DOI 10.47576/2712-7559_2023_1_104 УДК 330
Золотарева Галина Алексеевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, е-mail: [email protected]
Шипунова Александра Александровна,
магистрант кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, e-mail: alexandra. [email protected]
Шипунов Данила Владиславович,
магистрант кафедры экономики, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), г. Томск, Россия, e-mail: shipunov_ [email protected]
ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА
В статье рассмотрены тенденции малого и среднего предпринимательства в современных условиях России в разрезе налогообложения, проанализированы налоговые поступления в соответствующие бюджеты, а также влияние уровня налоговой нагрузки на развитие малого бизнеса.
Ключевые слова: налогообложение; налоговая нагрузка; малый и средний бизнес; налоговые поступления; налоги на малый бизнес.
UDC 330
Zolotareva Galina Alekseevna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]
Shipunova Alexandra Alexandrovna,
master student of the Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]
Shipunov Danila Vladislavovich,
master student of the Department of Economics, Tomsk State University of Control Systems and Radioelectronics (TUSUR), Tomsk, Russia, e-mail: [email protected]
THE IMPACT OF THE TAX BURDEN ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESSES
The article discusses the trends of small and medium-sized businesses in the current conditions of Russia in the context of taxation, analyzes tax revenues to the relevant budgets, as well as the impact of the level of tax burden on the development of small businesses.
Keywords: taxation; the tax burden; small and medium businesses; tax revenues; small business taxes.
Несмотря на увеличение финансирования мероприятий государственной поддержки малого бизнеса в России в 2018-2020 гг. в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской инициативы», наблюдается сокращение числа субъектов малого и среднего предпринимательства и доли сектора во внутреннем валовом продукте страны. В целом в 2019-2020 гг. в России наблюдались негативные тенденции развития сектора, связанные с повышением ставки НДС, введением онлайн-касс и почти нулевым ростом доходов населения.
Как указывается в Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года [1], около 1/5 ВВП в стране, а во многих субъектах треть и более ВРП, создаются малыми предприятиями. Сектор малого и среднего предпринимательства сосредоточен в основном в сфере торговли, оказания услуг. На малое и среднее предпринимательство приходится только 5-6 % стоимости основных средств и
Доля инвестиций в обороте меняется в зависимости от изменений налоговой нагрузки. Когда в 2018 г. возросла налоговая нагрузка, то доля инвестиций в основной капитал уменьшилась, после же уменьшения налоговой нагрузки в 2020 г. с 37,2 до 36,3 %, доля инвестиций в основной капитал увеличилась с 4,85 до 5,61 %.
Также из данных табл. 5 следует, что в 2020 г. по сравнению с 2016 г. оборот предприятий малого бизнеса в России увеличился всего на 13,9 %, в том числе по федеральным округам: ЦФО - на 45 %, СФО - 10,1 %, ДФО -
6-7 % объема инвестиций в основной капитал.
В Российской Федерации низкая доля экспорта малого и среднего предпринимательства в общем объеме экспорта (6 %), в развитых странах, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, от 25 до 35 %, в Китае - более 50 %. Малый и средний бизнес в России развивается крайне неравномерно: на 10 субъектов Российской Федерации приходится около 46 % общего количества субъектов малого и среднего предпринимательства - юридических лиц. В России только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими индивидуальными предпринимателями (для сравнения: в Китае - 15,5 %, США - 13,8 %) [5].
В настоящее время Россия по многим параметрам, характеризующим деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, отстает от развитых стран.
Рассмотрим оборот малых предприятий и микропредприятий и инвестиции в основной капитал (табл. 1).
29,7 %. Доля малых предприятий в обороте за указанный период увеличилась с 48,2 % до 55,2 %, в том числе по ЦФО - с 46,2 % до 60,7 %. Доля микропредприятий в обороте в 2020 г. преобладает по стране (58,1%), ЦФО (60,8%), во всех округах преобладает доля микропредприятий.
Инвестиции в основной капитал в 2018 г. по сравнению с 2016 г. в абсолютных суммах увеличились по Российской Федерации на 31,9 %, при этом в СЗФО - в 2,1 раза, ДФО - в 2 раза, СКФО - на 2,4 %. Инвестиции в абсолютных суммах в микропредприятия пре-
Таблица 1 - Оборот предприятий и инвестиции в основной капитал
Год 2016 2017 2018 2019 2020
Оборот предприятий, млрд. руб. Всего, в т. ч.: 38877 48459,2 53314,2 42849,6 44265,4
Малые 18738,2 27586,4 29425,7 19186,7 18593,3
Микро 20138,8 20872,8 23888,6 23662,9 25672,1
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. Всего, в т. ч.: 801,6 998,5 1057,4 2078,1 2 483,5
Малые 411,6 553,8 514,4 966,8 1353,7
Микро 390,1 444,7 543 1111,7 1129,8
Налоговая нагрузка, в % Всего, в т. ч.: 28,5 24,6 26,2 37,2 36,3
Малые 13,7 14,0 14,5 16,7 15,2
Микро 14,8 10,6 11,8 20,5 21,1
Доля инвестиций в обороте, в % Всего, в т. ч.: 2,06 2,06 1,98 4,85 5,61
Малые 2,20 2,01 1,75 5,04 7,28
Микро 1,94 2,13 2,27 4,70 4,40
вышают значения инвестиций в малые предприятия, за исключением ПФО, УФО, ДФО. Инвестиции в расчете на 1 рубль оборота предприятий в 2018 г. составили по стране 2 %, в том числе в СКФО - 4,8 %, УФО - 1,3 %. Оборот на одно малое предприятие составил: в 2016 г. - 108,4 млн руб. (18 738,2 млрд руб., 172 916 ед.), в 2018 г. - 123,5 млн руб. (29 425,7 млрд руб., 238 292 ед.).
Экономическая ситуация и налоговые поступления от субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 г. существенно отличаются от предыдущих лет. Это под-
тверждается данными консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, по которым видно, что с апреля 2020 г. наблюдалось сокращение объемов поступлений налогов на совокупный доход, как за счет падения самих доходов, так и по причине принятия налоговых льгот и отсрочек для малого бизнеса в наиболее пострадавших от коронавируса отраслях экономики.
В табл. 2 представлены поступившие в бюджет налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, в 2017-2020 гг.
Таблица 2 - Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам, 2017-2020 гг. (тыс. руб.) [4]
Год Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы Всего поступлений от СНР
федерального бюджета консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации местных бюджетов из консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации
2017 38 718 666 478 085 778 149 171 870 516 804 444
2018 104 572 826 550 009 600 163 024 934 654 582 426
2019 150 667 488 662 538 967 185 966 228 813 206 455
2020 31 586 406 586 390 761 179 495 100 617 977 167
Для наглядности представим дина- циальных налоговых режимов на мику налоговых поступлений от спе- рис. 1.
2О17ГО0
201S год
2015 год
2020I од
Всего ПОСТуШКЯМЙ от СНР, тыс. рослей
Рисунок 1 - Динамика налоговых поступлений от специальных налоговых режимов
в 2017-2020 гг. (тыс. руб.)
Из приведенных данных видно, что 2019 г. 24,2 %, в начале 2020 г. ситуация для МСП по сравнению с 2020 г. показал рост налого- складывалась хорошо: объемы налоговых вых поступлений в бюджет, они выросли на поступлений превзошли уровень предыду-
щего года. Но с началом пандемии, после введения поддерживающих мер для наиболее пострадавших отраслей в виде освобождения от уплаты налогов и взносов за 2 квартал 2020 г., отсрочек и рассрочек, а также приостановления ФНС России взысканий задолженности и перехода к мягким мерам урегулирования, фискальный потенциал
малого предпринимательства уменьшился. Уменьшение объема налоговых поступлений в период ограничений выявлена для всех на -логов на совокупный доход [3].
С каждым годом растет налоговая нагрузка на реальный сектор экономики. Динамика налоговой нагрузки на малый и средний бизнес представлена на рис. 2 [2].
II .ОН
7,0% 6,№
4, Ш
2,СУЯ 1,0% о, он
11,04
I
2010г. 3011г. 2012г. 201Лг. 1014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2016г. 101&Т. 2020г.
^^^ Уровень налоговоГ( нагрузки
Рисунок 2 - Динамика налоговой нагрузки на малый и средний бизнес в России в 2010-2020 гг.
Налоговая нагрузка рассчитана как отношение суммы налогов и сборов по данным официальной статистической отчетности ФНС России к обороту организаций по данным Росстата, умноженное на 100 %. Как видно из рис. 7, уровень налоговой нагрузки на бизнес в России возрастает - с 2010-2020 гг. он увеличился с 9,4 % до 11,3 %, то есть темп прироста налоговой нагрузки составил порядка 20 %.
Причем в большей степени увеличивается квазифискальная налоговая нагрузка. Это делает непредсказуемыми условия ведения бизнеса и отпугивает инвесторов. В экономике есть такой показатель, как кривая Лаф-фера, которая демонстрирует зависимость роста доходов бюджета от роста налоговых ставок. В соответствии с этой кривой рост ставок до какого-то момента обеспечивает приток доходов в бюджет. Но после определенного уровня доходы начинают падать.
Это говорит о том, что чрезмерное налоговое давление уводит бизнес в тень. Увеличение налогового бремени оказывает отрицательное воздействие на экономику, ослабляя стимулы к труду и сбережениям, а также снижая эффективность использования перераспределяемых ресурсов.
Налоговый потенциал для стимулирования экономики в нашей стране реализован крайне слабо. При этом чрезмерная налоговая нагрузка на физических лиц и организации малого и среднего бизнеса в совокупности с жесткой финансовой централизацией при доминировании фискальных интересов государства создает ситуацию, при которой существенная часть налоговых доходов «утекает» в теневую экономику. Как выход из сложившейся ситуации необходимо поддержание такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического
роста, а с другой - отвечает потребностям в доходах бюджета для предоставления важнейших государственных услуг.
Налоги на малый бизнес индексируются посредством повышения корректирующих коэффициентов, индексация каждый год выше инфляции почти на 5 %. Если это делается из года в год, то налоговая нагрузка с каждым годом растет.
Далее, происходит повышение квазифискальной налоговой нагрузки за счет повышения ставок по ряду неналоговых платежей. Большинство неналоговых сборов появилось за последние 7-8 лет. Это, например, экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), утилизационный сбор, курортный сбор, обязательные отчисления операторов связи, плата за проезд большегрузных автомобилей, сборы за выдачу кодов по маркированным товарам и т. д. Все это также способно разогнать инфляцию и увеличить налоговое бремя предприятий. Сохранение текущего тренда на увеличение налоговой и квазиналоговой нагрузки будет способствовать стагнации и дальнейшей рецессии экономики.
Наблюдается снижение количества предприятий малого и среднего бизнеса на фоне повышения налоговых поступлений. Это говорит о следующем. С одной стороны, происходит улучшение методов налогового администрирования. С другой стороны, усиливается давление на бизнес, который работает законно. И это одна из главных причин, что предприятия показывают из года в год отрицательную динамику. В итоге это может привести к тому, что мы перестанем фиксировать рост поступлений налоговых поступлений в бюджет. И количество предприятий станет меньше, и налогов.
Таким образом, для стимулирования экономического роста в России становится необходимым повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей за счет снижения налоговой нагрузки и предоставления различного рода преференций. Снижение налогов - это допинг для экономи-
ки. Опыт промышленно развитых стран показывает, что именно в кризисных условиях необходимо снижение налоговой нагрузки на корпоративный бизнес.
Список литературы
1. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : Распоряжение Правитель -ства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.08.2021).
2. Данные по формам статистической налоговой отчетности // Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: https:// www.nalog.ru/ (дата обращения: 05.08.2021).
3. Налогообложение субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах: итоги 2020 года и изменения 2021 года // Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Научно-исследовательский финансовый институт». URL: https://www.nifi.ru/images/FILES/tax_review/ taxreview_15042021.pdf (дата обращения: 25.08.2021).
4. Отчет по форме № 1-НМ за 2018, 2019,2020, 2021 гг. URL: https://www.nalog.ru/rn (дата обращения: 22.11.2021).
5. Оценка доли малого и среднего бизнеса в экономике России // Официальный сайт РБК. URL: https:// www.rbc.ru/economics/05/02/2021/5c5948ccfdf7 (дата обращения: 05.08.2021).
References
1. On the approval of the Strategy for the Development of small and medium-sized enterprises in the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the Government of the Russian Federation dated 02.06.2016 No. 1083-r (ed. from 30.03.2018). "Consultant Plus": legal reference system. URL: http://www.consultant.ru (accessed: 08/22/2021).
2. Data on statistical tax reporting forms. Official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. URL: https://www.nalog.ru (accessed: 05.08.2021).
3. Taxation of small and medium-sized businesses in the regions: results of 2020 and changes in 2021. Official website of the Federal State Budgetary Institution "Research Financial Institute". URL: https://www.nifi. ru/images/FILES/tax_review/taxreview_15042021.pdf (accessed: 08/25/2021).
4. Report on Form No. 1-NM for 2018, 2019,2020, 2021. URL: https://www.nalog.ru/rn (accessed: 11/22/2021).
5. Assessment of the share of small and medium-sized businesses in the Russian economy. Official website of RBC. URL: https://www.rbc.ru/economics/05/02/2021/5c5 948ccfdf7 (accessed: 05.08.2021).