Научная статья на тему 'Влияние недостатков образовательной сферы на модернизацию экономики СССР в 1960-80-е гг. (на примере Горьковской области)'

Влияние недостатков образовательной сферы на модернизацию экономики СССР в 1960-80-е гг. (на примере Горьковской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
324
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЦЕНТРИЗМ / АНТРОПОЦЕНТРИЗМ / КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА / TECHNOCENTRISM / ANTHROPOCENTRISM / QUALIFICATION OF WORKERS / MODERNIZATION OF PRODUCTION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Ольга Вячеславовна, Орлова Елена Ивановна

Статья раскрывает влияние недостатков образовательной сферы на модернизацию экономики СССР в 1960-80-е гг. Проводимая на заводах модернизация производства требовала непрерывного повышения уровня образования, т.к. неподготовленность обслуживающего персонала приводила к тому, что производственная отдача от внедрения новой дорогостоящей импортной техники часто оказывалась ниже ожидаемой. Переход в 1960-70-х гг. промышленно развитых стран от техноцентризма к антропоцентризму, положительно влиял на модернизацию экономики производственной сферы. Основное внимание авторы акцентируют на то, что в СССР крайне неэффективно использовался человеческий потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябова Ольга Вячеславовна, Орлова Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of the shortcomings of the educational sector to modernize the economy of the USSR in 1960-80-ies (on the example of Gorky area)

The article reveals the influence of the shortcomings of the educational sector to modernize the economy of the USSR in 1960-80-ies Conducted on plants modernization of production required to continuously improve education because the lack of staff meant that the production efficiency of the introduction of new expensive imported equipment was often lower than expected. The transition in the 1960-70s industrialized countries from technocentrism to anthropocentrism, positively affected the economic modernization of the production sphere. The authors emphasize that the USSR was extremely inefficient use of human potential.

Текст научной работы на тему «Влияние недостатков образовательной сферы на модернизацию экономики СССР в 1960-80-е гг. (на примере Горьковской области)»

УДК: 629. 735 ББК: 65.0

Рябова О.В., Орлова Е.И.

ВЛИЯНИЕ НЕДОСТАТКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ЭКОНОМИКИ СССР В 1960-80-Е ГГ.

(на примере Горьковской области)

Ryabova O. V., Orlova E.I.

THE IMPACT OF THE SHORTCOMINGS OF THE EDUCATIONAL SECTOR TO MODERNIZE THE ECONOMY OF THE USSR IN 1960-80-IES (on the example of Gorky area)

Ключевые слова и фразы: техноцентризм, антропоцентризм, квалификация работников, модернизация производства, образовательная сфера.

Key words: technocentrism, anthropocentrism, qualification of workers, modernization of production, education

Аннотация: статья раскрывает влияние недостатков образовательной сферы на модернизацию экономики СССР в 1960-80-е гг. Проводимая на заводах модернизация производства требовала непрерывного повышения уровня образования, т.к. неподготовленность обслуживающего персонала приводила к тому, что производственная отдача от внедрения новой дорогостоящей импортной техники часто оказывалась ниже ожидаемой. Переход в 1960-70-х гг. промышленно развитых стран от техноцентризма к антропоцентризму, положительно влиял на модернизацию экономики производственной сферы. Основное внимание авторы акцентируют на то, что в СССР крайне неэффективно использовался человеческий потенциал.

Annotation: the article reveals the influence of the shortcomings of the educational sector to modernize the economy of the USSR in 1960-80-ies Conducted on plants modernization of production required to continuously improve education because the lack of staff meant that the production efficiency of the introduction of new expensive imported equipment was often lower than expected. The transition in the 1960-70s industrialized countries from technocentrism to anthropocentrism, positively affected the economic modernization of the production sphere. The authors emphasize that the USSR was extremely inefficient use of human potential.

Переход к высокоэффективной и социально ориентированной экономике должен осуществляться путем формирования оптимальных механизмов организации производства и труда и на этой основе - роста уровня жизни населения. Общеизвестно, что к середине 1980-х гг. СССР значительно отставал от передовых стран мира по этим показателям. Наращивание качества квалифицированной рабочей силы как ресурса прямого действия являлось необходимым условием для достижения стабильной, продуктивной социально-экономической системы СССР. Процесс повышения качества рабочей силы непосредственно связан с вложением средств в образование. Все исследования, направленные на установление эффективности вложений в систему образования, указывают на то, что увеличение

сроков обучения ведет к большей рентабельности производства. Данные выводы служили доказательством необходимости первоочередного развития сферы образования и подготовки кадров в индустриально развитых странах. Затраты на образование воспринимались обществом уже не как статьи непроизводственного потребления, а как одни из наиболее эффективных видов инвестиций1. В США, к примеру, расходы на образование в 1983 г. составляли 3,1% от национального

2 3

дохода , а в СССР только 0,8% , отсюда и отставание по уровню квалификации

1 Николаев, О.В. Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса. - М.: Экономика, 2005. 230 с. - С. 143.

2 Правда. - 1990. - 4 апреля.

3 Там же.

работников, которое к 1985 г. достигло 15-25 лет1.

Следует отметить, что еще в 19601970-х гг. промышленно развитые страны перешли от стратегии техноцентризма к антропоцентризму. Техноцентризм -предпринимательская стратегия, делающая ставку на новейшие технологии и рассматривающая рабочую силу лишь как элемент издержек производства, как фактор, влияние которого на конечную цену по возможности должно сводиться к минимуму . Антропоцентризм - новая модель развития и использования человеческих ресурсов, ориентированная на высококвалифицированную, инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства и непрерывно повышающую уровень знаний и квалификации3. Удачным примером антропоцентрического подхода может служить Япония, где при отсутствии сырьевых ресурсов особо эффективно использовались интеллектуальные

возможности нации.

Рассмотрим уровень распределения квалифицированной рабочей силы (КРС) в мировом сообществе и его влияние на уровень развития экономики в середине 1980-х гг. Заметим, что в категорию

«квалифицированная рабочая сила» мы включаем специалистов с образованием не ниже «средне-специального» уровня. Исходя из данных таблицы, необходимо отметить, что СССР по численности населения занимал 3 место из вышеуказанных стран, 2 место - по доле мирового ресурса квалифицированной рабочей силы и 1 место - по уровню квалификации рабочей силы. Имея неплохие результаты по трудовым ресурсам, наша страна находилась на последнем (4 месте) по стоимости всего валового продукта (в млрд. долларов). Разительным контрастом является Япония: последнее место по численности населения,

1 Глазьев, С., Львов, Д. Остаться вчерашними? Хозяйственная реформа НТП // Коммунист. - 1989. -№ 8. - С. 21.

2 Социологический словарь / Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Университетское, 1991. - С. 156.

3 Там же. С. 39.

последнее место по показателю мирового ресурса квалифицированной рабочей силы и 3 место по уровню квалификации рабочей силы. В тоже время Япония удерживала 2 место по стоимости всего валового продукта, уступая лишь США. Эти страны, уступая СССР по уровню квалификации рабочей силы, производили по валовому продукту больше соответственно в 5,55 раза и в 21,1 раза, из расчета на 1 человека -соответственно почти в 7 раз и в 11 раз.

Это служит доказательством крайне неэффективного использования

человеческого потенциала в СССР, хотя уровень квалификации рабочей силы был одним из самых высоких в мире. По подсчетам специалистов, повышение уровня образования влекло за собой повышение производительности труда примерно на 25%. Рабочие же со средним образованием в 2 раза быстрее осваивали новую технику, чем рабочие, окончившие только 7-8 классов4. В 1950-1960-х гг. для промышленного производства было достаточно 1 -2% ИТР с высшим образованием, 4-6% со средним образованием, при этом большая часть рабочих могла быть неквалифицированной или малоквалифицированной (таблица 1,2). А уже к концу 1970-х гг. предприятиям требовалось не менее 40-60% квалифицированных рабочих со средним образованием и 20-30% ИТР со средним специальным и высшим образованием5. При этом учеба должна была быть, по существу, непрерывной или периодически

повторяемой на специальных курсах переподготовки, так как в условиях НТР объем знаний быстро увеличивался. В некоторых отраслях он удваивался через 7-8 лет, в ряде из них через 4-5 лет, а в области электроники и электротехники через 3 года. Социологические исследования,

проведенные на промышленных

предприятиях Горьковской области в 1965 -1970-хх гг. показали, что среди рабочих, имеющих 5-6 классов образования, только

Бузуев, В.М. Особенности социалистического соревнования в условиях НТР / В.М. Бузуев. - С. 100.

5 Подоров Г.М. Текучесть кадров и борьба с ней / Г.М. Подоров. - Горький, Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. - С. 106.

один рационализатор на 20 чел., а среди тех, кто окончил 10 классов, - один на 4-5 чел, т.е. в 5 раз больше. Рабочие, имевшие полное среднее образование, в 2,8 раза меньше имели нарушений трудовой дисциплины, чем у рабочих с низким образовательным уровнем1.

1 Там же. С. 106.

Таблица 1 - Показатели зависимости экономического развития некоторых стран мира от уровня квалификации их рабочей силы в середине 1980- гг.1_

№ п/п Страна Численность населения, млн. чел. ВВП, млрд. долл. Доля мирового ресурса КРС, % Уровень квалификации рабочей силы, в %

1 США 275 9500 22 8,0

2 Япония 125 2500 9 7,2

3 СССР 145 450 16 11,0

4 Китай 1300 1500 10 0,8

Таблица 2 - Динамика занятости выпускников средних общеобразовательных школ Горьковской области в 1968 г., 1974 г., 1977 г., 1979 г. (в тыс. чел.) .

Показатель 1968 1974 1977 1979 %% прироста или убыли за 1968 - 1979 гг.

Продолжает обучаться по дневной, заочной, вечерней форме. 35,2 41,2 54,7 54,5 +54 %

Поступили на работу в народное хозяйство 57,4 56,1 51,5 43,1 - 25%

Одним из основных путей решения проблемы подготовки кадров рабочих в исследуемый период была система профессионально-технического образования. На развитие данной системы большое влияние оказал Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятым Верховным Советом СССР 4 декабря 1958 г. Согласно ему, учебные учреждения системы Государственных трудовых резервов были преобразованы в профессионально-технические училища по подготовке квалифицированных рабочих из числа выпускников восьмилетних школ.

На территории Горьковской области реализация данного закона происходила следующим образом. Так, если на 1 января 1959 г. в регионе насчитывалось 53 учебных заведения трудовых резервов, то на 31 декабря 1965 г. работало уже 63 профессионально-техни-ческих училища4. При этом почти в 5 раз возрастает количество обучаемых

годы с восьмой по десятую пятилетку, ситуация с занятостью молодых людей (до 30 лет) выглядела следующим образом (таблица 2).

Из данных видно, что постепенно идет снижение количества молодых людей, поступающих на работу сразу же после окончания средней школы, то есть можно сделать вывод, что молодежь начинает отдавать предпочтение получению образования не на производстве, а в стационарных учебных заведениях.

Наметилась и тревожная тенденция: с X пятилетки идет интенсивное сокращение численности молодежи, выпускников средней школы, шедшей на производство. В тоже время число молодых людей, продолжавших обучение в различных формах, не увеличилось. Налицо признак свертывания экстенсивного фактора пополнение трудовых ресурсов, в том числе, и за счет усложнявшейся демографической ситуации. В целом, за годы девятой пятилетки в Горьковской области было подготовлено 45

1 Николаев, О.В. Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса. - М.:Экономика, 2005. - 230 с. - С. 148.

2 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 5111. Л. 12

3 Правда. 1958. 4 декабря.

4 Димова, Т.Н. Развитие системы начального профессионального образования в Горьковской области в период 1959-1984 гг. // дисс... канд. пед. наук : 13.00.01. - Нижний Новгород, 2009. - С. 48.

студентов (в 1962 г. обучалось 7283 чел., в 1965 г. - 36652 чел.)1. В целом по Горьковской области, за

тыс. специалистов с высшим образованием, 25 тыс. чел. со средним специальным, 36 тыс. чел. с профессионально-

1 Там же. - С. 49.

техническим образованием и 26 тыс. чел. были выпущены из средних

общеобразовательных школ. Многие из них пришли работать на промышленные предприятия Горьковской области. При этом надо учесть, что только 20% выпускников средних школ, поступивших на работу в народное хозяйство, трудились по профессиям, полученным в школе1. А ведь они обеспечивали в 1971-1975 гг. более 50% дополнительной рабочей силы на промышленных предприятиях страны (в годы восьмой пятилетки - 57%, на конец одиннадцатой пятилетки - 90%) . В связи с этим есть необходимость рассмотреть основные положения работы региональных властей, администрации учебных заведений и предприятий по профессиональной ориентации школьников на рабочие профессии.

Система профессионально-технического образования служила следующей ступенью в получении рабочей профессии. За годы седьмой пятилетки в системе ПТУ было подготовлено 88,2 тыс. квалифицированных рабочих при плане в 86,9 тыс. чел. В 1965 г. в Горьковской области действовало 72 учебных заведения профтехобразования. За период с 1966 г. по 1975 г. количество выпускников ПТУ в Горьковской области увеличилось на 92,4%4. Начиная

с 1970 г., в Горьковской области создаются СПТУ, где наряду с профессией, давали и общее среднее образование (в 1970 - 1971 гг. средних ПТУ было 9, где обучалось 2200 учащихся5). За годы девятой пятилетки (1970-1974 гг.) в Горьковской области около 653 тыс. чел. окончили школы, ПТУ, техникумы, ВУЗы6. Архивные данные позволяют нам проследить динамику показателей количества

выпускников школ и ПТУ и их

1 Рябова, О.В. Кадровый потенциал предприятий тяжелой промышленности Горьковской области в 1965-1985 гг. // дисс...канд. ист. наук: 07.00.02. -Иваново. - 2013. - С. 156.

2 Низамов, И.А. Научно-техническая политика в Татарстане в середине 60-середине 80-х годов // дисс.канд. ист. наук : 07.00.02. - Казань, 2000. - С. 144.

3 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 1935. Л. 71.

4 Народной хозяйство в Горьковской области в девятой пятилетке. 1971-1975 гг. - Горький, 1976. - С. 26.

5 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 2985. Л. 131.

6 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3931. Л. 41.

трудоустройства за годы с восьмой по десятую пятилетки.

Итак, мы видим, что в указанные годы соотношение выпускников 8 - 10 классов и ПТУ полярно изменилось: выпускников ПТУ в процентном соотношении стало больше почти в два раза, чем выпускников школ. Но при этом идет постепенное снижение общего количества выпускников школ и ПТУ, трудоустроенных в народном хозяйстве. По - видимому, сказывалась демографическая ситуация и рост числа молодых людей, поступавших в техникумы и вузы.

Отдельно стоит отметить изменения в качественном составе молодежи (до 30 лет) на предприятиях Горьковской области в рассматриваемый нами период. Основными мотивами к повышению своей квалификации молодые специалисты и рабочие промышленных предприятий Горьковской области называли: во-первых, желание грамотнее и профессиональнее участвовать в обсуждении производственных вопросов; во-вторых, заинтересованность в том, чтобы не только сегодня, но и в будущем оставаться на уровне требований, предъявляемых усложнявшейся техникой; в-третьих, ориентация на повышение своего авторитета среди товарищей по работе, друзей и в

7

семье .

На протяжении девятой пятилетки на предприятиях Горьковской области количество лиц, не имеющих среднего образования и не желающего его получать, оставалось значительно более высоким, чем количество обучающихся. Правда, соотношение учащейся и не учащейся рабочей молодежи медленно меняется в положительную сторону.

В течение десятой пятилетки подготовка квалифицированных кадров через систему ПТУ увеличилась на 21%, в том числе в 3 раза увеличилось число учащихся в средних ПТУ и на 40% - в технических училищах . Расширение сети профтехучилищ, - а их только в годы десятой пятилетки было

7 Рабочий класс и научно-технический прогресс в условиях развитого социалистического общества: по материалам научно-практической конференции -Горький, 1981. - С. 42.

8 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4956. Л. 93.

построено 20 (на 6208 учебных мест)1, -способствовало тому, что доля выпускников общеобразовательных школ, избравших профессионально-техничес-кую подготовку возросла, с 6,1% в 1968 г. до 17,5% в 1979 г.2 (таблица 3).

1 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4956. Л. 94.

2 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 5111. Л. 13.

Таблица 3 - Количество выпускников общеобразовательных школ и ПТУ, трудоустроенных в народном хозяйстве Горьковской области в 1965 - 1980 гг.1

Трудоустроено в народном хозяйстве Горьковской области 1965-1970 гг. 1971-1975 гг. 1976-1980 гг.

Всего % Всего % Всего %

Выпускники 8-10 классов (тыс. чел.) 130 61 105 48 70 37

Выпускники ПТУ (тыс. чел.) 84 39 113 52 120 63

Всего (тыс. чел.) 214 100 218 100 190 100

Таким образом, на промышленных предприятиях в течение десятой пятилетки идет постепенное снижение количества молодых людей, не имеющих среднего образования. Количество обучающихся, напротив, растет. Но данный процесс идет слишком медленно. Такой уровень повышения квалификации кадров рабочих и ИТР не мог соответствовать необходимым темпам модернизации производства.

В дальнейшем, в годы одиннадцатой пятилетки, ситуация с подготовкой кадров принципиально не изменилась. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС ведущую роль в воспитании и подготовке рабочей смены отдавал уже системе ПТУ и СПТУ. Только за 1980-1982 гг. в Горьковской области в учебных заведениях профтехобразования прошли курс обучения более 80 тыс. квалифицированных рабочих2. Всего же за годы одиннадцатой пятилетки было подготовлено более 205 тыс. квалифицированных кадров3. К концу одиннадцатой пятилетки в системе ПТУ проходило обучение уже более половины выпускников 8-10 классов4. Этому в немалой степени способствовало увеличение количества учебных заведений профтехобразования (в 1985 г. в области было 108 ПТУ на 55 тыс. учащихся)5. При этом необходимо отметить, что качество подготовки учащихся падает. Отделы кадров промышленных предприятий неоднократно отмечали, что выпускники системы профтехобразования приходили на производство слабо подготовленными, не

точно знали современную технологию производства и оборудование6.

Для решения данной проблемы необходимо было поднимать качество подготовки в ПТУ до уровня преподавания в техникумах, как это практиковалось в США, Японии, странах Западной Европы. По статистике, вклад одного выпускника техникума в народное хозяйство страны был в 4,2 раза выше, чем выпускника ПТУ7. Но, к сожалению, данная проблема не была решена в силу ее элементарной непостановки даже на уровне обсуждения.

В связи с создавшейся ситуацией (острый дефицит квалифицированных кадров), на промышленных предприятиях развернулась собственная система подготовки и переподготовки

квалифицированных кадров. Необходимо отметить, что ко всем категориям работников на промышленных

предприятиях предъявлялись общие требования - они должны были быть образованными и постоянно заниматься повышением квалификации. Но, к сожалению, в жизни все оказывалось иначе. Создавались многочисленные, часто формально действующие, организации, основной целью которых было охватить с помощью системы подготовки и переподготовки кадров как можно больше людей. При этом результат такой работы очень часто оказывался далеким от ожидаемого. Для тех лет было характерным преувеличение достигнутых результатов, неоправданны надежды и оптимизм в таком

1 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4066. Л. 12.

2 Горьковский рабочий. 1983. 17 мая.

3 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 77. Л. 10.

4 Подоров, Г.М. Текучесть кадров и борьба с ней / Г.М. Подоров. - Горький, Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. - С. 66.

5 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 24. Д. 2102. Л. 124.

6 Рябова, О.В. Роль военного представительства в обеспечении качества выпускаемой продукции на предприятиях отечественной радиотехнической промышленности в 1960-1970-х гг. (на примере Правдинского завода радиорелейной аппаратуры) // История науки и техники. - № 12 (спецвыпуск № 3). - С. 135.

7 Социалистическая индустрия. - 1988. - 17 февраля.

владели передовыми приемами труда, недоста-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рабочая молодежь, пришедшая на производство накануне и в годы VIII пятилетки, была основным контингентом учащихся ШРМ. Стимулом для получения среднего образования стало введение с 1972 г. всеобщего среднего образования. Система ШРМ предоставляла такую возможность молодым кадрам. В немалой степени решения материального порядка

региональных властей и администраций предприятий тоже сыграли свою позитивную роль. Второй цикл начался в годы X - XI пятилеток. Наблюдается снижение показателя охвата молодых кадров системой ШРМ Определяющим здесь было то, что начинало сказываться позитивное воздействие меры по введению всеобщего среднего образования, увеличивалась доля новой рабочей силы, имевшей аттестат о среднем образовании. Особое место среди рассматриваемых нами предприятий занимал ПЗРА. Это молодое предприятие, пользуясь монопольным положением работодателя в городе, в условиях укоренения всеобщего образования в годы X - XI пятилеток, быстрее решало данную проблему, не нуждаясь в развертывании контингента учащихся через сеть ШРМ Так, в годы XI пятилетки через них прошло в 4 раза меньше контингента новых пополнений рабочих, по сравнению с показателями VIII пятилетки. А

сложном деле, как профессиональная подготовка рабочих и ИТР. вот предприятие «Красная Этна» запоздало с решением дать своим молодым кадрам возможность, да и материальные льготы, в получении среднего образования.

Теперь перейдем к рассмотрению процесса подготовки новых кадров в учебных заведениях среднего специального и высшего образования (таблица 4).

Данные таблицы говорят о том, что количество обучающихся в ВУЗах и техникумах за годы с восьмой по одиннадцатую пятилетку на

представленных предприятиях упало на 50 -90%, то есть в 1,5 - 2,0 раза. Наиболее удачной была восьмая пятилетка, на годы которой практически приходится весь прирост этого контингента молодых за период 1965 - 1985 гг. И здесь на особом месте стояло ПЗРА. Здесь сказались специфические черты развития, влиявшие на течение данной тенденции в указанные годы (молодое предприятие, интеграция с оборонной промышленностью,

провинциальные стереотипы, пополнение кадров из села и т.д.). Отметим, что даже наметившийся спад в численности слушателей техникумов и вузов среди рабочей молодежи не может перечеркнуть масштабности успехов в данной сфере повышения общего и профессионального образования.

Таблица 4 - Численность работников, обучавшихся в техникумах и ВУЗах, на заводах «Красное Сормово» (г. Горький), Горьковский автомобильный завод, «Красная Этна» (г. Горький), Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (г. Балахна) с 1965 г. по 1985 г. 1

Год «Красное Сормово» ГАЗ «Красная Этна» ПЗРА

1965 1552 542 312 364

1970 1217 1494 532 427

1975 602 986 806 279

1980 798 309 480 132

1985 697 298 125 28

1 ЦАНО. Ф.15. Оп. 6. Д. 1167. Л. 16 ; Д. 1312. Л. 7 ; Д. 1295. Л. 37, 49 ; Д. 2035. Л. 101 ; Д. 2393. Л. 21, 63, 65. ЦАНО. Ф. 2435. Оп. 7. Д. 2712. Л. 128, 133 ; Д. 2712. Л. 133 ; Д. 3466. Л. 3, 7 ; Д. 4423. Л. 23 ; Д. 4434. Л. 1 ; Д. 5743. Л. 6. ЦАНО. Ф. 70. Оп. 7. Д. 849. Л. 1 ; Д.1038. Л. 16 ; Д. 1080. Л.10 ; Д. 1309. Л. 36, 47 ; Д. 1718. Л. 43 ; Д. 2145. Л. 8. ГУ ГОПА НО. Ф. 3825. Оп. 1. Д. 42. Л. 9 ; ЦАНО. Ф. 6337. Оп. 2. Д. 461. Л. 24-25 ; ГАНО, г. Балахна. Ф. 1890. Оп. 2. Д. 815. Л. 76

%% прироста - 56 % - 46% - 60 % - 93 %

или убытка

Так, в годы лишь IX пятилетки контингент студентов ВУЗов и техникумов, обучающихся с отрывом и без отрыва от производства, составлял в крае 140 тыс.

чел.1

Выше мы уже отмечали, что одним из важных каналов пополнения молодых квалифицированных кадров были выпускники ПТУ. Выполняя Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 апреля 1969 г. «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки

квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования», на многих предприятиях Горьковской области создаются свои подшефные ПТУ. Сами рабочие промышленных предприятий считали, что основная обязанность в обучении новых кадров должна лежать не на индивидуальном ученичестве

непосредственно на производстве и сети учебных производственных комбинатов, а на системе профессионально - технического образования. Так, бригадир

электросварщиков завода «Красное Сормово» Пайщиков на XXIII Горьковской отчетно-выборной партийной конференции, проходившей 15-16 января 1976 г., говорил: «Через свое базовое училище (ПТУ №5) мы получаем только 40% новых подготовленных кадров рабочих, а остальную часть готовим через учебный комбинат. Настало время все кадры готовить через ПТУ. В этом одно из условий закрепления кадров и их стабильности» . Забегая вперед отметим, что эта задача была успешно выполнена данным предприятием к концу десятой пятилетки. Завод «Красное Сормово» помогал своему базовому ПТУ № 5 создавать и оснащать всеми учебно-наглядными пособиями и приборами 20 кабинетов и лабораторий. Под учебную мастерскую завод передал училищу механический цех площадью 3,5 тыс. кв. м. Это позволило увеличить число учащихся в

1 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2 Д. 3537. Л. 43.

2 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 3931. Л. 75.

1,5 раза. Ежегодно ПТУ № 5 выпускал 450500 молодых рабочих и 250-300 кадровых рабочих повышали свою квалификацию . В итоге, к 1979 г. на предприятии уже более 70% всех рабочих были выпускниками ПТУ № 54.

Для ПЗРА (г. Балахна) в качестве учебной базы было определено ремесленное училище (РУ) № 12 с возможностью обучать 500 чел.5 На ГАЗе к концу 1970-х гг. имелись: филиал политехнического института; автомеханический техникум и его филиал в г. Арзамасе; Школа рабочей молодежи (ШРМ); четыре базовых профтехучилища; различные курсы повышения квалификации рабочих и ИТР; Горьковский филиал института повышения квалификации ИТР Министерства автомобильной промышленности. Ежегодно только в стационарных учебных заведениях на ГАЗе проходило обучение 8-9 тыс. чел.6 По данным на конец девятой пятилетки, в Горьковской области насчитывалось 106 ПТУ, в которых обучалось около 50 тыс. учащихся. В 43 средних ПТУ 18,5 тыс. учащихся получали, наряду с профессией, и общее среднее образование.7 Но далеко не на всех предприятиях Горьковской области имелись свои базовые ПТУ. К таким заводам относились - Заволжский моторный завод, Кулебакский

металлургический, Горьковский

металлургический, Дзержинский завод

8

химического машиностроения .

Об эффективности

предпринимавшихся усилий поднять роль системы профессионально-технического образования в те годы можно судить по статистике пополнения рабочих кадров

3 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4066. Л. 7.

4 ЦАНО. Ф. 15. Оп. 6. Д. 1930. Л. 70.

5 ЦАНО. Ф. 6337. Оп. 2. Д. 61. Л. 37.

6 Подоров Г.М. Текучесть кадров и борьба с ней / Г.М. Подоров. - Горький, Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. - С. 105.

7 ГОПА НО. Ф. 3. Оп. 2 Д. 3537. Л. 43.

8 Рябова, О.В. Социально-экономические проблемы в развитии кадрового потенциала предприятий тяжелой промышленности Горьковской области к середине 1960-х гг. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 2 (28). - С. 86-95.

выпускниками ПТУ на предприятиях тяжелой промышленности Горьковского края. Так, на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) их доля в новых пополнениях квалифицированной рабочей силы (ПТУ + техникумы + вузы) составляла: в 1970 г., 1975 г. и 1980 г. соответственно 14,2%, 59,02% и 38,15%; на предприятии «Красное Сормово» - 81,37%, 60,0% и 88,18%.

Но была и другая проблема, не столь видимая, но заставлявшая настороженно относиться к отчетам соответствующих структур о масштабных успехах по подготовке трудовых кадров новой формации. Это проблема реальных успехов в данной сфере, непосредственно влиявших на решение задачи достойного ответа на вызовы научно-технического прогресса. Для понимания ее стоит обратить внимание на итоги социологических исследований, проведенных в конце 1979 г. в Горьковской области. Они дали неожиданные результаты: доля рабочих и ИТР, реально повышающих свое образование на тот момент составляла не более 15%. Среди производственной интеллигенции данный показатель составлял 20,8%, среди рабочих 1-2 разряда - 18,2%; 3-4 разряда - 14,3%; 56 разряда - 16,4%\ Более 60% работников промышленности Горьковской области не связывали свою жизненную перспективу с повышением квалификации, продолжением образования. Основной мотив

«консервации» достигнутого уровня квалификации социологи видели в ответе: «Моя квалификация вполне соответствует требованиям моей работы». Так, на ГАЗе этот ответ дали 69% опрошенных рабочих всех разрядов, на химзаводе и фабрике «Восход» - соответственно 78 и 66,3%2

Выходом из создавшейся ситуации, по мнению социологов, должен был стать творческий подход самих рабочих к своему труду. Чем более интересным был труд, чем больше он требовал постоянного повышения квалификации, тем сильнее работник был заинтересован в повышении

1 Рабочий класс и научно-технический прогресс в условиях развитого социалистического общества: по материалам научно-практической конференции. Горький, 1981. - С. 135.

2 Там же. - С. 56-57.

своего культурно-технического уровня, нуждался в продолжении образования без отрыва от производства. А

действительность была такова, что по данным 1979 г. на ГАЗе и Дзержинском химическом заводе на профессиональную подготовку у большинства рабочих, имевших 1 -2 разряды, уходило не более месяца, на фабрике «Восход» - от 1 до 3-х месяцев. Правда, с ростом квалификации время обучения увеличивалось в среднем от года до 2-х лет (у рабочих 5-6 разряда) . Наметившаяся на промышленных предприятиях Горьковской области тенденция сокращения сроков обучения и расширение системы подготовки рабочих узкой специализации, отсутствие системы их профессионального продвижения способствовали увеличению текучести кадров.

Сокращение количества обучающихся в ВУЗах и техникумах в конце X пятилетки на ГАЗе и «Красной Этне» произошло из-за того, что предприятие практически в 2 раза увеличило их количество к 1980 г. А вот на заводах «Красное Сормово» и ПЗРА имелся недостаток ИТР с высшим образованием. В целом, можно констатировать следующий факт - на всех заводах происходит увеличение квалифицированных кадров, также уменьшается количество практиков.

Качественного улучшения на конец одиннадцатой пятилетки не произошло. Более того, на заводе «Красная Этна» зафиксировано резкое увеличение количества практиков, более чем в пять раз. Это было связано с тем, что завод испытывал острую нехватку ИТР (недостаток ИТР на 01.01. 1985 г. - 130 чел.4). На заводе «Красное Сормово» текучесть кадров среди ИТР в 1985 г. составила также 130 чел.5 Более 1227 дипломированных специалистов

продолжало работать на рабочих местах6. На ГАЗе разница между принятыми и уволенными ИТР составила в 1985 г. 810 чел. 7, и это несмотря на то, что заработная

3 Там же. - С. 56.

4 ЦАНО. Ф. 70. Оп. 7. Д. 2062. Л. 30.

5 ЦАНО. Ф. 15. Оп. 6. Д. 2393. Л. 20.

6 ЦАНО. Ф. 15. Оп. 6. Д. 2393. Л. 57.

7 ЦАНО. Ф. 2435. Оп. 7. Д. 5743. Л. 4, 5 .

плата на предприятии в среднем составляла 220 руб. (по стране - 189 руб.)1. Все это свидетельствует о том, что предприятия к концу одиннадцатой пятилетки находились в глубоком кризисе.

Отмеченные выше достоинства и недостатки системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров в Горьковской области имели много общего с общероссийскими процессами пополнения трудовых ресурсов. Так, еще на стадии обучения в школе учащиеся получали минимальную информацию о рабочих профессиях, могли попробовать свои силы в учебно-производственных цехах многих предприятий. Молодые люди через сеть ПТУ, техникумов и вузов получали допустимый уровень знаний, навыков и умений по своей специальности. Но главным недостатком данной системы страны была оторванность программ образовательных учреждений от запросов промышленных предприятий. Это вело к складыванию ситуации, когда приходящего на работу молодого специалиста необходимо было переучивать на предприятии под запросы конкретного производства. К тому же, низкий уровень оплаты труда заставлял многих работников ИТР переходить на менее престижные, но более высокооплачиваемые рабочие должности. Кроме того, это способствовало снижению заинтересованности в познании и внедрении новой техники. Проводимая на заводах модернизация производства требовала непрерывного повышения уровня образования. Неподготовленность

обслуживающего персонала приводила к тому, что производственная отдача от внедрения новой дорогостоящей импортной техники часто оказывалась ниже ожидаемой. Так, за период 1971 - 1985 гг. рост фондовооруженности

промышленности вырос в 2,6 раза, а производительность труда только в 1,8 раза, фондоотдача же снизилась на 30% .

Отставание от развитых индустриальных стран по уровню квалификации работников достигло к середине 1980-х гг. критических величин (в 1985 г. оно составляло 15-25 лет, увеличившись по сравнению с 1965 г. почти в 2 раза) . Если по классификации ЮНЕСКО, СССР в начале восьмой пятилетки занимал 3 место по коэффициенту интеллектуализации

молодежи (уступая только США и Канаде), то в 1985 г. - 42 место4. Одной из главных причин этого было снижение расходов на систему образования. Так, если в начале восьмой пятилетки расходы на образование составляли 1,6% от национального дохода страны, то к концу одиннадцатой пятилетки

- 0,8%, то есть уменьшились в 2 раза5. В то время как в США динамика расходов на образование выглядела следующим образом: 1958 г. - 1%; 1968 г. - 2%; 1978 г.

- 2,9%; 1983 г. - 3,1% от национального дохода6. Поэтому промышленные предприятия вынуждены были решать проблему подготовки и переподготовки необходимых им кадров своими силами. Это было затратно и малоэффективно, ибо нацеливало молодые кадры на консервацию отсталой технологической базы отрасли. В результате, отставание от передовых стран лишь ускорялось и это на фоне оскудения экстенсивных источников пополнения рабочей силы. Проблема с трудовыми ресурсами перерастала из хронической в катастрофическую, что объективно вело экономику к спаду.

Что было специфичного в прохождении этих процессов по Горьковской области в рассматриваемый период?

1. Нехватка дипломированных специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием, и это - при наличии резерва их на предприятиях, но в качестве высококвалифицированных рабочих.

1 Рябова, О.В. Кадровый потенциал предприятий тяжелой промышленности Горьковской области в 1965-1985 гг. // автореферат дисс...канд. ист. наук : 07.00.02. - Иваново, 2013. - С. 15.

2 Чалбаев, К.К. Интенсификация производства и рыночные отношения. - М., 1990. - С. 73.

Глазьев, С., Львов, Д. Остаться вчерашними ?

Хозяйственная реформа НТП // Коммунист. - 1989. -

№ 8. - С. 21.

4 Исхаков, Б. Потенциал образования // Социалистическая индустрия. - 1988. - 17 июня.

5 Правда. - 1990. - 4 апреля.

6 Правда. - 1990. - 4 апреля.

Живучесть на производстве института практиков - выдвиженцев.

2. Свертывание экстенсивных факторов пополнения трудовых ресурсов за счет городской молодежи, пополнение их за счет сельской молодежи, имевшей низкий общеобразовательный уровень и, по сути, никаких навыков промышленного труда.

3. Отсталость производственной базы большинства предприятий, которая консервировала традиционные (доиндустриальные) направления подготовки молодых кадров.

4. Инициируемая самими предприятиями система подготовки и переподготовки кадров подстраивалась под отсталую технико-технологическую базу производства. Так возникал порочный круг производственных и социальных проблем.

5. Необходимый профессиональный уровень для поддержания наличного промышленного потенциала в действии обеспечивала сеть профессионально-техничес-кого образования (ПТУ, особенно СПТУ). Но позитивный потенциал этого учебного подразделения существенно подрывался его низким материальным и социальным статусом в обществе и, прежде всего, по вине региональных властей и общеобразовательных школ. Это не стимулировало талантливую молодежь на получение высококвалифицированной рабочей профессии.

6. Усилия местных властей и общественных структур в данной сфере носили в значительный степени формальный, бюрократический характер, характер парадной отчетности. По крайней мере, не чувствовалось в их действиях последовательного и четкого алгоритма действий по насыщению отрасли промышленности достаточными высококвалифицированными кадрами, остро восприимчивыми к новациям научно-технического прогресса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бузуев, В.М. Особенности социалистического соревнования в условиях НТР /

B.М. Бузуев. - С. 100.

2. Глазьев, С., Львов, Д. Остаться вчерашними? Хозяйственная реформа НТП // Коммунист. - 1989. - № 8. - С. 21.

3. Димова, Т. Н. Развитие системы начального профессионального образования в Горьковской области в период 1959-1984 гг. // дисс... канд. пед. наук: 13.00.01. - Нижний Новгород, 2009. - С. 49.

4. Исхаков, Б. Потенциал образования // Социалистическая индустрия. - 1988. - 17 июня.

5. Народное хозяйство в Горьковской области в девятой пятилетке. 1971-1975 гг. -Горький, 1976. - С. 26.

6. Низамов, И.А. Научно-техническая политика в Татарстане в середине 60-х -середине 80-х годов // дисс.. .канд. ист. наук: 07.00.02. - Казань, 2000. - С. 144.

7. Николаев, О.В. Кадровый потенциал наукоемких производств: пути выхода из кризиса. - М.: Экономика, 2005. - 230 с. - С. 143,148.

8. Подоров, Г.М. Текучесть кадров и борьба с ней / Г.М. Подоров. - Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1983. - С. 106.

9. Рабочий класс и научно-технический прогресс в условиях развитого социалистического общества: по материалам научно-практической конференции. -Горький, 1981. -

C. 138.

10. Рябова О.В. Социально-экономические проблемы в развитии кадрового потенциала предприятий тяжелой промышленности Горьковской области к середине 1960-х гг. // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - № 2 (28). - С. 86-95.

11. Рябова, О.В. Кадровый потенциал предприятий тяжелой промышленности Горьковской области в 1965-1985 гг. // дисс...канд. ист. наук: 07.00.02. - Иваново, 2013. -С. 156.

12. Рябова, О.В. Кадровый потенциал предприятий тяжелой промышленности Горьковской области в 1965-1985 гг. // автореферат дисс.канд. ист. наук: 07.00.02. -Иваново, 2013. - С. 15.

13. Рябова, О.В. Роль военного представительства в обеспечении качества выпускаемой продукции на предприятиях отечественной радиотехнической промышленности в 1960-1970-х гг. (на примере Правдинского завода радиорелейной аппаратуры) // История науки и техники. - №12 (спецвыпуск № 3). - С. 133-138.

14. Социологический словарь / Науч. ред. Г.Н. Соколова, И.Я. Писаренко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Университетское, 1991. - С. 39, 156.

15. Чалбаев, К.К. Интенсификация производства и рыночные отношения. - М., 1990. - С. 73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.