УДК 340
Стрижаков Илья Владиславович
аспирант кафедры теории государства и права, ассистент преподавателя. Сургутский государственный университет ХМАО-Югры [email protected]
Влияние норм
КАНОНИЧЕСКОГО И РИМСКОГО ПРАВА НА ПРАВО СПРАВЕДЛИВОСТИ АНГЛИИ
Il’ya V. Strizhakov
graduate student, assistant to the teacher. Department of theory of state and law, Surgut State University KhMAO-Yugra [email protected]
The influence of
NORMS OF CANON
AND ROMAN LAW ON THE
LAW OF EQUITY OF ENGLAND
Аннотация. Под правом справедливости в Англии традиционно понимают систему права, которая являлась дополнением к общему праву, его своеобразной интерпретацией. Оно применялось судами, которые причисляют к судам справедливости (не входящим в систему судов общего права). Его основной функцией являлось дополнение норм общего права, которые, в силу своей жесткости и консервативности, были недостаточно приспособлены для регулирования новых, впервые складывающихся отношений. Для того, чтобы более четко определить суть права справедливости, необходимо разобраться в его основе, в том, что повлияло на возникновение и развитие права справедливости.
Ключевые слова: право справедливости, Суд Канцлера, право Англии, римское право, каноническое право, Канцлер, Канцелярия, суд справедливости.
Annotation. The concept of English law of equity is traditionally understood as a supplement to common law, its specific interpretation. This legal system was used by courts, which are usually named as «courts of equity». The main function of this law was to supplement common law, which was not flexible enough for regulation the new business relationship. For more clear determination of essence of equity law, it is necessary to clarify its basis and the factors that influenced the emergence and development of the law of equity.
Keywords: law of equity, Court of Chancery, English law, Roman law, canon law, Chancellor, Chancery, court of equity.
Говоря о происхождении права справедливости как неотъемлемой части права Англии, интересным представляется вопрос влияния на него континентального права. Так, например, дискуссионным вопросом является влияние норм канонического и римского права. Некоторые историки права Англии склонны отрицать такое влияние. Например, Мейтланд, рассматривая этот вопрос, полагал, что канцлеры, судьи короны, стоявшие у истоков права справедливости, не заимствовали многого из римского права, но отмечал, что это спорно. Хотя он допускал, что священнослужители могли знать римское право посредством изучения канонического, им отрицалось «большая осведомленность Канцлера в римском праве и любое намерение романизации права Англии» [4, с. 8]. Есть, однако, отличные от этой точки зрения. Если предположить, что высказанное Мейтландом мнение верно, то следует уточнить, можно ли таких канцлеров как Джон Кэмп (JohnKemp, Канцлер в период 1426-1432, 1450-1454) и Джон Стаффорд
(JohnStafford, Канцлер в период 1432-1450), являющихся докторами римского права, считать недостаточно осведомленными.
Маргарет Авери (MargaretAvery) писала, что главная заслуга в формировании принципов справедливости принадлежит канцлерам и их служащим. Воздействие на этот процесс норм римского и канонического права ей не оценивается. В тоже время она также не уделила внимание образованию и роду деятельности этих людей [5, с. 144]. Но даже поверхностная оценка биографий Канцлеров с начала нахождения в должности Канцлера Эдмунда Стаффорда (EdmundStafford) в 1396 г. и до конца канцлерства Томаса Мора в 1532 может о многом сказать. Из 18 людей, занимавших этот пост на протяжении 136 лет, все были епископами или архиепископами, несколько были кардиналами. Следовательно, они были хорошо знакомы с процедурой церковных судов. Многие были близко связаны с королевской администрацией, прежде чем получили должность канцлера. Что же касается их образования - четверо из них изучали теологию в университете, пятеро изучали римское право, четверо римское и каноническое право. Четверо из них оставили после себя обширные библиотеки римско-правовых и канонических правовых текстов.
214
Если далее мы признаем, что образование и опыт работы оказывают индивидуальное влияние, заключение будет достаточно четким -имеющие подобный опыт и знания канцлеры, принадлежащие к духовенству, не должны были изобретать принципы, которые уже использовались церковными судами.
Норман Доу (Norman Doe) отмечал, что в XV веке, когда английские судьи, законодатели и теоретики начали рассматривать закон как средство возмещения причиненного ущерба, они обращались к римским, каноническим теориям, а также к теории Томизма [1, с. 3-4].
Барбоур (W.T. Barbour) также считает, что священнослужители направили развитие права справедливости. Он был первым историком права Англии, который не согласился с тем, что право, используемое канцлером, только дополняло общее право [8, с. 835]. Отмечая, что впоследствии юристы общего права сделали право справедливости Канцлера частью правовой системы страны, Барбоур увидел, что канцлеры XV века, имеющие духовный сан, установили основные начала, на которых будет построено современное право справедливости [8, с. 859].
Таким образом, очевидно, что влияние римского и канонического права на право справедливости как минимум имело место быть. Остается вопрос, в какой степени выразилось это влияние.
Оспаривая точку зрения Мейтленда и говоря о вкладе римского права в развитие права Англии, Павел Виноградов пришел к заключению, что невозможно оценить такое влияние с помощью текстов римского права. Принципы, по его мнению, значили гораздо больше, чем полагал Мейтланд, и их влияние было значительно. Судьи и правовые теоретики Англии были направлены их римскими предшественниками, и это обобщение идей нигде так не было заметно, как в частных случаях, когда английские юристы не просто копировали римскоправовые модели, но одалживали некоторые положения из них, которые по-своему развивали [7, с. 117-118]. Это особенно было верно для юрисдикции Суда Канцлера, которому были намного ближе идеи канонического и римского права. Виноградов ссылается на прецедент в Канцлерстве, взятый из YearBook 1467 г., где канцлер, Роберт Стилингтон (Robert Stillington), епископ Бафа и Уэльса, выдал приказ subpoena против ответчика, который утверждал, что истец не следовал установленным правилам, поэтому должен винить себя сам в том, что он пострадал. Стилингтон основывал свои дей-
Литература:
1. Доу Н. Основы власти в позднем средневековом праве Англии. Кембридж, 1990.
2. Фрайд Е.Б. Справочник по истории Британии / Е.Б. Фрайд, Д.Е. Гринвей, С. Потер, И. Рой. Лондон, 3 изд.1986.
3. Ленгделл С.А. Краткий обзор юрисдикции по праву справедливости. 2 изд. Кембридж, 1908.
ствия на принципе «Deusestprocuratorstultorum» (Бог покровительствует дуракам - лат.).
Достаточно сильное влияние оказало каноническое право на процессуальную часть права справедливости в позднейшем Суде Канцлера. Например, это выразилось в заимствовании искового заявления, возражения ответчика (exception), возражение ответчика на реплику истца (rejoinder), наказание за неуважение к суду и т.д. Подобные свойства судебного процесса также присущи римскому праву, но в данном случае речь идет о каноническом праве, адаптировавшем и реформировавшем римское право.
Кристофер Ленгделл, описывая изменение римского права и его интеграции в каноническое, использует в качестве примера установление требования, согласно которому каждая сторона должна была предстать перед другой стороной для допроса под присягой, и ее ответы служили бы доказательством против нее, как признание. Эта процедура впоследствии была принята Ка н цлерским судом [3, с. 26].
Из римского права правом каноническим был также заимствован и развит принцип добросовестности (bonafides) в договорных отношениях, который затем был преобразован в совесть; введен запрет на необоснованное обогащение за счет другого, из которого был сформирован принцип защиты слабых; требовалось, чтобы судьи уделяли больше внимания не столько форме, сколько смыслу законов.
Таким образом, очевидно, что нельзя отрицать влияние римского и канонического права на возникновение и процесс формирования права справедливости в Англии. Несмотря на то, что вопрос степени этого влияния все еще остается дискуссионным, очевидно, что множество положений римского и канонического права были заимствованы и адаптированы правом справедливости. Факт этого влияния нельзя отрицать еще и потому, что многие Канцлеры имели духовный сан, а также опыт судейской работы в церковных судах, использовавших каноническое право. Поэтому, несмотря на хорошую осведомленность в нормах общего права, Канцлер мог его дополнять или даже изменять. Вместе с тем, также следует отметить, что в основе работы Канцлера, как судьи справедливости, лежала королевская прерогатива. Поэтому нельзя говорить о том, что право справедливости формировалось исключительно путем заимствований и интерпретаций норм канонического и римского права.
Literature:
1. Doe N. Fundamentals of Authority in Late Medieval English Law. Cambridge, 1990.
2. Fryde E.B. Handbook of British Chronology / E.B. Fryde, D.E. Greenway, S. Porter, I. Roy. London, 3d ed.1986.
3. Langdell S.A. Brief Survey of Equity Jurisdiction. 2nd ed. Cambridge, 1908.
215
4. Майтланд ФУ. Право справедливости: курс лекций. 2 изд. Кембридж, 1936.
5. Эйвери M.E. История юрисдикции Канцелярии по праву справедливости до 1460. Кембридж, 1969.
6. Виноградов П. Римское прав о в средневековой Европе. Кембридж и Нью-Йорк, 1968.
7. Барбоур ВТ. Некоторые аспекты Канцелярии 15 века. Гарвардское правовое обозрение, 31, 1917-1918.
4. Maitland F.W. Equity law: a course of lectures. 2d ed. Cambridge, 1936.
5. Avery M.E. The History of the Equitable Jurisdiction of Chancery before 1460. Cambridge, 1969.
6. Vinogradov P. Roman Law in Medieval Europe. Cambridge; New York, 1968.
7. Barbour W.T. Some Aspects of Fifteenth-Century Chancery. Harvard Law Review, 31. 1917-1918.
216