторные стимулы, индивидуальный подход, эмоции, психолого-педагогические условия.
Постановка проблемы. Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) трудно регулировать свое эмоциональное состояние. Родители детей с ОВЗ часто сталкиваются с нежеланием ребенка посещать многочисленных врачей, логопедов, дефектологов, психологов и других специалистов. Психологическая помощь иногда просто не в состоянии решить проблему, так как посещение данного специалиста так же затруднено. Регуляция эмоционального состояния ребенка с ОВЗ посредством ольфакторных стимулов, которые не включают в себя человеческий фактор, так как это вызывает трудности, является одним из способов решения этой проблемы.
Цель статьи: изучить влияние ольфак-торных стимулов на регуляцию эмоцио-
нального состояния детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Теоретический анализ проблемы.
Достижение цели предполагает решение следующих задач: провести теоретический анализ соотношения ольфакторных стимулов с базовыми эмоциями, проанализировать классификации запахов, описать ольфакторные стимулы как условия регуляции эмоционального состояния.
Для этого нами применялись следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; анализ реального коррекцион-ного процесса в дошкольном учреждении; обобщение; моделирование.
Методологическую основу исследования составляет концепция зоны ближай-
шего развития Л. С. Выготского [5]. Концепция зоны ближайшего развития дала опору многим научным исследованиям, углубленно изучали эту тему такие ученые, как А. Я. Иванова, Г. А. Варданян, Н. А. Белопольская, Е. Е. Кравцова и др. Обонятельной системой как зоной ближайшего разития интересовалась Мария Монтессори, в своей школе она развивала чувства обоняния у детей с помощью баночек с запахом. В наше время ольфакторной системой занимаются такие ученые, как Н. Д. Линде, В. В. Мамцева, Е. В. Куш-неренко, А. С. Батуева, А. А. Хихканина, Т. В. Медведева, Е. М. Мартынова, Е. Н. Лебедева, С. В. Морозова, Ю. М. Овчинников, John E. Moore, а результаты исследований Т. Н. Березиной [4], О. А. Герасимовой [6], А. А. Могилиной [8] также включены в методологическую основу нашего исследования. Изучение ольфакторной системы в рамках дефектологии и педагогической психологии, по нашему мнению, является обоснованным, так как с помощью предложенных нами условий для ребенка откроются новые зоны ближайшего развития.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ольфакторные стимулы, с которыми мы встречаемся каждый день, влияют на наше эмоциональное состояние, и если эти же стимулы дифференцировать и продиагностировать на то, какие эмоции они вызывают, то, используя их в нетипичной ситуации, можно вызвать те же самые эмоциональные реакции. Применение индивидуально подобранных, положительно ассоциирующихся ольфактор-ных стимулов на коррекционном занятии дает возможность регулировать эмоциональное состояние ребенка, что может дать значительную динамику для его развития.
По данным ЮНЕСКО на сегодняшний день насчитывается более 500 млн людей с моторными, интеллектуальными или сенсорными нарушениями. Они чаще других сталкиваются с физическими и социальными барьерами, которые не позволяют
им полноценно жить в обществе, а также препятствуют их активному участию в развитии социума. Важность соблюдения социально-культурных норм и регуляция эмоционального состояния актуальна не только для детей с ограниченными возможностями, но и для нормы, но дети с ОВЗ, конечно, являются в этом смысле наиболее уязвимой группой. Так же родители детей с ОВЗ имеют проблемы с эмоциональной сферой, у многих наблюдается «дезадаптация эмоций» [2, с. 116].
При каком-либо нарушении коррекция занимает длительное время и человек устает от регулярного лечения. «Процесс гуманизации современного общества в сфере специального образования характеризуется признанием безусловной ценности жизни человека с ограниченными возможностями здоровья и выражается в создании оптимальных условий для его развития» [1, с. 28]; ольфакция может стать таким условием. В процессе психолого-педагогической работы ребенок задействует разные органы чувств, большую нагрузку получает зрительный анализатор и слух, осязательные чувства также довольно часто участвуют в процессе, но редко в работе с ребёнком задействуется орган обоняния, хотя замечено, что при акценте на этот анализатор у детей наблюдается более выраженная включенность в деятельность и повышение мотивации.
У детей дошкольного возраста с ОВЗ наблюдается искажение эмоциональной сферы. Регуляция эмоционального состояния даст возможность ребенку с ОВЗ социализироваться в обществе, и ольфакторные стимулы могут повлиять на это. Для регуляции эмоционального состояния необходимо индивидуально подходить к каждому ребенку и выявлять его ольфакторно-эмо-циональные предпочтения. Запах вызывает у каждого человека определенные реакции организма.
Применяя ольфакторную информацию в дополнение к учебной при занятиях с ре-
бенком с ОВЗ, мы стараемся дать как можно больше положительных эмоций. Оль-факторная информация является одним из первичных сигналов, который получает организм в процессе деятельности.
Применение ольфакторной информации в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья на занятиях несет за собой дополнительный способ для оптимизации деятельности педагогов и дефек-тологов.
Перед занятиями с ребенком необходимо провести подробную консультацию с родителями, которые обязательно должны ответить на вопрос о наличии аллергии у ребенка и заполнить анкету.
В нашем исследовании приняли участие 14 детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Исследование проводилось в 3 этапа:
- на первом этапе исследования была проведена диагностика сопоставления оль-факторных стимулов и базовых эмоций;
- на втором этапе была проведена диагностика эмоциональных реакций ребенка на коррекционных занятиях без воздействия ольфакторных стимулов и с их применением с конкретной периодичностью;
- на третьем этапе была проверена проверка эффективности регуляции эмоциональных реакций с помощью ольфактор-ных стимулов.
Исследование проходило в течение пяти месяцев. Проводились диагностики измерения эмоционального состояния ребенка под влиянием ольфакторных стимулов и без них. В исследовании мы использовали классификацию запахов Вант-Гоффа и Ли Беля «стереохимическая теория», в которой выделяются семь базовых запахов [10].
Был применен метод химического воздействия. В качестве стимульного материала использовались листочки фильтровальной бумаги с нанесенным на нее образцом базового запаха: 1) цветочный запах; 2) фруктовый запах; 3) мятный запах; 4) едкий запах; 5) камфорный запах;
6) мускусный запах; 7) гнилостный запах.
Ольфакторные стимулы, которые мы использовали, не входят в перечень наркотических средств согласно абзацу 2 статьи 1 Федерального закона от 08 января 1998 г. N З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Также перед тем, как провести измерение эмоций ассоциативного ряда под влиянием ольфакторных стимулов, было проведено анкетирование о наличии аллергии у детей, по результатам которого только в одной анкете из 14 была выявлена аллергия на продукт питания. Данный аллерген не использовался в исследовании.
Диагностику прошли 14 детей старшего дошкольного возраста, на основе этого мы провели взаимосвязь между базовыми запахами и эмоциями. Т. Н. Березина в своем исследовании изучала взаимосвязь эмоций и базовых запахов у человека, в её эксперименте участвовало 28 человек, мужчин и женщин в возрасте от 18 до 30 лет [3].
После проведения диагностики сопоставления ольфакторных стимулов и эмоциональных реакций мы стали проводить занятия с детьми. С помощью полученных результатов мы попробовали поспособствовать регуляции эмоциональных состояний ребенка на занятии посредством ольфакторных стимулов. В регуляции эмоциональных состояний мы использовали только те ольфакторные стимулы, которые приносят положительные эмоции ребенку. «Эмоциональный фактор - основа процесса обучения» [8, с. 193]. Из базовых запахов (цветочных, фруктовых и мятных) для каждого ребенка был подобран индивидуальный ряд из конкретных ольфакторных стимулов (апельсин, персик, роза, лимон, розмарин, лаванда, ваниль, перечная мята, бытовые запахи и др.), которые использовались на занятии с ребенком с ОВЗ.
В процессе всего исследования занятия проводили одни и те же педагоги (логопед, психолог, воспитатель). Ребенок не сталкивался напрямую с ольфакторны-
ми стимулами, и запах был распределен в помещении с помощью листочков фильтровальной бумаги. Ольфакторные стимулы применялись на занятиях, которые проводились в трех разных помещениях. В процессе исследования: первую неделю ольфакторные стимулы не применялись, вторую - использовались и далее чередовалось. Диагностики на эмоциональное состояние применялись каждую неделю. Для исследования были подобраны 2 диагностики: методика, разработанная Е. Ф. Бажиным и А. М. Эткиндом (1985) на основе метода цветовых выборов М. Люшера (1948), и Линейная шкала эмоциональных реакций, разработанная Ж. Дейтеном и К. Дейчем. Результаты диагностик за все время были проанализированы, и после этого был произведен метод математико-статистической обработки данных по расчетам T-критерия Вилкок-сона. По результату полученное значение ТЭмп находится в зоне значимости. Можем сделать вывод о том, что регуляция эмоционального состояния с помощью ольфакторных стимулов у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ возможна.
В дальнейшем мы планируем разработать систему психолого-педагогических условий с использованием ольфакторных
стимулов для регуляции эмоционального состояния и методику обучения детей саморегуляции с использованием ольфактор-ных стимулов в повседневной жизни.
Заключение. Научная новизна и теоретическая значимость исследования охарактеризована ростом рождаемости детей с ОВЗ и необходимостью ускорить процесс коррекции для своевременной помощи ребенку. Ольфакторные стимулы являются психолого-педагогическими условиями для регуляции эмоционального состояния.
Результаты исследования могут быть положены в основу коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Обоняние для детей с ОВЗ несет в себе компенсаторную функцию. Ольфакторные стимулы могут влиять на эмоциональные реакции детей с ОВЗ при индивидуальном подходе. Если применять на занятиях ольфакторные стимулы, можно сэкономить время на непредвиденные ситуации, которые встречаются довольно часто. Ольфакторная информация влияет на эмоциональное состояние и тем самым помогает ребенку расслабиться, успокоиться и повысить мотивацию к занятию. Регуляция поведения ребенка на занятии отнимает много сил и времени, это самое время можно будет потратить на коррекционную работу или развивающие занятия с ребенком.
Библиографический список
1. Агавелян О. К., Агавелян Р. О., Рюмина Т. В. Современные исследования в коррекционной психологии и педагогике. - Новосибирск: СИЦ НГПУ «Гаудеамус», 2013. - 169 с.
2. Баева Д. В., Волошина Т. В. Адаптивная функция эмоций у родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями // Современные направления психолого-педагогического сопровождения детства: материалы научно-практического семинара. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015. - С. 115-118.
3. Березина Т. Н. Возникновение позитивных и негативных базовых эмоций под влиянием базовых запахов // Педагогика и психология образования. - 2011. - № 3. - С. 59-69.
4. Березина Т. Н. Обоняние и эмоции: монография. - М.: РИЦ МГГУ, 2009. - 245 с.
5. Выготский Л. С. Том 5. Основы дефектологии. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 353 с. -(Мир психологии)
6. Герасимова О. А. Социально-психологические характеристики ольфакторной самопрезентации личности: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - Ростов н/Д, 2003. - 22 с.
7. Мальгина Л. Ф. Эмоциональная устойчивость как средство формирования интеллектуальных способностей личности: на материале исследования подростков: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Новосибирск, 2009. - 23 с.
8. Могилина А. А. Особенности ольфактор-
ного восприятия информации об иммуногене-тическом статусе лиц раннего репродуктивного возраста: автореф. дис. ... канд. биол. наук. - Кемерово, 2013. - 19 с.
9. Пискун О. Ю. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития
глухих школьников // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15. - С. 188-200.
10. Harrison R. P., Knapp M. L. Toward and erstanding of nonverbal communication systems // Journal of communication. - 1972. - Vol. 22. -P. 339-352.
Поступила в редакцию 25.04.2018
Bissing Natalia Alekseevna
Aspirant, Kemerovo State University, [email protected] ORCID 0000-0003-0880-1091, Kemerovo
the influence of olfactory stimuli on emotional state
Abstract. The article reflects the regulation problem of emotional state of the children with disabilities. There are different difficulties that children, parents and teachers face in the educational and socio-cultural space. Current research examines the influence of olfactory stimuli on the emotional state of preschool age children with disabilities. Psychological and pedagogical conditions are based on the olfactory stimuli in the process of corrective work with the children with disabilities. These conditions correct the emotional state of the child in a positive way, while the time for the regulation of the emotional state is significantly reduced. Olfactory stimuli for each child are selected individually, but a small group of these stimuli causes the same emotions by many children.
Keywords: olfaction, emotional state, olfactory stimuli, individual approach, emotions, psychological and pedagogical conditions.
References
1. Aghavelyan, O. K., Agavelyan, R. O., Ryumina, T. A., 2013. Modern research in correctional psychology and pedagogy. Novosibirsk: SIC of the NGPU "Gaudeamus" Publ., 169 p. (In Russ.)
2. Baeva, D. V., Voloshina, T. V., 2015. Adaptive function of emotions in parents raising children with disabilities. Modern directions of psychological and pedagogical support of childhood materials of a scientific and practical seminar. Novosibirsk: NSPU Publ., pp. 115-118. (In Russ.)
3. Berezina, T. N., 2011. The emergence of positive and negative basic emotions under the influence of basic odors. Pedagogy and psychology of education, 3, pp. 59-69. (In Russ.)
4. Berezina, T. N., 2009. The sense of smell and emotions: a monograph Moscow: RIC MGGU Publ., 245 p. (In Russ.)
5. Vygotsky, L. S., 2000. Volume 5 Fundamentals of Defectology. Moscow: EKSMO-Press, 353 p. (The World of Psychology) (In Russ.)
6. Gerasimova, O. A., 2003. Socio-psycholog-ical characteristics of an olfactory self-presentation of a person. Cand. Sci. (Psychol.). Rostov on Don, 22 p. (In Russ.)
7. Malgina, L. F., 2009. Emotional stability as a means of forming intellectual abilities of the individual: on the material of the study of adolescents. Cand. Sci. (Psychol.). Novosibirsk, 23 p. (In Russ.)
8. Mogilina, A. A., 2013. Features of olfactory perception of information on the immunogenetic status of persons of early reproductive age. Cand. Sci. (Psychol.). Kemerovo, 19 p. (In Russ.)
9. Piskun, O. Yu., 2007. Psychological and pedagogical correction of emotional-volitional development of deaf students. Siberian Pedagogical Journal, 15, pp. 188-200. (In Russ.)
10. Harrison, R. P., Knapp, M. L., 1972. Toward and erstanding of nonverbal communication systems. Journal of communication, 22, pp. 339-352.
Submitted 25.04.2018