Научная статья на тему 'Влияние обучения в астма-школе на качество жизни у больных бронхиальной астмой'

Влияние обучения в астма-школе на качество жизни у больных бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
819
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ландышев Ю. С., Щербань Н. А., Лазуткина Е. Л.

Установлена практическая значимость изучения роли образовательных программ в улучшении качества жизни больных бронхиальной астмой. При этом повышение уровня качества жизни происходит преимущественно за счет коррекции психоэмоционального состояния и увеличения социальной активности пациентов. Основными факторами, оказывающими влияние на качество жизни у больных бронхиальной астмой, являются степень тяжести заболевания, социальное положение и пол.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ландышев Ю. С., Щербань Н. А., Лазуткина Е. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF A COURSE AT ASTHMA-SCHOOL ON THE QUALITY OF LIFE OF PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA

Practical value of educational programs in improving the quality of life of patients with bronchial asthma has been established. It has been found out that the improvement is mostly due to correction of the patients' psycho-emotional condition and increase in their social activity. The major factors influencing the quality of such patients' life are the severity of the disease, social status and gender.

Текст научной работы на тему «Влияние обучения в астма-школе на качество жизни у больных бронхиальной астмой»

2. Измерение и сравнение этих показателей в динамике может быть использовано в качестве дополнительного метода оценки функционального состояния ЩЖ.

3. Изменения венозного кровотока при диффузных заболеваниях ЩЖ менее значительны и поэтому не могут быть рекомендованы для использования в диагностическом процессе.

Литературы

1. Аметов A.C., Асаад М.А., Васильченко И.Г. // Актуальные проблемы современной эндокринологии: Мат-лы IV Всероссийского конгресса эндокринологов. СПб., 2001. С. 257.

2. Жарская И.М., Жарский С.Л., Басенко Н.В. и др. // Медицинская радиология и радиационная безопасность. 2003. Т.48. №4. С. 52-57.

3. Золотко Ю.Л. // Атлас топографической анатомии человека. Голова и шея. Ч. 1. М.: Медицина, 1964. С. 214.

4. Заболоцкая Н.В. // Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике / Под ред.

B.В.Митькова, М.В. Медведева. М.: Видар, 1996.

C. 371-395.

5. Калинин А.П., Лукьянчиков B.C., Нгуен Кхань // Проблемы эндокринологии. 2000. №4. С. 23-26.

6. Карпочев М.В., Скворцов А.Е., Лелюк В.Г. и др. // Эхография. 2003. №1. С. 106-112.

7. Касаткина Э.П., Шилин Д.Е., Пыков М.И. и др. // Ультразвуковая диагностика. 1996. Т. 15, №3. С. 50.

8. Петунина H.A. // Актуальные проблемы заболеваний щитовидной железы: Мат-лы II Российского тиреоидологического конгресса. М., 2002. С. 19-28.

9. Цыб А.Ф., Паршин B.C., Несгайко Г.В. // Ультразвуковая диагностика щитовидной железы. М.: Медицина, 1997. С. 260-288.

10. Федосеева Г.И., Озерова O.E., Базарова Э.Н. и др. // Вопросы эндокринологии. 1987. №11. С. 178.

И. Фадеев В.В. // Русский медицинский журнал. 2002. №11. С. 513-516.

□ □□

УДК 616.248

Ю.С. Ландышев, Н.А.Щербань, Е.Л. Лазуткина

ВЛИЯНИЕ ОБУЧЕНИЯ В АСТМА-ШКОЛЕ НА КАЧЕСТВО ЖИЗНИ У БОЛЬНЫХ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск

г 'f"'

Рост заболеваемости бронхиальной астмой (БА) вызывает серьезную обеспокоенность специалистов, занимающихся данной проблемой [1]. Хроническое прогрессирующее течение болезни, частый исход в инвалидизирующие формы, значительные медико-социальные затраты являются тяжелым бременем не только для самого больного, но и для общества в целом [3]. Б А является хроническим заболеванием, поэтому цель ее лечения состоит не только в купировании обострения, улучшении функции легких и уменьшении тяжести клинических симптомов, но и в адаптации больного к болезни [7]. Нормализация клинико-лабораторных показателей - это только одна из задач, которую нужно выполнить врачу. Основной целью лечения заболевания необходимо считать повышение качества жизни (КЖ) больного на фоне

положительного клинического течения БА [2, 6, 8]. КЖ является сложным и многогранным понятием. Согласно рекомендациям ВОЗ, определение "качества жизни" следует рассматривать как оценку человеком своего положения в обществе, с учетом культурных, ценностных особенностей данного общества, а также соотношение планов, целей и потребностей каждого конкретного человека с возможностью их реализации [4, 5].

Для того, чтобы в количественном отношении определить степень адаптации пациента к изменениям в социальной, физической и психологической сферах его жизнедеятельности, вызванных БА, разработаны специальные опросники по изучению КЖ. Существует два типа опросников — общие и специализированные. К общим опросникам относятся та-

кие, как SF-36 (Médical Outcomes Study Short Form), S1P (Sickness Impact Profile) и другие. Необходимо отметить, что с помощью этих опросников можно исследовать КЖ у больных с различными нозологическими формами [10, 11], а также у здоровых лиц. Разработаны специализированные опросники, такие как SGRQ (St.George's Respiratory Questionnaire), CRQ (Chronic Respiratory Questionnaire), AQLQ ( Asthma Quality of Life Questionnaires) и другие. Эти опросники высокочувствительны к изменениям КЖ у больных БА, как под воздействием различных видов терапии, так и с течением времени [9, 12].

Материалы и методы

Исследование КЖ проведено у 36 пациентов основной группы, обучавшихся в астма-школе. В контрольную группу были включены 34 больных БА, не проходивших обучение. Группу сравнения составили 27 здоровых респондентов. Для этого был выбран широко известный общий опросник для изучения КЖ SF-36 (Médical Outcomes Study Short Form).

Опросник SF-36 включает в себя 36 вопросов, касающихся 8 основных сфер жизнедеятельности:

1. PF (Physical Functioning) — физическая активность (возможность человека выполнять физическую нагрузку в течение дня).

2. RP (Rôle Physical) — роль физических проблем в ограничении жизнедеятельности (физическая способность человека выполнять свою профессиональную работу или работу по дому).

3. BP (Bodily Pain) — телесная боль (выраженность боли).

4. G H (General Health) — общее восприятие здоровья (субъективная оценка общего состояния здоровья).

5. VT (Vitality) — жизнеспособность (субъективная оценка настроения, энергичности, жизненных сил).

6. SF (Social Functioning) — социальная активность (эмоциональная и физическая способность общаться с другими людьми).

7. RE (Rôle Emotional) — роль эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (эмоциональная способность человека выполнять свою профессиональную работу или работу по дому).

8. МН (Mental Health) — психическое здоровье (субъективная оценка эмоционального состояния).

Для изучения непосредственного влияния БА на КЖ нами использовалась валидизированная в МАР1 русскоязычная версия специализированного опросника "Качество жизни больных бронхиальной астмой" (AQLQ), разработанного Е. Juniper (1992) и рекомендованного Международным консенсусом по астме. Опросник AQLQ является относительно небольшим и состоит из 32 вопросов, ответы на которые оценивают по 7-балльной шкале Ликерта, по которой 1 балл соответствует максимальному, а 7 баллов — минимальному изменению КЖ в сторону его ухудшения. В зависимости от того, какую сферу жизни затрагивают данные вопросы, они разделены на 4 категории:

Резюме

Установлена практическая значимость изучения роли образовательных программ в улучшении качества жизни больных бронхиальной астмой. При этом повышение уровня качества жизни происходит преимущественно за счет коррекции психоэмоционального состояния и увеличения социальной активности пациентов. Основными факторами, оказывающими влияние на качество жизни у больных бронхиальной астмой, являются степень тяжести заболевания, социальное положение и пол.

U.S. Landyshev, N.A. Scherban, E.L. Lazutkina

THE INFLUENCE OF A COURSE AT ASTHMA-SCHOOL ON THE QUALITY OF LIFE OF PATIENTS WITH BRONCHIAL ASTHMA

Amur State Medical Academy, Blagoveschensk Summary

Practical value of educational programs in improving the quality of life of patients with bronchial asthma has been established. It has been found out that the improvement is mostly due to correction of the patients' psycho-emotional condition and increase in their social activity. The major factors influencing the quality of such patients' life are the severity of the disease, social status and gender.

— выраженность основных симптомов бронхиальной астмы (12 вопросов) — обратный критерий;

— ограничение активности (И вопросов) — прямой критерий;

— эмоциональное состояние (5 вопросов) — обратный критерий;

— воздействие окружающей среды (4 вопроса) — обратный критерий.

Значение каждой категории находили как среднее арифметическое от всех ответов, полученных в данном разделе. Общее КЖ (прямой интегральный критерий) вычисляли как среднее арифметическое от всех 32 ответов.

Интерпретация результатов осуществлялась как с помощью статистической программы, так и с использованием минимального значимого различия (МЗР) балльных оценок опросника AQLQ, равного 0,5 балла. (Juniper, 1994). Изменение значений на 1 балл оценивалось как умеренно значимое для больного, а различия в 1,5 балла отражали значительные изменения КЖ пациента. Интервьюирование больных проводилось до обучения в астма-школе и через 1,5 года от начала исследования. Статистическая обработка данных осуществлялась при помощи программ Excel (Microsoft) и Statistica 6.0. (StatSoft Inc., 1984-2001).Определение значимых различий между двумя независимыми выборками проводилось по U-критерию Вилкоксона - Манна-Уитни. Для оценки значимости различий двух связанных совокупностей использовали парный критерий знаков Вилкоксона. Наличие связи между явлениями устанавливалось с помощью коэффициента ранговой корреляции Сиирмена (г). Полученные

результаты представляли как среднее ± ошибка средней (М±т).

Результаты и обсуждение

При проведении статистической обработки результатов опроса было выяснено, что до обучения в астма-школе КЖ больных основной и контрольной групп по всем шкалам достоверно не отличалось (р>0,27), но было значительно хуже, чем у здоровых респондентов (р<0,01), за исключением шкал ВР и ОН (р=0,27 и р=0,19 соответственно).

При повторном интервьюировании пациентов контрольной группы не было обнаружено достоверных изменений по большинству шкал опросника, кроме значительного снижения балльной оценки КЖ по шкалам УТ (р<0,0005), МН (р<0,002) и РР (р=0,026).

В основной группе больных отмечалось улучшение всех критериев КЖ (р<0,01) как с исходными значениями, так и по сравнению с группой контроля, за исключением испытываемой телесной боли (р=0,17). Произошедшие изменения в большей степени касались ментальной сферы (р<0,0005), социальной адаптации (р<0,0004) и эмоционального состояния пациентов (р<0,0002). Обращало на себя внимание существенное возрастание оценки пациентами общего состояния здоровья (р<0,0001). Несмотря на улучшение КЖ больных БА после обучения в астма-школе, результаты повторного интервьюирования показали сохраняющиеся достоверные различия с КЖ здоровых лиц по большинству шкал опросника (р<0,003). Исключение составили те же шкалы, что и при первичном опросе, а также отмечено уменьшение роли эмоциональных проблем до уровня здоровых респондентов (р=0,22).

Изучение влияния возраста пациентов на КЖ выявило наличие отрицательной корреляционной связи по всем критериям (г <-0,33; р<0,003), но наиболее тесная зависимость прослеживается по шкалам "жизнеспособность" и "физическая активность" (г=-0,53; р<0,000002 и г =-0,49; р<0,00002).

Суточное количество симптомов БА влияло на физическую активность, жизненный тонус и субъективную оценку больными контрольной группы своего эмоционального состояния, что доказано наличием отрицательных корреляционных связей (г5<-0,34; р<0,05).

У пациентов, обученных в астма-школе, уменьшение приступов удушья тесно коррелировало с возрастанием всех показателей КЖ (г5<-0,34; р<0,05), кроме социальной активности пациентов (г5=-0,3; р=0,07), но в большей мере изменения коснулись роли физических и эмоциональных проблем в ограничении жизнедеятельности (г5=0,58; р<0,0002 и г =-0,57; р<0,0003).

Ухудшение в группе контроля ФВД наиболее значимо влияло на физическую активность пациентов (г=0,73; р=0,000002), жизнеспособность (г5=0,59; р=0,0004) и, в меньшей мере, на оценку общего здоровья (г=0,49; р=0,004) и психическое здоровье (г=0,38;5р=0,03).

В основной группе улучшение КЖ пациентов можно также связать с возрастанием показателей

ФВД, что было подтверждено наличием положительных корреляционных связей по всем шкалам (г5<0,37; р<0,03), кроме шкалы ВР (г=0,09; р=0,57). В большей мере улучшение ФВД приводило к увеличению физической активности пациентов и связанному с ней КЖ (гз=0,51; р=0,002).

Исследование, проведенное при помощи специализированного опросника подтвердило полученные ранее данные. Так, обучение в астма-школе пациентов с тяжелой БА в большей степени отразилось на эмоциональной сфере, а у больных со сред-нетяжелым течением заболевания, кроме этого, способствовало уменьшению выраженности симптомов БА и улучшению связанного с этим КЖ (р<0,01). После проведенного при помощи опросника исследования с большой долей уверенности можно заключить, что изменения в психическом здоровье, жизнеспособности пациентов контрольной группы, обнаруженные при помощи опросника 5Р-36, обусловлены именно отрицательным влиянием БА на эмоциональное состояние больных. Использование опросника А<ЭЬ0 подтвердило, что БА оказывала минимальное значение на КЖ пациентов с легким течением заболевания (р>0,05). Проведенное нами изучение КЖ с помощью специализированного опросника АОЬО в зависимости от пола и социального положения больных выявило, что КЖ у женщин с Б А было более низким, чем у мужчин (р=0,03). Улучшение характера течения заболевания после обучения в астма-школе в большей степени повлияло на КЖ у женщин (р<0,01), а ухудшение течения БА оказало большее воздействие на КЖ у мужчин (р<0,05).

В ходе изучения влияния социального положения больных на эффективность обучения в астма-школе было отмечено, что наиболее низкий исходный уровень КЖ имели лица, занимающиеся умственным трудом, что может быть связано с отрицательным влиянием БА на эмоциональную сферу пациентов. Необходимо отметить, что максимальное улучшение КЖ после курса обучения было получено среди респондентов этой же социальной группы, что, возможно, связано с лучшим усвоением информации и более точным выполнением рекомендаций по самоведению и самоконтролю (р<0,01). Минимальное значение КЖ отмечалось у инвалидов, что объясняется наличием у них преимущественно тяжелой формы БА.

Прогрессирование БА не могло не отразиться на КЖ больных. Наибольшее ухудшение КЖ было отмечено у рабочих контрольной группы, что может быть связано с тяжелым физическим трудом, работой в неблагоприятных климатопроизводствен-ных условиях и значительным влиянием БА на физическую активность пациентов рабочих профессий (р<0,01).

Так же, как и при помощи опросника 5Е-36, нами было установлено наличие обратной корреляционной связи между возрастом и КЖ больных БА (р=0,02; г5=-0,35), которое ухудшалось с увеличением количества прожитых лет.

Проведенный корреляционный анализ между количеством приступов удушья в сутки и КЖ у

больных БА выявил наличие отрицательной корреляционной связи. В основной группе балльная оценка КЖ возрастала наряду с уменьшением количества приступов удушья в сутки (гч=-0,63; р<0,001). В группе контроля отмечалось снижение КЖ одновременно с увеличением количества клинических симптомов астмы (г.=-0,54; р<0,001). Степень обструкции дыхательных путей также оказала свое влияние на изменение КЖ. Так, в основной группе наряду с общей тенденцией к увеличению показателя ОФВ, отмечено и возрастание КЖ у больных (г5=0,55; р<0,001), тогда как в контрольной группе снижение этого показателя сопровождалось уменьшением уровня общего КЖ (г5=0,54; р<0,001).

Таким образом, в результате проведенного нами исследования выявлено, что основными факторами, влияющими на изменение КЖ больных при обучении в астма-школе, являются пол, возраст, социальное положение пациентов и степень тяжести заболевания.

Выводы

1. Эффективность образовательных программ для больных БА значительно повышается при использовании индивидуальных планов патогенетического лечения, что положительно влияет на показатели КЖ.

2. Внедрение образовательных программ способствует улучшению КЖ у больных БА преимущественно за счет коррекции психоэмоционального состояния и увеличения социальной активности пациентов.

3. Наличие неконтролируемой астмы приводит к существенному увеличению роли эмоциональных и

физических проблем в ограничении жизнедеятельности у больных БА.

Литература

1. Архипов В.В., Демидова Г.В., Лазарева Н.Б. и др. // Пульмонология. 2002. №1. С. 105-109.

2. Никулина И.Н. // Аллергология. 2001. №4. С. 17-22.

3. О положении инвалидов в Российской Федерации: Государственный доклад. М., 1998.

4. Гребенева И.В. Эффективность ступенчатой базисной терапии и образовательных программ у детей с бронхиальной астмой: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2002. 25 с.

5. Сенкевич Н.Ю. Качество жизни и коопера-тивность больных бронхиальной астмой: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2000. 32 с.

6. Ханова Ф.М., Ильина Н.И., Сенкевич Н.Ю. и др. // Аллергология. 2002. № 4. С. 4-8.

7. Чучалин А.Г., Белевский А.С., Смоленов И.В. и др. // Пульмонология. 2004. № 1. С. 67-83.

8. Чучалин А.Г., Медников Б.Л., Белевский А.С. и др. Бронхиальная астма: Рук-во для врачей России. // Пульмонология. 1999. Приложение. С. 40.

9. Finn A., Gross G., van Bavel J. et al. //J. Allergy Clin. Immunol. 2003. Feb.; Vol. 111(2). P.278-284.

10. Riccioni G., D'Orazio N.. Di Ilio C. et al. // J. Asthma. 2004. Feb.; Vol. 41(1). P. 85-89.

11. Sanjuas C., Alonso J., Prieto L. et al. // Qua). Life Res. 2002. Dec.: Vol. 11(8). P. 729-738.

12. The WHOQOL Group. The WHOQOL Group. What Quality of Life. // World Health Forum, 1996. Vol. 17. № 4. P. 354-356.

□ □□

УДК 616.24-006.04.-07.-08

В.Л. Коваленко, С.И. Швец, В.А. Тазалов, Ю.В. Соболева

ОЦЕНКА ПРОГНОСТИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ МАРКЕРОВ ПРОЛИФЕРАЦИИ, МЕЖКЛЕТОЧНОЙ АДГЕЗИИ И ПЛОТНОСТИ МИКРОСОСУДОВ ПРИ ЖЕЛЕЗИСТОМ РАКЕ ЛЕГКОГО

Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения, ГУЗ "Краевой клинический центр онкологии", г. Хабаровск

Молекулярно-биологические характеристики железистого рака легкого (ЖРЛ) остаются малоизученными. В отечественной литературе имеются

немногочисленные публикации по иммуногистохи-мическому исследованию молекулярно-биологичес-ких параметров ЖРЛ [1-3]. Анализ базы данных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.