Научная статья на тему 'Влияние образовательного процесса курса профессиональной переподготовки по фитнес направлениям "Body and Mind functional practice" и "Pilates progressive" на развитие профессиональных компетенций специалиста по физической культуре и спорту'

Влияние образовательного процесса курса профессиональной переподготовки по фитнес направлениям "Body and Mind functional practice" и "Pilates progressive" на развитие профессиональных компетенций специалиста по физической культуре и спорту Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ФИТНЕС / ПИЛАТЕС / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анненко Валентин Валентинович, Олейник Елена Анатольевна

В статье представлены результаты исследования влияния образовательного процесса курса профессиональной переподготовки по фитнес-направлениям «Body and Mind functional practice» и «Pilates progressive» на развитие профессиональных компетенций специалиста по физической культуре и спорту. Изучена бальная оценка, динамика и уровень сформированности педагогических умений коммуникативного и организационного профессиональных блоков. Разработанные критерии оценки педагогических умений и навыков в рамках формируемых профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту позволяют вносить своевременные коррективы в образовательный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки контингента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анненко Валентин Валентинович, Олейник Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of educational process of course of professional retraining in fitness directions "Body and Mind functional practice" and "Pilates progressive" on development of professional competences of specialist in physical culture and sports

The article presents the results of the study of the effect of the educational process of the course of professional retraining in the fitness types "Body and Mind functional practice" and "Pilates progressive" on the development of the professional competencies of the specialist in physical culture and sports. The rating score, dynamics and level of the pedagogical skills of the communicative and organizational professional blocks were studied. The developed criteria for assessing the pedagogical skills within the framework of the emerging professional competencies of the future specialists in physical culture and sports allows to make timely adjustments to the educational process, depending on the individual characteristics and level of training of the contingent.

Текст научной работы на тему «Влияние образовательного процесса курса профессиональной переподготовки по фитнес направлениям "Body and Mind functional practice" и "Pilates progressive" на развитие профессиональных компетенций специалиста по физической культуре и спорту»

УДК 796.077.4

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПО ФИТНЕС НАПРАВЛЕНИЯМ «BODY AND MIND FUNCTIONAL PRACTICE» И «PILATES PROGRESSIVE» НА РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ Валентин Валентинович Анненко, генеральный директор.

ООО "Международный центр профессионального образования ", Санкт- Петербург, Елена Анатольевна Олейник, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния образовательного процесса курса профессиональной переподготовки по фитнес-направлениям «Body and Mind functional practice» и «Pilates progressive» на развитие профессиональных компетенций специалиста по физической культуре и спорту. Изучена бальная оценка, динамика и уровень сформированности педагогических умений коммуникативного и организационного профессиональных блоков. Разработанные критерии оценки педагогических умений и навыков в рамках формируемых профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту позволяют вносить своевременные коррективы в образовательный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки контингента

Ключевые слова: компетенции, педагогические умения, профессиональная переподготовка, фитнес, Пилатес, функциональный тренинг.

EFFECT OF EDUCATIONAL PROCESS OF COURSE OF PROFESSIONAL RETRAINING IN FITNESS DIRECTIONS "BODY AND MIND FUNCTIONAL

PRACTICE" AND "PILATES PROGRESSIVE" ON DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF SPECIALIST IN PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS

Valentin Valentinovich Annenko, the general manager, LLC "International center of professional education ", St. Petersburg, Elena Anatolyevna Oleynik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the study of the effect of the educational process of the course of professional retraining in the fitness types "Body and Mind functional practice" and "Pilates progressive" on the development of the professional competencies of the specialist in physical culture and sports. The rating score, dynamics and level of the pedagogical skills of the communicative and organizational professional blocks were studied. The developed criteria for assessing the pedagogical skills within the framework of the emerging professional competencies of the future specialists in physical culture and sports allows to make timely adjustments to the educational process, depending on the individual characteristics and level of training of the contingent.

Keywords: competence, pedagogical skills, professional retraining, fitness, Pilates, functional practice.

ВВЕДЕНИЕ

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года ориентирована на создание необходимых условий для сохранения здоровья и формирование здорового образа жизни граждан всех возрастных категорий, в том числе и на занятия физической культурой и спортом [1, 3]. Одним из

доступных путей решения этой задачи является популяризация и освоение различных направлений фитнеса. Быстрое развитие фитнес-индустрии, открытие новых фитнес-центров и клубов создает острую потребность их комплектования квалифицированными кадрами. Необходимость развития кадрового потенциала системы физической культуры и спорта в сфере фитнеса, подготовка специалистов, конкурентно способных на рынке труда, предъявляют требования к качеству реализуемых дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки. «Международный центр профессионального образования» в Санкт-Петербурге занимается образованием и обучением кадров соответствующей квалификации по различным фитнес направлениям и соответствующим дескрипторам для их профессиональной деятельности. Степень компетентности тренера или инструктора по фитнесу определяется уровнем овладения базовыми знаниями, сформированными умениями и готовностью решать задачи согласно профессиональной деятельности. Оценка качества обучающих программ, степени сформиро-ванности компетенций, соответствующих профессиональному стандарту и эффективности процесса профессиональной переподготовки, являются сложной педагогической задачей, которая требует анализа результатов обучения не только экспертами, но и самими обучающимися. В целях оптимизации образовательного процесса очевидна практическая ценность проведения исследований, направленных на изучение самодиагностики в рамках формируемых компетенций и приобретенных умений и навыков, обеспечивающих успешное взаимодействие с занимающимися.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с актуальностью проблемы было проведено исследование, целью которого явилось изучения влияния образовательного процесса курса профессиональной переподготовки по фитнес направлениям на развитие профессиональных компетенций специалиста по физической культуре и спорту. Исследование проводилось в Санкт- Петербурге в центре Международного профессионального образования «FITNESS- PROFI». В исследовании приняло участие 97 человек, обучающихся по программам «Body & Mind functional practice» [4] и «Pilates progressive» [2]. Средний возраст участников составил 25,6 лет. Обучающиеся по данным направлениям фитнеса уже имели практический опыт занятиями спортом (70% респондентов), и в настоящее время уже владеют методиками других видов фитнеса. Все участники проведенного опроса поддерживают физическую активность не менее 4 часов в неделю. Для диагностики динамики и уровня формируемых умений и навыков в содержании профессиональных компетенций была разработана авторская анкета, включающая блоки вопросов коммуникативных и организаторских составляющих педагогических умений. Были определены критерии и оценочные характеристики определения умений. Каждое педагогическое умение оценивалось из 10 баллов. Было выделено пять уровней сформированности профессиональных умений, составляющих суммарную оценку 10 характеристик: А - отличный (от 90 до 100 баллов), В - хороший (от 76 до 89 баллов), С - средний (от 60 до 75 баллов), D - низкий (от 45 до 59 баллов) Е - недостаточный (менее 45 баллов). Самодиагностика умений и навыков производилась на начальном этапе прохождения курса и после его завершения. Наряду с самооценкой занимающихся производилась и экспертная оценка контрольного занятия.

Изучение средних данных бальной субъективной оценки позволило выявить наиболее успешно сформированные педагогические умения и динамику их развития. Анализ уровня сформированности блока коммуникативных умений показал, что наивысший балл оказался у способностей невербальной коммуникации - «Умение владеть жестами, мимикой» (8,72±0,35 баллов). На втором месте - «Демонстрации упражнений» (8,65±0,3). После прохождения курса все обучающиеся оценили его только на самые высокие оценки от 8 до 10 баллов. Третью позицию занимает умение «Владеть профессиональной терминологией на русском языке» (8,56±0,84 баллов), далее следует оценка «Грамотности речи»

(8,14±0,41 баллов). Наибольшую трудность в формировании вызвало педагогическое умение «Тактильно-кинестетическая коммуникация». Обучающиеся оценили данную составляющую в общении после окончания курса всего на 6,1±0,78 баллов. Ни один респондент не оценил данное умение по высшему баллу Особенности техники выполнения упражнений в видах фитнеса «Body & Mind functional practice» и «Pilates progressive» требуют от инструктора постановку и корректировку положения тела у занимающихся, соблюдения траектории движений и изменения угла наклона и центра тяжести тела. Совершенно очевидно, что данное умение формируется с накопленным педагогическим опытом, стажем работы и зависит от уровня мастерства самого инструктора или тренера.

Уровень «Владения иностранной терминологией» оценивался респондентами в начале курса очень низко (3,08±0,6). Обучающиеся на курсах - 55% из общего состава отмечали полное незнание специальных терминов на иностранном языке, которые практикуются в этих видах фитнеса. Однако, после окончания занятий произошло значительное улучшение по этому показателю со средним баллом 6,8±1,1.

Проведенный анализ профессионального блока организаторских умений позволил выделить те умения, формирование которых представляют наибольшую трудность для занимающихся на курсах переподготовки. Наименьший уровень сформированности (6,22± 1,01 баллов) оказался у умения «Контролировать физическое и психоэмоциональное состояние занимающихся». Вероятнее всего это связано со слабой физической подготовленностью учеников, которые впервые осваивают новые двигательные действия, и на этом фоне возникают сложности контроля внешних признаков напряженности при выполнении заданий и их физического потенциала.

По мнению самих анкетированных наиболее успешно сформированными оказались умения «Управлять своим психоэмоциональным состоянием во время преподавания» (7,99±0,77) и «Уверенность в себе во время преподавания» (7,56±0,84). Данный факт скорее всего объясняется тем, что большинство занимающихся на курсах уже имеют достаточный предшествующий спортивный опыт и зрелый по возраст (25,6 лет), что позволяет им сосредоточится на процессе преподавания и контролировать свое психоэмоциональное напряжение. Самооценка уровня сформированности умений «Организовывать занимающихся», «Способность ориентироваться в изменяющихся условиях», «Перестраивать свое поведение при необходимости», «Поддерживать высокий уровень мотивации», «Координировать действия занимающихся», «Контролировать время выполнения упражнений», «Сочетать индивидуальную и групповую деятельность» варьировалась индивидуально от 5 до 9 баллов. Таким образом, суммарное количество баллов педагогических умений по каждому профессиональному блоку позволило определить индивидуальную рейтинговую оценку занимающегося.

Особую значимость для руководителей курсов профессиональной переподготовки является информация о непосредственном влиянии самих курсов на общее состояние занимающихся, как психологическое, так и физическое самочувствие. Овладение дополнительными знаниями, методикой преподавания новыми для них направлениями фитнеса и расширение опыта педагогической деятельности повлияло на личностное ощущение счастья у 29% анкетируемых, что, скорее всего, указывает на оправдание их ожиданий от прохождения курса и выбора направления для обучения. Завершение курса переподготовки способствовало осознанию значимости своей профессии (85%), готовности противостоять трудностям (90%), реализовывать и развивать свои педагогические способности у большинства опрошенных (88%), что характеризует их зрелое решение о получении дополнительного профессионального образования. 97% респондентов отметили осознание дальнейших целей по саморазвитию и, что, в свою очередь, является мотивирующим фактором для профессионального роста. Освоение новых видов двигательной активности, а также изучение биомеханики выполняемых специализированных упражнений, овладение методикой демонстрации и корректировки движений и поз значительно повышают качество

обучаемого курса, и как отмечают сами занимающиеся, положительно повлияли на общее самочувствие и здоровье (53%) , и уровень готовности их личностных качеств (78%), составляющих основу решений и профессиональных действий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, разработанные авторами критерии оценки педагогических умений и навыков в рамках формируемых профессиональных компетенций будущих специалистов по физической культуре и спорту, позволяют производить контроль и вносить своевременные коррективы в образовательный процесс в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня подготовки контингента занимающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [электронный ресурс] // URL : http://www.minsport.gov.ru/2016/doc/order245pril_140316.pdf. - Дата обращения 20.07.2018.

2. Профессиональный тренерский курс «Pilates PROgressive» [электронный ресурс] // URL : http://fitnessprofieducation.com/index.php/training-and-services/professionalnyj-trenerskij-kurs-pilates-progressive.html. - Дата обращения: 20.07.2018.

3. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [Электронный ресурс] // URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500. - Дата обращения: 20.07.2018.

4. Body and Mind functional practice [электронный ресурс] // URL: http://fitnessprofieduca-tion.com/index.php/training-and-services/actions/body-and-mind-functional-practice.html. - Дата обращения: 20.07.2018.

REFERENCES

1. Action plan for the implementation in 2016-2020 of the strategy for the development of physical culture and sports for the period up to 2020, available at: http://www.minsport.gov.ru/2016/doc/or-der245pril_140316.pdf.

2. Professional Coaching Course "Pilates PROgressive ", available at: http://fitnessprofieduca-tion.com/index.php/training-and-services/professionalnyj-trenerskij-kurs-pilates-progressive.html.

3. The order of the Government of the Russian Federation from 8/7/2009 No. 1101-r "About the approval of the Strategy of development ofphysical culture and sport in the Russian Federation until 2020", available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_90500.

4. Body and mind functional practice, available at: http://fitnessprofieducation.com/in-dex.php/training-and-services/actions/body-and-mind-functional-practice.html.

Контактная информация: asmcode@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.07.2018

УДК 796.853.23

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ДЗЮДОИСТОВ-ПАРАЛИМПИЙЦЕВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Сергей Алексеевич Барченко, соискатель,

Виктория Леонидовна Бочковская, кандидат педагогических наук, доцент,

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург

Аннотация

Авторами представлена модель физической подготовки дзюдоистов-паралимпийцев с нарушением зрения, в которой акцентировано внимание на подтягивании отстающих при сохранении или незначительном развитии сильных сторон подготовленности спортсменов. Ведущим компонентом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.