Научная статья на тему 'Влияние Н2-антагониста фамотидина на суточные биоритмы параметров индивидуального поведения'

Влияние Н2-антагониста фамотидина на суточные биоритмы параметров индивидуального поведения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
189
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУТОЧНЫЕ БИОРИТМЫ / ГОЛОВНОЙ МОЗГ / ГИСТАМИНОВЫЕ РЕЦЕПТОРЫ / ФАМОТИДИН / DAILY BIORHYTHMS / BRAIN / HISTAMINE RECEPTORS / FAMOTIDINE

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Годоражи О. Ю., Валеева Л. А., Нургалина Э. М.

Статья посвящена изучению влияния Н2-антагониста фамотидина на суточные биоритмы параметров индивидуального поведения крыс. Данные получены при введении препарата в дозе 40 мг/кг в течение 10 дней и дальнейшем тестировании животных по методике «открытое поле».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Годоражи О. Ю., Валеева Л. А., Нургалина Э. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF H2-RECEPTOR ANTAGONIST FAMOTIDINE ON BIORHYTHMS OF INDIVIDUAL RHYTHM BEHAVIOR

The paper presents results of the study of H2-receptor antagonist famotidine influence on biorhythm patterns of individual rat behavior. The results were obtained by administrating an agent in a dose of 24 mg/kg for 10 days and testing animals by the method of «open field»

Текст научной работы на тему «Влияние Н2-антагониста фамотидина на суточные биоритмы параметров индивидуального поведения»

ЛИТЕРАТУРА

1. Воробьев, А.А. Хирургическая анатомия оперированного живота и лапароскопическая хирургия спаек. / А.А.Воробьев, А.Г.Бебуришвили - Волгоград: Издатель, 2001.-240

2. Плечев, В.В. Спаечная болезнь брюшины / В.В.Плечев, В.М.Тимербулатов, Р.З.Латыпов -Уфа: Башкортостан, 1999. - 350 с.

3. Сакаева, Д.Н. Влияние эритромицина на иммунитет при иммунодефиците / Д.Н.Сакаева, Д.Н.Лазарева //Экспериментальная и клиническая фармакология.-1999.-Т. 62, № 1.- С.50-52.

4. Смирнов, О.Н. Экспериментальное обоснование миелопротекторного действия мексидола / О.Н.Смирнов, В.А.Инчина, А.В.Зорькина //Российский онкологический журнал.-2000.-№5.-С.25-27.

5. Holmdahl, L., Risberg, B., Beck, D.E., Bums, J.W., Chegini, N., di Zerega, G.S., and Ellis, H. Adhesions: pathogenesis and prevention-panel discussion and summary. European Journal of Surgery Supplement -1997. -№577, -P. 56-62.

УДК 615.214. 015.15. 076.9: 577.31] - 092.9 © О.Ю. Годоражи, Л. А. Валеева, Э.М. Нургалина, 2009

О.Ю. Годоражи, Л.А. Валеева, Э.М. Нургалина ВЛИЯНИЕ Н2-АНТАГОНИСТА ФАМОТИДИНА НА СУТОЧНЫЕ БИОРИТМЫ ПАРАМЕТРОВ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Статья посвящена изучению влияния Н2-антагониста фамотидина на суточные биоритмы параметров индивидуального поведения крыс. Данные получены при введении препарата в дозе 40 мг/кг в течение 10 дней и дальнейшем тестировании животных по методике «открытое поле».

Ключевые слова: суточные биоритмы, головной мозг, гистаминовые рецепторы, фамотидин.

O.Yu. Godorazhi, L.A. Valeyeva, E.M. Nurgalina THE INFLUENCE OF H2-RECEPTOR ANTAGONIST FAMOTIDINE ON BIORHYTHMS OF INDIVIDUAL RHYTHM BEHAVIOR

The paper presents results of the study of H2-receptor antagonist famotidine influence on biorhythm patterns of individual rat behavior. The results were obtained by administrating an agent in a dose of 24 mg/kg for 10 days and testing animals by the method of «open field».

Key words: daily biorhythms, brain, histamine receptors, famotidine.

Важную роль в жизнедеятельности организмов играют биоритмы. Циркадианные колебания зависят не только от фотопериодизма, но и определяются внутренними механизмами управления, такими как супрахиаз-матические ядра гипоталамуса (СХЯ), эпифиз, гиппокамп, базальные ганглии. В зависимости от характера участия в формировании психоэмоциональных реакций выделяют десинхронизирующие (гиппокамп) и синхронизирующие (СХЯ, стриатум) структуры в механизмах управления биоритмами. Так, у животных с разрушенным гиппокампом уменьшалась тревожность, возрастала стабильность поведенческих ритмов [1]. Для многих лекарственных препаратов, влияющих на центральную нервную систему (ЦНС), установлено изменение чувствительности к ним в течение суток. В механизмах действия психотропных средств, как и в патогенезе некоторых заболеваний головного мозга (ГМ), участвует гистаминер-гическая система. Гистамин влияет на целе-

вые нейроны через взаимодействие с 4 типами рецепторов [3]. Известно, что Н2-рецепторы локализуются в базальных ганглиях, гиппокампе, которые имеют значение в управлении биоритмами [4]. Многие антидепрессанты, нейролептики являются блокаторами Н2-рецепторов в нейрональной ткани [3]. По литературным данным, антагонист Н2-рецепторов фамотидин может улучшать состояние больных шизофренией, рефрактерной к типичным антипсихотическим препаратам, влияя на негативные симптомы заболевания, значит, данные рецепторы играют роль в патофизиологии шизофрении [6]. Другие авторы отмечали при введении крысам фамотидина снижение эффекта дофаминомиметиков, что также может вносить вклад в патогенез шизофрении, уменьшая позитивные симптомы [5]. Н2-блокаторы усиливают консолидацию памяти, секрецию вазопрессина, адренокор-тикотропного гормона, пролактина [3,7]. Од-

нако в целом роль данных рецепторов в ЦНС изучена недостаточно.

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния Н2-антагониста фамо-тидина на суточные биоритмы паттернов индивидуального поведения крыс в тесте «открытое поле».

Материал и методы

Эксперименты были проведены в июле на 20 белых нелинейных крысах-самцах массой 140-160 г, содержавшихся в условиях вивария при естественном фотопериоде. Для определения влияния препарата на параметры индивидуального поведения одной группе крыс вводили per os фамотидин в дозе 40 мг/кг в течение 10 дней в одно и то же время, второй группе - физиологический раствор. Затем животных тестировали по методике «открытое поле» через каждые 4 часа на протяжении суток. В течение 4 минут фиксировались паттерны свободного поведения грызунов - «перемещение», «обнюхивание», «норка», «вертикальная стойка», «груминг», «движение на месте», «стойка с упором», «сидит» и «дефекация». Затем рассчитывали объем каждого паттерна и интегральные критерии: коэффициент подвижности = «перемещение» /«сидит», ориентировочно-исследовательскую активность = «перемещение» + «обнюхивание» + «норка» и эмоциональную тревожность = «вертикальная стойка» + «движение на месте» + «стойка с упором» [2]. Статистическую обработку полученных результатов проводили c помощью пакета программ STATISTICA 6.0. Для вычисления достоверности различий в зависимости от типа распределения использовали критерий Стьюден-та или критерий Манна-Уитни.

Результаты и обсуждение

При оценке изменения паттерна «перемещение» в течение суток у крыс, получавших фамотидин, отмечалось уменьшение его уровня в 8 часов, возвращение к исходным значениям в 12 и 16 часов и повышение в 20, 24 и 4 часа, с пиком в 24 часа по сравнению с животными, получавшими плацебо (рис.1а). Такие же результаты получены при анализе двигательных актов «движение на месте», «норка» (рис.1в,с) и интегральных критериев (рис.2а,в,с). Обратной динамикой характеризовался паттерн «сидит» - увеличение его доли у опытных животных в утренние и снижение в вечерне-ночные часы (рис.За). Остальные параметры индивидуального поведения в двух группах были менее чувствительными к

длительному введению фамотидина. У крыс, продолжительно получавших препарат, значение поведенческого акта «обнюхивание» возрастало по сравнению с контролем в 20, 24 и 4 часа, а в 8 часов различий не наблюдалось (рис.Зв), количество стоек с упором у них достоверно снижалось в 8 часов и повышалось в 24 и 4 часа (рис. 3с). Рост уровня паттерна «дефекация» в опытной группе регистрировался ночью, в другие часы объем паттерна не отличался от контроля (рис.4а). По параметрам «вертикальная стойка» и «гру-минг» результаты не достигли достоверной значимости, однако и здесь были выявлены похожие тенденции (рис.4в,с).

Подводя итоги, можно заключить, что при назначении в течение 10 дней фамотиди-на у животных происходит перестройка циркадных биоритмов - наблюдается угнетение активности в 8 часов и повышение в 20, 24 и 4 часа. Характер суточной кривой изменяется в случае следующих параметров свободного поведения животных: «движение на месте», «стойка с упором», «дефекация», коэффициент подвижности, эмоциональная тревожность. Акрофаза ритма сдвигается с 8 часов на 24 часа в половине показателей («перемещение», «движение на месте», «норка», «стойка с упором», «вертикальная стойка», «груминг», эмоциональная тревожность). Среднесуточный уровень в большинстве параметров повышается, а размах значений - снижается. В целом фамотидин оказывает выраженное действие на паттерны «перемещение», «норка», «движение на месте», «стойка с упором», интегральные критерии коэффициент подвижности и эмоциональная тревожность, но влияние препарата на эмоциональный статус грызунов преобладает, о чем свидетельствует значительное повышение активности крыс в вечерне-ночные часы по параметрам «движение на месте», «стойка с упором» и эмоциональная тревожность. Полученные нами результаты согласуются с данными литературы о действии фамотидина на эмоциональное состояние [5,6]. Повышение фамотидином двигательной, ориентировочно-

исследовательской активности и эмоциональной тревожности крыс в вечерне-ночные часы, в период максимальной активности грызунов [1], может играть положительную роль, свидетельствует о способности препарата стабилизировать суточные биоритмы поведенческих актов.

Суточная динамика паттерна "норка".

Рис.1. Суточная динамика паттернов «перемещение», «движение на месте» и «норка» при длительном введении фамотидина * Достоверность различий по сравнению с контролем (р < 0,05).

Суточная динамика ЭТ.

Время суток (часы)

- опыт - -■— контроль I

Рис. 2. Суточная динамика интегральных критериев при длительном введении фамотидина * Достоверность различий по сравнению с контролем (р < 0,05).

Суточная динамика паттерна "сидит".

Время суток (часы)

►— опыт --■--контроль I

Суточная динамика паттерна "стойка с упором".

0,0З X 0,025 ц-

ртет 0,02

е 0,015 | 0,01 о 0,005 0

Время суток (часы)

►— опыт —контроль I

а в с

Рис.З. Суточная динамика паттернов «сидит», «обнюхивание» и «стойка с упором» при длительном введении фамотидина * Достоверность различий по сравнению с контролем (р < 0,05).

Суточная динамика паттерна "груминг"

° 0,01 0

Время суток (часы) опыт —■— контроль I

Рис.4. Суточная динамика паттернов «дефекация», «вертикальная стойка» и «груминг» при длительном введении фамотидина * Достоверность различий по сравнению с контролем (р < 0,05).

Выводы

1. Длительное введение крысам блока-тора Н2-рецепторов фамотидина приводит к угнетению двигательной, ориентировочноисследовательской активности и эмоциональной тревожности грызунов в утренние и повышение значений данных показателей в вечерне-ночные часы.

2. Продолжительное назначение препарата оказывает наиболее выраженное влияние на эмоциональный статус животных, что приводит к изменению характера кривой эмоциональной тревожности и смещению акрофазы ритма с 8 часов на 24 часа.

Время суток (часы)

с

с

с

Сведения об авторах статьи

Годоражи Ольга Юльевна, ассистент кафедры фармакологии №2 БГМУ, контактный телефон - 8-917-41-99-896, е-mail -GodorazhiOlga@ya.ru, адрес: г.Уфа, 450032, ул. Калинина 67, кв. 10.

Валеева Лилия Анваровна, декан фармацевтического факультета БГМУ, зав. кафедрой фармакологии №2, д.м.н., профессор, раб. тел. - (347) -2-72-49-25.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арушанян, Э.Б. Современные аспекты хронофизиологии и хронофармакологии. - Ставрополь: СтГМА, 2004. - 248 с.

2. Атрошенко, О. Н. Влияние беметила, этомерзола и тиетазола на индивидуальное поведение мышей / О. Н. Атрошенко, А. С. Лосев,

3. Р.Ф. Садыков [и др.] // Здравоохранение Башкортостана. - 1999. - №4. - С. 53-58.

4. Сергеев, П.В. Рецепторы / П.В. Сергеев Н.Л. Шимановский, В.И. Петров - М.- Волгоград: Изд-во Семь ветров, 1999. - 640 с.

5. Спасов, А. А. Гистаминовые рецепторы / А.А. Спасов, М.В. Черников, П.М. Васильев [и др.] - Волгоград: ВолГМУ, 2007. - 152 с.

6. Farzin, D. Influence of different histamine receptor agonists and antagonists on apomorphine-induced licking behavior in rat / D. Farzin, M. Attarzadeh // Eur. J. Pharmacol. - 2000. - Vol. 404.-№2. - P. 169-174.

7. Martinez, M. C. Famotidine in the management of schizophrenia //Ann. Pharmacother. - 1999. -Vol. 33. - №6. - P. 742-747.

8. Zarrindast, M-R. Effects of histamine and opioid systems on memory retention of passive avoidance learning in rats / M-R. Zarrindast, M. Eidi, A. Eidi [et al.] // Eur. J. Pharmacol. - 2002. - Vol. 452.- №2. - P. 193-197.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.