Научная статья на тему 'Влияние образования и литературных вкусов времени на язык древних западных христиан'

Влияние образования и литературных вкусов времени на язык древних западных христиан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние образования и литературных вкусов времени на язык древних западных христиан»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

А.И. Садов

Влияние образования и литературных вкусов времени на язык древних западных христиан

Опубликовано:

Христианское чтение. 1915. № 3. С. 285-303.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

u '. Выоочаип

>'X ' *> ■

сѳждѳнныь. £.і,лй#иик ',$ .If руОС'КОр и 0 :і::сл, ^ЦА

Вліяніе образованія и литературныхъ вкуеовъ вре мѳнн на языкъ древнихъ западныхъ христіанъ.

f3HКЪ древнихъ христіанъ изъ латинянъ, какъ отобравъ ихъ .духовной жизни, отражалъ въ себѣ всѣ важнѣйшія перемѣны въ ней. На его лексиконѣ и значеніи словъ, $ на, фермахъ и сочетаніи словъ, вообще на всемъ со-I ставѣ и видоизмѣненіяхъ языка отозвался какъ фактъ постепенна^'упадка и умиранія многихъ античныхъ представленій и ѵіЩДицій, такъ и фактъ продолжавшагося вліянія греко-римс^рй. культуры съ разныхъ ея сторонъ на датинскій христіанизировавшійся западъ. Это вліяніе шло въ особенности путей! школьнаго образованія ‘); школьное же дѣло,

‘) Вопроеъиёг, школахъ и образованіи въ западной половинѣ римской имперішіравсматривали или его касались:

Giesebrecht, De litterarum studiis apud Italos primis medii aevi saeculis, 1845.(1:)','

L’ abbe L e Ь lane, Essai historique et critique sur Г etude et l’enseigne-ment des lettres /profanes dans les premiers віёсіев de Г Eglise, thfese, 1852.

О z а а а m, Ьа civilisation chretienne au Ve siöcle, t. 1, 1855.

J u n g, De 'Btholis romanis in Gallia comata, these. Paris, 1855.

Lerber, Professoren, Studenten und Stndentenleben vor 1500 Jahren, 1867. /" ii„

Grasberger, Erziehung und Unterricht im klassischen Alterthum,

I—III, 1864—1880.

Bremer, Die ßeehtslehrer und Rechtsschulen im röm. Kaiserreiche,

1868.

Kaufmann, Rhetorenschulen und Klosterschulen oder heidnische und christliche Kultur in Gallien (Rauffjfös historisches Taschenbuch, 4 Folge),

1869.

Ozanam, Des ecoles barbares, въ Oeuvres B,

eoles et de Г instruction риЫдще^ви-4*айіГ^^іетр! completes, III ed., t. II, 1^73. £,145Jli'iO'

. Преображенскій, Восточныя и западныя школы во^вр

1 '20

!

по крайней мѣрѣ по временамъ, составляло предметъ довольно серьезныхъ заботъ какъ частныхъ лицъ и общественныхъ учре-

Карла Великаго, ихъ отношеніе между собою, къ классическимъ и древне-христіанскимъ и постановка въ нихъ богословія, 1881.

Budinszky, Die Ausbreitung der lat. Sprache über Italien und die Provinzen des röm. Reiches, 1881.

G. В о i s s i e r, Les rheteurs gaulois, въ „Journal des savants“, mars

1884.

G. В о i s s i e r, L’instruetion publique dans l’Empire romain, въ Revue des deux mondes, 1884, 15 Mars.

E. Jul lie В, Les prafesseurs de litterature dansTancienne Rome,

1885.

В. Плотниковъ, Исторія христіанскаго просвѣщенія въ его отношеніяхъ къ древней греко-римской образованности, 1885.

Denk, Geschichte des gallo—fränkischen Unterrichts—und Bildungswe-sens, von den ältesten Zeiten bis auf Karl den Grossen, 1892.

Schmid, Geschichte jder Erziehung vom Anfang an bis auf unsere Zeit, Bd. П, Abt. 1: Die christliche Erziehung in ihrem Verhältnisse zum Judentum und zur antiken Welt. Bearbeitet von G. В а n r, 1892. На русскомъ языкѣ: K. Шмидъ, Исторія педагогики, перев. Циммерманъ, 1878—80.

у Проф. В. Ѳ. П ѣ в н и ц к і й. Образованіе отцовъ-проповѣдниковъ V вѣка, 1892.

Проф. Н. Дроздовъ, Къ вопросу о религіозно-нравственномъ значеніи классической системы образованія, 1895. (Отз. въ „Филологич. Обозрѣніи“ т. IX, отд. II, стр. 149—152).

Ziegler, Geschichte der Pädagogik mit besonderer Rücksicht auf das höhere Unterrichts wesen, 1895.

Eickhoff, Zwei Schriften des Basilius und des(Augustinus, als geschichtliche Dokumente der Vereinigung von klassischer Bildung und Christentum, Pr. 1897.

Messer, Quintilian als Didaktiker (Abdruck aus Neue Jahrb. f. Pk. u. P., 158 Bd.), 1897.

Статья Athenäum, въ Pauly-Wissowa Real-Ene. d. kl. А., И (1897).

H. Суворовъ, Средневѣковые университеты, 1898.

Rauschen, Das griechisch-römische Schulwesen zur Zeit des ausgehenden Heidentums, 1901.

Duclaux, Ausone ou l’education des rheteurs, въ „Revue de Paris“, І-er Decembre 1901.

t Проф. И. В. Цвѣтаевъ, Изъ жизни высшихъ школъ римской имперіи, 1902,

Roger, L’eneeignement des lettres classiques d’ Ausone ä Alcuin, 1905. Fr. Xav. Eggersdorfer, Der heil. Augustinus als Pädagoge und seine Bedeutung fUr die Geschichte der Bildung, въ Strassburger Theol. Studien, hrsg. v. Ehrhard u. Müller, VIII B., 3—4 H., 1907. Cpae. „Th. Lzeitung“ 1907, 11, 327.

Проф. H. С а г а p д а, Древне-церковная богословская наука на греч. востокѣ, въ „Христ. Чт.“ 1910, апр., 453 слл. Сравн. предисловіе

жденій, такъ и государственной власти ‘), и отличалось знакъ переводу слова Григорія Чудотворца въ „Хр. Чт.“ 1912, ноябрь, 1177 слл., 1196 слл.

Кибардинъ, Система педагогики по твореніямъ бл. Августина, въ „Правосл. Собес.“ 1910, сент.

Кибардинъ, „Новая школа" бл. Августина, въ Журн. М. Н. Пр., 1912, окт.

A. Möller, Studentenleben іш 4 Jahrhundert nach Christus, въ Phi-

lologus, 1910. ■

Barbagall о, Lo stato e Г istruzione pubblica nell’ impero Romano, 1911. Отз.: B. ph. W. 1911. 41—42, 1$94—6; Classical Review 1911, 7, 210.

Ssymank, Das Hochschulwesen im römischen Kaiserreich bis zum Ausgang der Antike, Pr. 1912.

Baumert, Die Entstehung der mittelalterlichen Klosterschulen und ihr Verhältnis zum klass. Altertum. Pr. I Teil 1912; II T. 1913.

Проф. А. Дьяконовъ, Типы высшей богословской школы въ древней Церкви Ш — VI в.в.. въ „Христ. Чт.-‘ 1913. агір. и май; о латинской богословской школѣ—майек. кн., стр. 617 слл.

J. S t і g I m а у г, Kirchenväter und Klassizismus, 1913. Отз.: А. С. въ „Гермесѣ“ 1914, 5, 145—7; Н. Vogels въ W. f. kl. Ph. 1914. А» 23.

G. G. Сои 1 ton. Monastic schools in the middle ages (Medieval Studies, fasc. 10), 1913.

B. Appel, Das Bildungs—und Erziehungsideal Quintilians nach der Institutio oratoria. 1914.

G. H. Hörle, Frühmittelalterliche Mönchs—und Klerikerbildung in Italieu (Freiburger Theo!. Studien. ХШ Heft). 1914.

0 школахъ и образованіи на латинскомъ западѣ можно читать въ весьма многихъ изданіяхъ на спеціальныя темы (напримѣръ Prietzel Boethius, 1879; Brandes, Ueber d. frühchristliche Gedicht Laudes Domini, 1887, Rand, The value of humanistic Studies. Michigan 1910, сравн. В. ph. W. 1911, 45, 1414—1415), въ „Лекціяхъ“ f проф. В. В. Болотова, въ руководствахъ Schanz, М а n і t і u s и др. Нужно думать, что г. М е-лиховъ, давшій очеркъ римскаго обученія во времена республики (рец. проф. А. М а л е и н а въ ж. „Гермесъ“, 1913, 14, 379—380), представитъ обозрѣніе школьнаго дѣла въ Римѣ также въ періодъ имперіи.

Вышеуказанными трудами, конечно, не исчерпывается списокъ всѣхъ относящихся къ предмету изданій, какъ можно видѣть даже изъ общей „Bibliographie der klassischen Alterthumswissenschaft“ H ü b n e r’a.

l) Объ этомъ можно судить отчасти по заботамъ о матеріальномъ и обществевномъ положеніи преподавателей и о пригодности кандидатовъ на учительскія мѣста. Со времени Веспасіана и нѣкоторыхъ позднѣйшихъ императоровъ, преподаватели стали получать содержаніе частію отъ казны, частію отъ городскихъ общинъ, пользоваться свободою отъ городскихъ повинностей и другими привиллѳгіями. Sue ton. Vesp. 18: ingenia et artes vel maxime fovit; primus e fisco Latinis Graecisque rhetoribus annna centena eonstituit; Aelii Spartiani Vita Hadriani, cap. 16; omues professores et honoravit et divites fecit; doctores, qui profession! suae inhabiles videbantur. ditatos honoratosque a professione dimisit;

чительной оживленностью и пространственной развѣтвленностью не только въ Италіи, но и въ провинціяхъ. «Римъ понялъ, что (какъ говорилъ Августинъ^ вмѣстѣ съ игомъ своей власти слѣдуетъ наложить на побѣжденныхъ иго государственнаго языка, и взялъ образованіе варваровъ въ свои руки» 1).

При имнеріи существовало много выдающихся учебныхъ учрежденій. Главная изъ высшихъ школъ находилась бъ Римѣ, который привлекалъ не только своимъ значеніемъ столицы, но и внѣшнимъ видомъ: монументальными сооруженіями, xpä-мами, театрами и амфитеатрами. Не даромъ даже такой человѣкъ, какъ Кассіодоръ, въ восхищеніи отъ памятниковъ античнаго искусства въ Римѣ, сказалъ: «весь Римъ есть чудо». Молодыхъ людей, жаждавшихъ образованія, влекла въ Римъ его высшая школа, выдѣлявшаяся изъ другихъ и привилле-гіями, которыя государство предоставило здѣсь преподавателямъ юридическихъ знаній. Основаніе этой школы (ludus іп-

Juli Capitolinі, Antoninus Pius, е. 11: rhetoribus et philosophis per omnes provincias et honores et salaria detulit; Aelii Lampridii, Alex. Severns, c. 44: rhetoribus, grammaticis, medicis, haruspicibus, mathematieis, mechanicis, architects salaria institnit et auditoria decrevit et discipulos cum annonis pauperum filios modo ingennos dari inssit; etiam in provineiis oratoribus forensibus inultum detulit etc. Распоряженія нѣкоторыхъ другихъ, предшествующихъ и послѣдующихъ, императоровъ въ интересахъ преподавателей и школъ, извѣстный декретъ Діоклетіана, регулировавшаго содержаніе учительскаго персонала во всемъ государствѣ, важныя установленія Константина Великаго, затѣмъ Валента, Граціана и Ва-лентиніана, Гонорія и Ѳеодосія и другихъ правителей указаны съ значительной иногда обстоятельностью у Denk, кратко—у S s у m а n к, раньше—у Bernhard у, который приводитъ выдержки изъ Cod. Theod. Въ виду рескрипта Ѳеодосія и Валентиніана П въ Cod. Just., которымъ ирофессоры въ Константинополѣ приравнивались по титулу и рангу къ лицамъ, qui sunt ex vicaria dignitate, т. ѳ. къ сановникамъ второй категоріи, которые титуловались „spectabiles“ и выше которыхъ стояли только „illustres“, Zink, Der Myth. Fulg. 1, s. 10, считалъ не немыслимымъ, если бы занимавшій оффиціальное мѣсто учителя въ провинціальномъ городѣ былъ поставленъ въ число должностныхъ лицъ третьяго класса—„viri clarissimi“. Преподавательскія вакансіи грамматиковъ и риторовъ замѣщались послѣ удостовѣренія въ пригодности кандидатовъ, на основаніи отзывовъ компетентныхъ судей, при участіи общества и государственной |власти. Такъ напримѣръ Августинъ говорилъ пробную рѣчь (или, по нынѣшней терминологіи, пробную лекцію) предъ префектомъ Рима Симмахомъ, и только послѣ этого испытанія отправился въ высшую школу въ Медіоланѣ.

*). Mohl, Introd. й Іа ehron. du lat. vnlg., 1899, p. 71.

genuarum artium), носившей названіе Athenaeum, падаетъ на время императора Адріана (117—138). Въ римскомъ Athenaeum, съ внѣшней стороны представлявшемъ великолѣпное зданіе съ аудиторіями въ видѣ амфитеатра, а по назначенію и дѣятельности занимавшемъ средину между теперешними университетами и академіями наукъ, поэты, риторы и философы предлагали чтенія, наставники вели преподаваніе. Наплывъ молодежи въ Римъ былъ такъ значителенъ, что Вален-тиніану, Валенту и Граціану пришлось въ 370 году издать особый эдиктъ De studiis liberalibus Urbis Romanae et Con-stantinopolitanae, регламентировавшій студенческую жизнь и занятія. Августинъ, въ 384 году преподававшій риторику въ Римѣ, говорилъ, имѣя вѣроятно въ виду прежде всего Athenaeum, что латинскую науку создали два города—Римъ и Карѳагенъ; поэтъ Аполлинарисъ Сидоній (f около 480 г.) называлъ римскую школу domiciliuin legum, gymnasium littera-rum; по Кассіодору, Римъ есть eloquentiae foecunda mater. Изъ италійскихъ школъ славилась также школа въ Медіоланѣ, гдѣ преподавались грамматика и риторика и куда приглашенъ былъ изъ Рима и Августинъ.

Было много школъ въ провинціяхъ. Еще Светоній, De grammaticis, 3. писалъ, что in provincias quoque grammatica penetraverat, ac nonnulli de notissimis doctoribus peregre do-cuerunt, maxime in Gallia Togata. Были превосходныя школы въ Галліи, куда въ IV вѣкѣ отправлялись для своего образованія и молодые римляне, въ томъ числѣ Симмахъ, сынъ римскаго префекта. Еще Тацитъ, въ Annales III, 43, указывалъ славившееся въ ту пору училище въ Augustodunum (нын. Autun, въ Бургундіи), куда собиралась знатная галльская молодежь. Эта школа, въ которой преподавалъ и знаменитый Евменій, удерживала свое значеніе въ теченіи долгаго времени. Пользовались извѣстностью школы: въ Lugdunum (нын. Lyon, въ департаментѣ Роны), въ Tolosa (нын. Toulouse, на Гароннѣ), особенно въ Burdigala (Bordeaux), гдѣ преподавалъ риторику Авзоній, вмѣстѣ съ цѣлымъ рядомъ другихъ славившихся учителей риторики и грамматики, и гдѣ было средоточіе всей аквитанской интеллигенціи, также въ Pictavium (Poitiers), Narbo (Narbonne), Arelatum (Arles), Vesontio (Be-san§on), Augusta Trevirorum (Trier), гдѣ положилъ начало своего образованія Амвросій и расширялъ свои знанія Іеронимъ и гдѣ одно, время жилъ Лактанцій, въ.Vienna (Vienne),

Claromontium (Clermont), Massilia (Marseille) и друг. Даже въ V вѣкѣ, въ періодъ варварскихъ вторженій германцевъ въ Галлію, школы существовали здѣсь во всѣхъ значительныхъ городахъ, и изъ этихъ образовательныхъ учрежденій выходили люди, выдававшіеся во всѣхъ областяхъ знанія, въ особенности же въ риторикѣ, какъ нельзя болѣе соотвѣтствовавшей природнымъ дарованіямъ и склонностямъ мѣстныхъ уроженцевъ1). Несомнѣнно существовали школы въ Испаніи, изъ которой раньше вышло значительное число писателей, пріобрѣв-шихъ извѣстность и даже славу среди античныхъ авторовъ, и которая дала нѣсколько видныхъ писателей-христіанъ, хотя по названіямъ извѣстны немногія школы. Подъ вліяніемъ христіанской Галліи были заведены также школы въ Ирландіи, а потомъ (отчасти при посредствѣ ирландцевъ) въ Британіи. Нѣкоторыя изъ этихъ школъ, не исключавшія изъ своихъ программъ и свѣтскихъ наукъ, пріобрѣли не малую извѣстность и оказали вліяніе даже на школьное дѣло континента 2).

Гораздо раньше, чѣмъ въ отдаленныхъ отъ Рима странахъ запада, были основаны и имѣли несравненно большее значеніе школы въ римской Африкѣ, гдѣ духовная жизнь латинскаго населенія шла въ энергичномъ темпѣ и въ широкомъ масштабѣ, въ соотвѣтствіи съ развитіемъ общей культуры края 3). Главнымъ образовательнымъ центромъ былъ здѣсь Карѳагенъ. Апулей, правда, въ панегирическомъ тонѣ, писалъ о Карѳагенѣ: Quae юаіог laus aut certior qaam Oarthagini benedicere, ubi tota civitas eruditissimi estis, penes quos oin-nem disciplinam pueri discunt, iuvenes ostentant, senes docent. Carthago provinciae nostrae magistra venerabilis, Carthago * V

q Срав. Engelbrecht Untersuch, üb. die Sprache des Claud. Mamertus (Sitzungsber. d. Wien. Ak.. CX Bd., II H.i. Abdr.. 1885. s. 428 fl.;

V i 11 e v i e i 11 e, Histoire s. Cesaire. 1884, p. 254 ss.; Arnold, Caeearius von Arelate, 1894, s. 19 ff.

-) Срав. Walter Sch ult ze, Die Bedeutung der irrschottischen Mönche für die Erhaltung nnd Fortpflanzung der mittelalterlichen Wissenschaft, въ Zentralblatt für Bibliothekswesen, VI (1884), 188. 233. 281. Проф. А. Брилліантовъ, Вліяніе восточнаго богословія на западное въ произведеніяхъ Іоанна Скота Эригены, 1898. О названіяхъ „Brittania“ и друг.. разсуждаетъ Windiseh, Das keltische Brittaunien, 1912 (B. ph. W. 1914, 19, 598).

Africae Musa coelestis, Carthago Camena togatorum *). Позже Сальвіанъ писалъ о томъ же Карѳагенѣ: Шіс omnia officiorum publicorum instrumenta, illic artium liberalium scholae, Шіс philosophorum officinae, cuncta denique vel linguarum gymnasia vel morum l 2 *). За возможными здѣсь риторическими преувеличеніями видится и историческая дѣйствительность 4). Латинская, мѣстами же и греческая, литература и риторика изучались, далѣе, въ городахъ: Мадаврѣ (Madaura), гдѣ этими предметами занимался и Августинъ до отправленія въ Карѳагенъ 4), Сиккѣ (Sicca), гдѣ преподавалъ риторъ Арнобій, учитель Лактанція 5), Ситифисѣ (Sitifis), также повидимому въ Циртѣ (Cirta), Гадруметѣ (Hadrumetum), Лептисѣ (Leptis).

Собственныхъ школъ у христіанъ сначала не было, и только много спустя появились училища при монастыряхъ и епископскихъ каѳедрахъ. Христіанскія дѣти обычно учились въ языческихъ школахъ, и въ этомъ ихъ образованіи заключалась основа и корень вліянія литературнаго языка на латынь христіанъ.

Обученіе на римскомъ западѣ въ періодъ имперіи велось обыкновенно по тремъ ступенямъ: первая — въ начальной школѣ, подъ руководствомъ litterator, ludi magister, обучавшаго чтенію и письму, вмѣстѣ съ элементарной грамматикой, и счисленію; вторая—у litteratus или grammaticus, которому позже усвоено было названіе professor ®); третья—у rhetor ’).

l) А pul. Florid. ІѴ, 20. 2) Salvian., De gubern. Dei. VH. 16.

3) Августинъ, Confess. V, 8, 14, свидѣтельствуетъ о нравахъ карѳагенскихъ студентовъ, что apud Carthaginem foeda et intemperans licentia scholasticorum. Irrumpunt impudenter et prope furiosa fronte perturbant ordinem. quem quisque discipulis ad proficiendum instituerit. Multa iniuriosa facinnt mira hebetudine, et punienda legilms, nisi eonsuetudo patrona sit. Въ

Римѣ дисциплина была строже. Однако и тамъ бывало много такихъ случаевъ, когда ученикъ, не желая платить денегъ учителю, переходилъ къ другому (Conf. V, 12).

4) Conf. П, 2. 3. s) Hi его n. De vir. ill. 80.

е) Sue tou., De gramm., 4 — 5: Appellatio grammaticorum Graeca eonsuetudine invaluit; sed initio litterati vocabantur... Sunt qui litteratum a litteratore disliDguant, ut Graeci grammaticum a grammatista, et ilium quidem absolute, hunc mediocriter doctum existiment.

’.) Изъ христіанъ о grammaticalis palaestra говоритъ, напримѣръ, Apoll. Sid. Carm. XXII, v. 208 ss., о риторскихъ упражненіяхъ—Prudent! us въ praef., v. 8—9. Сравн. Schmitz, Die Gedichte des Prüden-tius, 1889, 1 Tb., s. 3—4. Впрочемъ, предметы обученія въ этихъ школахъ не были рѣзко и строго разграничены, и начальный учитель могъ

Для формированія языка и стиля ученика наиболѣе важны были двѣ послѣднихъ ступени. Мальчикъ и, затѣмъ, юноша; изучалъ грамматику, читалъ тексты лучшихъ писателей, особенно поэтовъ, заучивалъ отрывки изъ нихъ* упражнялся въ переложеніяхъ и подражаніяхъ—прозою и стихами: на прочитанныхъ стихотворныхъ текстахъ изучались правила просодіи и метрики; усвоялись реальныя объясненія по части исторіи, географіи, миѳологіи. Въ особенномъ почетѣ былъ Вир-гилій *); изучали также Цицерона 2), Горація, Овидія, Сенеку, Плинія и другихъ; въ кругъ школьныхъ авторовъ, осо-, бенно въ періодъ архаизирующаго теченія въ литературѣ (при Адріанѣ и еще больше при Антонинахъ), также входили, какъ и раньше, архаическіе писатели 3). Это образованіе расширялъ и заканчивалъ риторъ, подъ руководствомъ котораго молодые люди, готовясь къ служебной дѣятельности въ государствѣ, требовавшей не только знаній, но и умѣнья говорить, слушали уроки преподавателя объ искусствѣ рѣчи, упражнялись въ декламированіи заученныхъ и собственныхъ стихотвореній и рѣчей, примѣняли къ дѣлу вытверженныя цитаты и красивыя мѣста изъ классиковъ и пріобрѣтали навыкъ и умѣнье выражать свои мысли въ изысканныхъ сло-, вахъ и красивыхъ (или считавшихся красивыми) оборотахъ. При declamationes rhetoricae удѣлялось не мало вниманія и праву, такъ что Комиодіанъ, напримѣръ, могъ получить свон юридическія познанія именно при этихъ занятіяхъ 4). Риторы касались и философіи. Послѣ риторическаго обученія молодые люди проходили иногда своего рода университетскій курсъ по философіи праву и т. д., для чего отправлялись обыкновенно въ Римъ и другіе крупные центры. Образованіе получалось такимъ образомъ довольно разностороннее. Усвояли его въ свое время и многіе изъ христіанскихъ западныхъ писателей. Въ признаніи необходимости и пользы для христіанъ

вторгнуться въ сферу вѣдѣнія грамматика, а послѣдній — ритора. Q и і в t і 1. П. 1, 1—4.

') Сравн. Tertull. De praeser. iiaer., с. 39.

3) О высокомъ авторитетѣ Цицерона въ риторскихъ школахъ времени императоровъ изъ дома Юліевъ см., наіір., Petz о ld, De Ciceronis obtrectatoribus et laudatoribus Romanis. 1911, cap. 3 („Гермесъ“ 1913, 5, 107).

традиціоннаго образованія, основаннаго на классическихъ авторахъ, многіе изъ авторитетныхъ западныхъ писателей шли за восточными, однимъ изъ типичныхъ представителей которыхъ былъ Василій Великій *).

Христіанскими писателями, прошедшими такого рода шкоду, по преимуществу выдвигался изъ языческихъ авторовъ Цицеронъ. Между западными церковными писателями, какъ давно и справедливо замѣчено, есть не мало такихъ, которые основательно углублялись въ сочиненія Цицерона, по крайней мѣрѣ философскія, нѣкоторые же и писали латынью, напоминавшею его языкъ. Въ Цицеронѣ начитаны были: Минуцій Феликсъ, Лактанцій, котораго называли даже «христіанскимъ Цицерономъ» 2), Амвросій Медіоланскій 3), Августинъ 4), Іеронимъ 5) и другіе. Хорошо извѣстенъ былъ Саллюстій,

l) G. Büttner, Basileios des Grossen Mahn Worte an die Jugend über den nützlichen Gebrauch der heidnischen Literatur, и отзывъ J. Dräseke въ W. f. kl. Ph. 1910, 52, 1422. См. также рецензію въ B. ph. W. 1909, 51, 1588 ff., и Eickhoff, Zwei Schriften etc., 1897. Впрочемъ, для благочестивой жизни, какъ указалъ W ölfflin, Benedict von Nursia, 1895, ученость, по мысли Василія Великаго, безполезна, такъ что въ своихъ "Ороі, cap. 81, онъ не только ставилъ вопросъ, нужно ли исполнять желаніе монаха, который хочетъ учиться читать и писать, но и отвѣчалъ на вопросъ отрицательно» Для болѣе древняго времени характерны факты въ родѣ того, который указанъ въ F. Blass, Verse von Komikern bei Clemens Aiexandrinus, въ Hermes, XXXV (1900), 2, 340—1. „Филол. Обозр.“ XIX, отд. II, 168—9.

а) Одно изъ основаній для такого наименованія заключается во взглядѣ, выраженномъ въ Hi er on. Ep. 58, 10; 70, 5.

3) Сравн. Th. Zielinski, Cicero im W. d. J2, 131 ff., и Гр. Прохоровъ. Нравственное ученіе св. Амвросія, еп. Медіоланскаго, 1912.

4) См. напримѣръ диссертацію D о k k u m’a, 1900 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Іеронимъ былъ такимъ почитателемъ знаменитаго римскаго писателя, что ему снилось даже, будто онъ осужденъ, какъ Цицероніанецъ (Ер. 22 ad Eustochium, с. 29; cf. Ep. 70, L u е b е с k, Hieronymus quos uo-verit scriptures, 1871, pag. 128 ff., и упрекъ Руфина Іерониму по поводу списыванья монахами Цицероновыхъ діалоговъ, въ tom. II, col. 636 Vail.). Въ виду особаго почтенія образованныхъ христіанъ древняго времени къ Цицерону, можно думать, что они одинаково съ Цицерономъ смотрѣли и на кругъ предметовъ, освѣдомленность въ которыхъ требовалась отъ образованнаго человѣка. Сравн. Mau г eubreeher въ В. ph. W. 1910, 48, 1517 по поводу Kroll, Gesch. d. kl. Philologie. Объ отношеніе разныхъ латинскихъ христіанскихъ писателей къ Цицерону говоритъ Тіі. Zielinski, Cicero im W. d. J., 2 Aufl., s. 115 ff., 381 ff.; объ Іеронимѣ—s. 112 ff.. 380 f. Для отношенія Іеронима къ античности характерно мѣсто въ его Ер. 22, 30, переданное у Zielinski 112 ff. 380.

котораго читали и въ школахъ. Изъ позднѣйшихъ авторовъ интересовались, напримѣръ, историками ради ихъ стиля. Такъ Тацитъ, Веллей и Курцій были въ чести у Сульпиція Севера, Довольно широкое вліяніе принадлежало риторамъ, пока важнѣйшимъ условіемъ для занятія общественныхъ должностей было краснорѣчіе. Здѣсь слѣдуетъ назвать прежде всего Квинтиліана, котораго XII libros et stilo imitatus est et numero Иларій Пуатьесскій, и, въ связи съ знаменитымъ римскимъ преподавателемъ, Плинія Младшаго, которому, какъ и Квинтиліану, подражалъ Іеронимъ ‘). Изъ латинскихъ дидактическихъ поэтовъ у христіанскихъ апологетовъ пользовался большимъ вниманіемъ Лукрецій 2). Въ большомъ почетѣ былъ Виргилій 3). Не упускались изъ виду и драматическіе писатели 4). Вліяніе языческихъ авторовъ замѣтно какъ въ памятникахъ христіанской письменности, авторы которыхъ извѣстны съ точностію, такъ и въ памятникахъ, неправильно

Краткое изложеніе взглядовъ проф. Ѳ. Зѣлинскаго—въ его статьѣ „Цицеронъ въ исторіи европ. культуры“—въ „Вѣстникѣ Европы“ 1896.

*) Hier. Ер. 125, 12.

*) Объ его значеніи для христіанскихъ писателей говорятъ, въ числѣ другихъ: Jessen, Ueber Lucrez und sein Verhältniss zu Catull und Späteren, Pr. 1872; Brandt, Laktauz und Lucrez, въ Eleckeisen’s Jahrb. 143 (1891), s. 225; Philippe, Lucröce dans la theologie chretienne du III au ХШ siede, въ Revue de l’hist. d. l'elig., 32 (1895), p. 284; 33 (1896), p. 19; Spind ler De Arnobii genere dicendi, 1901; T schier sch, De Arnobii studiis latinis, 1905.

3) Сравн., напр., Ihm, De Ambrosio Vergib imitatore. и G. Burner, Vergils Einfluss bei den Schriftstellern der vornikän. Periode, Erlangen, 1902. Іеронимъ зналъ Виргилія очень хорошо. Сравн. Comparetti, Virgilio nel medio evo, Livorno 1872, I, p. 109, въ нѣмецкомъ изданіи Düte dike подъ заглавіемъ Virgil im Mittelalter (1875), s. 76. О вліяніи Виргилія, авторитетъ котораго для потомства былъ совершенно исключительный, писали: Zap pert, Virgils Fortleben im Mittelalter, въ Denkschriften der Wiener Alt., phil.-hist. kl., 1851, Appendix 17—70, F. Piper, Virgilius als Theolog und Prophet des Heidenthums in der Kirche, въ Evangelischer Kalender, Jahrbuch Hir 1862, hrsg. von Ferd. Piper, Berl. 1862, 8. 17—82, и D. Comparetti, Deutsch von Dütschke, 1875.

4) Значеніе, напр., Теренція для. христіанскихъ писателей нѣсколько открывается изъ попутныхъ, при случаѣ, наблюденій проф. П. Черняева въ его работахъ о Теренціи. Жизнь всѣхъ вообще античныхъ латинскихъ писателей въ памяти потомства слѣдятъ: Schanz, въ Исторіи рим. литературы, въ §§ „Fortleben“ классиковъ, Manitius въ руководствѣ о средневѣковой литературѣ и другіе.

приписанныхъ традиціей тѣмъ или другимъ писателямъ *). Въ значительности этого вліянія и въ многочисленности реминисценцій изъ классиковъ наглядно убѣждаютъ соотвѣтствующія сопоставленія, сдѣланныя постранично или въ особыхъ указателяхъ, въ вѣнскомъ Corpus scriptorum ecclesiasticorum la-tinorum.

Даже на основаніи представленнаго бѣглаго очерка можно полагать, что христіанскіе авторы должны были зависѣть отъ языческихъ отчасти и въ содержаніи 2), особенно же въ формѣ своихъ литературныхъ трудовъ, т. е. съ той стороны, которая въ настоящемъ случаѣ интересна по преимуществу. Знакомство христіанъ съ античными писателями дѣйствительно вело нерѣдко къ подражанію древнимъ классикамъ въ языкѣ и даже къ заимствованіямъ у нихъ, въ полномъ соотвѣтствіи съ общей традиціей подражанія древнимъ, державшейся въ грекоримскомъ мірѣ 3). Оно сопровождалось неизбѣжно усвоеніемъ

Ц Сравн. напр. Pseud о-А u g и s t і n і Quaestiones veteris et novi teetamenti (изд. Souter въ Corpus, vol. L), памятникъ послѣдней трети it” вѣка, источниками для котораго служили, кромѣ Библіи, языческіе писатели—Виргилій, Цицеронъ, Саллюстій, Ливій и друг. (В. ph. W. 1911, 19, 578).

-') Сравн. Р. W е n d 1 а n d, De fabellis antiquis earumque ad christia-nos propagatione, 1911; K. Gronau, Posidonius, eine Quelle für Basilius’ Hexahemeros, 1912, въ связи съ рецензіей Otto Stählin въ B. ph. W. 1913,9, 259—260; K. Gronau, Poseidonios und die jüdisch-christliche Genesisexegese, 1914; A. Dirking, S. Basilii Magni de divitiis et pauper-tate sententiae quam habeant rationem cnm veterum philosophorum doctrina, Diss. 1911, и G. Bohnenblust въ рецензіи на эту диссертацію въ В. ph. W. 1914, 10, 299—301.

3) Много заимствованнаго и подражательнаго содержитъ и вся римская литература, взятая въ цѣломъ, хотя въ ней было не мало и оригинальнаго, своеобразно-римскаго, а заимствованіе переходило въ претвореніе. (Хорошо разсуждаютъ относительно этого послѣдняго пункта Mich aut, Le genie latin, 1900, рецензентъ названной книги г. М. въ „Филологическомъ Обозрѣніи“ т. XX, отд. П, стр. 26—27, и + Fr. Leo въ рѣчи, сказанной 4 іюня 1904 года на тему. Die Originalität der römischen Literatur, Gottingen, 1904; сравн. также Ch. Knapp. The originality of Latin Literature въ Class. Journ. Ш, 1907, p. 255. 302 s). Изъ новыхъ работъ на тему о подражаніи сравн. Lore he г, Das Fremde und das Eigene in Ciceros Büchern De fin. bon. et. mal. und den Acade-mica, 1911, и рецензіи въ B. ph. W. 1913, 19/20, 598 ff., и Lit. Zentralblatt LXUl, 18, 577—579; о подражаніи Горація Лукрецію—въ Diss. pbil. Ha-lenses, vol. II. Gaazenmüller, Aus Ovid Werkstatt, въ Philologus Bd. 70, 1911, H. 2, s. 274—311, говоритъ о многихъ заимствованіяхъ Овидія у своихъ предшественниковъ и предполагаетъ слѣдующія при-

языка античныхъ писателей, вмѣстѣ съ требованіями классической (хотя не всегда выдержанной) грамматики, прохожденіе же риторской школы имѣло своимъ послѣдствіемъ усвоеніе христіанами предписаній риторики ‘). Отсюда—превосход-

чины такихъ заимствованій: 1) Овидій, какъ и другіе цоэты, такимъ „почетнымъ упоминаніемъ“ хотѣлъ выразить открыто свое уваженіе къ писателю, 2) „новое и лучшее, найденное и созданное однимъ поэтомъ, считалось общимъ достояніемъ“ (W. f. kl. Ph. 1912, 6, 159). Петроній въ Sat., 118, съ значительною рѣшительностью, хотя и не прямо, выразилъ принципъ подражанія: Neque concipere aut edere partum mens potest, nisi ingenti flnmine litterarum iunndata. Въ періодъ упадка литературнаго творчества, подражаніе прежнимъ авторамъ становится литературнымъ правиломъ. Въ связи съ сказаннымъ, имѣетъ значеніе отсутствіе литературнаго права въ древности (Dziatzko, Autor—und Verlagsrecht im Altertum, въ Rh. Mus. XLIX, 1894, 4, 559—76) и представляютъ интересъ явленія, разсмотрѣнныя въ работахъ: Carl Н о s і u s, Plagiatoren und Plagiatbegriff im Altertum, въ Neue Jahrbücher f. d. kl. A.. 16 Jahrg., 1913,31 Bd.. 3 H., s. 176 -193; E. S t e m p 1 i n g e r. Mimesis im philosophischen und rhetorischen Sinne, въ Neue Jahrb. XVI (1913), 1. 20; E. Stem p linger, Das Plagiat in der griech. Literatur (Preisgekrönt v. der bayer. Ak. d. W.) 1912, въ связи съ рецензіями: К. Preisendanz въ LZblatt 1913, 4, 110—111; Crönert въ D. Lzeitung 1913.50,3164. и Mutschmann въ B. ph. W. 1914. 3, 74—8; H. Peter, Wahrheit und Kunst, Geschichtsschreibung und Plagiat im klass. Altertum, 1911, и отзывъ въ Б. ph. W. 1912, 30, 937 ff.; Luscher, Do Prisciani studiis graecis, 1912, изслѣдованіе, во второй части котораго опредѣляется, „qua usus sit ra-tione Priscianus in auctoribus exscribendis“ (B. ph. W. 1913. 52, 1643—5). Въ виду вышеуказаннаго, съ общей точки зрѣнія представляется нисколько не удивительнымъ, напримѣръ, наблюденіе Abel, Studien zu Cassianus. s. 21—22, что Кассіанъ, „стоя на плечахъ“ Златоуста и относясь къ нему .съ величайшимъ почтеніемъ и любовію, назвалъ Златоуста по имени только однажды, или замѣчаніе Huber, Die poetische Bearbeitung der Vita S. Martini des Sulpicius Severus durch Paulinus von Pörigueux, 1901, s. 25, что этотъ Павлинъ, при изложеніи въ стихахъ біографіи Мартина, предпосылалъ отдѣльнымъ книгамъ поэтическія введенія.. которыя или заимствовалъ у древнихъ поэтовъ, или бралъ изъ „общей сокровищницы риторскихъ школъ“ (сравн. Мапі-tius, Geech. d. chr.-lat. Poesie, 1891. s. 228), или сдѣланное Hoppe, по одному случаю, замѣчаніе, что въ одномъ мѣстѣ „Hieronymus Tertul-lianum exscripsit“ (Hoppe. Tertullianea, въ Festschrift etc., 1909. pag. 63, adn. 2), или замѣчаніе Marx (въ Proleg. къ Filastrii Divers, heres. liber, въ Corpus, vol. XXXV LH, pag. Ш и ХШ) относительно Августина. Однако рабскаго подражанія не наблюдается. Сравн. напр. Jäger, Das antike Propemptikon und das 17. Gedicht des Paulinus von Nola, Diss. 1913, и отзывъ R. Helm въ B. ph. W. 1914, 28, 876.

*) Не слѣдуетъ, однако, забывать, что то, что называется риторическимъ и—по принятому у насъ словоупотребленію—какъ бы неизбѣжно

ный языкъ и стиль нѣкоторыхъ христіанскихъ писателей, такъ сильно бросающійся въ глаза, что этихъ писателей, на взглядъ отдѣльныхъ новыхъ цѣнителей, безъ колебанія можно поставить рядомъ съ первыми мастерами классическаго періода— Цицерономъ и Квинтиліаномъ '); отсюда и риторическій у нихъ элементъ, а иногда и прямая защита риторическаго стиля, какъ напримѣръ, у Лактанція въ Inst. I, 1, 10.

Но отношеніе къ античности не было на западѣ ни всегда благопріятнымъ, ни у всѣхъ одинаковымъ. Были христіанскіе писатели, которые иногда отрицательно или, по крайней мѣрѣ, очень сдержанно относились и къ грамматикѣ и къ риторикѣ, а въ своемъ собственномъ изложеніи не видѣли ни стилистическихъ, ни риторическихъ достоинствъ, даже при ихъ наличности, говорили о своей rusticitas и т. п. Такія сужденія въ нѣкоторыхъ случаяхъ, повидимому, не слѣдуетъ принимать вполнѣ серьезно. Были писатели, у которыхъ подобнаго рода заявленія оказывались лишь слововыраженіями, не имѣвшими дѣйствительнаго значенія и служившими только для обозначенія скромности, часто фиктивной, авторовъ 2). У другихъ писателей

носитъ характеръ выучки и искусственности, въ дѣйствительности есть иногда до извѣстной степени натуральное выраженіе литературно развитого вкуса, естественное выраженіе мысли образованнаго человѣка. Терминъ „риторика“ слѣдовало бы относить собственно къ крайностямъ этого направленія, когда оно переходитъ въ вычурность.

*) Такъ думаетъ, напримѣръ, К іі Ы е г. Высказавъ эту мысль въ Archiv ѴІД (1893), 164—165, онъ считаетъ достаточнымъ привести въ примѣръ Лактанція и Августина. Нѣсколько странное впечатлѣніе оставляетъ взглядъ В а г d е n h е w ег’а (въ Gesch. d. altkirchl. Literatur, [, 1902, s. 58 f.), который, по передачѣ его сужденій въ Jordan, Rhythm. Prosa, s. 10—11, meint, dass die Sprache der lat. Väter stets mit der lingua rustica oder vulgaris in enger Fühlung verblieben sei. Сжатый отвѣтъ на такого рода сужденія данъ у Jordan, 1. с.

3) Sittl въ Гёрлицкомъ докладѣ, s. 391. По общепринятому, кажется, мнѣнію, изложенному тѣмъ же ученымъ въ замѣткѣ Rusticitas der theologischen Schriftsteller, въ Archiv VI (1889), s. 560—561, слово rusticitas и синонимическія выраженія въ предисловіяхъ (сравн. объ аналогичномъ употребленіи В. ph. ѴѴ. 1912, 3, 82 f.), служатъ для обозначенія (фиктивной) скромности богослововъ, желавшихъ скрыть свое мірское образованіе (Zeno V е г о n. tract. 3, 1, сравн. 27, 1; анонимный аріанинъ въ Mai Script, veter. nova coll. Ill, 2, 209; Salvian. Gubem. Dei, praef. 3; C a s s i a n. Instit. praef. 3; Martin. В г a c a r. Vita Caesarii Arolat. praef. 2, и др.). При этомъ слѣдуетъ принять въ соображеніе, что именно эти предисловія представляются особенно отдѣланными. Затѣмъ, подобныя выраженія встрѣчаются въ письмахъ, которыя, какъ

отрицательный взглядъ на установившіяся требованія относительно правильности рѣчи есть ихъ дѣйствительный взглядъ, который высказывается иногда весьма рѣзко. Папа Григорій I въ Moral., praef., пишетъ епископу Леандру: Ipsam loquendi artem, quam magisteria disciplinae exterioris insinuant. servare despexi. Nam... non mytacismi *J collisionem fugio, non bar-barismi confusionem devito. situs modosque 2) et praepositionum ■casus servare contemno, quia indignum vehementer existimo, ut verba caelestis oraculi restringam sub regulis Donath Neque enim haec ab ullis interpretibus in scripturae sacrae auctori-tate servata sunt. Въ устахъ человѣка, получившаго обычное въ знатныхъ и богатыхъ семьяхъ образованіе, такое сужденіе является какъ будто неожиданнымъ; однако, оно окажется до нѣкоторой степени понятнымъ, если принять во вниманіе бѣдствія, которыя во времена Григорія обрушились на Италію и которыя вызвали мысль, не чуждую и папѣ, о близкомъ концѣ міра. При такомъ положеніи вещей и при подобномъ настроеніи христіанину трудно было и думать о такихъ предметахъ, какъ языческая литература 3). ІІапа выражалъ при-

предполагалось, должны были отличаться непринужденностью рѣчи. Сравн. Si don. Ep. VII, 2, 1: si quid stiio rusticante paravero и въ VIII. 16, 3: in hoc stiio cui non urbanus lepos inest sod pagana simplicitas. Эти слова, по Зиттлю, имѣютъ совершенно такую же цѣнность, какъ и слова современника Руриція, который любитъ рисоваться своимъ именемъ, напоминающимъ о латинскомъ словѣ „rus“, „деревня“. Увѣренія въ „rustieitas“ и „simplicitas“ были у поздне-гальскихъ писателей своего рода формой учтивости. Самое слово „rusticus“ съ производными отъ него, которое равьше служило для обозначенія деревенской и вообще народной латыни, на .протяженіи времени до IV вѣка измѣнило свой смыслъ и стало обозначать не столько не правильную, сколько безыскусственную латынь, чуждую риторическихъ украшеній и напыщенности. См. Bruhn, Spec, vocab. rhet.. 1911, pag. 24 ss.. главу De affectata modestia. qua in epistulis Symmaclxus Sidonius Ruricius Ennodius utuntnr.

*) Pape, Griech.-Deutsches Handwörterbuch, II, 2 Anfl. 1849, s. v.: „M-utaxiapö; der häufige Gebrauch des Buchstabens i*i>, Gramm“. D e-V i t (1868), s. v.: „metacismus, moetacismus, motacismus, myotacismus, mytaeis-mus (tot enim modis scribitur). Vox Graeca. Quum per eam significatur iilud pronunciationis vitium, quod ex littera „m“, quae Graece |iu appellatur, ori-ginem habet, reetius fortasse seripseris „myotacismus“ vel „mytaeismns“. Eet autem metacismus pronunciationis vitium, quod locum habet, eum ver-borum coniunctio M litterae assiduitate colliditur, ut „Maminam ipsam amo, quasi meam animara“ etc.

s) Чтеніе, принятое въ Manitius Gesch. d. 1. L. d. M. (1911), s. 96.

3) Stiglmayr, Kirchenväter und Klassizismus (1913), s. 90.

веденное рѣзкое сужденіе, видимо, совершенно серьезно и совсѣмъ не потому, что хотѣлъ высказать свое (преувеличенно) скромное сужденіе о собственныхъ познаніяхъ въ языкѣ '), или желалъ предохранить современниковъ отъ увлеченій античностью 2). Еще рѣзче, какъ кажется нѣкоторымъ, высказался Григорій нѣсколько позже, въ письмѣ къ Дези-дерію, епископу вьенскому: Pervenit ad nos quod sine vere-cundia memorare non possumus, fraternitatem tuam grammati-cam quibusdam exponere. Quara rem ita moleste suscepimus... quia in uno se ore cum Iovis laudibus Christi laudes non ca-piunt Et quam grave nefandumque sit episcopo canere, quod nee laico religioso convenit ipse considera... Unde si... falsa esse claruerint neque vos nugis et saecalaribus litteris studere con-stiterit, et deo nostro gratias agirnus 3). Григорій вообще видимо смотрѣлъ нѣсколько пренебрежительно на мірскія знанія, какъ неизмѣримо низшія по сравненію съ небесною мудростью, становясь такимъ образомъ на точку зрѣнія, не соотвѣтствующую условіямъ земной жизни человѣка. Artes liberales, по нему, допустимы только въ качествѣ средства для лучшаго пониманія Св. Писанія *). Онъ одобрялъ Бенедикта за то, что въ его правилахъ занятія классиками не приняты во вниманіе и что онъ, удалившись отъ міра, «мудро явилъ себя

') N о г d е п, Ant. Kunstprosa, II, 531 Anmerk. 1: Über diesen [Moral, praef. i. f.] berühmten Ausspruch bemerken die Mauriner in ihrer Ausgabe, .1705, vol. I, p. XII, er beruhe auf derselben Bescheidenheit yie der ähnliche des Sulpicius Severus, der doeh der Sallustius Christianus sei; wenn er „metiri, venerari, persequi, imitari“ passivisch brauche, so sei das in der .Entwicklung der Sprache begründet gewesen. Ebenso bezeichnet M on tale mb er t, Les moines d' Occident. U (Par. I860), 152, die W orte als eine „exaggeration d’ humilite“. Самъ Norden видитъ въ приведенныхъ словахъ папы Григорія „требованіе простоты стиля“.

-) Denk, 1. с., s. 220: Gregor I war kein ausgesprochener Feind der .weltlichen Studien, sondern seine manchmal geringschätzigen Äusserungen über dieselben müssen vielmehr als ein absichtlicher Dämpfer betrachtet werden, womit die in den heidnischen Schulen des sinkenden Römerreichs herrschende Scheinbildung auf ihren richtigen Wert zuriiekgeführt werden sollte.

3) Ep. 11, 34 (Ep. 2. 303). Denk. 1. c., s. 226, подчеркиваетъ то об--стоятельство, что инкриминируемый фактъ происходилъ въ церкви.

4) Comm, in I Regum lib. 5, 3, 30; ad hoc quidem tantum liberales artes discendae sunt ut per instrnctionem illarum divina eloquia subtilius -intelligantur. Сравн. заслуги Григорія по устройству церковнаго пѣнія,

средства для котораго находились въ связи съ античностью.

неученымъ» ‘). При всемъ томъ безусловнымъ противникомъ образованія на основѣ античности нельзя назвать и папу Григорія I.

У нѣкоторыхъ церковныхъ писателей отношеніе къ требованіямъ античнаго образованія не было всегда одинаковымъ и вполнѣ выдержаннымъ. Августинъ, напримѣръ, писалъ: Melius est reprehendant nos grammatici, quam non intellegant populi (Aug. Enarr. in Ps. 138, 20), и дѣлалъ другія подобныя заявленія (In Ps. 123, 8; Retr. 1, 20; Contra Cresc. 11, 1; Serm. 37, 4; Tract, in Ioann. 5); однако тотъ же авторъ въ обстоятельныхъ разъясненіяхъ 4-й книги De doctr. ehr. говорилъ прямо, что пресвитеръ въ проповѣди и при1 пастырскихъ бесѣдахъ долженъ избѣгать неупотребительныхъ словъ. Отношеніе къ риторикѣ также не было всегда выдержаннымъ у писателей, ее не одобрявшихъ и даже отвергавшихъ. Эти авторы говорили иногда, что свѣтское образованіе вообще отклоняетъ человѣка отъ единственно необходимаго для него, а риторика въ «частности ставитъ красивую форму выше истины; осужденіе риторики встрѣчаемъ въ Ніѳгоп. Ер. 52, 4, и prooem. in Amos; Prudent. Hamart. 400; Sulp. Sev. Dial. 2, 1, 4; Salvian. Gubern. Dei praef., и друг.; однако порицатели и отрицатели риторики и сами пользовались ея средствами * 2). Риторика проникаетъ и туда, гдѣ ея трудно было бы ожидать 8).

*) Dialog. II. Prol.: reeessit igitur scienter nescius et sapienter indoctus. Отношенія папы Григорія I къ свѣтскому образованію касались, въ числѣ другихъ: Leblanc, Utrum В. Gregorius Magnus literas huroanio-res et ingenuas artes odio persecutus sit, Thesis 1852, и A. Sepulchri, Gregorio Magno 'et la scienza profana, въ Atti della R. academia delle scienze di Torino, 1903 */4, vol. 39, p. 962—976. ГІри сужденіи о Бенедиктѣ полезно имѣть въ виду замѣчаніе Wölfflin, Bened. ѵ. Nursia (1895): если бенедиктинцы въ исторіи наукъ пріобрѣли столь выдающееся положеніе, а нѣкоторыя дисциплины, какъ палеографію и дипломатику, прямо основали, то этимъ они обязаны были своему собственному развитію, а не требованіямъ орденскихъ правилъ.

2) О риторикѣ въ христіанской проповѣди сравн. G г ü t z m a c h е г, Hieronymus, II, 34. 56; III, 148; о риторикѣ въ письмахъ — Hare u dz а, De oratorio genere dicendi quo Hieronymus in epistulis usus sit, Dies. Bresl. 1905, и Rec.: W. f. kl. Ph. 1906, 30/31, 842—5; B. ph. W. 1907, 24, 743—4. См. также Sittl въ Jahresb. Bd. 68,-1891, II,—s. 266, и K1 i n g, De Hilario Piet., 1909, p. 5 ss.

3) Риторика наблюдается и въ надписяхъ. Rossi, Inscr. ehr. urb,

ß., I, p. CX sq.

Вообще, хотя нѣкоторые церковные писатели, въ порывѣ ревности по вѣрѣ, временами и выражали пренебреженіе къ полученному ими образованію, какъ суетѣ по сравненію съ христіанскимъ вѣдѣніемъ, однако они никогда не могли совсѣмъ забыть того, что когда-то изучали и привыкли цѣнить. Было время, когда, напримѣръ, въ Іеронимѣ, съ юныхъ лѣтъ напитанномъ латинскими поэтами и прозаиками, чтеніе священныхъ книгъ оставляло тягостное впечатлѣніе безыскусственностью изложенія въ этихъ книгахъ. Даже въ періодъ увлеченія аскетизмомъ, опъ, въ увѣщательномъ письмѣ къ Иліодору, примѣняетъ еще всѣ обычные риторскіе пріемы. Цитаты изъ Виргилія и другихъ авторовъ онъ вставлялъ и въ свои аскетическія писанія. Принципіально—въ этотъ періодъ жизни—противникъ языческой античности, онъ, однако, и теперь фактически еще не разорвалъ связи съ своимъ духовнымъ прошлымъ. Еще менѣе выполнялъ Іеронимъ свои ригористическія намѣренія въ послѣдній періодъ жизни, когда онъ сталъ уравновѣшеннѣе. Фактическаго отреченія отъ античнаго образованія у него теперь совсѣмъ не видимъ. Объ этомъ свидѣтельствуетъ его забота о стилистической отдѣлкѣ своихъ писаній этой поры, его цитаты изъ римскихъ классиковъ, цѣль составленія книги de viris illustribus и, въ особенности, учрежденная и руководимая имъ въ Виѳлеемѣ грамматическая школа, въ которой изучались античные авторы, въ томъ числф даже комики. Августинъ, готовившійся стать риторомъ и долгое время бывшій риторомъ, по обращеніи въ христіанство, одинаково съ Іеронимомъ, сначала не безъ особыхъ усилій воли читалъ священныя книги, изложенію которыхъ были чужды античныя формы. Измѣненіе его первоначальныхъ взглядовъ на классическое образованіе происходило лишь постепенно. Въ De ordine 1, 8, 24; 2, 16, 44 и 2, 19. 50 онъ указывалъ на важность образованія для сознательности и твердости вѣры христіанина. Въ задуманномъ имъ руководствѣ по’ artes liberales онъ уже не считаетъ мірскія знанія необходимыми для духовнаго развитія подлиннаго христіанина, однако все же находитъ ихъ полезными для несовершенныхъ и слабыхъ въ вѣрѣ. Въ твореніи De doctriua Christiana, оконченномъ не задолго до смерти, онъ ставитъ мірскія познанія значительно ниже; мѣста въ языческой литературѣ, которыя соблазняютъ неокрѣпшій умъ и характеръ (какъ это зналъ Августинъ по собственному юношескому опыту), приводятъ

его въ негодованіе; однако доброе у языческихъ авторовъ онъ цѣнитъ и свѣтскаго образованія не отвергаетъ, видя въ немъ подготовительную ступень къ чисто христіанской наукѣ.

Нѣчто подобное наблюдалось и раньше. Въ глазахъ Тертулліана, получившаго полное классическое образованіе и его высоко цѣнившаго ‘), это образованіе не потеряло своего значенія и послѣ перехода Тертулліана въ христіанство, когда онъ сталъ, въ сущности, другимъ, новымъ человѣкомъ. Онъ теперь цѣнитъ его не такъ, какъ раньше и не по прежнимъ Побужденіямъ; оно уже не имѣетъ для него самодовлѣющаго значенія; однако онь дорожитъ образованіемъ, какъ средствомъ, ведущимъ къ христіанской цѣли. Карѳагенскій пресвитеръ считаетъ мірскія знанія нужными для христіанина, и только не дозволяетъ христіанамъ преподавать ихъ, впадая такимъ образомъ въ явное себѣ противорѣчіе.

Почти всѣ прочіе христіанскіе авторы, писавшіе какъ размѣренной, такъ и прозаической рѣчью, находились также подъ болѣе или менѣе сильнымъ дѣйствіемъ античныхъ писателей, пользовались ими, приводили древнія цитаты и выраженія * 2), хорошо извѣстныя и ихъ образованнымъ единовѣрцамъ. Такъ, Кипріанъ карѳагенскій, бывшій до обращенія въ христіанство виднымъ преподавателемъ риторики, обнаруживаетъ свое риторико-классическое образованіе, вмѣстѣ съ интересомъ къ нему, и въ своихъ христіанскихъ твореніяхъ, особенно въ первомъ трактатѣ—Ad Donatum. Лактанцій, одинаково съ Арнобіемъ обнаруживая знакомство съ античной литературой, подчеркиваетъ цѣнность и необходимость классическаго образованія. Марій Викторинъ, когда-то «грозный» защитникъ язычества (Aug. Confess. 8, 2), въ своемъ изъясненіи посланій ап. Павла оказывается, по мнѣнію Іеронима, еще слишкомъ глубоко «застрявшимъ» въ языческой наукѣ, чтобы разумѣть священныя писанія какъ слѣдуетъ (Hieron. Comm, in Gal.

*) Замѣчательная освѣдомленность Тертулліана въ области тогдашнихъ философскихъ, антикварныхъ и естественно-научныхъ знаній еще далеко не выяснена. А. Н а г п а с k. Tertuilians Bibliothek christlicher Schriften, въ Sitzungsber. d. preuss. Ak., 1914, X. Gesammtsitzung vom 19 Febr. 1914. Sonderabdruck, S. 330.

2) Мѣста изъ античныхъ авторовъ приводились и съ дословною точностью, и на память, какъ дѣлали и классики, напримѣръ Цицеронъ. Ziilingor, Cicero und die altrömischcn Dichter, 1911, въ связи съ рецензіями: J. Tolkiehn въ B. ph. W. 1913, 10, 299—302, и проф. П. Черняева въ „Гермесѣ“ 1913, 6, 140.

praef.). Иларій Ишставійскій (ІІуатьесвій) всегда сохранялъ добрую память о формальномъ образованіи, полученномъ на античной основѣ, и, самъ мастерски владѣвшій стилемъ, цѣнилъ его, какъ великій даръ Божій. Амвросій Медіоланскій свое формальное образованіе, литературное и риторическое, полученное въ языческой школѣ, примѣнилъ въ широкой мѣрѣ на служеніе Церкви, а въ одной изъ надгробныхъ рѣчей не затруднился даже перемѣшивать цитаты изъ античныхъ авторовъ, особенно изъ Виргилія, съ текстами Ветхаго Завѣта. Павлинъ Ноланскій, самъ писавшій изящнымъ стилемъ, усвоеннымъ въ періодъ образованія, совѣтовалъ и другимъ брать отъ древнихъ красивую форму рѣчи, оставляя языческое содержаніе безъ вниманія. Іоаннъ Кассіанъ бывалъ удрученъ тѣмъ, что образы, когда-то навѣянные на него чтеніемъ языческихъ писателей, выплываютъ въ его представленіи даже во время молитвы. Кассіодоръ, пріобрѣвшій почетную извѣстность въ исторіи западнаго образованія, вмѣнялъ изученіе saecularium litterarum, наряду съ divinae litterae, въ прямую обязанность насельниковъ основаннаго имъ монастыря, такъ наз. Vivarium, а его Institutіones, въ связи съ собственнымъ образомъ дѣйствій ихъ автора, оставили послѣ себя широкій и благотворный слѣдъ*).

А. Садовъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.