УДК 67-05 А.Ю. Назаров
ВЛИЯНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой стратегического планирования, и совершенствование региональных экономик с учетом влияния нематериальных факторов на развитие территориальной экономики.
Ключевые слова: нематериальные факторы, региональная экономика, стратегии планирования, потенциал, инновационное развитие.
А1екзеу Кагагоу
В соответствии с положениями Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [2] за регионами закреплено право урегулировать своими законодательными актами особенности формирования регионального сегмента этой единой системы на своей территории. В этих целях на уровне регионов разрабатываются и применяются законы стратегического планирования развития региональных экономик, которые устанавливают общие принципы создания и функционирования единой системы стратегического планирования, предусматривают механизмы координации и сопоставимости целевых установок стратегических документов, разработанных на разных уровнях управления. Ключевым элементом системы документов стратегического планирования является стратегия социально-экономического развития регионов, содержащая долгосрочные цели развития, выраженные через конкретные показатели, которые планируется достичь по завершении ее реализации.
В качестве одного из факторов, от которых зависит эффективность реализации стратегических плановых документов, выступает их ресурсная обеспеченность, т. е. наличие адекватного объема ресурсов для достижения заявленных целей. В системе стратегического планирования социально-экономического развития, к примеру, Московской области и Краснодарского края, инструментом сопоставления заявленных целей и располагаемой ресурсной базы является бюджетный прогноз, который включает в себя прогнозные значения показателей, характеризующих бюджет регионов на долгосрочную перспективу, что позволяет на его основе оценить показатели финансового обеспечения государственных программ регионов на весь период их действия. В систему региональных документов стратегического планирования также включен прогноз социально-экономического развития соот -ветствующих территорий на среднесрочный период, который должен обеспечить информационную базу для оценки необходимости внесения корректировок в утвержденную стратегию в связи с прогнозируемым изменением социально-экономической ситуации по регионам в целом или в отдельной сфере общественной деятельности.
© Назаров А.Ю., 2017
Проблема разработки стратегий и программ стратегического планирования регионов вызывают вполне понятный интерес среди российских ученых, представителей государственной власти на всех уровнях, а также практических управленцев. Особым вниманием пользуются вопросы, касающихся установления приоритетов, разработки программ социально-экономического развития и формирования механизмов их реализации. Теория региональной экономики, как известно, выделяет шесть основных стратегий регионального развития при различных их вариациях: стратегия поляризованного развития, стратегия поляризованного развития, стратегия инновационного развития, стратегия инновационного развития, стратегия устойчивого развития, стратегия обеспечения конкурентоспособности региона.
Как показывает анализ развития Московской области и Краснодарского края, в российских регионах предпринимаются попытки использования всех обозначенных выше базовых стратегий регионального развития. В частности, Московская область использует стратегию, ориентирующую экономику региона на инновационное развитие. При этом необходимо отметить, что уже сегодня этот регион представляет собой один из крупнейших в России центров одновременного развития всех фаз инновационного процесса: от фундаментальных исследований, через разработку опытных образцов и их испытаний, до производства и продвижения инновационной продукции. Но при этом на современном этапе большее развитие получили именно начальные фазы инновационного процесса, нежели конечные, которые как раз и позволяют обеспечивать максимальный вклад в экономический рост. Что касается Краснодарского края, то здесь в качестве базовой выбрана стратегия специализации, нацеленная на обеспечение повышения качества жизни населения региона за счет приоритетного развития традиционно «сильных» в данном регионе отраслей экономики. К таким ведущим отраслям в крае относятся транспорт и связь, агропромышленный, санаторно-курортный и туристский комплексы, определяющие приоритеты региональной экономики. При этом актуальными остаются проблемы недостаточной эффективности деятельности товаропроизводителей и, как следствие, недостаточной конкурентоспособности производимой ими продукции, товаров и услуг, в том числе и в курортном и туристско-рекреационном комплексе, а также агропромышленном комплексе края; недостаточного развития транспортной и коммунальной инфраструктур, серьезно сдерживающего дальнейшее развитие морских портов и курортов; недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители; наличие ограничений роста в долгосрочной перспективе. Для преодоления обозначенных ограничений, которые сопутствуют выбранной стратегии развития, целесообразным становится переход экономики Краснодарского края на инновационный путь развития.
Одним из важнейших условий реализации стратегии инновационного развития Московской области и возможности перехода к такой стратегии Краснодарского края является состояние и перспективы использования имеющихся возможностей этих регионов по обеспечению их трудовыми ресурсами определенного количества и качества, соответствующих выбранным стратегиям регионального развития. Таким образом, необходимо рассмотреть нематериальный фактор, влияющий на потенциал развития экономик Московской области и Краснодарского края, т.е. собственно человеческий потенциал регионов и его составляющие (см. табл. 1).
Таблица 1
Индекс развития человеческого потенциала [1]
Годы Московская область Краснодарский край
1999 0,746 0,751
2000 0,737 0,757
2001 0,743 0,752
2002 0,743 0,753
Окончание таблицы 1
Годы Московская область Краснодарский край
2003 0,748 0,759
2004 0,754 0,763
2005 0,767 0,784
2006 0,781 0,807
2007 0,794 0,797
2008 0,806 0,807
2009 0,820 0,828
2010 0,820 0,831
2011 0,840 0,842
2012 0,846 0,857
2013 0,854 0,865
2014 0,857 0,866
Место 29 17
Примечание: 0,900-1,000 - очень высокий уровень развития; 0,800-0,899 - высокий уровень развития; 0,7000,799 - средний уровень развития; 0,600-0,699 - удовлетворительный уровень развития; 0,500-0,599 - неудовлетворительный уровень развития; 0,000-0,399 - очень низкий уровень развития.
Как видно из данных, представленных в таблице 1, Московская область и Краснодарский край, начиная с 2008 г., относятся к регионам с высоким уровнем развития человеческого потенциала, что сопоставимо со странами Восточной Европы и Казахстаном. В качестве серьезных проблем для объективной оценки человеческого потенциала в регионах России следует отметить наличие внутрирегионального неравенства населения по доходу, а также сильную неоднородность внутри самого региона, а также несбалансированность развития отдельных составных частей человеческого потенциала (доход, образование и долголетие) (см. табл. 2, 3, 4).
Таблица 2
Индекс образования [1]
Год Московская область Краснодарский край
2001 0,898 0,896
2003 0,863 0,885
2005 0,862 0,884
2007 0,867 0,867
2009 0,881 0,900
2011 0,875 0,896
2013 0,899 0,914
Место 74 70
Посредством индекса образования условно можно продемонстрировать общий уровень обра -зованности населения региона. В целом, в рассматриваемых регионах это достаточно высокий показатель, соответствующий уровню развитых стран. С самого начала 2000-х гг. он демонстрирует устойчивый рост, впрочем, крайне медленный. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что Московская область отстает от Краснодарского края. Однако необходимо понимать, что заниженные показатели Московской областей не совсем соответствует действительности, так как большинство ее жителей получают высшее образование в столице - г. Москве.
Индекс долголетия, демонстрирующий общую продолжительность жизни населения регионов, начиная с 2009 г. находится на среднем уровне, что соответствует странам так называемого
«третьего мира». Причинами этого являются проблемы с доступностью медицинского обслуживания, а также это обусловлено ведением нездорового образа жизни в целом по стране. Тем не менее наблюдается устойчивое повышение индекса долголетия. По ожидаемой продолжительности жизни при рождении Московская область и Краснодарский край занимали 14 и 13 место по России в 2015 г., соответственно.
Таблица 3
Индекс долголетия [1]
Год Московская область Краснодарский край
2001 0,663 0,700
2003 0,668 0,703
2005 0,678 0,708
2007 0,699 0,738
2009 0,720 0,761
2011 0,756 0,769
2013 0,763 0,788
Место 22 10
Таблица 4 Индекс доходов [1]
Год Московская область Краснодарский край
2001 0,668 0,659
2003 0,713 0,690
2005 0,791 0,734
2007 0,820 0,769
2009 0,860 0,824
2011 0,888 0,858
2013 0,892 0,892
Место 23 24
Индекс доходов в начале 2000-х гг. был сопоставимым с наиболее бедными аграрными странами мира. Однако в XXI в. он демонстрирует стабильный рост. Этот индекс, однако, также является достаточно условным, так как не позволяет показать объективную картину материального благополучия граждан региона из-за наличия значительной дифференциации населения по уровню доходов.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что Московская область и Краснодарский край не могут быть отнесены в полной мере к благополучным регионам страны, так как не проходят по всей совокупности критериев. Оба региона значительно отстают по уровню доходов и долголетию своих жителей от развитых стран. По России, впрочем, уровень состояния человеческого капитала и в Московской области, и в Краснодарском крае находится на конкурентоспособном уровне - по сравнению с большинством регионов Российской Федерации. Согласно Индексу человеческого развития (Human Development Index), рассчитываемому экспертами ООН, Московская область и Краснодарский край в 2014 г. занимали соответственно 29 и 17 места среди всех регионов России [3]. Среди факторов качества жизни, недостаточно хорошо развитых в Московской области и Краснодарском крае, необходимо в первую очередь выделить невысокое качество предоставляемых медицинских услуг.
Сущность влияния человеческого потенциала на развитие экономики регионов заключается также в повышении качества и эффективности использования труда и капитала. При этом исследова-
телями не исключается и прямое влияние данного нематериального фактора на уровень развития регионов - через отдельные составляющие его индексов. Так, например, в отношении индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) необходимо учитывать непосредственное использование показателя «валовой региональный продукт» (ВРП) при расчете ИРЧП.
В случае устойчивого опережения ростом человеческого потенциала необходимого для эко -номического роста уровня происходит либо создание платформы для последующего опережающего социально-экономического развития региона, либо данное обстоятельство свидетельствует о наличии проблем в обеспечении эффективности использования накопленного в регионе человеческого капитала [4]. Для усиления значения человеческого потенциала в развитии экономик регионов необходимо кардинальное повышение качества и продолжительности жизни, формирование условий и стимулов для развития человеческого капитала на основе повышения эффективности и конкурентоспособности здравоохранения, образования, жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры за счет: роста доходов населения; увеличения продолжительности жизни населения регионов; развития рынка медицинских услуг, повышение их качества и доступности; достижения современного уровня образования; создания условий, обеспечивающих доступность жилья.
Все обозначенные направления развития затрагивают социальную сферу в регионах. В рамках сказанного обратим внимание на то, что стратегии развития Московской области и Краснодарского края направлены, в том числе, и на обеспечение социальной эффективности запланированных мероприятий (рост реальной среднемесячной заработной платы и среднедушевых доходов).
Библиографический список
1. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2014 год / Под ред. Л. М. Григорьева и С. Н. Бобылева. - М. : Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2014. - 204 с.
2. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» (датаобращения : 2.02.2017).
3. Ярощук, А. Б. Построение модели повышения потенциала нематериальных активов промышленного предприятия для обеспечения его конкурентоспособности / А. Б. Ярощук, И. В. Бузурная // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2016. - № 11. - С. 109-111.
4. Ярощук, А. Б. Типология экономического пространства регионов / А. Б. Ярощук // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - № 1-54. - С. 176-180.