УДК 613.8:616-053.71
Г.И. Румянцев, Н.И. Прохоров, В.В. Палкин
ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ РИСКА НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ (ДОПРИЗЫВНИКОВ И ПРИЗЫВНИКОВ)
Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова (Москва)
ФГУП ГНИИ «Биоэффект» (Москва)
Наиболее значимыми факторами риска, определяющими рост, хронических неинфекционных заболеваний у юношей, являются: употребление алкоголя (73,3 % опрошенных подростков), употребление наркотических веществ (15,1 %), низкая, физическая активность (78,7 %), нарушения, режима и качества питания (30,3), неудовлетворительные условия для. самостоятельной учебной работы (28,2 %), курение (50,4 %), недостаточная, продолжительность ночного сна (22,1 %), избыточная масса тела (19 %). Отмечается, тенденция, увеличения, распространенности факторов риска и их сочетания с возрастом. Отрицательное воздействие указанных факторов на организм приводит сначала к дестабилизации функционального состояния, а затем, сохраняя свое влияние, создает, условия для возникновения, хронических заболеваний.
Ключевые слова: допризывники, призывники, состояние здоровья, факторы риска, хронические неинфекционные заболевания
INFLUENCE OF SOME RISK FACTORS ON TEENAGER HEALTH STATES OF PRE-CALL UP AGES AND CALL UP AGES
G.I. Rumyantsev, N.I. Prokhorov, V.V. Palkin
Medical Academy named by I.M. Sechenov, Moscow, Federal Scientific Centre «BIOEFFECT», Moscow
More significant risk factors determining the growth, of chronic non-infectious diseases in young men were found to be alcohol consumption. (73,3 % of the teenagers interviewed), narcotic drugs (15,1 %), low physical activities (78,7 %), violation of regime and nutrition quality (30.3 %), non-satisfactory conditions for independent educational work (28,2 %), smoking (50,4 %), lack night sleeping (22,1 %), surplus body mass (19 %),
A trend, of increasing in risk factor prevalence and. its age assotiation were noted. Negative effects of the factors above on organism, lead, first to destabilization, of functional states and. then, keeping its influence, form the conditions for developing chronic diseases.
Key words: men of pre-call up ages, men of call up ages, health state, risk factors, chronic non-infectious diseases
В Конституции Российской Федерации человек и его права объявлены высшими ценностями, в соответствии с этим охрана здоровья подрастающего поколения является одной из приоритетных задач государства.
В настоящее время здоровье молодых людей в Российской Федерации определяется высокой заболеваемостью, неудовлетворительными показателями физического развития и психического здоровья [1]. Среди болезней всех классов у подростков достаточно высокий процент имеют хронические неинфекционные заболевания (ХНИЗ). Согласно современным представлениям в формировании хронических неинфекционных заболеваний у молодых людей определяющую роль играют факторы риска.
В целях подтверждения корреляционных зависимостей, полученных другими авторами, и выявления новых нами была изучена распространенность и воспроизводимость факторов риска у подростков в возрасте 16 — 20 лет. На основе критериев, установленных программой исследования, по результатам автоматизированной системы опроса, данным социально-медицинских обследований и осмотров определялись факторы риска
ХНИЗ, такие как избыточная масса тела (ИМТ), курение, низкая физическая активность (НФА), повышенное артериальное давление (ПАД), употребление алкоголя (УА). Результаты исследований представлены в таблице 1.
Количество курящих подростков имеет тенденцию к росту, что предполагает в будущем увеличение у них заболеваний, связанных с вредным воздействием табачного дыма на организм и является одной из проблем семьи, школы, общественности. По данным литературы средний возраст приобщения к курению мальчиков составляет 11,3 года [2, 4]. По нашим данным среди опрошенных распространенность курения в 15 лет составила
24,7 %, наибольший процент курящих в 17 лет —
52,5 %. С возрастом растет количество ребят со стажем курения более 1 года.
Несмотря на сравнительно малый срок и интенсивность курения, у детей и подростков отмечаются первые, наиболее ранние последствия табачной интоксикации. Жалобы на здоровье по всем возрастам отметили 59 % обследуемых. Обращает на себя внимание высокий полиморфизм жалоб: частые ангины, острые респираторные заболевания, головная боль, слабость, плохой сон,
кашель с мокротой, одышка и, что настораживает, нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта. Так, по всем возрастам 27 % курящих жалуются на кашель против 14 % некурящих, на одышку — 25 % против 15 %, на слабость — 10 % против 4,8 %, соответственно. Организм еще не адаптирован к курению и, возможно, с этим связаны пики, отмечающиеся в 17 лет. Жалобы детей не являются субъективными, они подтверждаются данными медосмотров и обращаемости за медицинской помощью.
Обращает на себя внимание значительный рост числа лиц, употребляющих алкоголь, с 16,3 % в 16-летнем возрасте до 73,3 % в возрасте 20 лет. Аналогично с возрастом увеличивается и число лиц с избыточной массой тела с 8,9 до 19 %. Количество лиц, употребляющих наркотические вещества, в 16 лет составило 2,4 %, а в 19 лет — 15,1 %.
Распространенность НФА в обследованных возрастных группах довольно высока и составляет в 16-летнем возрасте 68,1 %, а в 19-летнем —
78,7 %. Повышенное артериальное давление в 16 лет было обнаружено у 10,1 % человек, в 19 лет их количество не изменилось и составило 10,2 %.
Результаты исследования показали, что в начале обследования у 60 % юношей выявляются те или иные факторы риска ХНИЗ или их сочетание. Причем, 78 % из них имеют один фактор, 19 % — 2 фактора, 3 % — 3 и более факторов риска. К 20 годам 80 % лиц имеют факторы риска ХНИЗ, у половины из них (49,9 %) отмечается наличие двух и более факторов.
Выявлена достоверная корреляционная связь между отдельными факторами риска ХНИЗ у молодежи: курение и употребление алкоголя (г = 0,200, р < 0,001); ИМТ и ПАД (г = 0,208, р < 0,001); употребление алкоголя и ИМТ (г = 0,96, р < 0,02). В группе с ПАД коэффициент корреляции между этими факторами составил г= 0,324 (р <0,001).
На основе наблюдения за динамикой распространенности факторов риска ХНИЗ была изучена воспроизводимость отдельных факторов на этапах наблюдения, т.е. определялся относительный риск стабилизации изучаемых признаков в группах, имеющих те или иные факторы риска.
На рисунке 1 представлена воспроизводимость факторов риска ХНИЗ у юношей по годам. Воспроизводимость курения в 17 лет у юношей составила 86,1 %, в 18 лет наблюдается снижение этого показателя до 67,7 %. К концу обследования продолжали курить 76,6 % юношей.
Подобная динамика отмечена в группе лиц с НФА в возрасте 17 лет. В 17 лет воспроизводимость НФА у юношей составила 58 %, в 18 лет отмечалось ее снижение до 51,9 %. К 20 годам воспроизводимость возрастает и превышает таковую в 17-летнем возрасте (79,6 %).
Процент юношей с ИМТ, выявленный в 16-летнем возрасте, значительно снижается к 17 годам (до 44,2 %). В дальнейшем воспроизводимость этого фактора возрастает (в 18 лет — до 72,4 %, в 19 лет — до 81 %) [3]. Воспроизводимость в группах, употребляющих алкоголь, в 18 лет составила
Таблица 1
Распространенность основных факторов риска хронических неинфекционных заболеваний среди
молодежи (%)
Возраст, лет НФА ИМТ Курение Употребление алкоголя Употребление наркотических и ненаркотических веществ Повышенное АД
16 68,1 8,9 32,0 16,3 22,4 10,1
17 63,9 11,4 52,5 36,7 9,2 12,3
18 66,9 19,6 48,1 621 12,3 20,4
19 78,7 19,0 50,4 73,3 15,1 10,2
курение УА - НФА - -X- -ИМТ
Рис. 1. Воспроизводимость факторов риска хронических неинфекцнонных заболеваний среди юношей в процессе обследования (%).
67,2 %. В процессе обследования воспроизводимость этого фактора среди юношей возрастает и к 19 годам достигает 100 %.
Данные динамики воспроизводимости факторов риска ХНИЗ свидетельствуют о неблагоприятном прогнозе их стабилизации у юношей к 20 годам. Относительный риск стабилизации (ОРС) факторов в группах с ИМТ, НФА, УА, курением достаточно высок и находится в пределах 40—100 % в зависимости от фактора и возраста подростка. В практических целях имеют значение наименьшие показатели ОРС, т.е. когда наблюдали естественное снижение воспроизводимости в группах лиц, имеющих те или иные факторы риска. Проведение целенаправленной профилактики на групповом и индивидуальном уровнях в период наименьшего относительного риска стабилизации факторов может повысить эффективность вмешательства. Нами было проведено изучение частоты возникновения новых случаев (инсиденса) ИМТ, употребления алкоголя, курения, НФА. Данные по инсиденсу могут свидетельствовать об относительном риске возникновения отдельных факторов в процессе обследования (рис. 2).
Инсиденс НФА с возрастом увеличивается с
26,6 до 50 %. Аналогичная тенденция прослеживается в отношении лиц, употреблявших алкоголь.
Темпы прироста составили с 22,5 до 69,5 %. Наблюдается постоянное повышение инсиденса курения с 10,5 % в 17-летнем возрасте до 16,9 % в возрасте 19 лет. Инсиденс ИМТ в 17-летнем возрасте составил 4,8 %, в 18-летнем — 13,9 % и в 19-летнем — 9,9 %.
В основе формирования факторов риска ХНИЗ образ жизни является во многом определяющим. В связи с этим практический интерес представляет изучение распространенности неблагоприятных социально-гигиенических факторов среди юношей различного возраста в процессе обследования (табл. 2).
Как видно из данной таблицы, распространенность отдельных факторов к 20-и годам возрастает. Среди обследованных большой процент лиц отмечает неудовлетворительные условия для самостоятельной работы (8,7 % в 16 лет и 28,2 % в 20 лет). Увеличилось количество юношей (с 12,8 до 20,8 %), затрачивающих на поездку в школу (институт) от 1 часа и более. Растет число лиц, принимающих горячую пищу 1 раз в сутки, имеющих продолжительность сна менее 7 часов.
Данные изучения распространенности социально-гигиенических факторов в группах лиц, имеющих отдельные факторы риска ХНИЗ (курение, ИМТ, употребление алкоголя, ПАД), а также
Рис. 2. Инсиденс низкой физической активности, употребления алкоголя, курения и избыточной массы тела среди подростков (в %).
Таблица 2
Распространенность социально-гигиенических факторов среди юношей в процессе наблюдения (%)
Социально-гигиенические факторы 16 лет 17 лет 18 лет 20 лет
Кол-во юношей % Кол-во юношей % Кол-во юношей % Кол-во юношей %
Неудовлетворительные условия для самостоятельной работы 440 87 548 12,1 476 24,4 316 28,2
Прием горячей пищи 1 раз в день 440 20,6 548 23,4 476 25,3 316 30,3
Продолжительность сна менее 7 часов - - - - 476 16,5 316 22,1
Время, затраченное на дорогу в школу (институт) больше часа 440 12,8 548 16,4 476 18,2 316 20,8
в группах по инсиденсу этих факторов сравнивались с результатами исследования, которое было проведено в группах лиц, не имеющих факторов риска ХНИЗ. В контрольную группу было включено 450 юношей. Корреляционный анализ позволил выявить достоверные связи между ИМТ с неудовлетворительными условиями для самостоятельной работы (г = 0,138; р < 0,001), с отягощенной наследственностью — наличием гипертонической болезни у родителей (г = 0,342; р < 0,001).
Достоверных различий в распространенности изучаемых социально-гигиенических факторов в группах юношей с отклонениями в уровнях АД по сравнению с их сверстниками с нормальными показателями не выявлено. В то же время отмечена достоверная корреляционная связь ПАД с неудовлетворительными условиями для самостоятельной работы (г = 0,082; р < 0,05). В этой же группе коэффициент корреляции между употреблением алкоголя и курением выше, чем в популяции (г = 0,324; 0,200).
В группе юношей, употребляющих алкоголь, несколько чаще, чем в контрольной группе, отмечается совмещение учебы с работой: у юношей — 24,1 против 20,5 %. Отмечена достоверная корреляционная связь изучаемых признаков в популяции: г = 0,225; р < 0,05.
В группе юношей с НФА выявлена достоверная корреляция с неудовлетворительными условиями для самостоятельной работы (г = 0,097; р < 0,02), с приемом горячей пищи 1 раз в день (г = 0,251; р < 0,02), с ИМТ (г = 0,153; р < 0,05).
В группе курящих юношей чаще отмечаются нарушения режима сна (в 29,5 % случаев), чем у некурящих (20,4 %); нарушение режима питания (40,2%).
Курящие юноши чаще неудовлетворены условиями для самостоятельной работы, чем некурящие (35,8 против 27,3 %). Коэффициент корреляции этих признаков составил г = 0,112; р < 0,01.
Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладание у молодых людей неблагоприятных факторов в процессе обучения в определенной степени ассоциируется с более высокой распространенностью заболеваемости. В формировании факторов риска ХНИЗ у них большое значение имеют условия учебы, быта в период обучения в школе и другие факторы. Отрицательное воздействие указанных факторов на организм юноши приводит сначала к дестабилизации функционального состояния, а затем, сохраняя свое влияние, создает условие для возникновения хронических неинфекционных заболеваний.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения / А.А. Баранов // Российский педиатрический журнал. — 1988. — № 1. — С. 5 — 8.
2. Булыко В.И. Социально-гигиенические аспекты состояния здоровья молодежи / В.И. Бу-лыко, В.В. Ткачев // Проблемы донозологической гигиенической диагностики: Материалы научн. конфер., Ленинград. — 1989. — С. 235 — 237.
3. Василенко С.Г. Функциональные возможности организма подростков в зависимости от индекса массы тела / С.Г. Василенко, Г.Ф. Керенштейн / / Гигиена и санитария. — 2003. — №3. — С. 53
4. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков: Под ред. Антоновой Л.Т. — Промедэк, 1993. — 394 с.