Инновации в образовательных учреждениях
УДК 159.9.07
J
Л
И. В. Васильева, П.Е. Григорьев
ВЛИЯНИЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА ИНТУИЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
V
г
Аннотация. В статье обосновывается необходимость уточнения понятия интуиции для придания ей онтологического статуса; вводится понятие интуиционной деятельности как предмета психологического исследования; представлено исследование связей результативности интуиционной деятельности с наличием/отсутствием обратной связи и особенностей психических состояний испытуемых; показана необходимость проведения исследований интуиционной деятельности с помощью интраиндивидуального лонгитюдного подхода.
Ключевые слова: интуиция, лонгитюд, интуиционная деятельность, обратная связь, психические состояния.
Abstract. This article justifies necessity of clarifying the concept of intuition to give it an ontological status; introduces the concept of intuition practice as a subject of psychological research; studies links between effectiveness of intuition practice with the presence or absence of feedback and features of mental states of the subjects; basis for the research of intuition practice via intraindividual longitudinal approach.
Keywords: Intuition, longitude, intuition practice, feedback, mental states.
Проблема: выделение двух теоретических подходов к определению интуиции как психологическому феномену; обоснование необходимости проведения лонгитюдных исследований интуиционной деятельности в связи с особенностями дизайна исследований интуиции.
Введение
Интуиции придавалась особая важность еще в греческой классической философии: так, Платон считал ее важнейшим инструментом души в узнавании истин. Исследованиями интуиции традиционно занимаются представители самых разных отраслей наук: философии (Н. О. Лосский, В. Ф. Асмус, А. Бергсон), психологии (Я. А. Пономарев, D. Berry, D. Broadbent, Е. А. Науменко), педагогики (С. А. Гильманов), кибернетики (Е. А. Умрюхин, А. Н. Горбань, М. Г. Доррер). Однако различия в понимании сущности интуиции затрудняют и сдерживают ее изучение. В особенно незавидном положении оказываются исследования междисциплинарного характера, при том, что они как раз потенциально наиболее продуктивны - с учетом многоуровне-вости явления интуиции и его особой роли в любой человеческой деятельности.
При всем многообразии определений интуиции, можно выделить два принципиально различных подхода к рассмотрению данного явления: 1)как к «нео-
сознаваемому мышлению»; 2) как к «сверхчувственному восприятию».
В первом подходе интуиция рассматривается как психический процесс обработки информации на неосознаваемом уровне: в сущности, под интуицией полагают особый - интуитивный тип мышления. При этом источник информации в принципе можно отследить и логически объяснить, как и способ получения интуитивного знания исходя из этой информации.
1. Такой подход продуктивен в отношении инту-иционных феноменов, которые находятся в сфере внимания традиционной психологии. Однако за пределами его возможностей остается ряд явлений - как правило, удивительных и невероятных совпадений (вещие сны, предчувствия, «телекинез», и т.д.), которые одним из первых в научной психологии обозначил и изучал К. Г. Юнг, описывая явление синхронистично-сти. И если некоторые из подобных феноменов можно списать на артефакты или физические явления наподобие синхронизации в физических и биологических системах, то за рамками понимания все же остаются некоторые явления, которые необъяснимы исходя из принципа локального реализма (в физическом смысле, когда состояния пространственно разнесенных объектов могут быть взаимосвязаны лишь с помощью материального посредника из того или иного типа фундаментальных взаимодействий).
52
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Инновации в образовательных учреждениях
2. По мере интенсификации, информатизации исследований и накопления все больших массивов достоверного эмпирического материала не остается сомнений, что за явлениями, которые не совсем однозначно называют «прямым знанием», «сверхчувственным восприятием», «психокинезом», стоит некая физическая и психическая реальность, бесспорно, подлежащая изучению и отделению от «локальных» явлений. Экспериментальные психологические и этологические исследования последних десятилетий [1,9] по меньшей мере статистически указывают на проявления «проскопии» - опережающего реагирования на принципиально непредсказуемые события-стимулы - и/или «психокинеза» - воздействия психикой на проявление определенных свойств у других объектов (вероятно, это стороны одного и того же фундаментального явления: проскопию и психокинез на самом деле не так легко разделить, как может показаться на первый взгляд). Эти проявления удается наблюдать не только у феноменально одаренных уникумов или в единичных случаях, где в принципе нельзя исключить сознательной или неосознанной подтасовки результатов (Эдгар Кейси, Нинель Кулагина, Вольф Мессинг...), но у большинства испытуемых, а также и у других биологических видов [3,9], причем в стандартизированных экспериментальных условиях со всеми возможными мерами предосторожности от получения артефактов. Нестабильность результатов, приводящая к снижению размера эффекта в рамках сессии тестирования от первых проб к последующим [9], а также с ростом статистических межиндивидуальных выборок при сохранении его уровня значимости в исследованиях «психокинеза» [1], может указывать: а) на истощаемость некоторого усилия со стороны испытуемого, которое обеспечивает результативность «воздействия» или «угадывания»; б) на влияние неконтролируемых факторов на изменчивость результатов одного и того же испытуемого; в) на существование индивидуальных различий в характеристиках некоторого гипотетического свойства, определяющего успешность деятельности по реализации «психокинеза», у разных людей; и так далее. Эти и другие гипотезы в принципе поддаются «фальсификации» (согласно критерию К. Поппера) в экспериментальных исследованиях. Во втором подходе интуиция функционально отождествляется со «сверхчувственным восприятием», понимается как результат некого «прямого чувствознания». Данный подход долгое время оставался вотчиной мистики и парапсихологии, но теперь интенсивно осваивается в рамках некоторых междисциплинарных подходов, которые хоть и критикуются за мистицизм, однако являются эвристичными для психологических исследований. Среди них заслуживают внимания «квантовая психология» [10], «квантовое сознание» [8] и другие теории, которые так или иначе проводят глубокие аналогии между нейрофизиологией, психологией
и квантовой физикой, и увязывают психологический или психофизиологический механизм сверхчувственного восприятия с включенностью организма и/или психики в запутанные (неразделимые, несепарабельные) состояния с возможностью извлекать из них «нелокальную» информацию или участвовать в ее актуализации. Следует отметить, энергия не может передаваться со сверхсветовой скоростью между частями системы, но система может вести себя согласованно, как единое целое, несмотря на время и расстояние между ее частями, что находит свое выражение, в частности, в «нелокальном взаимодействии», когда, например, изменение системы в одной ее части сразу и предсказуемо изменяет ее характеристики в другой, сколь угодно отдаленной,части.
Важно отметить, что квантовые явления, в том числе, квантовая запутанность, используются биосистемами намного шире, чем можно было полагать ранее, в частности, играя ключевую роль в процессах фотосинтеза, магниточувствительности, возможно, в обеспечении устойчивого существования структуры молекулы ДНК [7], а также в обработке информации в головном мозге [10]. Существование квантовой запутанности в биосистемах можно рассматривать и как один из механизмов, обеспечивающих реализацию принципа всеобщего информационного взаимодействия в соответствии с учением В. И. Вернадского о биосфере планеты как едином организме: «С точки зрения такой картины всеобщей связи в биосфере. телепатические взаимодействия не только не являются чем-то выходящим за пределы сферы жизни, но, наоборот, необходимо входят в организацию биосферы. Такое всеобщее информационное единство живого является непременным условием. единства биосферы» [3]. С точки зрения философии, наблюдаемым психическим феноменам «нелокального взаимодействия» можно поставить в соответствие не только подход К. Г. Юнга, но и современную концепцию открытого индивидуализма (D. Kolak), центральный тезис которой состоит в том, что все субъекты, независимо от времени и пространства, являются одной и той же личностью (то есть по крайней мере отчасти являются подсистемами целой и неделимой системы - единого субъекта, не разделенного в пространстве и времени). Физически это может быть реализуемо, в частности, если психика человека (как вариант, через механизмы нелокальных квантовых вычислений, производимых в мозге [8]) имеет принципиальную возможность прямого доступа (по квантовому «нелокальному» каналу взаимосвязи) к внешним объектам как к продолжению себя и своего тела.
Итак, ни первый, ни второй подход к пониманию интуиции не способны охватить все интуиционные феномены. Второй подход, кроме того, гипотетичен и методологически недостаточно проработан с точки зрения научного метода.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
53
Инновации в образовательных учреждениях
Причем, по сути, в рамках первого и второго подходов исследуются в принципе различные явления: неосознаваемое мышление и «сверхчувственное восприятие»; следовательно, с методической точки зрения, экспериментальные исследования интуиции следует строить так, чтобы в них происходила актуализация либо почти исключительно интуитивного мышления, либо «сверхчувственного восприятия». Хотя, на самом деле, мы в принципе не можем исключить получения результата испытуемым через механизм «сверхчувственного восприятия» там, где его можно получить обычным путем, что не столь очевидно, как обратная возможность.
С методологической же точки зрения, чтобы не сводить суть интуиции к одному из типов мышления (в первом подходе) или восприятия (во втором подходе), мы предлагаем определить понятие интуиции глубже и специфичнее. Интуиция как самостоятельное понятие со своим онтологическим статусом есть механизм переработки информации о физически нелокальных событиях посредством совокупности психических процессов и воспроизведения в сознании, деятельности и поведении.
В эксперименте для обнаружения психического явления следует так организовать деятельность испытуемого, чтобы условием ее успешности являлось наличие у испытуемого соответствующего (и никакого другого) свойства.
Поэтому определим (в узком смысле) интуицион-ную деятельность как целенаправленную активность субъекта, необходимым условием успешности которой является включенность в ее структуру механизма переработки информации о физически нелокальных, личностно и/или биологически значимых событиях, посредством совокупности психических процессов и воспроизведения в сознании, деятельности и поведении.
Доводами, подкрепляющими предположение о реальности наличия у испытуемого свойства интуиции (в нашем определении), могут являться значимые и систематические различия в эффективности деятельности, осуществляемой с обратной связью (постоянной обратной афферентацией) и без нее. Если интуиции (в нашем определении) не существует, и результат интуиционной деятельности случаен, а испытуемые в принципе не способны получить информацию, которую невозможно получить по «локальному» каналу восприятия, то и систематических различий в деятельности с обратной связью и без нее вряд ли удастся обнаружить. Иными словами, если испытуемый постоянно осведомлен о результативности своей деятельности, то он может осуществлять корректировку своего состояния, которое, возможно, является фактором успешности интуиционной деятельности - подобно тому, как особое состояние сознания и/или организма во время целенаправленного «сверхчувственного восприятия» является залогом ее эффективности [5].
Экспериментальная часть
Исходя из вышеизложенного, в настоящем исследовании нами были поставлены следующие цель и задачи:
Цель: оценить эффективность интуиционной
деятельности в зависимости от наличия/отсутствия обратной связи и особенностей психических состояний испытуемого.
Задачи:
1. Разработать экспериментальную методику исследования интуиционной деятельности с возможностью исследования ее зависимости: а) от наличия/отсутствия обратной связи; б) от особенностей психического состояния испытуемого; в) для стимулов различных типов.
2. Проанализировать зависимость эффективности ин-туиционной деятельности от наличия обратной связи на межиндивидуальном и интраиндивидуальном уровне.
3. На основе эмпирических данных построить гипотетическую типологию испытуемых по наличию в их выборах зависимости от обратной связи и определить связь типа с особенностями психических состояний и успешности интуиционной деятельности.
4. Оценить зависимость эффективности интуиционной деятельности от наличия/отсутствия обратной связи и психических состояний испытуемых.
Гипотеза. Эффективность интуиционной деятельности зависит от:
1. наличия/отсутствия обратной связи о результативности интуиционных действий;
2. особенностей психических состояний испытуемого.
Схема исследования.
Независимая переменная: наличие обратной
связи в экспериментальной процедуре для испытуемого. Зависимая переменная: результат интуиционной деятельности. Контролируемые переменные: особенности психических состояний испытуемого; стимулы различных типов (цифровой - «нуль или единица»; линейно-цифровой (цифры от нуля до девяти на линейной шкале; графический - окружность с 16 ячейками; символьный - карты Зенера).
Характеристика выборки: в исследовании участвовало 10 человек, из них 5 мужчин, 5 женщин, в возрасте от 22 до 28 лет. Большая часть испытуемых обладают техническим образованием (преимущественно инженерным).
Для исследования интуиционной деятельности нами была создана компьютерная программа «Инсайт-тест» www.medfi.org.ua/insight-test (авторы П. Е. Григорьев, А. А. Таратухин), доступная для индивидуального использования или для иных задач по согласованию с авторами программы. Перед каждой сессией тестирования испытуемые заполняли внедренную в программу анкету (разработанную нами на основе методики самооценивания актуальных психических состояний «Самочувстви-е-активность-настроение» В. А. Доскина и др.), состо-
54
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Инновации в образовательных учреждениях
ящую, в нашей модификации, из 30 пар полярных определений (например, «больной - здоровый»), где испытуемый указывает место на шкале между этими полюсами из 7 возможных градаций (от +3 до -3). Затем данные усредняются по 6 шкалам: агрессивность, активность, качество жизни, настроение, самочувствие, тревожность. Данная модификация анкеты была валидизирована в рамках диссертационного исследования П. Е. Григорьева [4]. Основная процедура тестирования состоит в том, что испытуемый в последовательности проб стремится угадать выпадение того или иного стимула из ограниченного набора значений.
В программе реализованы следующие субтесты:
1. «двоичный» - появление цифр - 0 или 1;
2. «десятичный» - позиция на линейной шкале, пронумерованная цифрами от 0 до 9;
3. «окружность» - позиция на круговой шкале (по периметру круга) из 16 возможных;
4. «символы» - появление одной из карт Зенера (окружность, квадрат, волна, крест, звезда).
При старте программы по умолчанию установлен режим генерации случайных чисел, в котором стимул выбирается исходя из суммы миллисекунд, считываемой с системных часов, в момент обращения к ним программы после соответствующего события - нажатия испытуемым на кнопку выбора. Стохастичность и истинная случайность процесса обеспечивается тем, что известными способами испытуемый не может предсказать эту информацию, тем более, с учетом задержки клавиатуры (флуктуирующая величина порядка нескольких десятков миллисекунд). Нами специально проверялась равномерность распределения вариантов, возрастающая при увеличении размера выборки. С другой стороны, каждое последующее значение, сгенерированное в программе, принципиально не зависит от предыдущих, что делает невозможным использование логики или иных рациональных подходов, обеспечивающих улучшение результативности.
В программе предусмотрена опция «Отображать ответы» - возможность выбора просмотра результатов «угадывания» в каждой отдельной пробе непосредственно во время прохождения субтеста (тестирование с обратной связью) либо только общий резуль-
тат (в процентах от общего числа проб в субтесте) по завершении тестировании (без обратной связи). Именно эта опция позволила реализовать дизайн исследования с учетом независимой переменной «обратная связь».
В каждой сессии испытуемый выполнял в программе следующую последовательность заданий: 1) заполнение модифицированной анкеты для самооценивания актуальных психических состояний; 2) прохождение набора субтестов, в каждом из которых испытуемый реализовывал не менее 30 проб («двоичный», «десятичный»-линейный, «символьный», «круговой»-шестнадцатеричный) без обратной связи - испытуемый не знал результата каждой пробы; 3) прохождение аналогичного набора субтестов с обратной связью - испытуемый знал результат каждой пробы.
Сессия тестирования проходилась испытуемыми не чаще 1 раза в сутки в удобное для него время и в удобной обстановке без участия экспериментато-ра-исследователя, причем сначала без обратной связи (ОС), а затем - с ОС (испытуемый сразу видел, успешен ли его ответ в данной пробе). В среднем по всей выборке испытуемых длительность лонгитюда составила 29 сессий, но не менее 21 сессии. Всего было накоплено 1104 сессии. Результаты исследования, сохраняемые программой в зашифрованном файле (во избежание их корректировки испытуемыми), передавались экспериментатору.
В настоящей работе мы будем строить типологию испытуемых исходя из устанавливаемого по результатам лонгитюда наличия влияния информации о правильности предыдущего выбора на последующий выбор данного испытуемого в следующей пробе. Ранее нами было установлено, что при тестировании с обратной связью некоторые испытуемые могут систематически чаще осуществлять последующий выбор с учетом того, какое значение было сгенерировано программой в предыдущей пробе. Назовем такую гипотетическую переменную «зависимость от обратной связи» (ЗОС).
В качестве примера (табл/ 1) для двоичного субтеста представлены варианты максимальной зависимости (прямой и обратной) выбора испытуемого от предыдущего сгенерированного программой значения (в режиме тестирования с ОС), а также пример
Таблица 1
Примеры возможных сгенерированных программой в двоичном режиме значений, и гипотетические выборы испытуемых, разнящихся по типу зависимости их выбора от предыдущего сгенерированного значения при наличии обратной связи
Номер пробы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Программа 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0
Испытуемый № 1 - ЗОС прямая 1 0 1 0 1 1 0 0 0 1
Испытуемый № 2 - ЗОС обратная 1 1 0 1 0 0 1 1 1 0
Испытуемый № 3 - ЗОС не выявляется 0 1 0 0 1 1 0 1 0 0
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
55
Инновации в образовательных учреждениях
относительной независимости выбора от предыдущего сгенерированного значения. Так, испытуемый № 1 всегда в следующей пробе выбирает значение, которое было сгенерировано программой в предыдущей пробе, и зависимость его выбора от предыдущего значения окажется прямой и стопроцентной. Испытуемый № 2 аналогичным образом будет избегать выбора того значения, которое было сгенерировано в предыдущей пробе, и его ЗОС будет обратной и стопроцентной. Испытуемый № 3, по всей видимости, не будет систематически ориентировать свой выбор на предыдущее выпавшее значение, и мы будем полагать, что его выбор не зависит от наличия ОС.
В рамках данной работы нас пока будет интересовать не направление ЗОС (обратная или прямая -см. примеры в таблице 1), а лишь факт ее наличия. Предварительно можно предположить, что испытуемые с наличием ЗОС, скорее всего, полезависимы (ориентируются при выборе на контекст, на сти-мульное поле), а при отсутствии ЗОС - поленезависимы (ориентируются на собственные ощущения). Согласно М. А. Холодной, у полезависимых, в целом более чутких, менее рациональных и интеллектуальных людей, доминирует правое полушарие, а у поленезависимых - более эффективных интеллектуально, осуществляющих поиск рациональных стратегий,-левое.
Предварительные исследования показали, что можно выявить два относительно независимых компонента ЗОС:
1. «стабильный» компонент ЗОС (С-ЗОС), когда присутствуют статистически значимые результаты, свидетельствующие о связи последующего выбора с предыдущим значением, при учете результатов испытуемого по всем сессиям;
2. «лабильный» компонент ЗОС (Л-ЗОС), когда зависимость от обратной связи у испытуемого проявляется коррелированно с изменениями его психических состояний.
Наше предыдущее исследование показало на значительном статистическом материале [2], при отсутствии обратной связи («вслепую») испытуемые чаще «угадывают» не то значение, которое генерируется синхронно с выбором испытуемого, а значение, которое было сгенерировано программой в предыдущей пробе, то есть как бы на 1 шаг назад. Многие исследователи [9] в то же время, указывают на то, что при наличии обратной связи испытуемые склонны опережающе реагировать на принципиально непредсказуемые события. Хотя время между последовательными выборами может существенно варьироваться, как правило, оно при работе испытуемых в наших исследованиях находится в пределах нескольких секунд, как и установленные в других исследованиях «опережающие» эффекты. Поэтому в рамках данного исследования мы будем рассматривать соот-
ношения успешности данного выбора испытуемого с генерируемым программно в интервале ±1 проба, то есть с запаздыванием на один шаг, синхронно, и с опережением на один шаг. Иными словами, если испытуемый угадывает чаще значение, которое было сгенерировано программой в прошлой пробе, то будем считать его реакцию «запаздывающей»; если значение, которое генерируется практически синхронно с выбором (с разницей, не превышающей нескольких десятков миллисекунд) - то «синхронной»; если испытуемый угадывает чаще значение, которому лишь предстоит выпасть в следующей пробе, то реакцию будем считать «опережающей».
Результаты исследования и их обсуждение
Сразу и отдельно следует отметить, что ни здесь, ни в дальнейшем анализе не были выявлены половые различия; по типам зависимости от ОС разнополые испытуемые также распределялись равномерно. Также, несмотря на определенные различия, в целом результаты воспроизводились по всем субтестам, поэтому далее в качестве показателей результативности используются усредненные и нормированные (Z-оценка) по всем субтестам значения.
Прежде всего, нами были проанализированы групповые различия между эффективностью интуицион-ной деятельности с ОС и без ОС для «запаздывающего», «синхронного» и «опережающего» угадывания (рис. 1).
Несмотря на то, что при данном объеме выборки не удается выявить статистически значимых различий, обращает на себя их согласованность, что, скорее, свидетельствует в пользу реальности феномена интуиции в нашем понимании. Так, вполне естественно, что при наличии ОС «запаздывающее» угадывание более результативно, это всего лишь результат того, что некоторые испытуемые обладают свойством стабильной зависимости от обратной связи (напомним, что при максимальной С-ЗОС результативность такого «запаздывающего» угадывания было бы стопроцентной, но это ни в коем случае не являлось бы результатом интуиционной деятельности). Опять же, при отсутствии ОС результативность «запаздывающего» угадывания несколько выше, чем «синхронного» или «опережающего» - также без ОС (см. правое поле рис. 1), что соответствует результатам исследования [2]. В то же время, результативность «синхронного» и «опережающего» угадывания несколько выше при наличии ОС (рис. 1), что логично в случае, если феномен интуиции действительно существует, и интуици-онная деятельность с возможностью постоянной корректировки, благодаря обратной связи реализуется в целом результативнее.
56
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Инновации в образовательных учреждениях
- результативность угадывания предыдущего стимула (сдвиг в прошлое на 1 шаг-событие) J 0 - результативность угадывание настоящего события (нулевой сдвиг по событиям)
1+1 - результативность угадывания предстоящего события (сдвиг в будущее на 1 шаг-событие) □ .06
_о
гг
га
>ZE
0
1 _о С га
о.
о
СЕ
0
1
Ё.
га
I
га
I—
о
16
=Г
□.04
□.02
□ .00
-О 02
-О 04
■TI
га
-0 06
;
J ту Л i
: " ^
4 L
4
В КП
выкл
обратная связь
Рис. 1. Различия между результативностью угадываний по всем субтестам в пересчете в шкалу стандартных отклонений (M=0, и=1) без обратной связи и с обратной связью при различных сдвигах («запаздывающее», «синхронное» и «опережающее» угадывание).
Следует отметить, что вышеизложенное, к сожалению, пока носит в значительной степени характер предположений, поскольку значимость результатов не превышает необходимого предела, задаваемого вероятностью ошибки первого рода p<0,05, что не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу об отсутствии различий. С другой стороны, из полемики известно, что результаты «парапсихологических» экспериментов, даже хорошо организованные, показывают плохую воспроизводимость и небольшую статистическую значимость даже при гораздо больших объемах выборок [1, глава 5].
Лишь некоторыми вполне очевидными причинами такого положения дел являются существенная зависимость эффективности такой сложной и слабоуправляемой деятельности от состояния оператора, от комплекса трудноуловимых внутренних и внешних условий, вплоть до погодных условий. Все их принять во внимание невозможно, но, по крайней мере, в лонгитюдном интраиндивидуаль-ном подходе в данном исследовании мы изучали связи динамики результативности с изменениями психических состояний, а также связи успешности
с эмпирической типологией испытуемых, основанной на зависимости интуиционной деятельности от ОС.
Зависимости интуиционной деятельности от ОС придавалось полуколичественное выражение следующим образом:
1. «1» - есть значимые различия в результативности выборов с ОС и без ОС в каждом субтесте на уровне p<0.05 (по критерию Стьюдента для С-ЗОС и по коэффициенту линейной корреляции Спирмена между динамикой результативности и психических состояний посессионно - для Л-ЗОС). Показатели различных психических состояний могут быть существенно связаны между собой, поэтому, независимо от того, для скольких разновидностей психических состояний выявляли значимые корреляции, в любом случае присваивали компоненте значение «1», как указано выше;
2. «0,5» - есть различия или корреляции, значимые на уровне 0.1<p<0.05;
3. «0» - нет значимых различий или связей;
4. затем компоненты показателей суммировались и нормировались (в интервале от 0 до 1);
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
57
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 2
Показатели зависимости интуиционной деятельности от обратной связи -стабильного, лабильного и интегрального компонентов; средние за лонгитюд значения разновидностей психических состояний.
№ п/п С-ЗОС Л-ЗОС К-ЗОС Агрес. Актив. Кач-во жизни Настр. Самоч. Тревож.
1 0 0,75 0,375 -1,05 0,47 1,22 0,92 0,87 -0,56
2 0,5 0,5 0,5 -2,05 2,28 1,54 2,16 2,04 -1,61
3 0 0 0 0,11 -1,29 0,10 0,00 -0,31 -0,31
4 0 0 0 -0,25 -0,33 -0,09 0,09 0,12 -0,04
5 0,5 0,25 0,375 -1,92 2,06 1,63 2,41 1,94 -2,17
6 0,75 0,5 0,625 -0,50 0,00 0,37 0,41 0,43 -0,52
7 0 0,125 0,0625 -0,18 -0,02 0,02 0,07 -0,21 0,13
8 0 0,125 0,0625 -0,11 0,40 0,19 0,46 0,31 -0,21
9 0,5 0,125 0,3125 -0,80 1,08 0,23 0,90 0,73 -0,55
10 0,5 0,25 0,375 -1,01 0,55 0,40 0,45 1,06 -0,65
5. в итоге для данного испытуемого также вычислялся комплексный показатель К-ЗОС путем усреднения показателей С-ЗОС и Л-ЗОС (табл. 2).
В табл. 2 также представлены средние значения показателей психических состояний для каждого из 10испытуемых.
Исходя из этих данных, проведен корреляционный анализ (табл. 3), который показывает наличие существенных корреляционных связей между средними уровнями психических состояний и показателями ЗОС.
Таблица 3
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между показателями зависимости интуиционной деятельности («стабильного», «лабильного» компонентов и их усреднения - «комплексного» показателя) от обратной связи и средними значениями показателей психических состояний (из табл. 2).
С-ЗОС Л-ЗОС К-ЗОС
Агрессивность -0,56* -0,75** -0,75**
Активность 0,58* 0,61* 0,67**
Качество жизни 0,59* 0,81** 0,81**
Настроение 0,40 0,64** 0,60*
Самочувствие 0,62* 0,74** 0,77**
Тревожность -0,62* -0,65** -0,70**
** - корреляции значимы на уровне р<0,05 * - корреляции значимы на уровне р<0,1
Наиболее тесные связи наблюдаются между уровнями психических состояний и лабильным компонентом Л-ЗОС, а также с комплексным (суммарным) К-ЗОС. В целом, исходя из представленных
данных, можно заключить, что чем субъективно более благоприятно воспринимается испытуемым свое состояние, то есть испытуемый чувствует себя позитивно настроенным, активным, физически благополучным, тем он в большей степени зависим в своем совершаемом выборе от предыдущего выбора. Именно в состоянии лучшего психоэмоционального состояния испытуемый склонен свой последующий выбор в пробе в рамках интуицион-ной деятельности увязывать с предыдущим значением, а не следовать своей внутренней, «независимой от поля» стратегии. С чем это связано, пока неясно, и, очевидно, необходима более представительная выборка для подтверждения данного наблюдения.
Еще один представляющий интерес результат данного исследования - установление связи итоговой результативности интуиционной деятельности со средними уровнями психических состояний (табл. 4).
Оказывается, что испытуемые с более высокими показателями активности, качества жизни, настроения и более низким показателем тревожности имеют лучшие результаты интуиционной деятельности без обратной связи с запаздыванием на 1 шаг, то есть выполняющие задание «вслепую» и при этом лучше угадывающие значение, выпавшее в предыдущей пробе, как ранее наблюдалось нами на большей выборке испытуемых [2]. В то же время, статистически достоверными являются показатели связи между выраженностью С-ЗОС, К-ЗОС и результативностью «синхронной» интуиционной деятельности без обратной связи. Если предположить, что испытуемые с большей выраженностью зависимости интуиционной деятельности от обратной
58
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 4
Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена между средними уровнями психических состояний и показателями зависимости интуиционной деятельности от обратной связи с общей (усредненной по всем субтестам) результативностью.
Результат с ОС (-1) Результат с ОС (0) Результат с ОС (+1) Результат без ОС (-1) Результат без ОС (0) Результат без ОС (+1)
Агрессивность -0,18 -0,41 -0,05 -0,52 -0,41 -0,02
Активность -0,26 0,28 0,39 0,69** 0,48 -0,36
Качество жизни 0,03 0,15 0,08 0,65** 0,52 -0,08
Настроение -0,14 0,22 0,27 0,65** 0,25 -0,25
Самочувствие 0,03 0,38 0,11 0,55 0,52 -0,16
Тревожность -0,14 -0,18 0,05 -0,73** -0,56* 0,01
С-ЗОС -0,17 -0,24 0,23 0,27 0,66** -0,19
Л-ЗОС 0,06 0,27 0,15 0,20 0,51 -0,06
К-ЗОС -0,07 0,07 0,23 0,22 0,65** -0,12
** - корреляции значимы на уровне р<0,05 * - корреляции значимы на уровне р<0,1
связи являются в целом более полезависимыми и менее рассудочными, то в отсутствии обратной связи их результативность в отношении «синхронного» угадывания (которое, в принципе, и является целью деятельности испытуемого в эксперименте) может быть действительно выше в отличие от тех испытуемых, которые выстраивают свою стратегию так, как это свойственно поленезависимым испытуемым, то есть рассудочно и отвлеченно от контекста, «поля», или вовсе теряют к ней интерес, полагая данную деятельность бессмысленной в условиях отсутствия обратной связи. Возможно также, что именно полезависимые испытуемые оказываются повышенно чувствительными к некоторой гипотетической информации, исходя из которой они верно «угадывают» те значения, которые уже «произошли», то есть были сгенерированы программой в предыдущей пробе.
В свою очередь, не выявляется значимых и сколько-нибудь существенных корреляционных связей между показателями психических состояний, ЗОС и результативностью интуиционной деятельности, возможно, вследствие того, что испытуемые при наличии обратной связи больше ориентируются на внешние стимулы (постоянное отслеживание результата), чем исключительно на внутренние детерминанты деятельности, в частности, психоэмоциональное состояние, прислушивание исключительно к своим внутренним ощущениям. Что же касается отсутствия зависимости результативности от показателей ЗОС, то это может быть объяснено тем, что разные испытуемые в различных субтестах реализуют неодинаковые устойчивые стратегии последующего выбора
с учетом предыдущего значения: одни предпочитают повторять предыдущее значение (чаще так происходит в «двоичном» тесте), а другие -максимально от него отдаляться (чаще так происходит в тесте «окружности».
Выводы
1. С учетом того, что в двух принципиально различных подходах к интуиции (как к специфическому интуитивному, неосознанному мышлению и как к «сверхчувственному восприятию») не фиксируется ее особый онтологический статус, нами предложено специфичное понимание интуиции, указующее на ее сущностные характеристики: интуиция - механизм переработки информации о физически нелокальных, личностно и/или биологически значимых событиях. Ее можно экспериментально изучать в контексте интуиционной деятельности, необходимым условием успешности которой является включенность интуиции.
2. Созданная нами компьютерная программа для исследования интуиционной деятельности «Инсайт-тест», доступная для свободного некоммерческого использования, позволяет в удаленном режиме выполнять тестирование с опциями наличия/отсут-ствия постоянной обратной связи, регистрировать особенности психического состояния испытуемого с помощью модифицированной методики «самочув-ствие-активность-настроение» и для стимулов различных типов, отражающих различные возможные режимы восприятия образной/символьной/числовой информации, что может представлять интерес для исследования различных аспектов исследования интуиции.
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5
59
Инновации в образовательных учреждениях
3. Несмотря на отсутствие статистически значимых результатов, обнаруживаются согласующиеся тенденции на межиндивидуальном уровне: в целом «синхронные» и «опережающие» угадывания результативнее при наличии обратной связи, что свидетельствует о некоторой эффективности обратной аффе-рентации в процессе интуиционной деятельности, а «запаздывающие» угадывания, наоборот, более эффективны при отсутствии обратной связи, что подтверждается результатами нашего прошлого исследования [2].
4. Вариативность и негомогенность испытуемых, изменчивость их результатов определяет необходимость переключения основного методического подхода с анализа общего массива данных на интраиндивиду-альные лонгитюдные исследования с последующей возможной типологизацией испытуемых и поиском причин плохой воспроизводимости результатов инту-иционной деятельности.
5. Испытуемые с более выраженной зависимостью интуиционной деятельности от обратной связи в целом более позитивно оценивают свои психические состояния, и наоборот. Испытуемые, оценивающие свои психические состояния более позитивно, имеют лучшие показатели интуиционной деятельности без обратной связи в «запаздывающем» режиме. Также статистически достоверны связи между выраженностью зависимости выбора испытуемого от обратной связи и результативностью «синхронной» интуиционной деятельности без обратной связи. При наличии обратной связи статистически значимых корреляций с результативностью деятельности не выявляется.
Перспективы исследований
Дальнейшие исследования с привлечением большего количества испытуемых и большей длительностью лонгитюдов позволят выявить больше деталей относительно возможной типологизации проявлений интуиции, а также получения статистически значимых результатов относительно межиндивидуальных эффектов. Для этого необходимо дальнейшее совершенствование характеристик методик
исследования, среди которых усиление мотивации испытуемых, обеспечиваемое соревновательной и игровой обстановкой тестирования. В настоящее время авторы разрабатывают компьютерную сюжетную игру, которая будет внедрена в социальную сеть «Вконтакте» в группе «Intuition&Intention» на странице http://vk.com/int.research. Приглашаем коллег и просто заинтересованных к сотрудничеству.
Литература
1. Бинги В.Н. Принципы электромагнитной биофизики. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2011.592 с.
2. Васильева И. В., Гоигорьев П. Е. Обоснование эмпирического подхода к изучению интуиции как механизма переработки информации о физически нелокальных событиях. [Эл. ресурс] URL: http://www.chronos.msu.ru/ ru/relectropublications/item/obosnovanie-empiricheskogo-podkhoda (Дата обращения: 1.10.2014).
3. Вернадский В. И. Собрание соч. М.: Изд-во АН СССР, 1960. Т 5. С.12-142.
4. Григорьев П. Е. Информационная технология мониторинга состояния человека для определения его зависимости от космофизических факторов. Дисс. ... д-ра биол. наук. Киев, 2010. 364 с.
5. Заикин Н. И., Кривенков С. Г., Корсакова Е. А. Результаты электроэнцефалографических и психофизиологических исследований испытуемых, работающих в режиме ретрокогниции // Парапсихология и психофизика. 1994. № 4. С.51-63.
6. Alvarez F. Anticipatory alarm behavior in Bengalese finches // Journal of Scientific Exploration. 2010. Vol. 24. P. 599-610.
7. Ball P. Physics of life: The dawn of quantum biology // Nature. 2011. N 474. P. 272-274.
8. Hameroff S., Penrose R. Reply to criticism of the «Orch OR qubit» - «Orchestrated objective reduction» is scientifically justified // Physics of Life Reviews. 2014. Vol. 11, N 1. P. 94-100.
9. Mossbridge J, Tressoldi P., Utts J. Predictive physiological anticipation preceding seemingly unpredictable stimuli: a meta-analysis // Front. Psychol. 2012. doi: 10.3389/ fpsyg.2012.00390.
10. Wilson A. W. Quantum Psychology. Arisona: New Falcon Publications, 2004. 206 p.
60
Инновационные проекты и программы в образовании 2014/5