Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ'

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЕ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОСПИТАНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УСЛОВИЯ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ИЗМЕНЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ / ПОДГОТОВКА / ПОВЕДЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ШКОЛА / УЧАЩИЕСЯ / КОЛОНИЯ / CONVICTS / IMPRISONMENT / EDUCATION / TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS / CORRECTIONAL FACILITY / SERVING SENTENCE CONDITIONS / PERSONALITY / CHANGE / INCREASE / PREPARATION / BEHAVIOR / PROCESS / SCHOOL / PUPILS / COLONY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Е. А.

Рассматривается влияние общеобразовательного и профессионального обучения на поведение и процесс исправления осужденных в местах лишения свободы. Акцентируется внимание на необходимости повышения образовательного уровня осужденных к лишению свободы и в плане воспитательного воздействия на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of general education and vocational training in the process of correction of prisoners

In the article the author considers the impact of general education and vocational training on the behaviour and process of correction of convicted persons in places of deprivation of liberty. She underlines the need to increase the educational level of persons sentenced to deprivation of liberty and their educational impact.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРОЦЕСС ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ»

УДК 343.811

Е. А. САВИНОВА

преподаватель кафедры УИП и ОВРО ВИПЭ ФСИН России, майор внутренней службы

Вологда

ELENA A. SAVINOVA

teacher of the Department of the Penal Law and Organization of Educational work witth Convicts of VILE of the FPS of Russia, Major of the Internal Service

Vologda

Влияние общеобразовательного и профессионального обучения на процесс исправления осужденных к лишению свободы

The impact of general education and vocational Ф training in the process of correction of prisoners ф

Аннотация. Рассматривается влияние общеобразовательного и профессионального обучения на поведение и процесс исправления осужденных в местах лишения свободы. Акцентируется внимание на необходимости повышения образовательного уровня осужденных к лишению свободы и в плане воспитательного воздействия на них.

Ключевые слова: осужденные, лишение свободы, образование, обучение, учебный процесс, воспитание, исправительное учреждение, условия отбывания наказания, личность, изменение, повышение, подготовка, поведение, процесс, школа, учащиеся, колония.

Annotation. In the article the author considers the impact of general education and vocational training on the behaviour and process of correction of convicted persons in places of deprivation of liberty. She underlines the need to increase the educational level of persons sentenced to deprivation of liberty and their educational impact.

Key words: convicts, imprisonment, education, training, educational process, education, correctional facility, serving sentence conditions, personality, change, increase, preparation, behavior, process, school, pupils, colony.

На современном этапе становления общества общеобразовательное и профессиональное обучение является главным фактором развития человека как личности. Эта связь характерна и для пенитенциарной

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020

системы. Сам факт, процесс или порядок получения общего образования и профессионального обучения в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации непосредственно влияют на социализацию и исправление осужденных.

59

Исходным положением правового регулирования общеобразовательного обучения осужденных является конституционное право граждан России на образование. Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях [1].

Стоит отметить, что добросовестное отношение к учебному процессу со стороны осужденных является одним из важных показателей при оценке их поведения, а также критерием для положительного решения вопроса об изменении (облегчении) условий отбывания наказания в виде лишения свободы и переводе осужденных из одного вида исправительного учреждения в другое (например, из колонии общего режима в колонию-поселение).

Очевидно, что осужденные с невысоким уровнем знаний чаще нарушают законные требования представителей администрации, отличаясь, тем самым, противоправным поведением.

Исследования подтверждают факт зависимости интеллектуального развития человека и антиобщественного поведения. Как правило, чем ниже уровень интеллекта у человека, тем он быстрее может приблизиться к «нормам» антиобщественного поведения.

Примечательно, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) на начало 2018-2019 учебного года функционировало 319 вечерних общеобразовательных школ и 549 учебно-консультационных пунктов, 308 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений, 85 учебно-производственных мастерских. Количество учреждений, где отсутствуют

школы и их филиалы, за год сократилось на 7,5 %. На начало учебного года все 61 400 осужденных, подлежащих обязательному общему обучению, приступили к учебе. Отмечается также и то, что в 2018-2019 учебном году обучено рабочей профессии 162 500 осужденных, в том числе в образовательных организациях ФСИН России - 112 800 осужденных, на производстве в исправительных учреждениях - 48 200 осужденных. Таким образом, количество обученных осужденных составляет 55,8 % (аналогичный период прошлого года - 50,6 %) [2].

По данным на начало 2019 года большое внимание уделялось совершенствованию образовательного процесса: начальное образование получили более 800 человек, около пяти тысяч прошли аттестацию основного и еще 11 тысяч осужденных - среднего общего образования; около одной тысячи получили высшее образование. При этом за последние 10 лет количество осужденных, желающих получить высшее образование, увеличилось в три раза. В последние годы более 130 тысяч осужденных освоили рабочие профессии. [3].

Таким образом, справедливо будет отметить, что в исправительных учреждениях УИС продолжается работа по созданию необходимых условий для организации обучения осужденных к лишению свободы. Наблюдается положительная динамика уровня образования, что отражается на результативности учебного процесса. Так, с целью реализации непрерывности и преемственности образовательного процесса администрацией исправительных учреждений оказывается содействие осужденным в получении основного общего и среднего общего (полного), профессионального и высшего образования. Преподавательский состав общеобразо-

60

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

вательных школ, наряду с традиционными методами работы, активно осваивает организацию общеобразовательного процесса, в том числе и с использованием инновационных технологий (дистанционное обучение).

Обучение осужденных, согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (далее - УИК РФ), отнесено к мерам воспитательного характера. Согласно статье 9 УИК РФ воспитательная работа с осужденными является одним из основных средств исправления осужденных.

Воспитательное воздействие на осужденных на основании статьи 109 УИК РФ имеет целью формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня [4]. На процесс воспитательной работы с осужденными влияют определенные факторы, связанные с пребыванием их в местах лишения свободы. К этим факторам можно отнести различные по времени сроки наказания, изоляцию от общества, приводящую к минимизации социально-полезных связей, высокий уровень социальной и педагогической запущенности.

Действительно, логическим продолжением воспитательной работы с осужденными является их обучение - общеобразовательное и профессиональное. Согласно статье 108 УИК РФ в исправительных учреждениях создаются условия для получения обязательного профессионального обучения или среднего профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих, осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии. Кроме того, осужденный может работать в исправи-

тельном учреждении и после окончания срока наказания.

В соответствии со статьей 112 УИК РФ в исправительных учреждениях организуется обязательное получение основного общего образования осужденными к лишению свободы, не достигшими тридцатилетнего возраста. Для осужденных, получающих полное среднее образование, администрацией учреждений и органами местного самоуправления создаются и совершенствуются все необходимые для обучения условия.

Следует отметить, что педагогическое влияние на дальнейшее поведение осужденного осуществляется уже в карантинном отделении. Для этой цели рекомендуется следующая методика: работа с материалами личного дела осужденного, проведение индивидуальной работы, тестирование, получение информации об осужденном от сотрудников иных служб исправительного учреждения (начальника отряда, психолога, медицинских работников, сотрудников отдела безопасности и других). Собранная и проанализированная информация позволит, выявив особенности личности осужденного, сформировать (при необходимости) дальнейший «индивидуальный образовательный маршрут», предназначенный для обучения конкретного человека и направленный на развитие его индивидуальных способностей.

В дальнейшем учителя школ и учебно-консультационных пунктов исправительного учреждения формируют планы учебной работы с осужденными: определяют ученика на ту ступень обучения, которая была бы доступна только ему; ликвидируют, по возможности, пробелы в знаниях, работают над приобретением обучаемыми новых знаний и умений.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020

61

Получение осужденными среднего образования поощряется администрацией исправительных учреждений, учитывается при определении степени исправления (один раз в год), влияет на изменение условий отбывания наказания и на перевод их из одного исправительного учреждения в другое.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности (статья 48). Так, в данном федеральном законе понятие «образование» представляет собой «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности... в целях интеллектуального духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [5]. Данное положение необходимо учитывать при организации образовательного процесса в исправительных учреждениях. Персоналу учреждения необходимо подвести осужденного к желанию и необходимости приобретения знаний, которые в дальнейшей жизни ему пригодятся.

Основной целью исправления осужденных является возвращение их после освобождения к нормальной жизни, характерной для основной массы гражданского общества [6]. Соответственно, исправление осужденных целесообразно трактовать как изменение их сознания, а следовательно, и поведения. Общеобразо-

вательное обучение осужденных исправлению, конечно, способствует. Именно ответственное, положительное отношение к обучению со стороны осужденных, своевременная сдача ими экзаменов влияет на процесс исправления. А это, в свою очередь, стимулирует осужденных стремиться улучшить свои условия отбывания наказания.

Так, в исправительных колониях Вологодской области образовательный процесс поспособствовал улучшению условий отбывания наказания 47 % осужденным. Следуя статистическим данным, в учреждениях уголовно-исполнительной системы Вологодской области 525 осужденных или 8 % от общего количества отбывают наказания в облегченных условиях содержания [7].

Находясь в облегченных условиях отбывания наказания, осужденные проживают в помещениях с более комфортной средой, приближенной к домашней атмосфере.

Как было отмечено ранее, отбывая наказание, осужденные получают основное общее и среднее общее (полное) образование на базе общеобразовательных школ и учебно-консультационных пунктов.

В настоящее время в школах исправительных учреждений Вологодской области обучается 731 человек, 22 осужденных получают высшее образование по дистанционной форме в высших учебных заведениях [7].

Справедливо будет отметить, что обучение и воспитание не изолированные процессы, они взаимосвязаны. В обучении всегда присутствуют элементы воспитания и наоборот. Вместе они составляют то, что называется образованием. Вне всякого сомнения, образование является важным элементом в воспитательной работе с осужденными. Но вопрос, в данном

62

vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

случае, заключается, прежде всего, в соотношении обучения и воспитания. Так, для учащихся-осужденных целью обучения в сравнении, например, с учащимися обычных общеобразовательных школ, должна стать подготовка к жизни после освобождения из исправительной колонии.

У осужденных, которые в своем большинстве до осуждения учиться не хотели, важно сформировать желание и потребность добывать знания, которые пригодятся им в жизни. Таким образом, в условиях школы в данном случае важно «научить учиться».

Надо признать, что и профессиональная подготовка во многом содействует трудовому воспитанию осужденных, исключению иждивенческих установок, повышению производительности труда и, как следствие, изменению их правового статуса, учитывая динамику изменения условий отбывания наказания.

Следует отметить, что в исправительных учреждениях Вологодской области имеется большой выбор профессий (слесарь по ремонту автомобилей, швея, электромонтер, столяр, машинист котельной, стропальщик, съемщик обуви с колодок, каменщик, парикмахер, оператор швейного оборудования, станочник-обработчик и другие). За 2017-2018 учебный год обучено 1 684 осужденных (АППГ -1 555), трудоустроено в исправительных учреждениях Вологодской области 1 009 человек. В 2018-2019 учебном году обучалось 595 человек [8].

Необходимо подчеркнуть, что в исправительных учреждениях есть два вида профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных: 1) обучение в профессиональных училищах (системы профессионального образования на базе исправительной колонии); 2) обучение непосредственно

на производстве исправительных учреждений. Значение профессиональной подготовки состоит в том, что она дает возможность, во-первых, приобрести специальность тем осужденным, которые ее не имели, во-вторых, получить новую специальность, в-третьих, повысить свою квалификацию [9].

Педагоги всецело содействуют администрации исправительных учреждений в работе с осужденными. На практике преподаватели зачастую занимаются воспитательной работой и вне проведения занятий в школе. Они входят в состав совета воспитателей отряда, принимают участие в собраниях отряда и колонии, различных массовых мероприятиях, например, днях смотра полезных дел и других.

Успех влияния педагогического процесса на уровень знаний, а также на поведение осужденных во многом зависит от взаимодействия и сотрудничества с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, одной из основных задач которого является создание условий для общеобразовательного обучения осужденных и профессионального образования. В данном случае решаются вопросы лицензирования школ исправительных учреждений на право осуществления образовательной деятельности, комплектования учебно-методической и технической базы, оказания необходимой практической помощи [10].

Подводя итог, заметим, что обучение в образовательных учреждениях плодотворно воздействует на правонарушителей, способствует осознанию ими пагубности преступного образа жизни, воспитывает целеустремленность, влияя, таким образом, на процесс исправления осужденных. ф

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 1/2020

63

1. Козацкая В. Э. Организация самостоятельной работы обучающихся в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний // Уголовно-исполнительное право. 2016. № 1. С. 17.

2. Доклады о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы исполнения наказаний // ФСИН России : [сайт]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/Doklad/ (дата обращения: 24.07.2019).

3. На расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2018 году // ФСИН России : [сайт]. URL: Ы1р://фсин.рф/пе%^/^ех. php?ELEMENT_ID=448262 (дата обращения: 25.07.2019).

4. Багреева Е. А., Долженкова Г. Д., Корчагина А. Ю., Сизая Е. А. Правовое регулирование и организация социальной работы с осужденными к лишению свободы : учебно-методическое пособие / под общ. ред. д-ра юрид. наук, профессора О. Г. Ковалева. М. : НИИ ФСИН России, 2006. С. 37.

5. Антонян Ю. М., Быков А. В. Исправление осужденных : монография. Тверь : ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2014. С. 87.

6. Мокрецов А. И. Конфликты в среде осужденных: причины и предупреждение // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 5. С. 24.

7. Итоги деятельности УФСИН России по Вологодской области за 2018 год. // УФСИН России по Вологодской области : [сайт]. URL: http://www.35.фсин.рф/itogi-deyatelnosti-ufsin-rossii-po-vologodskoy-oblasti-za-2018-god.php (дата обращения: 22.07.2019).

8. Федеральные казенные профессиональные образовательные учреждения // УФСИН России по Вологодской области : [сайт]. URL: http://www.35.fsin.su/obrazovanie-osuzhdennykh/professionalnye-uchilishcha/ (дата обращения: 23.07.2019).

9. Детков М. Г., ОстапчукЛ. В., Юрченко С. Г. Уголовно-исполнительное право. Особенная часть : курс лекций. Ч. I. Вологда : ВИПЭ Минюста России, 2002. С. 245.

10. Яскевич А. В., Пашута И. В. Анализ развития взглядов на правовую природу хулиганства // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2009. № 1. С. 139.

1. Kozackaja V. E. Organization of Independent work of students in educational institutions of the FPS of Russia // Penal Law. 2016. № 1. P. 17.

2. Reports on results and main activities of FPS // FPS of Russia : [webside]. URL: http://fsin.su/structure /inspector/iao/Doklad/ (access date: 24.07.2019).

3. A brief characteristics of the penal correction system // FPS of Russia : [webside]. URL: http: //фсин.рф/news/index.php?ELEMENT_ID=448262 (access date: 25.07.2019).

4. Bagreeva E. A., Nadenkova G. D., Korchagina A. Y., Sizaya E. A. Legal regulation and organization of social work with convicts to deprivation of liberty: educational and methodological manual / under gen. editorship of. Dr of Juridical Science, professor O. G. Kovalyova. М. : Research Institute of the FPS of Russia, 2006. P. 37.

5. Antonyan Y. M., Bykov A. V. Correction of convicts : monograph. Tver : Information Technologes Research Institute of the FPS of Russia, 2014. P. 87.

6. Mokretsov A. I. Conflicts among convicts: reasons and prevention // Criminal-Executory System: law, economy, management. 2005. № 5. P. 24.

7. Results of the activities of DFPS of Russia in the Vologda region for 2018. URL // DFPS of Russia in Vologda Region : [website]. http://www.35.фсин.рф/itogi-deyatelnosti-ufsin-rossii-po-vologodskoy-oblasti-za-2018-god.php (access date: 22.07.2019).

8. Federal state professional educational institutions// DFPS of Russia in Vologda Region : [website]. URL: http://www.35.fsin.su/obrazovanie-osuzhdennykh/professionalnye-uchilishcha/ (access date: 23.07.2019).

9. Detkov M. G., Ostapchuk L. V., Yurchenko S. G. Criminal and executive law. Special part: lecture course. P. I. Vologda : VILE of Ministry of Justice of Russia, 2002. P. 245.

10. Yaskevich A. V., Paschuta I. V. Analysis of the development ofviews on the legal nature of street crime. // Herald of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. 2009. № 1. P. 139.

64 vedomosti.fsin@list.ru www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.