Научная статья на тему 'Влияние на депозитование ставки рефинансирования'

Влияние на депозитование ставки рефинансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1175
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ / ДЕПОЗИТ / РЕСУРСНАЯ БАЗА / КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕНТЫ / REFINANCING RATE / DEPOSIT / RESOURCE BASE / COMMERCIAL BANK / REGULATION / INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Продолятченко П.А.

В статье рассматривается влияние системы рефинансирования на формирование депозитной базы кредитных организаций через важнейший инструмент банковского регулирования – ставку рефинансирования. Характеризуется взаимосвязь и взаимозависимость размеров инфляции, депозитных ставок, ставки рефинансирования и кредитных ставок. Определяются пути развития института рефинансирования, указывается на негативные последствия использования ставки рефинансирования в ограничении цены привлечения депозитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE REFINANCING RATE ON THE DEPOSITING

The author reviews how the refinancing system impacts on the deposit base formation of the credit agencies through the major banking management tool – refinancing rate. Interconnection and interdependence of the inflation rate, deposit rates, refinancing rate and credit rates are characterized. The ways of development of the refinancing institute are defined, the negative effects of refinancing rate using in limiting of the deposit involving price are indicated.

Текст научной работы на тему «Влияние на депозитование ставки рефинансирования»

Проблемы экономики и менеджмента

2. Shyrkalin A.K. Project financing like an effective form of international crediting // Financial management, №2, 2003- P. 12-18

3. Modernization of economy of the South of Russia: problems, priorities, projects / ex. Editor O.V. In-shakov; South scientific centre RAS. - M.: Science, 2008, -303 p.

4. Ratner S.V., Trofimenko E.V. About the possibilities of using project financing for the commercialization of innovations // Theses of reports of theoretical and practical conference “Competitiveness on the basis of perfection and innovations - way to success”, Yaroslavl, November 27, 2007 P 58-61

5. Moskvin V.A. Risk management in realization of innovative projects. M.: Finance and statistics, 2004- 345 p.

6. Buyanova M.E. System of indicators of multifactor assessment of integral risk of regions development // Economic analysis: theory and practice, 2006, №8, P. 24-35

П.А. Продолятченко

канд. экон. наук, доцент ГОУВПО «Российский государственный гидрометеорологический университет» Туапсинский филиал

ВЛИЯНИЕ НА ДЕПОЗИТОВАНИЕ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается влияние системы рефинансирования на формирование депозитной базы кредитных организаций через важнейший инструмент банковского регулирования -ставку рефинансирования. Характеризуется взаимосвязь и взаимозависимость размеров инфляции, депозитных ставок, ставки рефинансирования и кредитных ставок. Определяются пути развития института рефинансирования, указывается на негативные последствия использования ставки рефинансирования в ограничении цены привлечения депозитов.

Ключевые слова: ставка рефинансирования, депозит, ресурсная база, коммерческий банк, регулирование, проценты.

P.A. Prodolyatchenko, Russian State Hydrometeorological University, Tuapse branch

INFLUENCE OF THE REFINANCING RATE ON THE DEPOSITING

Abstract. The author reviews how the refinancing system impacts on the deposit base formation of the credit agencies through the major banking management tool - refinancing rate. Interconnection and interdependence of the inflation rate, deposit rates, refinancing rate and credit rates are characterized. The ways of development of the refinancing institute are defined, the negative effects of refinancing rate using in limiting of the deposit involving price are indicated.

Keywords: refinancing rate, deposit, resource base, commercial bank, regulation, interests.

В настоящее время в российском банковском деле происходит существенное усиление значения депозитования, как части финансовой деятельности кредитных организаций, связанной с привлечением финансовых ресурсов из внешних источников, посредством обеспечения внесения денежных средств инвесторов (депозиторов) на депозит. Банковские депозитные отношения, характеризующие отношения между бан-

76

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

ковскими подразделениями и депозиторами (вкладчиками) по поводу денежных средств, вовлекаемых в банковский бизнес на условиях депозитных соглашений, составляют основу формирования привлеченных ресурсов коммерческих банков. Именно на основе депозитных операций, представляющих совместные действия депозиторов и банков по передаче денежных сумм во временное пользование и отражении их на банковских счетах владельцев депозитов (депозитных счетах), формируется подавляющая часть ресурсов кредитных организаций, используемых на цели краткосрочного и долгосрочного кредитования субъектов хозяйствования и населения. По состоянию на 01.01.2012 общая сумма банковских депозитов (вкладов) и других привлеченных средств юридических и физических лиц (всего по Российской Федерации) превысила 26 триллионов рублей. Объем средств физических лиц в банках составил свыше 12 триллионов рублей (из них на рублевых вкладах - около 10 трлн руб., на валютных -свыше 2 трлн руб.). В течение прошлого года средства физических лиц на депозитах в банках выросли на 21% или более 2 триллионов рублей, причем в декабре наблюдался рекордный показатель темпов прироста вкладов - 7,3% (сайт Банка России www.cbr.ru). Формирование депозитной составляющей ресурсной базы на широкой структурной основе с использованием различных инструментов и источников привлечения денежных средств позволяет поддерживать потенциал банка в плане проведения активных операций на адекватном уровне, а также гибко реагировать на финансовые потребности клиентуры. Способность банка привлекать депозиты является залогом обеспечения его платежеспособности (в том числе банковской ликвидности) и «основным критерием признания банка со стороны других участников рынка» [1, с. 42]. Таким образом, организация процесса депозитования на основе разработки и осуществления эффективной депозитной политики является важнейшей составляющей успешной деятельности кредитной организации в современных условиях.

Состав, размер и качественные характеристики депозитной составляющей ресурсной базы коммерческого банка:

- отражают оценку стабильности и надежности его депозиторами - как физическими лицами, так и юридическими лицами, включая иные банки;

- являются индикатором качества обслуживания кредитной организацией своих клиентов, ее маркетинговых успехов и умения менеджеров;

- характеризуют ценовую политику банка, «т.е. умение руководства банка адекватно реагировать на изменение рыночных цен на банковские услуги и продукты» [2, с. 285];

- свидетельствуют об успехах кредитной организации в конкурентной борьбе за привлечение денежных средств, способности обеспечить банковскую ликвидность и организовать процесс депозитования.

Именно состояние депозитования характеризует качество пассивов как основы ресурсного обеспечения банковской деятельности. В посткризисный период со всей очевидностью проявляется «необходимость более решительного перехода к модели развития банковского сектора, характеризующейся приоритетом качественных показа-

№ 3 (7) - 2012

77

Проблемы экономики и менеджмента

телей деятельности и ориентацией на долгосрочную эффективность» [3, с. 4], базовым элементом которой являются качественные характеристики депозитов.

В процессе депозитования важное место занимает анализ факторов, оказывающих влияние на качество депозитов. Среди многочисленных внешних факторов, воздействующих на процессы формирования депозитной базы коммерческих банков, следует отметить существенное влияние денежно-кредитного регулирования, осуществляемого Центральным банком страны. Первостепенное значение в осуществлении данного регулирования имеет система рефинансирования Центральным банком коммерческих банков. Процентная политика рефинансирования является важной определяющей ценовой политики коммерческих банков. При этом следует подчеркнуть, что процентная политика выступает в качестве базового элемента стратегии развития банковской системы, а экономическая роль процента за кредит и депозит «давно вышла за рамки составляющего элемента цен денежного рынка, и состояние процентных ставок рассматривается как один из важнейших экономических показателей состояния экономики страны» [4, с. 44]. Естественно, что в таком качестве уровень процентных ставок не может не быть объектом государственного регулирования. Центральный банк призван содействовать формированию объективного уровня процентных ставок в экономике и для этого устанавливает параметры ставок процента по своим операциям, среди которых центральное место отводится ставке рефинансирования.

Ставка рефинансирования, представляющая собой размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям, как инструмент денежно-кредитного регулирования должна являться не только ключевым фактором развития экономики, но и оказывать существенное влияние на депозитную и кредитную политику коммерческих банков (в частности, на организацию процесса финансового обеспечения банковской деятельности).

В российской практике под ставкой рефинансирования обычно подразумевают ставку кредитования на одну ночь («овернайт» - предоставляется кредитной организации в конце дня в сумме непогашенного внутридневного кредита), размер которой наименьший по сравнению с установленными ставками кредитования на другие сроки. Дневные кредиты (кассовые разрывы корреспондентских счетов), называемые «овердэй», являются бесплатными в силу действия Положения Банка России от 26.06.1998 №39-П, согласно которому проценты на остаток ссудной задолженности начисляются на начало операционного дня. При сохранении кассового разрыва после закрытия рабочего дня «овердэй» переходит в категорию «овернайт», и на остаток задолженности начисляется минимальная ставка, которая обычно и называется ставкой рефинансирования [5, с. 20].

В странах с развитыми банковскими системами рефинансирование обычно включает в себя предоставление коммерческим банкам централизованных кредитов с более широкой по сравнению с российской линейкой банковских услуг:

- в качестве кредитора последней инстанции;

- в форме покупки у банков векселей (учет векселей);

78

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

- ссуды под залог ценных бумаг (ломбардный кредит) и под поручительства;

- по операциям РЕПО с ценными бумагами.

Понятие «ставка рефинансирования» в зарубежной практике обычно заменяется понятием «учетная ставка» (сумма, указанная в процентном выражении к величине денежного обязательства (векселя), которую взимает приобретатель обязательства). Как и процентная ставка, учетная ставка определяет величину платы за аренду денег. Однако применение учетной ставки (учетного процента, курса, процента) в банковской практике зарубежья больше связывается с ценой:

- взимаемой банком с суммы векселя при покупке его банком до наступления срока платежа (при «учете векселя»);

- взимаемой центральным банком при учете правительственных ценных бумаг или выдаче кредита под залог.

Следует отметить, что в России, в отличие от других стран, ставка рефинансирования играет несколько иную роль. Фактически, так как она не является чисто рыночным регулятором, ставка рефинансирования не оказывает приоритетного прямого влияния на размер ставок по кредитам и депозитам. Влияние спроса и предложения на денежные средства значительно выше роли ставки рефинансирования в формировании уровня рыночных процентных ставок. Более определяющей на российском рынке банковских услуг является процентная политика квазигосбанков-монополистов, особенно Сбербанка России. Кроме того, следует отметить, что общепринятую роль ставки рефинансирования в нашей стране выполняет в большей мере ставка по однодневному РЕПО. РЕПО (сделку покупки/продажи эмиссионной ценной бумаги с обязательством совершения обратной операции через определенный срок по определенной цене) можно рассматривать как предоставление краткосрочного кредита под залог ценных бумаг. Центральный Банк России предоставляет коммерческим банкам однодневные кредиты РЕПО, ставка по которым является фактически тем, что в других странах называется ставкой рефинансирования, так как именно она и определяет стоимость денег. Однако, не следует отрицать большого значения косвенного влияния ставки рефинансирования, как мощного инструмента фискальной политики государства.

В наиболее общем виде ставку рефинансирования можно характеризовать как процент, устанавливаемый Центральным банком: верхней границей которого является ставка по кредитам «овернайт», которая используется при выдаче кредитов коммерческим банкам в случае возникновения дефицита ликвидности; нижней границей - ставки по депозитным операциям Банка России. Теоретически в классической модели, если ставка рефинансирования снижается, то вслед за ней дешевеют кредиты и падает доходность по депозитам и, наоборот, при повышении ставки растет доходность по вкладам и дорожает цена кредита. Изменение ставки рефинансирования, как правило, осуществляется Банком России с целью согласования номинальных процентных ставок с уровнем инфляции, а также воздействия на параметры денежного обращения и валютный курс. Повышение ставки должно приводить к «удорожанию» денег, снижению спроса на цен-

№ 3 (7) - 2012

79

Проблемы экономики и менеджмента

трализованные кредиты и «снижать» размеры денежного обращения, что в свою очередь, должно приводить к укреплению национальной валюты. В долгосрочном периоде ставка рефинансирования призвана выступать в роли якоря для рыночных процентных ставок и оказывать влияние на объемные показатели кредитно-депозитных операций коммерческих банков [6, с. 6]. На практике динамика банковских ставок по депозитам в целом соответствует изменению ставок рефинансирования. Однако депозитные, а особенно межбанковские, ставки в большей степени зависят от ситуации на рынке, чем ставка рефинансирования, они практически мгновенно реагируют на изменение рыночной ситуации. Поэтому обычно изменение ставки рефинансирования производится несколько позже изменения банковских процентных ставок на ресурсы [2, с. 290].

По нашему мнению, схему процентного канала денежной трансмиссии в общем виде можно представить следующим образом:

И => Д => P => K,

где И - индекс инфляции; Д - уровень рыночных депозитных процентных ставок; Р - ставка рефинансирования Банка России; К - уровень рыночных кредитных процентных ставок.

В данной цепочке представлено идеальное, к сожалению, подчас далекое от практики, расположение процентных соотношений: показатели роста инфляции должны быть ниже уровня рыночных депозитных ставок, или равны в нижней границе цены депозитов, иначе доходы от размещения денежных средств на депозитных счетах в банках «съедаются» инфляцией; ставка рефинансирования должна быть выше депозитных процентов для того, чтобы привлечение денежных средств депозиторов было «дешевле» обращения за кредитной помощью в Центральный банк и в случае угрозы банковской ликвидности использовались, прежде всего, возможности дополнительного привлечения денежных средств населения и хозяйствующих субъектов; уровень рыночных кредитных и иных инвестиционных ставок всегда будет выше цены привлечения денежных ресурсов, будь то депозиты или кредиты Банка России, на величину банковской маржи. В реальной банковской практике неукоснительно соблюдается лишь последнее, причем ставки по банковским кредитам практически всегда выше темпов инфляции. Ставка рефинансирования устанавливается, как правило, выше показателей инфляции и ниже складывающейся на рынке цены депозитов. Борьба между доходностью по банковским депозитам и инфляцией заканчивается победой последней.

Изменение размеров ставки рефинансирования, хотя экономически не ведет удорожанию или удешевлению привлеченных ресурсов, в силу незначительной доли в ресурсной базе коммерческих банков финансовых ресурсов полученных от Банка России, однако является своеобразным индикатором, позволяющим кредитным организациям изменять условия привлечения денежных средств депозиторов. Коммерческие банки в значительной степени ориентируются на ставку рефинансирования при установлении процентов на свои кредитные и депозитные продукты. За снижением ставки Центрального банка в течение короткого времени следует снижение ставок по депозитам и могут изменяться и ставки по кредитам. И наоборот повышение банками ставок

80

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

по депозитам и нарастание проблем с банковской ликвидностью может привести к росту ставки рефинансирования. Ситуацию с изменением ставки рефинансирования можно всегда рассматривать как цепную реакцию.

Кроме того, кредитные организации вынуждены реагировать на изменение ставки рефинансирования исходя из существующего порядка налогообложения доходов по депозитам. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, процентные доходы по отдельным видам депозитов физических лиц попадают под налогообложение. В соответствии с п. 2 ст. 224 части второй НК РФ «налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении процентов по вкладам в банках, в части превышения суммы, рассчитанной исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ».

Влияние ставки рефинансирования проявляется не только во взаимосвязи с процессом депозитования, широк спектр влияния размера ставки на некоторые операции, с которыми могут столкнуться хозяйствующие субъекты и население. Наиболее распространенными из них можно назвать увязку ставки рефинансирования с: размером пеней; зачетом или возвратом уплаченного или взысканного налога; нарушениями срока возврата НДС; несвоевременным возвратом акцизов; увеличением налоговой базы НДС на сумму процентов по ценным бумагам или товарному кредиту; отнесением организациями процентов по долговым обязательствам к расходам по налогу на прибыль; процентами по договору займа; материальной выгодой; НДФЛ по договорам страхования; задержкой выплаты заработной платы; отсрочкой или рассрочкой по уплате налога и сбора; налоговым кредитом; нарушениями обязательств по договору инвестиционного налогового кредита и проч.

В период финансовых кризисов и кризисов банковской ликвидности объемы рефинансирования Центральным банком потребности коммерческих банков в кредитных ресурсах значительно возрастают. В рамках реализации антикризисных мер расширяется круг кредитных организаций получающих централизованные кредиты, увеличивается размещение средств Центрального банка на депозитных счетах в коммерческих банках, снижается ставка рефинансирования, принимаются иные меры регулирования и контроля. В этот период роль ставки рефинансирования значительно повышается. Однако, далеко не все антикризисные меры можно оценить однозначно. Так, например, после кризиса 2008 года рост размеров депозитного процента стал сдерживаться в результате реализации политики по ограничению ставок по привлекаемым вкладам коммерческих банков, проводимой Банком России и Правительством Российской Федерации. Что, впрочем, не отразилось на росте депозитов, т.к. депозиты остались единственным инвестиционным инструментом для размещения свободных денежных средств, но и не привело к значительному снижению кредитных ставок. Административное ограничение депозитных ставок, при значительных темпах инфляции может привести к изменению сберегательного поведения населения и хозяйствующих субъектов, последствия чего могут быть весьма разрушительными для отечественной банковской системы.

С 1 октября 2008 года во исполнение Федерального закона от 13.10. 2008 № 174-

№ 3 (7) - 2012

81

Проблемы экономики и менеджмента

ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации были введены ограничения на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада. При осуществлении надзорных действий в вопросе об ограничении уровня процентных ставок по вкладам физических лиц Банк России исходил из следующего: «Обеспечение доступа субъектов экономики к кредитным ресурсам банков является одним из важнейших условий оживления экономики страны. При этом решение данной задачи в существенной степени обеспечивается снижением стоимости кредитов. В свою очередь, стоимость кредитов зависит, в том числе, от стоимости привлекаемых банками ресурсов, включая вклады населения. В этих условиях сохранение отдельными банками высоких процентных ставок по вкладам является фактором формирования повышенного процентного риска и негативно влияет на их устойчивость, поскольку при этом, как правило, получаемые доходы не обеспечивают покрытия расходов банков по привлеченным вкладам. В результате снижается уровень защиты интересов вкладчиков и иных кредиторов банков» (письма ЦБРФ от 5 февраля 2010 г. № 15-6-1/465 и от 22 апреля 2010 г. № 04-15-2/1868 «Об ограничении процентных ставок по вкладам физических лиц»). В основу политики ограничения ставок по депозитам положен расчет рыночного уровня средней процентной ставки по данным мониторинга десяти крупнейших кредитных организаций страны, в которых сосредоточено около 70% всех вкладов. В десятку банков, которые отслеживает Банк России, вошли Сбербанк, «ВТБ-24», «Банк Москвы», «Раффазен-банк», «Газпромбанк», «Росбанк», «Альфа-банк», банк «Уралсиб», «Промсвязьбанк» и «МДМ банк». По мнению Банка России, средняя процентная ставка, рассчитанная по указанным банкам (многие из которых являются «квазигосбанками», имеющими доступ к дешевым кредитным ресурсам центрального банка и государства), вполне адекватно отражает величину рыночной процентной ставки. Центральный банк Российской Федерации настоятельно советует (рекомендует) руководству кредитных организаций рассматривать уровень процентных ставок по депозитам физических лиц в размере на 1,5 процентных пункта выше средних в качестве ставок, при установлении которых процентный риск банка минимален. И хотя превышение рекомендуемого уровня процентных ставок по вкладам рассматривается «лишь как индикатор повышения уровня процентных рисков» и якобы не приводит к введению каких-либо санкций, невыполнение подобных «рекомендаций» влечет за собой проведение серьезной надзорной работы с банком. Несмотря на то, что срок действия мер по введению ограничения на величину процентной ставки по договорам банковского вклада установленных пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 13.10.2008 № 174-ФЗ формально истек 31 декабря 2010 года, надзорный блок Банка России продолжает работу, направленную на обеспечение эффективного управления банками процентными рисками, на основе сдерживания роста процентов по вкладам. В результате данной работы средняя максимальная ставка по депозитам в рублях остается на уровне 9% .

В настоящее время Минфин подготовил поправки в законодательство, которые

82

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

наделяют Центральный банк РФ правом регулировать размер ставок по вкладам (депозитам). Изменения планируется внести в ст. 74 и 76 Закона о Центральном Банке, они будут направлены на предоставление Банку России права принимать индивидуальные решения по каждому банку, ограничивая максимальные ставки по вкладам физических лиц, при обязательном условии, что эта ставка не должна быть выше двух третей ставки рефинансирования по вкладам в рублях (в настоящее время ставка рефинансирования - 8%, следовательно, предполагаемый максимальный процент по привлекаемым вкладам - 5,3% - это в современных условиях поистине «безрассудный» процент) или ставки LIBOR по вкладам в валюте на срок до одного года [7].

По нашему убеждению такое планируемое ограничение банковской ставки по привлекаемым вкладам двумя третьими размера ставки рефинансирования заставит вкладчиков «бежать» из банков и окончательно «добьёт» сберегателей, а, следовательно, и отечественную банковскую систему и экономику. Подобное ограничение депозитной процентной ставки является, по сути, «безрассудным». Предкризисные ожидания населения, низкая степень его доверия к кредитным организациям и низкие процентные ставки, объявленные коммерческими банками по вкладам уже привели к тому, что большая часть средств населения находится не на счетах в банках, а на руках [4. с 57]. Игнорирование законов рыночного ценообразования и уничтожение (или существенное их занижение) стимулов осуществления сберегательных процессов, в настоящее время может привести к необратимым последствиям в изменении потоков использования (расходования или инвестирования) денежных средств населения (достаточно и того, что отток капиталов в текущем году достиг небывалых размеров - 85 миллиардов долларов, в какой-то мере это были потенциальные вклады). Совокупные сбережения должны превращаться в инвестиции, а ключом для запуска механизма такой трансформации должен служить рыночный депозитный процент, учитывающий интересы сберегателей-вкладчиков.

Совершенно очевидно то, что институт рефинансирования нуждается в дальнейшем развитии. При определении условий рефинансирования и расширении его границ Центральному банку следует учитывать неравномерность распределения ликвидности в банковской системе. Особенностью российской банковской системы является особая конкурентная структура, обусловленная доминированием на рынке банковских услуг квазигосбанков, банков-олигополистов с привилегированным доступом к ресурсам Банка России. В силу объективных и субъективных обстоятельств у таких банков (Сбербанк России, группа ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Банк Москвы, Россельхозбанк и др.) проблемы с ликвидностью могут быть быстро решены за счет централизованных кредитов, что образует даже ее избыток, а у конкурентного окружения, прежде всего, достаточно большого количества региональных средних и мелких банков острая нехватка финансовых ресурсов может быть «перекрыта» лишь депозитами, привлечение которых при централизованном ограничении процентных ставок, становится весьма проблематичным. Предыдущий финансовый кризис банкам, не являющимися оли-

№ 3 (7) - 2012

83

Проблемы экономики и менеджмента

гополистами, удалось преодолеть за счет повышения ставок по привлекаемым вкладам. В настоящее время такой возможности у кредитных организаций нет.

Изменить данные диспропорции можно (и нужно) посредством установления более гибкой системы рефинансирования, в которой Банк России стал бы в большей степени выполнять функцию перераспределения ликвидности в банковской системе и стимулировать развитие депозитования, в том числе за счет более масштабного размещения централизованных финансовых ресурсов на депозитных счетах в кредитных организациях. Также, например, Банку России следует расширить список обеспечения, под которое средние и мелкие банки могут получать доступ к рефинансированию, включив в него, в том числе, акции самих кредитных организаций - заемщиков. В идеале, рефинансирование этих банков должен осуществлять не только регулятор, но и крупный региональный банк или филиал инорегионального, как правило, столичного банка, либо какая-то финансовая корпорация. В этой связи, возможно формирование моноцентричных банковских групп, союзов. Само изменение системы рефинансирования, включая размещение части резервов Центрального банка и государства на банковских депозитных счетах, сделает данные средства стабильным источником формирования ресурсной базы кредитных организаций, в первую очередь ее депозитной составляющей. Изменение масштабов данной работы, причем проводимой на постоянной основе, а не в рамках реализации антикризисных мер, трансформирует значение ставки рефинансирования и депозитных ставок по привлечению денежных средств Центрального банка и государства.

Выстраивание цепочки взаимосвязи рыночных процентных ставок от индексов инфляции до уровня инвестиционных доходов в процессе организации банковского финансирования, включающего как привлечение финансовых ресурсов, так и их размещение, необходимо с учетом влияния инфляции, спроса и предложения и реального воздействия ставки рефинансирования (при масштабности самого рефинансирования и депозитования за счет централизованных источников) и исходя из особенностей развития финансовой деятельности. Очевидно, что в период финансовых кризисов это будут одни механизмы, а в период стабилизации и подъема экономики - иные. В любом случае, необходимо дальнейшее научное развитие продуманной долгосрочной стратегии воздействия на банковскую и денежную систему институтов регулирования Банка России, и, прежде всего, института рефинансирования банков.

Следует констатировать тот факт, что в настоящее время реальные процентные ставки по основной массе депозитов населения имеют отрицательное значение (т. к. они ниже инфляции), препятствуя развитию депозитной составляющей ресурсной базы банковской системы. Олигополия крупнейших банков обуславливает высокую концентрацию на рынке депозитов, препятствует эффективной банковской конкуренции, искажает сущность самого процесса депозитования. Поэтому в условиях российской действительности довольно сложно разработать и практически невозможно выстроить модель оптимальной ширины процентного коридора, основанную на установлении фиксированных интервалов [8, с. 42] сегментов схемы процентного канала денежной

84

№ 3 (7) - 2012

Проблемы экономики и менеджмента

трансмиссии, и подкрепленную возможностью управления трэдом процентных ставок. Однако, по нашему мнению, дальнейшие исследования вопросов формирования банковских процентных ставок, их соотношения с показателями инфляции и степени воздействия ставки рефинансирования, имеют насущную актуальность и прикладное значение. Данные исследования помогут решить проблемы выбора модели процентной политики и разработать механизм эффективного воздействия Центрального банка на обеспечение возможности поддержания узкого процентного коридора, стабильности процентных ставок и одновременно расширить доступ банков к рефинансированию.

Список литературы:

1. Васильева А.С., Никулина Н.В. Особенности депозитной политики коммерческого банка в современных условиях // Финансы и кредит № 40 - 2011. С. 42-52.

2. Банковский менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. О. Л. Лаврушина. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. - 560 с.

3. Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года // Деньги и кредит. 2011. № 5, С. 4-16.

4. Современная банковская политика России: Сб. науч. тр. / под ред. С.М. Богомолова, В.С. Былинкиной. Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2002. - 236 с.

5. Ильина Л.И., Ружанская Н.В. Влияние ставки рефинансирования на формирование кредитного портфеля и стоимость ресурсов коммерческого банка // Финансы и кредит № 42 - 2011. С. 19-26.

6. Малкина М.Ю., Иванова А.Ю. Анализ институтов регулирования банковской системы Российской Федерации // Финансы и кредит № 37 - 2008. С. 2-12.

7. Владимирова Л. Центробанк сможет регулировать ставки по вкладам // Экономика и жизнь № 45 (9411), 18.11.2011.

8. Шевчук И.В. О теоретических подходах к оценке оптимальной ширины процентного коридора // Деньги и кредит № 9 - 2011. С. 42- 47.

List of references:

1. Vasilieva A.,Nikulina N. Specifics of the deposit politics of the commercial bank under present-day conditions//Finance and credit #40 - 2011, P.42-52.

2. Bank management: student’s book; edited by doctor of Economics, professor O. Lavrushin, 2nd edition. - M.:KNORUS,2009. - 560 p.

3. Strategy of the banking sector development in the Russian Federation until 2015//Currency and credit. 2011. #5, P.4-16.

4. Modern banking politics in Russia: edited by S. Bogomolov, V. Bylinkina. Saraton State Socioeconomic University.-Saratov, 2002.- 236 p.

5. Ilyina L., Ruzhanskaya N. Influence of the refinancing rate on the formation of the loan portfolio and the value of commercial bank resources// Finance and credit #42 - 2011, P.19-26.

6. Malkina M., Ivanova A. Analysis of the institutes of the banking system regulation in the Russian Federation//Finance and credit #37 - 2008, P.2-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 3 (7) - 2012

85

Проблемы экономики и менеджмента

7. Vladimirova L. Central Bank will be able to regulate deposit rates// Economics and life #45 (9411), 18.11.2011.

8. Shevchuk I. About theoretic approaches to the appraisal of the optimal width of the interest rate corridor// Currency and credit #9 - 2011, P.42-47.

Д.Н. Цаплев

соискатель, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

МЕЖБАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ

БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация. Научная статья посвящена исследованию особенностей содержательного значения межбанковской конкуренции и ее роли в развитии национальной банковской системы. Проведен критический анализ существующих научных воззрений, отмечена и охарактеризована их недостаточная практическая применимость.

Ключевые слова: конкуренция, банковская система, стратегия развития, конкурентная среда.

D.N. Tsaplev, Kuban State University

BANKING COMPETITION IN ACTIVITY OF RUSSIAN BANKING SYSTEM IN CONTEMPORARY PERIOD

Abstract. The article is devoted to study of banking competition and its role in growth of national banking system. There are the critical analyze of scientific views in this research area, the author made its defect of substance.

Keywords: competition, banking system, strategy of growth, competition environment.

Конкуренция как механизм саморегуляции и развития рынков товаров и услуг традиционно рассматривается в научной литературе применительно к товарным рынкам, именно этому исследовательскому направлению посвящены труды классиков экономической теории и большинства современных исследователей проблем конкуренции и конкурентоспособности предприятий в российской экономике. В то же время межбанковская конкуренция, имеющая на наш взгляд, не меньшее значение для обеспечения ускоренного развития банковской системы страны, мобилизации коммерческих банков и перехода их на инновационный путь развития, рассмотрена в гораздо меньшем масштабе, хотя, как справедливо отмечает Ю.И. Коробов, «Конкуренция в банковской системе намного сложнее, чем в любом другом секторе экономики. Ее особенности определяются составом участников, структурой сферы конкуренции, спецификой продукта, формами конкуренции, влиянием на другие сферы экономики и общественной жизни» [1].

В соответствии со Стратегией развития Банковского сектора Российской Феде-

86

№ 3 (7) - 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.