Научная статья на тему 'Влияние некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда'

Влияние некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
некогнитивные навыки / «Большая пятерка» / рынок труда / старшие возрастные группы / non-cognitive skills / “Big Five” / conscientiousness / neuroticism / extroversion / consent / openness / labor market / older age groups / measures for development of non-cognitive skills

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елена Александровна Шадрина, Елена Георгиевна Калабина

Цель исследования состояла в анализе влияния некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда. Проведен анализ спроса работодателей на навыки работников. В рамках исследования рассмотрены трактовки понятий «навыки» и «некогнитивные навыки» и предложены собственные определения терминов. Раскрыта специфика некогнитивных навыков, присущих работникам старших возрастных групп. Представлены рекомендации для развития некоторых некогнитивных навыков, оказывающих наибольшее влияние на положение работников старших возрастных групп на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of non-cognitive skills on the situation of older age groups (45 and above) in the labor market

The transformation of the Russian labor market, under the influence of negative demographic factors, reinforces the objective need to increase the rate of labor productivity and increase the level of employment, emphasizing the demand for employees to have not only developed professional skills, but also a high level of analytical, interpersonal and socio-emotional abilities necessary for successful professional activity. Structural shifts in the labor market, according to the HSE report for 2022, led to a shift in the peak of economic activity towards the population of older age groups (45 and above) [4]. Thus, the need to study the non-cognitive skills of the older age group of the population, which makes up a significant proportion of the workforce, is dictated by the need to maximize their labor potential and increase employment in order to solve the problem of personnel shortage in Russian business. The aim of the study was to analyze the impact of non-cognitive skills on the position of older age groups (45 and above) in the labor market. As a result of the study, recommendations are presented for the development of some non-cognitive skills that have the greatest impact on the position of older age groups in the labor market.

Текст научной работы на тему «Влияние некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда»

Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 62. С. 255-266. Tomsk State University Journal of Economics. 2023. 62. рр. 255-266.

Научная статья УДК 331.526

doi: 10.17223/19988648/62/15

Влияние некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда

Елена Александровна Шадрина1, Елена Георгиевна Калабина2

12 Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург, Россия 1 elena.shadrina. 75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1288-7512 2 kalabina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3952-7665

Аннотация. Цель исследования состояла в анализе влияния некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда. Проведен анализ спроса работодателей на навыки работников. В рамках исследования рассмотрены трактовки понятий «навыки» и «некогнитивные навыки» и предложены собственные определения терминов. Раскрыта специфика некогнитивных навыков, присущих работникам старших возрастных групп. Представлены рекомендации для развития некоторых некогнитивных навыков, оказывающих наибольшее влияние на положение работников старших возрастных групп на рынке труда.

Ключевые слова: некогнитивные навыки, «Большая пятерка», рынок труда, старшие возрастные группы

Для цитирования: Шадрина Е.А., Калабина Е.Г. Влияние некогнитивных навыков на положение старших возрастных групп населения (от 45 лет и старше) на рынке труда // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2023. № 62. С. 255-266. doi: 10.17223/19988648/62/15

Original article

The impact of non-cognitive skills on the situation of older age groups (45 and above) in the labor market

Elena A. Shadrina1, Elena G. Kalabina2

12 Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation 1 elena.shadrina. 75@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-1288-7512 2 kalabina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3952-7665

Abstract. The transformation of the Russian labor market, under the influence of negative demographic factors, reinforces the objective need to increase the rate of labor productivity and increase the level of employment, emphasizing the demand for employees to have not only developed professional skills, but also a high level of analytical, interpersonal and socio-emotional abilities necessary for successful professional activity. Structural shifts in the labor market, according to the HSE report for

© Шадрина Е.А., Калабина Е.Г., 2023

2022, led to a shift in the peak of economic activity towards the population of older age groups (45 and above) [4]. Thus, the need to study the non-cognitive skills of the older age group of the population, which makes up a significant proportion of the workforce, is dictated by the need to maximize their labor potential and increase employment in order to solve the problem of personnel shortage in Russian business. The aim of the study was to analyze the impact of non-cognitive skills on the position of older age groups (45 and above) in the labor market. As a result of the study, recommendations are presented for the development of some non-cognitive skills that have the greatest impact on the position of older age groups in the labor market. Keywords: non-cognitive skills, "Big Five", conscientiousness, neuroticism, extroversion, consent, openness, labor market, older age groups, measures for development of non-cognitive skills

For citation: Shadrina, E.A. & Kalabina, E.G. (2023) The impact of non-cognitive skills on the situation of older age groups (45 and above) in the labor market. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics. 62. pp. 255-266. (In Russian). doi: 10.17223/19988648/62/15

Введение

Трансформация российского рынка труда под влиянием негативных демографических факторов усиливает объективную необходимость увеличения темпов производительности труда и наращивания занятости, акцентируя спрос на наличие у работников не только развитых профессиональных навыков, но и высокого уровня аналитических, межличностных и социально-эмоциональных способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

Как отмечалось в докладе НИУ ВШЭ за 2022 г., структурные сдвиги на рынке труда привели к смещению пика экономической активности в сторону населения старших возрастных групп (от 45 лет и старше) [4].

Таким образом, изучение некогнитивных навыков, присущих старшей возрастной группе населения, продиктовано необходимостью максимального использования трудового потенциала экономически активной группы населения и повышения их занятости с целью решения проблемы дефицита кадров, ставшего за последние десятилетия главной проблемой российского бизнеса.

Анализ и обсуждение проблемы

Глобализация и диверсификация экономики, цифровизация бизнес-процессов влекут за собой рост требований работодателей к навыкам работников, необходимым для результативной работы.

Анализ научно-теоретических подходов к определению категории «навыки» позволяет выделить основные подходы к определению термина у разных ученых (табл. 1).

Оценка представленных в табл. 1 определений позволяет нам предложить собственную трактовку категории «навыки» в качестве практическо-

го, доведенного до автоматизма действия, сформированного индивидом вследствие многократного повторения и совершенствования.

Таблица 1. Подходы к определению категории «навыки»

Исследователь Определение

Л.Л. Рыбцова Доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения

Т.А. Бабакова Сформированное, автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения

И.А. Тютькова Действие, которое автоматизировалось в процессе своего формирования и психологически превратилось в набор операций, включенных в состав более сложного действия

И.В. Новгородцева Полностью автоматизированное действие, протекающее быстро, без контроля со стороны сознания человека

Источник: составлено авторами на основе анализа работ [2, 9, 12, 13].

Исследование спроса на навыки, проведенное нами на основе изучения объявлений о вакансиях, размещенных на сайте крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента HeadHunter, выявило определенный набор навыков, требуемых работодателями на российском рынке труда. В исследование вошло более 2,1 млн вакансий, опубликованных за период с января по март 2023 г. Ключевые слова, используемые в опубликованных вакансиях, позволили их формализовать, сгруппировать в 3 основные группы и проанализировать по частоте упоминаний (табл. 2).

Таблица 2. Навыки, запрашиваемые работодателями в объявлениях о вакансиях

Навыки Характеристика навыков % от числа упоминаемых навыков

Когнитивные

Базовые Навыки чтения и письма; навыки счета; знание иностранных языков 7,9

Высокого уровня Аналитические - умение оценить текущую ситуацию и находить нестандартные решения проблемы; гибкость -умение адаптироваться и правильно расставлять приоритеты (способность выполнять несколько задач одновременно и адаптироваться к изменяющимся рабочим условиям); умение планировать и организовывать свою деятельность 9,4

Некогнитивные

Социальные, поведенческие Умение управлять людьми; лидерство; самостоятельность; коммуникабельность; выдержка - настойчивость и страсть к достижению долгосрочных целей 27,8

Навыки Характеристика навыков % от числа упоминаемых навыков

«Большая пятерка» - черты характера Добросовестность (упорство, аккуратность, трудолюбие); экстраверсия (ориентация интересов и энергии личности на внешний мир и окружающих людей, а не на внутренний мир субъективного опыта); открытость (творческое начало, любознательность); невротизм (эмоциональная стабильность); согласность (способность идти на компромиссы, проявлять дружелюбие) 30,4

Технические

Профессиональные Техническая грамотность; практический опыт по специальности 24,5

Источник: разработано авторами по результатам исследования вакансий, размещенных на НеаЖшЛег.

Результаты эмпирического исследования, представленные в табл. 2, подтверждают востребованность на рынке труда не только когнитивных -профессиональных знаний и навыков (24,5%), которые имеют тенденцию устаревания, но и высокий уровень спроса на некогнитивные навыки, являющиеся универсальными для большинства сфер деятельности и определяющие черты характера и профессиональное поведение индивида [14. С. 5]. Упоминание о необходимости наличия у кандидатов некогнитивных навыков встречается в общей сложности в 58,2% вакансий.

Анализ подходов к определению категории «некогнитивные навыки» в научных трудах разных авторов позволяет выделить основные подходы к трактовке термина (табл. 3).

Таблица 3. Подходы к определению категории «некогнитивные навыки»

Исследователь Определение

Э. Боде, Р. Голд Характерные паттерны ценностей, поведения и установок, которые определяют позицию человека в обучении и проявлении инициативы

Дакворд Анджела Ли Индивидуальные социально-психологические особенности, влияющие на капитализацию знаний и навыков

Ю. Робертс Генетически наследуемые или приобретенные ценности и модели поведения, которые отражают склонность индивида реагировать на обстоятельства конкретным образом

Н.А. Яхницкая Приобретенные знания, отношения и навыки, необходимые для понимания и управления эмоциями, установления и достижения положительных целей, установления и поддержания положительных отношений и принятия ответственных решений

Источник: составлено авторами на основе анализа работ [1, 15-17].

Оценка представленных в табл. 3 подходов позволяет нам предложить собственное определение некогнитивных навыков в качестве индивидуальных социально-психологических характеристик личности, изменяю-

щихся в результате целенаправленных усилий и отражающих умение эффективно действовать в социально-экономических реалиях, грамотно распределяя и позиционируя свои знания и навыки, находя оптимальные способы их реализации.

Изучению некогнитивных компонентов человеческого капитала на рынке труда посвящены научные труды таких ученых, как В.Е. Гимпель-сон [3], В.А. Давыденко [4], А.А. Зудина [6], К.В. Рожкова [10], С.Ю. Ро-щин [7], Р.Р. Хузяхметов [14], Д. Хекман [18], что подтверждает интерес научного сообщества к данной теме. Работы этих исследователей дают возможность оценить проблему повышения качества когнитивных навыков, путем воздействия на некогнитивные характеристики индивида.

Однако проведенный анализ научной литературы позволяет сделать заключение, что несмотря на очевидную актуальность, обусловленную демографической обстановкой, изучению некогнитивных навыков у старших возрастных групп населения, ставших фундаментом рынка труда и отечественной экономики, не уделяется должного внимание.

Дальнейшая оценка вакансий, размещенных в базе HeadHunter, выявила ориентацию системы отбора кандидатов на скрининг некогнитивных навыков, указанных в «Большой пятерке», пятифакторной модели категоризации черт личности [10. С. 5]. При этом для большинства предприятий безусловным лидером является наличие у кандидатов характеристик «добросовестность» и «невротизм» (рис. 1). Полученные результаты позволяют предположить, что в большинстве случаев наличие данных навыков оказывает влияние на положение индивида на рынке труда.

80

добросовестность открытость экстраверсия согласие невротизм

■ руководители ■ специалисты »рабочие

Рис. 1. Распределение запрашиваемых работодателями некогнитивных навыков, % от количества вакансий. Источник: разработано авторами по результатам исследования вакансий, размещенных на HeadHunter

Исследование среднего уровня некогнитивных навыков «Большой пятерки» для разных возрастных групп российского населения, проведенное

научной группой (В.Е. Гимпельсон, А.А. Зудина, Р.И. Капелюшников), базирующееся на данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (далее - РМЭЗ ВШЭ) за 20002016 гг., выявило определенный набор некогнитивных навыков, присущих старшим возрастным группам (рис. 2) [3. С. 11-13].

1,99 2,81____ 3.01 - — Ь»3--- 3 2,95 2,91 2.14 ------- 2.74 ----

Vi________ 2.57 2.73 ада m .................. ....................Ш............ ..............m

2.13 2.11 2,11 2.12 2,15 2,18 2,23

1,5 1

0,5 О

15-19 20-24 25-29 30-39 40-49 50-59 60+ ---невротизм---открытость ----- добросовестность -согласность ..............экстраверсия

Рис. 2. Средние показатели некогнитивных навыков по возрастным группам. Источник: [3. С. 13]

Результаты, представленные на рис. 2, подтверждают гипотезу, что черты характера, личностные характеристики индивида нестабильны и имеют свойство меняться с возрастом.

Старшие возрастные группы склонны к снижению уровня открытости новому опыту, риску и поиску острых ощущений, что объясняется их приверженностью традиционным ценностям как в обыденной, так и трудовой жизни. Также старшая возрастная группа демонстрирует спад по таким показателям, как экстраверсия и невротизм, поскольку тенденция к снижению удовлетворенности жизнью, появление негативных самоощущений и переживаний, сопровождаемые развитием болезней среднего возраста, присущих им, увеличивают уровень стресса и эмоциональной нестабильности.

Однако результаты исследования позволяют отметить сильные стороны, свойственные старшим возрастным группам благодаря наличию у них высоких показателей некоторых некогнитивных навыков. Так, начиная с 40 лет, значительно увеличивается показатель добросовестности, ассоциируемой с готовностью нести ответственность за результаты деятельности, вместе с накоплением жизненного и трудового опыта. Кроме того, старшие возрастные группы демонстрируют стабильность показателей доброжелательности и согласности с тенденцией ее увеличения в самой возрастной группе (60+), что объясняется их склонностью к заботе о произведении о себе хорошего впечатления, а также склонностью поддерживать отношения и ладить с людьми.

При этом следует отметить, что показатели «Большой пятерки» у российского населения практически у всех возрастных групп не превышают

средних значений, что безусловно служит негативным фактором достижения успешности на рынке труда.

Таким образом, в условиях ограниченности рынка труда работодатели вынуждены менять сложившиеся стереотипы в отношении работников старших возрастных групп и ориентироваться на их навыки и сильные стороны, помогающие решать задачи бизнеса.

Дальнейшее исследование базируется на данных опроса более 1400 работодателей за период январь-март 2023 г., проведенное Торгово-промышленной палатой. Мы попросили участников опроса - работодателей оценить сильные стороны работников старших возрастных групп (от 45 лет и старше), являющиеся их преимуществом на рынке труда (рис. 3).

Рис. 3. Сильные стороны работников старших возрастных групп (45+)

по результатам опроса работодателей. Источник: разработано авторами по результатам опроса работодателей

Результаты исследования, представленные на рис. 3, позволяют сделать вывод, что добросовестность работников старших возрастных групп является их главным преимуществом на рынке труда. Так, добросовестность, ассоциируемая работодателями с производительностью и качеством труда, может оказывать положительное влияние на максимизацию индивидуального дохода, а являясь частью профессионализма, способствует его увеличению через поиск работником возможности совершенствования профессиональных навыков. Таким образом, использование присущего работникам старших возрастных групп высокого показателя критерия добросовестности будет способствовать решению основных проблем бизнеса: повышению производительности труда и снижению дефицита кадровых ресурсов.

Однако, кроме характерной устойчивой производительности и опыта выполнения производственных задач, работники старшей возрастной группы обладают рядом особенностей, оказывающих негативное воздействие на их положение на рынке труда.

Как отмечают К.В. Рожкова [10] и В.Е. Гимпельсон [3], с возрастом снижается динамика восприимчивости (открытости) новому опыту, поскольку, по оценкам психологов, вкусы, предпочтения и базовые навыки к зрелому возрасту считаются сформированными. Вместе с тем по результатам эмпирических исследований именно критерий открытости является неотъемлемой составляющей жизненного успеха индивида, влияющего, как на успешность трудоустройства, так и рост заработной платы. Таким образом, низкий уровень открытости и адаптивности к технологическим и цифровым изменениям рабочего процесса, оказывающих влияние на продуктивность, скорость и качество работы, по оценке работодателей, являются слабой стороной работников старших возрастных групп.

Восприимчивость к стрессам, по результатам исследований К. В. Рожковой [10. С. 14], предопределяет возможность достижения руководящих должностей, сопряженных не только с высоким уровнем оплаты труда, но и с повышенным уровнем ответственности и стресса. Однако у работников старших возрастных групп уровень невротизма высок, что также оказывает отрицательное влияние на их положение на рынке труда, поскольку, по мнению работодателей, эмоционально нестабильные, уязвимые к стрессу, неуверенные в поступках работники наименее продуктивны [19].

Можно сделать вывод, что российские работодатели заинтересованы в открытых и эмоционально стабильных сотрудниках и именно эти некогнитивные навыки оказывают наибольшее влияние на положение индивида на рынке труда.

Выявленное несоответствие между спросом на некогнитивные навыки со стороны работодателей и фактическими их показателями заставляет бизнес задуматься об инвестировании в их развитие. Очевидная важность развития критериев открытости и снижения невротизма, а также ожидаемый от них эффект повышения производительности труда подчеркивают необходимость организации мероприятий по их развитию (табл. 4).

Таблица 4. Мероприятия по развитию некогнитивных навыков: повышения открытости и снижения невротизма

Мероприятие Характеристика

Оптимизация внутриорганизаци-онных коммуникаций Групповые обсуждения: - широкий круг охвата развивает коммуникации и дает возможность проявления творческого начала и креативности; - расширение управленческих компетенций путем привлечения работников к принятию совместного решения; - снижение невротизма благодаря обратной связи с руководством; - низкая себестоимость, поскольку процесс происходит без отрыва от производства

Предоставление возможности профессионального совершенствования и карьерного роста Рабочая ротация: - быстрое приобретение новых знаний, навыков, освоение новых технологий; - предотвращение профессионального выгорания;

Мероприятие Характеристика

- повышение универсальности работника; - снижение стресса в связи с развитием делового общения; - повышение интереса к развитию и обновлению знаний; - низкая себестоимость путем закрытия вакансий собственными кадрами

Источник: разработано авторами по [8].

Возможность влияния на некогнитивные навыки на поздних стадиях жизненного цикла индивида и важность их развития становятся очевидными, поскольку они формируют значимый для работодателей набор рабочих навыков, способствуют адаптации к современным технологиям и улучшению производственных показателей. Организация мероприятий по развитию некогнитивных навыков будет благоприятствовать более интенсивному использованию трудового потенциала работников старших возрастных групп.

Заключение

Развитие технологий и цифровизации, глобализация экономики и демографические проблемы активно меняют общество и рынок труда, определяя новые требования к компетенциям и навыкам работников. В современном обществе наличия одних только профессиональных (когнитивных) навыков для успешного трудоустройства и получения высокооплачиваемой работы недостаточно. Наиболее важными становятся социальные умения, критическое мышление, умение кооперироваться с другими людьми, грамотно распределять свои знания и навыки, находя оптимальные и инновационные способы их использования. Некогнитивные навыки, представляющие собой дополнение к традиционным компонентам человеческого капитала, являются важной детерминантой индивидуальных экономических результатов.

Исследованиями доказано, что работники старших возрастных групп обладают присущим им набором некогнитивных навыков, которые оказывают значительное влияние на производственные результаты и являются их преимуществом на рынке труда.

Таким образом, грамотно выстроенная политика управления карьерой и развития когнитивных и некогнитивных навыков работников старших возрастных групп позволит бизнесу снизить стоимость выполнения задач в организации, максимально используя человеческие ресурсы, а работникам снизить проблему трудоустраиваемости и обеспечить личную устойчивость на рынке труда.

Список источников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Боде Э., Голд Р. Обучение взрослых в цифровой век // Научные исследования экономического факультета. 2019. Т. 11, вып. 3. С. 38-54. URL: https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=4075&p=attachment

2. Бабакова Т.А. Педагогика высшей школы : учеб. пособие. Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2009. 252 с.

3. Гимпельсон В.Е., Зудина А.А., Капелюшников Р.И. Некогнитивные компоненты человеческого капитала: что говорят российские данные. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. 46 с.

4. Давыденко В.А., Андрианова Е.В., Ромашкина Г.Ф., Хузяхметов Р.Р. Междисциплинарный контекст изучения человеческого капитала. Программа исследований // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5, № 4 (20). С. 30-51. doi: 10.21684/2411-7897-2019-54-30-51

5. Демографические изменения и предложение рабочей силы в регионах России (научный дайджест) // Высшая школа экономики (национальный исследовательский университет). 2022. № 5 (10). С. 8-9.

6. Зудина А.А. Человеческий капитал неформальных работников в России: о чем говорят некогнитивные навыки // Мир России. 2023. № 32 (1). С. 37-60. doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-1-37-60

7. Рожкова К.В., Рощин С.Ю. Некогнитивные характеристики и выбор в сфере высшего образования // Вопросы образования / Educational Studies Moscow. 2021. № 4. С. 35-73. doi: 10.17323/1814-9545-2021-4-35-73

8. Магура М.И., Курбатова М.Б. Организация обучения персонала компании : учеб. пособие. 2-е изд., доп. М. : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2008. 250 с.

9. Новгородцева И.В. Педагогика с методикой преподавания специальных дисциплин : учеб. пособие модульного типа. М. : ФЛИНТА, 2017. 378 с.

10. Рожкова К.В. Отдача от некогнитивных характеристик на российском рынке труда : препринт WP15/2019/02. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. (Серия WP15 «Научные труды Лаборатории исследований рынка труда»). 46 с.

11. Волгин А.Д., Гимпельсон В.Е. Спрос на навыки: анализ на основе онлайн-данных о вакансиях : препринт WP3/2021/05. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). 34 с.

12. Рыбцова Л.Л. Социология воспитания : учеб. пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. 176 с.

13. Тютькова И.А. Педагогический тезаурус : учебно-справ. пособие. М., 2016. 160 с.

14. Хузяхметов Р.Р., Давыденко В.А. Понятие некогнитивных компонентов человеческого капитала в современной экономико-социологической литературе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. Т. 7, № 2 (26). С. 39-64. doi: 10.21684/2411-7897-2021-7-2-39-64

15. Яхницкая Н.А. Некогнитивные навыки как часть человеческого капитала // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость : материалы XIII Международной научно-практической конференции, Минск, 14 мая 2020 г. / [редкол.: В.Ю. Шутилин (отв. ред.) и др.]. Минск : БГЭУ, 2020. С. 73-74.

16. Roberts B. Back to the future: Personality and assessment and personality development // Journal of research in personality. 2009. № 43 (2). Р. 137-145.

17. Duckworth A.L., Yeager D.S. Measurement Matters: assessing personal qualities other than cognitive ability for educational purposes // Educational Researcher. 2015. № 44 (4). P. 237-251. doi: 10.3102/0013189x15584327

18. Heckman J.J., Kautz T. Hard evidence on soft skills // Labour Economics. 2012. № 19 (4). P. 451-464. doi: 10.1016/j.labeco.2012.05.014

19. PalczynskaM., Swist K. Personality, cognitive skills and life outcomes: evidence from the Polish follow-up study to PIAAC // Large-scale Assessments in Education. 2018. № 2. doi: 10.1186/s40536-018-0056-z

References

1. Bode, E. & Gold, R. (2019) Obuchenie vzroslykh v tsifrovoy vek [Adult education in the digital age]. Nauchnye issledovaniya ekonomicheskogo fakulteta. 11 (3). pp. 38-54. [Online] Available from: https://archive.econ.msu.ru/sys/raw.php?o=4075&p=attachment

2. Babakova, T.A. (2009) Pedagogika vysshey shkoly [Pedagogy of higher school]. Petrozavodsk: Petrozavodsk State University.

3. Gimpel'son, VE., Zudina, A.A. & Kapelyushnikov, R.I. (2020) Nekognitivnye komponenty chelovecheskogo kapitala: chto govoryat rossiyskie dannye [Non-cognitive components of human capital: what the Russian data say]. Moscow: HSE.

4. Davydenko, V.A. et al. (2019) Mezhdistsiplinarnyy kontekst izucheniya chelovecheskogo kapitala. Programma issledovaniy [Interdisciplinary context for the study of human capital. Research program]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie ipravovye issledovaniya. 5:4 (20). pp. 30-51. doi: 10.21684/24117897-2019-5-4-30-51

5. Demograficheskie izmeneniya i predlozhenie rabochey sily v regionakh Rossii. Nauchnyy daydzhest [Demographic changes and labor supply in the regions of Russia. Scientific digest]. (2022) 5 (10). pp. 8-9.

6. Zudina, A.A. (2023) The Human Capital of Russian Informal Workers. Mir Rossii. 32 (1). pp. 37-60. (In Russian). doi: 10.17323/1811-038X-2023-32-1-37-60

7. Rozhkova, K.V. & Roshchin, S.Yu. (2021) Non-cognitive Characteristics and Higher Education Choices. Voprosy obrazovaniya / Educational Studies 4. pp. 35-73. (In Russian). doi: 10.17323/1814-9545-2021-4-35-73

8. Magura, M.I. & Kurbatova, M.B. (2008) Organizatsiya obucheniya personala kompanii [Organization of training of company personnel]. 2nd ed. Moscow: Biznes-shkola "Intel-sintez".

9. Novgorodtseva, I.V. (2017) Pedagogika s metodikoy prepodavaniya spetsial'nykh distsiplin [Pedagogics with the methodology of teaching special disciplines]. Moscow: FLINTA.

10. Rozhkova, K.V. (2019) Otdacha ot nekognitivnykh kharakteristik na rossiyskom rynke truda: preprint WP15/2019/02 [Returns on non-cognitive characteristics in the Russian labor market: preprint WP15/2019/02]. Moscow: HSE.

11. Volgin, A.D. & Gimpel'son, V.E. (2021) Spros na navyki: analiz na osnove onlayn-dannykh o vakansiyakh: preprint WP3/2021/05 [Demand for Skills: An Analysis Based on Online Job Data: Preprint WP3/2021/05]. Moscow: HSE.

12. Rybtsova, L.L. (2013) Sotsiologiya vospitaniya [Sociology of education]. Yekaterinburg:Ural Federal University.

13. Tyut'kova, I.A. (2016) Pedagogicheskiy tezaurus [Pedagogical thesaurus]. Moscow: V. Sekachev.

14. Khuzyakhmetov, R.R. & Davydenko, V.A. (2021) Non-cognitive Components Concept of Human Capital in Modern Economic and Sociological Literature. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'noekonomicheskie i pravovye issledovaniya. 7:2 (26). pp. 39-64. (In Russian). doi: 10.21684/2411-7897-2021-7-2-39-64

15. Yakhnitskaya, N.A. (2020) [Non-cognitive skills as part of human capital]. Ekonomicheskiy rost Respubliki Belarus': globalizatsiya, innovatsionnost', ustoychivost' [Economic growth of the Republic of Belarus: globalization, innovation, sustainability]. Proceedings of the XIII International Conference, Minsk. 14 May 2020. Minsk: BSEU. pp. 73-74. (In Russian).

16. Roberts, B. (2009) Back to the future: Personality and assessment and personality development. Journal of Research in Personality. 43 (2). pp. 137-145.

17. Duckworth, A.L. & Yeager, D.S. (2015) Measurement Matters: assessing personal qualities other than cognitive ability for educational purposes. Educational Researcher. 44 (4). pp. 237-251. doi: 10.3102/0013189x15584327

18. Heckman, J.J. & Kautz, T. (2012) Hard evidence on soft skills. Labour Economics. (4). pp. 451-464. doi: 10.1016/j.labeco.2012.05.014

19. Palczynska, M. & Swist, K. (2018) Personality, cognitive skills and life outcomes: evidence from the Polish follow-up study to PIAAC. Large-scale Assessments in Education. 2. doi: 10.1186/s40536-018-0056-z

Информация об авторах:

Шадрина Е.А. - аспирант, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия). E-mail: elena.shadrina.75@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-1288-7512

Калабина Е.Г. - профессор факультета эономики, Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург, Россия). E-mail: kalabina@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-3952-7665

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

E.A. Shadrina, Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: kalabina@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-3952-7665

E.G. Kalabina, Ural State University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: elena.shadrina.75@mail.ru. https://orcid.org/0000-0003-1288-7512

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 11.04.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 01.06.2023.

The article was submitted 11.04.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 01.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.