Научная статья на тему 'Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста'

Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ребенок / дошкольник / взрослый / общение / дошкольная образовательная организация (далее — ДОО)

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пожидаева А.В.

В статье приводится обзор теоретических источников и тезисов отечественных авторов, психологов-исследователей в направлении влияния общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пожидаева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста»

Влияние общения на развитие личности ребенка дошкольного

возраста

Пожидаева А.В.,

воспитатель МБДОУ «Детский сад №56», магистрант АлтГПУ, г. Барнаул

Аннотация В статье приводится обзор теоретических источников и тезисов отечественных авторов, психологов-исследователей в направлении влияния общения на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: ребенок, дошкольник, взрослый, общение, дошкольная образовательная организация (далее — ДОО)

Анализ источников психолого-педагогической литературы и опыт практики убедительно доказывает значительное влияние общения на развитие личности ребёнка дошкольного возраста и этот процесс сложно переоценить [3,5].

Отечественная психология основана на отношении философии к положению о том, что, будучи существом историческим, человек является не в меньшей мере и существом общественным. Сущностью личности становится комплекс общественных отношений, создание которых представляет собою общественный продукт и остаётся таковым, как долго существуют люди; отношение к самому себе как к человеку проявляется через отношение к другому человеку при взаимодействии с ним как себе подобному; деятельность людей всегда носит общественный характер, несмотря на то, что проходит и развивается иногда в индивидуальном формате [1].

Опыт практики подтверждает — только с момента включения в общественную практику и в виды деятельности, ребёнок реализует собственные потенциальные ресурсы, личные инициативы и интересы, что в свою очередь влечет активное развитие его личности. По мере активного и полноценного участия в совместной с другими детьми и взрослыми деятельности, ребёнок строит свою личность и своё сознание. Наблюдения свидетельствуют, что малыш проживает в особо тесных контактах с окружающими, существующие отношения с ними определяют все имеющиеся и вновь возникающие отношения с социальной действительностью и окружающим миром. С момента рождения ребёнок оказывается в созданной человечеством мире материальной и духовной культуры. Ребенок становится объектом внимания, любви и заботы старших, и, безусловно, будет вовлекаем ими во всевозможные, разнообразные принятые виды взаимодействия, сотрудничество и он оказывается субъектом деятельности. Общение — это первая и генетически самая ранняя из форм активности ребенка [1].

Практически во всех теориях, миссия взрослых в психическом развитии ребёнка, сама по себе, в подавляющем большинстве случаев, считается «процессом постепенной социализации или, в большинстве случаев, рассматривается как процесс постепенной социализации или адаптации ребёнка к внешним для него социальным условиям, приспособление к миру взрослых. Собственная природа ребёнка претерпевает трансформацию, перестраивается, подчиняется требованиям взрослых, которые противостоят ребёнку» (Б.Г. Ананьев, Г.Х. Мозитова) [1]

Однако, в анализируемой нами культурно-исторической концепции Л.С. Выготского роль взрослых принципиально отличается. Окружающие ребенка взрослые и социальный мир не перестраивают его природу, а выступают органически незаменимым условием его полноценного личностного развития. Человек, общество и окружающие его люди не противостоят ребёнку

и не давлеют на него извне, но предстают как главный источник формирования его внутренней культуры, жизни. Ребёнок не в состоянии жить и развиваться вне общества, будучи включенным в общественные отношения, специфические виды детской деятельности, изначально, а не входить в них на этапе адаптации. Отметим, что чем младше ребёнок, тем более социальным существом он является. Собственная жизнедеятельность ребёнка, его сформированные способности, индивидуальные возможности, интересы и возникающие потребности проявляются в результате присвоения образцов человеческой культуры. Следует отметить, что психическое развитие человека есть, прежде всего, культурное развитие. Именно взрослые являются носителями этой культуры для ребёнка, и только они могут осуществить процесс её передачи ребёнку. Стать человеком ребёнок может только вместе со взрослыми, в ходе совместной деятельности и сосуществования с ними; взрослые являются посредниками между ребёнком и идеальными (в том числе материальными) рамками транслируемой культуры. Это положение в отечественной психологии является традиционным и общепризнанным. Достаточно часто в фундаментальных исследованиях отечественные психологи обозначают значимую роль взрослых в развитии психики и личности ребёнка, передаче культурного опыта. Но сам процесс общения и взаимоотношений ребёнка со взрослыми до некоторого времени оставались за рамками этих исследований, как нечто вторичное и не имеющее к усвоению культурного опыта и образцов непосредственного отношения [2].

М.И. Лисина в своих исследованиях неоднократно и убедительно доказывает, что «для ребёнка взрослый всегда является не только носителем средств и образцов действий, но и живой, неповторимой личностью; он всегда становится для ребёнка как бы олицетворением всех тех ценностей и мотивационных ступеней, которыми ребёнок ещё не обладает. Этих ступеней он может достичь только вместе со взрослым в процессе общения, совместной деятельности и общие переживания» [4, с. 115].

Автор обосновывает и доказывает, что прием передачи новой мотивации имеет свою специфику: в этой совместной деятельности должна присутствовать не только активность присвоения со стороны ребёнка, но и активность отдачи от взрослого, способность его субъективной включенности в общение с ребёнком.

Обозначенные нами позиции роли общения взрослого с ребенком предъявляют к современному педагогу ДОО особые требования, так как необходимо не просто соблюдать ряд норм и правил поведения, не просто своевременно овладевать нужными способами действий, но умело использовать во взаимодействии с ребенком и для него «субъект-субъектные» отношения ребенка и взрослого в образовательном процессе ДОО при организации видов деятельности.

Задачи модернизации и реформирования системы дошкольного образования базируются на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в дошкольном детстве обеспечивается общее развитие ребенка — фундамент для любых специальных знаний, ценностных отношений и мотивов. Формирование мотивов общения ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации со взрослыми и сверстниками выступает одной из приоритетных и актуально-значимых задач изменения содержания дошкольного образования с учетом реализации Федеральной образовательной программы, направленной на формирование позитивных субъект-субъектных отношений в едином образовательном пространстве ДОО.

Именно ДОО выступает той базовой ступенью, которая призвана заложить основу психического и физического развития личности маленького растущего человека. Инновационные процессы, разрабатываемые и внедряемые в ДОО, направлены на поиск реальных путей продуктивного формирования мотивов общения детей и взрослых на основе сотрудничества,

партнёрства, поддержки детских инициатив, интересов, самостоятельности в детском коллективе. Литература

1. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество.

— вып. 2. — Москва, 1970. — С. 244.

2. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 томах. Том 1. Вопросы теории и истории психологии / Л. С. Выготский. — Москва : Педагогика, 1982. — 487 с.

3. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва: Политиздат, 1975. — 304 с.

4. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина, СПб, Питер, 2009.

— 276 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.