нием в рационах. При высоком содержании жира в рационах в химусе его выделилось значительно меньше, чем было принято (1-й период). Если большинство питательных веществ рациона в основном переваривалось в кишечнике, то местом переваривания клетчатки явился верхний отдел желудочно-кишечного тракта. Об этом свидетельствует тот факт, что с химусом выделилось в 2, а в некоторых случаях в 4 раза меньше клетчатки, чем было принято с кормом. Безазотистых экстрактивных веществ в химусе обнаружилось во всех опытах меньше, чем было принято с кормом. Переваривание этой группы веществ происходит как в верхнем, так и в нижнем отделах желудочно-кишечного тракта. Однако эти процессы протекают при разных рационах не с одинаковой интенсивностью. Колебания переваривания питательных веществ в верхнем отделе желудочно-кишечного тракта составляли от 38,1 до 64,9%. Почти такие же колебания (30,4—62,2%) происходили при переваривании БЭВ в кишечнике.
Выводы. Исследование, проведённое на бычке с анастомозом двенадцатиперстной кишки, позволило установить степень переваривания и всасывания питательных веществ и зольных элементов в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Опыты на оперированном животном дополнили результаты физиологического опыта в области изучения процессов пищеварения у животных,
обеспеченных протеином различного качества. В зависимости от состава скармливаемого рациона в пищеварительный тракт выделяются разное количество и неодинакового качества пищеварительные соки, что, по-видимому, является ответной реакцией организма на качество корма, на его диетические свойства.
Литература
1. Левахин В.И., Косилов В.И., Салихов А.А. Эффективность промышленного скрещивания в скотоводстве // Молочное и мясное скотоводство. 2002. № 1. С. 9—11.
2. Кудашева А.В. Качество протеина — важный фактор жизнедеятельности животных / А.В. Кудашева, В.И. Левахин, Г.И. Левахин [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2014. № 2 (85). С. 105-111.
3. Левахин Г.И. Роль углеводов в процессе пищеварения жвачных животных / Г.И. Левахин, Г.К. Дускаев, А.С. Ферапонтова [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2015. № 1 (89). С. 92-95.
4. Синещёков А.Д. Процессы питания и нервная регуляция их у сельскохозяйственных животных // Тезисы докладов VIII Всесоюзн. съезда физиологов, биохимиков, фармакологов. М., 1955. 736 с.
5. Будыка И.Х. Количество и состав химуса и переваривание корма у крупного рогатого скота // Труды Оренбургского сельскохозяйственного института. Т. 8. Оренбург: ОСХИ. 1958. С. 89-107.
6. Лемешевский В.О., Цай В.П. Нормы потребности молодняка крупного рогатого скота в энергии и протеине // Сборник научных трудов Ставропольского научно-исследовательского института животноводства и кормопроизводства. 2012. № 1(2). С. 176-179.
7. Кононенко С.И. Влияние скармливания протеиновых добавок на продуктивность // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2013. № 85. С. 254-278. URL: http://ej.kubagro.ru/2013/01/pdf/10.pdf.
Влияние наночастиц хрома на потери живой массы бычков чёрно-пёстрой породы при технологических стрессах
В.Н. Никулин, д.с.-х.н, профессор, И.А. Бабичева, д.б.н., В.В. Герасименко, д.б.н., ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ; Е.А. Ажмулдинов, д.с.-х.н., М.А. Кизаев, к.с.-х.н., М.Г. Титов, к.с.-х.н, ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН
Большинство животных во время транспортировки с животноводческих ферм и комплексов на мясокомбинат испытывают внезапный и сильный стресс. Физиологическая и поведенческая реакция на данный стресс влияет на ряд биологических функций и систем. Если стресс является затяжным или продолжительным, необходимы значительные усилия для восстановления здоровья животного. Оно усугубляется эффектами страха, тошноты, голода, жажды или боли в зависимости от вида и обстоятельств, при которых животные транспортируются. Стресс во время перевозки может также увеличить риск заболеваний, однако нет возможности для мониторинга состояния здоровья животных во время транспортировки [1—7].
Один из основных транспортов в животноводческой отрасли, который может вызывать стресс у
крупного рогатого скота в той или иной степени, варьируя от лёгкого дискомфорта до смерти, — автомобильный. Воздействие транспорта на бычков связано с различными факторами, включая плотность загрузки, температуру, влажность, продолжительность перевозки и т.д. Известно, что эти факторы увеличивают потерю массы тела, а также риск заболеваемости животных во время и после транспортировки. Транспортный стресс может вызвать физиологические и метаболические изменения, которые влияют на показатели продуктивности животных, в том числе выход и качество мяса. В некоторых случаях данный стресс обусловливает травмированность скота. Способствуя снижению качества мяса и веса, транспортный стресс приводит к существенным экономическим потерям. Важно вырастить животных как можно более здоровыми, чтобы в конечном итоге произвести качественный продукт. Для этого необходимо снизить влияние стресса на организм. Здоровые животные обеспечат лучший продукт для потребителей.
Применение антибиотиков, витаминов и минералов в качестве пищевых добавок увеличивает потребление корма и улучшает эффективность иммунологических функций, тем самым снижая эффект стресса у животных. К таковым был отнесен хром. Хром (Сг) является важным микроэлементом для животных, имеет питательное и физиологическое значение. В настоящее время нет рекомендаций по введению хрома в рацион сельскохозяйственных животных, и большинство кормов, состоящих в основном из ингредиентов растительного происхождения, имеют низкое содержание хрома. Добавление хрома может облегчить негативные последствия стресса для показателей роста, качества мяса и окисления липидов мяса крупного рогатого скота без какого-либо негативного воздействия на организм [8].
Основная цель настоящего исследования — оценить влияние дополненного введения хрома (0,02 мг/кг живой массы) в корм на продуктивность молодняка крупного рогатого скота в условиях стресса.
Материал и методы исследования. Опытная часть исследования проведена на базе ОАО «Агрофирма «Нур» Республики Башкортостан. Для исследования по методу пар-аналогов были подобраны 30 бычков чёрно-пёстрой породы в возрасте 8 мес. Животных разделили на две группы: I гр. — контрольная, II гр. — опытная, молодняк, которому за 5 сут. до стресс-фактора внутримышечно вводили препарат хрома в дозе 0,02 мг/кг живой массы.
Результаты исследования. Транспортный стресс вызвал изменения в различных показателях крови молодняка. Самые высокие концентрации форменных элементов были у бычков контрольной группы, а наименьшие изменения — у молодняка, которому вводили хром (табл. 1).
1. Влияние транспортного стресса на гематологические показатели крови (X±Sx)
Показатель Группа
I II
Эритроциты, 1012 к/л 10,5±2,07 9,4±2,15
Гемоглобин, г/л 123,7±1,58 120,0±2,47
Гематокрит, % 32,0±2,14 30,8±2,60
Тромбоциты, 103 к/мкл 868,3±2,00 759,3±2,17
Лейкоциты, 109 к/л 10,8±0,18 8,9±0,18
Лимфоциты, 109 к/л 7,2±0,30 7,0±0,57
Моноциты, 103 к/мкл 0,38±0,10 0,36±0,07
Нейтрофилы, 103 к/мкл 3,7±0,57 2,8±0,37
Эозинофилы, 103 к/мкл 0,15±0,05 0,14±0,03
Количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и нейтрофилов в данной группе на 11,7; 21,4; 14,4 и 32,2% (Р<0,05) было выше по сравнению с опытной группой. Увеличение данных показателей говорит об иммунной реакции организма на стресс.
Увеличение значения гематокрита на 4% предполагается как следствие обезвоживания. Транспортировка, как стресс, приводит к более
высокому гематокриту, тем самым демонстрируя, что большее состояние дегидратации является результатом повышенной физической нагрузкой, а также адаптацией к новой среде.
Концентрации биохимических параметров сыворотки в периферической крови, взятые после транспортировки, представлены в таблице 2.
2. Биохимические показатели животных после транспортировки (X±Sx)
Показатель Группа
I II
Глюкоза (ммоль/л) 3,12±1,33 2,85±1,18
Общий белок (г/л) 82,17±1,57 76,60±1,88
Кальций (ммоль/л) 2,30±2,19 1,86±2,35
Фосфор (ммоль/л) 5,52±1,12 4,87±2,00
Щелочная фосфатаза (ед/л) 474,0±0,15 414,0±0,17
Креатинин (мкмоль/л) 220,0±14,5 198,0±13,7
Триглицерид (ммоль/л) 2,40±12,5 1,23±15,7
Общий белок плазмы увеличился на 7,3% у бычков контрольной группы, подвергшихся полуторачасовой транспортировке автодорожным транспортом в жаркий период. При воздействии стресса у животных начиналось обезвоживание, и по прибытии на мясокомбинат ими было выпито много воды. Глюкоза является одним из широко используемых физиологических показателей стресса во время перевозки. Данный стресс вызывает повышение концентрации глюкозы в плазме из-за увеличения гликогена (гликогенолиза, связанного с увеличением в катехоламинах и глюкокортикои-дах, которые были высвобождены во время стресса транспортировки) в печени при истощении его в скелетных мышцах. Длительность дорожной перевозки, равная 1,5 час., в крови бычков контрольной группы спровоцировала увеличение концентрации глюкозы на 9,5% по сравнению с показателями у молодняка опытной группы. В крови молодняка контрольной группы после транспортировки произошло увеличение кальция и неорганического фосфора, отмечалось повышенное отношение кальция к фосфору — 0,42, у животных опытной группы — 0,38.
Потери живой массы во время транспортировки, вероятно, происходят из-за снижения количества воды в организме (обезвоживания) и отсутствия корма. Высокие температуры воздуха (37,5°С) при транспортировке могут вызвать потерю веса за счёт испарения влаги из дыхательных путей, когда они подвергаются большей потребности в энергии, необходимой для поддержания баланса или для терморегулирования при транспортировке. При терморегуляции происходит большое испарение влаги через потоотделение или тяжёлое дыхание (табл. 3).
После полуторачасовой транспортировки потери живой массы наблюдались у животных обеих групп. Наибольшими они были у молодняка контрольной
группы — на 2,5 кг, или 14%, а по отношению к съёмной живой массе — на 0,8%. При предубой-ном содержании была зарегистрирована разница в потерях между данными группами на 7,5 и 0,2%. Бычки, которые не получали в качестве анти-оксиданта наночастицы хрома, имели наибольшие общие потери по сравнению со сверстниками — на 3,2 кг (11,8%) больше.
3. Изменения живой массы у бычков при транспортировке (X±Sx)
Показатель Группа
контрольная опытная
Съёмная живая масса, кг 458,3±2,07 460,0±2,46
Живая масса после 438,0±1,88 442,2±2,31
транспортировки,кг
Потери в пути: кг 20,3±0,97 17,8±1,16
% 5,7 4,9
Живая масса после 428,0±1,97 430,9±2,10
предубойного содержания, кг
Потери при предубойном
содержании: кг 10,0±0,58 9,3±0,40
% 2,8 2,6
Общие потери живой
массы: кг 30,3±0,97 27,1±0,77
% 8,5 7,5
Сокращение потерь
живой массы: кг - 3,2
% - 1,0
Вероятно, это связано с более сильным воздействием стресса и большим потреблением энергии. Эффект стресса мог быть усилен комбинированным действием перевозки с высокой плотностью животных и содержанием в новой обстановке.
Вывод. Стресс, связанный с транспортом, такой, как вибрация, столкновение и царапины, жара и холод, жажда, голод и страх, оказывает значительное влияние на физиологические системы животных. Он приводит к уменьшению живой массы животных и ухудшению качества продуктов животного происхождения, а в целом — к значительной потере веса бычков чёрно-пёстрой породы. Дополнение
хрома предотвращало окислительный стресс у бычков, подверженных транспортным нагрузкам, и увеличивало в их крови общую антиоксидантную способность плазмы. Дальнейшие исследования необходимы для определения степени эффективности этой добавки при более сильных стрессовых условиях.
Литература
1. Ляпина В.О. Морфологические и биохимические показатели крови молодняка крупного рогатого скота при различных условиях его содержания / В.О. Ляпина, Е.А. Ажмулдинов, Н.Ф. Белова [и др.] // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2006. С. 136—138.
2. Стрессоустойчивость чистопородного и помесного молодняка крупного рогатого скота к транспортному и предубойному стрессам / А.В. Сало, В.В. Попов, М.М. Поберухин [и др.] // Инновационные направления повышения эффективности сельскохозяйственного производства: матер. междунар. науч.-практич. конф. / Российская академия сельскохозяйственных наук, Всероссийский научно-исследовательский институт мясного скотоводства. Оренбург, 2010. С. 116—117.
3. Ажмулдинов Е.А., Титов М.Г. Сравнительная оценка адаптационной способности бычков различных пород // Пути интенсификации производства и переработки сельскохозяйственной продукции в современных условиях: матер. междунар. науч.-практич. конф.: в 2-х част. / Под ред. В.Н. Храмовой. Волгоград, 2012. С. 54—56.
4. Бабичева И.А., Никулин В.Н. Эффективность использования пробиотических препаратов при выращивании и откорме бычков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2014. № 1 (45). С. 167-168.
5. Титов М.Г. Эффективность использования препарата энер-госил для снижения потерь продукции при транспортировке и предубойном содержании животных / М.Г. Титов, В.И. Левахин, С.М. Поберухин [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2015. № 4 (92). С. 84-88.
6. Левахин В.И. Интенсивность роста и адаптационные качества бычков различных пород при воздействии технологических стресс-факторов / В.И. Левахин, Е.А. Ажмулдинов, М.Г. Титов [и др.] // Вестник мясного скотоводства. 2015. № 1 (89). С. 54-58.
7. Титов М. Г. Влияние скармливания адаптогенных препаратов на физиологический статус бычков при технологических стрессах / М.Г. Титов, В.И. Левахин, Е.А. Ажмулдинов [и др.] // Инновационные разработки по импортозамеще-нию в агропродовольственном секторе: матер. междунар. науч.-практич. конф., посвящ. 85-летию Всероссийского НИИ мясного скотоводства / Под. ред. чл.-корр. РАН В.И. Левахина. Оренбург, 2015. С. 80-83.
8. Пат. 2396948. Российская Федерация. Способ для сокращения потерь продукции молодняка крупного рогатого скота при транспортировке и предубойном содержании / В.И. Левахин, А.В. Сало, А.С. Коровин, В.В. Попов, В.И. Швиндт, Б.Г. Рогачёв, Ю.И. Левахин, Ф.Х. Сиразетддинов, А.П. Черных, Ф.Ф. Ахметова, Г.Х. Исянгулова, Н.В. Журавлев, М.Г. Титов. Заявл. 27.02.09; опубл. 20.08.10, Бюл. № 23.
Потребление и использование питательных веществ и энергии корма бычками-кастратами симментальской породы при скармливании кормовой добавки Ветоспорин-актив
В.И. Косилов, д.с.-х.н., профессор, Е.А. Никонова, к.с.-х.н., ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ; А.В. Харламов, д.с.-х.н., профессор, ФГБНУ ФНЦ БСТ РАН; И.Р. Газеев, к.с.-х.н, З.А. Галиева, к.с.-х.н., ФГБОУ ВО Башкирский ГАУ
Известно, что все питательные вещества кормовых средств состоят из высокомолекулярных соединений. Это приводит к тому, что они в на-
тивном виде не могут проникнуть через стенки желудочно-кишечного тракта в ткани организма животного. В этой связи требуется существенное преобразование питательных веществ корма для их трансформирования в состав организма и тканей тела животного. Поэтому полученные животным питательные вещества кормов рациона должны изменить форму и перейти в более простые по