Научная статья на тему 'Влияние незаконного оборота наркотиков на национальные интересы Российской Федерации'

Влияние незаконного оборота наркотиков на национальные интересы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2590
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / DRUG TRAFFICKING / РЕАЛЬНЫЕ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / НОСИТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ / NATIONAL INTEREST / ПОСЛЕДСТВИЯ УГРОЗ / THREAT / POPULATION / CONSEQUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова С. А.

Предмет. Последствия реальных и потенциальных угроз для национальных интересов Российской Федерации вследствие незаконного оборота наркотиков. Цели. Изучение и анализ последствий реальных и потенциальных угроз национальным интересам Российской Федерации от незаконного оборота наркотиков для дальнейшей возможности построения единой модели противодействия данным угрозам и совершенствования мер антинаркотической политики на современном этапе. Методология. В работе использованы аналитический, статистический и логический методы, на примере разных стран проанализированы последствия от незаконного оборота наркотиков для личности, общества и государства. Результаты. Выявлены опасности для отдельных групп носителей национальных интересов, которые позволяют добиться более объективной и полной оценки ситуации с незаконным оборотом наркотиков. Полученные данные могут использоваться для дальнейшего совершенствования антинаркотической деятельности в стране по отдельным направлениям как основа социальных индикаторов, учитываться в текущий период времени при выработке наиболее актуальных своевременных и эффективных организационно-правовых мер государственными органами и частными компаниями, непосредственно задействованными в профилактике и противодействии незаконному обороту наркотиков. Выводы. Незаконный оборот наркотиков и распространение наркомании провоцируют широкий комплекс негативных последствий, которые, в свою очередь, могут способствовать углублению таких внутренних реальных и потенциальных угроз для страны, как сокращение доходной части бюджетов всех уровней, свертывание социальных программ, потери валового внутреннего продукта, снижение качества жизни граждан и, как результат, ослабление экономической и политической конкурентоспособности страны. При мониторинге наркоситуации следует просчитывать реальные и потенциальные угрозы от незаконного оборота наркотиков для личности, общества и государства и выстраивать предупредительные барьеры на пути наркоугрозы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлова С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An impact of drug trafficking on national interests of the Russian Federation

Importance The article discusses consequences of real and potential threats to the national interests of the Russian Federation as a result of drug trafficking. Objectives The research examines and analyzes consequences of real and potential threats to the national security of Russia arising from drug trafficking so to devise a uniform model for countering the threats and improve the anti-drug policy today. Methods The research employs analytical, statistical and logic methods and illustrates various countries in analyzing personal, social and national consequences of drug trafficking. Results I detect hazards for certain groups of population and evaluate the drug trafficking situation in a more accurate and complete manner. Conclusions and Relevance Drug trafficking and growing drug addiction invoke many adverse consequences, which may aggravate real and potential threats to the country. Monitoring the drug situation, it is reasonable to evaluate real and potential threats from drug trafficking for a person, society and the State and arrange for preventive remedies for the drug threat. The findings can be used to improve anti-drug activities, determine the most relevant contemporary and effective measures against drug trafficking.

Текст научной работы на тему «Влияние незаконного оборота наркотиков на национальные интересы Российской Федерации»

pISSN 2073-2872 Национальные интересы

eISSN 2311-875X

ВЛИЯНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА НАРКОТИКОВ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*

Светлана Алексеевна ПАВЛОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Получена 11.08.2017 Получена в доработанном виде 30.08.2017 Одобрена 17.09.2017 Доступна онлайн 27.10.2017

УДК 339.1:343.9 JEL: Е20, Е26, F52, Н56

Ключевые слова:

незаконный оборот наркотиков, реальные и потенциальные угрозы, национальные интересы, носители национальных интересов, последствия угроз

Аннотация

Предмет. Последствия реальных и потенциальных угроз для национальных интересов Российской Федерации вследствие незаконного оборота наркотиков. Цели. Изучение и анализ последствий реальных и потенциальных угроз национальным интересам Российской Федерации от незаконного оборота наркотиков для дальнейшей возможности построения единой модели противодействия данным угрозам и совершенствования мер антинаркотической политики на современном этапе.

Методология. В работе использованы аналитический, статистический и логический методы, на примере разных стран проанализированы последствия от незаконного оборота наркотиков для личности, общества и государства.

Результаты. Выявлены опасности для отдельных групп носителей национальных интересов, которые позволяют добиться более объективной и полной оценки ситуации с незаконным оборотом наркотиков. Полученные данные могут использоваться для дальнейшего совершенствования антинаркотической деятельности в стране по отдельным направлениям как основа социальных индикаторов, учитываться в текущий период времени при выработке наиболее актуальных своевременных и эффективных организационно-правовых мер государственными органами и частными компаниями, непосредственно задействованными в профилактике и противодействии незаконному обороту наркотиков. Выводы. Незаконный оборот наркотиков и распространение наркомании провоцируют широкий комплекс негативных последствий, которые, в свою очередь, могут способствовать углублению таких внутренних реальных и потенциальных угроз для страны, как сокращение доходной части бюджетов всех уровней, свертывание социальных программ, потери валового внутреннего продукта, снижение качества жизни граждан и, как результат, ослабление экономической и политической конкурентоспособности страны. При мониторинге наркоситуации следует просчитывать реальные и потенциальные угрозы от незаконного оборота наркотиков для личности, общества и государства и выстраивать предупредительные барьеры на пути наркоугрозы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Для цитирования: Павлова С.А. Влияние незаконного оборота наркотиков на национальные интересы Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2017. - Т. 13, № 10. -С. 1805 - 1817.

https://doi.org/10.24891/ni.13.10.1805

Распространение наркотиков оказывает негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации и является одним из основных источников угроз в сфере государственной и общественной

безопасности РФ, затрагивает вопросы национальной безопасности нашей страны1.

1 Стратегия национальной безопасности Российской

Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

В современном контексте под национальной безопасностью понимается «защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности от внутренних

* Выражаю глубокую признательность доктору экономических наук, профессору Сибирского федерального университета Татьяне Георгиевне БУТОВОЙ за детальное рассмотрение рукописи

1805

и внешних угроз, обеспечивающая устойчивое поступательное развитие страны»2. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, угрозой для национальной безопасности выступают «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам», а национальные интересы страны складываются из «объективно значимых потребностей личности, общества и государства»1,. Следовательно, эти группы субъектов и являются носителями национальных интересов, угроза от незаконного оборота наркотиков (НОН) для которых в виде определенных опасных последствий и анализируется в данной работе.

Конкретизируем данные интересы. Так, интерес и безопасность личности заключается в обеспечении ее прав и свобод. Интересы и безопасность общества обеспечиваются путем поддержания социальной стабильности и увеличении качества и уровня жизни граждан страны. Государственная безопасность означает политическую устойчивость, суверенитет и территориальную целостность.

Анализ понятия «национальная безопасность» показывает, что содержание данного термина эволюционирует под влиянием факторов внешней среды, которые становятся приоритетными в определенный исторический промежуток времени и дают толчок к началу формирования процессов общественного развития, приобретающих общемировой характер.

Так, отечественные ученые на примере США (первой страны, где в начале второй половины

и ценные замечания. Выражаю глубокую благодарность доктору медицинских наук, профессору Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Наталье Андреевне ГОРБАЧ, доктору исторических наук, доценту Сибирского юридического института МВД России Ольге Викторовне КОНОВАЛОВОЙ за наставничество и постоянный интерес к работе.

2 Прохожее А.А. Общая теория национальной безопасности: учебник. URL: http://uchebnik-online.com/129/1879.htm

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683.

ХХ в. появился данный термин) выделяют несколько периодов, когда содержание национальной безопасности, практически кардинально менялось и дополнялось4. В 1970-е гг. национальная безопасность страны обеспечивалась решением таких проблем, как энергетический кризис, инфляция, нарастание активности

миграционных процессов, продовольственной безопасности и др. В 1980-е гг. американские политологи обозначили ряд других проблем, расширяющих понятие национальной безопасности, и включили в него проблемы сохранения природных ресурсов, вопросы экологии и демографии. С 1990-х гг., помимо иных политических и экономических внешних и внутренних проблем, научный истеблишмент страны обозначил и включил в содержание национальной безопасности такой элемент, как уменьшение ущерба от торговли наркотиками5 [1].

Можно считать, что именно в данный период незаконный оборот наркотиков и всплеск наркомании стали стремительно

распространяться, повлекли масштабные деструктивные социально-экономические последствия для многих стран и мирового сообщества в целом6 [2]. Данные обстоятельства потребовали международных и внутринациональных организационно-правовых мер по противодействию им [3-6].

4 Копылов А.В. О генезисе и сущности понятия «национальная безопасность».

URL: http://milresource.ru/Kopylov-NS.html

5 Могап Т.Н. International Economics and National Security // Foreign Affairs. 1990. Vol. 69. P. 74.

6 Наркоситуация в зоне действия ОДКБ (20092014 гг.): аналитические материалы / под ред.

Д.Д. Невирко. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015; Токманцев Д.В. Состояние наркопреступности в странах Таможенного союза: Беларуси, Казахстане

и России // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2014. № 3.

С. 33-39; МелиховМ.Г. Взаимодействие государств -членов Организации Договора о коллективной безопасности в профилактике, лечении и реабилитации наркотической зависимости // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2014. № 3. С. 53-56; Арсланов А.Ф., Мустафина Г.М. Подрыв экономических основ наркобизнеса в России: исторический аспект, правоприменительная практика, перспективы // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2014. № 2. С. 105-110.

1806

Если деление угроз на внешние и внутренние показывает источник неблагоприятных условий и факторов, то разграничение угроз на реальные и потенциальные отражает как прямой (явные) и косвенный (неявные) ущерб (издержки), так и временной период проявления их последствий'.

Именно поэтому необходимо не только своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз, что является одной из основных задач Российской Федерации для обеспечения ее национальной безопасности, но и реальных и потенциальных угроз и их последствий.

Для того чтобы принимаемые меры были своевременными, есть смысл опираться на международный опыт по их выявлению. Так, в докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (далее - Комитета) за 2013 г. и ряде других официальных документов ООН предпринята попытка выделить негативные явления, порождаемые распространением наркотиков в обществе. Особое внимание уделяется проблемам з д р а в о о х р а н е н и я , о б щ е с т в е н н о й безопасности, социально-экономической

и политической сферам8.

Степень распространения отрицательных последствий на общество от наркомании и наркопреступности, как отмечено в гл. I ежегодного доклада Комитета за 2011 г.9, обратно пропорциональна устойчивости

7 Систематизация явных и неявных издержек государству от НОН более подробно представлена

в работе: Павлова С.А. Методы оценки экономического ущерба, причиняемого государству вследствие незаконного оборота наркотиков: материалы XVII международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодействия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков: национальный и международный уровни». Т. 1. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. С. 238-242.

8 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2013 г. URL: http://narkotiki.ru/objects/narkotiki02/1393965980.pdf

9 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2011 г. URL: http://unodc.org/documents/russia/Reports/AR_2011_Russi an.pdf

социальной и политической системам общества, ориентации на нравственные, культурные ценности и эффективности деятельности правительства в сфере НОН. Такое же мнение высказывают и отечественные исследователи10 [6-8]. Как отмечается в докладе за 2015 г., основой международной системы контроля над оборотом наркотиков является забота о здоровье и благополучии населения11. Результат может быть достигнут при условии использования каждой страной особых подходов, в которых учитываются

национальные,

социально-экономические

и социально-культурные особенности12 [9].

По мнению ряда ученых, в современной России сформировались устойчивые тенденции развития негативных процессов, отражающие очевидную взаимосвязь отечественной наркоситуации с

международной13. К ним можно отнести наркотрафик в страну из южно-азиатских государств (Афганистана, Таджикистана и ряда других), а также стран СевероЗападного региона; формирование м е ж д у н а р о д н о й о р г а н и з о в а н н о й наркопреступности, в том числе на этнической основе. Данные внешние угрозы14 в совокупности с внутренними угрозами

10 Кобец П.Н. О первоочередных мерах совершенствования межгосударственного сотрудничества в сфере предупреждения незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, как важнейшего элемента укрепления национальной безопасности страны // Научный электронный журнал «Матрица научного познания». 2017. № 4 С. 109-111.

11 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2015 г. URL: http://incb.org/documents/Publications/AnnualReports/AR2 015/Russian/AR_2015_R.pdf

12 Идинов А.К. Наркомания - угроза национальной безопасности // Вестник КРСУ. 2015. № 12. С. 94-97.

13 Невирко Д.Д., Шинкевич В.Е. Наркоситуация как социальное явление в контексте мониторинговых исследований: социологический аспект. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2015. 284 с.

14 Полный перечень внешних и внутренних угроз

государственной и общественной безопасности РФ

указан в п. 43 Стратегии национальной безопасности

Российской Федерации.

1807

качеству жизни российских граждан15 способствуют углублению противоречий в социально-экономическом развитии страны, расширению распространения последствий наркотизма среди всех групп населения, охватывают все регионы страны, ведут к формированию особого института - рынка наркопотребителей и наркосбытчиков.

Медицина. Лечение и последствия НОН для здоровья. В международной практике чаще всего обращаются за лечением лица, употребляющие каннабис (марихуану), героин и кокаин. По экспертным оценкам, необходимое лечение получает лишь один из шести наркопотребителей в мире, то есть примерно 4,5 млн чел., а общемировые совокупные расходы на такое лечение составляют примерно 35 млрд долл. США в год16.

Что касается ситуации в Российской Федерации, то, согласно данным НИИ наркологии Министерства здравоохранения РФ, на прием в официальное наркологическое учреждение обращается только один больной из семи17. По оценке отечественных исследователей, «обращение в

государственные наркологические

медицинские учреждения происходит, как правило, при необходимости оказания экстренной медицинской помощи для купирования абстинентного синдрома при употреблении вызывающих его наркотиков, при отсутствии денежных средств для прохождения анонимного лечения и

15 Согласно п. 51 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, угрозами качеству жизни российских граждан являются: неблагоприятная динамика развития экономики, отставание в технологическом развитии, введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации, нецелевое расходование бюджетных ассигнований, усиление дифференциации населения по уровню доходов, снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

16 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2013 г. URL: http://narkotiki.ru/objects/narkotiki02/1393965980. pdf

17 Кошкина Е.А., Спектор Ш.И., Сенцов В.Г., Богданов С.И. Медицинские, социальные и экономические последствия наркомании и алкоголизма. М.: ПЕР СЭ, 2008. С. 49.

реабилитации в негосударственных центрах» [10].

Тревожная статистика поступает из государств - членов ОДКБ, на территории которых ежегодно от отравления наркотиками умирают порядка 8 тыс. чел.18 Лечение последствий от злоупотребления наркотиками дорого обходится обществу. По мнению как экспертов ООН, так и отечественных исследователей [11], причинами госпитализации являются передозировки, потеря самоконтроля, случаи психоза, симптомы инфекционных

заболеваний, например таких, как гепатиты В и С, ВИЧ/СПИД, туберкулез и прочих заболеваний, связанных с употреблением наркотиков. Психическим заболеваниям неизменно сопутствует интеллектуальный регресс19, общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 15-20 раз быстрее, чем от алкоголя [11].

Отечественные исследователи подтверждают и тот факт, что в 21-56% случаев психология наркозависимых побуждает их к отказу лечения от ВИЧ-инфекции из-за нежелания менять привычки и образ жизни [12, 13].

В Европе средний возраст лиц, умерших от потребления наркотиков, составляет около 35 лет. В мире из 14 млн чел., употребляющих наркотики путем инъекций, 1,6 млн -ВИЧ-инфицированы, 7,2 млн - инфицированы вирусом гепатита С, а 1,2 млн -инфицированы вирусом гепатита В20. В Российской Федерации число лиц, снятых с наблюдения в связи со смертью, ежегодно составляет более 10 тыс. чел. трудоспособного возраста21. К возможным рискам

18 НевиркоД.Д., ЕскалиеваА.Т. Об итогах Координационного совещания Главных наркологов государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2014. № 4. С. 78-79.

19 Пак Е.Т., Соколова А.А. Методические рекомендации и учебно-методические комплексы для проведения занятий по теме «Профилактика немедицинского потребления наркотических веществ, психотропных средств и их аналогов». М., 2012. С. 111.

20 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2013 г. URL: http://narkotiki.ru/objects/narkotiki02/1393965980.pdf

21 Форма 2-МВ-ЗДРАВ за 2009-2014 гг.

1808

и последствиям злоупотребления

наркотическими веществами относят также суицидальные риски. Попытки суицида при наркомании наблюдаются как в состоянии наркотического опьянения (как результат галлюцинаций и измененного состояния сознания), так и в трезвом состоянии.

В Программе ООН «Инвестиции в лечение наркомании: документ для обсуждения на уровне лиц, ответственных за разработку политики» отмечается, что

распространенность рецидива после медицинской дезинтоксикации составляет свыше 70% - как и после изоляции в местах лишения свободы22.

Признается, что при лечении наркозависимости уже недостаточно только мер медицинского характера - медицинские учреждения должны находиться в постоянном взаимодействии с социальными

и правоохранительными службами23.

Последствия НОН для общественной безопасности. Проведенные за рубежом исследования показали, что постоянное употребление каннабиса повышает риск дорожно-транспортных происшествий

в 9,5 раза, кокаина или бензодиазепинов -в 2-10 раз, употребление амфетаминов или нескольких различных наркотиков -в 5-30 раз, а алкоголя вместе с наркотиками повышает риск получения серьезных травм или гибели во время управления транспортными средствами в 20-200 раз24. В российской практике количество зарегистрированных преступлений,

совершенных на транспорте, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ или их

22 Инвестиции в лечение наркомании: документ для обсуждения на уровне лиц, ответственных

за разработку политики. Организация Объединенных Наций, Нью-Йорк, 2003 г. URL: http://unodc.org/docs/treatment/Investing_R.pdf

23 Исследование социально-экономических последствий наркомании в Красноярском крае: отчет о НИР / СибЮИ ФСКН России / СибЮИ ФСКН России. Красноярск, 2012. ГР № 01201251708

24 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2013 г. URL: http://narkotiki.ru/objects/narkotiki02/1393965980.pdf

аналогов, сильнодействующих веществ, за последние три года в среднем составляло 10,5 тыс. в год25.

Последствия НОН для окружающей среды.

При утилизации химических веществ -прекурсоров, необходимых для изготовления наркотиков, загрязняющие вещества могут накапливаться в почве, поступать в водоемы, накапливаться в объектах флоры и фауны, продуцируя таким образом вторичные источники загрязнения. Незаконное культивирование растений каннабисной г р у п п ы п р и в о д и т к в ы р у б к е л е с н ы х н а с а ж д е н и й , с о к р а щ е н и ю сельскохозяйственных площадей. Охрана и восстановление окружающей среды требуют расходов на всех уровнях государственного управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОН и преступность. В РФ число ежегодно регистрируемых наркопреступлений в течение почти двух последних десятилетий превышает 200 тыс.26 [14, 15]. С 2000 г. количество осужденных в числе выявленных лиц за НОН в РФ ежегодно составляет в среднем около 100 тыс. чел.27. Международные исследователи выделяют три группы преступлений, обусловленных употреблением наркотиков (табл. 1).

НОН и производительность труда.

К потенциальным угрозам от злоупотребления наркотиками относятся потери

в производительности труда. Так, в Соединенных Штатах в 2011 г. потери производительности в результате неучастия в рабочем процессе достигли 120 млрд долл. США (или 0,9% ВВП), что составляет 62% всех издержек, связанных с наркотиками. Аналогичные исследования в Австралии и Канаде выявили потери в размере 0,3 и 0,4% ВВП соответственно. По оценкам аналитиков, издержки от потери производительности

25 Генеральная прокуратура РФ. URL: http://genproc.gov.ru

26 Там же.

27 ПавловД.О. Количественные критерии для анализа наркоситуации: межвузовский сборник тезисов докладов курсантов и студентов «Молодежь, наука

и цивилизация». Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. Вып. 16. С. 69-73.

1809

в этих двух странах были соответственно в 8 и в 3 раза выше затрат в области з д р а в о о х р а н е н и я , с в я з а н н ы х с заболеваемостью, амбулаторным лечением, посещениями врачей и прочими соответствующими последствиями28. Согласно отечественным исследованиям потери от снижения работоспособности и

производительности труда больных наркоманией и ущерб от снижения работоспособности и производительности труда у лиц, состоящих на профилактическом учете, составляют примерно 1,5 трлн руб.

29

в год29.

Наркопотребители, получающие лечение или отбывающие тюремное заключение, как правило, не имеют возможности полноценно работать, повышать уровень образования или профессиональной подготовки. Это не только увеличивает экономический ущерб обществу, но и провоцирует социальную дезадаптацию личности, способствует созданию

деструктивных социальных институтов пассивного типа (например, институт экономически неактивных граждан, которые могут, но не хотят работать). В 2010 г. в Европе 56% пациентов, принимавших участие в программах лечения от наркотической зависимости, были

безработными. В Российской Федерации, по оценкам ученых ВНИИ МВД России, 70% участников незаконного оборота наркотиков не имеют постоянного источника дохода [11].

Политика и НОН. Для беспрепятственного продолжения преступной деятельности, приносящей огромные прибыли,

представители наркобизнеса стремятся оказать давление на правоохранительные органы, должностные лица, лоббируя свои интересы или прибегая к прямому подкупу, способствуют росту коррупции, разложению и ослаблению правоохранительной системы. В некоторых странах прослеживается прямая

преступная связь между наркобизнесом и терроризмом30.

Таким образом, в результате незаконного оборота наркотиков проявляются реальные и потенциальные угрозы в виде негативных последствий, направленных на физическое и психическое здоровье потребителей наркотиков и их семей, процесс в о спр оиз водств а нас ел ения, на экономическую и политическую стабильность общества, культуру и национальные традиции, правовой менталитет граждан, экологическую и общественную безопасность. Структура угроз национальной безопасности от НОН по характеру и видам опасностей для отдельных групп субъектов (носителей национальных интересов) представлена в табл. 2.

Классификация последствий реальных и потенциальных угроз от НОН в виде опасностей для основных групп - носителей национальных интересов позволяет сделать следующий вывод.

Н е з а ко н н ы й о б о р о т н а р ко т и ко в и распространение наркомании провоцируют широкий комплекс негативных последствий, которые, в свою очередь, могут способствовать углублению таких внутренних реальных и потенциальных угроз для страны, как сокращение доходной части бюджетов всех уровней, сокращение социальных программ, потери валового внутреннего продукта, снижение качества жизни граждан и, как следствие, ослабление экономической и политической конкурентоспособности страны в мире. Именно поэтому необходимо при мониторинге наркоситуации

просчитывать реальные и потенциальные угрозы от незаконного оборота наркотиков личности, обществу и государству и выстраивать предупредительные барьеры на пути наркоугрозы.

28 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2013 год. URL: http://narkotiki.ru/objects/narkotiki02/1393965980.pdf

29 Оценка экономического ущерба, причиняемого

государству вследствие незаконного оборота наркотиков: отчет о НИР. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. ГР № 01201453229

30 Доклад Международного комитета ООН по контролю над наркотиками за 2010 г.

1810

Таблица 1

Разновидности преступлений, обусловленных употреблением наркотиков

Table 1

Varieties of drug-related crimes

Группа Вид Краткая характеристика преступлений Международный и отечественный опыт

1-я «Психофармакологическая» преступность Преступления, совершенные под воздействием наркотиков Согласно исследованию, проведенному в Доминике, Сент-Китсе и Невисе, Сент-Люсии, Сент-Винсенте и Гренадинах, 55% осужденных преступников сообщили, что в момент совершения преступления они находились под воздействием наркотиков. В Российской Федерации удельный вес преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения, от совокупности преступлений по НОН составляет около 14%, из них тяжких и особо тяжких -примерно 56,5%

2-я Корыстно- насильственная преступность Преступления совершают наркопотребители в целях получения денежных средств для покупки наркотических средств и поддержания своей зависимости Количество заключенных за корыстно-насильственную преступность в целях НОН в Соединенных Штатах достигает 17-18%. В Великобритании и Северной Ирландии издержки от данного вида преступлений достигают примерно 20 млрд долл. США в год

3-я «Системная» преступность Причиной являются, как правило, противоречия интересов между субъектами наркорынка В Перу за преступления, связанные с наркотиками, осуждены 92% лиц, содержащихся в местах лишения свободы. В России среди регистрируемых наркопреступлений 95,7% составляют незаконное производство, сбыт, пересылка, приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка, а также нарушение правил оборота НС, ПВ или их аналогов [19]. Данный вид преступности характеризуется большими издержками. Так, в США убытки от преступности с НОН составляют 61 млрд долл. США в год. Как правило, все они связаны с нагрузкой на правоохранительные органы и судебную систему. В РФ такие потери в 2011 г. составили примерно 100 трлн руб.

Источник: Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками ООН за 2013 г.; Железняк Н.С. О состоянии наркопреступности и некоторых особенностях противодействия ей в странах Латинской Америки // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2014. № 1. С. 69-74; Оценка экономического ущерба, причиняемого государству вследствие незаконного оборота наркотиков: отчет о НИР. Красноярск: СибЮИ ФСКН России, 2014. ГР № 01201453229

Source: Report of the United Nations International Narcotics Control Committee for 2013; Zheleznyak N.S. [On the state of drug-related crime and some peculiarities of counteraction to it on the Latin American countries]. Vestnik SibYuI FSKN Rossii = Vestnik of Siberian Law Institute of FDCS of Russia, 2014, no. 1, pp. 69-74. (In Russ.); Otsenka ekonomicheskogo ushcherba, prichinyaemogo gosudarstvu vsledstvie nezakonnogo oborota narkotikov: otchet o NIR [Assessment of the economic damage caused to the State by illicit drug trafficking: report on R&D]. Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of FDC of Russia Publ., 2014, reg. No. 01201453229

1811

Таблица 2

Характер и виды опасностей носителям национальных интересов от незаконного оборота наркотиков

Table 2

The nature and types of hazards to bearers of national interests from illicit drug trafficking

Вид опасности Характер опасности

для личности для общества для государства

Социально- Потеря социального Формирование Использование ограниченных

культурныи статуса деструктивных социальных институтов (наркобизнес) экономических ресурсов страны не в созидательных целях, а в целях противостояния, борьбы, разрушения

Личностный регресс Проблемы семьи как социального института Шаткая социальная стабильность (социальный регресс)

Потеря здоровья Низкий уровень духовного развития общества Простое или суженное воспроизводство товаров и услуг

Рост удельного веса отечественного производства

социальных институтов

силового блока

Демографический Понижение уровня Прогрессирующее Активные наднациональные

рождаемости. сокращение трудоспособного миграционные потоки,

Сокращение населения снижающие национальную

продолжительности жизни стабильность и суверенитет. Национальная депопуляция

Экономический Низкий уровень Снижение мотивации к труду. Сокращение национального

зарплаты Примитивность потребностей дохода

Низкий уровень жизни Низкая производительность труда Проблемы пенсионного обеспечения

Технологический Низкий уровень Технологии, основанные на Усиление диспропорций

профессиональной ручном примитивном или в степени технологического

квалификации индустриальном труде, а не на «высоких» знаниях, основанных на умственном труде развития и освоения территорий регионов

Политический Теневое криминальное Низкий уровень Политическая неустойчивость

сознание и поведение национального официальной власти на местах,

личности самосознания. Стертые границы права и обязанностей теневое правительство, коррупция

Криминальный Теневая криминальная Создание инфраструктуры Формирование не социального,

деятельность как вид профессиональной криминальной среды в обществе. а силового государства

деятельности Рост удельного веса социальных институтов криминальной направленности

Экологический Нарушение Неэкологичное массовое Экологические проблемы

в «экологии» сознания сознание в результате загрязнения окружающей среды химическими веществами и отходами жизнедеятельности

Источник: составлено автором

Source: Authoring

1812

Список литературы

1. Могап Т.Н. International Economics and National Security // Foreign Affairs. 1990. Vol. 69. P. 74.

2. АбдильдинаД.Е. К вопросу о противодействии наркоугрозе на современном этапе: материалы ХХ международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. С. 59-61.

3. Фролова Н.А. О потенциале инноваций в контексте совершенствования подходов к решению наркопроблемы в современных условиях: материалы ХХ международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. С. 53-55.

4. Саркисян Г.Г. Перспективы развития системы контроля за оборотом наркотиков в России на современном этапе: материалы ХХ международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики». Ч. 1. Красноярск: СибЮИ МВД России, 2017. С. 56-58.

5. Клевакин А.Н., Гурбан И.А. Оценка социально-экономических последствий наркомании в Уральском федеральном округе // Экономика региона. 2013. № 2. С. 34-42.

6. Шинкевич В.Е. Противодействие незаконному обороту наркотических средств как угрозе национальной безопасности: материалы IV международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания в контексте обеспечения национальной безопасности». Ч. 1. Минск: Военная академия Республики Беларусь, 2017. С. 377-380.

7. Шабанов Г.Ш. Наркомания как фактор угрозы национальной и гражданской безопасности в Российской Федерации // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2012. № 1. С. 45-57.

8. Татаркин А.И., Куклин А.А., Клевакин А.Н. Практическая роль науки в условиях современной эволюции социально-экономических отношений в сфере незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2014. № 3. С. 3-8.

9. Павлова С.А. Перспективы развития открытого общества в России: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Социология, философия, право

в системе научного обеспечения процессов развития современного общества». Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010. С. 200-208.

10. Клевакин А.Н., Гурбан И.А. Оценка рентабельности медико-социальной реабилитации лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков: материалы XI международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования

в современном мире». Т. 2. СПб: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2015. С. 24-27.

11. Шиян В.И. Социально-демографическая и патопсихологическая характеристика участников незаконного оборота наркотиков // Наркоконтроль. 2016. № 4. С. 3-7.

1813

12. Левина О.С., Яковлева А.А., Одинокова В.А., Гурвич И.Н. Влияние наркопотребления на обращаемость за лечением ВИЧ-инфекции в Санкт-Петербурге и Оренбурге

// ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2010. Т. 2. № 1. С. 78-86.

13. Сафонова П.В., Виноградова Т.Н., Клиценко О.А. и др. Употребление алкоголя

и приверженность к ВААРТ среди ВИЧ-инфицированных женщин репродуктивного возраста // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2013. Т. 5. № 2. С. 42-51.

14. Сбирунов П.Н. Некоторые тенденции наркоситуации в Российской Федерации // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 19-22.

15. Фёдоров А.В. Наркокриминология как одно из направлений криминологии // Наркоконтроль. 2013. № 1. С. 11-19.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

1814

pISSN 2073-2872 elSSN 2311-875X

AN IMPACT OF DRUG TRAFFICKING ON NATIONAL INTERESTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Svetlana A. PAVLOVA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

National Interests

Siberian Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation, Krasnoyarsk, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 11 August 2017 Received in revised form 30 August 2017 Accepted 17 September 2017 Available online 27 October 2017

JEL classification: E20, E26, F52, H56

Keywords: drug trafficking, threat, national interest, population, consequence

Abstract

Importance The article discusses consequences of real and potential threats to the national interests of the Russian Federation as a result of drug trafficking.

Objectives The research examines and analyzes consequences of real and potential threats

to the national security of Russia arising from drug trafficking so to devise a uniform

model for countering the threats and improve the anti-drug policy today.

Methods The research employs analytical, statistical and logic methods and illustrates

various countries in analyzing personal, social and national consequences of drug

trafficking.

Results I detect hazards for certain groups of population and evaluate the drug trafficking situation in a more accurate and complete manner.

Conclusions and Relevance Drug trafficking and growing drug addiction invoke many adverse consequences, which may aggravate real and potential threats to the country. Monitoring the drug situation, it is reasonable to evaluate real and potential threats from drug trafficking for a person, society and the State and arrange for preventive remedies for the drug threat. The findings can be used to improve anti-drug activities, determine the most relevant contemporary and effective measures against drug trafficking.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

Please cite this article as: Pavlova S.A. An Impact of Drug Trafficking on National Interests of the Russian Federation.

National Interests: Priorities and Security, 2017, vol. 13, iss. 10, pp. 1805-1817. https://doi.org/10.24891/ni.13.10.1805

Acknowledgments

I express my deep gratitude to Tat'yana G. BUTOVA, Doctor of Economics, Professor of the Siberian

Federal University for detailed examination of the manuscript and valuable comments.

I am also thankful to Natal'ya A. GORBACH, Doctor of Medical Sciences, Professor of Prof.

V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University, and Ol'ga V. KONOVALOVA, Doctor

of History, Assistant Professor of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of

Russia for mentoring and continuing interest in the research.

References

1. Мошп Т.Н. International Economics and National Security. Foreign Affairs, 1990, vol. 69, p. 74.

2. Abdil'dina D.E. [On the issue of countering the drug threat at the current stage]. Aktual'nye problemy bor'by sprestupnost'yu: voprosy teorii ipraktiki. Ch. 1: materialy ХХmezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Countering the Crime: Theoretical and Practical Considerations. Part 1]. Krasnoyarsk, Siberian Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017, pp. 59-61.

3. Frolova N.A. [On the potential for innovation in improving approaches to drug issues under the current circumstances]. Aktual'nye problemy bor'by sprestupnost'yu: voprosy teorii ipraktiki. Ch. 1: materialy ХХmezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf.

1815

Current Issues of Countering the Crime: Theoretical and Practical Considerations. Part 1]. Krasnoyarsk, Siberian Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017, pp. 53-55.

4. Sarkisyan G.G. [Prospects for the development of the drug control system in Russia at the current stage]. Aktual'nyeproblemy bor'by sprestupnost'yu: voprosy teorii ipraktiki. Ch. 1: materialy XX mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Countering the Crime: Theoretical and Practical Considerations. Part 1]. Krasnoyarsk, Siberian Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2017, pp. 56-58.

5. Klevakin A.N., Gurban I.A. [Assessment of socioeconomic consequences of drug abuse in the Ural Federal District]. Ekonomika regiona = Economy of Region, 2013, no. 2, pp. 34-42.

(In Russ.)

6. Shinkevich V.E. [Counteraction to drug trafficking as a threat to national security]. Aktual'nye problemy sotsial'no-gumanitarnogo znaniya v kontekste obespecheniya natsional'noi bezopasnosti. Ch. 1: materialy IVmezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Current Issues of Knowledge of Social Sciences and Humanities through the Lens of National Security. Part 1]. Minsk, Military Academy of Republic of Belarus Publ., 2017,

pp. 377-380.

7. Shabanov G.Sh. [Drug addiction as a factor posing a threat to national and civil security of the Russian Federation]. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii = Questions of National and Federative Relations, 2012, no. 1, pp. 45-57. (In Russ.)

8. Tatarkin A.I., Kuklin A.A., Klevakin A.N. [Practical role of science in conditions of modern evolution of social-economics relations in the sphere of drug trafficking]. Narkokontrol, 2014, no. 3, pp. 3-8. (In Russ.)

9. Pavlova S.A. [Prospects for the development of an open society in Russia]. Sotsiologiya, filosofiya, pravo v sisteme nauchnogo obespecheniya protsessov razvitiya sovremennogo obshchestva: materialy Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Sociology, Philosophy, Law as Part of the Scientific Framework for the Contemporary Society Development]. Krasnoyarsk, Siberian Institute of Law of Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2010, pp. 200-208.

10. Klevakin A.N., Gurban I.A. [Assessing the profitability of medical and social rehabilitation of people taking illicit drugs]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v sovremennom mire. T. 2: materialy XI mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Fundamental and Applied Researches in the Contemporary World. Volume 2]. St. Petersburg, Strategiya budushchego Publ., 2015, pp. 24-27.

11. Shiyan V.I. [Socio-demographic and pathopsychological characteristics of participants in illicit drug trafficking]. Narkokontrol, 2016, no. 4, pp. 3-7. (In Russ.)

12. Levina O.S., Yakovleva A.A., Odinokova V.A., Gurvich I.N. [An impact of drug abuse on HIV treatment applications in Saint Petersburg and Orenburg]. VICh-infektsiya i immunosupressii = HIV Infection and Immunosuppressive Disorders, 2010, vol. 2, no. 1, pp. 78-86. (In Russ.)

1816

13. Safonova P.V., Vinogradova T.N., Klitsenko O.A. et al. [The use of alcohol and adherence to HAART among HIV-infected women of reproductive age]. VICh-infektsiya i immunosupressii = HIV Infection and Immunosuppressive Disorders, 2013, vol. 5, no. 2, pp. 42-51. (In Russ.)

14. Sbirunov P.N. [Some trends in the drug situation in the Russian Federation]. Narkokontrol, 2013, no. 1, pp. 19-22. (In Russ.)

15. Fedorov A.V. [Drug criminology as one of the disciplines of criminology]. Narkokontrol, 2013, no. 1, pp. 11-19. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

1817

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.