Научная статья на тему 'Влияние образа отца на эмоциональное состояние девушек из полных и неполных семей'

Влияние образа отца на эмоциональное состояние девушек из полных и неполных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
771
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ОТЦА / МОЛОДЫЕ ДЕВУШКИ / ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омельченко Оксана Александровна

В статье описываются особенности образа отца, представленного в сознании молодых девушек, выросших в полной и в неполной семье. Было проведено исследование, которое показало, что при негативном или амбивалентном образе отца у молодых девушек, выросших в неполной семье, чаще всего сниженный фон настроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние образа отца на эмоциональное состояние девушек из полных и неполных семей»

ВЛИЯНИЕ ОБРАЗА ОТЦА НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕВУШЕК ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ Омельченко О.А.

Омельченко Оксана Александровна — студент, кафедра социальной психологии, Таврическая академия

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Аннотация: в статье описываются особенности образа отца, представленного в сознании молодых девушек, выросших в полной и в неполной семье. Было проведено исследование, которое показало, что при негативном или амбивалентном образе отца у молодых девушек, выросших в неполной семье, чаще всего сниженный фон настроения.

Ключевые слова: образ отца, молодые девушки, полная семья, неполная семья.

Современные тенденции семейной системы все сильнее минимизируют роль отцовской фигуры в социальной ситуации развития детей. Как известно, отец в жизни ребенка имеет важное значение для возникновения ощущения себя, овладения поведенческими способами связанными именно с его полом, принадлежности к миру женщин или мужчин. При этом для девочки фигура отца не только воплощает образ Мужчины как такового, но и влияет на формирование определенного паттерна взаимоотношений с представителями противоположного пола.

Многие авторы затрагивали тему становления сознания ребенка с момента рождения, такие как А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Ш.Бартон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни, К.Г. Юнг [1-4]

В семейном воспитании без отца могут быть выделены три типа отношений.

Первый тип определяется тенденцией матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать стремится изгладить из детских воспоминаний даже самые незначительные положительные впечатления об отце. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое и более того, возможно, что они начинают переносить на отношение к матери свои обиды за отсутствие отца.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это самая трудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Если мать последовательно и сознательно реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца [5].

Позиция отца в семье во многом определяет особенности его образа в сознании девушек. Если отец уделяет мало времени семье, это может вызвать недостаточно положительно сформированный образ в сознании взрослеющей девушки. При этом наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие отца в семье и его эмоционально негативный образ [6].

Безусловно, образ отца не единственный фактор, оказывающий влияние на формирование представлений образа мужчины у девушек, а так же отношения с ним, но он является одним из ключевых. В ситуации воспитания девочки только матерью образ отца является составным и чаще всего формируется под действием масс-медиа, литературы, образов отцов из тех семей, которые девушка наблюдает в период формирования личности. Эти образы не всегда оказываются адекватными реалиям жизни, из-за чего порой у таких девушек возникают трудности в отношениях с представителями противоположного пола, создании семьи. Как показывает практика, взросление девочек и при наличии в семье отца не всегда становится залогом успешных гендерных взаимоотношений. Однако у девушек из неполных семей негармоничные отношения с противоположным полом возникают чаще.

Следует отметить, что в современном обществе происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, изменяются социокультурные стереотипы мускулинности и фемининности, которые задаются сменой культурной парадигмы. Отцу в семье отводиться второстепенная роль. В то время как отцовская любовь является необходимым условием гармоничного развития личности, как

мальчика, так и девочки. Влияние отца на девушку индивидуально и во многом зависит от личности самого мужчины и внутрисемейного контекста его отношений с дочерью.

Цель исследования заключается в экспликации особенностей образа отца в структуре сознания молодых девушек. Задачи исследования: проанализировать теоретическую литературу, посвященную изучению проблемы образа отца в сознании молодых девушек в психологии; выявить особенности образа отца в структуре сознания молодых девушек; осуществить анализ результатов эмпирического исследования.

Методы исследования. На основе теоретического анализа научной литературы, позволившего оценить степень разработанности темы исследования, для выявления особенностей образа отца в сознании молодых девушек были выбраны групповой ассоциативный эксперимент, «метод цветовых выборов» (модифицированный Л.Н. Собчик тест М. Люшера), «цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд).

Результаты исследований. Анализ полученных результатов показал, что общий эмоциональный фон девушек из полных семей характеризуется активностью, высокой мотивацией достижений, потребностью в обладании жизненными благами, нормальная эротичность, целенаправленность действий, непосредственность и раскрепощенность поведения. Характерна высокая самооценка. Выражается активность в достижении поставленной цели. Однако по мере приближения к желаемому, достигнутое часто обесценивается, что вызывает сожаление о потраченных усилиях.

У девушек из неполных семей выявлены трудности социальной адаптации и межличностных отношений. Характерными особенностями являются недоверчивость, повышенная обидчивость, недостаток реалистичности при нешаблонном подходе к решению проблем, богатом воображении. Актуальной для них является значимость собственной социальной позиции, требовательность, настойчивость в поведении, присутствуют чувство тревоги и неуверенности, страхи, переживание дискомфорта, потребность в отдыхе, комфорте и расслаблении, нет потребности в теплых контактах. Во взаимоотношениях с окружающими - испытывается напряженность, стремление уйти от конфликта и избежать излишних волнений.

У девушек из полных семей возникающие ассоциации со словом-стимулом «отец» носят преимущественно положительный характер. В ассоциативном ряду представлены такие как «тепло», «радость», «защита», «забота», «мужественность», «поддержка», «доброта» и «любовь». У девушек из неполных семей чаще встречаются двойственные, нейтральные или негативные ассоциации. В частности, ассоциативный ряд включает «телевизор», «машина», «поездка», «предательство», «занятость», «опора», «далеко», «работа», «безразличие», «больно», «грусть», «жестокость», «ложь».

Девушки из неполных семей менее социальны нежели девушки воспитывавшиеся в полных семьях и отношения с отцом для них не актуальны в отличие от девушек из второй группы.

Выводы. Анализируя результаты эмпирического исследования можно сказать, что, в сознании молодых девушек, воспитанных в не полной семье, образ отца не актуален, и в значительной степени -индифферентен. Характерными для них являются ранимость, сензитивность, мечтательность, неуверенность в себе или своих суждениях, незащищенность, сниженный фон настроения, завышенная самооценка, в отношениях с противоположным полом проявляют выраженное недоверие, обидчивость, более низкий в сравнении со сверстницами из полных семей уровень социально-психологической адаптации; в целом.

Девушки, которые воспитывались в полной семье, характеризуются позитивным фоном настроения, активностью, целеустремленностью, рациональным отношением к жизни, обладают адекватно высокой самооценкой. Они открыты и уверены в своих действиях, будь то учеба или работа, в отношениях с противоположным полом. Образ отца в их сознании актуален и характеризуется положительным отношением.

Список литературы

1 АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. Том 2. Изд. М.: Педагогика, 2000.

2 Выготский Л.С. Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2.

Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982.

3 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл. Академия, 2004.

4 Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души. Перевод с немецкого Т. Ребеко,

Е. Рязановой, А. Судакова изд. М.: Канон, 1997.

5 Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 2. Изд. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

6 Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Значение отца для развития ребенка (на материале зарубежных

исследований) // Семейная психология и семейная терапия, 2006. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.