Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ЗДОРОВЬЕ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС / MEDICAL UNIVERSITY / MEDICAL TEACHERS / HEALTH / MORBIDITY / QUESTIONNAIRE SURVEY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Смагулов Нурлан Кемельбекович, Евневич А.М., Адилбекова А.А.

Оценка резистентности организма преподавателей вузов по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, основанная на учете листков нетрудоспособности, не может быть достоверным критерием. Использование социологических методов анкетного опроса позволяет получить достоверную информацию об истинных размерах заболеваемости, выявить причины, обусловливающие их рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Смагулов Нурлан Кемельбекович, Евневич А.М., Адилбекова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF EDUCATIONAL PROCESS ON THE HEALTH OF TEACHERS OF THE MEDICAL UNIVERSITY

An assessment of the resistance of an organism to university teachers in terms of incidence rates with temporary disability, based on disability records, cannot be a reliable criterion. Using sociological methods of a questionnaire survey allows you to get reliable information about the true incidence rates, identify the causes of their growth.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ЗДОРОВЬЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

гиозных, медико-биологических проблем и др., что проявляется в снижении успеваемости и сопротивляемости простудным заболеваниям, в обострении синдрома хронической усталости и т. д. [1]. Таким образом, изучение особенностей адаптации зарубежных студентов к учебной нагрузкам, воздействию комплекса психосоциальных факторов иноязычной среды является актуальной проблемой.

Цель исследования — дать оценку функционального напряжения организма иностранных студентов-медиков при адаптации к образовательной деятельности.

Объект исследования — казахстанские и иностранные (Индия, Пакистан) студенты медицинского университета. Всего обследовано 89 студентов. Использовались физиологические, психометрические и статистические методы исследования. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета программ Statistica 8.

Результаты и обсуждение. У иностранных студентов в процессе адаптации к образовательной деятельности отмечалось увеличение показателей, характеризующие нервно-психическую активность (реактивная тревожность и показатели САН), на фоне незначительного снижения показателей умственной работоспособности (по таблице Анфимова) и напряжения со стороны сердечно-сосудистой системы (САД, ДАД, ЧП, индекс Руфье). Выявлено, что уровень функционального напряжения организма иностранных студентов в процессе образовательной деятельности в целом был выше, чем у казахстанских. Со стороны показателей математического анализа сердечного ритма по Р.М. Баевскому [2] процесс адаптации у иностранных студентов характеризовался снижением степени преобладания парасимпатического звена над симпатическим и увеличением степени централизации управления сердечным ритмом. Помимо этого, отмечалось увеличение среднего периода дыхательного цикла (THF) и среднего времени барорефлекторной реакции (TLF). Это свидетельствовало об усилении активности вазомоторного центра на фоне снижения активности симпатического звена регуляции, что указывает на то, что психофизиологическая «цена» адаптации у иностранных студентов выше, чем у казахстанских

студентов. Процесс адаптации к образовательной деятельности и среде обитания у иностранных студентов стабилизировался только на 3 курсе обучения. Высокая активность функциональных систем организма иностранных студентов в большей степени проявлялась нелинейными реакциями физиологических показателей, что свидетельствует о менее активном прямом воздействии конкретного фактора, скорее речь идет о комплексном влиянии как основных факторов сопутствующих образовательной деятельности, так и дополнительных факторов (социально-психологических, религиозных, климатических и др.). Использование методов математического моделирования позволило разработать критерии функционального напряжения для оценки и прогнозирования уровня функционального напряжения иностранных студентов в процессе адаптации к учебному процессу.

Заключение. Уровень функционального напряжения организма иностранных студентов в процессе образовательной деятельности в целом был выше, чем у казахстанских, что указывает на высокую психофизиологическую «цену» адаптации у иностранных студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Берестнева О.Г., Марухина О.В., Мокина Е.Е. Роль лич-ностно-ориентированной среды вуза в социально-психологической адаптации иностранных студентов. http://naukovedenie. ru/PDF/31pvn413.pdf.

2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Введение в донозологическую диагностику. М.: Фирма «Слово»; 2008.

REFERENCES

1. Berestneva O.G., Marukhina O.V., Mokina E.E. The role of personality-oriented environment of the University in the socio-psychological adaptation of foreign students. http://naukovedenie. ru/PDF/31pvn413.pdf

2. Baevsky R.M., Berseneva A.P. Introduction to prenosological diagnostics. M.: Firma «Slovo»; 2008.

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-756-757 УДК 612.821:612.1

Смагулов Н.К., Евневич А.М., Адилбекова А.А.

Влияние образовательного процесса на здоровье преподавателей медицинского университета

НАО «Медицинский Университет Караганды», ул. Гоголя, 40, Караганда, Казахстан, 100008

Оценка резистентности организма преподавателей вузов по показателям заболеваемости с временной утратой трудоспособности, основанная на учете листков нетрудоспособности, не может быть достоверным критерием. Использование социологических методов анкетного опроса позволяет получить достоверную информацию об истинных размерах заболеваемости, выявить причины, обусловливающие их рост.

Ключевые слова: медицинский университет; преподаватели; здоровье; заболеваемость; анкетный опрос Для цитирования: Смагулов Н.К., Евневич А.М., Адилбекова А.А. Влияние образовательного процесса на здоровье преподавателей медицинского университета. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-756-757

Для корреспонденции; Смагулов Нурлан Кемельбекович, E-mail: msmagulov@yandex.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Smagulov N.K., Evnevich A.M., Adilbekova A.A.

Influence of educational process on health of teachers of medical university

Russian Journal of Occupational Health and Industrial Ecology — 2019; 59 (9)

Karaganda Medical University, 40, Gogolya str., Karaganda, Kazakhstan, 100008

An assessment of the resistance of an organism to university teachers in terms of incidence rates with temporary disability, based on disability records, cannot be a reliable criterion. Using sociological methods of a questionnaire survey allows you to get reliable information about the true incidence rates, identify the causes of their growth. Keywords: medical university; medical teachers; health; morbidity; questionnaire survey

For citation: Smagulov N.K., Evnevich A.M., Adilbekova A.A. Influence of educational process on the health of teachers of the medical university. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-756-757 For correspondence: Nurlan K. Smagulov, E-mail: msmagulov@yandex.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. В последние 20 лет система высшего образования Казахстана претерпела кардинальные изменения. Это нашло выражение в возрастании информационных нагрузок и требований к профессиональной компетентности преподавателей, что отражается на компенсаторных функциях резистентности организма [1] и, как следствие, проявляется ростом заболеваемости.

Цель исследования — оценка влияния профессиональной деятельности на резистентность организма преподавателей медицинского вуза.

Материалы и методы: преподаватели НАО «Медицинский университет Караганды трех возрастных групп: 1) до 30 лет, 2) 30-49 лет и 3) 50 лет и более; анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, анкеты по самооценке собственного здоровья [2], статистический анализ.

Результаты. Уровень заболеваемости преподавателей с временной утратой трудоспособности соответствует категории «очень низкий». Однако, с этим нельзя согласиться, поскольку труд преподавателей является не нормируемым, и согласно гигиеническим классификациям, относится к вредным (тяжелый труд) 3-й степени [3].

В структуре заболеваний по нозологиям по результатам анкетирования на первое место вышли заболевания сердечно-сосудистой системы (52,6-61,9%). На втором месте заболевания костно-мышечной системы 47,6-55,2%. Одной из причин заболеваний опорно-двигательного аппарата является гиподинамия. Это отмечают и опрошенные преподаватели: «Недостаточная двигательная активность» отметила половина опрошенных второй и третьей возрастных групп (52,7-46,3 ± 0.091% соответственно). О низкой двигательной активности свидетельствует индекс массы тела (ИМТ). Уже во второй возрастной группе избыток ИМТ отмечался у 22,2+0,068% опрошенных (превышение — 33,3 + 0,077). На третьем месте заболевания пищеварительной системы (36,3-42,8%), которые могут быть результатом неправильного режима питания (30,5-46,3%).

Недостаточное внимание к собственному здоровью, по мнению преподавателей-медиков, объясняется тем, что в вопросах здоровья они являются профессионалами и способны без чьей-либо помощи сами позаботиться о своем здоровье. Большинство (41,4+60%) обращаются к

врачу только при плохом самочувствии, а треть опрашиваемых лечатся самостоятельно. Такое отношение к своему здоровью, естественно, отражается на его качестве: 36,4-38,1% отметили, что они могут выполнять работу, но имеются некоторые сложности, а 18,2-21,1% отметили, что они иногда вынуждены выполнять свою работу медленнее, чем обычно, либо вынуждены даже менять свои методы работы.

Заключение. При оценке здоровья преподавателей вузов и его резистентности необходимо не ограничиваться только физиолого-статистическими методами, но и использовать методы анкетного опроса, т. к. именно они дают возможность достаточно точно оценить потенциальные возможности организма преподавателей и выявлять начальные изменения функционального состояния под воздействием различных профессиональных нагрузок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Комин С.В. Эколого-физиологическая характеристика труда профессорско-преподавательского состава вуза. Экология человека. 2006; 10: 53-6.

2. Анкета для оценки профилактической, медицинской активности и самооценки собственного здоровья граждан Забайкальского края. https://anketa-dlya-ocenki-profilakticheskoj. testograf.ru/

3. Рыжов А.Я., Комин С.В., Копкарова О.О. Физиолого-ги-гиеническая характеристика труда преподавателей вуза. Мед. труда и пром. экол. 2005; 10: 36-40

REFERENCES

1. Komin S.V. Ecological and physiological characteristics of the work of the teaching staff of the University. Ecologiya cheloveka. 2006; 10: 53-6.

2. Questionnaire for evaluation of preventive, medical activity and self-assessment of own health of citizens of TRANS-Baikal territory. https://anketa-dlya-ocenki-profilakticheskoj. testograf.ru/.

3. Ryzhov A.I., Komin S.V., Kopkarova O.O. Physiological-hygienic characteristics of teachers of the University. Med. truda i prom. ekol. 2005; 10: 36-40

DOI: http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-758-759 УДК 616.24-001

Смирнова Е.Л., Потеряева Е.Л., Максимов В.Н.

Клинико-гигиенические и молекулярные аспекты пневмокониозов

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, Красный пр-т, 52, Новосибирск, Россия, 630091

На основании изучения индивидуальных клинико-биохимических, гигиенических и молекулярных показателей выявлены маркеры раннего развития и неблагоприятного течения пневмокониозов в послеконтактном периоде. Ключевые слова: пневмокониоз; факторы индивидуального риска; генетические маркеры

Для цитирования: Смирнова Е.Л., Потеряева Е.Л., Максимов В.Н. Клинико-гигиенические и молекулярные аспекты пневмокониозов. Мед. труда и пром. экол. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-758-759 Для корреспонденции; Смирнова Елена Леонидовна, E-mail: smelel@mail.ru Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Smirnova E.L., Poteryaeva E.L., Maksimov V.N.

Clinical, hygienic and molecular aspects of pneumoconiosis

Novosibirsk State Medical University, 52, Krasny Ave., Novosibirsk, Russia, 630091

Based on the study of individual clinical, biochemical, hygienic and molecular indicators, markers of early development and unfavorable course of pneumoconiosis in the post-contact period were identified. Keywords: pneumoconiosis; individual risk factors; marqueurs genetiques

For citation: Smirnova E.L., Poteryaeva E.L., Maksimov V.N. Clinical, hygienic and molecular aspects of pneumoconiosis. Med. truda iprom. ekol. 2019; 59 (9). http://dx.doi.org/10.31089/1026-9428-2019-59-9-758-759 For correspondence: Elena L. Smirnova, E-mail: smelel@mail.ru Funding. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests.

Введение. Индивидуальные риски развития профессиональных заболеваний при воздействии производственных факторов и их неблагоприятное течение в послеконтактном периоде — новая технология профилактики в медицине труда. Особенность методологии определения индивидуальных рисков — досимптоматическое выявление лиц с высокой наследственной предрасположенностью к профессиональным и производственно-обусловленным заболеваниям [2].

Цель исследования — изучить клинико-гигиенические и молекулярные аспекты пневмокониозов в послеконтакт-ном периоде.

Материалы и методы. Проведен ретроспективный анализ медицинской документации: СГХ условий труда, историй болезни, амбулаторных карт и архива рентгенограмм в динамике у больных пневмокониозами, установленными в период с 1960 г., а также данных КТ. В последнее время отмечается изменение пылевых нагрузок и условий труда, усложнение состава аэрозолей привело к видоизменению клинико-рентгенологической картины большинства форм пневмокониозов: четко выявляемые узелковые изменения — у 21,4% пациентов; отсутствие жалоб — у 6,3%; формирование пневмокониотических изменений на фоне обструктив-ных заболеваний органов дыхания. Узелки диаметром до 1,5 мм трудно отличить от теней кровеносных сосудов. Рентгенологическая картина пневмокониозов в современных условиях характеризуется синдромом легочной диссеминации, преимущественно в средних и верхних отделах легких.

Результаты. Проведено обследование 227 мужчин. 1 группа (72 человека) — лица с ранними сроками развития заболевания (стаж работы до установления диагноза менее 15 лет), 2 группа (105 человек) — лица с поздними сроками развития заболевания (стаж работы до установления диагноза более 15 лет). Группа контроля (3 группа) — 50 человек.

В группах больных изучены частоты генотипов и аллелей 4а/Ь полиморфизма гена N083. Гетерозиготы 4а/4Ь в группе больных с прогрессированием пневмокониоза встречаются в 2 раза реже (23,5% и 50%, р=0,040).

При сравнении групп больных по частотам генотипов и аллелей УМГЯ полиморфизма гена IL1RN оказалось, что гомозиготы 240/240 в группе больных с ранними сроками развития пневмокониоза встречаются значительно чаще (23,1% и 4,2%, р=0,027). Имеется тенденция к накоплению носителей гомозиготного генотипа 240/240 в группе с прогрессированием пневмокониотического процесса в послеконтактном периоде (11,8% и 3,7%).

При сравнении групп больных по частотам генотипов и аллелей 1/Э полиморфизма гена СА8Р8 получили достоверные различия, р=0,024 и р=0,015. Отношение шансов обнаружить носителя генотипа ЭЭ в группе с пневмоко-ниозом в 2,4 раза выше, по сравнению с контролем (95% ДИ 1,3-4,6; р=0,011).

Заключение. Таким образом, система управления профессиональными рисками должна быть дополнена стратегией выявления факторов индивидуального риска у работающих и больных пневмокониозом. Целесообразно включить КТВР органов грудной клетки в алгоритм обследования при подозрении на пневмокониоз. Генетические маркеры (но-сительство генотипа 240/240 VNTR полиморфизма гена генотипа DD гена CASP8) являются прогностическими факторами индивидуального риска развития и про-грессирования пневмокониоза в послеконтактном периоде. Носительство генотипа II гена CASP8 и гетерозиготы 4a/4b гена NOS3 ассоциированы с низким риском развития пневмокониоза у рабочих пылеопасных профессий и отсутствием прогрессирования этого заболевания в послеконтактном периоде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.