ЭКОНОМИКА ИННОВАЦИЙ
УДК 338
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов в экономике
Затяжной мировой экономический кризис, неопределенность времени выхода из него требуют активизации мер эффективного стимулирования модернизации национальной экономики, точнее — формирования принципиально новой экономики . Прошлое десятилетие было отмечено множественностью разговоров на тему инновационного обновления В результате мы получили Сколково, ряд разрозненных мер, предполагающих стимулирование инноваций на государственном уровне, местных законодательных актов некоторых субъектов Федерации и ряд ведомственных документов, отражающих «модную» тему и не всегда предполагающих комплексность и последовательность действий . Мы опять опаздываем с конкретными решениями известных всему миру проблем Совершенно очевидно, что техническое и технологическое отставание российской экономики генерирует не только снижение темпов экономического роста, но и отсутствие понятных перспектив ее развития
Данная статья посвящена одному из принципиальных аспектов эффективного стимулирования инновационных процессов в экономике — налоговому льготированию модернизации и обновления основных средств российских предприятий
Ключевые слова: налоговые льготы, инновации, стимулирование инвестиций, высокотехнологичные производства, инвестиционные льготы, механизм ускоренной амортизации, бюджетная эффективность
Н.А. Журавлева
1. Мировой опыт использования налоговых льгот для модернизации промышленности и инфраструктуры
Во второй половине XX века большинство индустриально развитых стран приступило к переориентации промышленности на развитие новых, передовых производств, сопровождаемых модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы . Такая задача всегда решалась при активном участии государства, использующего налоговые льготы и другие методы финансового воздействия . Начиная со второй половины 80-х годов XX века во многих странах повышенное внимание стало уделяться стимулированию создания новых, высокотехнологич-
© Журавлева Н . А. , 2013
67
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
ных производств, особенно на территориях менее развитых в экономическом отношении стран . Именно поэтому опыт использования налоговых льгот вышел за рамки практики одного или нескольких государств и приобрел глобальное значение мирового масштаба
Международный опыт проведения налоговых реформ показывает, что через переоценку политики предоставления налоговых льгот за последние двадцать лет прошли практически все индустриальные страны
На сегодняшний день в мировой практике наиболее применимыми формами налоговых льгот (tax remission) являются следующие:
• полное освобождение (exemptions);
• понижение ставок налогов (tax rate allowance), вычеты из базы налогообложения (deductions);
• вычеты из налогового оклада (tax allowance);
• налоговые кредиты (tax credits);
• инвестиционные налоговые кредиты (investment tax credit);
• отсрочки (deferrals);
• возврат части суммы уплаченного налога (refund) .
Безвозвратными и безвозмездными формами налоговых льгот являются вычеты, освобождения, возврат налогов и понижение ставок. Возвратный характер носят кредиты и отсрочки, подразумевающие возможность временного использования средств
В странах с развитой рыночной экономикой большинство льгот (преимущественно инвестиционных) предоставляется в форме налогового кредита, что отражает возвратный характер льготирования . Это не характерно для экономик с высоким уровнем инфляции и неопределенностью экономической ситуации . Укрепление кредитных отношений в финансировании реального сектора происходит по мере стабилизации рыночной конъюнктуры и снижения рисков хозяйственной деятельности
Анализируя льготы по налогообложению прибыли, можно обнаружить наличие существенных различий в национальных фискальных системах Но их разнообразие выделяет одну закономерность: сокращение количества льгот с конца прошлого столетия не привело к принципиальному демонтажу системы налоговых преференций В первую очередь произошло смещение акцентов на развитие механизмов налогового стимулирования инновационной деятельности, научно-технических исследований и разработок и инвестиционной деятельности на национальном и региональном уровнях. Ряд льгот направлен на помощь компаниям для сохранения их экономической устойчивости (льготы по отчислениям в резервные фонды) Льготируются программы поддержки инновационных малых предприятий (отчисления в благотворительные и инновационные фонды — «Ангелы бизнеса») . Среди распространенных налоговых льгот — уменьшение общенациональных и местных ставок налога на прибыль для среднего и мелкого предпринимательства, работающего в области высоких технологий
68
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
Очень важно подчеркнуть, что в большинстве развитых стран доминирует регулирующая функция налога на прибыль, роль фискальной функции этого налога невелика . Так, средняя доля отчислений от прибыли в общей сумме налоговых поступлений составила за период с 2001 по 2011 год: в Канаде — 7,1%, Италии — 6,4, Греции — 4,8, Бельгии — 4,4, Австрии — 4,2% . В России же преобладает фискальная функция налога на прибыль, его доля в сумме налоговых поступлений в консолидированный бюджет растет: с 18,02% в 2003 году до 19,42% в 2011 году [7] .
Анализ налоговой политики зарубежных стран, проведенный М . В . Титовой, позволяет выделить несколько универсальных налоговых рычагов, посредством которых были достигнуты небывалый научно-технический прогресс практически во всех отраслях промышленности, а также рост и поступательное развитие экономических систем по всем основным показателям, то есть те цели, которые на данном этапе актуальны и для России . К таким универсальным налоговым рычагам она относит:
1) введение механизма ускоренной амортизации, что не только обеспечивало понижение налогооблагаемых доходов корпораций, но и высвобождало их оборотные средства для дальнейших инвестиций;
2) предоставление отраслевых налоговых льгот (железнодорожный транспорт, авиастроение и т.д.);
3) введение инвестиционного налогового кредита;
4) предоставление инвесторам налоговых льгот при реинвестировании прибыли;
5) предоставление налоговых льгот при экспорте;
6) предоставление налоговых льгот на проведение НИОКР [13]
Таким образом, все перечисленные в исследовании налоговые рычаги, задействованные при проведении налоговых реформ, практически сводятся к различному использованию льготных налоговых механизмов Как свидетельствует международный опыт, реформирование налоговых систем включает одновременно:
• ликвидацию устаревших, неработающих налоговых льгот;
• сокращение общего числа налоговых льгот и преференций;
• разработку и введение новых, наиболее целесообразных и эффективных способов льготирования
В контексте правовых традиций и сложившегося налогового законодательства государства применяют различные подходы к разграничению полномочий между бюджетами различных уровней . Например, в ФРГ земли (субъекты федерации) не вправе устанавливать налоговые обязательства, аналогичные федеральным, в частности, подоходные налоги, поскольку налоговое законодательство устанавливает приоритет полномочий федеральной власти над землями . При этом земли собирают и федеральные и местные налоги, которые затем перераспределяются между федеральными и земельными бюджетами на основе принципа «выравнивания».
69
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
Иной подход к разграничению налоговых полномочий центральных и местных органов власти применяется в США, где штаты имеют свои налоговые системы, которые управляются и регулируются их законодательством, имеющим приоритет над федеральным . В отличие от ФРГ, в праве США не закрепляется принцип «выравнивания» доходов между штатами .
В таблице 1 приведены основные модели разграничения налоговых полномочий центральной и местной власти [14] .
Таблица 1
Модели реализации налоговых полномочий
^\Модели реализации налоговых полномочий Виды налоговых платежей раздельное использование налоговых источников Совместное (параллельное) использование налоговых баз разделение полученных налоговых доходов
Налог на прибыль Канада, США, Россия Германия, Франция, Россия
Налог на имущество Германия, Канада, США, Россия
НДС Канада Германия, Австралия, Россия
Акцизы Германия, Канада, США Россия
Подоходный налог Германия
Мировая практика свидетельствует о том, что в государствах федеративного типа долгосрочная сбалансированность бюджетной системы обеспечивается прежде всего налоговыми методами, а не путем выделения из федерального бюджета трансфертов, дотаций, субвенций, субсидий и других форм передачи средств, то есть посредством оказания финансовой помощи бюджетам нижестоящих уровней . Налоговые методы способствуют созданию у территорий стимулов наращивать свой налоговый потенциал, так как предоставление большей налоговой независимости способствует проявлению большей самостоятельности в решении проблем, в том числе активизации деловой активности
Результаты практического применения налоговых регуляторов экономики в рамках той или иной макроэкономической концепции могут быть проиллюстрированы посредством наиболее распространенных приемов налоговой политики, направленной на стимулирование частных капиталовложений, а именно различных льгот по корпоративному налогу:
• инвестиционный налоговый кредит, предусматривающий полное или частичное освобождение от налогообложения прибыли, иду-
70
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
щей на новые инвестиции в приоритетных отраслях промышленности;
• льготные режимы амортизации основного капитала;
• освобождение от налогообложения научных, резервных, амортизационных фондов, создаваемых за счет прибыли
При этом следует отметить, что за рубежом налоговые скидки, именуемые инвестиционным налоговым кредитом, и практика использования этого инструмента иная, нежели в России . Они прежде всего отражают степень финансовой поддержки государством инвестиций в обновление и модернизацию производства частного бизнеса, стимулируют предпринимателей к инвестированию обновления оборудования и расширению производства. На Западе подобный налоговый кредит рассчитывается, как правило, в процентах от стоимости оборудования и вычитается из суммы налога на прибыль или облагаемого налогом дохода . Считается, что такой налоговый кредит позволяет лучше, чем другие льготы, учитывать имущественное положение налогоплательщика . Если предоставляется льгота в виде скидки (вычет из налоговой базы), то большую выгоду получает налогоплательщик, доходы которого облагаются по более высокой ставке Инвестиционный налоговый кредит, вычитаемый из суммы налога, сохраняет большую долю доходов плательщику с низкими доходами, что позволяет его считать эффективным средством стимулирования расширения и обновления основных фондов
Налоговое законодательство индустриально развитых стран имеет в своем составе набор правил организации системы налогового стимулирования, которым следуют при предоставлении налоговых льгот:
1) предоставление инвестиционных налоговых кредитов исключительно тем группам налогоплательщиков, которые обеспечивают выполнение инвестиционных программ общегосударственного значения;
2) формирование и утверждение льготного налогового портфеля производится центральной властью на общегосударственном уровне, в законодательном порядке;
3) льготы на региональном и местном уровнях применяются в рамках, определяемых федеральным законодательством
В большинстве стран прямые или косвенные налоговые льготы, предоставленные на вышеизложенных принципах, позволили создавать условия для расширения и модернизации производства, технической реконструкции, ускорения научно-технического прогресса, сглаживания территориальных диспропорций
Мировой опыт показывает, что система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, способствующий росту налоговой базы за счет притока инвестиций, компенсирующий финансовые потери хозяйствующих субъектов при выпуске новой конкурентоспособной продукции и модернизации технологических
71
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса, поддерживающий социальный климат в обществе. В налоговых системах развитых стран имеется ряд отмеченных положительных особенностей использования налоговых льгот, которые, при условиях определенной адаптации, могут быть применены в российской практике льготного налогообложения инновационных процессов . Однако для применения зарубежного опыта необходимо учитывать соответствующий этап развития российской экономики и состояние производства Отсюда в политике применения в Российской Федерации мирового опыта налоговых льгот следует обратить внимание прежде всего на системный подход, отраслевую дифференциацию и права региональных властей .
2. Российская практика налогового стимулирования инновационной активности
Техническая и технологическая отсталость российской экономики становится критичной в отношении снижения ее конкурентоспособности и экономической безопасности . При этом провозглашенная более десяти лет назад задача экономической политики государства в части стимулирования роста инвестиционной активности, прежде всего в отношении инновационных проектов, до сих пор не имеет четко определенной системы действий Приведенные ниже декларируемые в России способы стимулирования инвестиционной активности нельзя отнести к системным, они фрагментами отражают некоторые «намерения» государства в отношении:
— развития системы государственных гарантий инвесторам;
— развития системы страхования инвестиций;
— предоставления инвесторам налоговых льгот
Анализ российского законодательства обнаруживает следующие основные виды налоговых льгот и форм их возможной реализации
1 . Налоговый вычет — исключение из налогооблагаемой базы отдельных видов доходов, расходов, имущества. Эти величины могут исключаться полностью и в пределах определенных законодательством лимитов . Может предоставляться на постоянной основе или на ограниченный срок (например, льгота при исчислении налога на прибыль малым предприятиям) [4] .
2 . Инвестиционный вычет — вычет из налоговой базы определенных сумм, как правило, инвестиционных расходов плательщика Наиболее эффективная налоговая льгота, которая непосредственно уменьшает размер налога, причитающегося взносу в бюджет. Как правило, вычет из налоговой базы применяется к прямым расходам плательщика Например, у налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, вычет производится в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов (статья 221 Налогового кодекса Российской Федерации) Выделен как отдельный вид, поскольку имеет стимулирующую направленность [4]
72
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
3 . Налоговый кредит — группа условных дополнительных оснований, предполагающих непосредственное сокращение налогового обязательства (налогового оклада) с целью оказания нуждающимся предприятиям финансовой поддержки, стимулирования производственного и социального развития, а также исключения двойного налогообложениях [4]. Популярность налоговых кредитов во всем мире связана с их преимуществами по сравнению с другими льготами . Однако Налоговый кодекс Российской Федерации не относит налоговый кредит к налоговым льготам . Такая его трактовка и правила получения привели к тому, что на практике налоговый кредит в России не имеет стимулирующей направленности
4 . Инвестиционный налоговый кредит — предоставление возможности организации в течение определенного срока уменьшать свои налоговые платежи с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и процентов . Подобный кредит представляет собой одну из форм изменения срока исполнения налогового обязательства в виде целевого налогового кредита Инвестиционный налоговый кредит предоставляется по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита установлен статьями 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации [4].
5 . Отсрочка (рассрочка) уплаты налога — изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных налоговым законодательством, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам Например, при уплате налога на прибыль — при установлении в договоре особых правил перехода права собственности (статья 273 Налогового кодекса Российской Федерации) [4] Порядок и условия предоставления отсрочки (рассрочки) регламентируются статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации
6 Понижение налоговых ставок — налогообложение по сниженным льготным ставкам (например, налогообложение по НДС по ставке 0% для работ, выполняемых в космическом пространстве, товаров, вывозимых в таможенном режиме экспорта (статья 164 Налогового кодекса Российской Федерации), ставка налога на прибыль уплачивается в размере 16% по доходам в виде дивидендов (статья 284 Налогового кодекса Российской Федерации) .
7. Установление необлагаемого минимума, то есть минимальной части объекта, не облагаемой налогом . Обложению подлежат лишь те доходы, которые превышают этот минимум [4]
8 Ускоренная амортизация — косвенная форма налоговой льготы, направленная на стимулирование инвестиционной деятельности . Она по-
73
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
зволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль и на имущество, снизить налоги и в более короткий промежуток времени накопить необходимые финансовые ресурсы для замены устаревшего производственного оборудования новым [2].
При анализе каждой из приведенных льгот и практики их применения становится очевидной их ориентация на снижение налогового бремени, а не на стимулирование инвестиций, тем более инноваций . Да и эффективность этих механизмов для достижения цели снижения налогового бремени не всегда очевидна . Так, реальная ставка налога на прибыль с учетом действовавших льгот до реформы 1999 года составляла 19—20%, а после снижения ставки на 11 пунктов составила 24% [11].
Несмотря на постоянное развитие налоговой системы, принятые меры по снижению числа льгот и их упорядочиванию, налоговая система России по-прежнему характеризуется наличием большого числа неработающих льгот, которые закреплены не только в соответствующих главах Налогового кодекса Российской Федерации, но и в отмененных статьях законов об отдельных видах налогов. Как следствие, определить полный перечень льгот по какому-либо платежу не всегда просто
В рамках отдельных налогов системе льгот существенно недостает упорядоченности Существует значительное число получателей, но нет четкого разделения причин и оснований для выделения льготы В результате реформирования налогового законодательства Российской Федерации происходит дальнейшее усложнение структуры, связанное с добавлением новых льгот и ликвидацией старых Но главное — существующие льготы имеют низкую эффективность с точки зрения стимулирования модернизации, инноваций, обновления основных фондов
Здесь проблемы не только налогового регулирования, но и самой нормативной базы Российской Федерации, регулирующей процесс инновационной деятельности и создания инновационной продукции
На сегодняшний день существует следующий перечень документов, определяющих инновации:
1 . «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (утв. Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 года № 2473п-П7);
2 . Приказ Росстата от 24 октября 2011 года № 435 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»;
3 . Федеральный закон от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
74
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
4. «Модельный закон об инновационной деятельности» (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 года постановлением 27-16 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ);
5 . Решение Экономического совета СНГ «О концепции научно-информационного обеспечения программ и проектов государств—участников СНГ в инновационной сфере» (принято в г. Москве 13 марта 2009 года) .
Кроме того, ряд федеральных и региональных законов, регулирующих деятельность участников проекта «Сколково» и организаций, созданных в особых экономических зонах на территории субъектов Российской Федерации .
Существуют также некоторые отраслевые документы, например, в отношении железнодорожного транспорта:
1 . Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 525 «Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»;
2 . Распоряжение ОАО «РЖД» от 31 января 2012 года № 196р «Об утверждении порядка представления информации для формирования и ведения базы данных об инновационных проектах в сфере железнодорожного транспорта и альбома форм представления информации для формирования базы данных инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта»;
3 . «Положение о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО «РЖД» (утв . ОАО «РЖД» 11 июня 2008 года № 23) .
Вышеуказанные документы вводят следующие понятия:
• « . ..инновационная деятельность — выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии . ..» [5];
• « . ..инновационная продукция — продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой являются принципиально новыми или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции . ..» [9];
• « . ..инновационная продукция — результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенной для реализации . ..» [5];
75
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
• « . ..инновационная программа — комплекс инновационных и инвестиционных проектов, согласованных по срокам их осуществления, ресурсам, исполнителям, объемам и источникам финансирования, обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению инноваций . ..» [3];
• « . ..под инновационной промышленной продукцией понимается продукция, которая в течение последних трех лет (включая отчетный период) подвергалась разного рода технологическим изменениям, а именно:
продукция, подвергавшаяся значительным технологическим изменениям или вновь внедренная (принципиально новая) . Для данной продукции область применения (использования), эксплуатационные характеристики, признаки, конструктивное выполнение, а также состав применяемых материалов и компонентов являются новыми или в значительной степени отличающимися в сравнении с ранее выпускавшейся в мире продукцией;
продукция, подвергавшаяся усовершенствованию, то есть уже существующая (в стране, в мире) продукция, параметры которой в значительной степени усовершенствованы или модифицированы (улучшены качественные характеристики, экономическая эффективность и т п );
прочая инновационная продукция, основанная на внедрении новых или значительно улучшенных производственных методах, предполагающих применение нового производственного оборудования, новых методов организации производства или их совокупности . Как правило, это относится к уже выпускаемой на предприятии или основанной на заимствованном передовом опыте продукции . ..» [10] .
• « . ..инновационная сфера — область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций . ..» [12];
• «...инновационное предприятие — хозяйствующий субъект, осуществляющий предпринимательскую деятельность, связанную с разработкой, производством и поставкой инновационной продукции (товаров, услуг), для которого указанная продукция составляет основную часть (не менее 70 процентов) общего объема производства товаров (услуг). ..» [3];
• « . ..инновационный продукт — результат инновационной деятельности (нововведение, инновация), получивший практическую реализацию в виде нового товара, услуги, способа производства (технологии) или иного общественно полезного результата. ..»[3];
• « . ..инновационный проект — документ, определяющий увязанный по срокам и исполнителям комплекс работ, организационных условий, требований к источникам финансирования, к способам организации производства, к техническим характеристикам
76
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
и потребительским свойствам разрабатываемой и поставляемой на внутренний и внешние рынки конкурентоспособной, наукоемкой инновационной продукции . ..» [3];
• «. ..инновационный проект — комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных или научнотехнических результатов. ..»;
• « . ..переходящий инновационный проект — проект, реализация которого начата в предыдущие годы. ..» [8].
Таким образом, четких, закрепленных федеральным законом определений «инновация», «инновационный продукт», «инновационный проект» нам не известно
Совершенно очевидно, что область, однозначно неопределенных действий, невозможно описать в четкой системе льгот и преференций, то есть придать ей вектор эффективного стимулирования
3. Возможные направления стимулирования инновационной деятельности российских компаний
Для целей понимания экономического содержания и практического механизма реализации мер по эффективному стимулированию инновационных решений в деятельности российских компаний проведем некоторую систематизацию многообразия существующих в России видов налоговых льгот.
Сгруппируем налоговые льготы по таким иерархически зависимым признакам, как цели введения, выполняемые задачи и управляемые элементы налогообложения
По цели введения налоговые льготы можно отнести как к чисто экономическим, стимулирующим рост деловой активности и, таким образом, экономический рост, так и социальным, создающим более мягкие условия для социально незащищенных слоев населения, малого бизнеса и пр
Экономические налоговые льготы должны выполнять следующие задачи:
инвестиционные — стимулирование инвестиционной активности хозяйственных субъектов. По своей сути это косвенные расходы государства на инвестиции, осуществляемые в форме снижения налогового бремени для носителей налоговых льгот;
компенсационные — возмещение определенных затрат, создание условий функционирования, поддерживающих стратегически важные предприятия;
комплексные — поддержание инвестиционных проектов, в том числе генерирующих на длинных горизонтах отрицательный денежный поток, но при этом обеспечивающих стратегические интересы национальной экономики
Согласно классификации Н . М. Добрынина, воздействие инвестиционных льгот по управляемому элементу может быть направлено на:
• налоговую базу (инвестиционный вычет, ускоренная амортизация);
77
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
• срок уплаты налога (налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит);
• ставку (понижение ставок) .
Кроме того, инвестиционные налоговые льготы могут быть комплексного характера, когда воздействие направлено одновременно на несколько элементов налогообложения .
Компенсационные льготы могут воздействовать на:
• срок уплаты налога (отсрочки — рассрочки);
• налоговый оклад (налоговая амнистия, преференция);
• налогоплательщика (налоговый иммунитет)
Комплексные льготы могут реализовываться через влияние на:
• срок (налоговые каникулы);
• ставку (понижение ставок, льгота на истощении недр) [1]» .
Следует понимать, что инвестиционные налоговые льготы имеют стимулирующий характер лишь в отношении определенных налогов. Это связано с тем, что элементы не каждого налога затрагивают инвестиционный процесс . Инвестиционные интересы предприятий могут быть затронуты через влияние на величину налога на прибыль и на имущество. Налог на прибыль влияет на объем свободных финансовых ресурсов предприятий — потенциальный источник инвестиций, воздействуя, таким образом, на начало инвестиционного процесса Инвестиции предприятий в большинстве своем принимают форму основных фондов, то есть имущества, и, таким образом, налог на имущество влияет на процесс эксплуатации вложенных инвестиций
Для более эффективного решения задачи стимулирования роста инвестиционной активности с помощью налогового механизма при взимании налога на прибыль целесообразно использовать инвестиционные льготы прямого действия Среди них наиболее распространенной является льгота в виде инвестиционного кредита, то есть вычет из налога на прибыль определенной части инвестиционных расходов компании . В нашей стране почти десяток лет действовала похожая льгота, направляемая на стимулирование финансирования капитальных вложений, которая отличалась от инвестиционного кредита тем, что вычет производился не из суммы налога, а из налогооблагаемой базы В очередной период недоимки бюджета ее отменили, причем полностью Предполагалось, что ее ликвидацию компенсирует введение механизма ускоренной амортизации
Механизм ускоренной амортизации можно считать своеобразной налоговой льготой, связанной со стимулированием роста инвестиций и внедрением новой техники . Начиная с 2009 года, согласно пункту 9 статьи 258 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики могут применять 30%-ную амортизационную премию, то есть использовать возможность списания до 30% первоначальной стоимости основного средства или капитальных затрат в текущем периоде Премия распространяется на любые основные средства со сроком полезного использования от 3 до 20 лет (3—7 амортиза-
78
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
ционные подгруппы) . В новых условиях механизм ускоренной амортизации становится чуть ли не единственной прямой инвестиционной льготой . Как правило, ускоренная амортизация применяется в комплексе с инвестиционным налоговым кредитом, что связано с различным стимулирующим эффектом со стороны этих льгот. В таблице 2 приведен сравнительный анализ инвестиционной льготы и механизма ускоренной амортизации
Таблица 2
Сравнительные характеристики действия инвестиционной льготы и механизма ускоренной амортизации
Сравниваемый признак Ускоренная амортизация Инвестиционная льгота
Характер Косвенная льгота Льгота прямого действия
Экономический смысл Отсрочка уплаты налога Вычет из налогооблагаемой базы
Действие Пассивное Активное
Влияние на инвестиции Накопленная амортизация может быть использована на цели, не связанные с инвестированием Гарантировано поощряет инвестиции
Влияние на модернизацию Применяется ко всему поставленному на учет оборудованию Применяется исключительно при модернизации
Период действия Устанавливается ограниченный период без учета одномоментного финансирования Предоставляется в момент очередного срока уплаты налога после подтверждения инвестирования
Эффективная сфера применения Неэффективна в капиталоемких отраслях. Обнаруживает эффект в новых производствах с непродолжительным циклом. Эффективна при инвестирования во всех областях деятельности
Возможность превышения налоговых льгот над налоговыми обязательствами На установленный период допускает возможность превышения налоговых льгот над налоговыми обязательствами Невозможно, поскольку льгота может быть получена только при наличии прибыли у хозяйствующего субъекта
Использование средств, полученных от льготы Накопление части средств для будущих инвестиций Компенсация части затрат после осуществления капитальных вложений
Как видно из таблицы 2, инвестиционная льгота прямого действия носит более активный и целевой характер по сравнению с механизмом ускоренной амортизации в связи с тем, что в случае инвестирования дает предприятию дополнительную материальную выгоду в виде неуплаченного налога . Механизм ускоренной амортизации не стимулирует модерниза-
79
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
цию, расширение производства и НИОКР, поскольку она распространяется на приобретение всего оборудования, в том числе и морально устаревшего, заменяющего выбывшее полностью изношенное оборудование. Механизм начисления амортизации в большей степени подходит для аккумулирования средств с целью будущего обновления, в то время как инвестиционная льгота нацелена на компенсацию части затрат или выплату кредита сразу после осуществления капитальных вложений . Поэтому логичнее применение этих двух льгот в комплексе, так как они связаны с разными этапами процесса инвестирования
Нельзя уходить от регулирующего воздействия налога на прибыль на модернизацию экономики Именно в нем зашит стимулирующий механизм модернизационных процессов, способный дифференцировать ставку льготирования в соответствии с инновационными характеристиками оборудования и сроком его жизненного цикла Например, применительно к самой большой в России инфраструктурной корпорации ОАО «РЖД» механизм предоставления льготы должен стимулировать инвестиции в дорогостоящий, инновационный тяговый подвижной состав с дополнительным сроком эксплуатации и повышенным ресурсом межремонтного пробега
Поиск путей совершенствования механизма налоговых льгот связан с рассмотрением ряда практических вопросов функционирования налогового механизма в России
Использование налоговых стимулов для направления предприятиями собственных средств на развитие производственной базы, модернизацию и техническое перевооружение основных фондов должно основываться на соответствующих положениях налогового законодательства . В этой связи необходимо рассмотреть возможные направления изменения действующего налогового законодательства в целях повышения стимулирующей роли налоговых инструментов
Прежде всего, необходимо отметить, что реализация любых предложений по совершенствованию механизма налоговых льгот невозможна без внесения соответствующих изменений в Налоговом кодексе Российской Федерации как основополагающем документе в области налогообложения . В частности, было бы полезным ввести в главу 25 Налогового кодекса Российской Федерации такие понятия, как «способ осуществления инвестиций» и «модель предоставления налоговых льгот».
Повышение эффективности использования налоговых инструментов должно идти по пути дифференциации льгот по налогам в зависимости от способа осуществления капитальных вложений, а также основываться на комплексном подходе. Сущность комплексного подхода состоит в использовании регулирующего эффекта всех налогов (на прибыль, на имущество, НДС) для стимулирования инвестиций . Одновременное или поочередное (в зависимости от ситуации), но согласованное применение льгот по указанным налогам позволит дать больший экономический эффект, чем их
80
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
раздельное применение в соответствии с положениями нормативных актов, регулирующих взимание каждого налога в отдельности .
Должно быть закреплено положение о конкурсно-экспертном порядке получения льгот в противовес существующему заявительному способу: налоговые преференции могут быть предоставлены, если предлагаемый налогоплательщиком инвестиционный проект наберет достаточное количество баллов у экспертов, уполномоченных давать им официальную оценку
Предложенные направления совершенствования механизмов налоговых льгот в своей совокупности приводят к некой теоретической (идеальной) модели налогового стимулирования, взаимоувязывающей интересы налогоплательщика, претендующего на получение налоговых льгот, с интересами межбюджетных отношений по факту выпадающих доходов бюджетов
При этом должен быть законодательно закреплен алгоритм процесса получения налогоплательщиком льгот по налогам для финансирования инноваций, включающий порядок:
1) анализа и оценки экспертами межведомственной комиссии достоверности представленных налогоплательщиком документов (ТЭО инвестиционного проекта, включая расчет прироста рентабельности, проектные документы на сооружаемые мощности), на основании которых может быть принято решение о соответствии характера планируемых им капитальных вложений условиям получения льгот, закрепленным в законодательстве;
2) определения на основании представленных документов размера предоставляемого инвестиционного вычета по конкретным налогам для данного инвестиционного проекта путем применения соответствующей методики оценки бюджетной эффективности проекта (используя методы дисконтирования, расчета налоговой нагрузки, экспертных оценок);
3) сопоставления объема выпадающих бюджетных доходов в результате предоставления налоговых льгот данному налогоплательщику с установленной на определенный период времени квотой, а также имеющимися заявками других налогоплательщиков на получение аналогичных льгот;
4) контроля и наступления ответственности налогоплательщика при выявлении фактов нарушений на применение указанной льготы, условий ее использования . Неуплаченная сумма налога должна вноситься данным налогоплательщиком в бюджет
В целях единообразного функционирования межведомственных комиссий на всей территории Российской Федерации должны быть разработаны Положение о межведомственных комиссиях по оценке правомерности предоставления налоговых льгот при органах власти и органах местного самоуправления и Регламент, определяющий единую методику всесторонней оценки обстоятельств, подтверждающих право налогоплательщика воспользоваться льготой
Правовое урегулирование всех вопросов деятельности межведомственных комиссий необходимо для обеспечения во всех регионах и админист-
81
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
ративно-территориальных образованиях строгого следования ими условиям, на которых предоставляются инвестиционные вычеты, установленные федеральным законом . Это позволит соблюсти единство налогового поля по налогам, отнесенным к федеральному уровню, в части получения налоговых преференций
Основное препятствие рассмотрения и реализации льготного налогообложения инновационной деятельности в нашей стране отражает вечный спор фискалов с бизнесом о выпадающих доходах бюджета . Это главный вопрос, и на него есть ответ: когда есть надежные макроэкономические модели финансово-бюджетного планирования, тогда можно достаточно четко определять пороговые значения эффективности льготирования проектов и бюджетной эффективности льготного налогообложения инновационных процессов в целом
Приведем в качестве примера только ряд этих значений:
— коэффициент льготного налогообложения, показывающий пределы уменьшения размера налоговых обязательств в условиях льготного налогообложения;
— коэффициент эффективности льготирования, определяющий ежегодную долю выручки, которую можно было бы использовать на финансирование развития за счет налоговых льгот;
— коэффициент льготного инвестирования, устанавливающий максимальный размер инвестиционных ресурсов за счет предложенных налоговых льгот;
— интегральный бюджетный эффект (дисконтированный бюджетный эффект) от предложенных налоговых льгот.
Выпадающие доходы бюджета в краткосрочном периоде должны компенсироваться долгосрочным эффектом решений в части модернизации и обновления национальной экономики, поскольку именно такие решения являются главным экономическим и политическим приоритетом
Литература
1. Добрынин Н.М. Д 57 Универсальный энциклопедический словарь для всех и каждого Современная версия новейшей истории государства — Новосибирск: Наука, 2012 . 606 с. http://www.ipdn.ru/rics/doc0/ZQ/rio/ Dobrynin-slovar. pdf.
2. Каирова Ф.А. Налоговые льготы в налоговой системе Российской Федерации . Дис. к.э. н . , Владикавказ, 2006, Автореферат. Экономическая библиотека: http://economy-ib . com/nalogovye-lgoty-v-nalogovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii .
3 . Модельный закон об инновационной деятельности (принят в г. Санкт-Петербурге 16 ноября 2006 года постановлением 27-16 на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств—участников СНГ).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31 июля 1998 года (ред. от 3 декабря 2012 года) .
82
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
5 . Основные направления политики Российской Федерации в области
развития инновационной системы на период до 2010 года (утв . Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 года № 2473п-П7) .
6 . Основные направления политики Российской Федерации в области
развития инновационной системы на период до 2010 года (утв . Правительством Российской Федерации 5 августа 2005 года № 2473п-П7)
7. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации . 2001 — 2011 годы . http// www.nalog. ru/nal-statistik/forms_stat/ и Tax risk and controversy survey/ http//www. ey. com/ GL/en/services/tax/2001-12 .
8 . Положение о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» 11 июня 2008 года № 23).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 525 «Об утверждении технического регламента о безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта»
10 . Приказ Росстата от 24 октября 2011 года № 435 «Об утверждении Ука-
заний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации»
11 . Распоряжение ОАО «РЖД» от 31 января 2012 года № 196р «Об утверж-
дении порядка представления информации для формирования и ведения базы данных об инновационных проектах в сфере железнодорожного транспорта и альбома форм представления информации для формирования базы данных инновационных проектов в сфере железнодорожного транспорта»
12 . Решение Экономического совета СНГ «О концепции научно-инфор-
мационного обеспечения программ и проектов государств-участников СНГ в инновационной сфере» (принято в г. Москва 13 марта 2009 года) . 13. Титова М.В. Проблемы правового регулирования налоговых льгот на современном этапе / М. В. Титова // Правоведение. 2002. № 5 (244). С . 98—107.
14 . Федерализм в России: Монография / Под ред . Р. Хакимова . Казань: Казанский институт федерализма, 2001. 349 с .
References
1 . Dobrynin, N. M. D 57 Universal Encyclopedic Dictionary for everyone. The
Modern Version of the Modern History of the State. Novosibirsk : Nauka Publishing, 2012 . 606 p. Web. <http://www.ipdn. ra/rics/doc0/ZQ/rio/Dobrynin-slovar.pdf>. In Russian.
2 . Kairova F. A. Tax incentives in the tax system of the Russian Federation. Dis .
Ph. D. , Vladikavkaz, 2006, Autoref. N. pag. Web. < http://economy-ib com/ nalogovye-lgoty-v-nalogovoy-sisteme-rossiyskoy-federatsii>. In Russian .
83
Влияние налоговой системы на активизацию инновационных процессов...
3 . Model Law on innovation (adopted in St. Petersburg 16.11.2006 Resolution 27-16 at the 27th plenary meeting of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States) . In Russian.
4. The Tax Code of the Russian Federation of 31.07.1998 № 146- FZ (red.ot 12 03 2012) In Russian
5 . Main policies of the Russian Federation in the field of innovation system
development for the period up to 2010 (approved by the Government of the Russian Federation 05.08.2005, the number 2473p-P7) . In Russian .
6 Main policies of the Russian Federation in the field of innovation system development for the period up to 2010 (approved by the Government of the Russian Federation 05.08.2005, the number 2473p-P7) . In Russian .
7 The report of the assessment and collection of taxes, fees and other payments to the budget system of the Russian Federation. 2001 — 2011 years. N. pag . Web. < http//www.nalog. ru/nal-statistik/forms_stat/> and Tax risk and controversy survey <http//www. ey.com/ GL/en/services/tax/2001-12>. In Russian
8 The position on the formation and implementation of the scientific and technical development of Joint Stock Company «Russian Railways» (approved by the JSC «Russian Railways» 11.06.2008 number 23) . In Russian.
9. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.07.2010 № 525 “On approval of technical rules on safety of the railway infrastructure”. In Russian
10 . Order of the Federal State Statistics Service of 24.10.2011 № 435 “On approv-
al of the Guidelines for the Completion of the federal statistical observation number P-1 “Data on the production and shipment of goods and services”, № P-2 “Information on investments in non-financial assets”, № P-3 “Information on the financial condition of the organization”, № Р-4 “Information on the number, wages and movement of workers”, № P-5(m), “Understanding the activity of the organization” In Russian
11 . Order of Joint Stock Company “Russian Railways” from 31.01.2012 № 196r
“On approval of the submission of information for the formation and maintenance of a database on innovative projects in the field of railway transport and the album forms of information for the creation of a database of innovative projects in the field of railway transport” In Russian
12 . The decision of the Economic Council of the CIS “On the concept of sci-
entific and information support of programs and projects of the CIS in the sphere of innovation” (Adopted in Moscow 13.03.2009) . In Russian .
13 . Titova M .V. Issue of the Legal Tax Benefits Modem Stage. Moscow: Jurispru-
dence Publishing, 2002. (5) (244). P. 98-107. In Russian.
14 . Federalism in Russia: Monograph. Ed . R. Hakimova . Kazan: Kazan Institute
of Federalism, 2001 P 349 In Russian
84