Научная статья на тему 'Влияние Наполеона Бонапарта на Ватикан (1796-1814 гг. )'

Влияние Наполеона Бонапарта на Ватикан (1796-1814 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
879
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЦИЯ / НАПОЛЕОН / ПАПСТВО / ПИЙ VI / ПИЙ VII / FRANCE / NAPOLEON / PAPACY / PIUS VI / PIUS VII

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бредихин А. В., Приходько Д. С.

В данной научной работе, был проведён анализ особенности влияния Наполеона на Ватикан. На примере взаимоотношения Франции и Престола святого Петра в период с 1796 по 1814 г., показаны тенденции и особенности развития папства в начале XIX в. Развитие отношения между императором и папой в итоге приводят к далеко идущем последствиям, определившие позиции папства на десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE NAPOLEON BONAPART ON THE VATICAN (1796 - 1814)

In this scientific work, an analysis was made of the peculiarities of the influence of Napoleon on the Vatican. On the example of the relationship between France and the See of St. Peter in the period from 1796 to 1814, the trends and features of the development of the papacy in the early 19th century are shown. The development of relations between the emperor and the pope ultimately leads to far-reaching consequences, which determined the position of the papacy for decades.

Текст научной работы на тему «Влияние Наполеона Бонапарта на Ватикан (1796-1814 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ

Бредихин А.В.

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всемирной истории

ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

vsemirkaf@gmail. com Приходько Д.С. историк, студент ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»

prihodko.daniil@gmail.com

ВЛИЯНИЕ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА НА ВАТИКАН (1796-1814 ГГ.)

Аннотация: в данной научной работе, был проведён анализ особенности влияния Наполеона на Ватикан. На примере взаимоотношения Франции и Престола святого Петра в период с 1796 по 1814 г., показаны тенденции и особенности развития папства в начале XIX в. Развитие отношения между императором и папой в итоге приводят к далеко идущем последствиям, определившие позиции папства на десятилетия.

Ключевые слова: Франция, Наполеон, папство, Пий VI, Пий VII.

Католицизм во Франции имеет надежную почву и долгую историю, корни которой можно найти еще в Евангелие от Иоанна. По мере своего развития католическая вера обзавелась и своим официальным представителем - папством. В 800 г., когда Лев III короновал Карла I, это стала открытием новой вехи в истории, как папства, так и Франции, что на долгие века определило направления политики государств. 1095 г. стал фактически последним событием, обеднившим Франции и Ватикан. После первого крестового похода интересы у них стали расходиться, что привело к плачевным для Ватикана последствиям. Тут можно вспомнить и Авиньонское пленение пап, и довольно напряженные отношения между Карлом VIII и Александром VI. Стало ясно, что положения папства теперь будет исходить не из христианских догм, а из личного отношения французского короля к папе. Окончательно конфликт церкви и государства проявил себя во время Великой Французской революции.

Во время революции национальная ассамблея приняла два важных закона: о национализации церковной земли и о Гражданском устройстве духовенства, по которому епископ становился избираемой должностью без согласия Рима. Однако на этом конфликт не закончился. Изначально начавшейся как отвлекающий маневр Первый Итальянский поход, тогда еще молодого и мало кому известного корсиканского военачальника, Наполеона стал фактически главной победной революционной Франции над окружающими её врагами.

В 1796 году французская армия заняла Урбино, Болонью и Феррар, папе Пию VI удалось откупиться уплатой контрибуции в 21 млн. франков1. После взятия Мантуи 2 февраля Наполеон направил свои войска в Папскую область. В первом же сражении французы разгромили войска Папы2. Наполеон вторгся в Романью, занял Имолу, Фаэнцу, Форли, Чезену, Урбино, в Риме началась паника. Леонар Матюрен Дюфо был отправлен в Рим на переговоры в составе дипломатической миссии Жозефа Бонапарта . Во время переговоров в Риме произошли беспорядки и столкновения между сторонниками республиканского правления и сторонниками папы. В ходе этих беспорядков генерал Дюфо был убит папскими солдатами. В ответ на это генерала Массена захватили Рим, а Папа

1 Thomas Bokenkotter, Church and Revolution: Catholics in the Struggle for Democracy and Social Justice (NY: Doubleday, 1998). - 32р.

2 Левицкий Н.А. Полководческое искусство Наполеона. - М.: Воениздат, 1938. C. 92.

3 Englund S. Napoleon: A Political Life. - Simon and Schuster, 2010. - 138 p.

капитулировал, подписав 19 февраля мир в Толентино: Папа отказывался от Авиньона и Венессена в пользу Франции, от Болоньи, Феррары и Романьи - в пользу Транспаданской республики и уплатить новую контрибуцию в 16 млн. франков. В Анконе был оставлен французский гарнизон1.

Эти события сильно отразились на положении в городе, где приход французских войск развязал руки итальянских революционеров, которые требовали создания независимой Римской республики. В феврале 1798 г. в Рим прибыл маршал Бертье, от папы потребовали отречения от власти, однако он отказался. И тут Наполеон приказал заточить папу во Франции, дабы он не мог мешать распространению влияния революционных идей в Риме. Однако реализовать это не получилось, в августе 81-летний папа умер, а в сентябре австрийцы вернули себе контроль над Римом2.

Придя ко власти Наполеон, понимал, что ему необходимо укреплять своё позиции, естественно одной из опор могла стать церковь в лице папы. В 1800 г. был избран новый папа Пий VII.

Пий VII в миру Грегорио Луиджи Барнаба Кьярамонти - вплоть до 1814 г. стал главной фигурой в той игре, которую Наполеон вел с Римом и католической церковью. Еще вовремя захвата Рима в первый раз она проявил себя, довольно лояльно объясняя это тем, что сама по себе христианская вера делает людей демократами3.

После недолгого мира в Италии началась новая война с Францией, продлившаяся 3 месяца она закончилась очередной победой Наполеона. Видя это новый папа, стал искать пути к примирению, что было выгодно и для Франции, однако переговоры зашли в тупик. Это было вызвано тем, что Наполеон не хотел давать католицизму особых привилегий по отношению к другим концессиям4. По итогу 15 июня 1801 г. был подписан Конкордат Наполеона. Соглашения между папой и первым консулам католическая вера стала религией большинства французов5. Таким способом Наполеон смог добиться расположения религиозного крестьянства. В соглашении было 27 статей, прописывающих ограничения церкви.

Наполеон также пытался похоронить бывшего папу во Франции, что бы подчеркнуть свою власть над церковью. Однако после долгих переговоров и осознания Наполеоном того, что отношения с живым главой католический церкви важнее, нежели с его почившим предшественников, в 1802 г. он отправил тело Пия VI обратно в Рим.

1804 г. стал, пожалуй, самым показательным и важным во взаимоотношениях папы и Наполеона. В этом году было принята новая конституция, в которой в том числе оговаривалась и провозглашения Наполеона императором. И тут перед Бонапартом стал вопрос о том, где должна проходить его коронация, его исторический предшественник (Карл Великий), который добился подобного успеха, был коронован в Риме. Однако новый император решил не сам приезжать в Рим, а так сказать привезите из Рима то, что нужно ему для легитимной коронации- то есть папу. Узнав, что Наполеон и Жозефина не венчаны, понтифик, тем не менее, не оказал сопротивления. Наполеон всячески подчеркивал свое равенство с наместником Бога на земле. Присутствие Пия VII было нужно Наполеону лишь для соблюдения условностей и торжественности ритуала. На церемонии в соборе Парижской Богоматери Наполеон не позволил Пию VII надеть на себя корону, а сам возложил ее на свою голову, и короновал Жозефину. После этого Папа без позволения Наполеона вернулся в Рим, что возмутила французского императора.

1 The encyclopedia of the French revolutionary and Napoleonic Wars: a political, social, and military history / Gregory Fremont-Barnes. - ABC-CLIO, 2006. - 230 p.

2 Канделоро Дж. История современной Италии, пер. с итал., т. 1. - M., 1958. С. 302.

3 Thomas Bokenkotter. Church and Revolution: Catholics in the Struggle for Democracy and Social Justice (NY: Doubleday, 1998). -32 р.

4 Наполеон. Избранные произведения. - М.: Воениздат, 1956. С. 522.

5 Alfred Boulay de la Meurthe. Histoire de la négociation du Concordat de 1801, Tours, MameetFils, 1920-144 р.

По мима этого стоит отметить, что выдающийся французский художник Жак-Луи Давид, получил заказ на ряд картин под общей темой коронации 1804 г1. Одно из полотен посвящено Пию VII и кардиналу Капраре, а в рабате над знаменитой картиной Коронации Наполеона большинство набросков изображают фигуры императора и папы. А также Ж.-Л. Давид выполнил, пожалуй, самый известный и подробный портрет Пия VII в 1805 г.

В 1808 г. Папа отказался закрыть свои порты для английских кораблей. Наполеон приказал арестовать Папу и, подражая Филиппу IV, доставить его в Авиньон. Однако это не сломило Пия VII в 1809 г., он отказал Наполеону в просьбе расторгнуть брак с Жозефиной, и издал буллу «Quam memorandam» об отлучении от церкви2. Это привело к тому, что в этом же году Наполеон в очередной раз захватил Рим. Однако это не было спонтанное действие ибо, начиная с 1805 г. французы, постепенно подчиняли папские земли недавно созданному Итальянскому королевству. Так в 1805 г. французы вновь заняли Анкону, в 1806 г. Чивитавеккью, Урбино и Mачерату, в 1808 г. и сам Рим. Наполеон упразднил Папское государство, а Пий VII был вывезен из Рима. Была произведена секуляризация церковного имущества, продажей которого удалось покрыть значительную часть государственного долга. После рождения в 1811 г. Наполеон II стал хоть и формально королем Рима, вплоть до своей смерти в 1832 г .

После компании 1812 г. Наполеон стал более благосклонен к папе и даже подписал новый конкордат, однако Пий VII сделал это лишь формально ради безопасности, понимая скорый конец первой французской империи.

После падения первой французской империи Пий VII вернулся в Рим, восстановил институт инквизиции и Индекс запрещенных книг. На Венском конгрессе папа вновь признавался главой всего католического мира, однако отказался подписывать новый конкордат с Францией тем самым документ, подписанный, еще при Наполеоне действовал, с некоторыми поправками, вплоть до 1905 г.

Литература:

1. Андре Кастело. Сын Наполеона. Биография. - M.: Захаров, 2007. C. 352.

2. Канделоро Дж. История современной Италии, пер. с итал., т. 1, M., 1958. С. 302.

3. Левицкий Н.А. Полководческое искусство Наполеона. - M.: Воениздат, 1938. С. 92.

4. Наполеон. Избранные произведения. - M.: Воениздат, 1956. С. 522.

5. Alfred Boulay de la Meurthe. Histoire de la négociation du Concordat de 1801, Tours, MameetFils, 1920-144 р.

6. Anderson R Pope Pius VII, 1800-1823: his life, times and struggle with Napoleon in the aftermath of the French Revolution. Rockford, 2001 - 94 р.

7. EnglundS. Napoleon: A Political Life. - Simon and Schuster, 2010. - 138 p.

8. Thomas Bokenkotter, Church and Revolution: Catholics in the Struggle for Democracy and Social Justice (NY: Doubleday, 1998),- 32р.

9. Thomas Bokenkotter. Church and Revolution: Catholics in the Struggle for Democracy and Social Justice (NY: Doubleday, 1998). -32 р.

10. Sylvain Laveissière (dir.). Le Sacre de Napoléon peint par David, Paris, Milan, 5 Continents, 2004 - 48 р.

11. The encyclopedia of the French revolutionary and Napoleonic Wars: a political, social, and military history/ Gregory Fremont-Barnes. - ABC-CLIO, 2006. - 230 p.

1 Sylvain Laveissière (dir.). Le Sacre de Napoléon peint par David, Paris, Milan, 5 Continents, 2004 - 48 р.

2 Anderson R. Pope Pius VII, 1800-1823: his life, times and struggle with Napoleon in the aftermath of the French Revolution. Rockford, 2001 - 94 р.

3 Андре Кастело. Сын Наполеона. Биография. - М.: Захаров, 2007. C. 352.

References:

1. Thomas Bokenkotter, Church and Revolution: Catholics in the Struggle for Democracy and Social Justice (NY: Doubleday, 1998), - 32р.

2. Levitsky N. A. General art of Napoleon. - M.: Military Publishing, 1938. -92р.

3. EnglundS. Napoleon: A Political Life. - Simon and Schuster, 2010 .- 138 p.

4. The encyclopedia of the French revolutionary and Napoleonic Wars: a political, social, and military history / Gregory Fremont-Barnes. - ABC-CLIO, 2006. - 230 p.

5. Candeloro J., History of modern Italy, trans. with Italian, vol. 1, M., 1958.- 302 р.

6. Thomas Bokenkotter, Church and Revolution: Catholics in the Struggle for Democracy and Social Justice (NY: Doubleday, 1998),- 32р.

7. Napoleon. Selected works. -M .: Military Publishing, 1956. -522р.

8. Alfred Boulay de la Meurthe, Histoire de la négociation du Concordat de 1801, Tours, MameetFils, 1920-144 p.

9. Sylvain Laveissière (dir.), Le Sacre de Napoleon peint par David, Paris, Milan, 5 Continents, 2004 - 48 p.

10. Anderson R. Pope Pius VII, 1800-1823: his life, times and struggle with Napoleon in the aftermath of the French Revolution. Rockford, 2001- 94 р.

11. Andre Castello. Son of Napoleon. Biography. -M .: Zakharov, 2007 .-352 р. INFLUENCE OF THE NAPOLEON BONAPART ON THE VATICAN (1796 - 1814)

Bredikhin A.V.

Doctor of Historical Sciences, Professor, Head of the Department of World History

GOU VPO Donetsk National University

vsemirkaf@gmail.com

Prihodko.D.S

Student Donetsk National University prihodko.daniil@gmail.com

Abstract: In this scientific work, an analysis was made of the peculiarities of the influence of Napoleon on the Vatican. On the example of the relationship between France and the See of St. Peter in the period from 1796 to 1814, the trends and features of the development of the papacy in the early 19th century are shown. The development of relations between the emperor and the pope ultimately leads to far-reaching consequences, which determined the position of the papacy for decades.

Keywords: France, Napoleon, papacy, Pius VI, Pius VII.

Для цитирования: Бредихин А.В., Приходько Д.С. Влияние Наполеона Бонапарта на Ватикан (1796-1814 гг.)// Архонт, 2019. № 5 (14). С. 42-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.