Научная статья на тему 'Влияние общехозяйственной конъюнктуры на конкурентную ситуацию на региональном рынке Приморского края'

Влияние общехозяйственной конъюнктуры на конкурентную ситуацию на региональном рынке Приморского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Ю.А., Медведева Е.С.

Анализируются проблемы оценки конкурентной среды и поиска конкурентных преимуществ фирм в рыночных условиях. Рассмотрены пять сил конкуренции, показана взаимосвязь и влияние на конкурентные силы общехозяйственной конъюнктуры. Выявляются преимущества общехозяйственной конъюнктуры Приморского края в сравнении с другими средними регионами Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Ю.А., Медведева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние общехозяйственной конъюнктуры на конкурентную ситуацию на региональном рынке Приморского края»

Вопросы отраслевой и региональной экономики

Ю.А. Кузнецов,

кандидат экономических наук, проректор по научной работе ДВГАЭУ;

Е.С. Медведева,

кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга ДВГАЭУ

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННОЙ КОНЪЮНКТУРЫ НА КОНКУРЕНТНУЮ СИТУАЦИЮ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Анализируются проблемы оценки конкурентной среды и поиска конкурентных преимуществ фирм в рыночных условиях. Рассмотрены пять сил конкуренции, показана взаимосвязь и влияние на конкурентные силы общехозяйственной конъюнктуры. Выявляются преимущества общехозяйственной конъюнктуры Приморского края в сравнении с другими средними регионами Дальнего Востока.

Одно из важнейших условий эффективной деятельности фирмы в условиях рыночной экономики - объективная оценка конкурентных преимуществ фирмы по сравнению с конкурентами и умение удержать эти преимущества. Для объективной оценки конкурентных преимуществ фирмы необходимо постоянное изучение конкурентной среды, в которой функционирует фирма, и конкурентных сил, формирующих эту среду. Очень часто при изучении конкуренции ограничиваются только текущей конкуренцией, т.е. фирмами, уже работающими на рынке с товарами-аналогами. Текущая конкуренция, бесспорно, - важный элемент конкурентной среды, но это лишь одна из конкурентных сил.

Кроме текущей конкуренции существует опасность появления:

1) новых, так называемых потенциальных конкурентов;

2) товаров-заменителей, которые удовлетворяют ту же потребность, что и товар фирмы, но на новом уровне, или могут заменить товар фирмы из-за большей значимости для покупателя, т.е. переключить на себя платежеспособную потребность так называемых товаров-субститутов;

3) угроз со стороны покупателей, которые могут пойти на сделки с текущими конкурентами, если им будут предложены лучшие условия сделок;

4) угроз со стороны поставщиков, которые могут также отказаться от работы с фирмой в пользу конкурентов, если коммерческие условия сделок конкурента более выгодны для них или поставщики могут интегрировать вперед и стать конкурентом, производящим ту же продукцию, что и фирма.

Изучение конкуренции должно включать наблюдение за всеми пятью конкурентными силами. При этом, как правило, основной конкурентной силой является текущая конкуренция, поэтому наблюдение за последней необходимо осуществлять перманентно, изучая при этом:

- финансовое положение конкурента, т.е. наличие у него капитала для крупного расширения производства, доступ к оборотному капиталу, краткосрочную ликвидность, фиксированные издержки (точку безубыточности);

- позицию на рынке, т.е. репутацию торговой марки, основные целевые рынки, долю рынка, усилия по расширению своего рынка и его удержанию;

- позицию товара, т.е. качество сырья, квалификацию рабочей силы, направления совершенствования товара, широту ассортимента, внешний вид, возможность упаковки;

- ценообразование, т.е. рост цен за последние 2 года, допустимую торговую скидку, условия платежа, ценовые скидки;

- входящее материально-техническое обеспечение, т.е. источники поставок, контроль за запасами сырья;

- производство, т.е. производственные мощности, уровень загрузки мощностей, эффективность производства, способность к переоснащению производства, контроль качества;

- исходящее материально-техническое обеспечение, т.е. управление запасами готовой продукции, способы хранения и транспортировки, выполнение заказов;

- торговые отношения, т.е. основные каналы сбыта, их характеристику;

- рекламу и стимулирование сбыта, т.е. используемые средства рекламы, схему подачи рекламы, эффективность рекламы, методы стимулирования;

- торговый персонал, т.е. стратегию продаж, управление торговым персоналом, текучесть торгового персонала, обучение торгового персонала, использование новых технологий сбыта.

Предсказать появление новых конкурентов достаточно сложно, поэтому при изучении этой конкурентной силы нужно определить, что может стать барьером входа для новых конкурентов на данный рынок и может ли фирма создавать подобные препятствия для потенциальных конкурентов. Такими препятствиями, или барьерами входа являются:

- экономия на масштабе (т.е. высокая доля рынка, а значит значительный объем производства), т.е. преимущество по себестоимости;

- заблокированность каналов распределения;

- значительные рекламные расходы для проникновения на рынок;

- собственные патенты и технологии;

- собственность на сырье;

- опыт в управлении.

Кроме того, необходимо постоянно наблюдать за рынком с целью получения следующей информации:

- какие изменения цен на других рынках повлияют на объем продаж фирмы;

- какой новый товар рассматривается потребителем как замена товару фирмы;

- кто является ближайшим конкурентом фирмы в области технологий;

- кто наиболее мобилен и активен в новой отрасли.

Для предотвращения угроз со стороны потребителей и поставщиков необходимо постоянно изучать коммерческие условия сделок текущих конкурентов и сравнивать их с коммерческими условиями сделок фирмы, стараясь при этом иметь преимущество перед конкурентами, не допускать значительной зависимости от поставщика (т.е. такой доли в объеме поставок, от которой зависит непрерывность производственного процесса фирмы). Наблюдение за потребителями предполагает постоянный мониторинг уровня реальных доходов, доли покупательных фондов в доходах, розничных цен и требований потребителей к товару, упаковке, организации сбыта.

Но кроме пяти сил конкуренции очень важным для постоянного улучшения конкурентного положения фирмы на рынке является оценка динамики развития рынка, которая в конечном итоге и определяет поведение всех конкурентных сил.

Для выявления особенностей развития регионального рынка Приморского края был проведен сравнительный анализ некоторых основных экономических показателей, характеризующих средние региональные рынки дальневосточного экономического района.

Изучение демографической ситуации показало, что в Приморском крае за период с 1985 по 1999 гг. население увеличилось на 0,98% и составило 2172,1 тыс. чел, но при этом за период с 1985 по 1990 гг. наблюдался значительный прирост населения - 6,8%, а затем с 1990 по 1999 гг. - сокращение населения на 5,45% . Однако по сравнению с другими средними регионами Дальнего Востока такая динамика достаточно оптимальна, так, в остальных средних регионах Дальнего Востока произошло снижение численности населения (рис. 1).

%

120 -110 -100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -

1985 1990 1999 Годы

------ Приморский край --■— Хабаровский край

- - -А - - Магаданская область • Амурская область

--• — ■ Камчатская область О Саха (Якутия)

-!3-Сахалинская область

Рис. 1. Динамика численности населения средних регионов Дальнего Востока

* Под средним региональным рынком понимается рынок административно оформленного региона (край, область).

Все расчеты в статье приведены по: "Статистический ежегодник. Регионы России". В 2-х т. М.: Госкомиздат, 2000.

Ни один из средних регионов Дальнего Востока, кроме Приморского края, не достиг уровня 1985 г. по численности населения. Поэтому, если рассматривать сокращение численности населения как угрозу со стороны потребителя, Приморский край менее других подвержен ей.

Важным показателем для оценки ситуации на рынке является доля среднегодовой численности населения, занятого в экономике. Этот показатель имеет отрицательную динамику по всем средним регионам Дальнего Востока, это хорошо видно из табл. 1.

Таблица 1

Доля населения, занятого в экономике, в общей численности населения средних регионов Дальнего Востока, %

Средний регион Годы Отклонение 1999 от 1985

1985 1990 1999

Приморский край 48,1 47,1 43,5 -4,5

Республика Саха (Якутия) 53,0 55,0 48,0 -5,0

Хабаровский край 57,0 56,5 44,0 -13,0

Амурская область 48,6 47,9 42,8 -5,8

Камчатская область 49,5 48,6 45,5 -4,0

Магаданская область 54,9 54,4 47,3 -7,6

Сахалинская область 56,0 55,0 43,8 -12,2

Анализируемый показатель характеризует такую угрозу со стороны потребителей, как сокращение платежеспособной потребности. Приморский край имеет один из лучших показателей: доля занятых в экономике сократилась лишь на 4,5%, тогда как в Хабаровском крае - на 13%, на Сахалине - 12,2%.

Одним из основных аспектов развития рынка является уровень жизни населения, который характеризуется такими показателями, как среднедушевые денежные доходы, среднемесячная заработная плата и розничный товарооборот.

На рис. 2, 3, 4 приведена информация о динамике этих показателей за период 1985-1999 гг. по средним регионам Дальнего Востока (вся информация скорректирована на индекс инфляции).

Доходы на душу населения в Приморском крае за анализируемый период увеличились на 21%, тогда как в четырех из семи средних регионов они резко сократились, т.е. в Приморском крае наряду с Хабаровским краем и Амурской областью наблюдается относительная стабильность в развитии рынка.

Среднемесячная заработная плата в Приморском крае за 15 лет (1985-1999 гг.) хоть и незначительно, но возросла, что свидетельствует о положительной динамике рыночных отношений.

Из семи средних регионов прирост товарооборота наблюдается только в трех, Приморский край занимает 2-е место по показателю, который определяет динамику емкости рынка.

%

150,0

100,0 -50,0 -0,0

134,8 134,6

118,8 121,0

83,6

48,6

к «

о т

о &

ю се

X

се &

§ «

о л

се О

К

н &

к

к « о Л се св « о а -С н о ее

о Л (г1 Ч

м 5! св ю

К о

С «

41,3

« се

« о К Л н о « о К -С н о

К се се т

Ч ю & Ч 1П

% о Л О

О 2

Рис. 2. Динамика среднедушевых доходов населения за 1985-1999 гг. (базисный темп роста), %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Динамика инвестиций в экономику средних регионов Дальнего Востока характеризуется не ростом, а падением. Так, инвестиции в 1999 г. составили по Приморскому краю 31%; по Хабаровскому краю - 28,9%; по Амурской области - 19,5%; по Магаданской области - 14,2%; по Камчатской области - 6% от уровня 1985 г., т.е. и по этому показателю ситуация в Приморском крае несколько стабильнее, чем в других средних регионах.

Камчатская область Сахалинская область Магаданская область Хабаровский край Саха (Якутия) Приморский край Амурская область

0

—I—

20

138,5 =□48,4

83,1

□ 105,1 =□ 111,8

□ 112,3 !□ 116,6

—I—

40

—I—

60

%

100 120 140

Рис. 3. Динамика среднемесячной номинальной заработной платы за период 1985-1999 гг. (базисный темп роста), %

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие рынка Приморского края является одним из наиболее динамичных на Дальнем Востоке, т.е. есть предпосылки для развития экономики, предпринимательской деятельности, а значит и обострения конкуренции. Но безусловно и то, что нынешний уровень развития Приморского края достаточно низкий, что подтверждает анализ основных конъюнктурообразующих факторов, например, валовой региональный продукт в сопоставимых ценах в 1998 г. сократился по сравнению с 1994 г. на 16,8%, что было вызвано августовским кризисом 1998 г., а в 1999 г. он увеличился незначительно и по-прежнему остался ниже уровня 1994 г.

47,9

-57,2

63,6

-66,6

□ Амурская область ■ Приморский край

□ Саха (Якутия)

□ Хабаровский край

Н Магаданская область @ Камчатская область

□ Сахалинская область

Рис. 4. Прирост (снижение ) розничного товарооборота за 1985-1999 гг., %

Произошло падение производства по всем важнейшим отраслям народнохозяйственного комплекса (табл. 2).

Таблица 2

Динамика производства важнейших видов промышленной продукции в Приморском крае

Вид промышленной продукции 1990 г. 1999 г. Темп роста (снижения) 1999 г. к 1990 г., %

Электроэнергия, млрд квт/ч 11,8 8,6 72,9

Уголь, млн т. 15,9 11,3 71,1

Оборудование тепловое, шт. 240 5 2,08

Стиральные машины, тыс. шт. 101 0,09 0,09

Пиломатериалы, тыс. м3 4,5 1,7 37,8

Деловая древесина, млн погонных м3 1495 161 10,8

Цемент, тыс. т. 3537 366 10,3

Строительный кирпич, млн шт. 334 47,6 14,3

Сборные ж/б конструкции, тыс. м3 1312 92,5 7,1

Хлеб и х/б изделия, тыс.т. 317 144 45,4

Сахар-песок, тыс. т. 151 75,2 49,8

Масло растительное, тыс. т. 10,1 7,1 70,3

Мясо (пром. выр.), тыс. т. 46,3 3,6 7,8

Цельномолочная продукция, тыс. т. 249 67,4 27,1

Улов рыбы и морепродуктов, тыс. т 1,6 1,2 75,0

По всем видам промышленной продукции край пока не достиг уровня 1990 г.

Владивосток является центром Приморского края и наиболее развитой частью данного регионального рынка. Среднемесячная зарплата во Владивостоке составила в 1999 г. 2116 руб. За 15 лет, с 1985 по 1999 гг., зарплата увеличилась на 30,2%, с учетом коэффициента инфляции в 1999г. она составила 314 руб., а в 1985 г. - 241 руб. В то же время в крае среднемесячная заработная плата в 1999 г. составила 1817,7 руб., а с учетом коэффициента инфляции - 269,7 руб., темп роста - 112%.

Количество предприятий и организаций за период с 1990 по 1999 гг. во Владивостоке резко увеличилось - в 4,15 раза. При этом число действующих промышленных предприятий составило в 1999 г. 725, а в 1985 г. - 73, т.е. рост составил 993,2%. Однако объем промышленной продукции за анализируемый период увеличился в сопоставимых ценах лишь на 11,7%, т.е. снизился объем производства, приходящийся на среднестатистическое предприятие: если в 1985 г. объем производства в среднем на одно действующее предприятие составил 28,76 млн руб., то в 1999 г. - 3,2 млн руб. (в ценах 1985 года). Таким образом, увеличилась доля мелкого и среднего бизнеса в промышленности города. Товарооборот на душу населения составил 15 257 руб., или 2 26,4 руб. в ценах 1985 г., в крае эти показатели соответственно составляют 9 324 руб. и 138 руб.

Реальные инвестиции в экономику Владивостока сократились в 1999 г. по сравнению с 1985 г. на 25,5%, а в крае - на 69%.

Таким образом, наиболее благоприятная общехозяйственная конъюнктура на Дальнем Востоке сложилась на рынке Приморского края, что способствует развитию предпринимательской деятельности и положительно влияет на развитие конкурентной среды и текущей конкуренции. Наиболее интенсивно конкуренция развивается в г. Владивостоке - центре Приморского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.