УДК 336.02+656
ТРУБАЧЕВА М. В., ВАСИЛЬЕВА Н. Н.
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
TAX POLICY IMPACT ON FINANCIAL RESULTS IN TRANSPORT ORGANIZATION
Аннотация. В статье представлен анализ влияния налоговой политики на формирование финансовых результатов ООО «НПАТК». Рассмотрена сущность налоговой нагрузки, как главного показателя эффективности функционирования налоговой системы, и ее влияние на отдельные финансовые потоки ООО «НПАТК».
Ключевые слова: Налоговая политика, налоговое планирование, налоговая нагрузка, коэффициент налоговой нагрузки, коэффициент эффективности налогообложения, коэффициент налогообложения цены, коэффициент налогообложения прибыли, коэффициент налогообложения затрат.
Summary. The article presents analysis of tax policy impact on formation of financial results in «NPATK». The essence of tax burden, as the main indicator of tax system efficiency and its impact on individual financial flows of «NPATK» is being described.
Keywords: tax policy, tax planning, tax burden, coefficient of tax burden, tax efficiency ratio, ratio of taxation rates, profits tax rate, tax rate costs.
Одним из главных желаний собственника и руководителя организации любой формы собственности является стремление к уменьшению налоговых обязательств. Оптимизация налогообложения подразумевает уменьшение налоговых обязательств путем целенаправленных законных действий, которые включают использование льгот, налоговых освобождений и других правомерных приемов и способов. К таким способам, в частности, можно отнести квалифицированную организацию учетной политики для целей налогообложения, посредством которой исключаются или снижаются случаи необоснованной переплаты налогов и начисления налоговых санкций.
Налоговое планирование - это важное направление оптимизации налоговых обязательств, среди методов которого, доступного любому предприятию, является принятие учетной политики для целей налогообложения с максимально возможным использованием предоставленных законода-
тельством возможностей [2].
Безусловно, грамотно сформированная учетная политика способствует снижению налоговой нагрузки на предприятие. Это является достаточно весомым аргументом для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Очевидно, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) в учетной политике определены правила ведения налогового учета для каждого конкретного случая, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.
Помимо этого Положение об Учетной политике дает право на обоснование перед налоговыми органами всех особенностей ведения бухгалтерского и налогового учета в организации, отличных от общепринятой практики, а также особый порядок учета тех участков, по которым нормы законодательства отсутствуют или не содержат определенного порядка действий.
Рассматривая сущность налоговой нагрузки, необходимо разграничивать на первый взгляд схожие понятия налоговой нагрузки и налогового бремени. Налоговое бремя, с одной стороны, выступает в качестве отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и государством по уплате обязательных налоговых платежей, с другой стороны, - это величина, которая отражает потенциально возможное влияние государства на экономику с помощью налоговых механизмов. В свою очередь, налоговая нагрузка - это показатель, посредством которого характеризуется фактический уровень воздействия. При этом налоговая нагрузка бывает абсолютной (отражает совокупность всех уплачиваемых налогов и сборов) и относительной (показывает отношение абсолютной налоговой нагрузки к показателю - соизмерителю), различают
Оощ,
где НДС - налог на добавленную стоимость;
НП - налог на прибыль; НИ - налог на имущество; ЗН - земельный налог; ТН - транспортный налог. В данном расчете не учитывается налог на доходы физических лиц (НДФЛ), т.к. предприятие выступает как налоговый
также реальную налоговую нагрузку (отношение суммы уплаченных налогов к выручке либо валовому доходу) и номинальную налоговую нагрузку (отношение суммы начисленных налогов к выручке либо валовому доходу). Налоговая нагрузка выступает базовым показателем эффективности функционирования налоговой системы в целом [5].
Поэтому учетная политика должна строиться не только для упрощения ведения бухгалтерского и налогового учета, но и в целях оптимизации налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, и снижения налоговой нагрузки.
Следовательно, необходимо оценить уровень налоговой нагрузки на предприятии при помощи следующей системы показателей.
агент, который удерживает НДФЛ и перечисляет его в бюджет, а фактически этот налог платит физическое лицо [3].
Воспользовавшись формулой, рассчитаем влияние каждого из факторов на величину налоговой нагрузки способом цепных подстановок: результаты расчета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Расчет влияния факторов на значение коэффициента налоговой нагрузки
Подстановки Факторы, тыс. руб. Кнн Влияние за год
НДС НП НИ ЗН ТН Выручка с НДС
Базовое значение 5008,76 948,54 12,73 491,56 266,60 35113 0,192 -
Влияние изменения НДС 4338,99 948,54 12,73 491,56 266,60 35113 0,173 -0,019
Влияние изменения НП 4338,99 1045,13 12,73 491,56 266,60 35113 0,175 0,002
Влияние изменения НИ 4338,99 1045,13 16,16 491,56 266,60 35113 0,175 0
Влияние изменения ЗН 4338,99 1045,13 16,16 406,58 266,60 35113 0,173 -0,002
Влияние изменения ТН 4338,99 1045,13 16,16 406,58 435,10 35113 0,178 0,005
Влияние изменения выручки с НДС 4338,99 1045,13 16,16 406,58 435,10 33232 0,188 0,010
О 6гц. коз ф. налог, нагрузки (Кнн)
Сумма налогов,исчисленных за огч. период Выручка с НДС за огч. период
X 100%.
В частности, для ООО «НПАТК» формула примет следующий вид:
НДС - НП - НИ - ЗН - ТН
. коз ф. налогов ой нагрузки =■
Выручка с НДС за огч. период
X 100%,
Совокупное влияние X X X X X X X -0,004
Данные таблицы позволяют заключить, что наибольшее влияние на изменение коэффициента налоговой нагрузки оказали изменение доли общего объема реализации услуг (+1%) и транспортного налога (+0,5 %), а также изменение доли налога на добавленную стоимость в общей сумме налоговых платежей ООО «НПАТК» (- 1,9%).
Общий коэффициент налоговой нагрузки, составляющий 19,2% в 2012 году и 18,8% в 2013 году, означает, что на предприятии имеет место снижение эффективности системы налогового планирования. Организации необходимо проводить регулярный анализ изменений в законодательстве для своевременного внесения корректировок в учетную политику для целей налогообложения и снижения налоговых рисков.
Общий коэффициент налоговой нагрузки может быть детализирован. После проведения выездной проверки налоговые органы могут использовать коэффициенты налогообложения до налоговой проверки и по ее результатам, чтобы оценить эффективность работы бухгалтерии [6]:
где Кн до нп - коэффициент
налогообложения до налоговой проверки;
Е Нс - сумма налогов, исчисленных за определенный период организацией самостоятельно;
В+НДС - выручка с НДС за отчетный период.
В 2012 году коэффициент налогообложения до налоговой проверки составил:
в 2013 году:
В коэффициенте налогообложения после налоговой проверки в сумму начисленных за отчетный период налогов необходимо включать не только суммы, исчисленные предприятием, но и суммы, доначисленные налоговыми органами в этом периоде в результате камеральных и выездных проверок, включая штрафы и пени:
Кн после нп =
1Нно
X 100%,
где
В - НДС
Кн после нп - коэффициент налогообложения по результатам налоговой проверки;
Е Нно - сумма налогов, исчисленных за период с учетом доначислений, выполненных налоговыми органами в ходе проверки.
В 2012 году коэффициент налогообложения по результатам налоговой проверки составил:
в 2013 году:
По данным коэффициентам налогообложения руководство организации вправе оценить эффективность работы бухгалтерской службы. Также посредством данных коэффициентов можно определить размер материального поощрения работников бухгалтерии.
Уровень налоговой нагрузки и эффективность налогового планирования оценивают также путем расчета следующих показателей [4]: ^
где Кэн - коэффициент эффективности
налогообложения;
ЧП - чистая прибыль;
ЕН - общая сумма налоговых платежей.
Чем выше значение коэффициента эффективности налогообложения, тем лучше для фирмы (организация платит меньше налогов).
В 2012 году коэффициент эффективности налогообложения составил:
в 2013 году:
Так же можно рассчитать частный показатель, характеризующий долю налого-
вых платежей, например, в цене продукции:
где Кнц - коэффициент налогообложения цены;
ЕНц - сумма налогов, входящих в цену продукции (НДС, акцизы); Ц - цена продукции.
В 2012 году коэффициент налогообложения цены составил:
в 2013 году:
Частный показатель, характеризующий долю налоговых платежей в прибыли, следующий:
где Кнп - коэффициент налогообложения прибыли;
ЕНп - сумма налоговых платежей, уплачиваемых из прибыли.
В 2013 году коэффициент налогообложения прибыли составил:
И, наконец, можно рассчитать частный показатель, характеризующий долю налоговых платежей в затратах:
где Кнз - коэффициент налогообложения затрат;
ЕНс - сумма налогов, включаемых в себестоимость продукции за период; С - себестоимость продукции за период.
В 2012 году коэффициент налогообложения затрат составил:
Кнз =
857,84
X 100% = 4,00.
в 2013 году:
21440
Принцип расчета частных показателей одинаковый: соотношение части и целого. Из чего можно заключить, что чем меньше показатель, тем лучше для компании, тем меньшую часть цены или прибыли предприятие передает в бюджет и тем больше остается в его распоряжении.
Анализ налоговой нагрузки на отдельные финансовые потоки исследуемого предприятия показал, что наибольшую налоговую нагрузку несет выручка предприятия (13,06%). Налоговая нагрузка на прибыль составила 3,14%, а на себестоимость 4,00%.
Анализ предложенных коэффициентов - один из способов для определения привлекательности того или иного варианта учетной политики для целей налогообложения или налоговой схемы. Расчет этих показателей можно учитывать как при анализе результатов деятельности организации, так и в ходе планирования.
В налоговом планировании как целостной системе необходимо проверять использование всей совокупности имеющихся в арсенале финансового управления методов. На каждом этапе или стадии наиболее эффективны свои методы [1].
В целях дальнейшего совершенствования методов планирования и прогнозирования можно предложить индексный метод. Он предполагает расчет показателей на основе анализа достигнутых величин за прошлые периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития бизнеса.
При применении предлагаемого метод важна точность определения индексов изменения базовых величин, которые можно разделить на индексы внешних и внутренних изменений.
К индексам внешних изменений можно отнести:
1) коэффициенты изменений уровня цен на приобретаемые товарно-материальные ценности и услуги;
2) коэффициенты изменения уровня заработной платы;
3) коэффициенты изменения объемов продаж исходя из потребностей рынков сбыта.
К индексам внутренних изменений можно отнести:
1) коэффициенты изменений объемов производства и реализации исходя из производственных планов, перевооружения и технического расширения предприятия;
Все вышеперечисленные показатели целесообразно использовать в процессе налогового планирования для оценки альтернативных вариантов и выборе оптимального варианта налоговой политики, а также при подведении итогов планирования и определении его результатов.
Информация, полученная на основе анализа данных показателей, позволяет определить эффективные элементы налогового планирования, оценить их результативность как с точки зрения получаемой экономии, так и стоимости внедрения. На этой основе производится необходимая корректировка действующей системы налогового планирования, а также принимаются решения о разработке новых методов или об отказе от неэффективных приемов.
Литература
1. Антошина О.А. Организация налогового учета и налогового планирования на предприятии // Экономико-правовой бюллетень - 2012 - № 11.
2) коэффициенты изменений уровня цен на собственную продукцию, исходя из ценовой и маркетинговой политики предприятия;
Можно предложить следующую схему формирования налоговых прогнозов (табл. 2).
Таблица 2
2. Беспалов М.В. Налоговое планирование и оптимизация налогообложения: основные цели, задачи и принципы осуществления // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях - 2013 -№№ 23, 24.
3. Бочкарева Т. Управление налоговой нагрузкой по налогу на прибыль организаций // Международный бухгалтерский учет. № 6 февраль 2013.
4. Долгих И.Н. Налоговое планирование и оценка его эффективности // Международный бухгалтерский учет - 2013 - № 21.
5. Колесень Е.В. Взаимосвязь процесса налоговой оптимизации с уровнем налоговой нагрузки и налоговыми рисками // Официальные материалы для бухгалтера -2010 - № 9.
6. Чипуренко Е.В. Формирование налогового поля организации при расчете налоговой нагрузки // Налоги и налоговое планирование - 2010 - №№ 5, 9.
Схема формирования налоговых прогнозов
Наименование показателей (элементов планирования) Фактические величины, соответствующие базовому периоду Индексы (коэффициенты) внешних изменений Индексы (коэффициенты) внутренних изменений Плановые величины, соответствующие расчетному периоду (гр. 5 = гр. 2 X гр. 3 X гр. 4)
1 2 3 4 5
Показатель 1
Показатель 2