производственных условиях, а следовательно, не ощущается и эффективность очков; кроме того, эта эффективность с избытком перекрывается в данном случае вышеперечисленными недостатками очков. По крайней мере, данная группа обычно не делает разницы между корригирующими плоскими очками и больше ориентируется на удобство оправы. Многие же категорически отказываются от коррекции, ссылаясь на ломоту в глазах, боль в голове, головокружение и т. п. Безусловно здесь играют роль и частые переходы от смотрения вдаль к разглядыванию детали, перерывы при налаживании станка и т. д., причем очки обычно не снимаются.
То же наблюдается и в средней возрастной группе; впрочем, подопытные 30—35 лет при 0,75—1,0 О уже несколько чаще применяют очки (но предпочитают носить их дома при чтении, шитье и т. п.).
б) При гиперметропии более высоких степеней (выше 1,5 Е)) очки носятся тем более охотно, чем значительнее аномалия рефракции. Здесь недостатки очков уже отступают на задний план; особенно это отмечается у лиц старше 25—30-летнего возраста. Немаловажную роль играет и степень увеличения у1зиз после применения коррекции.
II. Старшая группа (свыше 35 лет) дает совершенно иную картину; здесь обнаруживается уже пресбиопия, а степени явной гиперметропии с каждым годом выявляются все более. Даже при самых слабых степенях явной гиперметропии утомление аккомодационного аппарата оказывается настолько ощутимым, что рабочие сами добиваются получения корригирующих очков и очень охотно носят их как на работе, так и дома. Все подопытные отмечали в связи с ношением очков, меньшую утомляемость и лучшую продуктивность работы. Чем старше рабочий и чем выше аномалия рефракции, тем эта эффективность выявляется ярче и тем легче переносятся различные недостатки оправ.
При назначении корригирующих очков рабочим у металлорежущих станков необходимо руководствоваться следующими соображениями:
1. Гиперметропам младшей и средней группы очки должны назначаться лишь при наличии гиперметропии свыше 1,0 О.
2. Гиперметропам старшей группы очки следует давать (с прибавкой на пресбиопию) при всех степенях нарушения рефракции, хотя бы и самых слабых.
3. Миопы всех возрастных групп должны получать очки в обязательном порядке, начиная от 2,0 Е).
4. Необходимо категорически требовать от поставляющих организаций соблюдения указанных в рецептах расстояний между центрами.
5. При заказе очков для предприятия необходимо указывать форму оправы, наиболее желательную для рабочих.
Проф И. Г. ФРИДЛЯНД
Влияние некоторых химических интоксикаций на так называемую общую (не профессиональную) заболеваемость1
Из Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний
При изучении заболеваемости с утратой трудоспособности особый интерес представляет выяснение роли производственных факторов в этиологии заболеваемости отдельных профессиональных групп. С этой точки зрения мы остановились при изучении указанного вопроса на ис-
1 Из доклада на юбилейной научной сессии Ленинградского института гигиены труда и профессиональных заболеваний З.У1.1945 г.
следовании заболеваемости следующих профессиональных групп: 1) рабочих ленинградских аккумуляторных заводов, подвергавшихся воздействию свинца, « 2) рабочих фабрики клеенки, по условиям своей деятельности систематически соприкасавшихся с таким опасным токсическим веществом, как бензол. Недостаточная удовлетворительность условий труда на указанных предприятиях подтверждалась результатами многократных исследований воздушной среды на содержание свинца и бензола. Нередко эти яды обнаруживались в воздухе в количествах, значительно превышавших установленные прёдельно допустимые концентрации. Неоднократно среди указанных групп рабочих диагносциро-вались в клинике и поликлинике института случаи свинцового и бензольного отравления.
'Мы поставили себе целью изучить общую {непрофессиональную) заболеваемость с временной утратой трудоспособности группы рабочих из указанных предприятий с явными признаками интоксикации свинцом и бензолом. Для выяснения интересующего нас вопроса постановка исследования в таком направлении казалась наиболее правильной. Вместе с тем подобная разработка материалов отличается от всех известных нам соответственных попыток в литературе, в том числе и наших собственных, когда анализ материалов по заболеваемости ограничивался сопоставлением с контрольной группой по цеху в целом, без выделения лиц с -несомненными проявлениями интоксикации.
Нами были рассмотрены индивидуальные данные о заболеваемости с временной утратой трудоспособности 302 рабочих ленинградских аккумуляторных заводов в возрасте 25—49 лет, у которых на протяжении 1935—1941 гг. было диагносцировано в клинике или поликлинике института свинцовое отравление. Материалы об этой группе были сопоставлены с данными о заболеваемости 464 рабочих тех же («свинцовых») цехов и того же возраста, у которых при обследовании в институте ни разу не было обнаружено явных признаков сатурнизма.
В отношении работавших с бензолом мы располагали за период 1936—1941 гг. сведениями о заболеваемости 43 человек с признаками интоксикации и 188 рабочих указанного возраста, у которых при обследовании в институте не было найдено явлений отравления бензолом.
Ввиду того что обследованные рабочие находились под нашим наблюдением неодинаковое количество времени, все наши (расчеты делались на год. I
Об уровне заболеваемости по всем формам болезней нашей «свинцовой» группы можно судить по следующим цифрам: работавшие со свинцом без явных признаков отравления—100,0г, рабочие с начальными признаками свинцового отравления (отравление I степени) — 171,4, рабочие с выраженными признаками свинцового отравления (отравление II степени) — 238,2.
Можно было бы думать, что повышенная заболеваемость во второй и третьей группе определяется потерей рабочего времени из-за свинцовой интоксикации. Однако, как видно из данных о заболеваемости по всем формам болезни (кроме свинцового отравления) в зависимости от выраженных явлений свинцовой интоксикации, это предположение верно лишь отчасти: работавшие со свинцом без явных признаков отравления— 100,0 2, рабочие с признаками свинцового отравления I сте-
1 Число потерянных дней первой из указанных групп (без признаков интоксикаций) принималось за 100.
г Нужно отметить, что сравнительно значительная потеря рабочего времени из-за свинцового отравления з некоторой части являлась результатом активного вмешательства заводских и медицинских (организаций, требовавших — преимущественно на основании заключений нашего института — предоставления профилактических отпусков лицам, у которых были выявлены хотя бы начальные признаки свинцового отравления.
лени — 129,1, рабочие с признаками свинцового отравления II степе-.ни —151,4.
¡Как видно из этих данных, вследствие потери рабочего времени из-за свинцового отравления, действительно с весьма значительной степени увеличивалась заболеваемость во второй и третьей группах. Однако и при исключении этой причины временной утраты трудоспособности среди рабочих, у которых в свое время были обнаружены явления сатурнизма, оказались менее благоприятные показатели общей заболеваемости, чем у их товарищей по работе без симптомов интоксикации.
Еще более интересные данные были нами получены в отношении рабочих «бензольной» группы. Потеря рабочего времени из-за различных заболеваний была исключительно велика среди лиц, у которых была диагносцирована интоксикация бензолом. В то время как в «бензольном» цехе (гранитоля) в целом на протяжении ряда лет были констатированы сравнительно благоприятные показатели заболеваемости, среди рабочих с признаками интоксикации бензолом была обнаружена потеря рабочего времени по болезни на 47,4% большая {при расчете на 100 человек), чем по всей фабрике. Оказалось, что 43 рабочих с явлениями указанного отравления болели с временной утратой трудоспособности почти в 3 раза больше, чем их товарищи по цеху, у которых не было найдено признаков интоксикации.
Указанное превышение заболеваемости лиц с интоксикацией над средним уровнем (на 47,4%) слагалось в основном (на 33,2%) из дней, пропущенных из-за «небензольных» заболеваний, и лишь в меньшей •степени (на 14,2%) — из-за потерь рабочего времени из-за отравления бензолом.
Из данных табл. 1 и 2 можно получить представление о тех отдельных формах болезней, за счет которых имели место указанные •превышения заболеваемости в группах рабочих со свинцовой и бензольной интоксикациями.
Таблица 3. Заболеваемость по отдельным формам болезней в зависимости от выраженности явлений свинцового отравления
(количество пропущенных дней по болезни на 100 человек каждой группы)
Работавшие Рабочие с Рабочие с
со свинцом признаками признаками
Форма заболевания без явных свинцового свинцового
признаков отравления отравления
отравления I степени II степени
300,0 141,2 334,3
Ангина.............■ 100,0 114,4 159,0
Нетуберкулезные заболевания ор- 325,7 170,1
ганов дыхания ......... 100,0
Туберкулез легких ........ 100,0 136,2 180,2
Болезни костей, мышц и суставов 300,0 106,1 331,7
Болезни сердечно-сосудистой си- 92,4
стемы •............ 100,0 97,0
Болезни нервной системы .... 100,0 108,0 323,0
Болезни кожи и подкожной клет-
300,0 107,6 139,4
Болезни желудочно-кишечного 390,4
тракта ............. 300,0 339,0
Травмы (производственные и бы- 100,0 86,0 89,4
В общем аналогичные данные были получены и для «бензольной» труппы.
Таблица 2. Заболеваемость по отдельным формам болезней в зависимости от выраженности явлений отравления бензолом
(количество пропущенных дней по болезни на 100 человек каждой группы)
Работавшие с бен- Рабочие с приз-
Форма заболевания золом без явных признаков отрав- наками отравле-
ления ния бензолом
Грипп .................. 100,0 331,2
Ангина ■•■•••••••••.••.. 1С0,0 294,2
Нетуберкулезные заболевания органов
100,0 197,0
Туберкулез легких ........... 100,0 394,4
Болезни костей, мышц и суставов .... 100,0 10,4
Болезни сердечно-сосудистой системы^. . 100,0 98,2
Болезни нервной системы ........ 100,0 104,5
Болезни кожи и подкожной клетчатки . . 100,0 147,6
Болезни желудочно-кишечного тракта . . 100,0 140,0
Травмы (производственные и бытовые) . 100,0 157,2
Данные, приведенные в табл. 1 и 2, представляют определенный интерес. Сравниваемые группы в общем находились, как это вытекает из изложенного, в одинаковых условиях. Нет, разумеется, каких-либо оснований полагать, что обследованные нами рабочие, у которых не были диагносцированы явления интоксикации, находились в более благоприятных условиях, чем рабочие тех же цехов с явлениями свинцового или бензольного отравления. Больше того, нужно отметить, что последние группы (с явлениями отравления) в общем были заняты на менее тяжелых работах, чем «здоровые» в отношении интоксикации рабочие. Это имело место в результате активного вмешательства заводских организаций с целью добиться предоставления больным не только отпусков, временных переводов в «нетоксические» профессии, но и обеспечения им более легкой работы.
Между тем при равных эпидемиологических условиях мы могли констатировать весьма значительное превышение заболеваемости гриппом и ангиной среди лиц со свинцовой и особенно с бензольной интоксикацией. Весьма высока, сравнительно с контрольными группами, потеря рабочего времени при указанных видах отравлений вследствие так называемых нетуберкулезных заболеваний органов дыхания, 'болезней кожи и подкожной клетчатки, болезней желудочно-кишечного тракта и ■особенно из-за туберкулеза легких. Специально следует отметить заметно превышающую соответственные контрольные данные временную потерю трудоспособности из-за травм в группе рабочих с признаками интоксикации бензолом.
Переходя к объяснению приведенных фактов, мы считаем себя обязанными подчеркнуть, что в ряде случаев повышенная заболеваемость, несомненно, слагалась из прямых проявлений профессиональных отравлений, которые, однако, не были распознаны и ошибочно относились лечащими врачами к какой-либо «нетоксической» рубрике. С этой точки зрения сравнительно высокая заболеваемость наших обследованных, перенесших свинцовое отравление, по группам «болезни нервной системы», «болезни костей, мышц и суставов» и особенно «болезни желудочно-кишечного тракта» в некоторой части, очевидно, может быть объяснена именно таким образом. Так, например, весьма характерные для ■сатурнизма явления (запоры, схваткообразные боли в животе и т. д.) в ряде проверенных нами случаев трактовались врачами как банальные •«колит», «гастрит» и пр. Весьма длительный больничный лист с ди-
агнозом «неврит» без указания на его этиологию имел один рабочий, у которого при обследовании в поликлинике института были обнаружены; несомненные признаки свинцовой интоксикации, одним из проявлений которой и были указанные нервные изменения, и т. д. Таким образом, профессиональная этиология подобной повышенной «общей» заболеваемости едва ли может вызвать сомнение.
Иной интерпретации требует повышенная общая заболеваемость-обследованных, перенесших свинцовое и бензольное отравление, по таким группам болезней, как грипп, ангина, нетуберкулезные заболевания органов дыхания, болезни кожи и подкожной клетчатки, туберкулез-легких. В этих случаях можно предполагать лишь наличие некоторой косвенной связи между перенесенной интоксикацией и указанными заболеваниями.
В патогенезе некоторых из упомянутых «нетоксических» заболеваний более или менее существенное значение имеют те анатомические или функциональные нарушения, которые возникают в результате прямого действия яда (свинца или бензола) на организм. Именно таким образом можно объяснить в ряде случаев повышенную заболеваемость теми инфекциями (например, туберкулезом, гриппом и пр.), которые находили более благоприятные условия для развития в ослабленных организмах вследствие малокровия, похудания и пр., о свою очередь развившихся, в известной степени, вследствие хронической интоксикации свинцом или бензолом.
С точки зрения подобного косвенного действия яда известный интерес могут представить и результаты наших наблюдений в «бензольном» цехе в отношении травматизма (производственного и бытового).
Отмеченная в табл. 2 сравнительно значительная потеря рабочего времени из-за травм рабочими с признаками отравления бензолом оказалась зависящей от большей средней длительности несчастных случаев в этой группе. Так, выяснилось, что у 21 рабочего «бензольного» цеха, у которых было обнаружено отравление и у которых имели место несчастные случаи, средняя продолжительность нетрудоспособности из-за травм равнялась 14,3 дня. Для 96 же рабочих того же цеха без явлений интоксикации соответственный показатель не превышал 8,7 дня. Учитывая, что в картине хронического отравления бензолом известное место занимают явления замедления свертываемости крови при наклонности к кровоточивости, можно допустить, что в данном случае мы имеем демонстративный пример подобного косвенного влияния токсического вещества на течение патологического процесса, вызванного совершенно иным моментом.
Выводы
1. Уровень и структура так называемой общей («непрофессиональной») заболеваемости, являясь в основном результатом комплексного действия многих факторов (бытовые условия, состав и недобор рабочей силы, качество медико-санитарного обслуживания), в ряде случаев отчетливо зависят и от условий труда работающих, в частности, при работе с такими токсическими веществами, как свинец и бензол.
2. Повышенная заболеваемость рабочих, перенесших свинцовое и бензольное отравление, такими формами, как грипп, ангина, пневмония, различные дерматозы и пр., повидимому, в некоторой степени является своеобразным показателем наличия «неспецифических» проявлений указанных интоксикаций.
3. Правильно поставленный учет и анализ так называемой общей заболеваемости, в сочетании с данными регистрации профессиональных отравлений, открывают перед медицинской организацией соответствующих предприятий возможность своевременного выявления действия не-
которых токсических веществ, а следовательно, и принятия необходимых лечебно-профилактических мер. Нельзя игнорировать известную пользу в указанных случаях и динамических данных по общей заболеваемости, поскольку подобные материалы позволяют в некоторой степени судить об эффективности проведенных гигиенических мероприятий.
В. В. СОЛОВЬЕВ
Санитарная охрана морских границ СССР
после войны
(разработка заданий для проектов восстановления и рационализации морских санитарно-карантинных станций)
Победоносное окончание войны с фашистской Германией и фашистской Японией и установление мира во всем мире после мирной конференции, очевидно, должны повести к весьма оживленным международным сношениям всеми видами транспорта, в том числе и морским транспортом. Советский Союз, поднявшийся в результате войны на небывалую высоту как величайшая сухопутная держава, в недалеком будущем станет и великой морской державой, располагая на своих границах свыше 50 000 км морской полосы и 12 морями, связанными с океанами. Вопросы санитарной охраны морских границ поэтому для СССР становятся весьма актуальными. Морской транспорт в эпидемическом отношении всегда привлекал к себе особое внимание, так как через морские суда распространяются такие грозные эпидемии, как чума и хслера. Эндемические очаги этих эпидемий сохраняются и до сего времени в Индии, Китае, Аравии и других местах. В целях борьбы с распространением эпидемий морскими путями, при возможно минимальном стеснении свободы судоходства, не раз созывались международные конференции и заключались международные конвенции. Последняя международная санитарная конвенция была подписана в Париже 21 .VI. 1926 г. и ратифицирована 58 государствами. В Международной санитарной конвенции 1926 г. идет речь о пяти эпидемических («конвенционных») заболеваниях — чума, холера, желтая лихорадка, оспа и сыпной тиф (последние две инфекции — только в случаях эпидемического распространения).
После 1926 г. были заключены международные конвенции о болезни денге, о лечении венерических заболеваний и сифилиса у моряков; между американскими странами имеются соглашения о сибирской язве, пситтакозе (болезнь попугаев), трахоме, но они касаются отдельных лиц и грузов, не затрагивая общих условий мореплавания в целом, как это имеет место в отношении «конвенционных» болезней.
Организационная структура санитарных учреждений по санитарной охране морских границ различна в разных государствах, подписавших Международную санитарную конвенцию 1926 г., но схематически может быть сведена к трем основным типам:
1. Обособленная санитарно-карантинная служба с сильно развернутыми карантинными учреждениями, находящаяся в подчинении центральным органам правительства и почти независимая от местной лечебно-санитарной организации; 2) санитарная служба порта, располагающая специальными, но небольшими карантинными учреждениями, ей подчиненными, и связанная непосредственно с местными органами здравоохранения; 3) санитарная служба порта, непосредственно связанная с санитарной организацией портового города, не имеющая своих