Литература
1. Государственная служба занятости населения: сайт. URL: http://gov.cap.ru/main.asp?
govid=31.
2. Федеральная служба государственной статистики: сайт. URL: http://www.gks.ru.
НИКИФОРОВ МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ - соискатель учёной степени кандидата экономических наук кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
NIKIFOROV MIKHAIL YUR'EVICH - a competitor of scientific degree of Economics Sciences Candidate of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
РЫБАКОВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, кредита и статистики, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
RYBAKOV LEV NIKOLAEVICH - doctor of economics sciences, the professor of Finance, Credit and Statistics Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.
АСМУС ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИЧ. См. с. 355.
УДК 330.12
А.В. ПРОКОПЬЕВА, Л.Н. РЫБАКОВ, В.В. ПЧЁЛКИНА
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННОГО УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Ключевые слова: человеческий капитал, инвестиции в человеческий капитал, качество человеческого капитала, образование, качество жизни населения.
Человеческий капитал формируется из множества таких факторов, как воспитание, образование, здоровье, культура, уровень и качество жизни населения, при этом образование имеет большую степень влияния на качество человеческого капитала, так как оказывает непосредственное влияние как на уровень производительности, так и на уровень доходов человека. Гоамотная организация такого фактора, как образование, позволит приносить инвестиционную отдачу не только самому человеку, семье, организации, где он работает, но и всей экономике, как региона, так и страны.
A.V. PROKOPIEVA, L.N. RYBAKOV, V.V. PCHELKINA THE INFLUENCE OF EDUCATION ON THE FORMATION OF THE QUALITY OF HUMAN CAPITAL IN THE REGIONAL ECONOMY
Key words: human capital, investments in human capital, quality of the human capital, formation, quality to lifes of the population.
The Human capital is formed from ensemble factor such as education, formation, health, culture, level and quality to lifes of the population, under than formation has a greater level on quality of the human capital, since has a direct influence both on level of capacity, and on level of the incom of the person. The Literate organization of such factor, as formation will allow to bring the investment return not only most person, family, organizations, where he works, but also the whole economy, both region, and country.
В современных экономических условиях происходят существенные изменения в характере трудовых отношений, содержании труда и в формировании человеческого капитала. Это во многом связано с тем, что положение концепции человеческого развития состоит в утверждении, что развитие более не может рассматриваться только как рост объема материальных благ и услуг. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели, в том числе объем валового внутреннего продукта и среднедушевой доход, не являются адекватными характеристиками развития во всем его многообразии. Только экономические показатели не могут служить универсальным критерием при распределении общественных ресурсов или при ранжировании стран по уровню развития.
Представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим путем повышения жизненного уровня и решения других общенациональных задач, является в определенной степени односторонним. Такой подход приводит к недооценке многих неэкономических параметров развития. Уровень жизни людей может быть относительно низким при формально высоких показателях экономического роста. Возможна и противоположная ситуация - относительно высокий уровень жизни при умеренных показателях экономического роста. Поэтому необходимо повышать уровень экономического развития не только относительно региона, но и каждого его жителя.
Человеческий капитал - это интенсивный производительный фактор развития экономики и общества, включающий образованную часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и производительного труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное и рациональное функционирование человеческого капитала как основного фактора развития. Он формируется, прежде всего, за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения. В том числе - в воспитание, образование, здоровье, знания, а также в культуру, искусство и другие составляющие. Формируется человеческий капитал и за счет притока мигрантов из других стран. Или убывает за счет его оттока, что и наблюдается пока в России.
По международным исследованиям ЮНЕСКО было выявлено следующее: образование оказывает влияние в размере 60% на уровень дохода человека, отсюда следует указать, что этот показатель имеет неоспоримое влияние и на качество жизни населения.
Следует отметить, что в процессе воспроизводства ресурсов для трудовой деятельности фаза их использования является главной. Это обусловлено тем, что она является: во-первых, фазой реализации накопленных в период формирования знаний и умений; во-вторых, фазой самосовершенствования ресурсов труда, накопления практического опыта, повышения образования и квалификации; в-третьих, фазой, самой продолжительной на протяжении всего периода жизнедеятельности человека.
Важнейшей составной частью процесса воспроизводства ресурсов для труда является образование. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Каждое общество в любой период своего развития формирует общие требования к образованию, а существующие в нем социальные группы, классы корректируют эти требования в соответствии с выполняемыми ими функциями и местом в общественном разделении труда. Интересы общественных слоев в образовании воплощаются в различных типах учебных заведений, к которым относятся школы и факультеты с углубленным изучением отдельных дисциплин. И это вовсе не альтернативное образование, а образование, удовлетворяющее интересы различных слоев общества, в соответствии с их представлениями о своем месте в нем.
В основе образования лежат личностные образцы, в соответствии с которыми разработчики системы образования дают рекомендации по структуре, содержанию образования и методам обучения. Эти рекомендации формируют государственный стандарт, отражающий требования ко всем членам общества независимо от их социального положения.
Образованию принадлежит важная роль в формировании человеческого капитала. Это в первую очередь относится к профессиональному образованию, формирующему трудовые ресурсы общества.
Существуют следующие основные направления воздействия образования на человека:
- образование делает труд человека более продуктивным. Зависимость производительности труда от уровня образования многократно подтверждалась в эмпирических исследованиях;
- образование развивает в человеке предприимчивость и предпринимательские навыки, делает его более умелым организатором. Образованные люди не просто производительнее работают, но и лучше, рациональнее используют ресурсы, ускоряя тем самым рост национального богатства;
- образование увеличивает скорость распространения и совершения научных открытий. Лица с высоким уровнем образования быстрее реагируют на изменения в производстве, науке, технике. Образование наделяет рабочую силу уже накопленными знаниями, способствует процессу производства новых знаний.
Показатели эффективности образования делятся на две основные группы:
1. Показатели внутренней эффективности, которые характеризуют степень обеспеченности учебных заведений и педагогического процесса необходимыми финансовыми, материальными, трудовыми ресурсами в соответствии с нормами и нормативами.
2. Показатели внешней эффективности, учитывающие количественное и качественное соответствие между экономическими потребностями национального хозяйства и наличием квалифицированной рабочей силы.
Повысить качество человеческого капитала и его воспроизводство невозможно без инвестиций в него. По нашему мнению, инвестиции в человеческий капитал - это расходы на получение образования, накопление профессионального опыта, приобретение хорошего здоровья и т.д. В свою очередь, человеческий капитал способен приносить инвестиционную отдачу человеку, его семье, организации, где он работает, а также всему обществу в целом. Структура расходов на образование Российской Федерации в 2010 г. включает в себя: дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, профессиональную подготовку (педагогику, повышение квалификации), высшее и послевузовское профессиональное образование, молодежную политику и оздоровление детей, прикладные научные исследования в области образования. Далее рассмотрим динамику расходов бюджета Российской Федерации, направленных на сферу образования в период с 2008 г. по 2010 г. [4].
Расходы бюджета РФ в сфере образования за 2008-2010 гг., руб.
Расходы 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Образование 354 998 871,50 418 005 770,20 442 805 649,30
Дошкольное образование 3 632 292,00 4 034 879,40 433 018,00
Общее образование 4 147 769,50 5 083 127,00 5 800 496,80
Начальное профессиональное образование 11 470 954,30 13 163 514,00 3 067 281,60
Среднее профессиональное образование 33 958 491,70 37 642 777,10 32 094 281,60
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 4 003 984,00 4 798 512,00 5 485 311,20
Высшее и послевузовское профессиональное образование 280 021 574,10 334 795 307,60 364 475 932,00
Молодежная политика и оздоровление детей 588 413,50 863 083,10 648 960,10
Прикладные научные исследования в области образования 1 952 540,70 5 944 136,00 15 646 038,70
Другие вопросы в области образования 15 222 851,80 11 680 433,90 11 255 402,20
Из данных таблицы следует, что большая часть расходов в структуре образования направлена на высшее и послевузовское профессиональное образование (что занимает 80%), далее - среднее профессиональное образование (7%) и на третем месте - наиболее актуальная область образования в 2010 г.: прикладные и научные исследования (3,5%). За последние два года государство стало уделять большее внимание сфере образования, повысив расходы бюджета на 19,8%.
Постиндустриальный тип общественного развития в экономически развитых странах использует систему показателей эффективности образования, основанную на концепции формирования и функционирования человеческого капитала. При этом существуют различные методы. Один из них предусматривает анализ издержек и выгод образования с последующим определением их соотношения. Он проводится в три этапа:
1) идентификация выгод образования и их стоимостная оценка;
2) идентификация затрат и их стоимостная оценка;
3) сравнение приведенных к одному моменту времени затрат и выгод.
Размер денежных выгод от образования определяется как разность в заработке лиц с неодинаковой образовательной подготовкой в течение всей трудовой жизни.
Человеческий капитал является главной производительной силой, человек должен быть вооружен средствами производства и знаниями, т.е. быть достаточно образованным. В настоящее время всё большую ценность приобретает интеллектуальный труд, генерирующий знания. Именно поэтому в современной экономике человеческий капитал играет определяющую роль в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста как определенного региона, так и страны в целом.
Литература
1. Население и трудовые ресурсы: справочник / сост. А.Г. Новицкий. М.: Мысль, 2002. 400 с.
2. Проблемы трудовых ресурсов России: социально-экономическое исследование. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2003.
3. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие. М.: Новое знание, 2004. 274 с.
4. Статистический сборник / Росстат. М., 2011. 525 с.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л, 2010. 184 с. (Б-ка российского законодательства).
6. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании"» // Российская газета. 2009. 23 янв.
ПРОКОПЬЕВА АНАСТАСИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА - аспирантка, Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, Россия, Чебоксары ([email protected]).
PROKOPIEVA ANASTASIYA VYACHESLAVOVNA - post-graduate student, Chuvash State Agricultural Academy, Russia, Cheboksary.
РЫБАКОВ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ. См. с. 418.
ПЧЁЛКИНА ВАЛЕНТИНА ВИКТОРОВНА - доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары.
PCHELKINA VALENTINA VIKTOROVNA - doctor of economics sciences, professor of Economic Theory Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.