Научная статья на тему 'Влияние на качество первичной медико-санитарной помощи новых форм оплаты труда медицинских работников'

Влияние на качество первичной медико-санитарной помощи новых форм оплаты труда медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
227
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ФОРМЫ ОПЛАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ТРУДА МЕДРАБОТНИКОВ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Павлов К. В., Степчук М. А., Пинкус Т. М., Господынько Е. М.

В статье показано положительное влияние на качество медицинской помощи финансирования первичной медико-санитарной помощи в соответствии подушевому принципу в условиях фондодержания и отраслевой системы оплаты труда медицинских работников. Улучшились качественные показатели деятельности стационара и амбулаторной помощи, увеличилась удовлетворенность населения медицинскими услугами, состояние здоровья населения, расширились полномочия участковых врачей в распределении финансовых средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Павлов К. В., Степчук М. А., Пинкус Т. М., Господынько Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние на качество первичной медико-санитарной помощи новых форм оплаты труда медицинских работников»

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

5 (146) - 2012

УДК 614.2 +26.89

ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ НОВЫХ ФОРМ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

К. В. ПАВЛОВ,

доктор экономических наук, профессор, проректор по науке E-mail: kvp_ruk@mail. ru Ижевский институт управления М. А. СТЕПЧУК, кандидат медицинских наук, заместитель директора по статистике

областного государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Белгород E-mail: m. stepchuk@km. ru Т. М. ПИНКУС,

заместитель директора по экономическим вопросам областного государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Белгород E-mail: belmiac@mаil. ru Е. М. ГОСПОДЫНЬКО,

консультант по медико-биологическим проблемам областного государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Белгород E-mail: belmiac@mаil. ru

В статье показано положительное влияние на качество медицинской помощи финансирования первичной медико-санитарной помощи по подушевому принципу в условиях фондодержания и отраслевой системы оплаты труда медицинских работников. Улучшились качественные показатели деятельности стационара и амбулаторной помощи, увеличилась удовлетворенность населения медицинскими услугами, состояние здоровья населения, расширились полномочия участковых врачей в распределении финансовых средств.

Ключевые слова: качество медицинской помощи, формы оплаты медицинской помощи и труда медработников, состояние здоровья населения.

В настоящее время уделяется особое внимание развитию первичной медико-санитарной помощи (ПСМП) населению, качеству медицинских услуг, повышению доступности и удовлетворенности населения медицинской помощью. В повышении качества медицинской помощи одно из приоритетных значений имеет мотивация медицинских работников [1, 8].

Начиная с 2005 г. региональным органам власти разрешено самим определять размер заработной платы работникам бюджетной сферы [2, 3]. Однако в Белгородской области воспользовались данной возможностью лишь частично, сохранив единую тарифную сетку (ЕТС) и внося изменения лишь в надтарифную часть региональных систем оплаты

труда. При введении отраслевой системы оплаты труда (ОСОТ) она мало чем отличалась от формы оплаты труда по единой тарифной сетке. Также жестко регламентированы низкие базовые оклады медицинских работников, а у рабочих, санитаров, средних медицинских работников и начинающих работу врачей они были ниже прожиточного уровня.

Надтарифные надбавки 1:1 соответствовали ЕТС, только проценты поменяли на название «коэффициенты». Размер заработной платы всем категориям медработников установлен на уровне 2006 г. в пределах финансирования 2007 г. Мизерные надбавки в последующие годы не покрывали инфляции. Такая зарплата явно не мотивировала медработников к повышению качества труда. Изменение ситуации произошло в связи с реализацией национального и пилотного проектов, когда за счет федеральных средств значимо увеличена заработная плата врачам и среднему медперсоналу первичного звена.

За счет дополнительной диспансеризации проводятся дополнительные выплаты узким специалистам поликлиники. В 2011 г. повысили зарплату рабочих, санитаров, операторов в среднем на 80 % и практически сравняли ее с зарплатой средних медицинских работников, остальным группам — повысили не более чем на 3 %. Тем не менее повышение заработной платы медицинским работникам и доплаты за достижение утвержденных качественных показателей работы в соответствии с ОСОТ положительно сказались на большинстве показателей работы учреждений здравоохранения и состоянии здоровья населения области (см. таблицу).

Так, например, на 14 % снизилась обеспеченность круглосуточными койками (часть объемов перемещена в амбулаторное звено), на 2,4 % увеличилась работа койки, на 3,8 % снизилась длительность лечения в стационаре. Число посещений к врачам в поликлинику увеличилось на 2,2 %, на 15,3 % увеличилось количество хронических больных, состоящих на «Д» учете, на 10,4 % увеличилось число оздоровленных. Из 46 774 респондентов отметили увеличение на 10,4 % удовлетворенности КМП, ко -торая в 2010 г. достигла 84,8 %. На 20 % уменьшился размер штрафных санкций за ненадлежащее КМП. Число койко-дней в дневных стационарах снизилось на 3,6 % из-за уменьшения числа коек, однако показатель по области на 33,1 % выше среднего по РФ. Это свидетельствует о широком использовании этого вида помощи врачами первичного звена.

Из протоколов наблюдательных советов видно, что в конце месяца на одних участках, где участковые врачи активно работали, имеется остаток средств в размере от 5 до 30 тыс. руб., в других — отрицательный баланс. Наряду с этим углубленный анализ показал, что в отдельных случаях наличие средств (или их отсутствие) — еще не показатель хорошей или плохой работы участкового врача и зависит от доступности для жителей услуг узких специалистов, параклиники, дорогостоящих методов обследования и лечения.

Из-за отсутствия средств в отдельных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) стимулирующие выплаты медицинским работникам первичного звена не всегда выплачивались. Из-за

Динамика основных показателей работы стационаров и амбулаторной помощи населению

в 2006—2010 гг.

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2010 г. к 2006 г., %

Обеспеченность койками, % 93,7 84,9 81,9 81,6 80,6 —14

Работа койки, дней 330 336 347 335 338 2,4

Средняя длительность лечения, дней 13,2 12,5 12,1 12,8 12,7 —3,8

Посещения на 1 жителя в год 9 9,1 9,2 9,3 9,2 2,2

Койко-дни в дневных стационарах на 1 000 чел. населения 797 885,2 858,6 810,3 768 —3,6

Состоят под «Д» наблюдением, на 100 тыс. чел. населения 27 933 28 478 29 207 30 591 32 198 15,3

Оздоровлены, в % 86,3 89,1 90,5 92,8 95,3 10,4

Удовлетворенность качеством медицинской помощи (КМП), % — — 74,6 81,1 84,8 10,2

Штрафные санкции за ненадлежащее КМП, % от стоимости услуг 39 63 17,2 19,5 19 —20

Социальная сфера

5 (146) - 2012

этого недостаточно эффективно реализуется влияние ОСОТ на качество медицинской помощи и использование эффективного метода реального фондодержания — конкуренции медиков (боязнь потерять пациента является сильным средством борьбы с искаженной экономической мотивацией, наносящей вред больным).

Авторы считают целесообразным совершенствовать принятый на территории Белгородской области способ оплаты стационарной, амбулатор-но-поликлинической помощи и оплаты труда медицинских работников, что позволит ориентировать систему здравоохранения на заинтересованность в оказании оптимального объема ПМСП, в уменьшении уровня госпитализации и формировании экономического интереса медицинских работников, связанного с прямой зависимостью дохода от состояния здоровья населения [4, 5].

Новые формы оплаты медицинской помощи и труда медицинских работников должны предусматривать расширение полномочий участковых врачей в распределении финансовых средств и стимулировании их работы. Эта возможность появилась при переходе здравоохранения Белгородской области на финансирование ПСМП по подушевому принципу в условиях фондодержания. Этот метод финансирования предусматривает стимулирование расширения объема деятельности поликлиники, участковой службы, с одной стороны, и стимулирование координирующей деятельности участковых врачей — с другой. Участковые врачи могут теперь проследить оказание медицинской помощи прикрепленному населению на всех этапах ее оказания, определить наиболее эффективные с клинической и экономической точки зрения маршруты движения своих пациентов, участвовать совместно с поликлиникой в планировании оказания медицинской помощи на других этапах, обеспечивать преемственность в лечении и реабилитации больных своего участка. От того, как правильно планируются маршруты движения больных, оказание медицинской помощи на других этапах в зависимости от половозрастного состава населения участка, структуры заболеваемости, своих возможностей и своей поликлиники, зависит экономия выделенных средств и, соответственно, размер доплат участковым врачам за достижение установленных показателей.

Планируя и выполняя объем профилактической работы, добиваясь снижения уровня заболеваемости прикрепленного населения и соответственно

потребность в стационарной и скорой помощи, участковый врач этой деятельностью также влияет на распределение финансовых средств, сохранив часть средств, которые пойдут, в том числе, на повышение его заработной платы [6, 7].

Услуги СМП пока оплачиваются за счет средств муниципального бюджета. В связи с этим было рекомендовано включить в основные критерии оценки работы участковых врачей показатель числа вызовов СМП. Участковые врачи оказались заинтересованы в сокращении вызовов СМП, повышая качество медицинской помощи прикрепленному населению и предупреждая случаи обострения хронических заболеваний и течение острых, требующих привлечение услуг СМП. Следовательно, этим они участвуют в уменьшении потребности населения в скорой помощи и распределении средств.

Расширились функции участковых врачей, направленные на их участие в контроле КМП на других этапах оказания медицинской помощи населению участка. Они сегодня имеют возможность познакомиться с первичной документацией и результатами внутри- и межведомственного контроля КМП, принять участие в обсуждении и разработке мероприятий по повышению КМП, что также ведет к рациональному использованию средств и росту мотивации работы врачей первичного звена.

Участковые врачи также участвуют в планировании расширения функций поликлиники, позволяющих переместить часть стационарной помощи на внебольничный этап и сохранить большую часть финансовых средств. С этой целью участковыми врачами стали интенсивнее использоваться стацио-нарозамещающие виды медицинской помощи. Они усвоили, что чем шире объем услуг, оказываемый собственными силами и силами своей поликлиники, тем больше средств остается в распоряжении поликлиники, и они будут использованы на стимуляцию их качественной работы.

Вместе с тем создание стимулов к расширению объема работ первичного звена не должно оказаться в прямой связи с числом посещений, количеством оказанных медицинских услуг и размером заработной платы участковых врачей. Результаты исследований авторов показали, что сегодня у отдельных врачей это уже привело к возникновению у них желания механического наращивания объема услуг и снижению заинтересованности в проведении профилактических мероприятий. Такая тенден-

ция может привести к утрате координирующей функции участковых врачей и ответственности за состояние здоровья населения.

Список литературы

1. Альтман Н. Н. Дифференцированная система оплаты труда персонала учреждений здравоохранения // Российский медицинский журнал. 2000. № 5. С. 8—12.

2. Андреева О. Б. Экономическое стимулирование как фактор повышения эффективности медицинской помощи / О. Б. Андреева, А. Л. Лин-денбратен, Н. К. Дубоделова, Н. Б. Соловьева // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2002. № 4. С. 25—29.

3. Духанина И. В., Духанина М. В. Персонализированная оценка труда медицинского персонала как метод повышения результативности медицинской помощи // Здравоохранение Российской Федерации. 2006. № 3. С. 35—39.

4. Калининская А. А., Кузнецов С. И., Сту-калов А. И. Первичная медицинская помощь: механизмы совершенствования // Ремедиум. 2008. № 1. С. 13—17.

5. Первичная медико-санитарная помощь: сегодня актуальнее, чем когда-либо. Доклад о состоянии здравоохранения в мире. Женева: ВОЗ, 2008.

6. Степчук М. А. Оценка доступности медицинской помощи на разных уровнях ее оказания / Т. М. Пинкус, С. В. Абрамова, Д. П. Боженко // «Медицина. Фармация». Белгород: БелГУ, 2011. № 16 (111). С. 182—189.

7. Степчук М. А. Повышение структурной эффективности системы здравоохранения в области / Т. М. Пинкус, С. В. Абрамова: коллективная монография. Ижевск: Изд-во «Митра», 2011. С. 459—461.

8. Шамшурина Н. Г. Стимулирующие системы оплаты труда медицинских работников // Здравоохранение. 2005. № 12. С. 147—159.

Щ§раля 2012 года, г.

Организатор Конференции: i

I MЩдунар^одная] БИЗНЕС Кб^Феггёнция^ ^

opjuam

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МЕДИА-ПАРТНЕР КОНФЕРЕНЦИИ:

МЕДИА-ПАРТНЕРЫ КОНФЕРЕНЦИИ:

1ФУЭТЕ

Для участия в Конференции приглашаются:

Руководители Розничного бизнеса банка, Начальники подразделений по авто кредитованию Директора по продажам банковских продуктов, Директора департаментов кредитования, Топ-менеджеры компаний - автодилеров.

Руководители страховых компаний, курирующие кредитные продукты, Руководители лизинговых компаний '¿„ представители деловых СМИ

BV^JS; sOr<

Основные дискуссии Конференции пройдут в рамках следующих секций:

СЕКЦИЯ №1: «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА АВТОКРЕДИТОВАНИЯ»

СЕКЦИЯ N22; «ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БАНКОВ С

ПАРТНЕРАМИ»

КРУГЛЫЙ СТОЛ: «БАНКИ-ДИЛЕРЫ-СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА»

ШАш

Уточненная программа и ин<

Ш /

¡рмация о докладчиках на сайте www. business-forma tcom.ua

49000, г. Днепропетровск, ул. Чичерина, 21 (6 этаж), тел./факс: {+38 056)375-72-80, (-81,-82,-03) e-mail :[email protected], регистрация «on-line»: www.business-format.com.ua

Ч1Р niL **

г

- 51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.