Научная статья на тему 'Влияние негативного опыта беременности на перестройку ценностно-смысловых составляющих образа мира женщин'

Влияние негативного опыта беременности на перестройку ценностно-смысловых составляющих образа мира женщин Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
143
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕРЕМЕННОСТЬ / НЕГАТИВНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бедарева Татьяна Васильевна

В статье раскрывается влияние негативного опыта беременности на перестройку ценностно-смысловых составляющих образа мира женщины. Показаны результаты формирующего эксперимента, проведенного на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края с беременными женщинами, проявляющиеся в изменении ценностносмысловых составляющих образа мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бедарева Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние негативного опыта беременности на перестройку ценностно-смысловых составляющих образа мира женщин»

РАЗДЕЛ IX

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 38.09

Бедарева Татьяна Васильевна

Аспирантка кафедры психологии управления БГПУ, психолог «Краевого перинатального центра (клинического) Алтайского края», bogunl@mail.ru, Барнаул

ВЛИЯНИЕ НЕГАТИВНОГО ОПЫТА БЕРЕМЕННОСТИ НА ПЕРЕСТРОЙКУ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБРАЗА МИРА ЖЕНЩИН

Bedareva Tatyana Vasilyevna

Post-graduate student at the chair of psychology of management of the Barnaul State Pedagogical University, psychologist ofthe Altay Regional perinatal centre (clinical), bogunl@ mail.ru, Barnaul

THE NEGATIVE PREGNANCY EXPERIENCE INFLUENCE ON REORGANIZATION OF VALUABLE MEANING COMPONENTS OF THE WOMAN'S WORLD IMAGE

Высокий ритм жизни, хронические стрессы, неопределенность личных перспектив влияют на эмоциональное состояние и личностные особенности женщины в семье, трансформируя ее образ мира в приоритете профессионального и материального благополучия, отдаляя женщину от природного предназначения быть матерью [В. В. Абрамченко,

Н. П. Коваленко, 2001].

Проблема невынашивания беременности на фоне сегодняшней ситуации в России превышения уровня смертности населения над рождаемостью обострили положение современной семьи. Вынашивание и роды являются естественной функцией организма женщины, но в то же время служат тяжелым испытанием для нее и ее психики. Зачастую женщины подходят к беременности и родам с отрицательными эмоциями, так как уже имели негативный опыт проживания беременности, и перестройка ценностно-смысловых образа мира трудно поддается трансформации. Эмоции - системообразующий фактор в психологических системах. Они связывают человека с ценностно-смысловыми измерениями его жизненного мира. Если психика - это «решето, процеживающее мир» (Выготский, 1984), то смыслы и ценности являются ячейками этого «решета». Они завязаны на конкретные действия, ибо смысл и ценность в отрыве от тенденции действовать по отношению к предметам, с которыми связана устойчивость системы, самой жизни человека,- это нелепость не меньшая, чем тенденция действовать без смысла и понимания ценности совершаемых действий [В. Е. Клочко,

2008]. Образ мира женщин в период беременности, в нашем понимании, это складывающаяся система, отражение части ее личностной сферы о себе - как о матери, о близком социальном окружении и о вынашиваемом ребенке, способное трансформироваться от осознания факта беременности до родов. Психологическая подготовка к таким событиям способна снять или уменьшить существующие отрицательные факторы и гармонизировать ценностно-смысловые составляющие образа мира будущей мамы.

Предпринятое исследование влияния негативного опыта на перестройку ценностно-смысловых составляющих образа мира женщин проводилось на базе Краевого перинатального центра г. Барнаула Алтайского края. Данные получены на контингенте женщин, имеющих разный опыт протекания беременности: «условно-здоровые, далее УЗ» - 165 человек и «с невынашиванием беременности, далее НБ» - 195 человек, средний возраст которых от 18 до 37 лет. Общее количество респондентов 360 человек. С целью исследования трансформации образа мира женщин с разным опытом протекания беременности была разработана программа «Психологическое сопровождение женщин в период беременности», направленная на гармонизацию и перестройку ценностносмысловых составляющих образа мира.

Структура программы предполагала обучение беременных женщин руководить эмоциями во время беременности; формирование представлений о жизни и воспитании ребенка до рождения, воспитание чувства материнства, любви к ребенку, к семье, приобретение навыков творческого общения с малышом через пение, привыкая к пению колыбельных в нужном эмоциональном состоянии, женщина приобретает глубокий опыт самоуспокоения и выхода из тревожных и напряженных эмоциональных состояний; уделялось внимание организации настроя на вынашивание беременности, позитивное протекание родов через рисунок - предлагались цветные карандаши, краски, фломастеры и бумага, каждый для себя определял символику цвета, например, красный - символ силы, энергии; голубой - символ дыхания, чистоты и т. д. [Н. П. Коваленко, 1998], затем предлагалось осмысленно использовать эти цвета для построения «образа родов», таким образом, программировалось будущее «родовое пространство», создавался позитивный настрой, стабильный эмоциональный фундамент этого непростого для женщины момента; настрой на вынашивание беременности, позитивное протекание родов через мыслеформы: «мыслеформа» - мысль, имеющая конкретные характеристики, подкрепленная образами, для того чтобы мыслеформа имела силу, она должна быть краткой и четкой, в данном случае мыслеформы связаны с рождением ребенка. «Рождение моего ребенка» - это мыслеформа, которая может опираться на весьма благоприятные символы. Чем яснее представляется то, чего мы хотим, тем

легче мы сможем это осуществить. Чем больше мы вживаемся в этот образ, тем больше повышается его эффективность.

Наблюдения за динамикой состояния пациенток, в процессе занятий, в группе и индивидуальных консультаций, позволили определить положительный эффект уже на 3-м занятии. Так, пациентками субъективно отмечалось снижение тревоги и тревожного ожидания, они становились более сдержанными, спокойней, более уверенными в вынашивании малышей, с интересом изучали свое «новое состояние», активно «вживались» в новый образ.

С помощью критерия ц* в группе «УЗ» удалось установить, что при переходе от первого ко второму этапу диагностики статистически достоверно увеличилась процентная доля выраженности адекватного стиля переживания беременности [Г. Г. Филиппова, 1996] (ц*=5,059; р<0,001). Тревожный стиль переживания беременности в результате формирующего эксперимента существенно снизился (ц*=2,436; р<0,007). Достоверно уменьшился в процентном отношении и амбивалентный стиль переживания беременности в «УЗ» группе (ц*=2,075; р<0,02).

50

45

40

35

30

25

З20

В 15 со

I

3 10

5

0

Г~! Этап 1 Г~~1 Этап 2

Рис. 1. Динамика стилей переживания беременности в группе «УЗ»

Адекватный Тревожный Амбивалентный

Стили переживания беременности

Сравнение результатов двух этапов психологической диагностики -до и после формирующего эксперимента свидетельствует о том, что произошли существенные сдвиги в измеряемых показателях. Так, в частности, вырос уровень представленности адекватного стиля переживания беременности (ц*=15,026; р<0,001) и снизилась процентная доля выраженности тревожного стиля (ц*=16,845; р<0,001).

120

100

80

60 •Б3 40

0 ..................---------------------------------------

Адекватный Тревожный Амбивалентный

Стили переживания беременности

Рис. 2. Динамика стилей переживания беременности в группе с невынашиванием

Сравнительный анализ опросника Р. Кэттелла показал значительное снижение тревоги в группе женщин с «НБ» и «УЗ» (с 6,8 до 6 стенов) и напряжения (с 7,3 до 6,2 стенов) группах. Увеличились показатели эмоциональной и моральной устойчивости в группе женщин с «НБ» (с 7 до 7,5 стенов, с 7,1 до 7,3 стенов), в группах «УЗ» (с 6,2 до 6,5 стенов, с 7 до 7,2 стенов). Эмоциональная чувствительность несколько увеличилась в группе женщин с «НБ» (с 6,5 до 6,6 стенов), в группе «УЗ» (с 6,2 до 6,5 стенов). Показатели самостоятельности и самодисциплины практически не изменились: в группе женщин с «НБ» (6,5 и 7 стенов), в группе «УЗ» (6,4 и 7,2). Показатели интеллекта и восприимчивости к новому-не существенно увеличились в обеих группах: в группе женщин с «НБ» -(4,8 - 6,7 стенов), это объясняется тем, что женщины уже готовы к встрече с малышом, и их касается только благополучное рождение ребенка, необходимые знания они получили; в контрольной - (5 - 6,4 стенов). Проницательность и мечтательность увеличилась незначительно и в группе женщин с «НБ» (6,7-4,6 стенов), и в «УЗ» (6,4 - 6 стенов). Показатели подозрительности снизились в группе женщин с «НБ» (с 6,1 до 5,8 стенов), в группе «УЗ» (с 5,8 до 5 стенов). Показатели доминантности и веры в удачу в группе женщин с «НБ» остались те же. В группе «УЗ» показатели доминантности несколько снизились (с 5,7 до 5,5), увеличились (с 5 до 5,5 стенов - вера в удачу).

Анализ полученных данных по методике «Смысложизненые ориентации» позволяет утверждать, что средние значения в обеих группах после формирующего эксперимента изменились. Все значения в группе с «НБ» и «УЗ» группе увеличились. В группе с «НБ» увеличились высокие значения показателя цель, средние значения процесса, результата, ЛК-Я, ЛК-жизпъ и низкие значения значительно уменьшились по всем показателям. В «УЗ» группе увеличились высокие значения показателя цель, результат, ЛК-жизнь, средние значения процесса, результата, ЛК-жизнь. Низкие значения значительно уменьшились по всем показателям, кроме ЛК-Я (незначительно).

I I Этап 1

I I Этап 2

В процессе формирующего эксперимента отмечены положительные тенденции в перестройке ценностно-смысловых составляющих образа мира женщин в период беременности экспериментальной и контрольной групп: изменения в когнитивной составляющей образа мира («познавательный интерес), повысился уровень представленности адекватного стиля переживания беременности, снизились показатели тревожности и подозрительности.

Таким образом, наше исследование подтвердило гипотезу о влиянии негативного опыта беременности и перестройку ценностно-смысло-вых составляющих образа мира женщины в процессе психологического сопровождения.

Библиографический список

1. Абрамченко, В. В. Современные методы подготовки беременным к родам [Текст] / В. В. Абрамченко; СПб. - 1991.

2. Коваленко, Н. П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщин в период беременности и родов [Текст]: автореф. дисс. канд. психол. наук. Н. П. Коваленко. - СПб., 1998. - 20 с.

3. Клочко, В. Е. Закономерности движения психологического познания: проблема ценностей и смысла в призме трансспективного анализа [Текст] / В. Е. Клочко // Книга Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 344 с. (Интеграция академической и университетской психологии).

4. Филиппова, Г. Г. Психология материнства [Текст]: уч. пособие. / Г. Г. Филиппова; - М.: Изд.: Институт психотерапии. - 2002. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.