Научная статья на тему 'Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза'

Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисова О. А., Дробышев В. В., Денисов А. П., Кун О. А.

В статье проведен анализ побудительных причин успешного обучения студентов медицинского университета, степени осознания ими будущей профессиональной деятельности, достоинств и недостатков выбранной профессии. Исследование проводилось с целью изучения трансформации мотивационных установок и ценностей студентов 4-6-х курсов лечебного факультета под воздействием образовательной среды. Использовались результаты анкетирования 200 респондентов по самостоятельно разработанной анкете с вопросами полузакрытого типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article analyses the stimulus for the successful training of students of medical university, the degree of awareness of their future professional activities, the advantages and disadvantages of the chosen profession. The study was conducted with the aim of studying the transformation of motivational attitudes and values of 4-6 year students of the Medical Department under the influence of the educational environment. The authors used the results of a survey of 200 respondents on a self-developed questionnaire with questions of a semi-closed type.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательной среды на формирование учебной и профессиональной мотивации студентов медицинского вуза»

Таким образом, в ходе изучения и анализа данных по проблеме формирования патриотической воспитанности выяснилось, что испытуемые продемонстрировали в основном низкий и средний уровни. Имеется лишь небольшое количество учащихся с высоким уровнем сформированнос-ти исследуемого качества. Следует отметить, что мотиваци-онный компонент исследуемого явления представлен достаточно хорошо, а вот содержательный и процессуальный компоненты сформированы на низком уровне. Анализ полученных данных показал отсутствие глубоких и системных знаний об истории, культуре, традициях казахского народа; недостаточную сформированность знаний о быте, жизни, обычаях родного края, символике государства. Также выяснилось, что многие учителя организуют свою деятельность по патриотическому воспитанию не всегда осознанно, а, скорее, на интуитивном уровне.

Однако следует отметить, что учебно-воспитательный процесс школы имеет большие возможности в плане формирования патриотической воспитанности. Широкий спектр различных средств, форм, методов воспитания, особенно на основе казахской этнопедагогики, позволит целенаправленно и эффективно организовать эту работу.

1. To the definition of the notion "Multicultural educational environment' / D. Enygin, N. Fominykh, A. Bubenchikova, J. Arregi-Orue, R. Aubakirova // Astra Salvensis. V. 6. I. 1. 2018. Р. 601-616.

2. Иманбетов А. Н. Казак этнопедагогикасыныц непзЫ-де студенттерге патриоттык тэрбие беру. Пед. тыл. канд. диссертацияныц авторефераты. Казакстан Республикасы, Каратанды, 2007.

УДК 378.1:159.947.5+61 Науч. спец. 13.00.01

DOI: 10.36809/2309-9380-2019-25-99-102

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НА ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

В статье проведен анализ побудительных причин успешного обучения студентов медицинского университета, степени осознания ими будущей профессиональной деятельности, достоинств и недостатков выбранной профессии. Исследование проводилось с целью изучения трансформации мотивационных установок и ценностей студентов 4-6-х курсов лечебного факультета под воздействием образовательной среды. Использовались результаты анкетирования 200 респондентов по самостоятельно разработанной анкете с вопросами полузакрытого типа.

Кпючевые слова: учебная и профессиональная мотивация, студенты медицинского вуза, образовательная среда вуза.

3. Кадыржанов Р. К. Этнокультурный символизм и национальная идентичность Казахстана / под общ. ред. З. К. Ша-укеновой. Алма-Ата : Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2014. 168 с.

4. Хван А. Н. Формирование национального самосознания, гражданской позиции личности ребенка через творческое самовыражение // История Казахстана: преподавание в школе. 2009. № 1. С. 87.

5. Аубакирова Р. Ж. Использование технологий рисования и орнаментального искусства казахов в предшкольной подготовке детей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. № 6 (16). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/14038653 (дата обращения: 09.11.2019).

6. Аубакирова Р. Ж. Использование этнокультурных идей в предшкольной подготовке детей // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 1 (17). С. 72-74.

7. Аубакирова Р. Ж. Вариативные образовательные программы дошкольного детства России и Казахстана // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2 (18). С. 54-56.

8. Тайболатов К. М. Рухани жацшру баедарламасы аясында жастарта патриоттык тэрбие беруде улттык сэйкесш зерттеудщ езелттИ //«Элеумегпк жумыс жэне элеуметш педагогика: шындыш жэне перспективалары» такырыбындаш III Республикалык fылыми-тэжiрибелiк конференциясыньщ материалдары. Кдоатанды : Типография Арко, 2019. 69 б.

© Аубакирова Р. Ж., Тайболатов К,. М., 2019

INFLUENCE OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN THE FORMATION

OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION OF STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY

The article analyses the stimulus for the successful training of students of medical university, the degree of awareness of their future professional activities, the advantages and disadvantages of the chosen profession. The study was conducted with the aim of studying the transformation of motivational attitudes and values of 4-6 year students of the Medical Department under the influence of the educational environment. The authors used the results of a survey of 200 respondents on a self-developed questionnaire with questions of a semi-closed type.

Keywords: educational and professional motivation, students of medical university, the educational environment of a university.

О. А. Денисова, В. В. Дробышев, А. П. Денисов, О. А. Кун O. A. Denisova, V. V. Drobyshev, A. P. Denisov, O. A. Kun

В настоящее время со стороны государства и общества прослеживается стойкая тенденция, направленная на ужесточение требований, предъявляемых к личностным качествам и профессиональным компетенциям медицинских специалистов [1; 2; 3]. В то же время формирование специалиста происходит под влиянием множества разнообразных факторов, находящихся в сложном взаимодействии: окружение, воспитание, обучение и т. д. [4; 5]. Совокупность факторов вузовской действительности, побуждающих субъектов образовательного процесса к профессионально-личностному развитию и саморазвитию, определяется как профессионально и личностно стимулирующая среда [6]. Особый вклад в данный процесс вносит образовательная среда медицинского вуза, к которой предъявляются требования стандартов нового поколения [7; 8; 9].

С другой стороны, эффективность образовательного процесса, конечный результат освоения программы, степень готовности выпускника к профессиональной деятельности зависят не только от количества и качества учебных дисциплин, но и от степени выраженности мотивационной сферы, системы ценностей, личностных качеств [10; 11; 12; 13]. Несмотря на научный и технический прогресс, до сих пор остаются актуальными слова Гиппократа: «Все, что имеется в мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство» [14].

На базе Омского государственного медицинского университета было проведено анкетирование студентов по самостоятельно разработанной анкете с вопросами полузакрытого типа с целью изучения трансформации их мотивационных установок и ценностей под воздействием образовательной среды. Полученная информация анализировалась и обрабатывалась при помощи адекватных современных статистических методов [15]. Было опрошено 200 респондентов — студентов лечебного факультета в возрасте от 20 до 29 лет, обучавшихся на четвертом (90 человек — 44,9 %), пятом (61 человек — 30,6 %) и шестом курсе (49 человек — 24,5 %) (табл. 1).

Таблица 1

Возрастная структура опрошенных респондентов 4-6-х курсов медицинского университета, %

Курс Возраст, лет Всего

20 21 22 23 24 25 29

Четвертый 6,1 42,4 30,3 9,1 4,5 6,1 1,5 100,0

Пятый - 4,4 44,4 40,0 6,7 2,2 2,2 100,0

Шестой - - - 55,6 30,5 11,1 2,8 100,0

Итого 3,4 20,4 27,2 29,9 10,9 6,1 2,0 100,0

По половому составу во всех возрастных группах преобладали студенты женского пола (60 %). Максимальное количество девушек по отношению к юношам отмечалось в возрасте 22 лет — 95 % с последующим снижением до 66,7 % в возрасте 29 лет (табл. 2). В целом по отношению к общему количеству студентов доля девушек составляла 60 %.

Таблица2

Половая структура опрошенных студентов в зависимости от возраста, %

Пол Возраст, лет Всего

20 21 22 23 24 25 29

Мужской 40,0 56,7 5,0 15,9 25,0 11,1 33,3 23,1

Женский 60,0 43,3 95,0 84,1 75,0 88,9 66,7 76,9

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Поскольку для становления личности и последующего выбора профессии имеет большое значение влияние семьи, был проанализирован социальный статус родителей респондентов. По данным опроса установлено, что только у 12,2 % учащихся мать была медицинским работником, отец — у 20,2 % респондентов соответственно. Отец наиболее часто являлся разнорабочим (38,2 %) или относился к служащим (35,3 %). Чаще всего мать по своему социальному статусу была служащей (40,7 %) либо трудилась по рабочей специальности (30,1 %).

Статистически значимой связи между возрастом и уровнем успеваемости опрошенных респондентов в последнюю сессию не установлено. Так, в возрастной период от 20 до 23 лет наблюдался рост числа студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично» с 40 до 86,4 %. Далее, в период с 24 до 25 лет, уровень успеваемости менялся незначительно, с последующим ухудшением в возрасте 29 лет, когда число успевающих на «хорошо» и «отлично» снизилось и составило 66,7 %.

Наиболее частая причина низких оценок, по мнению студентов, — это пропуски занятий (59 на 100 опрошенных). Далее по частоте встречаемости следовало неумение систематизировать информацию (41,5 на 100), затем опрошенные отмечали большой объем информации (31,7 на 100), собственную лень (25,1 на 100); остальные (9,1 на 100) оправдывали себя плохой организацией учебного процесса. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о важной роли практических занятий в учебном процессе для овладения научными дисциплинами.

На образовательную активность студентов и их поведенческие установки во многом оказывает влияние степень осознания сути своей будущей профессиональной деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Понимание студентами сущности профессии в зависимости от возраста, %

Понимание профессии Возраст, лет Всего

20 21 22 23 24 25 29

Хорошо представляю 100,0 76,7 62,5 59,1 66,7 77,8 87,5 70,2

Представляю смутно - 23,3 27,5 34,1 33,3 22,2 6,3 21,7

Еще не задумывался - - 5,0 2,3 - - - 3,3

Важнее получить диплом - - 5,0 4,5 - - 6,3 4,8

Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

Согласно полученным данным студенты 20 лет, полные юношеского максимализма и оптимизма, однозначно уверены в том, что они полностью ориентируются в сущности будущей профессии.

Однако, по мере взросления и осознания ограниченности своих теоретических и практических познаний, количество таких студентов уменьшается к 23 годам до 59,1 %. Тем не менее к 29 годам, по мере накопления и систематизации полученных знаний и навыков, доля студентов, хорошо представляющих сущность медицинской профессии, вновь увеличивается и достигает 87,5 %.

К позитивным моментам относится тот факт, что к возрасту 29 лет число респондентов, слабоориентирующихся в данном вопросе, становится минимальным, за исключением двадцатилетних студентов, у которых отсутствуют сомнения при ответе на этот вопрос.

В связи с тем, что степень осознания студентами личностных потребностей имеет большое значение для освоения специальности, был задан вопрос, уточняющий побудительные причины успешного обучения.

Оказалось, что, независимо от возраста, большинство опрошенных респондентов (от 71,2 до 78,8 %) указали как основную причину хорошей успеваемости желание стать квалифицированным специалистом в своем деле. Наряду с этим было установлено, что по мере взросления увеличивалась часть студентов, для которых личностный рост и материальное обеспечение являлись наиболее важными стимулами успешного обучения в вузе.

При проведении ранжирования «плюсов» профессии врача студенты в возрасте 20 лет поставили на 1-е место по степени значимости возможность приносить пользу окружающим (59 %), далее по мере важности они выбрали престиж специальности (11,5 %), затем — желание самоутвердиться (9,7 %), возможность высоких заработков (8,1 %), стремление угодить близким родственникам (7,9 %). При этом часть опрошенных молодых людей затруднились с ответом (3,8 %). Респонденты 29 лет 1-е место оставили без изменений — возможность приносить пользу людям (56 %), далее шла востребованность при трудоустройстве (10,7 %), перспективы карьерного роста (10,1 %), желание самоутвердиться (9 %), престиж специальности (8,1 %), возможность высоких заработков (6,1 %). Таким образом, по мере взросления студенты начинают более четко и осмысленно формулировать достоинства выбранной профессии врача и становятся все менее зависимыми от мнения окружающих людей.

К «минусам» профессии врача студенты относили: низкий уровень материальной обеспеченности, сложные условия работы с большим объемом труда, ответственность за физическое и психологическое здоровье пациентов. Установлено, что с увеличением возраста увеличилось количество респондентов, которых не устраивает несоответствие размера заработной платы высокой степени ответственности за здоровье и жизнь пациентов (гху = 0,342; р < 0,01). Напротив, уменьшилось число опрошенных, обеспокоенных трудностями, связанными непосредственно с выполнением профессиональной деятельности (гху = 0,325; р < 0,01). Таким образом, по мере взрослениия у студентов возрастает психологическая готов-

ность к выполнению больших объемов труда со сложными условиями работы в случае наличия соответствующего материального вознаграждения.

В условиях современной реальности одной из важных задач профессиональной педагогической деятельности является не только формирование у студентов полноценного багажа знаний по всем учебным дисциплинам, но и воспитание профессиональных качеств, формирование высокого познавательного интереса к будущей специальности для формирования успешной готовности к профессиональной деятельности в будущем и стимулирования выпускников к постоянному совершенствованию в выбранном направлении.

1. Преподаватель в условиях реформирования системы высшего образования / Л. А. Максименко, Н. Г. Зенец, Н. Ю. Ражина [и др.] // Ом. науч. вестн. 2014. № 3 (129). С. 88-92.

2. Денисов А. П., Кун О. А., Ляпин В. А. Управление медицинской организацией в современных условиях. Омск : Изд-во СибГУФК, 2015. 164 с.

3. Гетман Н. А., Зырянов Б. Н. Оценка образовательных услуг кафедры стоматологии последипломного образования врачами-стоматологами как фактор повышения эффективности деятельности // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 32-36.

4. Гетман Н. А., Котенко Е. Н., Усачева Е. В. Подготовка преподавателя медицинского вуза к оцениванию результатов освоения федерального государственного образовательного стандарта // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 5. С. 53-57.

5. Профессиональная и деонтологическая компетентность медицинского персонала / Д. Л. Мушников, А. В. Све-чина, А. А. Груздева, В. А. Козлов // Электрон. науч.-обра-зоват. вестн. «Здоровье и образование в XXI веке». 2017. Т. 19, № 1. С. 25-31.

6. Новиков В. Н. Образовательная среда вуза как профессионально и личностно стимулирующий фактор // Электрон. журн. «Психологическая наука и образование». 2012. № 1. С. 110-120.

7. Манерова О. А., Дрыгин Д. М., Давыдов П. К. Актуальные вопросы подготовки медицинских кадров: к 140-летию со дня рождения Н. А. Семашко // История медицины. 2014. № 3 (3). С. 30-37.

8. Усачева Е. В., Гетман Н. А. Оценивание уровня сфор-мированности профессиональных компетенций обучающихся медицинского вуза // Ом. науч. вестн. 2014. № 2 (126). С. 160-163.

9. Медицинское образование глазами иностранных студентов: возможности, проблемы и перспективы / М. С. Мике-рова, К. К. Уи, О. С. Глазачев, В. А. Решетников // Медицинское образование и вузовская наука. 2016. № 1 (8). С. 61-66.

10. Разгонов Ф. И., Степанов А. П., Ляпин В. А. Тестирование как один из методов оценки образовательных достижений // Актуальные проблемы современного инженерного образования : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. (Омск, 10 ноября 2017 г.). Омск : Изд-во ОАБИИ, 2017. Ч. 1. С. 68-75.

11. Шмидт Е. К., Степанов А. П., Ляпин В. А. Влияние воинского коллектива на личность курсанта в процессе социально-профессиональной адаптации // Наука и военная безопасность. 2018. № 2 (13). С. 116-120.

12. Unpacking passion to learn: three facets of intrinsic motivation / T. Gordeeva, O. Sychev, E. Osin, V. Gizhitsky // International conference on Motivation. Program and Abstracts. June 12-14, 2014. Helsinki, 2014. Р. 159.

13. Autonomous, controlled, and amotivated types of academic motivation: A person-oriented analysis / C. F. Ratelle,

F. Guay, R. J. Vallerand, S. Larose, C. Senecal // Journal of Educational Psychology, 2007. V. 99. P. 734-746.

14. Гиппократ Афоризмы / пер. с древнегреч. В. И. Руднева. М. : Эксмо, 2008. 397 с.

15. Практикум по статистике для студентов вузов / А. П. Денисов, В. В. Дробышев, С. В. Моисеенко, В. С. Сергеева. Омск : Вариант-Сибирь, 2007. 108 с.

© Денисова О. А., Дробышев В. В., Денисов А. П., Кун О. А., 2019

УДК 377

Науч. спец. 13.00.08

DOI: 10.36809/2309-9380-2019-25-102-107

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖЕЙ В НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Целью данной работы стало выявление степени вовлеченности студентов колледжей в неформальное образование, их отношения к данному виду образования, а также потребности в специализированных курсах, которые не будут входить в образовательную программу колледжа, но дадут необходимые компетенции для будущей профессии. Были использованы такие методы, как опрос и интервьюирование, анализ и синтез. Выявлены наиболее востребованные типы неформального образования.

Ключевые слова: вовлеченность студентов, неформальное образование, информальное образование, непрерывное образование, массовые открытые онлайн-курсы (МООК).

K. M. EcewKUH K. I. Eseshkin

CONCERNMENT OF COLLEGE STUDENTS IN NON-FORMAL EDUCATION

The purpose of this work was to identify the degree of concernment of College students in non-formal education, their attitude to this type of education, as well as the need for specialized courses that will not be included in the educational program of the College, but will provide the necessary competences for the future profession. The author used such research methods as inquiry, interview, analysis and synthesis. The result of the study was to determine the degree of involvement of students of secondary professional organizations in non-formal education, value attitude to it, as well as the definition of the most popular forms of non-formal education.

Keywords: concernment of students, non-formal education, informal education, continuing education, mass open online courses (MOOC).

Понятие неформального образования прочно вошло в обиход не только педагогической науки, но и распространяется в повседневной практике. На сегодняшний день существуют различные виды и формы неформального образования.

Нами изучается вопрос об интеграции неформального образования в систему среднего профессионального образования студентов по направлению 53.00.00 «Музыкальное искусство». Актуальность нашего исследования вытекает из того, что в современных условиях для более эффективной подготовки студентов необходимо дополнять фундаментальные знания, которые даются в образовательном учреждении, иными, которые можно получить при помощи неформального и информального вида образования. Необходимость объясняется изменчивостью условий окружающей действительности (изменениями на рынке труда, непосредственно в профессии и т. д.). Чтобы студент на выпуске мог соответствовать современным требованиям, а впоследствии, в течение жизни продолжал быть востребованным в новых условиях, необходимо, чтобы обучающийся был вовлечен во все три вида образования (формальное, неформальное и информальное) еще на стадии

обучения в СПО. Рассмотрим степень вовлеченности студентов колледжей в неформальное и информальное образование, актуальность этого вовлечения и ценностное отношение к образованию студентов колледжей, обучающихся по направлению «Музыкальное искусство».

Задачи, которые мы перед собой ставим: 1) определение частоты обращения к неформальному образованию; 2) выявление значимости неформального и информального образования для студентов; 3) определение типов неформального образования, наиболее актуальных для студентов.

Вовлеченность студентов исследуется такими учеными, как А. Остин, Б. Ридингс, Р. Пейс, Е. Паскарелла, Б. Мак-махон, Дж. Портелли, В. Тинто, С. Ю. Савинова и др. Например, А. Остин дает следующее определение понятию студенческой вовлеченности: «это совокупность физической и психической энергии, затрачиваемой для приобретения академического опыта. Высоко вовлеченный студент — это тот, кто, например, посвящает значительное количество энергии для учебы, много тратит времени, проводя в кампусе, активно участвует в студенческих организациях и часто взаимодействует с преподавателями и другими студентами» [1, с. 518]. В русле социологического подхода «студен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.