Научная статья на тему 'Влияние на умственную работоспособность подростков джема из плодов алычи с высоким содержанием биологически активных веществ'

Влияние на умственную работоспособность подростков джема из плодов алычи с высоким содержанием биологически активных веществ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ПИТАНИЕ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / ДЖЕМ ИЗ АЛЫЧИ / TEENAGERS / MENTAL PERFORMANCE / NUTRITION / BIOLOGICALLY ACTIVE SUBSTANCES / CHERRY PLUM JAM

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дунаевская Е. В., Савченко В. М., Горина В. М.

Изучено влияние джема из плодов алычи с высоким содержанием биологически активных веществ на умственную работоспособность подростков. Обследованы 62 ученика 7 и 8 классов, средний возраст 13,02±0,71 лет, мальчиков 36 (58.1%), девочек 26 (41.9 %). Части подростков в школе ежедневно в течение 15 дней давали по 30 г джема из плодов алычи, содержащего высокие концентрации флавоноидов, пектинов, витаминов, макрои микроэлементов. Умственную работоспособность оценивали корректурной пробой (цифровой вариант, длительность 2 мин.) с определением темпа, ошибки, точности, производительности и коэффициента устойчивости внимания в 1-ю и 2-ю минуты до (перед 3-м уроком) и после (после 6-го урока) учебной нагрузки в начале и в конце исследования. Исходное состояние умственной работоспособности подростков характеризуется развитием умственной усталости (снижение объема внимания и его концентрации) после учебной нагрузки. Употребление подростками джема из алычи приводит к благоприятным сдвигам показателей корректурной пробы (рост темпа, производительности, точности, снижение количества ошибок в 1-ю минуту) после учебной нагрузки в конце исследования. Одновременно у подростков контрольной группы ряд показателей корректурной пробы (темп и производительность во 2-ю минуту) в конце исследования в сопоставлении с исходными значениями существенно снизились. Полученные данные свидетельствовали, что применение в качестве дополнительного питания джема из плодов алычи с высоким содержанием БАВ приводило к сохранению и улучшению умственной работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дунаевская Е. В., Савченко В. М., Горина В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT ON MENTAL PERFORMANCE UNDERGROWTH CHERRY PLUM JAM WITH HIGH CONTENT OF BIOACTIVE SUBSTANCES

The effect of cherry plum jam with a high content of biologically active substances on the mental performance of adolescents has been studied. 62 pupils of the 7th and 8th grades were examined, the average age was 13.02 ± 0.71 years old, boys 36 (58.1%), girls 26 (41.9%). A part of adolescents at school received daily for 15 days 30 g of cherry plum jam, containing high concentrations of flavonoids, pectins, vitamins, and macroand microelements. Mental performance was assessed by corrective breakdown (digital version, duration 2 min) with determination of pace, error, accuracy, performance and attention stability factor in the 1st and 2nd minutes before (before the 3rd lesson) and after (after 6 lesson) study load at the beginning and at the end of the study. The initial state of mental health of adolescents is characterized by the development of mental fatigue (a decrease in the amount of attention and its concentration) after an exercise load. The use of cherry plum jam by adolescents leads to favorable shifts in the corrective test indicators (growth rate, productivity, accuracy, reduction in the number of errors per minute) after the training load at the end of the study. At the same time, in the adolescents of the control group, a number of indicators of the proof test (rate and productivity in the 2nd minute) at the end of the study decreased significantly as compared with the initial values. The data obtained indicate that the use of cherry plum jam with a high content of BAS as an additional food leads to the preservation and improvement of mental performance.

Текст научной работы на тему «Влияние на умственную работоспособность подростков джема из плодов алычи с высоким содержанием биологически активных веществ»

УДК 613.22:616-084:577.19

Дунаевская Е. В.1, Савченко В. М. 2, Горина В. М.1 ВЛИЯНИЕ НА УМСТВЕННУЮ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ДЖЕМА ИЗ ПЛОДОВ АЛЫЧИ С ВЫСОКИМ СОДЕРЖАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

1 ФГБУН Никитский ботанический сад - Национальный научный центр Российской академии наук, 298648, пгт. Никита, г. Ялта 2 ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского», Медицинская академия имени С. И. Георгиевского, г. Симферополь, Россия

Dunaevskaya Е. V.1, Savchenko V. M. 2, Gorina V. М.1 EFFECT ON MENTAL PERFORMANCE UNDERGROWTH CHERRY PLUM JAM WITH HIGH CONTENT OF BIOACTIVE SUBSTANCES

'Research Scientist of Federal State-Funded Institution of Science «Nikitsky Botanical Garden - National Scientific Center of Russian

Academy of Sciences»,

2 V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Medical Academy named after S.I. Georgievsky, Russia

РЕЗЮМЕ

Изучено влияние джема из плодов алычи с высоким содержанием биологически активных веществ на умственную работоспособность подростков. Обследованы 62 ученика 7 и 8 классов, средний возраст - 13,02±0,71 лет, мальчиков - 36 (58.1%), девочек - 26 (41.9 %). Части подростков в школе ежедневно в течение 15 дней давали по 30 г джема из плодов алычи, содержащего высокие концентрации флавоноидов, пектинов, витаминов, макро- и микроэлементов. Умственную работоспособность оценивали корректурной пробой (цифровой вариант, длительность 2 мин.) с определением темпа, ошибки, точности, производительности и коэффициента устойчивости внимания в 1-ю и 2-ю минуты до (перед 3-м уроком) и после (после 6-го урока) учебной нагрузки в начале и в конце исследования. Исходное состояние умственной работоспособности подростков характеризуется развитием умственной усталости (снижение объема внимания и его концентрации) после учебной нагрузки. Употребление подростками джема из алычи приводит к благоприятным сдвигам показателей корректурной пробы (рост темпа, производительности, точности, снижение количества ошибок в 1-ю минуту) после учебной нагрузки в конце исследования. Одновременно у подростков контрольной группы ряд показателей корректурной пробы (темп и производительность во 2-ю минуту) в конце исследования в сопоставлении с исходными значениями существенно снизились. Полученные данные свидетельствовали, что применение в качестве дополнительного питания джема из плодов алычи с высоким содержанием БАВ приводило к сохранению и улучшению умственной работоспособности.

Ключевые слова: подростки, умственная работоспособность, питание, биологически активные вещества, джем из алычи.

SUMMARY

The effect of cherry plum jam with a high content of biologically active substances on the mental performance of adolescents has been studied. 62 pupils of the 7th and 8th grades were examined, the average age was 13.02 ± 0.71 years old, boys - 36 (58.1%), girls - 26 (41.9%). A part of adolescents at school received daily for 15 days 30 g of cherry plum jam, containing high concentrations of flavonoids, pectins, vitamins, and macro- and microelements. Mental performance was assessed by corrective breakdown (digital version, duration 2 min) with determination of pace, error, accuracy, performance and attention stability factor in the 1st and 2nd minutes before (before the 3rd lesson) and after (after 6 lesson) study load at the beginning and at the end of the study. The initial state of mental health of adolescents is characterized by the development of mental fatigue (a decrease in the amount of attention and its concentration) after an exercise load. The use of cherry plum jam by adolescents leads to favorable shifts in the corrective test indicators (growth rate, productivity, accuracy, reduction in the number of errors per minute) after the training load at the end of the study. At the same time, in the adolescents of the control group, a number of indicators of the proof test (rate and productivity in the 2nd minute) at the end of the study decreased significantly as compared with the initial values. The data obtained indicate that the use of cherry plum jam with a high content of BAS as an additional food leads to the preservation and improvement of mental performance. Key words: teenagers, mental performance, nutrition, biologically active substances, cherry plum jam.

Введение

В последнее десятилетие в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения состояния здоровья подростков, что проявляется неблагоприятной динамикой основных показателей здоровья учащихся, ростом их заболеваемости и инвалидности по мере их обучения в школе [1, 2]. Общая заболеваемость среди детей старшего подросткового возраста за последнее десятилетие в России увеличилась на 37,5 %, а инвалидность - на 38,2 % [3]. Обычно ухудшение состояния здоровья учащихся (увеличение частоты хронических заболеваний) наблюдается в 7-9-м классах [4]. Одной из причин ухудшения здоровья подростков является нарушение их питания [5, 6]. Дефицит витаминов, микроэлементов, минеральных веществ и пищевых волокон приводит к снижению устойчивости организма к неблагоприятным

факторам окружающей среды, снижению работоспособности и развитию патологических состояний [7].

Предупредить развитие и устранить указанные расстройства здоровья у подростков возможно улучшением их питания в школе с включением продуктов с высоким содержанием биологически активных веществ [8, 9], в т.ч. фруктов. Перспективными для этих целей являются плоды зизифуса, фейхоа и алычи, содержащих значительное количество витаминов, антиоксидантных и пектиновых веществ, важных макро- и микроэлементов. Среди указанных плодов наиболее распространенной и доступной является алыча [10], джем из которой по содержанию макро-и микроэлементов значительно превосходит джемы из абрикосов, мандаринов и яблочное повидло промышленного изготовления [11].

Цель исследования - изучить влияние джема из плодов алычи с высоким содержанием биологически активных веществ на умственную работоспособность подростков.

Материал и методы

Обследованы 62 подростка, которые учились в 7 и 8 классах среднеобразовательной школы. Мальчиков было - 36 (58,1 %), девочек - 26 (41,9 %) лиц. В среднем возраст подростков составил 13,02±0,71 лет (в возрасте 12 лет - 20, 13 лет - 36, 14 лет - 6 подростков). Сформированы две группы подростков - основная и контрольная, каждая численностью по 31 человек. Группы подростков были сопоставимы по полу и возрасту.

Учащимся основной группы в школе ежедневно в течение 15 дней (с понедельника по пятницу три недели подряд) давали по 30 г джема из алычи. Этот джем характеризовался высоким содержанием БАВ: пектиновых веществ - 1,03 %, Р-активных флавоноидов (антоцианов - 110 мг / 100 г, лейкоантоцианов - 264 мг / 100 г), аскорбиновой кислоты - 5,10 мг / 100 г, калия - 21590 мг/кг, меди - 10,18 мг/кг, железа - 36,48 мг/кг, магния - 204,00 мг/кг, кальция - 130,00 мг/кг, цинка - 1,42 мг/кг и марганца - 0,29 мг/кг. В целом сухих веществ в джеме содержалось 60,1 %. Сахаро-кислотный индекс этого продукта превышал 5 единиц, что указывало на его гармоничный вкус. Джем имел привлекательный темно-вишневый цвет, благодаря высокому содержанию антоцианов [11].

Оценка умственной работоспособности подростков проведена путем выполнения корректурной пробы. Корректурная проба в классическом виде предполагает вычеркивание определенного знака (буквы, цифры и др.) в таблице с различными знаками, расположенными в случайном порядке, за установленный промежуток времени [12]. Нами использован бланковый цифровой вариант корректурной пробы. Подросткам предлагалось вычеркивать определенную цифру. Длительность теста составляла 2 мин. с выделением 1-й и 2-й минуты. Результаты пробы оцениваются по количеству просмотренных знаков и по количеству ошибок (пропущенных не зачеркнутых цифр или зачеркнутых неправильно).

В корректурной пробе определяли следующие показатели:

- темп (количество просмотренных знаков) в 1-ю и во 2-ю минуты пробы;

- ошибки (количество допущенных ошибок) в 1-ю и во 2-ю минуты пробы.

По результатам корректурной пробы вычисляли для 1-й и 2-й минуты:

- точность = (темп - количество ошибок) / темп (усл. ед.);

- производительность = Темп -(20*Количество ошибок) (усл. ед.).

Также вычислялся коэффициент устойчивости

внимания (КУВ) по производительности = (производительность 1 мин / производительность 2 мин) *100 (%).

Трактовка определяемых и вычисляемых показателей корректурной пробы была следующей: чем выше темп, тем лучше, больше умственная работоспособность; чем больше значение точности, лучше умственная работоспособность (в идеале точность равняется 1,00, что указывает на отсутствие ошибок); чем больше значение производительности, лучше умственная работоспособность. КУВ указывает на устойчивость умственной работоспособности, которая должна соответствовать 100,0 % (полное соответствие продуктивности 1-й и 2-й минут); чем выше значение КУВ со знаком «+», тем хуже умственная работоспособность, что указывает на снижение внимания.

Учащихся обеих групп обследовали одновременно в начале и в конце исследования (перед и после употребления джема алычи). Первое обследование проведено в начале учебной недели (в понедельник перед 3-им и после 6-го уроков), второе обследование - в конце курса и учебной недели (в пятницу перед 3-им и после 6-го уроков).

Статистическое описание выборок осуществляли методами оценки вариационных рядов. При этом определяли среднее арифметическое (М) и среднее квадратическое отклонение (с). Тип распределения параметров в вариационном ряду устанавливали по критерию Шапиро-Уилка. Значимость различий между выборками устанавливалась при помощи непараметрических методов для зависимых (Т-критерий Вилкоксона) и независимых (U-критерий Манна-Уитни) выборок. Критерием достоверности оценок служил уровень значимости с указанием вероятности ошибочной оценки (р). Оценка разности средних считалась значимой при р<0.05. Обработка данных исследования выполнялась при помощи программного продукта STATISTICA 6.0 (фирма StatSoft, США) [13].

Результаты и обсуждение

Исходные значения показателей умственной работоспособности подростков, полученные при выполнении корректурной пробы, отражены в табл. 1. Результаты корректурной пробы свидетельствовали о хорошей умственной работоспособности подростков перед 3-м уроком (темп в 1-ю и 2-ю минуты превышал 377 знаков, что соответствовало оценочному критерию «отлично»). После 6-го урока, т.е. после учебной нагрузки, значения показателей умственной работоспособности снижались, особенно существенно во 2-ю минуту (статистически значимые рост ошибок, снижение точности и производительности). Это указывало на развитие у подростков умственной усталости, что выражалось в снижении объема внимания и его концентрации, особенно после учебной нагрузки.

Таблица 1

Исходные значения показателей умственной работоспособности подростков (п=62, М±о)

Показатели Перед 3-м уроком После 6-го урока

Темп 1-я минута, кол. знаков 433.28±91.40 426.72±86.08

Ошибки 1-я минута, кол. знаков 1.80±1.69 2.60±2.69

Точность 1-я минута, усл. ед. 0.996±0.004 0.994±0.006

Производительность 1-я минута, кол. знаков 397.35±89.14 374.64±88.10

Темп 2-я минута, кол. знаков 411.53±96.05 390.72±82.00

Ошибки 2-я минута, кол. знаков 2.66±2.81 4.02±4.20#

Точность 2-я минута, усл. ед. 0.994±0.006 0.989±0.011#

Производительность 2-я минута, кол. знаков 358.32±87.79 310.34±116.50#

КУВ производительности, % 112.23±17.35 119.43±73.71

р<0,01

Изменение показателей умственной работоспособности подростков контрольной группы за период наблюдения представлены в табл. 2. Из указанной таблицы следует, что в начале исследования как перед 3-м, так и после 6-го уроков темп корректурной пробы в 1-ю и во 2-ю минуты был высоким (оценочная категория «отлично»). В начале исследования перед 3-м уроком показатели умственной работоспособности подростков во 2-ю минуту существенно ухудшались в сравнении с 1-й минутой: снижение темпа с 460.64±79.44 до 436.89±97.40 знаков (р<0,05); производительности с 423.50±86.95 до 384.04±85.92 знаков (р<0,001).

Такая же динамика показателей умственной работоспособности подростков отмечена в начале исследования после 6-го урока: темп корректурной пробы снизился с 432.79±79.43 (1-я минута) до 394.32±73.29 знаков (р<0,01); производительность с 360.64±79.04 (1-я минута) до 303.61±122.5 знаков (р<0,001). Это свидетельствовало о нестабильности умственной работоспособности подростков со склонностью к снижению внимания. Также у подростков контрольной группы в начале исследования после учебной нагрузки умственная работоспособность существенно ухудшилась, на что указывали статистически значимые более низкие значения всех показателей после 6-го урока в сравнении с 3-м уроком (табл. 2).

В конце исследования в двух измерениях темп корректурной пробы в 1-ю и во 2-ю минуты у контрольной группы также был высоким (табл. 2). Перед 3-м уроком статистически значимых различий между значениями показателей в 1-ю и во 2-ю минуты не было, после 6-го урока во 2-ю минуту значения показателей были ниже в сравнении с 1-й минутой: статистически значимое снижение производительности с 386.92±135.61 (1-я минута) до 350.12±103.2 знаков (р<0,05). В этом случае умственная работоспособность подростков была неустойчивой. С другой стороны, большинство показателей корректурной пробы в конце исследования после 6-го урока превышали значения показателей перед 3-м уроком (темп в 1-ю минуту, производительность в 1-ю минуту).

Сопоставление начальных и конечных значений

показателей корректурной пробы подростков контрольной группы показало снижение к концу исследования перед 3-м уроком почти всех показателей в сравнении с таким же измерением в начале исследования. Значения показателей после 6-го урока в конце и в начале исследования были сопоставимы (табл. 2). При сравнении значений показателей корректурной пробы подростков контрольной группы, полученных при первом и последнем измерениях, установлено снижение их значений и рост количества ошибок к концу исследования в сравнении с началом исследования, в т.ч. статистически значимое снижение темпа во 2-ю минуту после 6-го урока до 405.50±90.64 знаков (в начале исследования перед 3-м уроком - 436.89±97.40 знаков, р<0,05) и производительности во 2-ю минуту после 6-го урока до 350.12±103.2 знаков (в начале исследования перед 3-м уроком - 384.04±85.92 знаков, р<0,05. Приведенные данные указывали на существенное снижение умственной работоспособности у подростков контрольной группы к концу исследования. Таким образом, у подростков контрольной группы отмечено снижение показателей корректурной пробы во 2-ю минуту в сравнении с 1-й минутой, которое указывало на нестабильность умственной работоспособности со склонностью к снижению внимания, как в начале, так и в конце исследования, особенно после учебной нагрузки. К концу исследования в сравнении с исходным состоянием отмечалось существенное снижение во 2-ю минуту после 6-го урока темпа и производительности корректурной пробы, указывающие на ухудшение умственной работоспособности у подростков контрольной группы.

Влияние джема из алычи на показатели корректурной пробы подростков основной группы представлены в табл. 3. Из этой таблицы следует, что в начале исследования как перед 3-м, так и после 6-го уроков темп корректурной пробы в 1-ю и во 2-ю минуту был высоким (оценочная категория «отлично»). В начале исследования перед 3-м уроком показатели умственной работоспособности подростков во 2-ю минуту существенно ухудшались в сравнении с 1-й минутой: снижение производительности с 369.19±84.20 до 329.52±82.21 знаков (р<0,01),

Таблица 2

Динамика показателей умственной работоспособности подростков контрольной группы

(п=30, М±о)

Показатели В начале исследования В конце исследования

Перед 3-м уроком После 6-го урока Перед 3-м уроком После 6-го урока

Темп 1-я минута, кол. знаков 460.64±79.44 432.79±79.43## 372.23±75.13*** 439.23±131.83##

Ошибки 1-я минута, кол. знаков 1.86±1.84 3.61±3.19# 2.58±2.69 2.62±2.84

Точность 1-я минута, усл. ед. 0.996±0.004 0.992±0.007# 0.993±0.010 0.994±0.007

Производительность 1-я минута, кол. знаков 423.50±86.95 360.64±79.04### 320.69±93.04*** 386.92±135.61#

Темп 2-я минута, кол. знаков 436.89±97.40 р<0,05 394.32±73.29# р<0,01 389.88±73.71** 405.50±90.644

Ошибки 2-я минута, кол. знаков 2.64±3.20 4.54±4.90# 3.58±3.25 2.77±3.02

Точность 2-я минута, усл. ед. 0.994±0.006 0.988±0.012## 0.991±0.009 0.993±0.007

Производительность 2-я минута, кол. знаков 384.04±85.92 р1<0,001 303.61±122.5### р1<0,001 318.35±97.27*** 350.12±103.24 р<0,05

КУВ производительности, % 111.25±11.69 107.32±92.60 103.70±31.91** 111.69±26.83

Примечания: # - статистически значимые различия между выборками в рамках одного исследования, * - между одноименными выборками разных исследований, ♦ - в сравнении со значением перед 3-м уроком в начале исследования при вероятности ошибочной оценки #,*,♦ - р<0,05, ##,**,♦♦ - р<0,01 и ###,***,♦♦♦ - р<0,001

точности - с 0.996±0.003 до 0.993±0.006 усл.ед. (р<0,05), рост количества ошибок с 1.72±1.57 до 2.68±2.38 знаков (р<0,05). В начале исследования после 6-го урока показатели умственной работоспособности подростков также существенно ухудшались во 2-ю минуту в сравнении с 1-й минутой: снижение темпа с 419.92±94.15 до 386.68±92.17 знаков (р<0,05), производительности - с 390.32±96.47 до 317.88±111.35 знаков (р<0,001), точности - с 0.996±0.003 до 0.991±0.009 усл. ед. (р<0,01), рост количества ошибок с 1.48±1.33 до 3.44±3.27 знаков (р<0,01). Также у этих детей после 6-го урока КУВ был статистически значимо хуже (130.00±41.99 %), чем перед 3-м уроком (108.52±31.70 %, р<0,05). Такая динамика показателей корректурной пробы свидетельствовала о нестабильности умственной работоспособности со склонностью к снижению внимания и устойчивости у подростков после учебной нагрузки в начале исследования особенно после 6-го урока.

В конце исследования перед 3-м и после 6-го уроков темп корректурной пробы в 1-ю и во 2-ю минуту у подростков основной группы был высоким (табл. 3). В этот момент исследования перед 3-м уроком значения показателей корректурной пробы у подростков в 1-ю и во 2-ю минуту были сопоставимы. После 6-й минуты значения этих показателей во 2-ю минуту ухудшились: отмечено снижение темпа до 381.88±119.66 знаков (1-я минута - 421.72±129.29 знаков, р<0,01), производительности - до 320.28±111.93 знаков (1-я минута -377.72±115.97 знаков, р<0,01), точности - до 0.992±0.006 усл. ед. (1-я минута - 0.995±0.004 усл.ед., р<0,05). Это свидетельствовало о нестабильности умственной

работоспособности у этих подростков со склонностью к снижению внимания после 6-го урока, на что также указывал КУВ (121.97±24.48 %). При сопоставлении значений показателей корректурной пробы перед 3-м уроком и после 6-го урока отмечалось существенное и статистически значимое преобладание последних (рост темпа, производительности, точности, снижение количества ошибок в 1-ю минуту), что указывало на улучшение умственной работоспособности у этих подростков после учебной нагрузки. Лишь КУВ после 6-го урока был хуже (121.97±24.48 %), чем перед 3-м уроком (104.94±35.70 %, р<0,01).

При сравнении значений показателей корректурной пробы подростков основной группы, полученных при первом и последнем измерениях, не установлено каких-либо различий, что указывало на сохранение к концу исследования исходного состояния умственной работоспособности у этих подростков.

Таким образом, у подростков основной группы снижение показателей корректурной пробы во 2-ю минуту в сравнении с 1-й минутой указывало на нестабильность умственной работоспособности со склонностью к снижению внимания, как в начале, так и в конце исследования. После учебной нагрузки показатели корректурной пробы в начале исследования не изменились, а в конце исследования - существенно улучшились. В первом случае это указывало на сохранение, во втором - на улучшение умственной работоспособности этих подростков после учебной нагрузки. При сравнении значений показателей корректурной пробы, полученных при первом и последнем измерениях, не установлено

Таблица 3

Динамика показателей умственной работоспособности подростков основной группы (п=32, М±о)

Показатели В начале исследования В конце исследования

Перед 3-м уроком После 6-го урока Перед 3-м уроком После 6-го урока

Темп 1-я минута, кол. знаков 403.80±97.65 419.92±94.15 375.12±80.27 421.72±129.29#

Ошибки 1-я минута, кол. знаков 1.72±1.57 1.48±1.33 3.40±2.50** 2.20±1.66#

Точность 1-я минута, усл. ед. 0.996±0.003 0.996±0.003 0.991±0.006** 0.995±0.004##

Производительность 1-я минута, кол. знаков 369.19±84.20 390.32±96.47 307.12±67.09** 377.72±115.97##

Темп 2-я минута, кол. знаков 383.12±87.90 386.68±92.17 374.92±91.95 381.88±119.66 р <0 01

Ошибки 2-я минута, кол. знаков 2.68±2.38 р <0 05 3'44±3.27 р <0 01 3.20±2.58 3.08±2.47

Точность 2-я минута, усл. ед. 0.99з±0.006 р<0,05 0.991±0.009 р<0,01 0.992±0.007 0.992±0.006 р<0,05

Производительность 2-я минута кол знаков 329.52±82.21 р <0 01 317.88±111.35 р <0 001 310.92±84.84 320.28±111.93 р <0 01

КУВ производительности, % 108.52±31.70 130.00±41.99# 104.94±35.70 121.97±24.48##

Примечания: # - статистически значимые различия между выборками в рамках одного исследования, * - между одноименными выборками разных исследований, ♦ - в сравнении со значением перед 3-м уроком в начале исследования при вероятности ошибочной оценки #,*,♦ - р<0,05, ##,**,♦♦ - р<0,01 и ###,***,♦♦♦ - р<0,001

каких-либо различий, что свидетельствовало о сохранении к концу исследования исходного состояния умственной работоспособности у этих подростков.

Заключение

Исходная умственная работоспособность подростков, учащихся среднеобразовательной школы, характеризуется развитием умственной усталости (снижение объема внимания и его концентрации) после учебной нагрузки, на что указывает снижение значений ряда показателей корректурной пробы (точность, производительность, ошибки).

Применение в качестве дополнительного питания джема из плодов алычи с высоким содержанием флавоноидов (антоцианов, лейкоантоцианов), витаминов (аскорбиновая кислота) и макро-и микроэлементов (калия, магния, кальция, железа, цинка, меди, марганца) приводило к улучшению умственной работоспособности подростков, что выражалось благоприятными сдвигами показателей корректурной пробы (рост темпа, производительности, точности,

снижение количества ошибок в 1-ю минуту) после учебной нагрузки в конце исследования, а также сохранением к концу исследования исходного состояния их умственной работоспособности. У этих подростков отмечалась в начале и оставалась к концу исследования нестабильность умственной работоспособности со склонностью к снижению внимания (ухудшение показателей корректурной пробы во 2-ю минуту в сравнении с 1-й минутой).

У подростков контрольной группы, которые не принимали джем из алычи, за сопоставимый период наблюдения ряд показателей корректурной пробы в конце исследования не изменились или улучшились, но в сопоставлении с исходными значениями существенно снизились (темп и производительность во 2-ю минуту), что указывало на ухудшение их умственной работоспособности.

Также у этих подростков отмечается нестабильность умственной работоспособности со склонностью к снижению внимания (ухудшение показателей корректурной пробы во 2-ю минуту в сравнении с 1-й минутой) как в начале, так и в конце исследования.

Литература/References

1.

Баранов А. А., Альбицкий В. Ю., Иванова А. А., Терлецкая Р. Н., Косова С. А. Тенденции заболеваемости и состояние здоровья детского населения Российской Федерации. // Российский педиатрический журнал. - 2012 - №6 - С.4-9. [Baranov A. A., Albitsky V. Yu., Ivanova A. A., Terletskaya R. N., Kosova S. A. Trends and the health status of the child population of the Russian Federation. Rossiiskii pedi-atricheskii zhurnal. 2012;6:4-9. (in Russ,)] Рогова В. Р., Рощина Я. М. Состояние здоровья российских детей и подростков. Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE) [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. под. ред. П. М. Козырева. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2011 [Rogova V. R., Roshchina Y. M. The state of health of Russian children and adolescents. Bulletin of the Russian monitoring

of the economic situation and the health of the population of HSE (RLMS HSE) [Electronic resource]. Ed by Kozyrev P. M. Moscow: Natsional'nyi issledovatel'skii universitet «Vysshaya shkola ekonomiki»; 2011 (in Russ.)]

Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Ильин А. Г. Сохранение и укрепление здоровья подростков - залог стабильного развития общества и государства (состояние проблемы). // Вестник РАМН. - 2014. - №5-6. - С.65-70. [Baranov A. A., Namazova-Baranova L. S., Il'in A. G. Preservation and promotion of health of teenagers - pledge of stable development of society and state (condition of a problem). VestnikRAMN. 2014;(5-6):65-70. (in Russ.)] Намазова-Баранова Л. С., Кучма В. Р., Ильин А. Г., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Заболеваемость детей в возрасте от 5 до 15 лет в Российской Федерации. // Медицинский совет. - 2014. - №1. - С.6-10. [Namazova-

Baranova L. S, Kuchma V. R, Ilyin A. G, Sukhareva L. M, Rapoport I. K. Morbidity of children aged 5 to 15 years in the Russian Federation. Meditsinskii sovet. 2014;(1):6-10. (In Russ.)]

Гаврюшин М. Ю., Сазонова О. В., Бородина Л. М. Школьное питание как фактор нарушения физического развития детей. // Вопросы питания. - 2016 - Т.85. - №2. - С.185. [Gavriushin M. Y., Sazonova O. V., Borodin L. M. School feeding as a factor in violations of physical development of children. Voprosypitaniya. 2016;85(S2):185. (In Russ.)] Щудро С. А. Харчовий статус як критерш донозолопчно! дiагностики здоров'я шдлпшв. Медичш перспективи. // 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Т.20. - №2. - С. 117-123. [Schudro S. A.. Nutrition status as a criterion of donosologic diagnostics of teenagers health. Medichni perspektivi. 2015; 20(2):117-123. (In Ukr.)]

Proteggente A. R., Pannala A. S., Paganga G., Van Buren L., Wagner E., Wiseman S. W., Van De Put F., Dacombe C., Rice-Evans C. A. The antioxidant activity of regularly consumed fruit and vegetables reflects their phenolic and vitamin C composition. Free Radic Res. 2002;36(2): 217-233. DOI: 10.1080/10715760290006484

Программа обеспечения школьников свежими фруктами и овощами в образовательных учреждениях («Фрукты и овощи в каждой школе») на 2012-2015 годы. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2014. - №1.

- С.44-59. [Program of providing the students with fresh fruit and vegetables in educational institutions ("Fruits and vegetables in every school") for 2012-2015. Voprosy shkol'noi i uni-versitetskoi meditsiny i zdorov'ya. 2014;(1):44-59. (In Russ.)]

10.

11.

12.

13.

Давидович Е. А. Использование глицина в качестве пищевой добавки в продуктах для питания школьников и подростков. // Экологическая безопасность в АПК. Реферативный журнал. - 2010. - №3. - С.873. [Davidovich E. A. The use of glycine as a food additive in foods for schoolchildren and adolescents. Ekologicheskaya bezopasnost' v APK. Referativnyi zhurnal. 2010;(3):873. (In Russ.)]

Рихтер А. А. Совершенствование качества плодов южных культур. - Симферополь: Таврия; 2001. [Richter A. A. Improving the quality of the fruits of Southern cultures. Simferopol: Tavriya Publ.; 2001. (In Russ.)] Дунаевская Е. В., Рихтер А. А., Горина В. М. Джем из темно-окрашенной алычи - продукт с высоким содержанием БАВ. // Universum: химия и биология. - 2016. - 1-2(20). Доступно по: http://elibrary.ru/item.asp?id=25408695. Ссылка активна на 05.10.2018. [Dunaevskaya E. V., Richter A. A., Gorina V. M. Jam of dark cherry plum - foods high in BAS. Universum: Chemistry and Biology. 2016;1-2(20). Available at: http://eli-brary.ru/item.asp?id=25408695. (In Russ.)] Школа и психическое здоровье учащихся. / Под ред. Громбах С. М . - М.: Медицина; 1988. [The school and mental health of learners. Ed by Grombakh S. M. Moscow: Meditsina; 1988. (In Russ.)]

Трухачева Н. В. Математическая статистика в медико-биологических исследованиях с применением пакета Statistica. - М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012. [Trukhacheva N. V. Mathematical statistics in medicobiological researches with the application of package Statistica. Moscow: GEOTAR-Media Publ.; 2012. (In Russ.)]

Сведения об авторах

Дунаевская Елена Викторовна - научный сотрудник лаборатории агроэкологии, ФГБУН «Никитский ботанический сад -Национальный научный центр» Российской академии наук, +7(3654) 250437, пгт. Никита, г.Ялта, Республика Крым, Россия, dunaevskai_ev@mail.ru / Elena V. Dunaevskaya — researcher Laboratory of Agroecology, «Nikitsky Botanical Garden-National Scientific Center» of Russian Academy of Sciences, +7(3654) 250437. the Nikitsky Garden, Yalta, Crimea, Russia. Dunaevskaya Е. V., http://orcid.org/0000-0003-4507-7944

Савченко Валентин Михайлович - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры фтизиатрии и пульмонологии, Медицинская академия имени С. И. Георгиевского ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» Министерства образования Российской Федерации, +7(3652) 554911, бул. Ленина, 5/7, Симферополь, Республика Крым, Россия, svm-yalta@yandex.ru / Valentyn M. Savchenko — M.D. (Dr. Med. Sci.), professor, professor Department of Tuberculosis and Pulmonology, Medical Academy named after S. I. Georgievsky of V. I. Vernadskiy Crimean Federal University, +7(3652) 554911, Lenin Boulevard, 5/7, Simferopol, Republic of Crimea, Russia. Savchenko V. M., http://orcid.org/0000-0002-8483-9748

Горина Валентина - доктор с.-х. наук, зав. лаборатории южных плодовых культур, ФГБУН «Никитский ботанический сад -Национальный научный центр» Российской академии наук, +7(3654) 250516, пгт. Никита, г. Ялта, Республика Крым, Россия, valgorina@yandex.ru / Valentyna M. Gorina Doctor of Agricultural Sciences, head of the laboratory southern fruit crops of Nikitsky Botanical Garden - National Scientific Center, +7(3654) 250516. the Nikitsky Garden, Yalta, Crimea, Russia. Gorina V. М., https://orcid.org/0000-0002-1279-8959.

Конфликт интересов. Авторы данной статьи заявляют об отсутствии конфликта интересов, финансовой или какой-либо другой поддержки, о которой необходимо сообщить.

Conflict of interest. The authors of this article confirmed financial or any other support with should be reported.

Поступила 15.11.2018 г.

Received 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.