Научная статья на тему 'Влияние национальной культуры персонала и менеджмента в бизнесе нерезидентов в Украине'

Влияние национальной культуры персонала и менеджмента в бизнесе нерезидентов в Украине Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1039
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КРОС-КУЛЬТУРА / ВЗАєМОДіЯ / БіЗНЕС / КРОСС-КУЛЬТУРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / БИЗНЕС / MANAGEMENT / CROSS-CULTURE / BUSINESS / CO-OPERATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Марченко В.Н.

Построение системы управления и бизнес-процессов без учета уже сложившихся национальных бизнес-культур будет приводить к внутренней скрытой и открытой конфронтации внутри предприятия и во взаимоотношениях предприятия с материнской компанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of national culture of personnel and management is in business nonresidents in Ukraine

Construction of control the system without the account of already folded nationalwill result in the internal hidden and opened confrontation into an enterprise and in the mutual relations of enterprise with the associated company.

Текст научной работы на тему «Влияние национальной культуры персонала и менеджмента в бизнесе нерезидентов в Украине»

В.Н. Марченко

канд. экон. наук г. Донецк

ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕРСОНАЛА И МЕНЕДЖМЕНТА В БИЗНЕСЕ НЕРЕЗИДЕНТОВ В УКРАИНЕ

Актуальность проблемы. С формированием рыночной среды, после 1991 года, в Украине и России начался процесс интеграции этих стран в глобальный рынок. В процессе изменения экономического строя, разгосударствления и вхождения иностранного капитала в экономическую среду стран бывшего Советского Союза появилось большое количество компаний принадлежащих иностранному бизнесу. На предприятиях принадлежащих нерезидентам, как правило, привносятся особенности бизнес-культуры, в зависимости от принадлежности управляющего капитала, той или иной страны или транснациональной компании, на все уровни бизнес-процессов. При этом предприятия трансформировавшиеся, согласно требованиям материнской компании или собственника-нерезидента, взаимодействуют с местными трудовыми ресурсами (рабочие, специалисты, топ-менеджмент), местными обществами, государственными и местными органами власти.

Формирование внутренней бизнес-среды компании является ее внутренним делом, с учетом законодательства и подзаконных актов, действующих на территории данного конкретного государства. При этом национальные, культурные традиции и уже сложившиеся национальные бизнес-культуры, иностранными инвесторами и бизнесом, при вхождении в экономики этих стран, как правило, не рассматриваются, не считая вопросов инвестиционного климата и коррупции.

Корпорация делает людей, а люди делают корпорацию.

Эдгар Морине

В настоящее время, в связи с активным вхождением международного бизнеса в экономики Украины и России, актуальным становится вопрос эффективной работы компаний, собственниками которых являются нерезиденты. То есть возникла необходимость в научно-прикладном изучении менеджмент-коммуникаций на уровне собственник (нерезидент) — топ-менеджмент (национальная бизнес-культура) — внешняя среда. Этот вопрос является актуальным для правильного коммуникативного восприятия международного менеджмента и национальных бизнес-культур с целью достижения эффективности управления компанией, получения запланированных финансовых показателей. Эту проблему необходимо рассматривать в системе взаимодействия «менеджмент — национальная ментальность, традиции и стереотипы».

Анализ исследований и публикаций. Рассматривая современный менеджмент как науку, необходимо обратить внимание на культурный и философский базис, то есть на тот фильтр, через который рассматривается, анализируется и формируется наука. Ученые, которые начинали формировать менеджмент как науку, происходили из западного мира, имея корни и воспитание в католицизме и протестантстве, т. е. верованиях присущих европейским традициям с учетом исторических событий на Американском континенте. А также философской парадигме, на которой основывалось мировоззрение эпо-

хи Модерна, выдвинутой Рене Декартом «Я мыслю, следовательно, существую».

В конце 50-х годов ХХ века Американские ассоциация менеджмента и ассоциация по содействию университетским школам бизнеса при финансовой поддержке фонда Карнеги провели исследования с целью определения идеального формата «Образования американского бизнесмена» и «Высшее образование для бизнеса». Надо отметить, что исследователи имели экономическое образование. В выводах они отметили:

1. Необходимость усиления стандартов, для обеспечения стабильности определить академические фундаментальные основы.

2. Определить в качестве основы — экономику, психологию, социологию, прикладную математику и эконометрику.

3. Рекомендовали разрабатывать «аккумулирующие курсы» под общим названием бизнес-политика (корпоративная стратегия).

В Англии также были проведены исследования комитетом во главе с Л. Урвиком.

Дальнейшее рассмотрение развитие менеджмента получило в 1988 году, когда Американская ассоциация по содействию университетским школам бизнеса спонсировала проект «Менеджмент — образование и развитие — Дрейф или бросок в XXI век», где говорилось, что внимание должно быть обращено не только на смежные, имеющие отношение к менеджменту, дисциплины, но и на бизнес-этику, интернационализацию и коммуникации. В 1997 году в президентском обращении к Академии менеджмента Майкл Хитт изложил свое видение будущего: «По сути, менеджмент-образование и менеджмент — исследования будут подвержены глобализации» [1, с. 182—205].

Один из теоретиков менеджмента Гарри (Игорь) Ан-софф (1918—2002) опубликовал, начиная с 1965 е, свыше120 статей, а его наиболее важными научными достижениями являются создание концепции внешней турбулентности, определение парадигмы возможного стратегического успеха и разработка метода стратегического управления в реальном времени. Одним из направлений также было его исследование культуры, но она рассматривалась как внутрикорпоративная, экономическая категория [2, с. 132—159].

Другой выдающийся теоретик менеджмента — Питер Фердинанд Друкер (1909—2005) определил набор целей, определяющих долгосрочный успех, в который входят совершенствование: положения компании на рынке, производительности труда, показателей прибыльности, инновационной активности, физических и финансовых ресурсов, деятельности менеджеров и развития их способностей, деятельности работников и отношения их к труду, ответственности компании перед обществом. Главной разработкой П. Друкера стали три элемента, из которых состоит теория бизнеса. Первый элемент — представление об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок, потребитель и технология. Второй — представление о специфической (особой) миссии организации. Третий элемент — представление о ключевых возможностях компании или стержневая компетенция (core competencies) — совокупность возможностей, определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссии организации. В своей работе «О профессиональном менеджменте» он рассматривал понятие культуры в разрезе культуры орга-

низации. Он разделял систему ценностей общества и организации, при этом определяя, что должны доминировать корпоративные ценности [3, с. 190—192].

К началу 90-х годов ХХ столетия, в связи с периодически возникающими трудностями при вхождении транснациональных компаний в экономики стран не западного мира, а также глобализации и взаимопроникновения менеджмента внутри корпораций и компаний с разными культурами, началось рассмотрение и изучение вопроса кросс-культурных особенностей в менеджменте. Так Ф. Тромпенааресом в рамках миссии «Trompenaars Hampden — Turner Intercultural Management Group» (ранее известной под названием Центр международных исследований в сфере бизнеса» (ООН)) были изучены и проанализированы межкультурные различия в организационном построении компаний и менеджменте [4]. Исследования показали, что национальная культура оказывает значительное влияние на организацию и ведение бизнеса.

Ричардом Р. Гестеландом были проведены маркетинговые исследования по ведению переговоров и менеджменту в различных культурах, где были рассмотрены модели кросс-культурного поведения в бизнесе, коммуникации, модели поведения при ведении международных переговоров [5].

Цель публикации. Проведение анализа кросс-культурных особенностей в условиях глобализации мировой экономики, вхождения иностранных компаний на территорию Украины с целью разработки корректирующих мероприятий в менеджменте.

Изложение основного материала. При рассмотрении построения успешного бизнес-менеджмента на разных национально-географических территориях с разной культурой, необходим анализ культурной внешней среды и национальных стереотипов поведения, присущих нации в целом и ее бизнесменам, менеджерам и специалистам. Не поняв общей структуры и специфики культурной среды, а также ее коммуникативной составляющей, трудно браться за формирование объективных представлений о тех или иных стереотипах поведения представителей данной культуры, а также построения эффективного бизнеса. Иными словами, имеет место некоторый рекурсивный процесс.

Управление международным бизнесом значительных масштабов требует качественно иной информационной базы, преодоления языкового барьера и профессионального обеспечения управленческих решений. Во внутренней среде фирмы такие категории, как цели, структура, разделение труда, координация, не предполагают особых отличий от национальной модели, но вопросы потребностей, восприятия, ценностей и целей поведения требуют учета национальных, культурных факторов. Особенности коммуникаций (от особенностей языкового барьера до ритуалов и невербального общения) в значительной степени определяют национально-культурную специфику принятия решений, так как то, что в одной культуре является рациональной моделью принятия решения, в другой может считаться неразумным поведением руководителя в понимании высшей иерархии. Коротко это можно сформулировать известной русской поговоркой «Что хорошо русскому, то немцу — смерть».

При этом нельзя ставить вопрос о слепом копировании доминирующих бизнес-культур американского, немецкого, японского подхода к бизнесу, особенно в коммуника-

циях «иностранный собственник — национальный менеджмент — внешняя среда». Сложно и невозможно выделить лучшую, наиболее эффективную бизнес-культуру, поскольку значительного экономического эффекта добивались и продолжают добиваться бизнес-культуры, базирующиеся на разных, а иногда и противоположных, духовных ценностях.

Модели участия в управлении, основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах и

различия в характеристиках работы в США и России приведены в табл.1,2,3 [6].

Следует также иметь в виду относительный характер такого рода структур и ни в коем случае не абсолютизировать их. Действительно, некоторый усредненный образ человека данной нации с точки зрения черт его характера и поведения (а стереотип именно это и имеет в виду) может достаточно существенно видоизменяться применительно к конкретному человеку. Здесь играют роль и местные специфические условия (сравним, на пример, проявление славянского национального характера, у дончанина и москвича), и образование, и жизненные особенности (например: индийский бизнесмен будет отвечать национальному стереотипу, но если он много лет учился в США и работал в Европе, то существенные особенности просто неизбежны), и влияние принадлежности к определенному социальному слою (китайский бизнесмен европеизирован или

Таблица 1

Модели участия в управлении

Западная Восточная

Преимущественно партисипативная модель участия Преимущественно подданническая политическая культура

Индивид — основной элемент политики Общность (семейная, клановая, профессиональная)

Устойчивые традиции политической демократии Устойчивые традиции авторитаризма

Индивид пресыщен политикой, но воспринимает правила участия в ней Индивид давно насытился политикой, но не приобщился к ней

Западные религии формируют открытый тип участия в политике Восточные религии формируют тип скрытого участия в политике, иногда фанатичного в экстремальных условиях

Преобладание общенациональных интересов Первостепенная роль национально-этнического фактора

Преобладание модернизма в общей и политической культуре Устойчивость традиционной и политической культуры

Возрастание роли политических лидеров в силу личностных факторов и усложнение политического развития Возрастание роли политических лидеров в силу харизмы, повышение роли партий и общественных движений

Наличие солидного среднего класса и соответствующего его интересам политического менталитета Резкий разрыв между элитами и массами и соответствующий политический менталитет

Таблица 2

Основные характеристики статуса группы в системе менеджмента и их использование в различных культурах

Япония Россия США

Работа в группе как цель Работа в группе как средст- Работа в группе как

во средство

Способ жизни Защитный элемент Путь к рационализации

Естественное поведение Необходимое поведение Рациональное поведение

Привычка Принуждение Сознательность

Эффективность Выживание Производител ьность

Качество и способ сделать Масштаб или способ Способ делать дешевле

лучше сделать лучше

даже американизирован в гораздо большей мере, чем китайский рабочий и тем более крестьянин) и многие другие отклоняющие факторы.

Рассмотрим ряд национальных поведенческих стереотипов:

1. Американский национальный стереотип. Гражданина США можно без преувеличения считать продуктом смешения различных национальных культур, причем условия жизни и многолетний «климат демократии» позволили в известной мере взять все лучшее от разных наций и сформировать из потомков эмигрантов тот образ типичного американца, который представлен ниже и характеризуется следующими основными чертами:

— жесткий прагматизм, ориентация на реальное, приносящее пользу делу, уважение и стремление к материальному достатку и зарабатывание денег;

— целевой динамизм: американец всегда видит жизненные, деловые, личные и иные цели, которых он хочет достигнуть, и постоянно заряжен на действия по их достижению. Прогресс постоянное стремление к обновлению: цель — действие — достижение — новая цель;

— уважительное отношение ко времени как таковому, и тем более ко времени как важнейшему деловому ресурсу. Выражение «время — деньги», в этом смысле, очень американское по своему содержанию, поскольку жесткая ориентация на реальное дело, сулящее соразмерный доход, заставляет именно через эту призму смотреть на время;

— глубочайший индивидуализм и уверенность в том, что только ты сам можешь все сделать для себя, и, соответственно, исключительная самостоятельность в принятии и реализации решений, равно как и полная готовность нести за них всю необходимую ответственность;

— отношение к другим людям и коммуникативные качества американца характеризуются общей дружественностью, откровенностью и искренностью, готовностью к сотрудничеству и поиску разумных компромиссов, стремлением к получению всей нужной информации и готовностью обмениваться ею с партнерами;

— достаточно жесткое разделение делового и личного в американской деловой практике и в поведении вообще;

— патриотизм, гордость за успехи и положение США в мире переходят в определенные проявления этноцентризма: здесь сказывается особая роль страны в мире и «образцовая» демократия.

2. Английский национальный стереотип отличают:

— прагматичность, ориентация на дело и действие, жизненный здравый смысл. При всем этом в англичанах не наблюдается американской страсти к деньгам и увеличению дохода как к главному мерилу жизненных достижений. Скорее, англичанин относится к бизнесу как к игре и спорту: он, естественно, всячески заботится о прибылях и хорошем состоянии дела, но также важно для него и то, что называется спортивным азартом, получением интересного состязания и увлекательной игры;

— нелюбовь к умозрительным проектам, за которыми не стоит реального дела. Они, скорее, готовы додумать по ходу, но как можно быстрее начать что-то делать и практически решать возникающие по ходу дела проблемы. Одна из важных черт их характера — не атаковать проблему в лоб, а, что называется, «обтекать» ее в попытке нащупать решение, вскрывая разные составляющие проблемы;

— чувство собственного достоинства, именно оно подводит англичанина к осознанию необходимости со-

Таблица 3

Различия в характеристиках работы в США и России

Славяне Американцы

Работать больше, чтобы сделать больше Работать усерднее, чтобы сделать лучше

В работе и отдыхе больше ориентированы на количество Больше ориентированы на качество в работе и отдыхе

Экстенсивность как главный принцип, поглощающий свободное время Интенсивность как главный принцип, сохраняющий свободное время

блюдения этических норм и общепринятых традиционных правил, даже если эти нормы и правила не записаны ни в каких законах;

— контроль над своими эмоциями;

— глубочайшее уважение к традициям: национальным, государственным, семейным и другим;

— этноцентризм, но, в сравнении с американским, он существенно более скрытый, исключительно корректный и, как правило, не проявляющийся в формах, задевающих национальные чувства других людей. Британия накопила огромный опыт управления в своих бывших колониях и еще в колониальные времена отличалась точностью и гибкостью менеджмента в этих странах.

3. Французский национальный стереотип включает в себя:

— интеллектуализм, любовь к искусству, гармонии и красоте — естественные свойства национального характера французов, очень интересно проявляются в сфере деловой жизни;

— робость и нерешительность французов в сфере реализации и практического выполнения всего, задуманного на бумаге;

— нелюбовь к компромиссам и большая, чем у других наций, склонность к конфликтам и спорам при решении разных проблем;

— в личной жизни действует, образно говоря, своеобразный эффект компенсации. А именно: пожалуй, никто так не раскован, свободен от условностей, естествен и отличается живостью характера.

4. Национальный стереотип, характерный для стран Ближнего и Среднего Востока:

— базовой чертой стереотипа следует считать стремление к созданию обстановки неторопливости, дружественности и доверия во всех делах. Носители восточной культуры, в гораздо больше мере, ориентированы на саму работу, нежели на ее результаты;

— гордость и боязнь «потерять лицо».

5. Китайский национальный стереотип. Говоря о базовых чертах китайского стереотипа, следует, прежде всего, иметь в виду то фундаментальное влияние, которое оказало на него конфуцианство:

— основополагающая черта — своеобразная смесь повиновения, терпения

и упорства;

— приверженность правде и неприятие обмана, не самая сильная черта национального стереотипа;

— некоторые черты национального стереотипа представляются внешне незначительными, но на самом деле имеем серьезное значение.

Как и все восточные люди, китайцы очень привержены ритуалам, чинопочитанию, сохранению всех внешних атрибутов достоинства и крайне болезненно переносят «потерю лица», китайцы чувствительны к шутке и юмору, готовы откликнуться на соответствующие инициативы. Сыновья и братская почтительность имеет в китайской бизнес-практике довольно интересное преломление: в отличие от других (прежде всего западных) деловых людей, китайцы крайне склонны смешивать семейные и деловые отношения, и уверены, что бизнес только выигрывает от распространения в нем родственных связей.

6. Японский национальный стереотип:

— базовыми чертами стереотипа следует признать чрезвычайно продуктивное сочетание поистине бесконечного трудолюбия и терпения японцев со столь же

бесконечным внутренним стремлением к красоте и совершенству;

— безусловные традиционалисты, но, как и во многом другом — оригинальные традиционалисты. Бережно сохраняя все лучшее в своей культуре, они жадно воспринимают и очень умело адаптируют лучшие достижения других стран и наций:

— дисциплинированность и преданность, чувство долга перед коллективом (группой), признании безусловного авторитета коллектива, готовности приносить в жертву ему личные нужды и интересы;

— крайняя аккуратность и чистоплотность (весьма высоко ценимая и в партнерах);

— самообладание и абсолютный контроль над личным поведением и эмоциями [7].

7. Немецкий национальный стереотип отличают:

— работоспособность, организованность, дисциплина, аккуратность, опрятность и пунктуальность, которые можно определить категорическим императивом, который чтит каждый немец: «Ordnung muss sein», что означает: «Порядок превыше всего»;

— законопослушность, так как немецкий порядок поддерживает закон;

— патриотизм, который выражается не в любви к государству (в Германии сильна принадлежность к определенной земле) и народу, а прежде всего к правительству;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— ограниченность, о которой писал Кант, что немец не умствует относительно уже установленного порядка, как и не пытается придумать новый. Легко переселяется, нет страстной привязанности к родине, но в чужих краях объединяется в небольшой народ, выгодно отличающийся от переселенцев других народов прилежанием, чистоплотностью и бережливостью;

— четкое разделение на общественную и личную жизнь [8; 9; 10; 11].

Рассматривая национальные стереотипы и отличия в межличностном поведении и принципах ведения бизнеса на территории бывшего Советского Союза, на мой взгляд, необходимо различать не только национальные различия литовцев, казахов, молдаван, но и украинские и российские. Для этого необходимо сделать небольшой экскурс в историю. Этнические субстраты, на основе которых формировались российская и украинская нации, заметно отличались друг от друга. Обратимся к данным археологии. Уже со времен неолита на территории Восточной Европы (от Черного и Балтийского морей, Карпатских гор вплоть до Урала) сформировались три разных расово-этнических образования. Отличался и их образ жизни. Одни преимущественно занимались земледелием, другие — скотоводством, третьи — охотой. В степных регионах проживали кочевые, пастушьи племена. Со временем здесь укоренились тюркские этносы, у которых есть свои многочисленные родственники и на территории Азии. Территорию юго-восточной части Европы заняли индоевропейские племена, среди которых со временем выделились славяне. Что касается северо-восточной части Европы, то они стали ареалом для проживания финно-угорских племен. [12]

В классической работе выдающегося археолога Алексея Уварова «Меряне и их быт по курганным раскопкам», опубликованной в Москве еще в 1872 году. Она основана на широкомасштабные археологические раскопки на территориях тогдашних Московской, Тверской, Новгородской, Костромской, Ярославской и Вла-

димирской губерний, которые проводились под эгидой министра внутренних дел Российской империи. В целом было раскопано 7 729 надмогильных курганов. Из раскопок сделаны выводы что, эту землю в период Средневековья населял финно-угорский этнос меря [13].

Например, один из столпов российской историографии Василий Ключевский утверждал, что «финские племена были исконными жителями в самом центре нынешней Великороссии» [14].

Данные археологические и исторические исследования позволяют на с полным основанием выделить украинский национальный стереотип.

8. Украинский национальный стереотип:

— провинциальность, заниженная самооценка, неуважение к себе — это связано с тем, что на протяжении всей своей идентификации как нации, украинцы не имели своего государственного образования; входя отдельными территориями в Российскую империю, Великое княжество литовское, Речь Посполитую, Австро-Венгерскую империю, СССР;

— универсальность, живя на обширных плодородных территориях, хуторами, украинец должен был быть и кузнецом, и пахарем, и лекарем...

— консерватизм, так как жизнь была связана с натуральным аграрным хозяйством;

— свободолюбие и анархичность, своеволие — данные характеристики можно увидеть на ярких примерах: казачества, махновщины; в нашей современности — в поведении депутатов Верховной Рады;

— демократичность и двуличность — ярким примером может служить «оранжевая революция»;

— открытость, в характере украинца широко представлена широтой души, хлебосольством;

— хитрость и лукавость;

— оптимизм и жизнерадостность;

— меркантильность и прагматизм, прижимистость;

— трудолюбие, лень, отсутствие целеустремленности — можно рассмотреть в контексте работы, если она есть, он готов работать до конца, однако если нет четких целей, украинец готов честно ждать и отдыхать [15];

— аккуратность, неприхотливость, небрежность, инфантильность, можно привести на развернутом примере — профессор Ю. Губени так охарактеризовал взгляд со стороны на отдельные стороны украинской ментальности «Вспоминается сентенция из произведения Ивана Франко «Бу-дяки». Вспомните, с каким воодушевлением студент, возвращаясь в родное село, в первую очередь хотел увидеть зеленую мураву на выгоне. Для него это была фетиш-мечта. Этот зеленый изумруд родной природы был для студента эталоном чистоты и наводил не только на глубокие размышления, но и вызывал воспоминания. Реальность оказалась суровее: дома, в родном селе, его ожидала не зеленая травушка-муравушка, а грубые и колючие сорняки.

Теперь, скажете, времена другие, отходы не те, да и стало их намного больше. Наступил век упаковки, оберток, пластмасс и полиэтилена. Но, наверное, согласитесь, это не столько век другой или традиции торговли, это люди совсем не те. Со стремительным развитием технологий мы перестали заботиться о себе, мы четко почувствовали, что вот это — наше, а это — общее. Стеклотару, которая была в обороте, заменили одноразовыми пластиковыми бутылками. Плетеные сетки («авоськи») и разные текстильные сумки, бумажные

пакеты — неограниченным количеством удобных, но «бессмертных» одноразовых пластиковых пакетов. Всем удобно, кроме природы. Но кто у нее будет спрашивать?

А никем не ограниченная, однако, наверное, контролируемая добыча речного гравия! А всем известная и непреодолимая бесконтрольная вырубка лесов! Или вообще варварство на уровне Конана-разрушителя — рыбалка с помощью электрошокеров! Можно продолжить перечень этих «благ и достижений цивилизации».

Приехал товарищ из Донецка, рассказывает: «Все красиво и роскошно — особняки даже роскошнее заграничных, мостовая устлана, все вылизано, подкрашено, обозначено. Газоны, чудные кусты, прекрасные цветы, тенистые аллейки, у кое-кого — и бассейн небольшой. А всего в пяти метрах — в лесу, степи, или где земля «ничейная» — вы увидите полный ужас: ноги можно поломать или в лужах отходов утопиться» [16].

— показушность, эта черта ярко проявилась после распада Советского Союза, люди не имея достаточных средств, устремились приобретать статусные, дорогие товары, которые они в дальнейшем не имели возможности поддерживать и содержать.

Кроме этого могут быть выделены и отдельные региональные субпсихотипы, которые также необходимо учитывать инвесторам-нерезидентам.

Например, Донецкий субпсихотип, предлагается для рассмотрения, только по той причине, что в современной истории Украины, представители данного региона наиболее ярко проявляют себя. Данная территория активно начала разрабатываться в конце XIX столетия, в связи с найденными большими запасами угля. Сюда прибывали большие массы людей разных национальностей и не только добровольно, но и насильственным путем, как нигде в Украине.

Представителей донецкого субпсихотипа отличают:

— ответственность, которая проявляет себя в разрезе рассмотрения в сравнении с поведения украинцев из других регионов Украины (примером может служить пословица «Донбасс — порожняк не гонит»);

— групповая принадлежность, яркими примерами которой могут служить две последние президентские избирательные компании;

— упорство и жесткость в поведении, на примере пословицы «Мужик сказал, мужик сделал»;

— регионоцентризм, рассмотрение через призму «В Донбассе все самое лучшее».

9. Российский обобщенный стереотип характеризуют:

— активно/пассивная жизненная позиция, с одной стороны, в рассуждениях готовность к действию, с другой стороны, «а как бы чего не вышло». Другим аспектом может служить русская пословица «Заставь мужика Богу молиться, он и лоб расшибет»;

— простодушие, русский исходит из того, что в конечном счете добро побеждает зло — лейтмотив всех русских сказок;

— щедрость, готовность отдать последнюю рубашку;

— лень, ярко прослеживается в сказках: про «Еме-лю и щуку», «Иванушка — дурачок»; — не доводя дело до конца, начинают долгие рассуждения о неурядицах и невзгодах;

— неорганизованность, расчет на авось;

— бесцеремонность;

— великодержавность, особенно это можно отнести к правящей российской элите;

— самопожертвование;

— пьянство.

Также можно рассмотреть определенные репрезентативные оценки бизнес-культуры:

— отношение к бизнесу можно охарактеризовать пословицей «От сумы и тюрьмы не зарекайся», восприятие бизнеса как войны;

— богатство, в психологии русского связано с двумя антитезами, с одной стороны, все на показ; с другой стороны «богатый — это тот у кого Бог в душе», как правило не связывается с тяжелой напряженной работой, а скорее с «халявой», везением... [11; 17, с71—78].

Для современного русского и украинского бизнесмена, и сегодня, нужно было бы с некоторой адаптацией взять за основу 7 принципов ведения дел в России, которые в 1912 году принял Российский Союз промышленников и предпринимателей:

— уважай власть, власть — необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных эшелонах власти;

— будь честен и правдив, честность и правдивость — фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Предприниматель должен быть безупречным носителем добродетелей честности и правдивости;

— уважай право частной собственности, свободное предпринимательство — основа благополучия государства. Предприниматель обязан в поте лица своего трудиться на благо своей Отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность;

— люби и уважай человека, любовь и уважение к человеку труда со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает атмосферу для развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себе во всем блеске;

— будь верен своему слову, деловой человек должен быть верен своему слову: «Единожды солгавши — кто тебе поверит? «Успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие доверяют тебе;

— живи по средствам, не зарывайся. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам;

— будь целеустремленным, всегда имей перед собой ясную цель. Предпринимателю такая цель нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. Служение «двум господам» противоестественно. В стремлении достичь заветной цели не переходи грань дозволенного. Никакая цель не может затмить моральные ценности [15].

Выводы. Рассмотрев ретроспективно основные национальные стереотипы, в контексте активного вхождения бизнеса, представляющего их, обращают на себя внимание различия в подходах к ведению бизнеса, исполнительности, концептуальному построению менеджмента. Построение системы управления и бизнес-процессов без учета уже сложившихся национальных бизнес-культур будет приводить к внутренней скрытой и открытой конфронтации внутри предприятия и во взаимоотношениях предприятия с материнской компанией. Навязывание инвестором-нерезидентом или

иностранной компанией стилей и методов взаимодействия с внешней средой на уровне местных общин и сообществ, а также их органов управления, не учитывающих местные национальные культурные особенности, может привести и приводит к искривлению и нарушению коммуникаций, взаимным обвинениям, снижению эффективности или краху, считавшихся экономически интересными бизнес-проектов.

Литература

1. Каммингс С. Реконструкция стратегии / С. Кам-мингс // Гуманитарный центр — 2010. — 560 с.

2. Ансофф И. Стратегический менеджмент/ И. Ан-софф. — СПб. : Питер — 2009. — 344 с.

3. Друкер П. О профессиональном менеджменте/ П. Дру-кер. — М. : Издательский дом «Вильямс» — 2006. — 320 с.

4. Тромпенаарс Ф. Национально-культурные различия в контексте глобального бизнеса: пер с англ. Е. П. Самсонов/ Ф. Тромпенаарс, Ч. Хэмпден-Тернер. — Мн. : ООО «Попурри»,2004. — 528 с.

5. Гестеланд Р. Р. Кросс-культурное поведение в бизнесе. Маркетинговые исследования, ведение переговоров, поиски источников поставок и рынков сбыта, менеджмент в различных культурах/: пер. с англ. / Р. Р. Гестеланд. — Днепропетровск : Баланс-клуб,2003. — 288 с.

6. Летуновский В. В. Бизнес-культура и национальные корни. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http :/ /www. treko. ru/show_article_1077

7. Международный менеджмент. Издание 2-е, исправленное и дополненное / под ред. д. э. п., С. Э. Пивова-рова, д. э. н. Л. С. Тарасевича, к. э. н. А. И. Майзеля. — СПб. : Питер, 2001. — 722 с.

8. Особенности национального характера, или зачем немцы моют улицы с мылом // Вокруг света — 2003. — №10— С. 43-51

9.Эти странные немцы: Характер [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://langust. ru/review/xenoger2. shtml

10. Коптякова Е. Е. Германия в национальных стереотипах русских и американцев / Е. Е. Коптякова // Политическая лингвистика — Вып. 1 (24) — Ектеринбург — 2008. — С. 129-132.

11. Кобозева И. М. Немец, англичанин, француз и русский: выявление стереотипов национальных характеров через анализ коннотаций этнонимов / И. М. Кобозева // Вестник МГУ — Филология — № 3-1995. — С. 34-38.

12. Кралюк П. Москва слезам не верит, или Являются ли россияне славянами? // День. — 2011. — 29-30 июля. — С. 9.

13. Уваров А. Меряне и их быт по курганным раскопкам / А. Уваров.— М., 1872. — С. 8—10.

14. Ключевский В. Сочинения: В 8 т. / В. Ключевский. — М., 1956. — С. 294.

15. Стражный А. С. Украинский менталитет / А. С. Стражный // Подолина — 2008. — 384 с.

16. Губени Ю. Чтобы страна была европейской, таким должен быть ее народ / Губени Ю. // День. — 2011. — 29-30 июля. -С. 12.

17. Владимирова Л. В. Национальные автостереотипы русских и их отражение в языке современного периода / Л. В. Владимирова // Лингвокультурологический аспект — Казанский гос. университет — 2004. — 348 с.

18. Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http : sbmanagement. narod. ru/hom2. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.