Научная статья на тему 'Влияние образования на духовную идентичность российского народа в трудах русских философов XIX века'

Влияние образования на духовную идентичность российского народа в трудах русских философов XIX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДУХОВНЫЙ КРИЗИС / ОБРАЗОВАНИЕ / САМОБЫТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ЕВРОПА / ПРОГРЕСС / ЛИЧНОСТЬ / ХРИСТИАНСТВО / SPIRITUAL IDENTITY / SELF-DETERMINATION / SPIRITUAL CRISIS / EDUCATION / IDENTITY / VALUES / EUROPE / PROGRESS / PERSONALITY / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мичурина З.В.

Статья посвящена анализу влияния образовательного фактора на духовную идентичность русского народа в работах русских философов XIX века. В связи с современным духовным кризисом общества и поисками путей выхода из него в данной статье осуществлен анализ трудов мыслителей этой эпохи. В результате исследования выявлено, что мыслители придавали большое значение образованию России, отмечали его важную роль в формировании духовной идентичности русского человека. П.Я. Чаадаев подверг жестокой критике жизнь русского народа в начале XIX века. Он считал, что Россия является примером и уроком для других народов неудачного развития. Характеризовал ее отсутствием прогресса. Видел выход из духовного кризиса общества в воспитании и образовании русского народа по западному образцу. Ф.М. Достоевский, отметил, что причина неудач российского образования состояла в неправильном подходе к постановке целей самодержавия в развитии русского общества. Он предлагал радикальные пути изменения реального образования. Для этого нужно уделить внимание изучению русского языка, народностей, истории русского и славянского народов, обычаев. Нужно быть истинно русскими и не ориентироваться на европейские ценности. Н.Н. Страхов выступал против подражания Европе и критиковал Запад за его рационализм. Он характеризовал российское образование как просвещение по европейским образцам и видел задачу образования в том, чтобы возродить духовные начала русского народа путями нравственного совершенствования личности. Важную роль в образовательном процессе играл религиозный христианский фактор. Россию ее величайшие умы идентифицировали как уникальную, специфическую страну, не относящуюся ни к Западу, ни к Востоку. Образование, по мнению представленных русских мыслителей, должно стать одним из основополагающих начал для решения проблемы духовной идентификации русского человека, с целью сохранения самобытности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF EDUCATION ON THE SPIRITUAL IDENTITY OF THE RUSSIAN PEOPLE IN THE WORKS OF RUSSIAN PHILOSOPHERS 19th CENTURY

The article is devoted to the analysis of the influence of the educational factor on the spiritual identity of the Russian people in the works of 19th-century Russian philosophers. In connection with the contemporary spiritual crisis of society and the search for ways out of it, this article analyzes the works of thinkers of this era. As a result of the research it was revealed that thinkers attached great importance to the education of Russia, noted its important role in the formation of the spiritual identity of the Russian people. P.Ya. Chaadaev, severely criticized the life of the Russian people at the beginning of the 19th century. He believed that Russia is an example and a lesson for other peoples of unsuccessful development. It was characterized by a lack of progress. I saw a way out of the spiritual crisis of society in the upbringing and education of the Russian people according to the Western pattern. F.M. Dostoevsky, noted that the reason for the failure of the Russian education was the wrong approach in stating the goals of the autocracy in the development of Russian society. He proposed radical ways to change real education. To do this, you need to pay attention to the study: the Russian language, nationalities, the history of Russian and Slavic peoples, customs. One must be truly Russian and not be guided by European values. N.N. Strakhov opposed the imitation of Europe and criticized the West for its rationalism. He characterized the Russian education as enlightenment on European patterns and believed that the role of education to revive the spiritual principles of the Russian people through the ways of moral perfection of the individual. An important role in the educational process was played by the religious Christian factor. They identified Russia as a unique, specific country that does not belong either to the West or to the East. Education, in the opinion of the Russian thinkers represented, should become one of the fundamental principles for the solution of the problem of the spiritual identification of the Russian person, with the aim of preserving the identity.

Текст научной работы на тему «Влияние образования на духовную идентичность российского народа в трудах русских философов XIX века»

Мичурина З. В.

Соискатель Ученой Степени Кандидата Наук

Кафедры Философии Кубанского Государственного Университета Преподаватель, Краснодарский Кооперативный Институт (Филиал) Российского Университета

Кооперации г. Краснодар, Россия

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ДУХОВНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ РОССИЙСКОГО НАРОДА В ТРУДАХ РУССКИХ ФИЛОСОФОВ

XIX ВЕКА

Статья посвящена анализу влияния образовательного фактора на духовную идентичность русского народа в работах русских философов XIX века. В связи с современным духовным кризисом общества и поисками путей выхода из него в данной статье осуществлен анализ трудов мыслителей этой эпохи. В результате исследования выявлено, что мыслители придавали большое значение образованию России, отмечали его важную роль в формировании духовной идентичности русского человека. П.Я. Чаадаев подверг жестокой критике жизнь русского народа в начале XIX века. Он считал, что Россия является примером и уроком для других народов неудачного развития. Характеризовал ее отсутствием прогресса. Видел выход из духовного кризиса общества в воспитании и образовании русского народа по западному образцу. Ф.М. Достоевский, отметил, что причина неудач российского образования состояла в неправильном подходе к постановке целей самодержавия в развитии русского общества. Он предлагал радикальные пути изменения реального образования. Для этого нужно уделить внимание изучению русского языка, народностей, истории русского и славянского народов, обычаев. Нужно быть истинно русскими и не ориентироваться на европейские ценности. Н.Н. Страхов выступал против подражания Европе и критиковал Запад за его рационализм. Он характеризовал российское образование как просвещение по европейским образцам и видел задачу образования в том, чтобы возродить духовные начала русского народа путями нравственного совершенствования личности. Важную роль в образовательном процессе играл религиозный христианский фактор.

Россию ее величайшие умы идентифицировали как уникальную, специфическую страну, не относящуюся ни к Западу, ни к Востоку. Образование, по мнению представленных русских мыслителей, должно стать одним из основополагающих начал для решения проблемы духовной идентификации русского человека, с целью сохранения самобытности.

Ключевые слова: духовная идентичность, самоопределение, духовный кризис, образование, самобытность, ценности, Европа, прогресс, личность, христианство

Michurina Zoya V.

candidate of science degree Department of Philosophy

Kuban State University Teacher, Krasnodar cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation Krasnodar, Russian Federation

EFFECT OF EDUCATION ON THE SPIRITUAL IDENTITY OF THE RUSSIAN PEOPLE IN THE WORKS OF RUSSIAN PHILOSOPHERS 19th CENTURY

The article is devoted to the analysis of the influence of the educational factor on the spiritual identity of the Russian people in the works of 19th-century Russian philosophers. In connection with the contemporary spiritual crisis of society and the search for ways out of it, this article analyzes the works of thinkers of this era. As a result of the research it was revealed that thinkers attached great importance to the education of Russia, noted its important role in the formation of the spiritual identity of the Russian people. P.Ya. Chaa-daev, severely criticized the life of the Russian people at the beginning of the 19th century. He believed that Russia is an example and a lesson for other peoples of unsuccessful development. It was characterized by a lack of progress. I saw a way out of the spiritual crisis of society in the upbringing and education of the Russian people according to the Western pattern. F.M. Dostoevsky, noted that the reason for the failure of the Russian education was the wrong approach in stating the goals of the autocracy in the development of Russian society. He proposed radical ways to change real education. To do this, you need to pay attention to the study: the Russian language, na-

tionalities, the history of Russian and Slavic peoples, customs. One must be truly Russian and not be guided by European values. N.N. Strakhov opposed the imitation of Europe and criticized the West for its rationalism. He characterized the Russian education as enlightenment on European patterns and believed that the role of education to revive the spiritual principles of the Russian people through the ways of moral perfection of the individual. An important role in the educational process was played by the religious Christian factor. They identified Russia as a unique, specific country that does not belong either to the West or to the East. Education, in the opinion of the Russian thinkers represented, should become one of the fundamental principles for the solution of the problem of the spiritual identification of the Russian person, with the aim of preserving the identity.

Keywords: spiritual identity, self-determination, spiritual crisis, education, identity, values, Europe, progress, personality, Christianity

Актуальность исследования влияния фактора образования на духовную идентичность русского народа определяется, на наш взгляд, ее практической сущностью, с точки зрения дальнейшего развития России, национальной безопасностью и ее ролью в мировом сообществе. Владимир Владимирович Путин в своей речи на Валдайском форуме в октябре 2017 года акцентировал внимание на том, что современный мир стремительно меняется. Во всех сферах разворачиваются качественно новые процессы. Динамика жизни разных стран, технологическая революция переплетаются с изменением на международной арене, одновременно обостряется конкуренция государств за место в мире. Для успешного развития нужен устойчивый и стабильный миропорядок. Но прогресс сам по себе не может обеспечить безопасность. Для этого нужна социальная ответственность, уважение к духовным ценностям любого общества, иначе последует тоталитаризм, национальные противоречия. Наше общество испытывает глубокий духовный кризис. И если, по мнению В.А. Авксентьева, за последние годы в России достаточно сформирована общероссийская гражданская идентичность, то в области духовной идентичности предстоит большая работа [1, с. 9]. Российская идентичность остается неустойчивой и поэтому является

удобным объектом манипулирования. Духовная идентификация играет важную роль в жизни человека, так как сопричастность к историческим, политическим и другим явлениям заставляет его становиться органической частью этого мира, народа, нации. Образование является важным фактором в самоидентификации человека. Именно от получения качественных знаний зависит успешный выбор обществом путей развития государства, сохранения самобытности, традиций и ценностей русского народа.

Потребность в определении человеком собственной национально-культурной, духовной и цивилизационной принадлежности существовала всегда. Мыслители XIX века, такие как П.Я. Чаадаев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов, в своей полемике, рассуждая по поводу духовной идентичности русской личности, отмечали значительное влияние на нее образования. Они отметили быстрое и беспорядочное усвоении русским народом западных ценностей и потерю русской нацией духовности и самобытности. Европейские ценности, внедрившиеся в русскую жизнь и в образование, негативно повлияли на самоидентификацию русского человека, поэтому он так часто стоял перед выбором в вопросе: кто он по духовному складу характера и психологическому типу: европеец или азиат? Русский народ в историческом процессе не только испытывал на себе навязывание западных или иных ценностей, но и возникала проблема закрытости его от европейского прогресса, а вследствие этого, по мнению мыслителей, отсутствие альтернатив развития русского государства.

Термин «идентичность» в философской трактовке определяется так:

«(от лат. Idem - тот же самый) - тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь» [4, с. 576]. Закон тождества требует, чтобы каждому понятию в течение мыслительного акта придавалось одно и то же значение. Другими словами, по мнению немецкого философа Корнелиуса, вещь может быть идентична только сама себе. Между многими вещами может быть подобие или равенство, то есть совпадение во всех существенных признаках. В исследовании одним из основополагающих терминов наряду с

«идентичностью» является понятие «самобытность». Анализируя философский и культурологический словари, можно отметить, что разногласий в трактовке термина «идентичность» и «самобытность» не наблюдается. Они практически равнозначны. Но нельзя исключать, по нашему мнению, словарь русского языка Ожегова, так как мы - русские люди, и трактовка в данном словаре так же значима. Он характеризует термин «самобытность» как самостоятельный в развитии, идущий своими путями, оригинальный, непохожий на других, отличающийся яркими индивидуальными чертами, своеобразный. По мнению Б.С. Ерасова, автора труда «Культура, религия и цивилизация на Востоке», русский термин «самобытность» более полно передает оттенки этого понятия, чем его английский коррелят - «идентичность» [2, с. 205]. Таким образом, мы приходим к мнению, что русский термин «самобытность» органично дополняет термин английский «идентичность», успешно применяющийся в различных гуманитарных дисциплинах. Следовательно, можно сделать вывод, что самобытность является специфическим элементом идентичности личности, дополняющим его важными характеристиками уникальности и нестандартности, своеобразного пути развития.

Духовная идентичность выступает разновидностью идентичности общества. На наш взгляд, духовную идентичность можно определить как ряд сочетающихся аспектов культурной, национальной, религиозной геополитической самоидентификации. По содержанию она представляет процесс сохранения и развития социальными субъектами своей тождественности с определенными ценностями, идеалами, традициями и нормами. Нельзя не отметить важность термина «духовное самоопределение». Оно заключается в выборе между различными вариантами жизненной стратегии, основным вопросом которой является, во имя каких высших целей предпринимаются определенные действия. Выбор личности осуществляется в пользу духовности. Или бездуховности.

Труды мыслителей прошлых веков - это бесценный опыт, который мы можем применить для создания современ-

ных концепций и технологий по возрождению духовности и сохранению самобытности русского народа.

Уже в первой половине XIX в. Петр Яковлевич Чаадаев в «Философических письмах», написанных в 1829 г., акцентировал внимание на трансформации образа жизни русского народа, насильственном насаждении западных ценностей. Россия пребывала в духовном кризисе. Ситуацию он характеризовал как критическую и опасную для русского общества, так как «ни у кого нет определенной сферы деятельности, нет хороших привычек, ни для чего нет правил, нет даже и домашнего очага» [7, с. 323]. Личность в России отличается от западных стран отсталостью идей, отсутствием развития. В крови самого народа есть нечто отвергающее всякий настоящий прогресс.

Большое значение он отводил воспитанию в решении проблемы нравственного совершенствования и обретения духовного самоопределения. Сам процесс он связывал с развитием «социальной идеи христианства». Выход из духовного кризиса мыслитель видел в общечеловеческом единении, а для того чтобы к нему приблизиться, необходимо оживить в стране веру. Сама же форма единства будет предопределена Провидением. Россия не Запад и не Восток по идентичности. Характеризуя самобытность русского народа качествами терпимости и покорности, ненасильственности, П.Я. Чаадаев видит восстановление духовности в особом нравственном порядке воспитания личности, аналогично тому, какое прошло западное человечество, то есть воспитание по западному образцу. Прогресс в образовании - один из главных аспектов, который волнует философа. Изучая его труды, мы наблюдаем первый развитый опыт христианизированного европоцентризма. Поставив Россию между Западом и Востоком, он не осмыслил глубоко особенностей своей страны, ее духовного типа и национального характера во внутренних отношениях к другим культурам, но роли образования он придает основополагающее значение, от которого зависит будущее России.

Рассуждая о теме образования в своих заметках о классическом и реальном образовании, написанных в 1864 г., Ф.М. Достоевский считал, что будет усиливаться и развиваться реальное образование, так как классическое, прежнее утрачено и обратилось в схоластику. Предложенные им идеи радикальны

и критичны. По его мнению, нужно развивать образование в направлении изучения языков, истории, народностей, обычаев. Причиной неудач в образовании он считал то, что властью ставятся не те цели: «...нужны не просвещение, не промышленность, не счастье, а централизация государства в самодержавии, а, следовательно, чиновники» [3, с. 6], самодержавие «утратило мысль о древнерусском отношении к своему народу». Самодержавие завело «дружину для самосохранения, то есть чиновников» [3, с. 7]. Нужно быть русскими по духу и познавать Россию. Таким образом, нравственно развиваясь и самосовершенствуясь, занимаясь духовным самопознанием и самоопределением, мы сможем правильно духовно идентифицироваться, не обращая внимания на Запад, не давая себя унижать, так как Европа однозначно считает нас чужими для себя, а мы все стремимся определить себя как «европейцы».

По мнению Ф.М. Достоевского, для сохранения самобытности России нужно использовать универсальные возможности русского духа. Для переустройства жизни русского человека необходима была религиозная и социальная доктрина, основанная на христианских и братских началах, и именно эту доктрину попытались разработать почвенники. Европейскому индивидуализму противопоставлялись формы социального устройства, такие как община и земство. Мировые культурные ценности, нравственные идеалы должны были быть объединены через русскую идею «всечеловечности».

Н.Н. Страхов, как и предыдущие философы, акцентировал внимание на том, что мы являемся лишь подражателями Европы: «Вечные ученики Запада. Мы избалованы обилием чужого ума, мы поглощаем его без разбора и не можем отвыкнуть от легкомыслия и непоследовательности» [5]. Именно от этого, по его мнению, русское образование грешит против самых элементарных требований. Эпоху он охарактеризовал оскудением идеалов, отсутствием руководительных начал. Страхов критикует Запад и разоблачает его как царство «рационализма». Западноевропейский рационализм Страхов называет «просвещенством», под последним он понимает патологическую веру во всесилие человеческого рассудка, доходящего до идолопоклонства достижениям естественных наук. Единственным противоядием против этого, по его мнению, было живое соприкосновение с родной почвой, с народом, со-

хранившим в своем быту здоровые религиозно-моральные начала. Он боролся за то, чтобы вернуть русское сознание к русскому народу, при этом: «не нужно искать каких-либо новых еще небывалых на свете начал, нам следует только проникнуться тем духом, который исконно живет в нашем народе и содержит в себе тайну роста, силы и развития нашей земли» [5]. Поднимая вопрос самобытности, мыслитель отмечает, что в России духовность лишена связи с жизнью, с национальными инстинктами. Цели народа русского призрачные, а просвещение на европейский лад. Возродить духовные начала можно, лишь изменив суть российского просвещения, учитывая те нравственные начала, которые исконно живут в нашем народе. Большую роль он отводил качествам: самоосуждению, самообличению, присущих русскому характеру. Для русского народа нехарактерны черты самодовольства, самовосхваления. Причина духовной болезни в том, что русский народ не осознает своей состоятельности, и если она существует все же, то не умеет ее ясно и отчетливо видеть и выражать. Не видит наш народ в своей духовной жизни ни хороших, ни дурных сторон и огульно ее осуждает, когда драгоценнейшие черты этой жизни, прекрасные ее зачатки нужно выявлять и использовать. Страхов выделяет три стадии морального совершенствования, необходимые для восстановления души русского человека, которые охарактеризовал в статье «Справедливость, милосердие и святость», вышедшей в 1892 г. в журнале «Новое время». Первая стадия: зависимость от закона, являющегося продуктом разума и истории, - человек честный; вторая стадия: любовь к другим людям - человек хороший, добрый; третья стадия: преодоление нашей природы - человек чистый, беспристрастный [6, с. 8].

По нашему мнению, образование является одним из основополагающих факторов для формирования духовного самоопределения народа, следствием этого должен стать результат свободного выбора жизненной стратегии каждого русского человека. Русский народ должен быть не пассивным воспреемником внешних условий, а активным субъектом, преломляющим исторические, политические, культурные явления через свой духовный внутренний мир. Однозначно будущее России должно быть прогрессивным, бесконфликтным, духовно-нравственным и безопасным.

Библиографические ссылки

1. Авксентьев В.А. Политика идентичности в современной России и манипулятивные практики деконструкции / / Сб. статей междунар. науч.-просвет. конф. 31-е Адлерские чтения. - Краснодар: Традиция, 2017. - С. 9-14.

2. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (очерки общей теории) / Б.С. Ерасов. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - С. 205.

3. Захаров В.Н. Идея Достоевского: Усиленное познание России как задача образования / / Неизвестный Достоевский. - №

3. - Петрозаводск: ПГУ, 2016. - С. 3-13.

4. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. - С. 576.

5. Лобанов С. Страхов Н.Н. Непризнанный философ-почвенник / [Электронный ресурс] - URL: http://pravaya.ru/ludi/450/9755.

6. Страхов Н.Н. Борьба с Западом в нашей литературе. - СПб., 1883. - С. 8.

7. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений. Философические письма. T.I. - М.: Наука, 1991. - С. 320-434.

References

1. Avksentiev V.A. The identity policy in modern Russia and the manipulative practices of deconstruction. / / Collection of articles of the international scientific-educational conference. 31 Adler Readings. Krasnodar. Tradition. 2017. Pp. 9-14.

2. Erasov B.S. Culture, Religion and Civilization in the East: (Essays on the General Theory) / B.S. Yerasov. M.: Science. The main edition of oriental literature. P. 205.

3. Zakharov V.N. Dostoevsky's idea: Enhanced knowledge of Russia as a task of education. J. Unknown Dostoevsky No. 3 Petrozavodsk. CCGT. 2016. Pp. 3-13.

4. A short philosophical encyclopedia. M. Progress. 1994. P. 576.

5. Lobanov S. Strakhov N.N. An unrecognized philosopher is a poch-vennik. URL: http://pravaya.ru/ludi/450/9755.

6. Strakhov N.N. The struggle with the West in our literature. St. Petersburg. 1883. P. 8.

7. Chaadaev P.Ya. Full composition of writings. Philosophical letters. Science M. 1991 Pp. 320-434.

© Мичурина З. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.